Оценка социально-экономических последствий присоединения России к вто для экономики Ростовской области в целом




страница1/11
Дата26.04.2016
Размер1.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО для экономики Ростовской области в целом

Ростов-на-Дону

2013

Оглавление





Оглавление 2

1. Основные задачи преобразования социально-экономической сферы Ростовской области в условиях членства России в ВТО 3

1.1 Принципы и условия участия во Всемирной торговой организации 3

1.2 Итоговые соглашения членства России в ВТО 9

Законопроект № 89689-6 «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=89689-6 – Дата обращения: май 2013 г. 9

1.3 Экономическая политика России и Ростовской области в условиях ВТО 11

1.4. Трансформация экономической деятельности отечественных предприятий в условиях ВТО 26

2. Оценка последствий для экономики Ростовской области после присоединения России в ВТО 30

2.1 Оценка развития основных отраслей экономики 30

Промышленное производство 30

Сельское хозяйство 41

Строительный комплекс 44

Финансово-банковский сектор 46

2.2 Оценка развития потребительского рынка 47

2.3. Оценка развития внешнеэкономической деятельности 52

2.4 Оценка развития рынка труда 55

3. Комплекс мер по развитию экономического потенциала Ростовской области в условиях членства России в ВТО 57

Приложение 1. 63



Приложение 2. 69


1. Основные задачи преобразования социально-экономической сферы Ростовской области в условиях членства России в ВТО




1.1 Принципы и условия участия во Всемирной торговой организации


Всемирная торговая организация (World Trade Organization) является международной организацией, основанной в 1995 году по итогам Уругвайского раунда переговоров (1986-1994 гг.) на базе Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ). Являясь официальной преемницей ГАТТ, Всемирная Торговая Организация создана для либерализации международных торговых отношений. В то же время, спектр юрисдикции ВТО включает осуществление контроля за торговлей услугами и интеллектуальной собственностью между странами-участницами организации. ВТО обеспечивает основу регламентации, как процесса переговоров, так и формализации торговых соглашений. Кроме того, данная организация уделяет значительное внимание процессу разрешения споров, направленных на обязательное следование государствами-членами соглашениям ВТО, которые подписывались представителями стран-участниц и ратифицировались их парламентами. Следует отметить, что в большинстве случаев речь идёт о соблюдении комплекса договорённостей, связанных с Уругвайским Раундом переговоров, чьим логическим завершением стало подписание Марракешских Соглашений, приведших к трансформации ГАТТ в ВТО1.

Необходимость формирования подобной организации со всеобъемлющим регламентированием комплекса торговых отношений возникла достаточно давно. Так, в 1944 году по итогам Бреттон-Вудских соглашений было принято решение о создании Международного Валютного Фонда, Всемирного банка, а также о необходимости создания структуры (изначально Международной торговой организации, однако этот проект не был реализован ввиду отказа ряда государств, в том числе и США от его ратификации), которая была бы призвана продвигать принципы либерализации международной торговли2. Следует отметить, что подобное решение было обусловлено не только желанием ключевых развитых стран укрепить свои позиции в рамках международных экономических отношений, но и фактической позитивной динамикой восстановления экономик и, как следствие, значительным увеличением объёмов международной торговли в первые послевоенные годы. Так, экспорт товаров в данный период увеличивался в среднем на 6 процентов ежегодно. В этих условиях, даже несмотря на изначальные сложности с организацией международной регулирующей структуры, удалось достичь принципиальных договорённостей и подписания Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Taxes). За время отсутствия полноценного институционального механизма, было проведено семь раундов переговоров. Важным событием в сфере торговой либерализации в данной связи стало принятие антидемпинговых соглашений в ходе раунда им. Кеннеди, проходившего с 1964 по 1967 год. В 70-е годы на Токийском раунде был принят ряд соглашений, касающихся некоторых нетарифных барьеров. И хотя далеко не все страны-участницы ГАТТ подписали данные соглашения (и в этой связи их часто именовали «сводами» или «кодексами»), позже они были уточнены в рамках Уругвайского раунда переговоров и подписаны всеми членами ВТО в качестве многосторонних соглашений. Что касается институционального содержания, то прорывным стал Уругвайский раунд (1986-1994), в ходе которого все стороны (123 участника) пришли к соглашению относительно необходимости создания постоянной системы разрешения торговых споров, формирования системы урегулирования вопросов, затрагивающих торговлю услугами и предметами интеллектуальной собственности, а также обновления уже существовавших договоров в рамках ГАТТ, прежде всего, по достаточно проблемным сферам, таким как сельскохозяйственная и текстильная продукция. Отчасти подобный позитивный сдвиг был обусловлен качественными изменениями мировой экономики, наблюдавшимися в течение второй половины XX века и связанными с начавшимся процессом глобализации, а также тенденциями регионализации и интернационализации, которые обусловили необходимость больших взаимных уступок в сфере международной торговли и глубокой законодательной регламентации в условиях всё более нарастающего взаимопроникновения и взаимозависимости национальных экономик и иных субъектов международных экономических отношений. Помимо качественных, произошли и тесно связанные с ними количественные изменения. Так, например, совокупный объём торговли за 1997 год оказался в 14 раз выше аналогичного показателя за 1950 год, что наглядно демонстрирует значительную интенсификацию международной торговли.

В результате, в апреле 1994 года в Марракеше (Марокко) были официально подписаны соглашения по созданию ВТО, которые ознаменовали легитимизацию её международного статуса. Важно отметить, что Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) продолжает существовать в качестве одного из важнейших договоров в рамках ВТО. Помимо этого, большое значение имеют Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), расширившие охват юрисдикции ВТО. В целом, было утверждено около 60 соглашений, приложений и ряда других документов. Помимо ГАТТ, ГАТС и ТРИПС, важными соглашениями являются ТРИМС (Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам), оценка механизма ООТП (Орган по проведению обзора торговой политики), соглашение об урегулировании споров. Все вышеперечисленные соглашения были приняты в редакции 1994 года. Необходимо отметить, что данные соглашения были определены в качестве законов, однако далеко не все государства их ратифицировали. Так, США отказываются от ратификации, указывая на то, что соглашения не являются законами. На сегодняшний день ВТО охватывает примерно 97% от общего объёма мировой торговли, а членами данной организации являются 159 государств (см. Приложение 1). Таким образом, ВТО можно определить как сложную, многостороннюю структуру, определяющую права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Ключевые вопросы, касающиеся либерализации внешнеторговой деятельности, а также важных аспектов и перспектив развития мировой торговли, обсуждаются в рамках т.н. МТП (многосторонних торговых переговоров). На данный момент проведено восемь подобных раундов переговоров, и продолжается девятый – Дохийский раунд, начавшийся в ноябре 2001 года, и чьи перспективы на сегодняшний день всё ещё остаются неопределёнными.

Особо важным обстоятельством, касающимся присоединения к ВТО и участия в данной организации, является необходимость добровольного ограничения части государственного суверенитета стран-членов с целью активизации торговли, организованной на основе единых общепризнанных международных принципов. В данных условиях государство контролирует соблюдение этих принципов, для того чтобы деятельность иностранных компаний не только приносила им прибыль, но и не наносила вред отечественному бизнесу и национальной экономике.

Таким образом, главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции3.


Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:


  • Недискриминация4

Данный принцип предполагает, с одной стороны, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ; most favoured nation treatment) в торговле; с другой стороны, предусматривается введение национального режима (national treatment), предполагающего предоставление иностранным товарам и услугам, а также зарубежным компаниям не менее благоприятных условий, чем для национальных товаров, услуг, компаний и т.д.




  • Взаимность

Предполагается взаимность уступок, касающихся ослабления двусторонних торговых ограничений. Кроме этого, важным моментом является минимизации масштаба «проблемы безбилетника» (free-riding), возникающей как издержки режима наибольшего благоприятствования.




  • Прозрачность

Каждому государству-члену ВТО надлежит публиковать свои торговые правила, поддерживать специальные институты, осуществляющие мониторинг административных решений, оказывающих влияние на торговлю, а также иметь структуры, предоставляющие данные другим участникам ВТО. Кроме того, данные институты обязаны уведомлять ВТО об изменении национальной торговой политики. Требования по внутренней транспарентности дополняются наличием периодических отсчётов в рамках Механизма обзора торговой политики.




  • Справедливая конкуренция

Разрешение применять санкции против субсидируемого или демпингового импорта в случае нанесения ущерба для отечественных производителей.

  • Либерализация торговли

Предусматривается регулирование торговли преимущественно тарифными методами, уделяется особое внимание последовательному сокращению уровня таможенных пошлин.


  • Отказ от использования количественных и иных ограничений

Данное требование носит в значительной степени рекомендательный, постановочный и прогностический характер. Отвечая в целом основным задачам и тенденциям развития ВТО, оно на практике сочетается с сохранением широкого круга как тарифных, так и нетарифных ограничений.


  • Разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров

Все обязательства по тарифам, предоставляющиеся участниками ВТО друг другу в рамках переговоров по многосторонней торговле, перечисляются в специальном перечне уступок. В данных перечнях формируются т.н. «ceiling bindings» (дословно – «потолочные связывания»), т.е. предельный уровень связывания ставок таможенных пошлин. Страна имеет право изменять данные предельные уровни, однако, лишь по итогам переговоров со своими торговыми партнёрами, направленных на компенсацию потерь от подобного шага для партнёров данной страны. В том случае если стороны не договариваются, и одно из государств полагает, что не получает компенсации, пострадавшая сторона может начать официальную процедуру разрешения споров в рамках ВТО.

  • Льготы для развивающихся стран

Для развивающихся стран предусматривается более длительный период для адаптации к достаточно непростым условиям ВТО, большая гибкость и специальный льготный режим.

  • Защитные клапаны

В особых случаях государства могут вводить торговые ограничения. Можно отметить, что соглашения ВТО предусматривают, что страны-члены организации имеют право принимать меры не только по защите окружающей среды, но и связанные с поддержкой здравоохранения, а также здоровья животного и растительного мира. Однако данные меры должны применяться равным образом для национальных и иностранных участников торговой деятельности. В данной связи государства не должны использовать меры по защите окружающей среды в качестве скрытых средств протекционизма5.
Важнейшими функциями ВТО являются6:


  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

  • разрешение торговых споров;

  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Что касается условий участия, все государства-участники ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Важно отметить, что Всемирная торговая организация фактически имеет форму некоего многостороннего контракта, представленного пакетами соглашений. Так, Пакет соглашений Уругвайского раунда включает в целом более 50 многосторонних торговых соглашений и ряд прочих документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС7:



Приложение 1А:

Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.



Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.



Соглашение по сельскому хозяйству.

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.



Соглашение по текстилю и одежде.

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой.



Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм.

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля.



Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации.



Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей.

Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и Ст.XI (Запрет количественных ограничений).



Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров).

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров.



Соглашение по предотгрузочной инспекции.

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций.



Соглашение по правилам происхождения.

Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров.



Соглашение по процедурам импортного лицензирования.

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта.



Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием.



Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг).

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу.



Соглашение по защитным мерам.

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту.



Приложение 1В:

Генеральное соглашение по торговле услугами

Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.



Приложение 1С:

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.



Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров

Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.



Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики

Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.



Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе).

Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд) 8.

В результате межминистерской встречи в Марракеше, завершившей Уругвайский раунд переговоров, была принята вторая часть пакета документов, состоящая из решений и деклараций министров, а также других договоренностей. Данная часть пакета документов касается дополнительных условий и правил, которые принимают государства-члены ВТО. В целом, полный пакет документов ВТО, учитывающий перечень национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг, составляет около 30 тыс. страниц.

Особое место в организационной системе ВТО занимают секторальные тарифные инициативы (например, «гармонизация торговли химическими товарами», «текстильная гармонизация»). Участниками данных инициатив являются, как правило, развитые государства, берущее на себя добровольные обязательства, связанные с максимальной либерализацией доступа в соответствующие секторы национального рынка.

В отличие от основополагающих принципов ГАТТ, ВТО постоянно учитывает все возникающие в современных условиях проблемы, а также анализирует перспективы расширения спектра деятельности и контроля организации за новыми сферами и рассмотрения новых насущных проблем, касающихся современной мировой торговли.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница