Оценка и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг во взаимодействии с потребностями на рынке труда в Приволжском федеральном округе




Скачать 296.64 Kb.
Дата05.05.2016
Размер296.64 Kb.
Оценка и перспективы развития регионального рынка образовательных услуг во взаимодействии с потребностями на рынке труда в Приволжском федеральном округе

(на примере Республики Татарстан)

Estimation and development prospects of the educational services in the regional market in interaction with the demands on the labor market of the Volga Federal District (on an example of the Republic of Tatarstan).



Лилиана Рафиковна Шакирова, доктор педагогических наук, профессор, Казанский федеральный университет, Центр стратегических оценок и прогнозов.

Леонид Алексеевич Ельшин, кандидат экономических наук, доцент, с.н.с. Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Мария Игоревна Прыгунова н.с. Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Liliana Rafikovna Shakirova, Doctor of Education, professor, the Center of strategic estimates and forecasts in Kazan Federal University.

Leonid Alekseevich Elshin, PH.D in Economics, the senior research assistant of the Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.

Maria Igorevna Prygunova, the research assistant of the Center of Advanced Economic Research in the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.
Текст аннотации

В статье рассматриваются основные предпосылки формирующегося на современном этапе развития России и ее отдельных федеральных округов дисбаланса между имеющейся в экономике структурой рабочих мест и численностью выпускников высших учебных заведений (на примере Республики Татарстан). Авторами проводится обзор сложившихся тенденций, определяющих несоответствие высшего образования требованиям рынка труда; предлагаются подходы к формированию условий взаимовыгодного партнерства между институтами высшего образования и работодателей, обеспечивающие рост уровня социально полезной отдачи системы профессионального образования; выявляются основные тенденции, определяющие характер социальной напряженности на рынке труда и моделируется прогнозная динамика уровня дисбаланса потребности экономики Республики Татарстан с численностью трудоспособного населения в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки с учетом сложившихся тенденций развития социально-экономической системы в целом.

Summary text



In the article we consider the main premises of the forming at the present stage of Russia development and its separate federal districts imbalance between the workplaces structure available in economy and higher educational institutions graduates number (on an example of the Republic of Tatarstan). Authors carry out the review of the existing tendencies which define discrepancy of the higher education to requirements of a labor market; suggest approaches to conditions formation of mutually advantageous partnership between the higher education institutes and the employers, providing level growth of socially useful return in professional education system; find out the main tendencies defining social tension nature on a labor market and model forecasting dynamics of an imbalance level of economy requirement of the Republic of Tatarstan with the number of able-bodied population broken down by the extended groups of specialties and the training directions taking into account the existing development tendencies of the economic and social system as a whole.

Ключевые слова: дефицит кадров, профессиональное образование, структурный дисбаланс, кадровый потенциал региона.

Keywords: staff deficit, professional education, structural imbalance, human resources of the region. Keywords (Russian language, English language)

Высшее образование как социальный институт современного общества является одним из основных каналов социальной мобильности. Продуктивно этот канал работает лишь в том случае, если подготовленные специалисты востребованы национальной экономикой и занимают соответствующие своему уровню квалификации, адекватно оплачиваемые рабочие места. Поэтому без понимания процессов и тенденций, складывающихся в стране в сфере занятости, невозможно оценить перспективы российской модернизации с точки зрения ограничений, накладываемых на неё качеством человеческого потенциала России.

Дефицит кадров, отражающий дисбаланс между имеющейся в экономике структурой рабочих мест и численностью выпускников высших учебных заведений по разным специальностям представляет собой одну из негативных тенденций настоящего периода. К числу таких диспропорций относятся следующие:

- сегментация рынка труда, не совпадающая ни с сегментацией образования, ни с запросами работников;

- упрощение трудовой деятельности;

- снижение качества профессионального образования;

- ухудшение профессиональной подготовки на рабочих местах. [8]

Снижение качества профессионального образования определяется ухудшением самого учебного процесса, плохой сопряжённостью обучения с реальными запросами производства и слабой готовностью выпускников к практической работе, т. е. низким качеством их общего человеческого капитала. В результате дефицит кадров проявляется не только в мало привлекательных сегментах, но и в престижных видах деятельности из-за трудностей подбора подходящих сотрудников. Кроме того, несопряжённость профессиональной структуры выпускников со спросом на труд приводит к тому, что подчас некем замещать естественное выбытие кадров. Прежде всего это относится к специальностям инженерно-технического профиля [там же].

Поиск оптимального сочетания интересов государства, регионов, конкретного учебного заведения и отдельной личности является одной из основных задач современного образовательного процесса. Целесообразно изучать и исследовать особенности регионов России, так как они, имея одинаковые средовые признаки образовательных систем, различаются по пространственным характеристикам образования человека. Во всех вузах преподавание ведется по общим российским стандартам образования, но не достигается одинаково высокое качество подготовки специалистов, ибо система образования также как другие сферы жизни общества имеет особенности, своеобразия, характеризуется особыми проявлениями и тенденциями в разных регионах, субъектах страны наряду с общими процессами, тенденциями и закономерностями. Учет региональных особенностей позволит реализовывать образовательную политику согласно федеральным программным документам для удержания единого образовательного пространства России [9].

Текущие проблемы несоответствия высшего образования требованиям рынка труда во многом связаны с кардинальными структурными изменениями в российской экономике за годы реформ и соответствующими изменениями спроса и предложения на рынке труда. Обобщающими характеристиками структурных изменений в занятости стали увеличение удельного веса сектора услуг и сокращение доли промышленно-производственного сектора, а также сельского и лесного хозяйства. Доля занятых в секторе услуг в России за последние годы значительно выросла и по данным Росстата за 2010 г. составляла 62,2% (в Приволжском федеральном округе (ПФО) она составляла 59,4%). Для сравнения в 2000 г. этот показатель составлял 56,3% в РФ и 50,8% - в ПФО. Этот рост в большей степени был связан с коллапсом спроса на труд в промышленности в 1990-е гг., чем с абсолютным спросом в секторе услуг. За прошедшее десятилетие нулевых произошло снижение числа занятых в промышленности. Если в промышленности в 2000 г. число рабочих мест в России составляло около 14,5 млн. (или 22,6% от общего числа занятых), то в 2010 г. – 13,3 млн. (в процентном отношении 19,7%). В Приволжском федеральном округе в сфере промышленности было занято: в 2000 г. – 25,6% занятых, в 2010 г. – лишь 22,2%.

Изучение вопроса о несоответствии развития системы образования требованиям рынка труда в Российской Федерации можно, с высокой степенью уверенности, изучить на примере одного из динамично развивающегося региона России – Республики Татарстан. Особую актуальность представляемым исследованиям придает то, что в качестве целевого анализируемого региона выступает Республика Татарстан, обладающая схожей с общероссийской структурой воспроизводственных процессов (рис. 1). Данное обстоятельство определяет возможность проецирования данных о динамике формирования структурных процессов, протекающих на рынках труда и в сфере образовательных услуг на общефедеральный уровень.
Рисунок 1. Структура промышленного производства России и Республики Татарстан .








В Республике Татарстан во всех отраслях экономики работает 1807,5 тысяч трудоспособного населения. В реальном секторе экономики структура занятости населения следующая: добыча, транспортировка и переработка нефти и газа – 2,5% от общего числа занятых; АПК – 9,8%; строительство и ЖКХ – 9,3%; торговля и общественное питание – 16,6%; транспорт и дорожное хозяйство – 6,7%; энергетика – 2,5%; торговля и общественное питание – 16,6%. Согласно прогнозам развития экономики Республики Татарстан к 2015 году производительность труда должна вырасти на 30%. В разрезе отдельных отраслей должны произойти рост производства: в сельскохозяйственном производстве на 24,9%; в промышленности на 29%; в обрабатывающей промышленности на 47,5%; в торговле на 50%; в строительстве на 56,4%. И только в добыче полезных ископаемых ожидается спад производства на 1,6%. Потребности в рабочих кадрах в данных отраслях практически более чем на 70% удовлетворяются за счет системы начального и среднего профессионального образования, которая состоит на данный момент из 146 учреждений (43 – НПО и 103 – СПО). В них обучается более 72000 человек.

Вышесказанное подтверждается и данными мониторинга МТЗиСЗ РТ: перспективная потребность в подготовке кадров с НПО на ближайшие пять лет составляет 74% (или более 100 тыс. человек), тогда как потребность в выпускниках учреждений высшего профессионального образования – 19%. В то же время за период с 1990 г. по 2007 г. прием в учебные заведения системы НПО Республики Татарстан сократился в 1,8 раза, а в государственные учреждения высшего профессионального образования – увеличился более чем в 2,2 раза (без учета негосударственных вузов) (рис. 2).

Рисунок 2. Число учащихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования

Однако стоит отметить, что в 2010-2011 годах, была выявлена следующая ситуация: помимо снижения числа учащихся в высших учебных заведениях, связанного с демографической ситуацией, выросло число студентов, обучающихся в сфере начального и среднего образования, что, в определенной степени, свидетельствует о переломных моментах в сфере сформировавшихся ранее диссанирующих процессов во взаимодействии региональных рынков труда и рынков образовательных услуг.

Вместе с тем социологические опросы, проводимые ежегодно в Республике Татарстан, показывают, что профессиональные предпочтения выпускников школ меняются незначительно. По-прежнему большинство из них (более 75%) ориентируются на популярные в обществе профессии: юриста, экономиста, менеджера и нацелены преимущественно на получение высшего образования. В основном молодежь не мотивирована на получение рабочих и инженерных профессий, а зачастую и не информирована о реальной ситуации на рынке труда. Как следствие, рынок перенасыщен специалистами с высшим гуманитарным образованием, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих. Так, например, выпускников по специальности авиационная и ракетно-космическая техника в 10,5 раз меньше, чем по специальности образование и педагогика и в 6,6 раз чем экономистов и управленцев.

Итак, на повестке дня современной действительности стоят вопросы структуры подготавливаемых кадров по специальностям и уровням профессионального образования. Региональные рынки труда находятся в состоянии непрерывного изменения. Меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки специалистов.

Очевидно, что динамичной модели социально-экономического развития территорий должна соответствовать адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост, воспроизводящая специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. В таких условиях региональные системы профессионального образования призваны обеспечивать перспективные потребности экономики субъектов РФ в профессионально-квалификационном обновлении и пополнении кадров.

В настоящее время объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих и специалистов, зачастую планируются на основе устаревшей или недостаточно проверенной информации, не отражающей произошедших изменений на рынке труда и не учитывающей емкости рынка трудовых ресурсов. Как следствие, часть выпускников рискуют получить специальности, уже не востребованные рынком труда (например, известные перекосы в подготовке по специальностям «юрист», «экономист», «бухгалтер»). С другой стороны, нарастает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, связанный с соотношением уровней профессионального образования. Таким образом, следует констатировать двойной структурный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест на региональных рынка труда: по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и в профессионально-квалификационном разрезе.

Предлагаемые выводы и оценки, присущие особенностям регионального развития рынка труда и сферы образовательных услуг на современном этапе развития, характерны как для Российской Федерации в целом, так и для отдельных ее Федеральных округов и регионов.

В настоящее время в Приволжском федеральном округе выпускников среднего и высшего профессионального образования, находящихся в зоне риска по трудоустройству, насчитывается более 25 тыс., это 10% их общей численности. В целом же доля молодежи в общей численности безработных составляет более 30%. При этом, в условиях роста регистрируемой безработицы, изменения в её структуре говорят об увеличении доли граждан, имеющих среднее и, особенно, высшее профессиональное образование, что отражает снижение спроса экономики на специалистов, а также об увеличении доли граждан в возрасте 20 – 29 лет, что указывает на первоочередное сокращение работодателями данной категории работников, как не имеющих достаточного опыта работы и квалификации [10].

Для выявления и решения проблем трудоустройства выпускников вузов Министерством образования и науки РФ в 2010 году был проведен анализ эффективности моделей деятельности субъектов Российской Федерации по нескольким показателям [2]:

1) сокращение приема в учреждения профессионального образования всех уровней в 2010 году по тем направлениям подготовки, которые имели большой процент риска нетрудоустройства в 2009 году;

2) трудоустройство выпускников по завершении стажировок;

3) открытие собственного дела выпускниками учреждений профессионального образования;

4) открытие на базе вузов малых инновационных предприятий с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности и трудоустройства выпускников;

5) сокращение риска нетрудоустройства выпускников 2009 года (по состоянию на 1 апреля 2010 года) в сравнении с прогнозом риска нетрудоустройства (по состоянию на май – июнь 2009 года). (Другими словами, сравнение факта и прогноза нетрудоустройства).

Рассмотрим результаты проведенного анализа эффективности деятельности субъектов Приволжского федерального округа по трудоустройству выпускников вузов.

Анализ первого показателя – сокращения приема по невостребованным направлениям подготовки – показал, что практически все субъекты при формировании объемов и профилей подготовки кадров на 2010 год в той или иной степени учитывали результаты риска нетрудоустройства выпускников 2009 года и уменьшали контрольные цифры приема по невостребованным направлениям подготовки. Регионы, в которых подобная работа проводилась наиболее успешно в Приволжском федеральном округе, это Пензенская, Оренбургская, Саратовская и Самарская области, республики Чувашия и Удмуртия.

Анализ второго показателя – трудоустройства выпускников по завершении стажировок – показал, что в 2009 году в стажировках в целом по стране приняли участие 60,4 тыс. человек. На эти цели было израсходовано 840,164 млн. рублей. Выпускников образовательных учреждений, прошедших стажировку, насчитывалось 49,5 тыс. человек. Доля трудоустроенных выпускников после прохождения стажировок в среднем по регионам составляет 42%, в том числе трудоустроенных по месту стажировки – 25%, в других организациях – 17% [2].

Среди регионов Приволжского федерального округа, в которых уделялось особое внимание трудоустройству выпускников после прохождения стажировок, и процент трудоустройства выше среднего по России, то есть выше 42%, можно выделить следующие: Республика Марий Эл, Кировская, Нижегородская и Самарская области. В них доля трудоустроившихся выпускников превышает 70%.

В 2011 году стажировку в целях получения опыта работы прошли 16,4 тыс. выпускников образовательных учреждений округа (в Самарской области – 2300 чел., в Республике Башкортостан – 1818 чел., в Оренбургской и Пензенской областях – по 1400 чел., в Пермском крае, Саратовской области и Удмуртии – по 1200 чел., в Республике Татарстан –1000 чел.).

Третий показатель – открытие собственного дела выпускниками учреждений профессионального образования. Работа по обучению выпускников основам предпринимательства проводится во всех регионах, однако открытие ими собственного дела происходит далеко не в каждом из них. Так, регионы округа, в которых выпускникам (а их количество исчисляется десятками) для открытия собственного дела, кроме 58,8 тыс. рублей из федерального бюджета, оказывалась всемерная поддержка – это: Республика Татарстан, Самарская и Саратовская области. В них открыли собственное дело более 40 выпускников.

По четвертому показателю – открытию на базе вузов малых инновационных предприятий – среди субъектов округа можно выделить: Республику Татарстан, Самарскую и Саратовскую области. Причем, открытие малых предприятий инициируется самими вузами и Министерством, а условия для их успешного функционирования обеспечиваются и исполнительной властью региона.

На базе Казанского (Приволжского) федерального университета в настоящее время действует 22 таких предприятия. Направления их деятельности следующие: медицинские технологии и медицинское оборудование; космические системы; приборостроение; рациональное природопользование; инновации в образовании; IT; сельское хозяйство; строительство; новые материалы. На базе Казанского национального исследовательского технологического университета создано 24 предприятия.

Пятый показатель – сокращение риска нетрудоустройства выпускников 2009 года (по состоянию на 1 апреля 2010 года) в сравнении с прогнозом риска нетрудоустройства (по состоянию на май – июнь 2009 года) – по Приволжскому федеральному округу прогноз нетрудоустройства составлял 11,4%, фактически составил 6,4%.

Проведенный Министерством образования и науки РФ анализ позволил оценить эффективность моделей деятельности субъектов округа по трудоустройству выпускников 2009 года (табл. 1). Все регионы были условно разделены на три группы в зависимости от эффективности их деятельности и по сравнению с другими регионами федерального округа: регионы с высокоэффективной деятельностью по трудоустройству выпускников, регионы с эффективной деятельностью и регионы, деятельность которых недостаточно эффективна [2].

Таблица 1.

Эффективность деятельности субъектов ПФО

по трудоустройству выпускников в 2009 году

Группы эффективности

Высокоэффективная

Эффективная

Недостаточно эффективная

Республика Татарстан,

Самарская область,

Саратовская область

Удмуртская Республика,

Республика Марий эл,

Пермский край,

Кировская область,

Нижегородская область

Пензенская область



Республика Башкортостан,

Республика Мордовия,

Чувашская Республика,

Оренбургская область

Ульяновская область


Источник: Федеральный справочник. Образование в России. Вып. 7. Центр стратегического партнерства. – М.: Центр стратегического партнерства, 2010
Согласно полученным данным, в текущем году ожидается почти 1,5 млн. выпускников очной формы обучения. Планируют продолжить обучение 10% выпускников вузов, будут призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации 10%, начнут трудовую деятельность 69% выпускников вузов. Таким образом, будет обеспечена занятость 89% выпускников вузов.

Анализ полученной информации позволил выявить основные предполагаемые тенденции в распределении выпускников: наибольший риск быть не трудоустроенными ожидается для выпускников вузов Дальневосточного федерального округа (16% от их общей численности) и Уральского федерального округа (14%). Наиболее оптимистичный прогноз трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования наблюдается в Северо-Западном федеральном округе.

В зоне риска находятся выпускники вузов по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук, образования и педагогики.

Основным компонентом механизма управления кадровым потенциалом региона выступает составление перспективных балансов спроса и предложения рабочей силы, являясь важной составляющей эффективной модели организационно-экономического взаимодействия региональных систем профессионального образования и рынков труда. Однако, как правило, прогнозы и программы экономического развития, подготавливаемые в субъектах РФ, строятся на сведениях, полученных от органов государственной статистики и отражающих структуру занятости лишь в отраслевом разрезе. Поэтому существующие в настоящее время статистические данные не позволяют оценить динамику занятости в разрезе профессионально-квалификационной структуры рабочих мест экономики региона. Данных сведений явно недостаточно для планирования системы подготовки кадров.

Мониторинг предприятий, проведенный в 2011 году органами занятости населения, показал, что перспективная потребность в подготовке кадров в образовательных учреждениях Республики Татарстан на 2012-2016 годы составляет 137,5 тыс. чел. более чем по 1,3 тыс. профессий, из них 74% – это кадры с начальным профессиональным образованием, 7% – со средним профессиональным образованием и 19% – с высшим профессиональным образованием.

Как показывает практика, проведение такого мониторинга недостаточно, его результаты не могут служить основой для формирования государственного заказа, так как обобщают первичные данные предприятий и не учитывают перспективы развития экономики республики в целом, не являются научно обоснованными.

В связи с этим нами была разработана методика прогнозирования потребности в подготовке кадров в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и на ее основе подготовлен текущий и перспективный прогноз потребности экономики республики в кадрах.

В рамках моделирования и прогнозирования кадровых потребностей были получены данные, характеризующие следующие тенденции в развитии ожидаемого дисбаланса прогнозируемой общей потребности экономики с численностью трудоспособного населения в разрезе укрупненных групп специальностей при условии сохранения действующих подходов к формированию процессов развития на рынке труда, а также в сфере образовательных услуг в Республике Татарстан (табл. 2 и 3).



Таблица 2.

Результаты прогнозных расчетов

Наименование показателя

2012

2015

2020

2030

Общая занятость в РТ

1861349

1910803

2172950

2431623

Дополнительные потребности в кадрах

40949,68

42037,67

47804,89

53495,71

Общая потребность экономики РТ в кадрах

1902299

1952841

2220755

2485119

Численность трудоспособного населения

2366678

2346947

2623996

2865573

Ожидаемый дисбаланс прогнозируемый общей потребности экономики с численностью трудоспособного населения в разрезе укрупненных групп специальностей

464379

394106,4

403241,8

380453,5

Трудовые ресурсы, чел.

2484462

2527548

2715922

2923827

Распределение численности трудовых ресурсов:

 

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

183385,72

184978,68

190255,38

187144,15

Рыболовство, рыбоводство

587,77

592,88

609,79

599,82

Добыча полезных ископаемых

49373,08

49801,95

51222,6

50384,96

Обрабатывающие производства

329153,86

332013,01

341484,01

335899,76

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

39968,68

40315,87

41465,92

40787,83

Строительство

173981,33

175492,59

180498,69

177547,02

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

282131,88

284582,58

292700,58

287914,08

Гостиницы и рестораны

42319,78

42687,39

43905,09

43187,11

Транспорт и связь

117554,95

118576,08

121958,58

119964,2

Финансовая деятельность

21159,89

21343,69

21952,54

21593,56

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

117554,95

118576,08

121958,58

119964,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

70532,97

71145,64

73175,14

71978,52

Образование

115203,85

116204,55

119519,4

117564,92

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

162225,83

163634,98

168302,83

165550,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

86990,66

87746,3

90249,35

88773,51

Уровень безработицы, %

5,07

4,88

4,6

4,32

Интенсивность потоков переквалификации, чел.

8003,8

8216,45

9343,68

10455,98

Иностранные трудовые мигранты

24844,62

25275,48

27159,22

29238,27

Таблица 3.



Прогнозная структура потребности кадров экономики

Республики Татарстан, чел.

Общая потребность в кадрах в разрезе ВЭД

2012

2015

2020

2030

Распределение численности трудовых ресурсов:

 

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

171207

175756

199868

223661

Рыболовство, рыбоводство

514

527

600

671

Добыча полезных ископаемых

38046

39057

44415

49702

Обрабатывающие производства

336707

345653

393074

439866

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

47557

48821

55519

62128

Строительство

188328

193331

219855

246027

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

313879

322219

366425

410045

Гостиницы и рестораны

45655

46868

53298

59643

Транспорт и связь

131259

134746

153232

171473

Финансовая деятельность

32339

33198

37753

42247

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

129356

132793

151011

168988

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

81799

83972

95492

106860

Образование

186425

191378

217634

243542

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

108431

111312

126583

141652

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

72287

74208

84389

94435

Представленные результаты исследования демонстрируют наличие долгосрочной тенденции сокращения дисбаланса (рис. 3) потребности экономики Республики Татарстан с численностью трудоспособного населения в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Вместе с тем, необходимо заметить, что при условии сохранения инерционного сценария развития социально-экономической системы Республики Татарстан, динамика уровня рассматриваемого дисбаланса может принимать стагнирующий характер.


Рисунок 3. Динамика уровня дисбаланса потребности экономики Республики Татарстан с численностью трудоспособного населения в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки

Наличие в социально-экономической системе Республики Татарстан наблюдаемого дисбаланса, во многом, определяется спецификой подготовки кадров. Наибольший удельный вес в структуре специальностей подготовки занимает социально-экономическое направление, что, конечно же, и формирует основы наблюдаемого на рынке труда несоответствия между имеющимися вакансиями и наличием соответствующих специалистов или рабочих.

Несомненно, на характер динамики уровня рассматриваемого дисбаланса оказывают также влияние макроэкономические генерации в экономической структуре Республики Татарстан, обуславливающие соответствующий характер воспроизводственных процессов. При этом сущность данного характера выражалась на протяжении целого ряда лет в, упомянутых ранее, процессах сокращения доли промышленного сектора экономики в региональном продукте.

Интенсивное развитие сектора услуг являлось определяющим фактором в спросе на рынке образовательных услуг. Так, к примеру, спрос со стороны работодателей на экономические специальности и направления подготовки достигал более 20% от общего количества направлений подготовки, осуществляемых в Республике Татарстан.



Таблица 4.

Прогноз подготовки специалистов по направлениям

(инерционный сценарий), чел.







2020

2025

2030

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

080000

2 499,00

2 619,00

2 690,00

Агрономия

110200

160,00

167,00

172,00

Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газ

130501

405,00

424,00

436,00

Морские нефтегазовые сооружения

130601

172,00

180,00

185,00

Тепловые электрические станции

140101

215,00

225,00

231,00

Электроэнергетика

140200

188,00

198,00

203,00

Двигатели внутреннего сгорания

140501

125,00

131,00

134,00

Электромеханика

140601

128,00

134,00

137,00

Металлургия черных металлов

150101

158,00

166,00

170,00

Машиностроительные технологии и оборудование

150200

251,00

263,00

270,00

Технологические машины и оборудование

150400

150,00

158,00

162,00

Технология машиностроения

151001

1 084,00

1 136,00

1 167,00

Самолето- и вертолетостроение

160201

91,00

96,00

98,00

Авиационные двигатели и энергетические установки

160301

119,00

124,00

128,00

Кораблестроение

180101

175,00

183,00

188,00

Гидрография и навигационное обеспечение судоходства

180401

192,00

201,00

206,00

Автомобиле- и тракторостроение

190201

134,00

140,00

144,00

Автомобили и автомобильное хозяйство

190601

81,00

85,00

87,00

Организация перевозок и управление на транспорте

190700

105,00

110,00

113,00

Приборостроение

200100

365,00

383,00

393,00

Оптотехника

200200

295,00

309,00

318,00

Физическая электроника

210101

132,00

139,00

142,00

Микроэлектроника и твердотельная электроника

210104

211,00

221,00

227,00

Информатика и вычислительная техника

230100

158,00

166,00

170,00

Химическая технология органических веществ и топлива

240400

382,00

400,00

411,00

Химическая технология высокомолекулярных соединений

240501

137,00

143,00

147,00

Машины и аппараты химических производств

240801

184,00

193,00

198,00

Строительство

270100

989,00

1 036,00

1 064,00

Другие направления подготовки (более 80 направлений подготовки)




5 779,00

6 058,00

6 213,00

Подводя некоторые предварительные итоги проведенному исследованию, можно констатировать, что анализ ситуации с трудоустройством выпускников свидетельствует, в целом, о наличии позитивных изменениях в этой области, об улучшении диалога между системой высшего образования и рынком труда, о росте требований выпускников к условиям работы (они все чаще отказываются от направлений при наличии заявок).

За последние годы был принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников вузов, в том числе:


    • введена контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

    • в ряде образовательных учреждений созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками;

    • выпускникам, попавшим в критическую ситуацию с трудоустройством и получившим статус «безработных», государственная служба занятости, используя различные программы, оказывает содействие (трудоустройство, переподготовка и психологическая поддержка);

    • в ряде субъектов РФ введены системы комплексного регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы;

    • реализуется ряд проектов в области трудоустройства выпускников с участием международных организаций.

Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда в Российской Федерации позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования и снизит уровень социальной напряженности на рынке труда.

Вместе с тем, не смотря на некоторые оттенки позитивного восприятия в сфере тенденций развития региональных образовательных услуг в соответствии с кадровыми потребностями, формирующимися на региональных рынках труда, можно выделить наиболее вероятные перспективы развития последних:



  1. В ближайшие годы резко усилится конкуренция на рынке специалистов с высшим образованием. Это будет связано как с избыточным предложением выпускников, так и с высвобождением избыточной численности персонала в ряде отраслей промышленности, прежде всего в электроэнергетике и топливной индустрии.

  2. Недостаток кадров с начальным профессиональным образованием представляет стратегическую угрозу росту экономики республики.

  3. В связи с общим сокращением занятости на многих средних и крупных предприятиях (оптимизация численности) вероятен переток значительного количества специалистов в сферу услуг и рост самозанятости. При отсутствии государственной политики в данной области, таким образом, вероятно дальнейшее увеличение «серого» сегмента рынка труда.

Постепенный переход России от сырьевой к инновационной экономике, продолжающийся поиск своего места на мировых рынках, вероятно, будет сопровождаться дальнейшими серьезными изменениями структуры экономики и соответственно структуры спроса на рабочую силу, что является серьезным вызовом для системы высшего образования. В этих условиях государство должно взять на себя регулирующую функцию и обеспечить организационно-правовые условия для взаимовыгодного партнерства институтов высшего образования и работодателей, с одной стороны, позволяя работодателям участвовать в решении стратегических вопросов развития профессионального образования и влиять на качество программ подготовки кадров, а с другой — предоставляя определенную самостоятельность учебным заведениям, дающую возможность изменять программы подготовки в соответствии с запросами рынка труда.
Использованная литература

  1. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования российской федерации: аналитический доклад/под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. издание 2-е, переработанное и дополненное– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 236 с.

  2. Калина И.И. Анализ эффективности субъектов российской федерации в сфере трудоустройства выпускников. Федеральный справочник. Образование в России [информационно-аналитическое издание]; Т. 7 / Центр стратегического партнерства. – М.: Центр стратегического партнерства, 2010.)

  3. О ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней // электронный ресурс: http://www.career-st.ru/career_cruising/lib/92.

  4. План действий по дополнительному обучению нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений по ускоренным курсам подготовки востребованным профессиям, опережающему профессиональному обучению / Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России. – №67н от 30 января 2012 г.

  5. Образование и рынок труда: влияние кризиса. Информационный бюллетень. – М.: ГУ – ВШЭ, 2010. – 60 с.

  6. Стратегии работодателей: кадры и образование. Информационный бюллетень. – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 55 с.

  7. Рейтинг вузов: образование как бизнес. Нижний Новгород / Деловой квартал // электронный ресурс: http://www.dkvartal.ru/nnov/topics/95.

  8. Авраамова Е.М., Токсанбаева М.С. Особенности занятости в России и перспективы формирования российского среднего класса как актора модернизации// Вестник Института социологии. - № 3, 2011. – С.106 – 119.

  9. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р).

  10. Н.Ю. Белых. Состояние и тенденции развития рынка труда, проблемы занятости и основные пути их решения в регионах Приволжского федерального округа // электронный ресурс: http://www.pfo.ru/?id=23940.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница