«Оценка эффективности российских инвестиций в экономиках стран постсоветского пространства»




страница1/5
Дата24.04.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет мировой экономики и политики

Кафедра мировой политики


Выпускная квалификационная работа

На тему:

«Оценка эффективности российских инвестиций в экономиках стран постсоветского пространства»


Студентка 4 курса группы № 465

Николаенкова Екатерина Вячеславовна


Руководитель ВКР

доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ–ВШЭ

А.И Суздальцев.
Москва, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Инвестиционная привлекательность стран постсоветского пространства……………………………………………………………………………...…..5


    1. Инвестиционный климат стран постсоветского пространства…………..… .5

1.2 Инвестиционный потенциал стран постсоветского пространства……..….13

1.3 Инвестиционные риски стран постсоветского пространства…………….....18


Глава 2. Эффективность российских инвестиций в экономиках стран постсоветского пространства……………………………………………….……..23

2.1 Российские инвестиции в странах постсоветского пространства…………..23

2.2 Совместные инвестиционные проекты России и стран постсоветского пространства………………………………………………………………………31
Глава 3. Защита российских инвестиций в странах постсоветского пространства………………………………………………………………………39

3.1 Проблема защиты российских инвестиций в постсоветских странах……..39

3.2 Влияние интеграционных процессов на инвестиции на территории постсоветского пространства…………………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………… 54
Библиографический список……………………………………………………….56
Приложение………………………………………………………………………. .59


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что инвестиционные вливания нашей страны в постсоветское пространство являются одним из важных инструментов сохранения её влияния в регионе. Они способствуют интеграции и развитию экономических систем, как постсоветского пространства, так и России. На данный момент наши инвестиции в страны Содружества очень уязвимы. Инвестиционный климат во многих странах слабо развит, хотя власти и уделяют много внимания его развитию. Российские компании сталкиваются с политикой протекционизма, направленной на защиту национальных предприятий, а также нежеланием компаний сотрудничать. Так как власти стран Содружества ориентированы на сотрудничество с международными организациями, такими как ЕС и ВТО, они отдают предпочтения странам, которые могут помочь им в этом. Более того во многих странах постсоветского пространства сохраняются авторитарные режимы, что в значительной мере препятствует развитию рыночных отношений. Для того чтобы защитить российские инвестиции и создать стабильные, благоприятные условия деятельности для бизнеса на постсоветском пространстве, необходимо заключение и жесткое исполнение взаимовыгодных торгово-политических соглашений между странами СНГ. Также важно развивать механизмы и инструменты межгосударственного регулирования инвестиционных потоков, поощрять стимулирование и взаимную защиту капиталовложений. В этой сфере уже предпринят ряд мер: создаются интеграционные объединения, такие как ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП. В течение долгого времени главными инструментами ведения политики в регионе были энергетические и финансовые рычаги влияния: финансовое донорство, льготное энергообеспечение, привилегированный доступ на ёмкий российский рынок. Эти механизмы исчерпали себя, поэтому возникает необходимость создания новых подходов к работе на постсоветском пространстве. Стоит делать упор на другие рычаги управления, которые обусловлены лидирующей ролью страны, как рынка сбыта продукции аграрного сектора и обрабатывающей промышленности стран Содружества.

Объектом выпускной квалификационной работы является постсоветское пространство. Предметом исследования — российские инвестиции.

Целью работы является выявление проблем инвестирования в страны постсоветского пространства, а также возможные пути их решения. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

• Рассмотреть общий инвестиционный климат, определить инвестиционный потенциал и риски вложения капиталов в страны постсоветского пространства.

• Изучить основные направления инвестирования. Рассмотреть основные трудности вложения инвестиций в страны постсоветского пространства.

• Определить основные причины неэффективной работы российских инвестиций в странах постсоветского пространства.

• Выявить возможные решения данных проблем, рассмотрев сильные и слабые стороны ЕврАзЭС, Таможенного союза и ЕЭП.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1.Инвестиционная привлекательность стран постсоветского пространства


    1. Инвестиционный климат стран постсоветского пространства

Экономики стран постсоветского пространства являются молодыми. Они образовались после распада СССР. В 90-е годы здесь начали формироваться национальные экономические модели в рамках национальных границ. Страны оказались в трудном экономическом положении, так как лишились дешевого сырья и стали открыты мировому рынку. Советская система производственной кооперации разрушилась. Предприятия оказались отсталыми и неконкурентоспособными, по сравнению с западными. На страны обрушилась деиндустриализация.

В конце 90-х начался восстановительный рост. Главная страна постсоветского пространства, выбираясь из кризиса, начала вытягивать за собой другие страны. Встал вопрос модернизации экономик, для этого создавались различные программы, для которых нужны были деньги. Правительства стран постсоветского пространства пришли к выводу, что для привлечения иностранных инвесторов странам необходимо повышать свою инвестиционную привлекательность.

Под инвестиционной привлекательностью понимается соотношение ожидаемой доходности и риска вложения инвестиций в данную страну, регион по сравнению с другими территориями. Инвестиционная привлекательность включает в себя следующие понятия: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал и инвестиционные риски.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность ведения бизнеса в той или иной стране, обеспечивающих благоприятные условия для инвестиций. По мнению западных экспертов, инвестиционный климат на постсоветском пространстве отличается комплексом сложных взаимоотношений, для которых характерен огромный государственный сектор с большим количеством убыточных предприятий, чрезмерное вмешательство государства в экономику и в деятельность частных предприятий. С целью ограничения конкуренции создаются препятствия на пути проникновения на рынок. Низкое качество корпоративного управления, невысокие зарплаты госслужащих приводят к образованию большого количества неэффективных и убыточных предприятий. Неразвитость банковского сектора и рынков капиталов ограничивает доступ малого и среднего бизнеса к инвестиционным ресурсам. Общая слабость государственного управления приводит к высокому уровню коррупции в странах и незащищённости иностранных инвестиций.

Казахстан считается лидером среди стран СНГ по предоставлению наиболее благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности. Страна достигла высокого уровня социально-экономического развития и обладает значительным территориальным преимуществом. В рейтинге Всемирного банка, оценивающим конкурентоспособность страны в мире «Doing Business 2012», Казахстан в 2012 году переместился с 58 на 47 место. Инвестиционный режим страны можно охарактеризовать как либеральный, обеспечивающий доступ зарубежных инвесторов практически во все отрасли экономики. Укреплению инвестиционной привлекательности страны и, соответственно, притоку иностранных инвестиций способствуют проводимые в стране реформы и принимаемые законодательные акты. Казахстан усилил защиту прав инвесторов, изменил требования, относящиеся к одобрению сделок между заинтересованными лицами, упростил процесс предъявления иска в случаях с ущербными сделками между заинтересованными сторонами. Результатом такой политики являются лидирующие позиции на постсоветском пространстве по объёму привлекаемых прямых иностранных инвестиций на душу населения. Страна также первая среди стран СНГ получила международный рейтинг инвестиционного класса и статус страны с рыночной экономикой. В настоящее время практически во всех регионах Казахстана реализуются или планируются к реализации инвестиционные проекты, которые имеют важное социально-экономическое значение не только для отдельных регионов, но и для всей страны в целом.

Инвестиционный климат Белоруссии отличает лёгкость открытия предприятий (для регистрации собственности здесь необходимо пройти 10 процедур, что занимает 2 дня). Сложность получения кредитов и разрешений на строительство в стране является удовлетворительной. Слабыми сторонами остаются защита прав и интересов инвесторов, создание условий для международной торговли и уплата налогов. В Белоруссии постоянно проводятся реформы, улучшающие систему налогообложения и упрощающие процедуры ликвидации компаний и получения кредитов. В стране используются зоны свободной преференции, для минимизации рисков при осуществлении прямых иностранных инвестиций.1 К их числу относятся свободные экономическое зоны (СЭЗ) – это ограниченные территории с льготными экономическими условиями для иностранных и национальных предпринимателей. Для регистрации бизнеса в одной из шести белорусских СЭЗ («Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002)) необходимо инвестировать в проект от 1 млн. евро, что позволит инвестору получить такие преференции как, освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное оборудование и товары, используемые для производства экспортной продукции; освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли и снижение налога на прибыль на 50 процентов в последующие годы, но не более 12 процентов; освобождение от налогов на недвижимость и на приобретение автомобильных транспортных средств; льготные условия предоставления земельных участков в аренду для реализации инвестиционных проектов; свободное распоряжение валютной выручкой; неизменность условий деятельности резидентов СЭЗ в течение семи лет. Стоит отметить, что проводимые в стране реформы, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности страны, носят видимый характер. Произвол власти, характерный для авторитарного режима, высокий уровень коррупции и бюрократии мешают работе иностранных инвесторов.

Структура экономики Армении носит монопольный характер во многих отраслях, что препятствует притоку иностранных инвестиций. В стране процветает коррупция, административное давление на предпринимателей, нередки случаи произвольного толкования закона. Проблема усугубляется политической нестабильностью, несовершенством системы администрирования и налогообложения. Притоку иностранных инвестиций препятствует наличие большого неформального сектора экономики. В стране существует необходимость создания инвестиционного поля для привлечения долгосрочных инвестиций. В конце 2012 года Министерство экономики Армении заключило соглашение с Международной финансовой корпорацией Всемирного банка (International Finance Corporation) о реализации программы реформирования инвестиционного климата Армении.

Развитию инвестиционного климата в Молдове способствует не только благоприятное географическое положение, но и проводимые в стране реформы. Страна заключила 40 соглашений о защите иностранных инвесторов и 23 соглашения об избежание двойного налогообложения и уклонения от уплаты налога со странами Евросоюза.2 Молдова имеет режим автономных торговых преференций с Евросоюзом и соглашения о свободной торговле со странами СНГ и ЦЕФТА. Слабыми сторонами инвестиционного климата Молдовы являются: отсутствие политической стабильности (Приднестровский конфликт, изменение законодательных документов до и после выборов), несовершенство судебно-правовой системы (непрозрачность законодательства, коррумпированность чиновников и бюрократия), недобросовестность таможенных органов, слаборазвитая инфраструктура и высокая стоимость аренды.

Украина находится в тяжёлой экономической ситуации. Страна в рейтинге конкурентоспособности Всемирного банка скатилась со 149 на 152. Основными причинами являются: концентрация власти и ужесточение контроля над бизнесом. Увеличиваются коррупционные ставки, большинство фискальных споров компаний решаются в пользу налоговых органов. Отсутствуют независимые суды, усиливается монополизация на рынках. Существует неразбериха в законодательстве, а сами законы применяются асимметрично и избирательно. Субъекты хозяйственной деятельности находятся в разных условиях. По данным Европейской бизнес - ассоциации (ЕБА) общий убыток её членов из-за давления со стороны налоговой за 2011 год составил 100 млн. евро, а из-за неблагоприятного инвестиционного климата было заморожено 250 млн. евро инвестиций. 3

Одной из главных проблем, мешающих поступлению инвестиций в Украину, являются рейдерские захваты. Множественные рейдерские атаки на предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам, ухудшают международную репутацию страны. Рейдерство является показателем слабости правовых структур, высочайшего уровня коррупции, несовершенного законодательства, высокой доли теневой экономики и слабой защищенности прав собственников. Что свидетельствует о незаинтересованности, как власти, так и многих представителей бизнеса, в установлении нормального делового климата. Принятый в 2008 году закон об акционерных обществах, а также недавно принятая судебная реформа не повлияли на сложившуюся ситуацию. Эффективной борьбы с рейдерством в стране не ведётся из-за отсутствия независимой судебной власти. Более того, захваты предприятий осуществляются с использованием прокуратуры и правоохранительных органов. Заниматься бизнесом в Украине, становиться не только сложно, но и опасно.

Инвестиционный климат Киргизии слабо развит. Страна нуждается в иностранных инвестициях, правительство уделяет большое внимание реформам, направленных на их привлечение. В 2009 году было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациями (ЦАРИ), основными задачами которого являлись структурная перестройка экономики, поддержка предпринимательства и привлечение инвестиций. В 2010 году для поддержания диалога между властью и бизнесом был образован Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Киргизской Республики. В стране соблюдаются правила ВТО, поддерживается режим наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности. Однако, вести бизнес в стране рискованно из-за политической нестабильности и передела собственности в кругах чиновников, высокого уровня коррупции и бюрократии.

Инвестиционный климат Таджикистана отличает с одной стороны наличие сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы, с другой нехватка капитала новых технологий. Приток иностранных инвестиций смог бы решить проблемы бедности и безработицы в стране. Однако, коррумпированность чиновников, бюрократизм, непрозрачность законодательства, сложная система налогообложения являются серьёзным препятствием для привлечения инвестиций в Таджикистан. Ещё одним барьером на пути иностранных капиталов в республику является неразвитый банковский сектор. Банки в Таджикистане не выдают долгосрочные и среднесрочные кредиты, а процентные ставки находятся на уровне 20 – 30 процентов годовых. Иностранные компании остаются незащищёнными, страна не подписала конвенцию, регулирующую деятельность арбитражных судов. Все споры между иностранными и местными предпринимателями решаются в рамках местной судебной системы. Правительство Таджикистана проводит реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране. В 2008 году при Президенте Республики был создан Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата. Также в республике созданы предпосылки для открытия свободных экономических зон (СЭЗ) в "Нижний Пяндже" и "Согде". В настоящее время рассматриваются вопросы отвода земель, финансирования из госбюджета, льготы которые будут предоставлены инвесторам. Но для привлечения инвесторов, без которых работа СЭЗ невозможна, государству необходимо начать вкладывать свои собственные средства в создание соответствующей инфраструктуры на территории СЭЗ и решать проблемы связанные с обеспечением электроэнергией. Опыт развитых стран доказывает, что роль свободных экономических зон в привлечении инвестиций очень велика. Несмотря на улучшение инвестиционного климата в республике, иностранные компании не торопятся вкладывать инвестиции в Таджикистан, в связи с чем, объем иностранных капиталовложений в таджикскую экономику остается крайне низким и в настоящее время достигает 1,340 млн. долл.. Стоит отметить, что Таджикистан до сих пор тянется в хвосте мировых инвестиционных рейтингов и данный показатель является самым низким на всем постсоветском пространстве.4

Республика Узбекистан привлекает инвесторов богатыми ресурсами и выгодным географическим положением. Не случайно несколько веков подряд через её территорию проходил Шелковый путь, соединяющий Восток и Запад. Правительство Узбекистана проводит инвестиционные реформы, повышающие деловую привлекательность страны. Среди них можно выделить: закон «Об инвестиционной деятельности», закон « О гарантиях и мерах защиты прав зарубежных инвесторов», закон «О зарубежных инвестициях», закон « О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг». Каждый год выходит постановление президента страны « Об инвестиционной программе Страны Узбекистан на будущий год». Перечисленные законы устанавливают ряд льгот, которые способствуют притоку прямых иностранных инвестиций. Правительство Узбекистана поддерживает малый и средний бизнес. В 2011 году кредитными организациями на финансовую поддержку частного предпринимательства и малого бизнеса было выделено 3.8 трлн. сумов (1 доллар приблизительно равен 2069 сумов).5 При видимом благоприятном инвестиционном климате в стране наблюдается резкий спад иностранных инвестиций. По данным государственного статистического комитет Узбекистана объем зарубежного иностранного инвестирования в первом квартале 2012 года упал больше чем на 50 процентов до 216 млн. долларов. Основными причинами оттока капиталов из Узбекистана являются правительственный контроль цен на продовольствие, что приводит к росту теневой экономики; вмешательство власти в деятельность бизнеса, давление на предпринимательство и рейдерские атаки. Произвол таможенных служащих, сложность межбанковских переводов, прибыль из страны можно вывести только в узбекских суммах, закупку нужных для производства сырья и материалом не возможно осуществить в иностранной валюте. Ситуация усугубляется высоким уровнем коррупции и непрозрачностью официальной статистики, которая вводит в заблуждение потенциальных инвесторов.

Из исследования видно, что инвестиционный климат в странах постсоветского пространства специфичен. Очевидно, что правительства, рассматриваемых стран, заинтересованы в притоке иностранного капитала. Поэтому они стараются с помощью реформ, новых законодательных актов улучшить свою инвестиционную привлекательность. В основном, проводимые реформы носят видимый характер, и не соблюдаются чиновниками. Стоит отметить, что преимущественно эти страны хотят получения портфельных инвестиций. Для них важно пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями, без непосредственного участия инвестора в оперативном управлении предприятием и в целом экономики. Увеличение коррупции и бюрократии в изучаемых странах является показателем слабости и несостоятельности существующих здесь политических режимов.





    1. Инвестиционный потенциал стран постсоветского пространства

Инвестиционный потенциал страны определяет уровень ВВП, сбалансированность государственного бюджета, уровень дохода, потребление на душу населения и состояние финансовой системы. Инвестиционный потенциал стран постсоветского пространства разнообразен, так как страны обладают разной отраслевой структурой, количеством природных ресурсов, социально-экономическим развитием и зависимостью от внешнего мира. По уровню и источникам экономического развития их можно разделить на две группы. К первой относятся страны экспортёры энергоресурсов (Россия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан). Во вторую группу входят страны импортёры энергоресурсов. При больших различиях экономик, эти страны объединяют устойчивые проблемы платёжного баланса и постоянно отрицательное сальдо внешней торговли. Они различными способами решают эти проблемы: Киргизия, Таджикистан, Молдавия экспортируют рабочую силу; Армения и Грузия выживают за счет импорта прямых инвестиций; Украина и Белоруссия являются транзитными территориями, к тому же они постоянно используют внешнее долговое финансирование, беря кредиты и займы у третьих стран или у международных организаций. В страны Балтии идёт большой приток капитала из стран ЕС, которые являются их основным рынком сбыта (около 80% товаров из стран Балтии экспортируются в страны Евросоюза).

В первой группе стран прямые иностранные инвестиции направляются в основном в топливно-энергетический комплекс. Инвесторов интересуют специфические для данной отрасли факторы, такие как географическое расположение, качество и объем ресурсов. Общий инвестиционный климат и налоговый режим в добывающих секторах обычно отличаются от среднего по экономике, это также влияет на принятие инвестиционного решения. Казахстан, Азербайджан и Туркменистан после распада СССР являются лидерами экономического роста на постсоветском пространстве. Они смогли существенно нарастить свой экспортный потенциал, особенно в производстве углеводородов. В этих странах за последние два десятилетия наблюдались самые высокие темпы роста в основной капитал. Ярким примером является Туркменистан, одна из ведущих стран по запасам углеводородов, которая входит в первую пятёрку стран по запасам газа. В стране насчитывается около 160 нефтегазовых месторождений. Наряду с углеводородными ресурсами страна богата залежами твердых полезных ископаемых и запасами гидроминерального сырья. Основная доля государственных и иностранных инвестиций в Туркменистане направляется в отрасли по добыче и переработке нефти и газа, в текстильную отрасль и строительство. Экономическая и валютно-финансовая устойчивость в стране зависит от уровня спроса и цен на туркменский экспорт, около 85 процентов от валютных поступлений в Туркменистан приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности. В последнее время экономика страны развивается высокими темпами. Несмотря на мировой финансовый кризис в 2009 году в стране наблюдался рост ВВП на 6,1 процент (в сопоставимых ценах). В 2010 году прирост ВВП составил 9,2 процента, в 2011 году – 14,7 процентов.6 Относительно консервативная денежно-кредитная политика в стране и положительное сальдо торгового баланса, позволяют Центральному банку страны в течение длительного времени поддерживать стабильность курса национальной валюты, увеличивать объем кредитных ресурсов и сохранять ликвидность банковских активов в стране. Департамент МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии прогнозирует стабильный рост экономики Туркменистана, что будет связано с увеличением спроса и объемов экспорта углеводородов.

Экономику Азербайджана характеризуют высокие темпы экономического развития. Две трети ВВП стран Южного Кавказа приходится на Азербайджан. После распада СССР и до кризиса 2008 года страна переживала период экономического роста. ВВП Азербайджана вырос в два раза, на 106 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. Экономическое развитие страны было связано с активным использованием природно-ресурсного потенциала страны. Огромный приток ПИИ направлялся в освоение новых месторождений и наращивание объёмов добычи энергоресурсов. Доходы от экспорта нефти и газа помогли стране успешно справиться с мировым финансовым кризисом. Колоссальные ресурсные возможности Азербайджана можно рассматривать как источник долгосрочного и стабильного развития страны, что привлекает потенциальных инвесторов.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница