«Оценка эффективности контрактов, заключаемых по результатам закупочных процедур»




страница1/12
Дата28.04.2016
Размер1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Управления государственными и муниципальными заказами

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Оценка эффективности контрактов, заключаемых по результатам закупочных процедур»

Студент группы № 59ГЗ

Оружейникова Д.С.


Руководитель ВКР

Преподаватель кафедры ГЗ

Маслова Н.С.
Москва, 2013
Содержание


Введение 2

1. Подходы, применяемые к оценке эффективности закупок в части эффективности контрактов, заключаемых по результатам таких процедур 6

1.1. РФ (94-ФЗ) 6

1.1.1 Определение эффективности в контексте государственных и муниципальных закупок 6

1.1.2 Типология контрактов 9

1.1.3 Критерии и показатели эффективности 11

1.1.4 Условия для оценки эффективности системы государственных и муниципальных закупок 15

1.2 Международный опыт 17

1.2.1 Определение эффективности в контексте государственных закупок 17

1.2.2 Критерии и показатели эффективности 18

1.2.3 Типология контрактов 22

1.2.4 Методика оценки эффективности контрактов 26

2. Анализ эффективности контрактов 42

2.1 Критерии оценки эффективности контрактов, заключаемых по результатам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд 42

2.2 Описание показателей, используемых при оценке эффективности контрактов, заключаемых по результатам размещения заказов для гос и мун нужд 42

3. Оценка эффективности контрактов по определенным группам продукции 47

3.1 Риски, характерные для государственных и муниципальных контрактов 47

3.2 Закупка строительных работ 48

3.2.1 Оценка эффективности строительных контрактов в соответствии с предлагаемыми критериями 52



3.3 Закупка горюче-смазочных материалов 54

3.3.1 Оценка эффективности контрактов на закупку ГСМ в соответствии с предлагаемыми критериями 56



3.4 Закупка оргтехники и канцелярских товаров 58

3.4.1 Оценка эффективности контрактов на закупку оргтехники и канцелярских товаров в соответствии с предлагаемыми критериями 59



4. Выбор оптимального типа контракта 63

4.1 Алгоритм выбора оптимального типа контракта 63

4.2 Выбор оптимального типа контракта на примере отдельных групп продукции 65

4.2.2 Закупка горюче-смазочных материалов 66

4.2.3 Закупка оргтехники и канцелярских товаров 67

5. Предложения по совершенствованию законодательства 70

Заключение 75

Список литературы 80

Приложение 1 85

Приложение 2 90

Приложение 3 91

Приложение 4 94

Приложение 5 95




Введение


Государственные закупки играют важную роль как в странах с развитыми рыночными институтами, так и в переходных и развивающихся экономиках. Государственные закупки представляют собой деятельность государства по закупке товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения государством своих функций. В то же время, государственные закупки сами по себе являются важной функцией государства, требующей правильного администрирования.

Двойственность природы государственных закупок объясняется тем, что государство выступает в качестве крупнейшего потребителя товаров целого ряда отраслей и создает спрос, в значительной степени способный оказывать регулирующее воздействие на экономику, ее структуру и динамику. Государственные закупки, как элемент экономической деятельности государства, затрагивают: ценовую динамику по определенным видам товаров, работ и услуг; совокупный спрос; иновационное развитие; социально-экономическую политику государства, а также непосредственно влияют на развитие или ограничение конкуренции.

В связи с этим каждая страна организовывает национальную систему закупок с учетом экономических, политических и социальных аспектов, законодательно закрепляя основные положения, требования, процедуры и порядок их проведения, а также возможные аспекты контроля. Для того, чтобы понять, насколько эффективна институциональная организация системы закупок, и насколько она адекватна существующим условиям, необходимо производить оценку эффективности закупочной деятельности.

Актуальность вопросов, связанных с эффективностью государственных и муниципальных закупок в первую очередь обуславливается ролью закупок в системе макроэкономических показателей страны. В большинстве стран мира расходы на государственные и муниципальные закупки составляют “10-20 % от ВВП и могут составлять 50% и больше от общих расходов государства”.1 В Российской Федерации объем государственных закупок на 2012 год, по словам главы Министерства экономического развития, составил 1/5 от объема внутреннего спроса.2

На эффективность системы государственных и муниципальных заказов влияет множество факторов, среди которых ошибки или преднамеренные действия заказчиков, особенности рынков или особенности условий и структуры закупок, макроэкономические и политические процессы.

Одним из элементов процесса организации государственных и муниципальных закупок в мировой практике является процедура выбора типологии контрактов, заключаемых по результатам закупочных процедур. В данной работе произведен анализ эффективности применения контрактов, заключаемых по результатам проведения закупочных процедур, исходя из предположения о том, что:

1. перечень типов контрактов, применяемых на сегодняшний день в рамках Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных» (далее – Федеральный закон №94-ФЗ), является недостаточным для эффективного функционирования системы государственных и муниципальных закупок

2. при выборе типа контракта необходимо учитывать специфику объекта закупки

3. каждый тип контракта содержит в себе определенные риски, которые возможно минимизировать при правильном подборе контракта для каждого конкретного объекта закупки.

На сегодняшний день тематика оценки эффективности государственных и муниципальных контрактов плохо освещена в отечественной литературе. В первую очередь, это связано с тем, что нынешнее российское законодательство о закупках делает основной акцент на формализации процедур размещения заказа и не предполагает проведения оценки эффективности действующей системы.

Действующая система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации опирается на Федеральный Закон № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, Федеральный закон № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Федеральный закон № 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, Гражданский и Бюджетный Кодексы РФ.

Данной законодательной базой предусмотрен сбор статистической информации по факту заключения и исполнения контракта, однако указанная информация не содержит описания этапа исполнения контрактов и приемки результатов контрактов, являющихся необходимым атрибутом для оценки эффективности государственных и муниципальных заказов и, в частности, оценки эффективности контрактов, так как для оценки эффективности контрактов необходимо, в том числе, получать сведения о качестве их исполнения.

Тем не менее, в последние два года ведется много дискуссий об эффективности существующей в России системы государственных и муниципальных закупок, которая в конечном итоге влияет на основную деятельность государственных и муниципальных заказчиков и на выполнение ими своих функций.

Поэтому выбранная тематика является актуальной для российской практики осуществления государственных и муниципальных закупок. В рамках данной работы представляется актуальным рассмотрение зарубежной практики применения различной типологии контрактов по итогам закупочных процедур и поиск наиболее оптимальных комбинаций контрактов в определенных условиях.

Таким образом целью данной работы является:    

1. оценка эффективности контрактов, заключаемых по результатам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;

2. формирование предложений, направленных на повышение эффективности контрактов, заключаемых по результатам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. рассмотреть подходы, применяемые в нашей стране и за рубежом к оценке эффективности закупок в части эффективности контрактов, заключаемых по результатам таких процедур;

2. сформулировать критерии оценки эффективности контрактов, заключаемых по результатам размещения заказов для гос и мун нужд;

3. определить показатели, используемые при оценке эффективности;

4. оценить эффективность контрактов по определенным группам продукции в соответствии с предлагаемыми критериями;

5. выявить риски, присущие контрактам по рассматриваемым группам продукции;

6. сформулировать предложения по выбору оптимального типа контракта на примере отдельных групп продукции.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница