Общенациональный лидер Азербайджана




Скачать 408.63 Kb.
страница1/2
Дата09.05.2016
Размер408.63 Kb.
  1   2







Мы уже определили политику нашего государства в аграрном секторе, в экономике в целом. Это - путь реформ, путь увеличения развития производства посредством реформ, приватизация собственности, широкий спектр развития частного сектора и рыночной экономики, предоставление людям свободы действия, создание условий для развития предпринимательства и инициативы. Таковы основные принципы политики нашего государства.

Общенациональный лидер Азербайджана

Гейдар Алиев


«Мы действительно должны уделять больше внимания аграрной науке. сейчас настало время, и мы можем добиться большого перелома в области развития аграрной науки. ещё более серьезными должны стать связи с зарубежными научно- исследовательскими центрами аграрного направления»

Ильхам Алиев-Президент Азербайджанской Республики

История развития и становления Азербайджанского научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства неразрывно связана с формированием сельскохозяйственной науки в Азербайджане. Постановлением Совета министров СССР за № 399 от 8 мая 1962 г. на базе экономического отдела Сельскохозяйственной Академии был создан Азербайджанский научно-исследовательский институт экономики и организации сельского хозяйства. Такое решение объяснялось развитием в тот период новых экономических отношений на селе, а также преобразованием форм и методов хозяйствования, территориальной специализации, создания крестьянских кооперативов, организации общественного производства и т.д.

Первым директором, который возглавил институт в 1962- 1963 гг. стал д.э.н., профессор Алиев Исмаил Гасанович.

На первом этапе формирования работы института была создана материально-техническая база, его структура, а также определены основные направления деятельности института. За короткое время были привлечены к работе высококвалифицированные кадры, подготовлена тематика научно-исследовательских работ в соответствии с задачами, поставленными перед аграрной наукой, а также была начата работа, связанная с проведением конференций и семинаров, посвященных актуальным проблемам сельского хозяйства.

В 60-е годы научно-исследовательская работа института была нацелена на развитие инфраструктуры, кооперации и интеграции, развитие производственно-экономических отношений, внедрение хозяйственного расчета в сельскохозяйственных организациях, отраслевой специализации, производительности труда и методам ее определения, решению социальных проблем развития деревни, научной организации труда и его гарантированной оплате в сельхозпредприятиях.

Следует отметить, что сельское хозяйство в то время, несмотря на государственную поддержку, было отраслью, экономически отсталой. Подобное отставание больше всего проявлялось в выполнении планов по производству целого ряда сельхозпродукции, рентабельности и прибыли.Несмотря на то, что сельское хозяйство республики, в основном, опиралось на орошаемое земледелие, однако в отрасли не велись мелиоративные работы и меры по внедрению в оборот новых пригодных земель. Ей не хватало специалистов, квалифицированных рабочих массовых профессий, технических средств, что сдерживало перевод отрасли на промышленную основу. Мало внимания уделялось повышению материально-технической базы села. Слабо использовались научные достижения в решении проблем экономики аграрного сектора.

В создавшейся сложной обстановке в сельском хозяйстве, колхозы и совхозы стали убыточными, а крестьяне потеряли веру к работе. В итоге объемы производства сельскохозяйственной продукции с каждым годом сокращались. Поэтому сотрудниками института были тщательно проанализированы все эти вопросы и были даны конкретные предложения по улучшению положения дел в этой отрасли. Кроме того эти вопросы нашли отражение в опубликованных трудах ученых института. В числе этих трудов монографии книги д.э.н., профессора К.М. Гаибова «Материальная заинтересованность - важный стимул в увеличении производства продуктов сельского хозяйства» (Азернешр, Баку- 1962), д.э.н., профессора К.М. Гаибова,

к.э.н., А.Д. Джахангирова, к.э.н., Т.Р. Ибрагимова « Организация труда в хлопкосеющих колхозах и совхозах», (Баку1963 г.), д.э.н., профессора Г.Б. Аллахвердиева «Экономическая эффективность интенсификации скотоводства в колхозах и совхозах» (Азернешр, Баку- 1965г.), Ш.А. Расизаде, А.Д. Касимова «Экономика животноводства Азербайджана» (Баку-1965 г), д.э.н., профессора К.М. Гаибова, к.э.н А.Д. Джахангирова « Пути повышения производительности труда и снижение себестоимости в хлопководстве» ( Азернешр, Баку 1966 г.), д.э.н., профессора С.А. Мирзоева « Размещение и специализация сельского хозяйства Азербайджанской ССР (Азернешр, Баку-1967 г.), д.э.н., профессора А.А. Махмудова «Экономические проблемы интенсификации земледелия в колхозах Азербайджанской ССР (Изд. Элм, Баку- 1969г.).

С избранием Г.А.Алиева первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана в июле 1969 года коренным образом изменилась политика в области сельского хозяйства республики.На состоявшемся в августе того же года Пленуме ЦККП Азербайджана Гейдар Алиев выступил с программной речью, в которой обосновал главные направления социально-экономического развития республики, где важное место отводилось сельскому хозяйству.

Всесторонне проанализировав состояние дел в виноградарстве, овощеводстве, чаеводстве, табаководстве Г. Алиев указал на недостатки и упущения, определил имеющиеся возможности в этих отраслях сельского хозяйства и предложил конкретные пути повышения продуктивности сельского хозяйства на основе научных достижений. Большое внимание на Пленуме глава республики уделял достижениям аграрной науки, позволявшей создавать высокоурожайные, болезнеустойчивые сорта растений отечественной селекции, развитию семеноводческих хозяйств, улучшению племенного дела и выращиванию высокопродуктивных животных. Перед учеными аграриями были поставлены задачи по разработке и внедрению прогрессивных технологий по возделыванию зерна, хлопчатника, овощей, плодов и др.

В этой связи 23 июля 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление « О мерах по развитию сельского хозяйства Азербайджанской СССР». Этот документ стал программой действий, определивший конкретные задачи по дальнейшему развитию сельского хозяйства республики. Вскоре были разработаны программы по дальнейшему развитию таких отраслей сельского хозяйства, как хлопководство, зерноводство, виноградарство, плодоводство, чаеводство и животноводство. В отдельных регионах республики были заложены основы отраслевой специализации в растениеводстве и животноводстве.Учитывая, то, что в основе развития сельского хозяйства республики является орошаемое земледелие, поэтому в качестве одной из главных задач были вопросы расширения строительства ирригационно - мелиоративных сооружений, улучшения их качества, ускорения работ по промывке засоленных земель.Также развернулись работы по комплексной механизации производственных процессов и улучшению организации труда. Для решения вышеуказанных вопросов Союзным Правительством были выделены многомиллионные финансовые средства для приобретения республикой техники, запасных частей, строительных материалов, минеральных удобрений, химических препаратов по борьбе с болезнями и вредителями растений.

Решения Союзного и республиканского правительства по дальнейшему развитию сельского хозяйства легли в основу реформирования деятельности института и плана НИР. С учетом новых задач, стоящих перед аграрной наукой была пересмотрена структура института и тематика научных исследований и разработок: были исследованы вопросы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, внутрихозяйственной организации производства и труда, материального стимулирования и др. и даны рекомендации по оптимальным размерам сельскохозяйственных предприятий, рациональному размещению и углублению специализации сельского хозяйства и обоснованию структуры посевных площадей в хозяйствах республики. Также были осуществлены ряд исследований и разработок по инфраструктуре в аграрной сфере – хлопководстве, овощеводстве, табаководстве, зерноводстве, птицеводстве и скотоводстве и даны рекомендации по развитию и совершенствованию коллективных отношений, кооперативных и интеграционных процессов, реализации принципа самофинансирования, специализации сельского хозяйства с учетом природных условий. Эти исследования легли в основу изданных учеными института целого ряда монографий и книг. Так, д.э.н., профессором А.А. Махмудовым, к.э.н., Б.И. Самедовым была опубликована монография « Интенсификация – основное условие развития производства» («Наука», Баку, 1972 г.), Г.Б. Аллахвердиевым « Цены и ценообразование» (Азернешр, Баку 1973 г.), к.э.н., С.М. Гурбановым « Экономическая эффективность оптимальной взаимосвязи растениеводства и скотоводства», (Баку- 1973 г.), к.э.н., А.Н. Касыевым «Производительность и заработная плата в колхозах» (Баку- 1975г.), д.э.н., профессором А.И. Мамедовым «Экономическая оценка факторов, влияющих на урожайность хлопчатника» (Азернешр, Баку 1976 г.), д.э.н., профессором Е. И. Исаевым

« Выравнивание и рациональное использование доходов колхозов» (М., Колос- 1977 г.), д.э.н., профессором Р.Б.Алиевым « Эффективность капитальных вложений в сельском хозяйстве» (Баку, 1979 г.).

В эти годы институт возглавляли ряд директоров, среди которых крупнейший специалист и организатор сельскохозяйственного производства д.э.н., профессор Мирзоев Султан Аббасович (1963- 1973 гг.), Гаибов Керим Мамедович (1973 - 1977 гг.), Мамедов Расим Фатиевич (1977- 1979 гг.).



f:\новая папка\dsc_0008.jpg

Начавшаяся в 80-х годах перестройка системы управления и хозяйствования, как показала практика, оказали отрицательное влияние на экономику республики. В результате чего груз нерешенных экономических и социальных проблем страны все возрастал и возрастал, после чего ничего не оставалось, как развалить страну. Это и сделал М.С.Горбачев. И то, что он окрестил «перестройкой», превратилось в ужасную перестрелку (Рига, Вильнюс, Тбилиси, Баку 20 января), стагнацию экономики, развал производственных связей, массовый дефицит в торговле, коррумпированность общества, разгул бандитизма, падение нравственных и моральных устоев и др. Чего стоила горбачевская реформа, направленная на искоренение алкоголизма в стране. В результате были вырублены большие виноградные плантации на территории СССР. Учитывая то, что алкогольная продукция приносила казне до 20% дохода, можно представить какой урон был нанесен экономике страны.Но уже тогда М.С.Горбачев понимал, что экономика страны постепенно скатывается вниз. И на пленуме ЦК КПСС, состоявшемся 25- 26 июня 1987 года М.С.Горбачев откровенно признался: «Внешне мы выглядели благополучно. Но как это достигалось? Не за счет эффективного народного хозяйства, а другими путями, не оправданными ни экономически, ни социально. Под занавесь разрушительной горбачевской перестройки в Азербайджане, по существу, перестали функционировать такие отрасли сельского хозяйства как виноградарство, хлопководство и другие отрасли. В результате колхозы и совхозы стали банкротами, в силу чего крестьяне покинули земли и переселились в город. В этот период страна впервые столкнулась с проблемой продовольственной безопасности. Сельское хозяйство республики в эти годы оказалось в русле длительного затяжного кризиса. Многие отрасли сельского хозяйства работали неэффективно, нерентабельно, несмотря на то, что колхозы и совхозы получали от государства крупные дотации, однако они так и не смогли обеспечить внутренний рынок соответствующей продукцией сельского хозяйства.

Анализ показателей экономики аграрного сектора в начале 1990-х гг. свидетельствует о том, что почти все отрасли аграрного сектора работали ниже своих возможностей, что и привело сельское хозяйство к экономической депрессии. Наряду с этими, уменьшилась урожайность всех сельскохозяйственных культур. В сельскохозяйственном производстве царила атмосфера бесхозяйственности, резко снизилась производительность труда. Началось сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур. Самая низкая зарплата среди других отраслей была в сельском хозяйстве. Поэтому всесторонне проанализировав положение дел в сельском хозяйстве республики сотрудниками института в эти годы были написаны ряд монографий и книг. Среди них наибольшее значение имели: «Предложения по повышению производительности труда», «Рекомендации по определению экономической эффективности использования капиталовложений и производственных фондов», «Экономическая оценка земли, средств механизации и химизации сельскохозяйственного производства», «Разработка основ полного хозяйственного расчета в совхозах, а также предложения по совершенствованию внутрихозяйственного расчета в колхозном и совхозном производстве», «Принципы и условия введения гарантированной оплаты труда колхозников исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов». Особое внимание уделялось разработке предложений по переводу сельского хозяйства на индустриальную основу, дальнейшему повышению его интенсификации путем широкого внедрения достижений науки, техники и передового опыта. Перечисленные и другие научные разработки велись под руководством института докторов экономических наук, профессоров Г.А. Касумовым и А.Ч. Вердиевым.

По этим и другим проблемам сотрудниками института были опубликованы ряд монографий и книг. Так, д.э.н., профессором А.Ч. Вердиевым была издана монография «Социально - экономические проблемы повышения производительности труда в сельском хозяйстве» (Баку, 1981), Р.Б. Алиевым «Эффективность капиталовложений в сельское хозяйство», (Баку, Азернешр 1982 г.), Г.А. Касумовым « Проблемы развития материально - технической базы сельского хозяйства АЗССР», (« Наука»,1982 г.), А.Г. Гаджиевым « Материальный и моральный интерес в сельском хозяйстве» (Баку, Азернешр, 1984), А.Ч. Вердиевым «Рекомендации по повышению эффективности использования основных производственных фондов в АПК» (Баку, 1985), А.И. Мамедовым « Экономические взаимоотношения в регионах АПК» (Агропромиздат, 1985), А.Р. Алиевым « Научно- технический прогресс в сельском хозяйстве Азербайджанской ССР» (Баку, Азернешр 1985 г.), Р.Ф. Мамедовым «Специализация и эффективность сельскохозяйственного производства» (Баку, 1986 г.), А.И. Мамедовым «Экономические взаимоотношения в регионах АПК» (М., Агропромиздат 1986 г.), А.Ч. Вердиевым « Основные производственные фонды в сельском хозяйстве» (Баку, Азернешр 1986 г.). В 1979 - 1987 гг. институт возглавлял к.э.н., Гаджиев Ахмед Хафизович.




После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости(18 октября 1991г) начался новый период истории страны - период независимого суверенного государства, хотя первый этап развития экономики республики (1991-1995гг.) характеризуется как крайне негативный. Это связано с рядом проблем, основные из которых нижеследующие:

- военная агрессия Армении против Азербайджана, в связи, с чем 20% территории республики до сих пор оккупирована армянскими вооруженными



силами. В результате этой агрессии более миллиона азербайджанцев изгнаны из Армении и с захваченных территорий Азербайджана, большая часть из которых размещались в палатках.

- безудержный спад производства, в результате чего перестали функционировать сотни предприятий и организаций. Это привело к массовым увольнениям;

- крайне нестабильная внутриполитическая обстановка в стране не позволила приступить к реформированию экономики, в результате чего Азербайджан был включен в разряд стран непривлекательных для иностранных инвесторов;

- обострение противоречий между производительными силами привело к разрыву экономических связей, сформировавшихся на протяжении длительного времени неплатежам и потере рынков сбыта;

- увеличение числа безработных и снижение жизненного уровня населения;

- ухудшение финансового положения в стране привело к безудержному росту инфляции, дефициту государственного бюджета, денежно-кредитной дестабилизации и другим негативным явлениям;

- отсутствие опыта во внешнеэкономической деятельности привело к тому, что новообразованные структуры экспортировали нефтепродукты, хлопок, виноматериалы и другие продукты по ценам ниже мировых, а в основном совершались бартерные сделки.

Все эти и другие причины не позволили республике вовремя приступить к реформированию экономики.

Приход к власти после настоятельного требования народа в июне 1993 года выдающегося политика мирового масштаба Гейдара Алиева существенным образом измениласитуацию в стране. Первым долгом он сумел приостановить гражданскую войну и военную агрессию со стороны армянских вооруженных сил. В результате чего в республике была создана стабильная обстановкадля вывода экономики из кризиса и ее дальнейшей стабилизации. Это потребовало выработки новой государственной концепции и ее решения в свете выдвигаемых важных политических и экономических задач. Для регламентации этих процессов в ноябре 1995 года была принята Конституция независимого Азербайджана. Парламентом республики были приняты более 1000 законодательных и нормативных актов, из которых более 500 направлены на ускорение проводимых реформ и повышение эффективности экономики республики. Среди них Законы Азербайджанской Республики «О собственности», «О предприятиях», «О предпринимательской деятельности», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О приватизации государственной собственности, «Об инвестиционной деятельности», «О защите иностранных инвестиций», «О занятости населения», «Об акционерном обществе», «Об антимонопольной деятельности», «О защите прав потребителей», «О залоге», «О национальном банке», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О страховании», «Об аренде», «О пенсионном обеспечении граждан» и др. Были приняты Трудовой, Гражданский и Налоговый Кодексы Азербайджанской Республики. Также были приняты целый ряд законов в аграрной сфере, в числе которых: « Основы аграрной реформы», « О реформировании совхозов и колхозов», « О ветеринарной службе», « О предприятиях», « Об акционерных обществах», « О лизинговой службе», « О кооперации», « О племенном деле», « О карантине растений», « О достижении селекции», « О земельной реформе», « О налоге на землю», « О земельном рынке», « Об аренде земли», « О государственном земельном кадастре, мониторинге и размещения земли», « О кредитных союзах», « О семеноводстве», « О достижениях селекции», « О зерне», « О виноградарстве и виноделии» и др. Наряду с этим Кабинет Министров Азербайджанской Республики принял свыше 22-х, а Государственная Комиссия по аграрным реформам - свыше 100 постановлений. Принятие этих и других законодательных и нормативных актов дало мощный толчок для осуществления политических и экономических реформ.

В политической сфере нашли отражение такие демократические принципы, как многопартийность, приход к власти через всесторонние выборы, свобода слова и печати, отсутствие цензуры, свобода вероисповедания, равные права граждан независимо от пола и национальной принадлежности.

Важнейшими направлениями в экономической сфере были отказ от командно-административной плановой системы управления и постепенный переход к рыночной экономике. Это, в свою очередь, потребовало изменения форм собственности, основанной на разумном сочетании разных ее форм. Была начата приватизация и акционирование госсобственности, структурная перестройка в министерствах и ведомствах, банковой, финансовой системах, совершенствовались формы и методы хозяйствования.

Важной особенностью нынешних социально-экономических преобразований в стране является формирование гибкой системы управления, создание условий для свободной конкуренции, развития предпринимательства и на этой основе повышения жизненного уровня населения.

Одновременно со стабилизацией внутри страны и решением неотложных экономических задач, важное внимание было уделено внешнеполитическим проблемам. Азербайджан, как и любая страна, стремящаяся к расцвету и мощи своей экономики не мог быть в изоляции. Поэтому необходимы были надежные связи и контакты со странами мира. Политика «открытых дверей» вывела республику из международной изоляции и заложила прочные основы для развития дружественных отношений и сотрудничества со странами СНГ, Европы, США и Юго-Восточной Азии. Самые близкие и надежные связи Азербайджан наладил с братской Турцией, и эти отношения достигли уровня стратегического партнерства. Большое значение было уделено восстановлению и развитию связей с Россией - давним партнером Азербайджана, одной из самых крупных держав в мире и нашим ближайшим соседом.Взаимовыгодные отношения были завязаны с США, Великобританией, Германией, Францией, Японией, Италией, Китаем и другими странами. В эти годы Азербайджан имел дипломатические связи с более 150-ю государствами мира. Важным шагом для Азербайджана стало решение о вступлении в СНГ, хотя этот вопрос не нашел одобрения у оппозиционных сил в стране. Со времени независимости и суверенитета Азербайджан является полноправным членом ООН, ОБСЕ, а с января 2001г. Совета Европы. Завоевав доверие 155 стран мира, Азербайджанская Республика была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Интерес к Азербайджану возрос после заключения 20 сентября 1994 года международного нефтяного Контракта века, инициатором и архитектором которого был общенациональный лидер Гейдар Алиев. В эти годы более 30-ти иностранных нефтяных компаний из 15 стран мира заключили с Государственной Нефтяной Компанией Азербайджана 23 международных контракта на общую сумму более 60 млрд. долларов. Азербайджан стал страной, осуществляющей крупнейшие международные проекты. С совместной разработки и добычи нефти с месторождений Азери-Чыраг и глубоководной части месторождения Гюнешли начался новый этап нефтяной стратегии Азербайджана. Важное значение для Азербайджана имела достигнутая договоренность о прокладке нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум.

Проводя взвешенную внешнюю и внутреннюю политику и преодолевая препятствия, чинимые внутренними и внешними силами, Гейдар Алиев в эти сложные для страны годы сумел вывести страну из состояния гражданского противостояния и беспредела, глубокого экономического и социально- политического кризиса, внешнеполитической изоляции, поднять ее на уровень стабильного развития. Страна уверено встала на ноги, появилась возможность, как для созидательной деятельности, так и для философского осмысления проблем сохранения и развития государственности. Поэтому начиная с 1996 г. и последующие годы социально- экономическое развитие Азербайджана стало несколько стабилизироваться, что, в первую очередь, отразилось на увеличении реального ВВП. Так, ежегодно в стране наблюдался рост реального ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, реальной среднемесячной заработной платы и других макроэкономических

показателей.

Несмотря на все трудности переходного периода, государство всемерно заботилось и оказывало помощь развитию агросектора, играющего главную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Проводимые с 1995 года аграрные реформы, основу которых заложил общенациональный лидер Гейдар Алиев, оказали серьезное влияние на построение рыночных отношений. В первую очередь, для вывода сельского хозяйства из критического положения, которое составляло свыше половины экономики Азербайджана Г.Алиев определил новую стратегию вывода его из кризиса, которая заключалась:

-в создании нормативно-правовой базы аграрного сектора для перехода к рыночной экономике и развития предпринимательства на селе;

- ликвидации колхозов и совхозов;

- усовершенствовании структуры управления в соответствии стребованиями рыночной экономики;

- усилении заботы государства о селе, проведении в жизнь мероприятий по изменению эффективности сельскохозяйственного производства и социального облика села;

- освобождение сельских товаропроизводителей от всех видов налогов( за исключением налога на землю), списанию старых долгов по налогам;

- продажатоплива по льготным ценам, приведение таможенных тарифов в соответствие с интересами сельских товаропроизводителей;

- проведение масштабных реформ с учетом условий регионов и местных особенностей.

Важное значение для дальнейшего развития аграрного сектора республики имел подписанный Гейдар Алиевым Указ от 9 ноября 1999 года « О Государственной программе по углублению аграрных реформ и оказанию помощи развития предпринимательства в сельском хозяйстве Азербайджанской Республике в 1999-2000 гг.». Эта Программа, наряду с ускорением экономических реформ в аграрном секторе, определила пути развития предпринимательства и формирования механизмов по защите их экономических интересов. Программа охватывала 8 важных направлений перспективного развития аграрного сектора,в числе которых:

-нормативно-правовое обеспечение аграрного сектора;

- подготовка кадров для аграрного сектора;

- завершение приватизации имущества в аграрном секторе;

- завершение земельной реформы;

- ускорение реформ в сфере мелиорации и водного хозяйства;

- реформирование системы управления в аграрном секторе;

- государственная помощь для развития предпринимательства;

- социальное развитие села;

- информационное обеспечение аграрного сектора.

В результате аграрных реформ предприятия, занимавшиеся переработкой мяса, молока, хлопчатника, плодов и овощей, табака, чая, выпечкой хлеба были приватизированы и превращены в акционерные общества. Также были приватизированы предприятия, оказывающих услуги сельским товаропроизводителям. Эти предприятия переработки, заготовки, хранения и реализации продукции. Путем создания многоотраслевых хозяйств был сформирован здоровый климат конкуренции, зародились отношения свободной купли-продажи, межхозяйственные производственно-экономические связи.

Нужно отметить, что процесс создания в стране различных видов хозяйствования в соответствии с требованиями законодательства проводился по принципу добровольного участия. Так, получившие земельные наделы и имущественный пай, граждане сами определяли каким видом хозяйствования им больше всего выгоднее заняться.

В республике начали создаваться крестьянско-фермерские хозяйства, производственные кооперативы, малые предприятия, акционерные общества и др. Наряду с ними, производством сельскохозяйственной продукции занимались физические лица (семьи).Созданные новые отношения на основе частной собственности на землю превратились в решающий фактор обновляющейся структуры сельского хозяйства.

В очень короткие сроки тысячи предприятий совместно с зарубежными фирмами создали ряд совместных предприятий, был создан Государственный фонд помощи предпринимательству.

В развитии сельского хозяйства важную роль сыграло создание местных отделений банков и проведение на местах кредитно-банковской политики. В целях оказания помощи собственникам земли и предпринимателям было организовано сотрудничество с рядом международных банков.

Все это заложило прочную основу для дальнейшего роста экономики страны и улучшения благосостояния народа.

При всей сложности переходного периода учеными института в 1991- 1995 гг. были опубликованы ряд монографий и книг. Так, Ш.А. Джабраиловым была издана монография « Организация управления в кооперативах» (Баку, 1991), С.В. Салаховым « Перспективы развития производства хлопка - сырца в Азербайджане» (Баку, Аз.ИНТИ, 1992 г.), И.В. Ахмедовым « Управление АПК» (Баку, Маариф, 1992 г.), Ш.А. Джабраиловым, Б.Х. Аташовым «Экономический механизм управления АПК Азербайджанской Республики в условиях перехода к рыночной экономике» (Баку, 1993 г.), А.Т. Ахмедовым « Пути эффективного использования трудового потенциала деревни в новых экономических условиях» (Баку, 1993 г.), А.Ч. Вердиевым, Б.Г.Аббасовым, М.О.Эфендиевым «Эффективность межотраслевых интеграционных отношений в АПК» (Баку, 1994 г.), А.Ч. Вердиевым « Стабилизация цен сельхозпродукции в условиях рыночных отношений » (Баку, 1994 г.), С.В. Салаховым «Теоретические основы государственного регулирования экономики в условиях рынка» (Баку, 1997 г.), С.В. Салаховым « Основы государственного регулирования экономики», (Баку, 1998 г.), Салаховым С.В. «Государственное регулирование аграрной сферы в условиях трансформации экономики », (Баку, 2000 г.), И. Ш. Караевым « Экономические вопросы формирования аграрного рынка», (Баку, 2000 г.).

Шли годы, в аграрной отрасли возникли новые задачи, которые потребовали разработки новых направлений исследования. Поэтому в планы НИР института были включены проблемы земельных отношений в сельском хозяйстве, отношений собственности и новых хозяйственных укладов, новых форм кооперации и интеграции.

В эти годы институт возглавили доктора экономических наук, профессора Гасымов Гасан Аллахярович (1988- 1992 гг.) и Вердиев Ахмед Чобанович. (1993- 2000 гг.).

f:\новая папка\dsc_0006.jpg f:\новая папка\dsc_0004.jpg

С первых же дней нахождения у власти президент Ильхам Алиев инициировал масштабные инфраструктурные проекты, необходимые для обеспечения жизнеспособности азербайджанской экономики, перехода на новый качественный уровень понимания современности. Поэтому и в 2011 г. в год 20-ти летия независимости Азербайджана продолжался экономический рост как в целом, так и в отраслях народного хозяйства, особенно в ненефтяном секторе экономики, где рост составил 10% по сравнению с 2010 годом, в том числе в сельском хозяйстве -5,8%.В 2011 г. по сравнению с 2010г. доходы населения увеличились почти на 20%, достигнув 36,6 млрд. манатов, их размер на душу населения составил 3400 манатов, уровень бедности снизился с 9,1до 7,6 %.

В 2011 году в экономику страны было вложено 20 млрд. долларов инвестиций, из которых 13 млрд. долларов – внутренние, 7 млрд. долларов - иностранные. При этом15,7 млрд. долларов инвестиций пришлось на долю ненефтяного сектора, а 4,3 миллиарда долларов – нефтяного сектора. Сегодня высокие темпы экономического развития и рост финансовых возможностей страны создают дополнительные стимулы для поддержки аграриев льготным кредитованием, обеспечения техникой, удобрениями, выдачи субсидий. Так, в 2011 г. были продолжены меры государственной поддержки аграрному сектору, расширены основанные на интенсивных методах и современных технологиях производство и переработка сельскохозяйственной продукции, в значительной степени улучшилось инфраструктурное обеспечение аграрного сектора, повысился уровень самообеспечения основными продовольственными продуктами. Сегодня страна обеспечивает себя сахаром на 160%, фруктами на 117%, картофелем на 102%, бахчевыми на 100%. В то же время в 2011 г. пока не удалось полностью обеспечить потребности населения в зерне, мясе, яйцах, молоке и молочной продукции, растительном масле и др. Поэтому определяя задачи на будущее, Президент Азербайджана Ильхам Алиев отмечал:

« Теперь необходимо, чтобы отрасль повышала объемы производства за счет высокой продуктивности и эффективности, применения передовых технологий, расширения сети перерабатывающих предприятий, а главное – повышения конкурентоспособности местной продукции». В этой связи, одним из главных документов, подписанных главой государства является» Государственная программа по надежному обеспечению населения продовольственными товарами в 2008- 2015 годах». Ее главными приоритетами являются следующие направления развития всего агрокомплекса страны: площади под зерновыми предполагается расширить до 900 тыс. га, а урожайность увеличить до 32 центнеров с 1 га, производство мяса - до 340 тыс. тонн, молока и молочных продуктов- 2,4 млн. тонн, птичьего мяса- 80 тыс. тонн, яиц- 1,3 млрд.

штук, картофеля- 1,12 млн. тонн, овощей и бахчевых культур- 1,72 млн.тонн, чая- 3000тонн, фруктов- 800тыс. тонн, комбинированных кормов- 2 млн. тонн. Посевные площади под маслянистые растения расширяются до 35 тысяч га, сахарной свеклой- 20 тысяч га, кормовыми культурами- 500 тысяч га.

В этой связи, в план института были внесены ряд дополнений в развитии рыночных отношений в агропромышленном комплексе страны, в числе которых политика государства по отношению к аграрному сектору экономики, оценка проводимой аграрной реформы и ее последствия, формы и методы государственной поддержки агропромышленного производства, диспаритет цен на агропродукцию и ресурсы, поставляемые сельскому хозяйству, меры по его сглаживанию, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Также были проведены комплексные исследования, направленные на разработку схем пропорционального и сбалансированного развития агропромышленного производства, совершенствование его экономического механизма, улучшение использования производственного потенциала и др. Комплексный подход к организации исследовательских работ по этим вопросам положительно сказался на востребованности этих исследований со стороны вышестоящих организаций. Так, предложения по обеспечению продовольственной безопасности и развитию птицеводства на промышленной основе были реализованы при разработке государственной и региональной программ. Кроме того, институт подготовил предложения по разработке основных принципов социально - экономического развития регионов республики, совершенствованию организационно-экономического механизма аграрных реформ, обоснованию приоритетов повышения экономической эффективности использования трудовых ресурсов, развитию социальной инфраструктуры в сельской местности, повышению экономической эффективности землепользования, которые были представлены Минсельхозу республики.





Обсуждение планов НИР института на 2006- 2009 гг.
С целью принятия оптимальных решений по реализации стратегии обеспечения продовольственной безопасности страны и устойчивого развития сельского хозяйства, а также для обеспечения надежной, объективной и периодически обновляемой информационной базы, институтом в сотрудничестве с ФАО (Организация по продовольствию и сельскомухозяйству ООН) создана первичная пилотная фаза информационно - мониторинговой системы в Губа - Хачмазском, Аранском, Лянкяранском экономических районах. Продолжается работа по усовершенствованию и расширению данной системы с охватом всех регионов страны.


Заседание методической секции института



Обсуждение проекта с ФАО на тему «Создание информационно - мониторинговой системы в АПК» (2011г.)
Наряду с выполнением главной тематики, разработкой предложений и рекомендаций по совершенствованию форм и методов хозяйствования в агропромышленной отрасли, сотрудники института участвуют в подготовке ряда законов и нормативно-правовых актов по аграрным вопросам. К ним относятсяЗаконы «О развитии хлопководства», «О развитии виноградарства», « О семейно - крестьянских хозяйствах», « О кооперации в сельском хозяйстве» и др.

С начала 2001 г. по настоящее время институт возглавляет д.э.н., профессор Салахов Садых Велиевич крупный ученый, внесший значительный вклад в исследование комплекса актуальных проблем, связанных с развитием АПК. Он автор более 100 научных трудов, в том числе 5 монографий и книг, опубликованных как в стране, так и за рубежом.f:\новая папка\salahov sadiq.jpg

В настоящее время институт превратился в центр аграрных исследований и разработок. За эти годы видные ученые - аграрники принимали активное участие в формировании института, а большинство из запечатленных на фотографии ученых принимали и принимают участие в научно-исследовательских разработках института.

c:\users\user\desktop\foto institut\dsc_0131.jpg

Сегодня коллектив института работает над решением целого ряда актуальных проблем в аграрном секторе. Среди них работы в сфере обоснования приоритетных направлений государственного регулирования аграрного сектора, развития земельных отношений, развития сельского предпринимательства, продовольственной безопасности, обоснования оптимальных параметров совершенствования организационной структуры управления в сельском хозяйстве, формирования инфраструктур аграрного рынка, развития кооперации и интеграции в аграрном секторе, прогнозирования производства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли и обоснование приоритетов инвестиционной политики в аграрном секторе. Также была обоснована необходимость подготовки целевых комплексных программ по обеспечению аграрных производителей финансовыми ресурсами, ускорения социально- экономического развития сельских регионов и повышения конкурентоспособности продукции аграрных производителей.



В период 2001- 2012 годы учеными и соискателями института были опубликованы ряд книг и монографий, посвященные современным проблемам аграрной отрасли, в том числе д.э.н., проф. С.В.Салаховым «Проблемы государственного регулирования аграрной отрасли» (2004 г.), д.э.н., профессором Р.А. Балаевым «Урбанизация: экономика города и продовольственные проблемы» (2007 г.); д.э.н.,профессором И.Х.Ибрагимовым «Особенности развития предпринимательства в регионах» (2007 г.); д.э.н., проф. Аташовым Б.Х. «Актуальные проблемы продовольственной безопасности», (2005 г.); к.э.н., доцентом А.Ф. Абасовым «Продовольственная безопасность» (2007 г.); д.э.н., профессором Рустамовым А.А. «Экономические проблемы – повышение социально-имущественного обеспечения населения республики, к.с.х.н. Велиевым А.Г. « Основы регулирования земельно - собственнических отношений» (2005 г.); д.э.н., доцентом Гусейновым М.Д. » Проблемы устойчивого развития аграрной отрасли» (2006 г); к.э.н., Мусаевым М.Г. « Проблемы интенсивного развития аграрной отрасли» (2007 г.);д.э.н., профессором Искендеровым Р.К. « Экономика и научно-технический прогресс» (2012 г.); Аскеров А.Ч. « Экономико - экологические приоритеты интенсивного развития аграрного производства» (Баку 2011 г.); Мамедов С.М « Развитие сельского хозяйства в условиях интенсивной урбанизации» (Баку 2010 г.); Алиев Р.Б. « Теория экономического анализа» ( Баку 2007 г.); Искендеров Р.Г. «Научно- технический прогресс: социально- экономические аспекты» (Баку2010 г.), « Экономика и научно- технический прогресс» (Баку 2012 г.)Этими и другими проблемами в институте занимаются 66 научных сотрудников в восьми отделах и 46 работников в других подразделениях института. Перечень этих отделов и подразделений института приведены в нижеследующей схеме:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница