Область применения и нормативные ссылки




Скачать 345.57 Kb.
Дата07.05.2016
Размер345.57 Kb.





  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080100.68 «Экономика» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Мировая экономика», специализации «Регулирование внешнеэкономических отношений», изучающих дисциплину «Перспективные вопросы международного регулирования: экология, природопользование, социальное и культурное развитие».

Программа разработана в соответствии с:



  • Стандарт НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой подготовки магистров по специальности 080100.68 «Экономика»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра специальности 080100.68 «Экономика» магистерской программы «Мировая экономика» специализация «Регулирование внешнеэкономических отношений», утвержденным в 2011 г.


  1. Цели освоения дисциплины

В настоящей части курса изучаются причины и мотивы постановки новых вопросов в повестку дня многосторонних переговоров в рамках международных экономических организаций, их влияние на формирование торговой и внешнеэкономической политики отдельных стран. В курсе рассмотрены основные организации и соглашения, регулирующие международное и многостороннее сотрудничество в отдельных сферах, имеющих перспективное значение для развития мировой торговли и инвестиций.

По каждой из организаций и соглашений определена степень вовлечения России в реализацию основных направлений деятельности, возможность реализации российских экономических интересов посредством международного сотрудничества.
Целями освоения дисциплины являются:


  • определить влияние новых вопросов многостороннего сотрудничества на формирование торговой политики на национальном, региональном и многостороннем уровнях;

  • углубить знания слушателей о ключевых направлениях процесса глобализации, о его концептуальной и фактической составляющих, о его значимости как феномена современной системы МЭО;

  • раскрыть специфику сотрудничества по новым перспективным вопросам, требующим многостороннего регулирования;

  • сформировать понимание места и роли России в системе многостороннего сотрудничества, определить новые задачи переговорного процесса;

  • освоить способы и методы защиты экономических интересов России в отношениях с международными институтами;

  • развить у слушателей навыки экспертной оценки состояния и перспектив участия России в формирующейся международной системе экономического регулирования;

  • ознакомить студентов с современными теориями и подходами, позволяющими рассматривать проблему международного регулирования в контексте глобальных трендов развития;

  • развить коммуникационных навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности в международных организациях, государственных ведомствах, федеральных и региональных органах государственной власти и управления, российских и зарубежных предпринимательских структурах, некоммерческих общественных организациях, поддерживающих международные связи, учреждениях высшего образования с международной проблематикой, академических и научно-исследовательских организациях международного профиля;

  • сформировать у студентов навыки междисциплинарного анализа в процессе изучения перспективных областей международного регулирования.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать важнейшие теории и концепции глобального регулирования; политические и экономические предпосылки процесса глобализации; этапы и проблемы формирования международной системы экономического регулирования; компетенции международных институтов;

  • Уметь пользоваться методикой проведения системного и институционально-правового анализа в ходе изучения механизма глобального регулирования в отдельных областях; междисциплинарного анализа в процессе изучения сфер компетенции международных организаций; обладать навыками экспертной оценки состояния и перспектив развития глобального регулирования;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) применения полученных знаний на практике, в работе в научно-исследовательских институтах, национальных министерствах и ведомствах, международных организациях.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры


СК-М4

Использует понятийный аппарат процесса международного регулирования, комплексно оценивает возможности, выгоды и издержки регулирования на глобальном уровне в области экологии, природопользования, социального и культурного развития, демонстрирует знание важнейших идей и теорий глобализации, владеет информацией о компетенциях международных институтов

Сочетание лекций и семинаров в диалоговом режиме, основанных на изучении обязательной литературы;

подготовка презентаций; обсуждение их результатов в группе





Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности


СК-М6

Использует, критически оценивает и интерпретирует информацию и публикации, полученные из официальных сайтов международных организаций, поисковых систем и баз данных в процессе самостоятельной подготовки.

Умеет превращать информацию в знания, применять и делиться полученным знанием.

Использует знание проблематики глобального регулирования для комплексного анализа перспектив в этой области.


Групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций,

семинары по материалам самостоятельно собранной и рекомендованной литературы




Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-М5

Представляет связь настоящего и будущего, строит прогнозы и принимает решения на основе комплексной оценки самостоятельно собранных фактов и полученных на лекциях знаний.

Обсуждение докладов, презентаций студентов

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, быть креативным и инициативным

СЛК–М8

Выступает публично на профессиональные темы. Ясно и аргументировано формулирует свою мысль.

Групповые обсуждения
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу социальных и экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих магистерскую подготовку.
Настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору, читается на втором курсе магистратуры.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Международная система экономического регулирования»;

  • «Регулирование внешнеэкономических отношений»(1 курс);

  • «Экономико-правовые условия деятельности компаний на рынках региональных объединений».




  1. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа




Лекции

Семинары




1.

Глобальное регулирование: пределы и возможности.

12

4

0

8

2.

Вызовы современности: глобальная повестка дня ООН

12

4

0

8

3.

Роль международных институтов в сохранении культурного наследия человечества

14

4

0

10

4.

Арктический форум

16

4

0

12

5.

Поиск общего деноминатора международных образовательных программ

12

4

0

8

6.

Новые задачи экологического и природоохранного регулирования

14

4

0

10

7.

Здравоохранение как перспективное социальное направление глобального регулирования

16

4

0

12

8

Сотрудничество РФ с международными организациями на перспективных направлениях регулирования

12

4

0

8

9

Торговая политика и экологическое регулирование

16

4

0

12

10

Народонаселение земли: современное состояние, тенденции, проблемы. Международная миграция рабочей силы в системе мирохозяйственных связей.

14

4

0

10

11

Проблемы трудовых ресурсов в РФ, задачи миграционной политики.

12

4

0

8

12

Многостороннее регулирование изъятия живых ресурсов для коммерческих целей

12

4

0

8

13

Роль деловых культур в развитии международного экономического сотрудничества.

16

4

0

12

14

Влияние деловых культур на формирование переговорной позиции и ведение переговоров по отдельным вопросам международного экономического сотрудничества.

12

4

0

8

15

Креативная экономика как новая форма экономики XXI века.

14

4

0

10

16

Интересы России в сфере перспективных вопросов международного сотрудничества.

12

4

0

8




Итого

216

64

0

152






6 Формы контроля знаний студентов
Курс рассчитан на 216 часов.

64 часа аудиторной нагрузки проводятся в форме лекций.

Форма текущего контроля – эссе.

Итоговый контроль – зачет в форме устного ответа по билету (2 вопроса) – 20 мин.




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4







Текущий

(неделя)


Эссе




1







МЭОРиЕИ и ТП

7-10 страниц








































Итоговый

Зачет




1







МЭОРиЕИ и ТП

устный



6.1. Критерии оценки знаний, навыков



Эссе.

Эссе должно быть исполнено по одной из выбранных и согласованных с преподавателем тем. Объем 7-10 стр. Шрифт Times new Roman 14, через 1,5 интервала. Эссе выполняется автором самостоятельно с обязательными ссылками на используемую литературу и другие источники, оформленными в соответствии с действующими стандартами.

Эссе готовится по следующему приблизительному плану:


  1. Сущность и основные тенденции развития вопроса.

  2. Многосторонние и международные соглашения в рассматриваемой области.

  3. Позиция России по рассматриваемому вопросу: современное состояние и перспективы.



Зачет.

Итоговый контроль проходит в форме зачета в виде устного ответа по билету, содержащему два вопроса, – 20 мин. на подготовку и 20 мин. на ответ.

Контрольные вопросы содержатся в программе. Чем полнее ответ на вопрос, чем в большей мере продемонстрировано не только знание фактов, но и понимание происходящих процессов и их оценка – тем выше балл.

Не знание одного вопроса означает оценку не выше 4-5, даже при отличном ответе на второй вопрос. Отличная оценка 8-9 выставляется при безупречном знании всех компонентов вопроса. Наивысшая оценка 10 – при безупречном понимании нюансов, а также собственной оценке пределов и возможностей международного регулирования в данной области.

При этом отсутствие отличных оценок за эссе означает итоговую оценку не выше 8, наличие оценок 4-5 за эссе означает итоговую оценку не выше 6-7.

Преподаватель имеет право задавать уточняющие вопросы, что позволяет составить более четкую картину знаний.

Не допускается пользоваться бумажными или электронными носителями информации в ходе зачета. При нарушении этого правила – студент снимается с зачета.

Для допуска к зачету необходимо сдать эссе в установленные сроки и иметь при себе зачетную книжку. Без этого студент к зачету не допускается.


Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале.
7 Содержание дисциплины


Тема 1. Глобальное регулирование: пределы и возможности.

Характеристика совокупности экономических условий и предпосылок перехода к новым формам международного регулирования на новых направлениях.

Разбор преимуществ и недостатков регулирования нового формата.

Недостатки и ограничения глобальной системы по сравнению с региональными и национальными системами.

Перспективы развития регулирования на новых направлениях.
Обязательная литература:

  1. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2009.


  2. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н, М.: Магистр, 2009. С.17-33.

  3. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  4. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.


Дополнительна литературая:
  1. «Международные экономические отношения». Под ред. И.П.Фаминского. М.: Экономистъ, 2004.


  2. Iriye A. (2002). Global Community: The Role of International Organizations in the Making of the Contemporary World. Los Angeles: University of California Press.

  3. Stiglitz J.E.(2009). Globalization and its Discontents.

  4. Stiglitz J.E (2009). Making Globalization Work.



Тема 2. Вызовы современности: глобальная повестка дня ООН.
Характеристика совокупности предложений по урегулированию наиболее острых проблем современности. Программа тысячелетия как ориентир для решения глобальных проблем бедности и голода.

Оценка наиболее проблемных зон.

Позиция различных групп стран по глобальной повестке ООН.

Оценка достигнутых результатов и обозначение возможных перспектив дальнейшего прогресса на новых направлениях.


Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С. 33-103.

  2. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  3. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007


Дополнительная литература:

  1. htpp://www.un.org

  2. Charter of the United Nations - http://www.un.org/en/documents/charter/chapter5.shtml

  3. Journal of the United Nations - http://www.un.org/ru/documents/journal.asp

  4. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в ХХI веке. М.: Логос, 2005.


Тема 3. Роль международных институтов в сохранении культурного наследия человечества
Характеристика проблем по сохранению глобального культурного наследия.

Деятельность ЮНЕСКО как ведущей организации по сохранению глобального культурного наследия. Формы, проблемы, достижения.

Специфика направления и особенности подходов различных стран к «своей и чужой» культуре.

Перспективы превращения культурного наследия в глобально охраняемую ценность.


Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С.516-523.

  2. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  3. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.


Дополнительная литература:

  1. htpp://portal.unesco.org

Тема 4. Арктический форум
Арктический форум как новый инструмент урегулирования глобальной проблемы.

Суть проблемы и интересы сторон. Разделение сфер влияния: цена вопроса.

Встреча 2011 года: текущее положение вещей, противоречия между заинтересованными странами.

Позиция России. Аргументация российского подхода.

Прецедент урегулирования.

Обязательная литература:


  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С. 413 -480.

  2. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях

  3. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007


Дополнительная литература:

  1. Пискулова Н.А. Киотский протокол: возможности для России: Комплект учебных материалов по программе курса «Государственное управление природопользованием». М.: МГИМО, 2006.

  2. Kirton, John J. (2001), "Embedded Ecologism and Institutional Inequality: Linking Trade, Environment and Social Cohesion in the G8." Paper prepared for a panel on New Directions in Global Trade Governance: Competition, Consensus and Coherence at the annual meeting of the International Studies Association, Chicago, February 20-24.

  3. Kirton, John J. and Jenilee M. Guebert (2010), "The Climate Change–Health Connection: Compounding Challenges for Scholars and Practitioners." Paper prepared for the poster session on Environmental Governance and Climate Politics at the International Studies Association convention, New Orleans, February 16-21, 2010. Version of February 17.

  4. Vulnerabilities and Risks in Population and Environment Studies. Eduardo Marandola Jr., Daniel Joseph Hogan. Population and Environment, Vol. 28, No. 2 (Nov., 2006), pp. 83-112.

  5. P. N. Halpin. Global Climate Change and Natural-Area Protection: Management Responses and Research Directions Global Climate Change and Natural-Area Protection: Management Responses and Research Directions. Ecological Applications, Vol. 7, No. 3 (Aug., 1997), pp. 828-843

Тема 5. Поиск общего деноминатора международных образовательных программ.
Роль образования в контексте развития глобальных тенденций развития мировой экономики и мировой политики.

Роль ОЭСР в развитии международных образовательных проектов.

Проект AHELO. Описание, задачи, цели, современное состояние.

Болонский процесс и включение России в европейское образовательное пространство.

Проект TUNING. Описание, задачи, цели, современное состояние.

Международные организации и международное измерение проблем образования.

Роль и позиция России.
Обязательная литература:


  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С. 103-156.

  2. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

  3. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях


Дополнительная литература:
  1. Время вступать в ОЭСР. Интервью директора департамента экономического сотрудничества МИД РФ А. Кондакова газете «Время новостей», 16.04.2007 (www.vremya.ru/2007/66/4/176257.html )

  2. Мешкова Т. Стратегия ОЭСР по содействию развитию // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, №3,2006 (http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/strategy_assistance_oecd.pdf)

  3. Мешкова Т. Стратегия расширения ОЭСР: на пути к глобальному взаимодействию и партнерству // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, №3, 2006 (http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/strategies_expansion.doc)

  4. Паньков В. «Россия и ОЭСР» // Мировая экономика и международные отношения, №3, 2005

  5. Официальный сайт ОЭСР (www.oecd.org)

  6. Информация о сотрудничестве с ОЭСР на сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации (www.ln.mid.ru/ns-dipecon.nsf/eftorg?OpenView&ExpandView)



Тема 6. Новые задачи экологического и природоохранного регулирования.

Место сектора защиты охраны окружающей среды в социальном направлении глобального регулирования. Проблема доступности ресурсов для обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды. Возможности для инновационного финансирования двусторонних и многосторонних программ по защите окружающей среды.

Масштаб глобальных проблем по сохранению климата, охране окружающей среды, сохранению природного биоразнообразия.

Основные проблемы в содействии развитию сектора защиты окружающей среды и возможные пути их решения: «зеленые» инвестиции, адаптация к изменяющимся климатическим условиям, управление лесными ресурсами, укрепление биологической вариативности, борьба с инфекционными заболеваниями, возникших в результате загрязнения окружающей среды.

Международные организации и институты в сфере глобального управления программами защиты окружающей среды: «Группа восьми»/ «Группа двадцати», Институты ООН, Всемирный банк, Региональные банки развития, ОЭСР, Инициатива по защите окружающей среды. Вопросы эффективности мер международного сообщества по защите окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

Региональное регулирование в интересах глобального мира.

Особенности экологической политики ЕС и регионального природоохранного законодательства

Содействие развитию сектора защиты окружающей Российской Федерацией. Вклад России в решение глобальных проблем здравоохранения: вызовы и возможности. Климатическая доктрина Российской Федерации (2009 г.).


Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С. 413 -480.

  2. Шилов И. А. Экология. М.: Юрайт, 2011.

  3. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

  4. В.Н.Зуев. Феномен наднационального хозяйственного механизма европейского союза, Издательский дом ГУ-ВШЭ, М., 2007.

  5. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  6. Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.


Дополнительная литература:

  1. Пискулова Н.А. Киотский протокол: возможности для России: Комплект учебных материалов по прогрмме курса «Государственное упраление природопользованием», М.: МГИМО, 2006.

  2. Зайцев Ю.К. Многосторонние механизмы управления процессами содействия международному развитию // Вестник МГИМО Университета, 2011. № 5.

  3. Зайцев Ю.К.Проблемы эффективности содействия международному развитию: теоретические и практические аспекты// Вестник международных организаций, 2011. № 3. C. 105—118.

  4. Международные институты в глобальной архитектуре содействия развитию Зайцев Ю.К., Ларионова М.В., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Швец Е.А. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.

  5. Международные инструменты и понятийный аппарат в сфере содействия международному развитию. Зайцев Ю.К., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Швец Е.А., Отв. ред.: Ларионова М.В. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.

  6. Национальные стратегии содействия международному развитию. Ларионова М.В., Векшина А.Б., Гречухина И.А., Зайцев Ю.К., Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П., Швец Е.А., Отв. ред.: Ларионова М.В. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.

  7. Архитектура финансирования развития стран Африки к югу от Сахары. Seck D., Ред.: Перфильева О.В., Перев.: Зайцев Ю.К., Рахмангулов М.Р. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2009. № 4(26)

  8. Новые доноры содействия международному развитию – новые партнерства для развития. Бразилия, Индия, Китай, ЮАР. Thandrayan P., Sidiropoulos E., Vaz A.C., Draper P., Grobbelaar N., Inoue C.Y., Agrawal S., Chin G.T., Frolic M.B., Braude W., Науч. ред.: Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Перев.: Швец Е.А., Зайцев Ю.К., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2010. № 2. C. 111—178

  9. Hix, 2008 S. Hix, What's Wrong with the European Union and How to Fix it, Polity, Cambridge (2008).

  10. Jacoby, W. and Meunier, S. Egan, M,  Nugent, N. and Paterson, W. (eds) (2009) Europe and globalization. Studying the European Union: Current and Future Agendas Palgrave-Macmillan , London.

  11. Cong Fu The evolution and transformation of European environmental policy and law, Springer-Verlag, 2008.

Тема 7. Здравоохранение как перспективное социальное направление глобального регулирования
Социальный сектор как комплекс взаимосвязанных социально-экономических проблем, требующих вовлеченности и поддержки международного сообщества для достижения целей развития. Место сектора здравоохранения в социальном направлении глобального регулирования. Проблема доступности ресурсов и отдачи от инвестиций для достижения целей развития здравоохранения. Возможности для инновационного финансирования сектора здравоохранения.

Основные проблемы в содействии развитию сектора здравоохранения и возможные пути их решения: помощь развивающимся странам в борьбе с инфекционными и зоонозными заболеваниями; обеспечение водными ресурсами и санитарными условиями; борьба с ВИЧ/СПИДом; борьба с младенческой и материнской смертностью; борьба с малярией и туберкулезом.

Международные организации и институты в сфере глобального управления программами здравоохранения: «Группа восьми»/ «Группа двадцати», Институты ООН, Всемирный банк, Региональные банки развития (АзБР, АфБР), ОЭСР. Вопросы эффективности мер международного сообщества по укреплению систем здравоохранения

Содействие развитию сектора здравоохранения Российской Федерацией. Вклад России в решение глобальных проблем здравоохранения: вызовы и возможности. Решения саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в 2006 г. в сфере укрепления систем здравоохранения. Рекомендации для Российской Федерации.


Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С. 413 -480.

  2. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

  3. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.

  4. Slim Haddad, Enis Bariş, Delampady Narayana. (2008). Safeguarding the Health Sector in Times of Macroeconomic Instability. Policy Lessons for Low- and Middle-Income Countries.

  5. Russia's Global Health Outlook: Building Capacity to Match Aspirations, Key Players in Global Health: How Brazil, Russia, India, China and South Africa are Influencing the Game, CISIS, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Борьба с инфекционными болезнями. Официальный сайт Председательства России в «Группе восьми» в 2006 г. 16 июля 2006 г.

  2. University of Toronto G8 Research Group 2006 Final Compliance Report, 2006.

  3. Здравоохранение как комплексный политический приоритет. Подход Бразилии к проблеме глобального здравоохранения в рамках внешней политики и инициатив содействия международному развитию Заварыкина Л.В., Ларионова М.В., Перфильева О.В., Bliss K. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2011. № 3(34). C. 83—95.

  4. Индийский подход к глобальным инновациям в области здравоохранения на национальном уровне Ларионова М.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Dukkipati U.// Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2011. № 3(34). C. 96—104.

  5. Зайцев Ю.К.Многосторонние механизмы управления процессами содействия международному развитию // Вестник МГИМО Университета, 2011. № 5.

  6. Зайцев Ю.К.Проблемы эффективности содействия международному развитию: теоретические и практические аспекты// Вестник международных организаций, 2011. № 3. C. 105—118.

  7. Международные институты в глобальной архитектуре содействия развитию Зайцев Ю.К., Ларионова М.В., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Швец Е.А. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.

  8. Международные инструменты и понятийный аппарат в сфере содействия международному развитию. Зайцев Ю.К., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Швец Е.А., Отв. ред.: Ларионова М.В. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.

  9. Национальные стратегии содействия международному развитию. Ларионова М.В., Векшина А.Б., Гречухина И.А., Зайцев Ю.К., Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П., Швец Е.А., Отв. ред.: Ларионова М.В. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010.

  10. Архитектура финансирования развития стран Африки к югу от Сахары. Seck D., Ред.: Перфильева О.В., Перев.: Зайцев Ю.К., Рахмангулов М.Р. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2009. № 4(26).

  11. Новые доноры содействия международному развитию – новые партнерства для развития. Бразилия, Индия, Китай, ЮАР. Thandrayan P., Sidiropoulos E., Vaz A.C., Draper P., Grobbelaar N., Inoue C.Y., Agrawal S., Chin G.T., Frolic M.B., Braude W., Науч. ред.: Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Перев.: Швец Е.А., Зайцев Ю.К., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2010. № 2. C. 111—178.

  12. Исполнение странами-членами «Группы двадцати» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Лондоне в 2009 г. Рахмангулов М.Р., Злоказова Н.Е., Зайцев Ю.К., Ланьшина Т.А., Чуркина Н.М., Чуркин И.М, Симонов А.Г., Шадрикова А.П., Черепова П.А., Гущин Е.С. Федоров И.Ю., Архипова П.С., Булатникова А.Н., Векшина А.Б., Кукушкина Ю.М., Тюрикова М.И., Прокопьев П.А., Султанов А.А., Ред.: Ларионова М.В. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2009. № 4.

  13. Зайцев Ю.К. Исполнение странами-членами "Группы восьми" обязательств по содействию развитию // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2009. № 3. C. 124—168.


Тема 8. Сотрудничество РФ с международными организациями на перспективных направлениях регулирования
Основные проблемы сотрудничества России с международными организациями на наиболее перспективных направлениях.

Сопоставление международного законодательства и законодательства России.

Перспектива сближения законодательных норм России и ЕС по регулированию природоохранной деятельности предприятий.

Пределы и возможности участия РФ в международном регулировании в различных областях.


Обязательная литература:

  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В,Н, М., Изд-во «Магистр», 2009, сс. 413 -480.

  2. Международные экономические организации. Ридер. Ред. В.Зуев, Е. Островская, Н. Злоказова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  3. Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях

  4. Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации. М.: Магистр, 2010.


Дополнительная литература

  1. Национальные стратегии содействия международному развитию. Ларионова М.В., Векшина А.Б., Гречухина И.А., Зайцев Ю.К., Нагорнов В.А., Перфильева О.В., Рахмангулов М.Р., Шадрикова А.П., Швец Е.А., Отв. ред.: Ларионова М.В. Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2010. 250 с.

  2. Исполнение странами-членами «Группы двадцати» обязательств по содействию развитию, принятых на саммите в Лондоне в 2009 г. Рахмангулов М.Р., Злоказова Н.Е., Зайцев Ю.К., Ланьшина Т.А., Чуркина Н.М., Чуркин И.М, Симонов А.Г., Шадрикова А.П., Черепова П.А., Гущин Е.С. Федоров И.Ю., Архипова П.С., Булатникова А.Н., Векшина А.Б., Кукушкина Ю.М., Тюрикова М.И., Прокопьев П.А., Султанов А.А., Ред.: Ларионова М.В. // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2009. № 4.

  3. Зайцев Ю.К. Исполнение странами-членами "Группы восьми" обязательств по содействию развитию // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2009. № 3. C. 124—168.


9. Торговая политика и экологическое регулирование

Экологические проблемы мирового рынка. Проблемы защиты окружающей среды. Понятие экологических товаров и услуг. Улучшение экологических характеристик и параметров как фактор конкурентоспособности.

Экологические инструменты торговой политики. Многосторонние соглашения по защите окружающей среды и их координация с соглашениями ВТО.

Обязательная литература:


  1. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009. С. 413 -480.

  2. Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации. М.: Магистр, 2010.

  3. Пискулова Н.А. Экология и глобализация. М.: МГИМО-Университет, 2010.

  4. Пискулова Н.А. Экологический вектор развития мировой экономики: монография. М.: Навона, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Асташева Н.П. Основы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции: учеб. пособие / Н.П.Асташева. М.: МГАУ, 2005.

  2. http://ec.europa.eu/environment/enveco/mbi.htm

  3. www.wto.org


10.Народонаселение земли: современное состояние, тенденции, проблемы. Международная миграция рабочей силы в системе мирохозяйственных связей.

Население земли, общие тенденции роста численности населения. Показатели, характеризующие население. Крупнейшие по населению страны мира. Существует ли угроза перенаселения? Основные демографические тенденции, парадоксы, проблемы и задачи.

Международная миграция рабочей силы: понятие и причины. Виды миграции. Миграционная политика. Международные организации, деятельность которых связана с вопросами международной миграции населения и трудовых ресурсов. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы.
Обязательная литература:


  1. Экономика народонаселения, под ред. Ионцева В., М.: Инфра-М, 2009.

  2. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства, М.: Статистика России, 2006.


Дополнительные источники:

  1. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция, М.: экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005.

  2. Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная миграция, М.: Экономика, 2010.

  3. www.unfpa.org

  4. www. unfpa.ru

  5. http://www.7billionactions.org

  6. www.demoscope.ru


11. Проблемы трудовых ресурсов в РФ, задачи миграционной политики.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Численность и размещение населения. Возрастной и гендерный состав. Естественное движение населения.

Проблема восполнения трудовых ресурсов.

Миграция населения в Российской Федерации: внутренняя, внешняя. Задачи миграционной политики.
Обязательная литература:


  1. Метелев С.Е. Международная миграция и социально-экономическое развитие России, М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007.

  2. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства, М.: Статистика России, 2006.


Дополнительные источники:

  1. Акимова С.А., Прудникова Т.А., Белянская Л.И., Зайцева Е.С. Правовое регулирование трудовой миграции, М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010.
  2. www.gks.ru


  3. www.demographia.ru

  4. www.demoscope.ru




  1. Многостороннее регулирование изъятия живых ресурсов для коммерческих целей

Цивилизационные и экономические основы для развития многостороннего сотрудничества в сфере регулирования изъятия живых ресурсов планеты для коммерческих целей. Неэкономическая мотивация регулирования изъятия живых ресурсов: «устойчивость» цивилизационного развития человечества; сохранение биологического разнообразия планеты; безопасное использование новых видов товаров, полученных на основе живых ресурсов. Экономическая мотивация регулирования изъятия живых ресурсов: обеспечение населения стран мира базовыми ресурсами для нормальной физиологической жизнедеятельности; количественная достаточность ресурсов для экономической деятельности хозяйствующих субъектов; возможность доступа к использованию биологических ресурсов Мирового океана, принадлежащих всему человечеству (за пределами 200-мильных зон).

«Новые товары» в сфере использования биологических ресурсов планеты: понятие, классификация, экономическое значение. Товары, обладающие искусственно созданными свойствами, отсутствующими у традиционных для отрасли продуктов. Товары с измененной биологической основой. Органические продукты как антипод «нового продовольствия»: рыночные и регуляторные аспекты.

Международные организации и институты, вовлеченные в процесс выработки многосторонних мер регулирования оборота «новых товаров».

Проблемы регулирования хозяйственного использования традиционных живых объектов природы. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Международные конвенции и соглашения по обеспечению рационального промысла и охраны живых ресурсов моря. Проблема дрифтерного промысла.

Сотрудничество России в рамках многосторонних международных организаций в области изъятия живых ресурсов планеты для коммерческих целей.


Обязательная литература:

  1. Аналитические материалы информационного агентства АПК-Информ. www.apk-inform.ru

  2. Ревенко Л.С. Мировой рынок продовольствия в эпоху «генной» революции / Л. С. Ревенко. М.: Экономика, 2003

  3. Ревенко Л.С. Регулирование рынков генетически модифицированных продуктов // США – Канада: экономика, политика, культура . 2004. № 9. С.105-119.

  4. Ревенко Л.С. Отраслевые аспекты идентификации на мировом рынке органических продуктов / Л.С. Ревенко // БИКИ. 2009. № 76. С. 6-7.

  5. Ревенко Л.С. Нанотехнологии на продовольственном рынке: Европа ищет баланс между высокотехнологичным и безопасным развитием [Электронный ресурс] // МГИМО. 9.03.2011. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document183155.phtml.


Дополнительные источники:

  1. Аналитические и статистические материалы ФАО. www.fao.org

  2. Аналитические материалы министерства сельского хозяйства РФ. www.mcx.ru

  3. Аналитические материалы министерства сельского хозяйства США. www.fas.usda.gov

  4. Ревенко Л.С. Регулирование производства и оборота ГМО в Европейском союзе: современные тенденции /Л.С. Ревенко//Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №4. С.3-9.




  1. Роль деловых культур в развитии международного экономического сотрудничества.

Влияние культуры на международное сотрудничество и международный бизнес. Значение культурных аспектов в условиях глобализации. Глобализация и национальные особенности Концепция культуры. Категоризация культур. Подходы к рассмотрению данного вопроса. Выявление универсалий, особенности деловых культур.

Структурные признаки, образующие специфический профиль отдельно взятой культуры.
Обязательная литература:


  1. Градобитова Л.Д., Пискулова Н.А. Деловые культуры в условиях глобализации международных экономических отношений. М.: МГИМО, 2005.

  2. Льюис Д. Деловые культуры в международном бизнесе. Пер.с англ. М.: Дело, 2001.

  3. Джордж Р.Т. Деловая этика. М.: Библиотека экономической школы, 2001.


Дополнительные источники:

  1. Козлов Владимир, Козлова Александра. Технологический подход к переговорам. М.: ABF, Лаборатория Бизнес Тренинга, 2007.

  2. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект Пресс. 1999.

  3. Шеламова Г. Деловая культура и психология общения. М.: Академия, 2007.

  4. http://geo.1september.ru/2002/18/2.htm


14.Роль деловой культуры в проведении международных переговоров.

Четыре фазы делового общения: подготовка делового контакта; программирование делового контакта; реализация делового контакта; принятие решений, подведение итогов делового контакта. Особенности переговоров по ВТО.

Влияние культуры на формирование переговорной позиции. Проявление особенностей деловой культуры в процессе ведения переговоров. Учет культурных особенностей в процессе достижения компромисса и торговых уступок.
Обязательная литература:


  1. Градобитова Л.Д., Пискулова Н.А. Деловые культуры в условиях глобализации международных экономических отношений. М., МГИМО, 2005.

  2. Льюис Д. Деловые культуры в международном бизнесе. Пер.с англ. М: Дело, 2001.

  3. Джордж Р.Т. Деловая этика. М.: Библиотека экономической школы, 2001.


Дополнительные источники:

  1. Козлов Владимир, Козлова Александра. Технологический подход к переговорам. М.: ABF, Лаборатория Бизнес Тренинга, 2007.

  2. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект Пресс. 1999.

  3. Шеламова Г. Деловая культура и психология общения. М.: Академия, 2007.

  4. http://geo.1september.ru/2002/18/2.htm


15. Креативная экономика как форма новой экономики XXI века
Креативный сектор в новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах.

Творчество как экономическая стоимость. Законодательные нормы, регулирующие оборот творческих продуктов.

Креативные индустрии – основа креативной экономики.

Творчество и цифровые технологии. Электронный рынок.


Обязательная литература:

  1. Джон Хокинс. Креативная экономика, М.: Издательский дом «Классика XXI века», 2011.

  2. http://www.creativeeconomy.com


Дополнительные источники:

  1. http://www.snob.ru/selected/entry/7243 - курс лекций Дж. Хокинса «Что такое креативная экономика», Москва, октябрь 2009.

  2. http://www.creativeindustries.ru – сайт агентства «Креативные индустрии»

  3. http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf

  4. http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf





8 Образовательные технологии



Используются:

  1. активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов о деятельности организаций, тренинги по ведению переговоров в качестве представителя страны в организации;

  2. групповой формат – обучение в группе. Мотивация познавательной деятельности реализуется через формирование у студентов познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, умения систематизировать информацию, умений работать с учебным и научным текстом, готовить обзоры и представлять их в группе;

  3. занятия, имеющие целью закрепить полученные знания и навыки решения практических задач, будут основаны на обсуждении материалов лекций, собственных наблюдений учащихся, прочитанной литературе и выполненных заданий. Во время занятий будут обсуждаться подготовленные студентами презентации, выполняться письменные промежуточные тесты.

  4. в рамках курса предусмотрены встречи с представителями международных экономических организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, взаимодействующих с международными организациями.


9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля


Темы домашних заданий по дисциплине:


  1. Перспективы развития глобального регулирования на новых направлениях.

  2. Соотношение международного регулирования и национального суверенитета.

  3. Перспективы превращения национального культурного наследия в глобально охраняемую ценность.

  4. Возможные пути урегулирования претензий стран по разделению зон влияния в Арктике.

  5. От национально обособленных систем к международно-признанным стандартам образования.

  6. Место и роль России в Болонском процессе: формирование общеевропейского образовательного пространства.

  7. Университет ШОС как площадка сотрудничества стран региона в области образования.

  8. Вопросы развития образования в приоритетах повестки председательства России в АТЭС в 2012г. (перспективы развития Университетского кластера во Владивостоке).

  9. Оценка прогресса в реализации приоритетных задач развития сотрудничества в области здравоохранения и образования, поставленных в ходе исполнения председательских функций Россией в Группе 8-ми в 2006г.

  10. Перспективы пост Киотского соглашения.

  11. Позиция России по вопросам регулирования выбросов парниковых газов в атмосферу земли.

  12. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

  13. Определение наиболее значимых направлений в международном сотрудничестве по охране окружающей среды.

  14. Перспективные направления сотрудничества в рамках ВОЗ.

  15. Как обеспечить население планеты пресной водой в 2050 году?

  16. Стратегия обеспечения глобальной продовольственной безопасности (цены поставки, объемы производства, не причинение вреда здоровью).

  17. Основные тенденции международной миграции рабочей силы.

  18. Национальное и международное регулирование международной миграции.

  19. Миграция рабочей силы и международная торговля услугами.

  20. Влияние культурных особенностей на формирование переговорной позиции.

  21. Деловые культуры и особенности отдельных фаз подготовки переговоров.

  22. Значение учета деловой культуры в процессе международных переговоров.

  23. Проблема изъятия живых ресурсов планеты для коммерческих целей.

  24. Экономическое значение «новых товаров» в сфере использования биологических ресурсов планеты.

  25. Международные организации и институты и проблемы разработки многосторонних мер регулирования оборота «новых товаров».

  26. Роль электронной торговли в развитии международного экономического сотрудничества.

  27. Развитие креативных секторов в новой экономике.

Выбранная тема эссе для каждого студента уточняется и утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.



9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для итогового контроля


  1. Преимущества и недостатки глобального регулирования нового формата.

  2. Регионализация и глобализация: борьба противоположностей или единство процесса регулируемости мировой экономики.

  3. Определите наиболее перспективные направления развития глобального регулирования.

  4. Сформулируйте основные проблемы сотрудничества России с международными организациями на наиболее перспективных направлениях.

  5. Основные направления глобального экологического регулирования. Наиболее важные международные конвенции экологической направленности.

  6. Состояние переговоров по заключению пост Киотского соглашения. Позиции сторон.

  7. Основные итоги конференции в Дурбане.

  8. Новые инициативы Всемирной организации здравоохранения. Перспективы расширения сотрудничества. Позиция России.

  9. Современное состояние урегулирования

  10. Дайте характеристику основных проблем в секторе здравоохранения и международных механизмов для их решения

  11. Опишите возможности повышения эффективности содействия развитию сектора здравоохранения и повышения отдачи от инвестиций, направляемых в сектор здравоохранения

  12. Дайте характеристику новым механизмам содействия развитию сектора здравоохранения и их соотношению со старыми инструментами

  13. Оцените возможность перехода вопросов содействия развитию сектора здравоохранения из повестки «Группы восьми» в повестку «Группы двадцати»

  14. Дайте оценку политических, экономических и институциональных факторов для формирования системы содействия развитию сектора здравоохранения в Российской Федерации

  15. Дайте характеристику основных проблем в секторе защиты окружающей среды и международных механизмов для их решения

  16. Опишите возможности повышения эффективности содействия развитию сектора защиты окружающей среды и повышения отдачи от инвестиций, направляемых в этот сектор.

  17. Дайте характеристику новым механизмам содействия развитию сектора защиты окружающей среды и их соотношению со старыми инструментами

  18. Оцените возможность перехода вопросов содействия развитию сектора защиты окружающей среды из повестки «Группы восьми» в повестку «Группы двадцати»

  19. Дайте оценку политических, экономических и институциональных факторов для формирования системы содействия развитию сектора защиты окружающей среды в Российской Федерации.

  20. Задачи современной миграционной политики. Региональные аспекты.

  21. Цивилизационные и экономические основы для развития многостороннего сотрудничества в сфере регулирования изъятия живых ресурсов планеты для коммерческих целей.

  22. Значение культурных аспектов ведения бизнеса в условиях глобализации.

  23. Опишите 4 фазы делового общения.

  24. Творчество как экономическая стоимость.


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая оценка получается по следующей формуле:


I = 0,3хR + 0,3хS + 0,4хЕ,
где I – это итоговая оценка, R – оценка за эссе, , S – оценка активности участия в дискуссиях, E – оценка, полученная на зачете в конце второго модуля (устно).

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


    1. Базовый учебник

Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. М.: Магистр, 2009.


    1. Основная литература

Неформальные институты в глобальной системе регулирования. Учебно-методическое пособие. Кафедра международных экономических организаций и европейской интеграции. М.: НИУ ВШЭ, 2011, в 4-х частях.


    1. Дополнительная литература

Актуальные проблемы деятельности региональных экономических объединений. Ридер. Составители: Зуев В.Н., Островская Е.Я., Злоказова Н.Е. Москва, 2009.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий по учебной дисциплине необходима мультимедийная аудитория со специальным оборудованием (проектор, ноутбук) для презентации учебных материалов. Кроме того, должна быть открыта электронная страница курса на сайте ГУ-ВШЭ.



Для практических занятий используются оригинальные документы международных экономических организаций, справочники и ежегодники, издаваемые глобальными и региональными организациями, ежегодные доклады этих организаций по тематике дисциплины.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница