Обеспечение устойчивого развития промышленных предприятий на основе инфраструктурных факторов 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством




Скачать 372.77 Kb.
Дата23.04.2016
Размер372.77 Kb.


На правах рукописи

Авакян Эрик Виленович



ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ

ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ФАКТОРОВ

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами: промышленность)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва 2013


Диссертация выполнена в

ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»


Научный
руководитель:


доктор экономических наук, профессор
Погудаева Марина Юрьевна

Официальные
оппоненты:


Логинов Евгений Леонидович

доктор экономических наук,

АНО «Институт экономических стратегий», заместитель генерального директора





Збировская Елена Павловна

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доцент



Ведущая
организация:

ФГБУН «Институт проблем рынка» РАН



Защита состоится 13 декабря 2013 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.198.01 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д. 6.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета по адресу: 125993,
Москва, Миусская пл., д. 6.

Автореферат разослан «12» ноября 2013 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета







Меркулов Вадим Николаевич

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Повышенное внимание органов госуправления к решению социально-экономических проблем нашей страны с опорой на модернизацию промышленного производства, опирающуюся на осуществление инфраструктурного «рывка», определило задачу выработки на государственном уровне инфраструктурных мер, способствующих устойчивому развитию промышленности России. Важнейшим приоритетом этой политики является необходимость формирования эффективных мер государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере и создание на этой основе условий для обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

Необходимость выработки стратегии совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России вызвана так же тем, что постепенная смена технологической базы промышленного производства, идущая за рубежом в развитых и новых индустриальных странах, определила потребность в уточнении модернизационных приоритетов развития инфраструктурной компоненты промышленности России на принципах сбалансированного сочетания различных технологических укладов.

В современной ситуации – в ходе интеграции российских товаропроизводителей в мировую экономику, осложненную малоподготовленной процедурой вступления нашей страны в ВТО - становится очевидным, что в условиях, определяющих необходимость обеспечения устойчивого роста конкурентоспособности промышленности России, государственная политика (отраслевые программы, ФЦП, технологические платформы и пр.) и корпоративные стратегии повышения конкурентоспособности российских предприятий, должны содержать значительную инфраструктурную составляющую. В этих условиях от эффективности механизмов мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования инфраструктурных связей и мер системно-инфраструктурной координации госорганами деятельности промышленных предприятий зависит решение важнейших экономических, технологических и иных проблем для перехода различных секторов российской промышленности на инновационный путь развития.

Таким образом, необходимость формирования организационно-экономических механизмов государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере для обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России соответствует потребностям развития российской экономики и требует соответствующего научного обоснования и новых теоретико-методических подходов.



Степень разработанности проблемы. Эффективность организационно-экономических механизмов совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России имеет в современных условиях принципиально важное значение для успешности модернизационных мероприятий. Это выдвигает инфраструктурные проблемы модернизации промышленного производства в центр исследований современной экономической науки, формирующей теоретическую основу устойчивого развития российской экономики.

Фундаментальные теоретические основы развития экономики России заложены в своих трудах рядом ведущих российских ученых, таких как Абалкин Л.И., Аганбегян А.Г., Глазьев С.Ю., Гринберг Р.С., Ивантер В.В., Львов Д.С., Петраков Н.Я. и др.

Проблемы управления субъектами рыночной экономики рассмотрены в трудах таких иностранных ученых, как Ансофф И., Аткиссон А., Друкер П., Медоуз Д., Лэсдон Л., Форрестер Дж., Шумпетер Й. и др.

Проблемы рыночной трансформации промышленности России рассмотрены в работах таких российских исследователей как Азоев Г.Л., Асаул М.А., Зельднер А.Г., Клейнер Г.Б., Кудрин А.Л., Мау В.А., Мильнер Б.3., Хейфец Б.А. и др.

При этом, имеющиеся исследования в этой области, как правило, исследуют проблемы управления на основе традиционных [для развитой рыночной экономики] подходов, предполагающих рыночную обоснованность развития промышленной инфраструктуры и не учитывают аспекты возникновения многофакторных гипертрофированных экономических, технологических и пр. диспропорций, характерных для нашей страны, вследствие непоследовательной и непродуманной политики ультимативных рыночных реформ, приведших к возникновению системных инфраструктурных ограничений экономического роста. В сложившейся ситуации недостаточно исследованы возможности оптимизации процессов и процедур государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере путем комплексного сочетания развития энерго-сырьевых, индустриально-технологических, инновационно-когнитивных секторов, систем и объектов инфраструктуры.

Таким образом, необходимо исследование проблем повышения эффективности государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере для создания системных основ повышения уровня инфраструктурной обеспеченности российской экономики в качественно новых условиях инфраструктурной обусловленности уровня конкурентоспособности промышленных предприятий как системного экономического явления, определяющего перспективы достижения устойчивости развития промышленности России.



Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование возможностей совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России и определение путей повышения эффективности государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере на основе формирования интегрированной энерго-сырьевой, индустриально-технологической, инновационно-когнитивной инфраструктуры при реализации инфраструктурных мер стимулирования экономики.

Цель определяет задачи исследования:



  1. Выявить характеристики инфраструктурных факторов, определяющих устойчивость/неустойчивость развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов и на этой основе сформулировать системно-инфраструктурный подход к формированию управленческой парадигмы совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

  2. Определить основные черты формирования эффективной государственной политики регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере как основы совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

  3. Проанализировать тенденции развития промышленности России, определить приоритетные направления создания экономических условий с целью достижения более высокого уровня инфраструктурной обеспеченности российской экономики.

  4. Разработать мероприятия по формированию организационно-экономических механизмов государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере промышленности России для создания системных основ повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

  5. Разработать предложения по внедрению в процессы управления новых сетевых технологий оптимизации инфраструктурных связей при формировании инфраструктурного пространства в промышленности России.

  6. Сформулировать рекомендации по активизации формирования и реализации стратегии комплексных инфраструктурных мер энерго-сырьевого, индустриально-технологического, инновационно-когнитивного характера для преодоления системных диспропорций в инвестиционной сфере как препятствий устойчивому развитию промышленности России.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. По своему содержанию диссертация соответствует следующим пунктам Паспорта специальности ВАК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность): п.1.1.1. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности», п. 1.1.2. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий», п.1.1.13. «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов».

Объектом исследования выступают промышленные предприятия и их объединения в промышленности России.

Предметом исследования являются инфраструктурные аспекты обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

Гипотеза диссертационного исследования. Гипотеза исследования основывается на необходимости повышения эффективности государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере для обеспечения экономической устойчивости развития промышленности на основе учета диспропорций развития энерго-сырьевого, индустриально-технического, инновационно-когнитивного сегментов и достижения качественно более высокого уровня формирования инфраструктурных связей, изменяющих технологию производственных процессов, организационное развитие и межотраслевое стимулирование.

Теоретико-системной основой послужили исследования российских и зарубежных ученых в области теории управления, антикризисного менеджмента, экономико-математических методов и моделирования, прогнозирования.

Инструментарно-методический аппарат исследования основывается на применении общенаучных методов исследования в рамках системного подхода, методов и инструментальных технологий научного исследования.

Информационная база исследования сформирована на основе материалов Минэкономразвития России, Минпромторга России, Росстата, других министерств и ведомств, статсборников, содержащих фактические данные, а также материалов периодической печати, монографических исследований, материалов научно-практических конференций по изучаемой проблеме и т.п.

Наиболее существенные научные результаты исследования выносимые на защиту, состоят в следующем:



- разработана научно-методическая основа комплексного исследования, определены системные закономерности, лежащие в основе оперирования инфраструктурными факторами устойчивого развития промышленности России:

  • сформулирован системно-инфраструктурный подход к исследованию процессов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, позволяющий не только повысить устойчивость развития, но и обеспечить экономический рост промышленности;

  • сформирован понятийный аппарат, в рамках которого уточнена сущность понятия «устойчивое развитие»;

  • разработана функциональная модель факторов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности;

  • обоснована необходимость формирования инфраструктурно-сетевой стратегии управления при реализации инфраструктурных возможностей обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России;

- поведен анализ условий и тенденций развития промышленности России, определяющих условия устойчивости/неустойчивости развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов:

  • выделены основные черты, определяющие тенденции перспективного развития промышленности и достижения более высокого уровня инфраструктурной обеспеченности российской экономики;

  • выявлены сильные и слабые стороны и сформулированы угрозы и возможности экономического развития, скомпонованные в рамах матрицы SWOT-анализа промышленного сектора России;

  • определены особенности ситуации, сложившиеся в российской экономике и сформулированы характеристики развития промышленности России в условиях вступления в ВТО;

- разработан методический инструментарий формирования организационно-экономического механизма обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России:

  • предложены ключевые направления оптимизации инфраструктурных связей в государственном и корпоративном аспектах в рамках реализации инфраструктурных мер стимулирования экономики;

  • сформирован алгоритм управления системой обеспечения экономической устойчивости развития промышленности;

  • сформулирована схема хозяйственного механизма управления интенсификацией процесса устойчивого развития промышленности;

  • сформирован алгоритм управления диагностикой экономической устойчивости промышленности;

  • разработана методика расчета показателя фактического уровня экономической устойчивости развития промышленности России;

- разработаны методические рекомендации и практические мероприятия по реализации предложенной стратегии развития механизма совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России:

  • структурированы основные блоки реализации концепции совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России;

  • определены мероприятия по формированию информационной среды мониторинга, анализа и планирования на основе внедрения информационных технологий;

  • разработаны предложения по внедрению в процессы управления сетевых технологий для оптимизации инфраструктурных связей;

  • предложены мероприятия по обеспечению экономической устойчивости развития промышленности России на основе учета диспропорций развития энерго-сырьевого, индустриально-технологического, инновационно-когнитивного секторов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системно-инфраструктурного подхода совершенствования производственной и институциональной инфраструктуры для обеспечения экономической устойчивости развития промышленности с учетом диспропорций развития энерго-сырьевого, индустриально-технического, инновационно-когнитивного сегментов и формирования инвестиций стабилизирующего характера, направленных на изменение технологий производственных процессов, организационного развития и материального стимулирования.

Приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими основными элементами:

I. Разработан системно-инфраструктурный подход к исследованию процессов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, реализующийся через выявление системных закономерностей, лежащих в основе оперирования инфраструктурными факторами устойчивого развития для преодоления системных инфраструктурных диспропорций, ограничивающих возможности обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

II. Cформирован понятийный аппарат, в рамках которого уточнена сущность понятия «устойчивое развитие» - целенаправленная смена состояний экономической системы в направлении поиска нового более совершенного качества, при котором адекватные и своевременные структурные и функциональные преобразования внутренней среды и изменения характера и способов взаимодействия с внешним окружением могут обеспечить: (1) формирование эффективных адаптационных механизмов по отношению к возмущающим внешним условиям и факторам, (2) сформировать положительную динамику значимых количественных показателей эффективности и качественные изменения в его составе и структуре, (3) способствовать гармонизации взаимоотношений экономической системы с внешним окружением, самосохранению и воспроизводству востребованных социально-экономических процессов.

III. Обоснована необходимость формирования стратегии управления экономической устойчивостью развития промышленности России путем оптимизации инфраструктурных связей в государственном и корпоративном секторах в рамках реализации инфраструктурных мер стимулирования экономики.

IV. Разработан методический инструментарий государственной политики в инфраструктурной сфере как основы совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России: модель факторов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, алгоритм управления системой обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, схема хозяйственного механизма управления интенсификацией процесса устойчивого развития промышленности России, алгоритм управления диагностикой экономической устойчивости промышленности России, методика расчета показателя фактического уровня экономической устойчивости развития промышленности России.

V. Разработаны методические рекомендации по последовательной реализации концепции совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.



Теоретическая и практическая значимость работы. Рассматриваемые в диссертации проблемы важны для формирования теоретического инструментария совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, в связи с чем результаты исследования могут быть использованы: в научно-исследовательской деятельности; в учебном процессе и учебно-методической работе по курсам экономических дисциплин различных уровней и степени сложности; органами исполнительной и законодательной власти России на федеральном и региональном уровнях; в практической деятельности промышленных предприятий.

Апробация работы. Ряд положений диссертации докладывался автором на научно - практических конференциях,опубликован в статьях научных журналов.

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 4,75 п.л., из них лично автору принадлежит 4,75 п.л.



Структура работы. Диссертационная работа изложена на 184 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, а также содержит 16 рисунков и 12 таблиц.
II. Основное содержание диссертации

I. Разработан системно-инфраструктурный подход к исследованию процессов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, реализующийся через выявление системных закономерностей, лежащих в основе оперирования инфраструктурными факторами устойчивого развития для преодоления системных инфраструктурных диспропорций, ограничивающих возможности обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

В глобальной экономике национальные промышленные комплексы во все большей степени опираются на инфраструктурные конкурентные преимущества, что требует разработки соответствующей концепции использования инфраструктурных факторов для обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России с учетом вступления в ВТО.

Устойчивость промышленности России должна проявляться в сбалансированности всех составных подсистем и элементов промышленного комплекса, а также взаимосвязанных с ним систем и субъектов рынка на основе самоорганизации и самосохранения, саморазвития и саморегулирования как способности к качественному совершенствованию адаптационных возможностей нейтрализации и/или приспособления к дестабилизирующим внешним условиям и явлениям с минимально возможным изменением внутренних свойств, функциональных и структурных характеристик.

Основой обеспечения устойчивого развития промышленности России в сложных условиях внешнего окружения должны являться гибкие стратегии ведения бизнеса, предполагающие возможности наращивания инфраструктуры при щадящих инвестиционных условиях, адаптация промышленности России к изменениям предпочтений потребителей, укрепление долгосрочных стабильных отношений с целевыми контрагентами. Иначе говоря, стратегический подход к управлению развитием экономической деятельности промышленных предприятий должен состоять в разработке будущего конкурентного преимущества через механизм инфраструктурного «рывка», гарантирующего устойчивость экономического развития промышленности России.


Обрабатывающая промышленность

Добывающая промышленность

Внутренняя торговля

Финансовый сектор

Здравоохранение, образования соц. сектор

Анализ состояния развития, выявление диспропорций

Анализ структуры экономики инфраструктуры страны

Разработка мероприятий по устранению диспропорций

Разработка модели обеспечения экономической устойчивости

Развитие инфраструктуры

Формирование резервных и страховых фондов

Определение инвестиций стабилизационного характера

Мероприятия, связанные с материальным стимулированием

Мероприятия организационного характера

Мероприятия организационного характера

гий производствен

Изменение технологий производственных процессов

Персонализация инфраструктуры

Институциональная инфраструктура

Материальная инфраструктура



Рис. 1. Блок-схема управления экономикой устойчивого развития промышленности

Промышленность России не может постоянно находиться в состоянии фиксированной статической устойчивости. Ее развитие, то есть эффективная деятельность в условиях нестабильной среды, обусловливает необходимость временно-пространственного урегулирования возникающих дисбалансов за счет внутренних структурных, информационных и функциональных изменений, с последующим переходом в новое состояние статической устойчивости. В диссертационном исследовании разработан системно-инфраструктурный подход исследования процессов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности. Блок схема управления экономической устойчивости развития промышленности приведена на рис 1.

На рис.2 представлена авторская модель факторов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

Динамическая устойчивость означает закономерную периодическую смену состояний статической устойчивости в развитии промышленности России. В контексте управления промышленностью России (ситуацией) динамическая устойчивость выражает способность системы управления адекватно реагировать на угрозы и риски, учитывать внутренние уязвимости, использовать дополнительные ресурсы для нормального ведения воспроизводственной деятельности. Каждый этап развития характеризуется новыми качественными изменениями, улучшениями содержания процесса функционирования, что выражает необходимость чередования и сбалансированного сочетания процессов развития и функционирования. При этом в момент перехода в качественно новое состояние промышленность на некоторое время из стационарного режима входит в нестационарный режим для последующей стабилизации на новом более совершенном уровне.

Под механизмом возникновения неустойчивости автор понимает комплекс внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, вызывающих флуктуацию промышленности России из равновесного состояния, сопровождающуюся нарушением финансовых и производственных потоков, падением объемов продаж, прибыли и других показателей эффективности, кризисом ликвидности и платежеспособности.



Рис.2. Факторы обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России


(авторская разработка)

Рис.2. Факторы обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России


(авторская разработка)


II. Cформирован понятийный аппарат, в рамках которого уточнена сущность понятия «устойчивого развития» - целенаправленной смены состояний экономической системы в направлении поиска нового более совершенного качества, при котором адекватные и своевременные структурные и функциональные преобразования внутренней среды и изменения характера и способов взаимодействия с внешним окружением могут обеспечить формирование эффективных адаптационных механизмов по отношению к возмущающим внешним условиям и факторам, сформировать положительную динамику значимых количественных показателей эффективности и качественные изменения в его составе и структуре (организационно-управленческой, технико-технологической, маркетинговой, финансовой, инвестиционной и т.д.), способствовать гармонизации взаимоотношений экономической системы с внешним окружением, самосохранению и воспроизводству востребованных социально-экономических процессов.

III. Обоснована необходимость формирования стратегии управления экономической устойчивостью развития промышленности России путем оптимизации инфраструктурных связей в государственном и корпоративном секторах в рамках реализации инфраструктурных мер стимулирования экономики.

Формирование новой - инфраструктурно-сетевой - стратегии управления при реализации инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России может быть реализовано на основе разработки и внедрения новых организационных и информационных моделей для расширения возможностей оптимизации инфраструктурных связей и должно быть сфокусировано на задачах конкретного направления реализации инфраструктурных мер стимулирования экономики.

SWOT-анализ предпринимательской деятельности предприятий промышленного сектора России представлен в табл.1.

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа промышленного сектора России

БИЗНЕС ИЗНУТРИ

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

1.существенные конкурентные преимущества сектора по сравнению с другими странами: богатые природные ресурсы; выгодное географическое положение; сравнительная дешевизна некоторых факторов производства; значительные по масштабам производственные фонды (универсальное обрабатывающее оборудование)

2.дифференцированность и комплексность по отраслям промышленности

3.квалифицированная относительно дешевая рабочая сила, способная быстро переучиваться

4.сохранение достаточно высокого научно-технологического потенциала (авиация, химические и биохимические технологии, плазменная электроника, системы защиты опасных химических производств и др.

5.владение местной спецификой (знание законодательства и особенностей ведения бизнеса, наличие наработанных деловых связей, поддержка в виде административного ресурса)

6.мягкие экологические требования (возможности реализации вредных производств)




1.значительная энерго-, металло- и материалоемкость производимой продукции; дороговизна большинства видов отечественной готовой продукции; затратный подход к ценообразованию и обеспечению роста объемов производства

2.технологическая отсталость многих отраслей промышленности; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций

3.незавершенность процесса адаптации хозяйствующих субъектов к работе в нестабильных рыночных условиях; недостаточное использование конкурентных преимуществ

4.несформированность единой информационной среды, национальной инновационной системы, отсутствие венчурного инвестирования

5.низкий уровень самообеспеченности высокотехнологичной продукцией

6.ускорение процесса потери уникальной научно-исследовательской и экспериментально-лабораторной базы; отток за рубеж талантливых молодых ученых; отставание научного обеспечения от потребностей производства

7.несовершенство законодательства в сфере предпринимательства; высокая степень неопределенности рыночной среды

8.слабость общеэкономических знаний

9.нерациональная организация труда; утечка конфиденциальной информации


БИЗНЕС СО СТОРОНЫ

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Threats)

1.улучшение культуры ведения бизнеса (культура организации управления производством, контроль качества, использование маркетинговой информации при принятии решений, широкое использование инноваций, разработка стратегии выхода на новые рынки и др.)

2.приобщение к большому управленческому опыту, бизнес-компетенциям в сфере совре-

менных управленческих технологий

3.увеличение производительности труда

4.использование инновационных технологий

5.упрощенный доступ к финансовым ресурсам

6.прямое субсидирование отдельных отраслей

7.широкий ассортимент продукции

8.поступление дешевой продукции

9.интеграция в мировую экономику, создание благоприятных условий для внешнеэконо-

мической деятельности


1.рост конкуренции, поглощение производств зарубежными компаниями, закрытие предприятий

2.рост безработицы, рост цен

3.отток капиталов из России

4.отсутствие протекционизма

5.угрозы для отдельных отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров

6.ухудшение наполняемости бюджетов

7.угроза продовольственной безопасности

8.возможные проблемы в области интеграционных процессов на пространстве СНГ

9.рост налогов

Структура инвестиций в инфраструктурные объекты в экономике России представлена в табл.2.

Таблица 2

Структура инвестиций в инфраструктурные объекты в экономике России

(по данным Росстата)






2012г.

2011г.
в % к итогу

млрд.
рублей

в % к
итогу

Инвестиции, всего

8768,4

100

100

в том числе:

жилища


418,4

4,8

4,7

здания (кроме жилых) и сооружения

4574,1

52,2

52,7

машины, оборудование, транспортные средства

3175,5

36,2

35,3

Прочие

600,4

6,8

7,3

Динамика роста инвестиций в основной капитал как фактора роста ВВП и промышленного производства (2000-2011 гг.) представлена на рис.3


Рис.3 Динамика роста инвестиций в основной капитал как фактора

роста ВВП и промышленного производства (2000-2011 гг.)1


Особенности ситуации, сложившиеся в российской экономике, определяющие базовые тренды развития промышленности России в условиях вступления в ВТО характеризуются тем, что:

- присоединение России к ВТО ориентировано на существенное укрепление многогранных взаимосвязей национальной экономики с мировым хозяйством, упрощение доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок, формальное снятие преград на пути российских товаров на международный рынок, последствия чего с учетом реальной низкой конкурентоспособности российских товаропроизводителей носят неоднозначный характер для российских производителей;



- в сложившихся условиях многие отечественные предприятия различных отраслей промышленности оказываются неподготовленными к активному функционированию в сложных конкурентных условиях открытого внутреннего рынка, поскольку нет четкого представления российского бизнеса о возможностях и последствиях от участия в ВТО, не определены ключевые конкурентные преимущества необходимые в новых экономических условиях;

- актуализируется задача соблюдения баланса между необходимостью вовлечения отечественных производителей независимо от их отраслевой принадлежности в развивающую конкурентную среду и защитой внутреннего рынка от нарастающей международной конкуренции за счет ориентации на устойчивое развитие в условиях глобализации путем нивелирования возможных негативных последствий от членства в ВТО и максимально полного использования собственных конкурентных преимуществ с опорой на достижение инфраструктурной сбалансированности.

Схема хозяйственного механизма управления интенсификацией процесса устойчивого развития промышленности России представлена на рис.4.


Рис.4. Схема хозяйственного механизма управления интенсификацией

процесса устойчивого развития промышленности России

(авторская разработка)

Необходима оптимизация инфраструктурных связей в государственном и корпоративном аспектах в рамках реализации инфраструктурных мер стимулирования экономики для создания условий для соответствующей – преодолению инфраструктурных диспропорций - поэтапной конвергенции в единую систему оргструктур и телекоммуникационно-вычислительных сервисов в интересах повышения эффективности инфраструктурных действий как основы экономической устойчивости развития промышленности России.

Необходимо повышение эффективности государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере промышленности России за счет интеграции в единый комплекс сегментов энерго-сырьевой, индустриально-технологической, инновационно-когнитивной инфраструктуры с использованием новых информационных технологий, что наиболее эффективно может быть формализовано как инфраструктурно-сетевая информационная система мониторинга и управления для оптимизации инфраструктурных связей на различных уровнях управления.

На основе интеграции энерго-сырьевой, индустриально-технологической, инновационно-когнитивной инфраструктуры, упорядоченной по единым логико-системным правилам благодаря широкому использованию новых информационных технологий российские товаропроизводители способны получать инфраструктурные конкурентные преимущества, а также координирующее содействие госорганов управления. При этом существенно повышается возможность оптимизации инфраструктурных связей между организационными структурами хозяйствующих субъектов на основе сетевых принципов взаимодействия.

Инфраструктурно-сетевая информационная система мониторинга и управления для оптимизации инфраструктурных связей позволяет достичь нового качества инфраструктурного управления - организационной интероперабельности процессов и процедур взаимодействия госорганов и промышленных предприятий всех уровней, в том числе быстроты реагирования на изменяющуюся ситуацию принятием своевременных обоснованных решений и координации стратегической и оперативной деятельности.

IV. Разработан методический инструментарий государственной политики в инфраструктурной сфере как основы совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России: модель факторов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, алгоритм управления системой обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, схема хозяйственного механизма управления интенсификацией процесса устойчивого развития промышленности России, алгоритм управления диагностикой экономической устойчивости промышленности России, методика расчета показателя фактического уровня экономической устойчивости развития промышленности России.

Необходимо формирование и реализация стратегии комплексных инфраструктурных мер энерго-сырьевого, индустриально-технологического, инновационно-когнитивного характера с учетом заинтересованности ряда владельцев и менеджеров российских промышленных предприятий в осуществлении инвестиционных программ, содержащих экономико-инфраструктурную составляющую, обеспечивающую рост производства и капитализации бизнеса.

Требуется системно-структурная координация упорядоченного пакета инфраструктурных проектов для реализации системно-инфраструктурного конфигурирования мер энерго-сырьевого, индустриально-технологического, инновационно-когнитивного характера, осуществляемых госорганами и инвесторами в отношении деятельности промышленных предприятий. Достижение системно-инфраструктурных целей развития для стимулирования инфраструктурного «рывка», требует многофункционального экономического анализа, прогнозирования и планирования инфраструктурных связей и мер системно-инфраструктурной координации госорганами деятельности промышленных предприятий.

В диссертационном исследовании предложены формы и механизмы обеспечения устойчивого развития промышленности.

На рис.5 представлена авторская версия алгоритма управления системой обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России.

УПРАВЛЕНИЕ

СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

-



БЛОК

I

концепция построения



системы

управления устойчивым

развит

и

ем



БЛОК


I

I

конкретизация факторов воздействия



внешнего окружения и внутренней среды,

влияющих на устойчивое развитие промышленности

выделение видов/подвидов

устойчивого развития

промышленности

к

онкретизация



принципов формирования

системы управления устойчивым

развитием промышленности

БЛОК



III

экономические

выгоды

постановка системы целей по обеспечению



устойчивого развития

социальная

польза

проведение оценки уровня устойчивости развития промышленности



независимая экспертиза

интерпретация данных в ходе оценки уровня устойчивости развития промышленности

SWOT

-

анализ



,

адаптированный к системе

устойчивого развития

предприятий



корректирующие действия

БЛОК


IV

разработка модели управления

устойчивым развитием предприятий

Рис.5. Алгоритм управления системой обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России



(авторская разработка)
На рис.6 предлагается алгоритм управления диагностикой экономической устойчивости развития промышленности России.

Алгоритм управления диагностикой экономической устойчивости развития промышленности России в виде последовательности этапов итерационного цикла позволяет существенно изменить или своевременно уточнить отдельные параметры при заданной точности оценки.


Рис.6. Алгоритм управления диагностикой экономической устойчивости

развития промышленности России (авторская разработка)


Завершающий этап – интерпретация результатов оценки экономической устойчивости развития промышленности России для принятия решений в отношении корректировки управляющих воздействий на объект измерения и, при необходимости, корректировки самой оценочной методики. Этапы итерационного цикла поддерживаются системой обратных связей.

Построение интегрального показателя уровня экономической устойчивости развития промышленности России является сложной комплексной задачей, вызванной необходимостью объединения разнокачественных и несоизмеримых между собой характеристик (факторов) внешнего окружения и внутренней среды. Однако, поскольку все предприятия в современных рыночных условиях подвергаются воздействию внешних факторов примерно одинаковой интенсивности, можно исходить из того, что на их устойчивом развитии сказываются только внутренние (эндогенные) факторы.

С этих позиций определяющими факторами устойчивого развития, при котором стабильность достигается ростом всех показателей, на субъектном уровне (микроуровне) выступают характеристики эффективности основных видов деятельности, а устойчивое (сбалансированное) развитие во временном аспекте в общем виде можно представить в виде неравенства:



, ……………..(1)

где:


– показатели устойчивого развития как функции многих переменных в моменты времени t и t+1;

p – совокупность показателей производственно-технической эффективности;

f – совокупность показателей эффективности финансовой деятельности;

m – совокупность показателей рыночно-коммерческой эффективности;

u – совокупность показателей организационно-управленческой эффективности;

o – совокупность показателей эффективности операционной деятельности;

s – совокупность показателей эффективности кадровой эффективности;

i – совокупность показателей эффективности инвестиционной, инновационной и информационной деятельности и т.д.

Проблемная ситуация есть проявление расхождения между желаемым и фактическим экономическим состоянием. Проектирование желаемого экономического состояния сводится к использованию норматива (эталона) как важнейших характеристик экономической устойчивости развития промышленности России. Норматив может быть установлен проверкой показателей рассматриваемых процессов на соответствие установленным стандартам, критериям, требованиям и т.п., изменение которых ведет к необходимости соответствующей корректировки экономической политики.

VI. Разработаны методические рекомендации по последовательной реализации концепции совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России в российской экономике.

Основные блоки реализации концепции совершенствования инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России при интеграции в мировую экономику в современных условиях:

1) Создание организационно-экономических механизмов на основе стабилизирующего инфраструктурные диспропорции внедрения системно-инфраструктурного подхода, ориентировано на дальнейшее развитие механизмов государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере промышленности России за счет координации инвестиционных проектов всех уровней, системной организации управленческих действий для стратегической и оперативной оптимальности инфраструктурных связей. Благодаря широкому использованию комплексных телекоммуникационно-вычислительных сервисов хозяйствующие субъекты способны вести совместные действия, решать конкретные текущие и перспективные проблемы, порождаемые изменяющимися и возникающими инфраструктурными диспропорциями. При этом существенно повышается возможность оптимизации инфраструктурных связей в рамках приоритетов госведомств на основе реализации инфраструктурно-сетевых принципов обеспечения оптимальности инфраструктурных связей.

2) Формирование комплексных мер государственной экономической политики, направленной на реализацию инфраструктурных факторов устойчивого развития при осуществлению государственных, корпоративных и региональных программ стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере на базе предприятий российской промышленности и в отдельных секторах мировой экономики на основе внедрения упорядоченного пакета телекоммуникационно-вычислительных сервисов для обеспечения оптимизации инфраструктурных связей, повышения уровня конкурентоспособности, а также достижения синергетического эффекта за счет осуществления реализации инфраструктурно-сетевых принципов управления.

3) Формирование укладно-сбалансированного инфраструктурного пространства создает условия для устойчивого экономического развития и обеспечивает успешность модернизации отрасли для преодоления инфраструктурных диспропорций, ограничивающих рост производства.

4) Создание телекоммуникационно-вычислительной среды, обеспечивающей комплексную обработку сведений в реальном масштабе времени о различных аспектах деятельности промышленных предприятий в интересах поддержки принятия обоснованных и сбалансированных решений по выработке комплексных мер и оптимально (для имеющихся ресурсов) конфигурации сил и инструментов и их эффективного применения в различных условиях, определенных конъюнктурой российских и мировых рынков.



5) Создание условий для оптимизации инфраструктурных связей на основе различных модернизационных программ по осуществлению наиболее важных инвестиционных проектов, позволяют каждому участнику проектов развития инфраструктуры иметь точные данные о процессах функционирования бизнеса, что повышает уровень оптимальности инфраструктурных связей, самосинхронизации, скорость управления имеющимися ресурсами, а, в конечном счете, и комплексные возможности производственной и организационно-экономической функциональной деятельности.
III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Предложен научно-методический подход управления устойчивостью/неустойчивостью развития промышленных предприятий, отраслей, комплексов, основанный на формировании инфраструктурных факторов для достижения более высокого уровня инфраструктурной обеспеченности российской экономики за счет развития материальной институциональной и информационной инфраструктур.

  2. Разработана экономическая политика обеспечения экономической устойчивости развития путем формирования инфраструктурного пространства на основе системно-инфраструктурного подхода к исследованию процессов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России, позволяющая нивелировать разницу противоречий между обеспечением устойчивости и экономической рентабельностью.

  3. Разработаны мероприятия по формированию организационно-экономического механизма государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере промышленности России, основанные на формировании инфраструктурных связей и стимулирующих мероприятиях.

  4. Разработаны предложения по внедрению в процессы управления информационных технологий для формирования инфраструктурных связей в промышленности, предусматривающие совершенствование системы и процедур мониторинга, анализа и планирования.

  5. Сформулированы методические рекомендации по реализации инфраструктурных факторов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России с учетом диспропорции развития энерго-сырьевого, индустриально-технологического, инновационно-когнитивного секторов.


IV. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В

СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:



Публикации в журналах, рекомендованных ВАК





  1. Авакян Э.В. Диагностика экономической устойчивости промышленных предприятий: проблемный аспект // Вопросы экономики и права, 2013, №6. – 0,85 п.л.

  2. Авакян Э.В. Устойчивое развитие региональных комплексов на основе кластерного подхода в условиях присоединения России к ВТО // Транспортное дело России, 2013, №5. – 0,8 п.л.


Публикации в других изданиях:


  1. Авакян Э.В. Перспективы привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в экономику России // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук : VII-я Всерос. науч.-практ. конф., Кострома, 10-11 дек. 2011 г.: материалы / Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, Фил. федер. гос. бюджетного образоват. учреждения высш. проф. образования "Рос. гос. гуманитарный ун-т" в г. Костроме, Костромское отд-ние Филос. о-ва РАН ; [редкол.: С. К. Булдаков (отв. ред.) и др.]. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012. – 0,25 п.л.

  2. Авакян Э.В. Организационно-экономические механизмы стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере промышленности России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013, №9. – 0,75 п.л.

  3. Авакян Э.В. Совершенствование инфраструктурных аспектов обеспечения экономической устойчивости развития промышленности России // Альманах современной науки и образования, 2013, №9. – 0,7 п.л.

  4. Авакян Э.В. Пути реализации инфраструктурных мер стимулирования развития экономики России // Проблемы экономики, 2013,№6. – 0,75 п.л.

  5. Авакян Э.В. Формирование эффективных мер государственного регулирования и стимулирования инновационных преобразований в инфраструктурной сфере // Современные гуманитарные исследования, 2013,№6. – 0,65 п.л.




1 Источник: Росстат.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница