Обеспечение органами внутренних дел экономической безопасности республики Дагестан




Скачать 354.94 Kb.
Дата09.05.2016
Размер354.94 Kb.

На правах рукописи

Исх. №43/8-5333

от «23»ноября 2012 г.


Гитинов Ахмед Гаджиевич



Обеспечение органами внутренних дел экономической безопасности республики Дагестан
Специальность 08.00.05Экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности, в т. ч. экономическая безопасность)



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва • 2012

Диссертационная работа выполнена на кафедре организации финансово-экономического и тылового обеспечения ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России»


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Гапоненко Владимир Федосович
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой менеджмента

НОУ ВПО «Первый профессиональный

университет»



Александров Вениамин Анатольевич
кандидат экономических наук,

главный инспектор штаба УВД по ВАО

ГУ МВД России по г. Москве

Яворский Олег Борисович

Ведущая организация: ФГБУН «Институт экономики РАН»
Защита состоится «27» декабря 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.05 при ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»

(ул. Академика Волгина, 12, Москва, 117997), зал диссертационного совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», с авторефератом – на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации www.vak.ed.gov.ru) и ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (www.mosu-mvd.com).

Автореферат разослан « 23 » ноября 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент М.В. Карасева



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях кардинальных перемен в экономической жизни России значительно обострились проблемы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности, и в первую очередь безопасности экономической, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и его регионов, их защищенности от экономических угроз.

Одной из наиболее серьезных угроз экономическому развитию является экономическая преступность, которая превратилась в основное препятствие успешного проведения рыночных реформ. Она все более приобретает системные характеристики, способность реального влияния на отношения производства, обмена, распределения и потребления в стране. Наиболее остро эти проблемы проявляются в Республике Дагестан, поскольку глубокая территориальная дифференциация социально-экономического развития, высокий удельный вес теневой экономики, низкая инвестиционная привлекательность и, как следствие, высокий уровень безработицы, низкий уровень и качество жизни населения республики создают определенные предпосылки для увеличения роста преступности в регионе.

В этих условиях перед российским государством стоит целый комплекс задач, связанных в том числе и с совершенствованием государственной стратегии и тактики борьбы с экономической преступностью, с поиском новых организационно-правовых форм взаимодействия правоохранительных органов, специализирующихся в сфере обеспечения экономической безопасности, как в России, так и в ее регионах. Особое место в системе обеспечения экономической безопасности на региональном уровне принадлежит органам внутренних дел.

Актуальность изучения проблем организации деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности одного из стратегически важнейших и в то же время непростых регионов – Республики Дагестан обусловлена необходимостью выполнения следующих задач:

– выявление важнейших характеристик современной системы обеспечения экономической безопасности регионов, уточнение места и роли в ней органов внутренних дел;

– изучение природы современной экономической преступности, характеризующейся, в частности, проникновением организованных преступных сообществ в законную экономическую деятельность и финансовую систему страны, выработка на этой основе адекватных средств и форм борьбы с ней;

– исследование принципов организации деятельности и взаимодействия различных субъектов системы обеспечения экономической безопасности, включая органы внутренних дел, применяемых ими средств и методов в данной области, их соответствия современным социально-экономическим условиям;

– изучение перспективных направлений совершенствования российского законодательства, регулирующего экономические отношения, деятельность всех правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в сфере обеспечения экономической безопасности в целях дальнейшего развития национальной экономики, минимизации возможности совершения экономических преступлений;

– обобщение опыта региональных служб и подразделений органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности, в частности опыта МВД по Республике Дагестан, который может быть использован при детальном анализе и оценке перспектив региональных систем обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, исследование места и роли правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в системе обеспечения экономической безопасности – многоплановая проблема, включающая в себя комплекс теоретических и организационно-правовых вопросов и требующая дальнейшего системного исследования.

Следует подчеркнуть, что формирование концепции организации правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности на региональном уровне в настоящее время остается задачей актуальной. В связи с этим есть необходимость в дальнейшей разработке комплекса вопросов, связанных с особенностями организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан.

Все вышесказанное предопределило выбор темы и ее актуальность.



Состояние и степень научной изученности проблемы. Проблемы национальной безопасности вообще и экономической безопасности в частности, долгие годы являются объектом внимания научной мысли.

Проблемам национальной безопасности в целом посвящены работы многих отечественных ученых: Т.А. Алексеевой, В.Н. Иванова, А.В. Макеева, А.К. Микеева, Г.В. Осипова, B.C. Пирумова, Э.А. Позднякова, А.А. Прохожева, С.К. Рощина, Г.А. Сатарова, В.В. Серебрянникова, И.Т. Тышецкого,

А.В. Фролова, Р.Г. Яновского и многих других.

Исследовали проблемы собственно экономической безопасности

Л.И. Абалкин, Т.Н. Агапова, Н.П. Гусаков, А.Е. Городецкий, В.М. Егоршин, Н.А. Зотов, Е.А. Иванов, Б.Н. Михайлов, В.К. Сенчагов, Л.М. Чистов и другие.

Изучению проблем экономической безопасности с точки зрения организации правоохранительной деятельности, ориентированной на совершенствование борьбы с экономической преступностью, посвящены работы А.И. Алексеева, А.Е. Андриевского, Л.Ш. Берекашвили, Б.С. Болотского, С.В. Бородина, В.Л. Бурмистрова, В.Н. Брызгалова, В.П. Верина, Б.В. Волженкина, В.Ф. Гапоненко, Л.Д. Гаухмана, В.М. Егоршина, В.М. Есипова, Б.Д. Завидова, Р.В. Илюхиной, Г.М. Казиахмедова, Н.Д. Казакова, В.В. Колесникова, А.И. Коннова, А.А. Крылова, Н.П. Купрещенко, И.И. Кучерова, В.Д. Ларичева, Н.А. Лопашенко, В.А. Лукашова, В.В. Лунева, Д.Г. Макарова, С.В. Максимова, В.В. Меркулова, С.Ф. Милюкова, Г.М. Миньковского, Г.К. Мишина, А.В. Молчанова, А.П. Опальского, Э.Ф. Побегайло, Г.К. Синилова, B.C. Устинова, К.Х. Хаупшева и многих других.

Также следует подчеркнуть, что формирование целостной концепции организации правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности в регионах продолжает оставаться актуальной задачей. Этим объясняется необходимость в дальнейшей разработке комплекса вопросов, связанных с особенностями организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности.

Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы на основе анализа современного состояния функционирования системы экономической безопасности и противодействия коррупции разработать методические основы и практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан.

В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:

– рассмотрение теоретических аспектов понятия «угрозы экономической безопасности региона», обобщение их классификации;

– оценка адекватности функциональных и структурных параметров правоохранительных органов в системе обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в экономической сфере;

– выявление признаков и неординарного характера функций обеспечения экономической безопасности в отличие от традиционных задач правоохранительной деятельности;

– определение места и роли органов внутренних дел как центрального звена в системе правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции;

– обоснование предложения по совершенствованию правового обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности;

– анализ влияния теневого сегмента экономики на экономические основы развития региона;

– определение основных направлений и форм организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, входящими в систему обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан;

– научное обоснование основных направлений развития межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности региона;

– определение направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности региона;

– на основе анализа современных угроз экономической безопасности региона разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.



Область исследования. Исследование проведено в соответствии с п. 12.4 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов повышения экономической безопасности» и п. 12.14 «Проблемы криминализации общества и ликвидации теневой экономики (инструменты, методы, механизмы)» Паспорта научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т. ч. экономическая безопасность).

Предметом исследования являются организационно-экономические и правовые отношения, связанные с выполнением органами внутренних дел функций по обеспечению экономической безопасности Республики Дагестан.

Объект исследования - система обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан.

Методологическая база и методы исследования.

Методологической базой исследования, учитывая ее предмет, являются, с одной стороны, современные положения ученых по проблемам экономической и в целом национальной безопасности, с другой – труды в области права, теории управления, организации правоохранительной деятельности. В работе применен широкий спектр общенаучных методов: системный, структурно-функциональный, исторический, статистический, социологический, специально-научный, типологический анализ, синтез, обобщение, сравнение, ситуационный подход.

Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России.

Эмпирическую базу исследования составили результаты отечественных и зарубежных исследований в области организации деятельности правоохранительных органов в системе обеспечения не только экономической безопасности, но и других видов безопасности, данные национальной статистики, а также статистики по Республике Дагестан, связанные с динамикой экономической преступности, различными аспектами функционирования органов внутренних дел и использования ими в профессиональной деятельности научных методов и приемов выявления, предупреждения и пресечения преступных действий в экономической сфере.

В работе проанализированы материалы практических и научно-практических конференций и семинаров.



Информационную базу исследования составили:

– статистические данные, опубликованные в ежегодных сборниках Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан;

– результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел Республики Дагестан;

– нормативные акты МВД России и статистические материалы МВД по Республике Дагестан;

– сведения УЭБиПК МВД по Республике Дагестан по экономическим преступлениям.

Научная новизна работы состоит в решении важной научной задачи –

развитии теоретического и методического аппарата организации эффективной деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в специфических условиях Республики Дагестан.

На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты, полученные автором, и содержащие элементы научной новизны.

1. Доработан понятийный аппарат теории экономической безопасности региона: даны авторские определения понятий «система обеспечения экономической безопасности в регионе», «организационно-экономический механизм правоохранительной деятельности в регионе».

2. Обоснован научно-концептуальный подход и механизм повышения эффективности обеспечения экономической безопасности Республики Дагестан с участием органов внутренних дел, определены ее угрозы на региональном уровне.

3. Разработана система мониторинга состояния и динамики развития региона с целью снижения, заблаговременного предупреждения внешних и внутренних угроз экономической безопасности Республики Дагестан и принятия необходимых мер защиты и противодействия.

4. Разработан методический подход и инструментарий, предназначенный для анализа и диагностики экономической безопасности региона.

5. Обоснованы приоритетные сферы направлений деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Республики Дагестан, даны конкретные предложения по совершенствованию их деятельности.

6. Обосновано положение, согласно которому общность причин, условий, механизмов криминализации экономики, ее наиболее пораженных отраслей и объектов обуславливает необходимость концентрации ресурсов правоохранительной системы по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции, ее организационную, обеспечивающую и поддерживаемую целостность в регионе.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе существующих положений в работе предложены новые взгляды, идеи, определения, относящиеся к теории экономической безопасности; они углубляют существующее представление о системе обеспечения экономической безопасности региона, дают реальные ориентиры и направления повышения ее уровня.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по теории управления, теории организации, в спецкурсе по соответствующей проблематике для слушателей высших образовательных учреждений МВД России.



Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации, содержащиеся в ней, могут быть использованы в практике управления органами внутренних дел, территориальных органов внутренних дел в качестве методологического инструментария для реализации концепции повышения роли органов внутренних дел в проведении реформ и обеспечении экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Отдельные предложения автора, в частности выявление специфики форм и методов борьбы с экономической и организованной преступностью в Республике Дагестане, одобрены для внедрения в практику.



Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения, полученные автором в ходе диссертационного исследования докладывались и получили одобрение в материалах XVIII Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» (Академия управления МВД России, г. Москва, 2009 г.), XIII международной научно-практической конференции «Кризисные ситуации социально-политического характера и основные направления их разрешения в свете современной реформы МВД России» (Академия управления МВД России, г. Москва, 25 ноября 2011 г.), а также на международной научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» (Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар, 2009 г., 2010 г., 2011 г.).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс, научную и практическую деятельность Московского антикоррупционного комитета Московской торгово-промышленной палаты, Ассоциации организаций в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции «Безопасность бизнеса» региональных торгово-промышленных палат Российской Федерации, УБЭП МВД по Республике Дагестан, УВД по г. Махачкала Республики Дагестан, УЭБиПК МВД по Республике Ингушетия.

По теме диссертационного исследования опубликовано 12 печатных работ автора общим объемом 4,16 п. л., 3 из них – в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Объем и структура. Диссертация состоит из введения, трех глав с приведением иллюстраций (7 аналитических таблиц и 12 рисунков), из выводов и предложений, библиографического списка и четырех приложений. Основной текст изложен на 156 страницах.

Во введении обоснованы выбор и актуальность темы диссертационного исследования, анализируется состояние ее научной разработанности, изложены цель, задачи, объект и предмет исследования, обоснована научная новизна, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены аргументы в пользу теоретической и практической значимости работы.

В первой главе «Теоретические аспекты экономической безопасности региона» проводится исследование сущности понятия «экономическая безопасность», роли и места экономической безопасности субъекта Российской Федерации в системе экономической безопасности страны, обосновывается необходимость формирования комплексного подхода к обеспечению экономической безопасности, на основе анализа действующих угроз дается оценка современного состояния экономической безопасности региона, а также исследована теневая экономика как системная угроза экономической безопасности региона.

Во второй главе «Анализ деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Республики Дагестан» проанализировано состояние социально-экономического положения региона и влияние угроз экономической безопасности, также рассматриваются организационно-экономические и правовые механизмы обеспечения экономической безопасности, оценена деятельность субъектов обеспечения их экономической безопасности, предложен научный подход, отраженный в методике расчета совокупного показателя социально-экономического развития региона, показаны особенности организации деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан.

В третьей главе «Механизмы совершенствования деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан» определена экономическая безопасность Республики Дагестан как основа безопасности страны, исследовано материально-техническое обеспечение региональных подразделений органов внутренних дел с позиции обеспечения экономической безопасности региона, показаны основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в Республике Дагестан, разработаны методические рекомендации по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции.
В заключении представлены основные выводы исследования.
II. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Предложено авторское определение понятия «система обеспечения экономической безопасности региона», соблюдая условия которой, минимизируются последствия от угроз негативных воздействий, обеспечиваются достойный уровень и условия жизни населения.

Определение понятия системы обеспечения экономической безопасности в регионе представляет собой сложное образование, включающее в себя политические, экономические, правовые, организационно-управленческие и инструментальные элементы, в своем единстве создающие необходимые интегративные свойства этой системы, способность проводить отвечающую ее целям экономическую, социальную, правовую политику, обеспечивать постоянный анализ, оценку и прогнозирование явных и латентных угроз экономической безопасности, их предупреждение, минимизацию, устранение.

Таким образом, экономическая безопасность в регионе представляет собой состояние защищенности жизненно важных экономических интересов социально-экономической структуры региона и всех его элементов от внутренних и внешних угроз, основанное на законодательном закреплении специализированных норм, институтов и механизмов их функционирования и взаимодействия, урегулированное нормативными правовыми актами, такое состояние защищенности экономики региона, при котором снижается влияние на нее внутренних и внешних угроз.

2. Разработана классификация финансовых показателей и показателей деловой и экономической активности структуры мероприятий по повышению экономической безопасности подразделениями системы материально-технического и тылового обеспечения региональных органов внутренних дел.

К финансовым показателям материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел относятся показатели финансового состояния; к показателям деловой активности – показатели степени обеспечиваемого разнообразия поставок, обеспеченности их гибкости. Темпы обеспечиваемого разнообразия поставок материальных средств региональных подразделений органов внутренних дел будут определяться индексом изменения этого показателя за рассматриваемый период.

В современных экономических условиях формируются предпосылки для постепенного нарастания степени разнообразия способов обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел материальными средствами. Для выживаемости в настоящее время, обнаружения сигналов о возникновении явлений кризисного состояния материально-технического обеспечения необходимо постоянное наблюдение за деловыми и финансовыми ее показателями. Таким образом, анализ деловых и финансовых показателей дает возможность количественно оценить данные явления.

Согласно предлагаемой классификации показателями финансового состояния являются затраты на создание системы материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел; затраты на функционирование системы материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел; трансакционные издержки; затраты на приобретение материальных средств.

Темп изменения затрат можно выразить формулой (1):
,

где П(tн’ tк) − совокупные затраты, обеспечивающие возможность функционирования материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел за определенный период (tн’ tк), соответственно год начала и год конца периода.

Показателем степени обеспечиваемого разнообразия поставок материальных средств региональных подразделений органов внутренних дел является коэффициент ассоциации, характеризующийся как отношение количества совпадающих элементов способов поставки к общему числу этих элементов (2):

�� = ,

где Рs − множество совпадающих элементов сравнимых способов поставки;

Po − множество всех элементов, характеризующих сравнимые способы поставки.

К показателям обеспеченности относится показатель Q, характеризующий поступающие на склады материальные средства по каналам централизованных поставок и закупленных на рынке товаров.

Согласно предлагаемой классификации показатели деловой и экономической активности могут быть представлены несколькими группами по признаку их отслеживаемости и изменяемости как по этапам развития материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел, так и по времени.

Показатели деловой и экономической активности рассчитываются на основании величин, являющихся как материальными потоками, так и запасами. Если при анализе выявляется колебательный процесс с увеличивающейся амплитудой колебаний, то это говорит о нестабильной обстановке в системе материально-технического обеспечения органов внутренних дел.

Повышение экономической безопасности подразделениями материально-технического и тылового обеспечения региональных органов внутренних дел должно оцениваться критериями, измерениями экономических показателей, концепциями оценки как в теоретическом, так и в практическом плане, должна быть повышена роль социального фактора. Заслуживает внимание слияние экономических, экологических и социальных факторов, планирование их на принципах опережения.

Интегральный показатель повышения экономической безопасности подразделениями материально-технического и тылового обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел в этом случае может быть описан формулой (3):



где РВ – интегральный показатель повышения экономической безопасности подразделениями материально-технического и тылового обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел;

П – совокупные затраты, обеспечивающие возможность функционирования материально-технического и тылового обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел;

qi – показатель контроля включения в экономико-математическую модель параметров обеспечения экономической безопасности (принимается равным 1 при наличии показателя, при его отсутствии – 0);

М, N – количество нормативных показателей;

Ijt + 1,Ijt – индексы показателей экономической безопасности, рассматриваемые в динамике, соответственно периоду времени t и t + 1. Интервал времени t и t + 1 характеризует шаг переоценки уровня экономической безопасности.

Предлагаемый подход позволяет оценивать уровень повышения экономической безопасности подразделениями материально-технического и тылового обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел в динамике.

3. Предложен алгоритм проведения анализа выявления недостатков и резервов реализуемого комплекса мер по каждой из функциональных составляющих обеспечения экономической безопасности и безопасности региональных подразделений органов внутренних дел в целом.

Анализ проведен с целью выявления недостатков и резервов реализуемого комплекса мер по каждой из функциональных составляющих обеспечения экономической безопасности и безопасности региональных подразделений органов внутренних дел в целом по следующему алгоритму: 1) определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей повышения экономической безопасности подразделениями материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел; 2) разделение объективных и субъективных негативных воздействий; 3) формирование списка мер, которые были предприняты тыловыми службами региональных подразделений органов внутренних дел к моменту проведения оценки уровня обеспечения экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий; 4) оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих обеспечения экономической безопасности подразделениями материально-технического обеспечения региональных подразделений органов внутренних дел; 5) определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение должностных лиц, ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер; 6) определение перечня ожидаемых негативных воздействий. В этот список включаются негативные воздействия, которые не удалось устранить к настоящему моменту времени, а также те, которые могут появиться в будущем; 7) выработка рекомендаций по устранению существующих негативных воздействий и предупреждению возможных; 8) оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

4. Разработана классификация угроз социально-экономическому развитию региона по направлениям их проявления, позволяющая выработать с научной точки зрения предложения по обеспечению экономической безопасности региона и по их дальнейшему развитию.

Угрозы экономической безопасности страны и региона проявляются в разных областях: производстве, инвестиционной и инновационной сферах, денежно-кредитной системе, социальной сфере, сфере предпринимательства и др. Следует четко разграничивать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Республики Дагестан, в связи с этим предлагается их классификация.

В Дагестане как в одном из субъектов РФ находят проявление практически все виды угроз экономической безопасности, присущие субъектам Российской федерации и самой федерации в целом. Проведенное исследование позволяет выявить наиболее существенные угрозы, специфические именно для Республики Дагестан, в силу ее геополитического положения, этнокультурных особенностей и состояния экономики.

К внутренним угрозам можно отнести: огромный реальный дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость республики от поступлений из федерального центра; глубокая территориальная дифференциация уровня экономического и социального развития районов и городов; криминализация экономики, слабость и коррумпированность, особенно в финансово-кредитной сфере, обостряющей проблемы финансовой безопасности региона; свертывание производства на предприятиях АПК в связи с ограниченностью заказов и спроса на данную продукцию, в силу ее слабой конкурентоспособности; критический объем избыточной рабочей силы в регионе – безработица за пределами пороговых значений экономической безопасности; низкий жизненный уровень большинства населения – кризис социальной сферы, более глубокий, чем в среднем по России (резкая имущественная дифференциация по доходам).

Угрозу экономической безопасности Республики Дагестан представляют следующие внешние факторы: недостаток, противоречивость и отставание законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, их неадаптированность к функционированию экономики республики в экстремальных условиях; отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности властных структур как субъектов федерации, так и федерального центра; нестабильность и ненадежность правовых основ, а также отсутствие гарантий планируемой финансовой помощи из федеральных источников; разрыв производственно-хозяйственных связей между предприятиями Республики Дагестан и регионов России, а также стран СНГ; продовольственная зависимость республики от регионов России и импорта из зарубежных стран; слабость внешнеэкономических связей; социально-политическая нестабильность и неблагоприятный инвестиционный климат на Северном Кавказе (рис. 1).


Угрозы экономической безопасности Республики Дагестан




внешние

внутренние




дефицит бюджета

отставание законодательных и иных нормативно-правовых актов


территориальная дифференциация

неадаптированность экономики


криминализация экономики

отсутствие механизма реализации прав



свертывание производства на предприятиях АПК

нестабильность правовых основ


критический объем избыточной рабочей силы – безработица

разрыв производственно-хозяйст-венных связей


продовольственная зависимость

низкий жизненный уровень населения


слабость внешнеэкономических связей


социально-политическая нестабильность

Рис. 1. Классификация угроз экономической безопасности Республики Дагестан
Предложенная классификация угроз социально-экономическому развитию региона по направлениям их проявления и экономической безопасности республики, а также конкретные угрозы взаимосвязаны и не только все вместе, но и каждая из этих угроз по своим последствиям представляют серьезную опасность для настоящего и будущего Республики Дагестан.

5. Обоснованы кластеризация и ранжирование регионов Российской Федерации по уровню социально-экономической безопасности с использованием представленных в диссертации показателей.

Возможны два подхода кластеризации и ранжирования регионов РФ по уровню социально-экономической безопасности с использованием представленных показателей.

Первый подход предполагает формирование сводного индекса социально-экономического развития (СИСЭР), значение которого для региона оценивается с использованием всей совокупности частных показателей. Согласно этому подходу регионы ранжируются и разделяются на группы в соответствии с расчетным значением СИСЭР.

Согласно второму подходу кластеризация регионов проводится с учетом значений всех частных показателей с использованием многомерных методов.

Данная процедура определения СИСЭР регионов включает следующие этапы.

1. По каждому оценочному индикатору определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссийского значения1.

2. Проводится расчет бальной оценки по каждому из показателей для каждого региона (4):

,




где , – ранги i показателя, соответственно, по j региону и в целом по РФ; – значение приведенной бальной оценки, соотнесенной со среднероссийским уровнем.

3. Для показателей социального блока (который включает в себя «Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях», «Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями», «Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом», «Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями») рассчитанные ранги суммируются и определяются ранги по сводному показателю уровня развития социальной инфраструктуры региона, а также его среднероссийское значение (5):



,




где: , – суммы рангов показателей социального блока соответственно по j-му региону и в целом по Российской федерации; – значение приведенной бальной оценки, соотнесенное со среднероссийским уровнем.

4. Для каждого региона определяется комплексная оценка СИСЭР (6):








где – значение приведенной бальной оценки, соотнесенной со среднероссийским уровнем.

Кластеризация регионов РФ производилась по различным вариантам наборов показателей с целью проверки чувствительности полученных результатов к изменениям их состава. Результаты кластеризации не чувствительны к сокращению числа рассматриваемых признаков, по меньшей мере, на 2–3 единицы из каждой группы, что свидетельствует об эффективности предложенной процедуры расчета СИСЭР.

Заметим, что процедура расчета СИСЭР не изменяется при расширении или сужении состава рассматриваемых блоков и характеризующих их показателей.

Полученные результаты кластеризации регионов РФ сопоставлены с группировкой регионов, разработанной в рамках Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002–2010 гг. и до 2015 г.)» с использованием официальной «Методики комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ». Проведенные исследования свидетельствуют, что результаты кластеризации по показателям комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ (КОСЭР) и СИСЭР отличаются примерно на 15 %, что вызвано, во-первых, расширением состава показателей, характеризующих социально-экономическое положение регионов, а во-вторых, использованием модифицированной процедуры расчета интегрального показателя, в основу которой автор заложил принцип сохранения свойства продуктивности верхней полурешетки регионов, ранжированных по интегральному показателю.

Это повышает защищенность полученного решения от вертикальных трансформаций в случае включения в показатель новых классифицирующих признаков. Последнее обстоятельство, на взгляд автора, является важным аргументом в пользу использования показателя СИСЭР, т. к. использование показателя КОСЭР в процедуре ранжирования не обеспечивает устойчивость верхней полурешетки по отношению даже к незначительным изменениям состава учитываемых признаков.

6. Разработан комплекс экономико-математических моделей отбора и оптимизации схемы финансирования как региональных инвестиционных стратегий, объединяющих несколько региональных инвестиционных проектов (ИП), так и отдельных ИП.

Как показало исследование, необходимым условием ускорения темпов социально-экономического развития и повышения уровня экономической безопасности регионов является реализация региональных инвестиционных проектов (ИП). В условиях ограниченности ресурсов возникает проблема формирования рациональной системы проектов для каждого региона с учетом их эффективности и возможностей финансового обеспечения как за счет собственных средств региона, так и на условиях софинансирования. При этом необходимость учета значимости социальных факторов регионального развития не позволяет напрямую использовать традиционные методы сравнительной оценки проектных решений такие, например, как известная методика UNIDO2, которая ориентирована на учет коммерческих эффектов реализации ИП. В этой связи для выравнивания значимости различных факторов региональной экономической безопасности автором предложен метод балльной оценки эффективности проектов, согласно которому эффекты от реализации проектов, достигаемые в различных сферах, выражаются в баллах. Это позволяет сопоставлять их между собой, а также сформировать обобщенный показатель, пригодный для сравнения различных ИП.

В диссертации предложен комплекс математических моделей отбора и оптимизации схемы финансирования как региональных инвестиционных стратегий (объединяющих несколько ИП), так и отдельных ИП. Эти модели определяют эффективные стратегии регионального развития с учетом относительного положения регионов – заявителей проектов в региональной иерархии. В этих моделях используются критерии на максимум совокупного интегрального эффекта от реализации отобранных для включения в государственную инвестиционную программу региональных проектов (в первой группе моделей) и на минимум расхода централизованных финансовых ресурсов (во второй группе моделей).

Предложенный комплекс моделей относится к однокритериальным двухуровневым задачам целочисленного программирования или численный метод решения задач этого класса, основанный на сведении дискретной задачи к непрерывной и последовательной коррекции оптимального плана непрерывной задачи с помощью дискретных двойственных оценок сопряженной задачи.



7. Обосновано утверждение, что при обеспечении экономической безопасности и противодействия коррупции значительную роль играет учет региональных особенностей организации деятельности органов внутренних дел.

Анализ причин совершенных преступлений в Республике Дагестан и их структуры показывает, что экономическая ситуация, влияющая на социальное положение граждан, способствует совершению преступлений тяжких и особо тяжких.

Динамика роста количества зарегистрированных в республике преступлений (+7,8 %; 12 550 против 11 640) свидетельствует о наличии некоторых проблем в реализации органами внутренних дел и другими уполномоченными органами функций обеспечения правопорядка по отдельным направлениям деятельности (рис. 2).


Рис. 2. Динамика роста количества зарегистрированных в республике преступлений (2007–2011 гг.)
В 2011 году ежемесячное количество совершаемых на территории Республики Дагестан преступлений колебалось от 809 в декабре до 1370 в марте и



Рис. 3. Динамика регистрируемой преступности в Республике Дагестан (2010–2011 гг.)
составило в среднем 1046 преступлений в месяц, что на 7,8 % выше показателя 2010 года (970) (рис. 3).

Увеличилось количество умышленных убийств (+3,7 %; 307/296), разбойных нападений (+23,6 %; 157/127), изнасилований (+17,5 %; 47/40), фактов бандитизма (+362,5 %; 37/8), преступлений, совершённых с применением взрывных устройств (+2,4 %; 87/85). Зафиксирован значительный рост преступлений террористической направленности (+254,8 %; 220/62).

Больше зарегистрировано фактов мошенничества (+10,7 %; 361/326), вымогательства (+67,4 %; 72/43), угонов АМТ (+16,4 %; 128/110), преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (+29,2 %; 1220/944) и наркотиков (+29,8 %; 1871/1442).

Из общего числа лиц, совершивших преступления (7683; +13 %), 81,8 % - не имели постоянного источника доходов (6282; +16,3 %).

Возраст лиц, совершивших наибольшее количество преступлений (3499 или 45,5 %), составляет от 30 до 49 лет (рис. 4).


Рис. 4. Возрастная характеристика лиц, совершивших преступления на территории Республики Дагестан
В 2011 году в сфере экономики выявлено 1941 (2315) преступление, что на 16,2 % меньше, чем за АППГ. Снижение произошло из-за низкой выявляемости преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно – на 68,4 % (278/880). Зарегистрировано больше количество преступлений, предварительное следствие по которым обязательно – на 15,9 % (1663/1435), тяжких и особо тяжких – на 14,7 % (741/646) (рис. 5).

Рис. 5. Количество зарегистрированных преступлений в сфере экономики совершенных в крупном и особо крупном размерах (2007– 2011 гг.)
На 4,6% увеличилось количество зарегистрированных экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах (639/611). Их удельный вес в структуре экономических преступлений увеличился с

25,7 % до 32,9 %.

Материальный ущерб от всех экономических преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 542,9 млн руб., из них 98,7 % − по преступлениям, выявленным сотрудниками органов внутренних дел.

Лица, не имеющие постоянной работы и, соответственно, постоянного источника доходов, составляют 81,8 % от числа лиц, совершивших преступления. В то же время преступления экономической направленности совершают представители благополучных в экономическом и материальном отношении слоев населения, которые обладают наибольшими возможностями для различных манипуляций с денежными и иными средствами, управляют ими, приумножая свое богатство.

Рост преступлений экономической направленности в Республике Дагестан, как представляется, – это следствие того, что российское законодательство не предусматривает строгих мер наказания за совершение данной категории преступлений, кроме того заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого на период следствия и до суда (ст. 108, п. 1.1 УПК РФ), что свою очередь дает возможность лицу совершать коррупционные действия с органами власти и правоохранительными структурами с целью прекращения уголовного преследования.

Одной из важных особенностей преступности в Республике Дагестан, по проведенному исследованию и опросу респондентов, является количество совершаемых латентных преступлений, что в 2,5 раза выше, чем количество реально зарегистрированных. Кроме того, чем серьезнее категория преступлений, тем выше ее коэффициент латентности.

В этих условиях с учетом особенностей региона и специфики угроз задачи органов внутренних дел усложняются. Данное положение требует постоянного совершенствования деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности региона.

Поскольку основную нагрузку в обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан несут территориальные подразделения ЭБиПК, то на фоне сложной обстановки в республике, связанной с усилением террористической опасности и реорганизации данного подразделения, темпы работы в этом направлении снизились.

В 2011 году количество выявленных преступлений экономической направленности по республике уменьшилось незначительно. В этом сыграл свою роль объективный фактор – законодательство по налоговым преступлениям претерпело серьезные изменения, то есть минимальная сумма, которая ведет к нарушению налогового законодательства, значительно выросла. В то же время существенно увеличилось количество выявленных преступлений в банковской сфере, хищений бюджетных средств, а также преступлений коррупционной направленности.

Важной особенностью ухудшения показателей налоговых преступлений в Республике Дагестан является недостаточное взаимодействие МВД по Республике Дагестан с контролирующими органами республики (Счетная палата, Росфинмониторинг, налоговая инспекция), что соответственно ведет к повышению уровня коррупции на территории республики и к росту преступлений, совершаемых руководителями различных коммерческих структур путем сговора с сотрудниками налоговых служб с целью регистрации лжепредприятий и обналичивания крупных денежных средств, добытых преступным путем и различными махинациями в банковской структуре. В результате происходит отток в теневую экономику обналиченных денежных средств, подлежащих учету и налогообложению.

Известно, что совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. В связи с этим борьба в этой сфере является наиболее важным и приоритетным направлением всех правоохранительных органов.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности в Республике Дагестан должно иметь комплексный характер, ориентироваться на противодействие коррупции как системной угрозе социально-экономическому развитию региона.

Кроме того, в силу специфики своей деятельности, именно органы внутренних дел в достаточной мере информированы об особенностях функционирования отраслей экономики регионов. Однако трансформация отношений собственности в стране, неурегулированность многих сторон экономической жизни, развитие форм преступной деятельности требуют постоянного совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции.

При этом приоритетными направлениями совершенствования деятельности органов внутренних дел по линии обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции Республики Дагестан, защите прав собственников от преступных посягательств должны являться:

– выявление фактов коррупции в сфере налогового администрирования со стороны должностных лиц налоговых органов, способствующих совершению преступлений и правонарушений в налоговой сфере;

– проведение комплекса мероприятий по пресечению источников и каналов финансирования террористических организаций в Республике Дагестан через хозяйствующие субъекты, благотворительные фонды, кредитно-финансовые структуры, в том числе международные;

– пресечение деятельности коммерческих и финансовых структур, контролируемых преступными сообществами для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

– выявление преступлений, совершаемых вертикально интегрированными структурами с применением внутрикорпоративных цен, путем вывода большей части прибыли за рубеж с использованием оффшорных зон;

– выявление фактов уклонения от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах; выявление преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, в том числе выделяемых для реализации целевых программ и приоритетных национальных проектов;

– пресечение преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, в частности, в сфере вексельного обращения и на рынке акций.

Обязательным условием для усиления взаимодействия и эффективности рабочих контактов органов внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими органами необходимо разделение вопросов юрисдикции и создание систем координации между ними.

Выводы и предложения изложены по тексту автореферата и в полном виде представлены в диссертационной работе.


Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

  1. Гитинов А.Г. Об основных проблемах обеспечения экономической и информационной безопасности региона // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 6. С. 59 – 61. 0,38 п. л.

  2. Гитинов А.Г. Особенности угроз экономической безопасности Северо-Кавказких Республик // Бизнес в законе. 2011. № 3. С. 247–249. 0,29 п. л.

  3. Гитинов А.Г. Некоторые аспекты совершенствования деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2(22). С. 114–116. 0,25 п. л.


Научные статьи, опубликованные в иных журналах и изданиях:

4. Гитинов А.Г. Возможности использования межбюджетных механизмов при реализации программы по финансовой безопасности региона: коллективная монография международной научно-практической конференции. Краснодар: НИИ экономики ЮФО, 2010. С. 74–77. 0,47 п. л.

5. Гитинов А.Г., Килясханов Х.Ш. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности на региональном уровне // Уголовная политика России на современном этапе: состояние, тенденции и перспективы: сборник научных статей участников международной научно-практической конференции (Москва, 25 ноября 2011 г.). М., 2012. С. 126–132. 0,38 п. л. (авторство не разделено).

6. Гитинов А.Г., Гапоненко В.Ф. Некоторые проблемы обеспечения экономической и информационной безопасности предприятий региона // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сборник трудов XVIII международной научной конференции (Москва, 21 мая 2009 г.) М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 3–7. 0,39 п. л. (авторство не разделено).

7. Гитинов А.Г. Некоторые проблемы продовольственной безопасности как составляющая системы экономической безопасности России: коллективная монография международной научно-практической конференции. Краснодар: НИИ экономики ЮФО, 2009. С. 350–362. 0,31 п. л.

8. Гитинов А.Г. Некоторые проблемы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел в Республике Дагестан: сборник материалов межвузовского научного семинара (Москва, 25 декабря 2009 г.). М.: Академия Управления МВД России, 2010. С. 25–28. 0,31 п. л.

9. Гитинов А.Г., Гапоненко В.Ф. Органы внутренних дел как субъект налоговых отношений в системе финансовой безопасности: коллективная монография международной научно-практической конференции. Краснодар: НИИ экономики ЮФО, 2010. С. 63–73. 0,34 п. л. (авторство не разделено).

10. Гитинов А.Г. Основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Республики Дагестан // Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: коллективная монография международной научно-практической конференции. Краснодар: НИИ экономики ЮФО, 2011. С. 208–218. 0,36 п. л.

11. Гитинов А.Г. Основные направления совершенствования деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона // Уголовная политика Российской Федерации на современном этапе и роль органов внутренних дел в ее реализации: сборник научных статей. М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 51–56. 0,33 п. л.

12. Гитинов А.Г., Килясханов Х.Ш. Угрозы экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан) // Кризисные ситуации социально-политического характера и основные направления их разрешения в свете современной реформы МВД России: сборник материалов XIII международной научной-практической конференции (Москва, 25 ноября 2011г.). М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 87–90. 0,38 п. л. (авторство не разделено).


1 В случае если по какому-либо показателю имеют место совпадения по двум или нескольким регионам, то производится операция локального ранжирования этих регионов в соответствии со значениями ключевого показателя – объема ВРП с учетом уровня покупательной способности на душу населения.


2Экономическая практика последнего десятилетия наглядно продемонстрировала негативную особенность реализации региональных ИП с высоким коммерческим эффектом: как правило, рост последнего сопровождается снижением социального эффекта. Однако для регионов с высоким уровнем социальной напряженности (и, в первую очередь, для трудоизбыточных регионов) крайне важен учет именно факторов социальной группы.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница