Обеспечение информационных процессов обращения с твердыми муниципальными отходами на территории Владимирской области




Скачать 71.03 Kb.
Дата05.05.2016
Размер71.03 Kb.
Обеспечение информационных процессов обращения с твердыми муниципальными отходами на территории Владимирской области

 

 



В статье рассматриваются вопросы обеспечения информационных процессов в сфере обращения с твердыми муниципальными отходами на примере Владимирской области.

 

Ключевые слова: информационное обеспечение, отходы, ТМО, информационные технологии.



 

 

Одной из важнейших составляющих эффективного управления в любой сфере является наличие полной достоверной информации, необходимой для анализа сложившейся ситуации, для выработки стратегических направлений развития и принятия тактических решений.



 

Внутри организации на разных уровнях управления и между ними постоянно происходят процессы обмена информацией. На основе этой информации менеджеры различного звена принимают те или иные решения направленные на достижение поставленных целей [1]. Для обеспечения наиболее быстрого протекания процесса обмена информацией на предприятиях внедряются различные информационные системы.

 

Отсутствие единой информационной системы в области обращения с твердыми муниципальными отходами ведет к низкой инвестиционной привлекательности предприятий; отсутствию средств на переоснащение основных фондов; малой активности малого и среднего бизнеса; отсутствию конкуренции; информационному не видению перспектив отрасли; не эффективному использованию имеющихся ресурсов; не развитости инфраструктуры; отсутствию политической поддержки; экологически не рациональному управлению отходами; и многому другому.



 

Твердые муниципальные отходы (ТМО) – помимо отходов от населения, включают отходы образующиеся в предприятиях торговли, сельского и дорожного хозяйства, строительства, административных зданиях, конторах, офисах, образовательных учреждениях, культурно-спортивных учреждениях, железнодорожных и автовокзалах, аэропортах, мест общественного пользования, а также ряда производственных предприятий осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования и ответственность за утилизацию, которых возложена на органы местного самоуправления [2].

 

Создание системы информационного обеспечения с отходами во Владимирской области необходимо для:



 

автоматизации процессов сбора, учета и предоставления информации;

 

формирования единой информационной базы об образовании, накоплении, транспортировки и захоронении отходов.



 

Существующая система обращения с ТМО на территории Владимирской области, сложилась еще 60-х годах. Эта система подразумевает лишь сбор, транспортировку и захоронение отходов, что недопустимо на современном этапе развития общества. В общем виде существующую систему обращения с ТМО в регионе можно представить следующим образом:

 

 








Рисунок 1 – Схема сбора вторичных ресурсов на территории Владимирской области

 

 

Совершенствование процессов обращения с ТМО немыслимо без применения информационных технологий. В качестве первоочередных задач по информационному обеспечению системы обращения с отходами в регионе можно выделить:



 

создание статистической базы обращения с ТМО (сбор данных о качественных и количественных характеристик обращения с ТМО, его морфологическом составе и т.д.)

 

налаживание обмена данными и упорядочение информационных потоков между всеми структурами, участвующими в процессе обращения с отходами;



 

законодательное закрепление целевых установок развития системы обращения с отходами [2].

 

Система информационного обеспечения позволит повысить эффективность работы предприятий по обращению с твердыми муниципальными отходами, природоохранных организаций и служб, участвующих в процессе сбора, хранения и обработки информации по учету ТМО.



 

Система информационного обеспечения должна иметь два уровня. Первый уровень представляет собой систему сбора и представления информации. Второй уровень – систему управления базой данных.

 

Система сбора и представления информации должна выполнять все функции по введению, накоплению и обработке данных об отходах, участниках процесса обращения с отходами, специализированных предприятиях и полигонах. Система управления базой данных должна обеспечивать централизованное хранение, защиту и поиск информации, а также возможность обмена данными между различными информационными системами.



 

Системы информационного обеспечения призваны выполнять следующие функции:

 

ведение электронного документооборота по заданным формам;



 

ведение учета и контроля платежей;

 

составление графиков и формирование отчетов;



 

представление данных по запросам.

 

Для выполнения выше перечисленных функций могут применяться электронные таблицы (декларации, таблицы с данными и пр.), математические операторы (расчет платежей, составление прогнозов, расчет планируемых показателей и пр.) и текстовые редакторы (формирование отчетов, документирование, составление договоров и пр.) [3].



 

Статистически данные собираются посредством:

 

проведения исследований;



 

обработки отчетов производителей отходов;

 

обработки отчетов предприятий по транспортировке, переработке, сжиганию и захоронению отходов;



 

сочетания всех вышеперечисленных методов.

 

Для создания системы информационного обеспечения наиболее полно удовлетворяющей потребности предприятий необходимо использовать: ГОСТы, справочники, общероссийские классификаторы, законы, подзаконные акты и нормативные документы.



 

Возможно использование системы информационного обеспечения с отходами с применением технологии географических систем, т.е. с внедрением электронных карт [4]. Электронная карта состоит из координационно-ориентированных на местности данных о ландшафте, о предприятиях и организациях задействованных в сфере обращения с отходами, данных о местах образования и накопления ТМО, о маршрутах сбора и вывоза отходов.

 

Применение электронных карт населенных пунктов Владимирской области с обозначением контейнерных площадок и маршрутов движения специализированной техники позволяет внедрить логистические подходы к управлению отходами. Это дает возможность осуществления оперативной корректировки графиков вывоза отходов и оптимизации маршрутов движения транспортных средств. Водители мусоровозов будут иметь на руках взамен сегодняшних графиков с указанием улиц, на которых находятся контейнеры, карту своего района и очередность подъезда к контейнерным площадкам, тем самым, исключая неоправданные пробеги.



 

Возможно, внедрение информационных средств контроля за текущим процессов сбора и вывоза твердых муниципальных отходов в режиме реального времени.

 

Анализ электронной карты позволит получить ряд количественных и качественных результатов:



 

1) получение более достоверной информации об объемах образования и вывоза отходов;

 

2) ранжирование предприятий, населенных пунктов и районов по объему образования и накопления отходов;



 

3) прогнозирование прироста объема отходов и определение более точных сезонных колебаний объемов образования отходов;

 

4) оптимизация маршрутов сбора и вывоза отходов.



 

Кроме того, применение данной технологии позволит максимально эффективно обеспечить вывоз мусора из частного сектора, который остается основным не плательщиком услуги по вывозу отходов.

 

Общая схема движения потока информации через единую информационную систему обеспечения и процессов обращения с ТМО представлена ниже [6]:



 





Рисунок 2 – База единой информационной системы

 

 

База данных единой информационной системы  во Владимирской области должна обязательно содержать информацию о:



 

количественных и качественных характеристик отходов;

 

норме накопления, вывозе, переработке, сортировке и утилизации отходов;



 

организациях работающих в сфере обращения с ТМО;

 

рынке вторичного сырья и рынке отходов;



 

нормативно-правовых актах и законах;

 

новых технологиях, научных исследованиях, реализации успешных проектах и т.д.



 

Единая информационная система должна быть доступна всем видам пользователей: бизнесменам, населению, органам власти. Также информационная система обращения с отходами должна обеспечивать мероприятия направленные на повышение экологической культуры населения, формирование и развитие культуры обращения с вторичным сырьем, повышение информированности населения и устранение информационной закрытости процессов обращения с ТМО [7].

 

Одна из основных целей информационной обеспеченности процессов обращения с ТМО направлено на внедрении технологии раздельного сбора ТМО. В базе данных должна содержаться информация по работе с населением, содержат дополнительную информацию о местах, методах и технологиях по внедрению раздельного сбора, организациях занимающихся внедрением, содержит отчеты научно-исследовательского характера о возможности и эффективности внедрения и иную информацию обеспечивающую внедрение раздельного сбора ТМО в регионе.



 

База данных о рыках отходов и вторичного сырья направлена на сопровождение различных бизнес-процессов, содействию развитию рыночных отношений, размещению заказов на покупку и продажу вторичного сырья. Содержится информация о всех участниках задействованных в сфере обращения с ТМО.

 

Информационное сопровождение процессов обращения с ТМО является обязательным элементом внедрения комплексной системы управления отходами. К сожалению, на территории области информационным процессам не уделяется должного внимания, а отсутствие единого информационного центра препятствует внедрению передовых технологий и развитию сферы обращения с отходами в регионе.



 

 

Литература:



 

  1. Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. Принятие решений. – М.: КНОРУС, 2005. - 21 с.

  2. Ермашов Х.Ю. «Совершенствование системы управления сферой обращения твердых отходов муниципальных образований в регионе (на примере Ростовской области)». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2004. – 18 с.

  3. Любарская М.А. Организация обращения с твердыми бытовыми отходами: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - с. 53 ISBN 5-88996-488-7

  4. Абдикеев Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике: Учебник/ Под ред. Н.П. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. –  с. ISBN 5-94692-847-3

  5. Макаровский Е. Л., Соловьев А. В., Кревенец Е. Г., Иевлева О. Ю. «Информационное обеспечение государственного управления оборотом отходов в регионе». Электронный ресурс: http://www.waste.com.ua/ cooperation /2006/theses/makarovskiy.html.

  6. Информационные системы в экономике: учебное пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Омега-Л, 2006. – 77 c. ISBN 5-98119-965-2

  7. Обращение с опасными отходами: учеб. пособие / В.М. Гарин и др.; под ред. В.М. Гарина и Г.Н. Соколовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 119 с.  ISBN 5-98032-968-4



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница