Объединенных наций




Скачать 385.04 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2016
Размер385.04 Kb.
  1   2



GE.00-30838 (R)

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E










ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.


TRADE/2000/2

14 March 2000
RUSSIAN

Original: 





ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Четвертая сессия (21-23 июня 2000 года)

Пункт 4 а) предварительной повестки дня


ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО

ПООЩРЕНИЮ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В

СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ



Записка секретариата

Настоящий документ представляет собой краткий обзор деятельности международных организаций по поощрению прямых иностранных инвестиций в странах с переходной экономикой. Рассматривается деятельность следующих организаций: Всемирного банка, Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций, Консультативной службы по иностранным инвестициям, Организации экономического сотрудничества и развития, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирной торговой организации и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Приводятся также общие сведения о деятельности по стимулированию инвестиций в рамках различных программ Европейского союза. В заключение дается краткий обзор деятельности Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и выдвигается идея провести в 2002 году в Женеве форум по вопросу о поощрении прямых иностранных инвестиций.



Введение

1. В настоящем документе дается краткий обзор осуществлявшейся в последнее время и намеченной на будущее деятельности ведущих международных организаций по поощрению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах с переходной экономикой в регионе, которым занимается Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).


2. ПИИ представляет собой одно из важнейших условий успешного перехода стран центральной и восточной Европы к рыночной экономике. В странах с рыночной экономикой роль движущей силы роста обычно играет инвестиционная деятельность отечественных компаний. В странах же с переходной экономикой, равно как и в развивающихся странах, ощутимую долю новых капиталовложений составляют ПИИ1. Иностранные инвесторы могут содействовать ускорению перехода стран центральной и восточной Европы к рыночной экономике за счет производства новых товаров и услуг и предоставления дополнительного капитала, управленческих ноу-хау, новых технологий и доступа на рынки. Эти факторы подкрепляют усилия по модернизации существующих предприятий и созданию новых хозяйствующих субъектов, способных более эффективно интегрироваться в мировую экономику. К менее осязаемым последствиям ввоза ПИИ относится проникновение новых идей и практики деловых отношений, которые повышают эффективность работы предприятий как на внутреннем, так и на международном рынке.
3. Большинство стран с переходной экономикой обладают значительным инвестиционным потенциалом. Это обусловлено тем, что в большинстве стран региона отмечаются положительные темпы роста ВВП2 (и, следовательно, развития рынков), а также тем, что до начала переходного периода десять лет тому назад объем ПИИ был невелик. Как только начался переходный период, привлечение ПИИ стало одной из главных официальных целей политики правительств стран региона, хотя всех необходимых для таких инвестиций институциональных условий еще не было создано.
4. Одной из серьезных проблем в деятельности по поощрению инвестиций является наличие в этих странах политических сил, выступающих против передачи в руки иностранцев местных промышленных предприятий. Такие настроения особенно сильны в России и других странах СНГ, но не изжиты они и в центральной Европе (например, в Польше). Роль фактора, сдерживающего рост объема ПИИ в странах с переходной экономикой, могут играть также политические и экономические кризисы (например, на Балканах и в России).
5. После десятилетия экономических и социальных преобразований показатели притока ПИИ свидетельствуют о весьма неравномерном их распределении по странам региона. Как и ожидалось, в ряде стран центральной Европы финансовые средства, предоставляемые Всемирным банком и другими международными организациями, все более активно дополняются и даже замещаются притоком частных ресурсов из-за рубежа. Наиболее наглядно это проявляется в странах, ушедших далеко вперед в переходном процессе. К ним относятся Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония, на которые приходится более значительная доля суммарных ПИИ в этом регионе. С другой стороны, балканским странам и Содружеству Независимых Государств (СНГ) во многом не удалось обеспечить устойчивый приток ПИИ. Так, относительно немногого (если измерять в показателях ПИИ на душу населения) в деле привлечения иностранных инвесторов добилась Россия, которая обладает колоссальным инвестиционным потенциалом, обусловленным емкостью ее внутреннего рынка и богатейшей базой ресурсов.
6. Иностранные инвестиции могут оказывать существенное положительное влияние на ход переходного процесса, о чем свидетельствует опыт стран центральной Европы, которым удалось привлечь значительные объемы внешнего капитала. ПИИ оказались мощной движущей силой передачи технологий, передового опыта управления коммерческими предприятиями и организации производства, а также все более активной интеграции национального производства в глобальные производственно-сбытовые сети. В результате строго пообъектной приватизации на условиях равного доступа иностранные инвесторы приобрели крупные пакеты акций в ключевых отраслях некоторых стран центральной Европы (в первую очередь в Венгрии и Эстонии) и внесли свой вклад в существенное повышение производительности и ускорение темпов роста. Достаточно привести один пример, касающийся конкретной отрасли: значительный приток ПИИ помог вернуть к жизни автомобилестроение в Чешской Республике, и привел к созданию бурно развивающейся в настоящее время автомобильной промышленности в Польше.
7. В странах с переходной экономикой отмечается большая заинтересованность в получении консультативных услуг по вопросам политики создания институциональной и нормативной базы для ПИИ. Эти страны зачастую обращаются с просьбами об оказании помощи в деле наращивания потенциала к учреждениям, занимающимся поощрением инвестиций. Если говорить более конкретно, то страны региона нуждаются в помощи при разработке стратегий привлечения ПИИ и при привлечении "стартовых" инвестиций в местную/региональную экономику.
8. В настоящем документе речь идет о деятельности по поощрению ПИИ следующих международных организаций: Всемирного банка, Многостороннего агентства Всемирного банка по гарантированию инвестиций (МАГИ), Консультативной службы по иностранным инвестициям (КСИИ) (совместной структуры Международной финансовой корпорации (МФК) и Всемирного банка), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирной торговой организации (ВТО) и Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Приводятся также общие сведения о деятельности по поощрению инвестиций в рамках различных программ ЕС. В заключение приводится информация о работе Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). В приложении к настоящему документу приводится список включенных в обзор организаций с указанием контактных адресов и Web-сайтов, которые могут быть использованы для получения дополнительной информации.
I. ВСЕМИРНЫЙ БАНК
9. Спектр деятельности Всемирного банка по поощрению ПИИ в странах региона определяется существующим разделением труда в рамках Группы Всемирного банка. Свою деятельность по стимулированию инвестиций Всемирный банк тесно координирует с другими международными организациями. Прежде всего Всемирный банк работает в постоянном контакте с другими членами Группы Всемирного банка (МФК, МАГИ, КСИИ), в задачи которых входит поощрение инвестиций. Кроме того, при реализации своей стратегии в области ПИИ Банк проводит регулярные консультации с другими многосторонними учреждениями, действующими в регионе, такими, как Международный валютный фонд (МВФ), ЕБРР и другие. Всемирный банк принимал также активное участие в ряде международных форумов по укреплению координации деятельности в области поощрения инвестиций в странах с переходной экономикой.
10. С начала 90-х годов Банк осуществлял операции в 27 странах Европы и центральной Азии. Как правило, он не предоставляет займов, предназначенных непосредственно для поощрения ПИИ. Главная задача Банка состоит не в поддержании прямых контактов с иностранными инвесторами, а в содействии созданию в странах региона институциональных условий, благоприятствующих привлечению финансовых средств (включая частные ПИИ). В программах проектного и стабилизационного кредитования Банка зачастую предусматриваются конкретные условия, выполнение которых способствует улучшению инвестиционного климата в регионе. Косвенным образом Банк сделал очень много для содействия притоку ПИИ в страны региона благодаря тому, что в рамках своих программ стабилизационного и проектного кредитования он ставит следующие цели:
 создание стабильных макроэкономических условий;
 либерализация сделок с иностранной валютой;
 либерализация внутренних рынков и международной торговли;
 упорядочение налоговых систем;
 создание жизнеспособных финансовых систем;
 реформирование национальных правовых систем (особенно законодательства, регулирующего порядок учреждения и деятельность компаний).
11. Особенно важную роль в привлечении крупных потоков иностранного капитала сыграла активная поддержка Всемирным банком программ приватизации в странах региона. Так, Банк рекомендовал в качестве метода приватизации многих крупных промышленных предприятий и компаний, занимающих монопольное положение в сфере инфраструктуры, организацию их пообъектной продажи стратегическим инвесторам. Как правило, иностранцы могли покупать акции этих компаний на такой же основе, что и отечественные инвесторы.
12. Хотя помощь Банка в области поощрения ПИИ носит в основном общий и косвенный характер, в небольшом числе его проектов в конкретных отраслях в качестве непосредственной цели предусматривается привлечение ПИИ. Например, одна из официальных задач предоставленного в 1994 году Казахстану займа по линии программы технической помощи состояла в расширении возможностей основных организаций нефтяной промышленности в деле привлечения ПИИ в отрасль.
13. Хотя предоставлением кредитных гарантий по прежнему занимается главным образом МАГИ, в региональной программе Банка для Европы и Центральной Азии имеется своя собственная небольшая программа предоставления гарантий. Ее осуществление началось в 1995 году, и с тех пор региональной группой по вопросам гарантий было подготовлено около 10 проектов, предусматривающих два вида

гарантий: фонды частичного страхования рисков и частичные гарантии от рисков (http://www.worldbank.org/ecspf/guarantees/).


14. В Институте Всемирного банка осуществляется профессиональная подготовка по вопросам, касающимся в том числе деятельности по поощрению ПИИ. В рамках программы оказывается также техническая помощь в пересмотре или разработке законодательства, касающегося ПИИ (законов, регулирующих порядок учреждения и деятельность компаний, коммерческих кодексов и т.д.).
15. Банк активно распространяет информацию об инвестиционных возможностях в странах региона в своих многочисленных публикациях и через Web-сайты. Наиболее наглядным примером такой деятельности является проект PrivatizationLink, который осуществляется совместно с МАГИ и который будет описан ниже в настоящем докладе.
16. Будучи учреждением, аккумулирующим знания, Всемирный банк предлагает не один лишь финансовый "продукт". В проводимых исследованиях Банк затрагивает многочисленные вопросы, касающиеся поощрения ПИИ в странах с переходной экономикой. Помимо тематической серии документов КСИИ по вопросам иностранных инвестиций, Банк опубликовал ряд рабочих документов по исследованию политики, в которых анализируется приток иностранного капитала в страны центральной и восточной Европы. Несколько публикаций по отдельным странам региона были посвящены конкретным областям, куда направляются ПИИ. Кроме того, в 1995 году Банк провел (в сотрудничестве с ОЭСР) всеобъемлющее исследование, связанное со значением экологических аспектов для западных компаний, собирающихся направить ПИИ в страны региона.
17. По уставу Всемирному банку запрещается предоставление займов частным предприятиям, если выплата процентов и основной суммы не гарантируется правительством. Поэтому программы Банка рассчитаны в первую очередь на сотрудничество с правительствами.
18. Всемирный банк планирует продолжать деятельность по стимулированию и поощрению ПИИ в странах центральной и восточной Европы. Он будет добиваться этого через предоставление финансовой поддержки и технических консультаций по вопросам создания благоприятных для инвестиций условий. В частности, Банк будет и впредь настаивать на обеспечении равного доступа для ПИИ при проведении пообъектной приватизации крупных промышленных предприятий и объектов инфраструктуры. По мнению Банка, это может стать главным каналом притока ПИИ в страны с переходной экономикой. Вместе с тем по мере подготовки центральноевропейских и балтийских стран к вступлению в ЕС центр тяжести в деятельности Группы Всемирного банка по поощрению инвестиций будет все больше смещаться на восток – в страны СНГ, которым пока не удалось добиться особых успехов в привлечении ПИИ. В ближайшем будущем одним из приоритетных направлений в деятельности Всемирного банка станет привлечение иностранного капитала в восстанавливаемые после войны страны Балканского полуострова.
II. МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНТСТВО ПО ГАРАНТИРОВАНИЮ

ИНВЕСТИЦИЙ


19. МАГИ было учреждено в 1988 году в качестве организации, входящей в Группу Всемирного банка. Его главная задача состоит в поощрении притока ПИИ в развивающиеся страны-члены и страны–члены с переходной экономикой. Она решается с помощью двух основных механизмов. МАГИ предоставляет:
● гарантии от некоммерческих рисков;
● техническую помощь странам, стремящимся привлечь ПИИ.
Таким образом, в рамках конкретных проектов МАГИ способствует аккумулированию ПИИ, а при разработке государственных стратегий оно содействует привлечению и удержанию ПИИ.
20. МАГИ предоставляет свои гарантии от некоммерческих рисков иностранным частным инвесторам при осуществлении ими проектов в развивающихся странах-членах и странах-членах с переходной экономикой. К покрываемым рискам относятся ограничения на перевод валюты, экспроприация, убытки в результате военных действий и гражданских беспорядков, а также нарушение договорных обязательств.
21. При предоставлении консультативных услуг и технической помощи МАГИ заостряет внимание на следующих аспектах:
● на распространении информации об инвестиционных условиях и возможностях;
● на поддержке мероприятий, которые оказывают стимулирующее воздействие на рост ПИИ;
● на наращивании потенциала организаций, занимающихся поощрением инвестиций.
22. В области распространения информации МАГИ создало сеть IPAnet (www.ipanet.net)   интерактивную базу данных для деловых кругов, заинтересованных в ПИИ. Сеть IPAnet предназначена для обеспечения оперативного компьютерного доступа к информации об инвестиционных возможностях, источниках финансирования, законодательстве и нормах, регулирующих ПИИ, и перечням ключевых субъектов, действующих в области международных инвестиций. В июне 1998 года МАГИ приступило к осуществлению проекта PrivatizationLink (www.privatizationlink.com), в разработке которого принимали участие МАГИ и Секция Всемирного банка по развитию частного и финансового сектора. PrivatizationLink – это маркетингово информационная служба, распространяющая через Интернет информацию об инвестиционных возможностях, открывающихся в связи с приватизационными процессами в странах с переходной экономикой. Она представляет собой специализированную службу в рамках сети IPAnet: в ней публикуется информация о государственных предприятиях, подлежащих приватизации в странах с переходной экономикой, а также о соответствующем законодательстве, процедурах и нормах, регулирующих подобные сделки.
23. В рамках поддержки мероприятий, оказывающих стимулирующее воздействие на рост инвестиций, МАГИ организует посвященные отдельным отраслям в нескольких странах конференции или миссии по инвестиционным вопросам, в которых принимают участие инвесторы и те, кто заинтересован в получении инвестиций. Такой подход, основанный на охвате сразу нескольких стран, особенно удачно применяется в горнодобывающей промышленности и в индустрии туризма.
24. Что касается консультативных услуг и технической помощи, то МАГИ предоставляет консультации по вопросам разработки и осуществления стратегий поощрения инвестиций и по проблемам структурного, оперативного и кадрового укрепления соответствующих организаций. МАГИ содействует также повышению управленческого и кадрового потенциала организаций, занимающихся поощрением инвестиций, уделяя при этом основное внимание таким вопросам, как создание соответствующей репутации, изучение потенциальных инвестиционных объектов, содействие развитию предприятий, в которые вкладываются инвестиции, предоставление услуг инвесторам, в том числе на этапе после осуществления инвестиций. Роль МАГИ в этих вопросах носит глобальный характер. В 1999 году был разработан новый "рамочный механизм оценки", который призван активизировать работу по "оценке потребностей" организаций клиентов и стать основой для разработки рекомендаций и оказания помощи конкретным клиентам. МАГИ предоставляет также консультации по специальному программному обеспечению для систем управленческой информации, которое поможет клиентам наладить контроль за осуществляемыми инвестициями и поддерживать отношения между участниками инвестиционного процесса.
25. Основным получателем помощи МАГИ является частный сектор, особенно в таких странах, как Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Польша, Республика Молдова, Российская Республика, Румыния, Туркменистан и Чешская Республика. МАГИ взаимодействует с другими международными организациями в осуществлении нескольких региональных программ подготовки кадров в странах центральной и восточной Европы, например с Центром ОЭСР по развитию частного сектора в Стамбуле и с Институтом Всемирного банка.
III. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ СЛУЖБА ПО ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ
26. МФК и МАГИ несут главную ответственность за поощрение ПИИ в странах, с которыми они сотрудничают. Кроме того, задача предоставления консультации правительствам, которые намерены привлечь ПИИ, повысить качество таких инвестиций и экономическую отдачу от притока капитала возложена на Консультативную службу по иностранным инвестициям (КСИИ), являющуюся совместной службой Всемирного банка и МФК. С начала переходного периода в странах центральной и восточной Европы КСИИ предоставила консультации 22 странам региона по связанным ПИИ аспектам осуществляемых реформ.
27. В странах центральной и восточной Европы КСИИ предоставляет краткосрочные консультативные услуги по таким вопросам, как политика в области ПИИ, законодательство, налоговые льготы для компаний, нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, административные барьеры на пути инвестиций, организации, занимающиеся поощрением инвестиций (развитие институциональной базы), разработка эффективных стратегий поощрения инвестиций, помощь в разработке статистических показателей ПИИ и программы по совершенствованию коммерческих связей между транснациональными корпорациями и отечественными предприятиями.
28. Главным результатом, к которому стремится КСИИ при предоставлении консультаций, должно стать улучшение политико-экономической, правовой, нормативной и налоговой среды. Цель заключается в привлечении более крупных и более оптимально структурированных ПИИ, которые в свою очередь должны обеспечить увеличение занятости, добавленной стоимости и экспорта товаров и услуг в результате подпитки экономики новым капиталом и новыми технологиями, укрепления связей с глобальной экономикой и повышения управленческого навыка. КСИИ напрямую не занимается поощрением инвестиций и поэтому не берет на себя ответственность за конкретные капиталовложения. Вместе с тем она оказывала консультационные услуги правительствам стран, добившимся успеха в привлечении ПИИ (по отношению к ВВП), в том числе Эстонии, Венгрии, Польше, Чешской Республике и Латвии.
29. КСИИ действует во всех странах восточной Европы с переходной экономикой, за исключением Азербайджана и Албании, где она намерена провести оценку общих условий для ПИИ. В настоящее время КСИИ осуществляет свою деятельность в Армении, Болгарии, Боснии и Герцеговине, бывшей югославской Республике Македонии, Венгрии, Латвии, Литве, Республике Молдова, России, Румынии, Словакии, Словении и Чешской Республике.
30. При условии поступления запросов от правительств КСИИ в ближайшие три года планирует вести свою работу во всех странах центральной и восточной Европы с переходной экономикой. КСИИ тесно взаимодействует с правительствами на национальном и субнациональном уровне. Она также координирует деятельность по поощрению ПИИ с другими международными организациями, такими, как Всемирный банк, МФК, МФВ, ОЭСР, ПРООН, и со многими двусторонними учреждениями, занимающимися вопросами развития.
31. В дополнение к работе на уровне конкретных стран (доклады о ней носят конфиденциальный характер и не подлежат обнародованию без разрешения клиента) КСИИ публикует серию документов по таким вопросам, как содействие росту ПИИ, инвестиционные стимулы, привлечение инвестиций в сферу современных технологий, ПИИ в сфере инфраструктуры и прочие связанные с этим темы. Кроме того, КСИИ иногда участвует в конференциях по вопросам ПИИ в странах региона или сама их организует.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
32. Деятельность ОЭСР по поощрению ПИИ в странах с переходной экономикой связана в первую очередь с анализом препятствий для ПИИ, налаживанием диалога между представителями власти и частного сектора и с усилиями по поддержке организаций, занимающихся поощрением инвестиций, и по укреплению их потенциала.
33. ОЭСР предоставляет помощь общего характера. Задача состоит в улучшении политико-экономических условий для ПИИ. Организация координирует проведение рабочих совещание и конференций, готовит справочники о передовом опыте в области ПИИ и распространяет информацию.
34. ОЭСР, в частности, намерена передавать странам с переходной экономикой опыт и знания, накопленные в прошлом. Важным направлением деятельности по достижению этой цели является распространение информации, способствующей оптимизации проводимой политики. Таким образом, основными прямыми получателями помощи ОЭСР являются правительства.
35. К наиболее примечательным мероприятиям ОЭСР по поощрению инвестиций можно отнести проведенные ею обзоры инвестиционной политики по Монголии и Туркменистану. Оба обзора будут опубликованы весной 2000 года. Практически в то же время будет издан справочник ОЭСР для организаций, занимающихся стимулированием инвестиций.
36. В числе основных проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ОЭСР, можно назвать нехватку ресурсов и отсутствие во многих странах, получающих помощь, должного понимания связи между поощрением инвестиций и инвестиционной политикой.
37. К крупным получателям помощи ОЭСР относятся такие страны с переходной экономикой, как Латвия, Литва и Эстония, а также страны юго-восточной Европы (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Румыния и Хорватия).
38. ОЭСР координирует свою деятельность по поощрению инвестиций с другими международными и двусторонними организациями, такими как ЕБРР, МАГИ и ЮСАИД.
39. В будущем ОЭСР намерена укрепить диалог с частным сектором по вопросам разработки политики. Кроме того, предполагается также приступить к разработке политики и стратегий по "внедрению" ПИИ в экономику отдельных стран и региона в целом.
V. КОНФЕРЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО

ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ


40. Деятельность Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) в странах с переходной экономикой связана с заинтересованностью стран в практических мероприятиях по поощрению ПИИ. Она включает в себя содействие осуществлению проектов и организацию конференций по вопросам ПИИ. ЮНКТАД считает абсолютно необходимыми также мероприятия по улучшению в странах региона политико-экономических условий для ПИИ (т.е. мероприятия стратегического характера).
41. Основной областью деятельности ЮНКТАД по поощрению ПИИ является обмен информацией. Главным достижением в этой области она считает создание информационной сети при поддержке Всемирной ассоциации агентств по поощрению инвестиций (ВААПИ). Эта сеть была создана под эгидой ЮНКТАД в 104 странах. Ассоциация является некоммерческой организацией, открытой для участия всех учреждений, главная задача которых состоит в стимулировании направления ПИИ в какую-либо страну или территорию. Цели ВААПИ заключаются в следующем:


  • налаживание и улучшение взаимопонимания и сотрудничества между агентствами по поощрению инвестиций (АПИ);




  • активизация обмена информацией между АПИ;




  • обмен опытом между странами и регионами в области привлечения ПИИ;




  • оказание содействия АПИ в получении доступа к технической помощи и программам подготовки кадров;




  • облегчение доступа к финансовым средствам и иной помощи;




  • оказание содействия АПИ в консультировании правительств своих стран по вопросам разработки эффективной политики и стратегий в области поощрения ПИИ.

42. Программа ВААПИ предусматривает проведение рабочих совещаний и конференций. Она обеспечивает также работу дискуссионного форума в Интернете, публикует информационные бюллетени, ежегодный доклад и справочник, содержащий информацию о ее членах. ЮНКТАД сотрудничает с другими международными организациями, такими, как КСИИ, ОЭСР, МАГИ и ЮНИДО в рамках консультативного комитета, который представляет ВААПИ рекомендации по программам поддержки для входящих в Ассоциацию агентств.


43. ЮНКТАД предоставляет также государствам-членам помощь общего характера. Она включает в себя консультирование, организацию рабочих совещаний и конференций, подготовку справочников по ПИИ, распространение информации и проведение обзоров инвестиционной политики. Задача состоит в расширении возможностей стран в деле привлечения ПИИ. Основными прямыми получателями помощи ЮНКТАД являются правительства. В качестве наиболее наглядных примеров можно привести такие страны с переходной экономикой, как Азербайджан, Беларусь, Грузия, Россия и Узбекистан. Одним из препятствий, с которыми ЮНКТАД сталкивается в своей деятельности в области ПИИ, является нехватка средств для оказания технической помощи. На ЮНКТАД X было вновь заявлено о приоритетном значении для этой организации наименее развитых стран, но при наличии ресурсов ЮНКТАД планирует предоставлять свои консультативные услуги и странам с переходной экономикой.
VI. ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
44. Европейский банк реконструкции и развития (ЕББР) был учрежден в 1991 году. Он был создан для поддержки переходного процесса, ведущего к созданию открытой рыночной экономики и для поощрения частной и предпринимательской инициативы в странах центральной и восточной Европы и СНГ. При осуществлении своего мандата ЕБРР поощряет инвестиции частного сектора посредством использования разнообразных долговых инструментов и прямого участия в акционерном капитале.
45. Стимулирование ПИИ играет крайне важную роль в стратегическом подходе ЕБРР к переходному процессу. Банк является крупнейшим инвестором в центральной и восточной Европе и на пространстве бывшего Советского Союза.
46. Основная деятельность ЕБРР состоит в финансировании проектов, которые способствуют продвижению переходного процесса в направлении создания рыночной экономики. Главное внимание ЕБРР уделяет развитию финансовых секторов, которые обслуживают потребности деловых кругов, в частности малых и средних предприятий (МСП). Особое внимание уделяется вопросам конкуренции, децентрализации и расширению ассортимента предоставляемых услуг.
47. ЕБРР содействует поддержке необходимых финансовых учреждений посредством инвестирования в них средств, профессиональной подготовки персонала и содействия распространению рациональной деловой практики. На операции в финансовом секторе направляется самая крупная доля финансовых средств Банка: на них приходится почти треть общего объема операций ЕБРР. Особое внимание ЕБРР уделяет организации новых компаний и развитию МСП. Банк стремится поддерживать МСП во всех странах, где он осуществляет свои операции, укреплять инфраструктуру финансового сектора, предназначенную для финансирования развития МСП, в частности на этапе создания предприятий, и улучшать условия для предпринимательской деятельности МСП. Хотя ЕБРР действует главным образом через финансовых посредников, поддержка МСП является и будет впредь оставаться важным аспектом всей деятельности Банка.
48. Еще одно важное направление деятельности ЕБРР связано с инфраструктурой. Банк стремится содействовать развитию предпринимательства, укреплять институциональную и нормативную базу, расширять круг источников финансирования и содействовать участию частного сектора в проектах в области инфраструктуры.
49. Кроме того, ЕБРР стремится поддерживать реструктуризацию потенциально жизнеспособных крупных предприятий и способствовать созданию здорового инвестиционного климата на основе эффективной нормативно-правовой базы, рациональных методов корпоративного управления, ограничения влияния бюрократического аппарата, решительной борьбы с коррупцией, справедливой и предсказуемой налоговой системы и прозрачной системы учета. Банк будет также и впредь придерживаться активного подхода к осуществлению инвестиций в приобретение акций.
50. Наконец, что не менее важно, ЕБРР поощряет ПИИ путем распространения подробной информации о странах региона в публикуемом им издании Transition Report, в двух специальных журналах и посредством участия в открытых семинарах.
51. Основное внимание в своей деятельности ЕБРР уделяет частному сектору. В соглашении об учреждении Банка было предусмотрено, что на проекты в государственном секторе не должно приходиться более 40% общего объема инвестиций Банка. Партнерами ЕБРР в инвестициях частного сектора являются в основном иностранные стратегические инвесторы. Они вносят неоценимый вклад с точки зрения внедрения новых технологий, методов управления и навыков маркетинга, а также обеспечения доступа к международной сети потребителей.
52. Помимо предоставления финансовых средств иностранным инвесторам ЕБРР содействует росту ПИИ и иными способами. Он выступает в качестве посредника между иностранными инвесторами и их партнерами в соответствующих странах, например центральными правительствами и местными органами власти. Кроме того, он оказывает техническую помощь регламентирующим органам, которая финансируется за счет грантов доноров. Группа ЕБРР по правовым аспектам переходного периода предоставляет также подробные консультации и рекомендации по вопросам разработки торгового законодательства.
53. Хотя в фокусе внимания ЕБРР и находится частный сектор, он поддерживает также диалог по вопросам политики с правительствами стран региона в целях содействия созданию более благоприятных условий для внутренних инвестиций и ПИИ. Банк активно участвует в работе нескольких национальных советов иностранных инвесторов, которые играют роль дискуссионных форумов, где инвесторы предлагают новые идеи и высказывают критические замечания по вопросам, связанным с ПИИ.
54. Основные проблемы, с которыми сталкивается ЕБРР, связаны также с серьезными препятствиями на пути развития МСП и включают в себя подрывающие конкуренцию практику и коррупцию, за которыми следуют налоги и неоправданная или чрезмерная зарегулированность.
55. К приоритетам ЕБРР в следующем десятилетии относятся следующие задачи: содействие проведению политики поощрения и защиты конкуренции, которая направлена на уменьшение барьеров для создания новых предприятий; а также принятие мер по борьбе с коррупцией и преступностью.
56. ЕБРР координирует свою деятельность по поощрению инвестиций с другими международными организациями. Международные финансовые учреждения играют важную роль в деятельности ЕБРР по совместному финансированию. Банк поддерживает особенно тесные контакты с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), МФК, Исламским банком развития, Всемирным банком и Целевым фондом Всемирного банка для Боснии и Герцеговины. Одним из акционеров ЕБРР является Европейская комиссия. Основной областью прямого сотрудничества между ЕБРР и Европейской комиссией являются совместные инвестиции.
VII. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
57. В то время как все международные организации, о которых говорится в настоящем документе, осуществляют оперативные мероприятия, непосредственно связанные с поощрением ПИИ, Всемирная торговая организация (ВТО) является форумом, занимающимся обеспечением соблюдения юридически обязательных норм и организацией дальнейших переговоров с целью расширения сферы действия этих норм. В этой связи ВТО не предоставляет технической помощи и не осуществляет консультативной деятельности в области ПИИ. Тем не менее следует отметить, что в соглашениях ВТО имеются положения, касающиеся ПИИ, особенно в соглашениях о торговле услугами (ГАТС), правах интеллектуальной собственности (ТАПИС) и связанных с торговлей инвестиционных мерах (СТИМ). Таким образом, членство в ВТО оказывает влияние на инвестиционный климат в стране. В этой связи можно отметить, что многие страны с переходной экономикой в настоящее время ведут переговоры об условиях своего присоединения к ВТО.
58. На первой Конференции ВТО на уровне министров, состоявшейся в декабре 1996 года, была создана Рабочая группа по взаимосвязи между торговлей и инвестициями. В задачу Рабочей группы входит проведение аналитической работы по целому ряду вопросов, касающихся взаимосвязи между ПИИ и многосторонней торговой системой. Недавно были подготовлены предложения в отношении начала переговоров в ВТО в целях разработки многостороннего свода норм, касающихся ПИИ.
VIII. КОМИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО

ПРАВУ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ


59. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций; она была учреждена в 1966 году с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С момента своего создания ЮНСИТРАЛ подготовила целый ряд конвенций, типовых законов и других документов, которые касаются материальных норм права, регулирующих торговые сделки или иные аспекты коммерческого права, оказывающие влияние на международную торговлю и инвестиции.
60. Особое значение для ПИИ имеет руководство по законодательным аспектам осуществления финансируемых частным сектором проектов в области инфраструктуры, над подготовкой которого в настоящее время работает ЮНСИТРАЛ. В руководство будут включены рекомендации по законодательным аспектам, предназначенные для государств, заинтересованных в поощрении притоков частных инвестиций в инфраструктуру, и исполнительные и законодательные органы государств смогут использовать его в качестве справочного материала при подготовке новых законов или при юридической экспертизе действующих законов и норм. В этом плане руководство будет служить подспорьем при определении областей права, имеющих, как правило, наиболее прямое отношение к инвестициям частного капитала в государственные проекты в области инфраструктуры, и в нем буде анализироваться содержание законов, благоприятствующих привлечению частного отечественного и иностранного капитала. Другие соответствующие правовые документы предназначены для обеспечения благоприятных правовых принципов урегулирования торговых споров (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже) или для использования частными компаниями в ходе разбирательств с целью урегулирования споров, связанных с коммерческими отношениями между ними (Правила арбитража ЮНСИТРАЛ, Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, Комментарий ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства), для совершенствования национальной системы государственных закупок (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров, работ и услуг) или для содействия использованию современных средств связи в коммерческих операциях (Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле).
IX. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
61. Европейский союз (ЕС) – это, безусловно, главный источник ПИИ для стран центральной и восточной Европы. Основными получателями помощи ЕС являются государства – кандидаты на вступление в него: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чешская Республика и Эстония (далее именуемые "странами-кандидатами"). ЕС прекрасно осознает важное значение ПИИ в переходный период и на этапе подготовки к вступлению в европейские структуры и поэтому различными способами поддерживает ПИИ.
62. В центральной и восточной Европе государства - члены ЕС финансируют многочисленные инициативы с использованием богатого инструментария мер. К ним относятся двусторонние соглашения о поощрении ПИИ и меры по устранению двойного налогообложения.
63. ЕС помог создать и наладить работу органов по поощрению ПИИ в странах центральной и восточной Европы. Ввиду отсутствия в этих странах опыта в деле постановки задач и определения приоритетных отраслей для привлечения ПИИ ЕС оказывает помощь в разработке соответствующих стратегий и оперативных основ политики.
64. Европейская комиссия стремится координировать свою деятельность по поощрению ПИИ с другими двусторонними или многосторонними донорами и инвесторами. В этой связи в 1998 году Комиссия подписала Меморандум о договоренности со Всемирным банком и ЕБРР. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) также является одной из сторон Меморандума. Для приведения своего законодательства в соответствие со всем комплексом действующих правовых норм Сообщества (acquis communautaire) странам-кандидатам из центральной и восточной Европы потребуются значительные инвестиции. Процесс подготовки к присоединению будет реально способствовать мобилизации средств различных международных финансовых учреждений. Именно на этом построено соглашение, разработанное Европейской комиссией с ЕБРР и Всемирным банком в целях укрепления сотрудничества и содействия совместному финансированию.
65. Для вступления в ЕС страна – потенциальный кандидат должна соответствовать трем "копенгагенским критериям", т.е. иметь:
· демократическое правительство, придерживающееся принципов верховенства закона и обеспечивающее защиту меньшинств;
· функционирующую рыночную экономику;
· способность выдерживать конкурентное давление в связи с членством в ЕС.
Есть еще одно условие. Государственные органы страны-кандидата должны быть способны обеспечить выполнение и строгое соблюдение законодательства ЕС, т.е. acquis communautaire.
66. В настоящее время ЕС в странах-кандидатах направляет финансовые средства в первую очередь на расширение инвестиций в инфраструктуру (70% средств, главным образом на проекты в области транспорта, окружающей среды и модернизации промышленности) и институциональное развитие (30% средств) в интересах улучшения управления на государственном, полугосударственном и региональном уровнях. В рамках программы PHARE предоставлялась помощь на сумму приблизительно 1 млрд. евро в год, и проведенные исследования показали, что вложение каждого евро обеспечивает привлечение новых инвестиций на сумму приблизительно 5-8 евро, будь то из других официальных источников или в виде частных инвестиций.
67. Основными получателями помощи Европейской комиссии являются правительства, но зачастую она предоставляется в виде средств, которые затем выделяются в виде займов (т.е. ссуживаются правительственными учреждениями) частному сектору.
a. Программа PHARE
68. Осуществление программы PHARE началось в 1989 году. Этот финансовый механизм ЕС предназначен для поддержки переходного процесса в странах центральной и восточной Европы. В ее задачу входит также содействие притоку ПИИ из стран ЕС. Значительная доля средств программы используется на цели оказания технической помощи в интересах укрепления демократии и содействия в осуществлении политики переходного периода (поддержка институциональной реформы).
69. В последние годы при оказании помощи основное внимание стало уделяться, в частности, принятию законодательных и административных мер, направленных на развитие и обеспечение функционирования рыночной экономики, а также на поощрение ПИИ. До настоящего времени средства программы PHARE направлялись главным образом на поддержку развития инфраструктуры и частного сектора.
70. В рамках программы PHARE предоставляется помощь всем странам-кандидатам. При этом не проводится различия между кандидатами из "Люксембургской группы" (Венгрией, Польшей, Словенией, Чешской Республикой и Эстонией) и кандидатами из "Хельсинкской группы" (Болгарией, Латвией, Литвой, Румынией и Словакией)
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница