О системном кризисе в стратегическом исследовании недр и обеспечении минерально-сырьевой безопасности страны




Скачать 257.62 Kb.
Дата07.05.2016
Размер257.62 Kb.


Козловский Е.А.,

Вице-президент РАЕН,

Почётный президент АГО,

член Высшего горного совета России



О системном кризисе в стратегическом исследовании недр и обеспечении минерально-сырьевой безопасности страны
Минерально-сырьевой комплекс (МСК) страны, как известно, является ключевым в экономике нашей страны и играет определяющую роль в перспективе её развития.

Предметом нашего намечаемого Обращения к Президенту РФ В.В. Путину является положение, сложившееся в минерально-сырьевом комплексе (МСК) России – определяющей составляющей на современном этапе её развития. Минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х годов и обладающий более высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии. Тем не менее, он продолжает сохранять фундаментальное значение для народного хозяйства, сдерживая его от еще более глубокого кризиса.

Об этом неоднократно в своих обращениях в правительство и на имя Президента РФ говорили опытные руководители отраслей промышленности СССР (Байбаков Н.К. и др., обращение к Вам от 16.02.04.), б. министр геологии СССР профессор Козловский Е.А., в обращении к Президенту Медведеву Д.А. от 08.07.08.), в письме в Совет безопасности РФ (обращение «О минерально-сырьевой безопасности России» от 12.02.08.) и др.

I. К истории вопроса. Следует отметить, что специалистами с воодушевлением было воспринято решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в сфере экономики ещё от 28 марта 2001 г. «О сырьевой безопасности России в XXI веке». Это решение объективно оценивало положение в отрасли и намечало ряд подлежащих решению проблем и принципиальных вопросов. К сожалению, конкретных действий по поднятым вопросам в дальнейшем не последовало!

Важность неотложного решения проблем развития минерально-сырьевого комплекса России неоднократно подчёркивалась на всех уровнях государственной власти, включая Государственную Думу, Совет Федерации, на различных форумах научной общественности.

В феврале 2001 г. была сформирована рабочая группа президиума Госсовета РФ по вопросам совершенствования государственной политики в области недропользования (природопользования). На заседании президиума Госсовета РФ 26.02.2002 г. был представлен доклад рабочей группы и внесены на рассмотрение «Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования». В дальнейшем в правительстве М. Касьянова (Распоряжение правительства РФ № 494р от 21.04.03.) они были «препарированы» настолько, что с практической точки зрения интереса не представляли.

Учитывая это, по просьбе аппарата Совета Безопасности профессором Козловским Е.А. была передана записка «О положении в минерально-сырьевом комплексе России в свете национальной безопасности» (представлена Е. Наздратенко 04.09.03.).

Обеспокоенные тем, что проблемы не решаются, и обстановка в МСК обостряется, ряд крупных специалистов обратились к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с письмом от 16.02.04. Как им представлялось, подписавшие это письмо крупные специалисты должны были рассчитывать на внимание и получить обстоятельный ответ. Этого не произошло: кому-то не хотелось поднимать злободневные проблемы и аппарат «замял» поднятые вопросы! Обстановка вместе с тем продолжала обостряться!

II. Тенденции МСК в мире. Основные тенденции развития минерально-сырьевого комплекса (МСК) в условиях глобализации можно свести к следующему:

- Развитие мировой экономики сопровождается прогрессирующим увеличением объёмов потребления минерально-сырьевых ресурсов. За последние 40 лет использовано 80-85% нефти и газа от общего объёма их добычи за весь исторический период. Объём использования других видов минерального сырья за эти годы вырос примерно в 3-5 раз. Промышленно развитые страны, в которых проживает 16% населения земного шара, добывают в стоимостном выражении около 35%, а потребляют более 55% в мире минерального сырья.

- Минерально-сырьевые ресурсы, особенно топливно-энергетические, активно участвуют в формировании экономик всех государств, причастных к их использованию, а в некоторых государствах, таких, как Россия и др., являются основополагающими в хозяйственной и экономической деятельности.

- В настоящее время из недр извлекается более 200 видов полезных ископаемых, наиболее высокими темпами добычи/производства характеризуются нефть, газ, бокситы, медь, никель и др. За последнее десятилетие добыча нефти увеличилась в 1,1 раза, газа – в 1,4, урана – в 1,6, марганцевой руды – в 2,5, кобальта – в 2,3, вольфрама – в 2,5 раза и т.д.

- Вместе с тем, количество подтверждённых запасов за последние 20 лет не только не уменьшилось, а напротив, значительно возросло: нефти в 1,7 раза, газа – в 1,4, марганцевой руды - в 1,6, меди – в 1,4, никеля – в 1,5, фосфатов – в 4,6 раза и т.д.

- Обеспеченность текущих уровней мировой добычи большинства видов полезных ископаемых только подтверждёнными запасами находится на достаточно высоком уровне (крат): нефти - 63, газа – 63, бокситов – 125, хромовых руд – 152, МПГ – 163, фосфатов – более 300, золота – 23 и т.д.

- Мировой рынок в настоящее время практически насыщен всеми видами минерального сырья. В этих условиях крупнейшие мировые продуценты из индустриальных стран, способные влиять на торговую политику своих государств, не заинтересованы в появлении новых продавцов, предлагающих сырьё по низким ценам.

- Добыча и переработка минерального сырья всегда являлись рискованной сферой вложения капитала с длительным сроком окупаемости. В условиях жёсткой конкуренции и падения цен транснациональные корпорации стремятся минимизировать риск и осваивать месторождения в государствах с предсказуемой экономикой и стабильным политическим положением.

- Большинство развитых индустриальных государств, руководствуясь разными соображениями и используя различные способы воздействия, постепенно вытесняют со своих территорий предприятия по добыче и переработке, ориентируясь на импорт сырьевых продуктов из других стран. Австралия, ЮАР и, в меньшей степени, Канада являются пока исключением из этого правила.

- Всё большее число стран «третьего мира» берёт курс на развитие сырьевых отраслей промышленности за счёт средств иностранных инвесторов. Это обстоятельство с одной стороны, предоставляет крупным корпорациям возможность выбора объектов для инвестирования, а с другой – ведёт к постепенному снижению мировых цен на большинство видов сырьевой продукции (главным образом, за счёт экономии на оплате труда).

- Конъюнктура мирового рынка объектов недропользования складывается в последние годы таким образом, что востребованными являются лишь месторождения нефти и газа, цветных и благородных металлов, алмазов и урана. Месторождения иных видов минерального сырья менее привлекательны для потенциальных инвесторов, поскольку уже имеющаяся ресурсная база позволяет обеспечить потребности мировой промышленности на десятилетия вперёд.

- Технологическая революция, затронувшая также сферу добычи и переработки минерального сырья, приводит к существенным изменениям в структуре мирового минерально-сырьевого комплекса. Так, высокорентабельной может стать разработка некоторых типов месторождений, которые еще два десятилетия назад считались непригодными для эксплуатации.

-  В последние годы в нашу жизнь входит понятие глобализации, при этом речь идёт о специфическом проекте – попытке утверждения «Нового мирового порядка». Первая практическая задача глобализации рынка – передача минеральных ресурсов под контроль «первого мира» и устранение национальных экономических границ.

Таким образом, идеологи глобализации достаточно «специфически» подходят к концепции государства и перестройке системы международного права.



III. Россия и МСК. Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в условиях расширенного воспроизводства и притягательной силой для международного сотрудничества и, к сожалению, фактов агрессии. Особенность природно-ресурсного потенциала России – его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет минерально-сырьевой перспективы такого объёма и спектра – от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых.

- Минерально-сырьевой комплекс страны в экономике занимает ведущее место: около 40% фондов промышленных предприятий и 13% балансовой стоимости основных фондов экономики России сосредоточено именно в сфере недропользования. При этом добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается 30% ВВП и около 50% объёма экспорта. За счёт экспорта минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивается около 80% валютных поступлений страны.

- По добыче нефти и газа, производству стали и чугуна, первичного алюминия, рафинированной меди, никеля, цинка, титана Россия занимает одно из ведущих мест в мире, обеспечивая по большинству из них не только свои внутренние потребности, но и поставляя значительное их количество на внешний рынок. Такие виды полезных ископаемых, как нефть, газ, уголь, железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийные соли, асбест обладают прочной и достаточно освоенной минерально-сырьевой базой и развитыми горнодобывающими и перерабатывающими мощностями. Менее заметную роль Россия играет в мировом производстве марганцевого и хромового сырья, свинца, олова, вольфрамовых и молибденовых концентратов.

- В последние годы влияние России на состояние мирового рынка нефти, газа, чёрных и цветных металлов заметно усилилось. Общий экономический кризис и спад промышленного производства, вызванные «глубоким реформированием» экономики и переходом к рыночным отношениям, привели к резкому падению внутреннего спроса практически по всем видам минерально-сырьевой продукции. Так в последние десятилетия внутреннее потребление алюминия первичного снизилось в 3 раза, меди рафинированной – в 3,4 раза, свинца – в 3,3 раза, цинка – в 2,7 раза, никеля – в 5,7 раза, олова – в 4,2 раза, вольфрамовых и молибденовых концентратов – соответственно в 8,4 и 6,4 раза. Эта же тенденция сохраняется.

Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено, главным образом, глубоким спадом производства в основных отраслях – потребителях, таких как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления этих металлов. Значительно снизилось потребление в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении, что связано с насыщением внутреннего рынка более качественной импортной продукцией этих отраслей.

- Россия унаследовала от СССР положение самой обеспеченной страны минерально-сырьевыми ресурсами. Доля России в мировых запасах нефти составляет 13%, газа – 32, угля – 11, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа от 10 до 36% и т.д. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 28,5 трлн долл. США.

- После развала Советского Союза проблема самообеспечения минеральным сырьем встала и перед Россией: по 21 его виду образовался или почти полный (марганец, хром, стронций, ртуть, цирконий и др.), или весьма значительный (свинец и цинк, флюорит, барит, каолин и др.) дефицит. В связи с этим перед РФ со всей остротой возникала дилемма: или интенсифицировать поиски собственных источников недостающих видов полезных ископаемых, или же (учитывая намечающееся вхождение в мировой рынок) ориентироваться на импорт дефицитного сырья из стран ближнего и дальнего зарубежья, развивая одновременно экспорт альтернативных его видов и продуктов переработки.

К сожалению, в последние годы минерально-сырьевая база России целенаправленно разваливалась: добыча полезных ископаемых не компенсируется их приростом по ряду видов сырья. Разведанные запасы большинства полезных ископаемых значительно уменьшились. Доля так называемых активных запасов от количества разведанных на 01.01.1997 г. составляет по железным рудам, меди, свинцу, цинку – 69-78%; никелю, бокситам, титану, апатитам – 60-68%; урану, олову, вольфраму, молибдену – 29-50%; фосфоритам – 25%; калийным солям – 90% и т.д.

Следует трезво взглянуть на положение дел в нефтегазовом секторе: резко ухудшилась структура разведанных запасов нефти. Доля активных (высокопродуктивных) запасов нефти в балансе составляет около 45%, а доля низкорентабельных запасов возросла до 55%. Свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. Продолжается многолетняя негативная тенденция снижения проектной нефтеотдачи.

Резкое сокращение внутреннего рынка заставило российских продуцентов расширять позиции на внешних рынках. За рубежи России вывозится 41-45% добываемой в стране нефти и 30-35% производимых нефтепродуктов, 30-33% газа, а по алюминию, никелю, меди, металлам платиновой группы и алмазам Россия занимает ведущее место среди стран-экспортёров, оказывая значительное влияние на конъюнктуру мирового рынка.

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в годы перестройки, негативно влияет на развитие экономики России, в частности:

- возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа;

- гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования;

- экспорт стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождался эффективным использованием валютных поступлений в промышленном секторе экономики;

- рост объемов поставок продукции минерально-сырьевого комплекса на мировой рынок повлек за собой падение мировых цен на эту продукцию и, как следствие этого, снижение доходности экспортных операций;

- наконец, развивается сырьевая ориентация экспорта, и это усиливает зависимость социально-экономического положения России от цен мирового рынка и дискриминационных действий в отношении российских компаний-продуцентов;

в целом, за истёкшие годы мировые инвестиционные потоки, направляемые в минерально-сырьевой комплекс, почти миновали Россию. За этот период за рубежом только в новые горно-рудные проекты по добыче золота, меди, свинца и цинка вложено около 7 млрд. долл., в России – не более 20 млн. долл. Иначе говоря, оцениваемая в треть от мировой минерально-сырьевая база России привлекла не более 0,3% мировых инвестиций. А это призывает к глубокому анализу прошедших лет!

- Необходимо отметить, что 3% мировых затрат на геолого-разведочные работы на твёрдые полезные ископаемые - это слишком мало для России. Имея территорию, составляющую 10-11% площади земной суши, наша страна должна тратить на эти цели, как минимум, 1,8-1,9 млрд долл., или 60 млрд р. в год. Столь отчётливая диспропорция свидетельствует о том, что организация геологоразведочных процессов у нас в стране всё ещё далека от идеала.

- Следовало бы обратить внимание на некоторые тенденции появившиеся в минерально-сырьевом комплексе мира. Если в 1990 г. по уровню внутренних затрат на науку Россия находилась на уровне, сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время РФ сопоставима со странами с низким научным потенциалом (Испания, Португалия, Венгрия, Польша). По абсолютным затратам на науку Россия более чем в 7 раз уступает Японии и в 20 раз - США.

По самым различным оценкам, Россия занимает лидирующие позиции или имеет разработки мирового уровня только по трети из 34 важнейших технологических направлений. При этом до коммерческого использования доведены лишь 16% технологий, из них только половина – технологии, соответствующие мировому уровню. В экономике сформировался значительный разрыв между созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве.



- Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбывание добывающих мощностей, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики страны. До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова.

Нам представляется, что вышеизложенное является результатом провала минерально-сырьевой политики правительства в области минерального сырья и недропользования и крайне неудовлетворительным состоянием законодательной базы. Так, ликвидация отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой правительства.



Следует признаться, что новые законодательные и правовые акты недропользования не обеспечили благоприятных условий ни для нормальной работы действующих предприятий, ориентированных на добычу минерального сырья, ни для освоения открытых ранее месторождений, ни для проведения геологоразведочных работ для повышения уровня прироста запасов.

Кстати, значительный прирост запасов по различным видам полезных ископаемых был обеспечен в советское время опережающими геологическими исследованиями. Сейчас в России практически исчерпан поисковый задел, являющийся единственной научной основой для последующего наращивания разведанных запасов. Зарубежный подход к решению проблем воспроизводства МСБ характеризуется долевым участием государства в финансировании программ поисковых и даже геологоразведочных работ. Такой долевой вклад в разных странах составляет: в Австралии – 30-40%, Великобритании – 33-35%, Канаде – 38-40%, США – 50-50%, Японии – 75-80%. Восстановление роли государства в вопросах финансирования – это настоятельная необходимость, обдуманная среди учёных акция, которая, к сожалению, еще не получила признания в России.

Таким образом, минерально-сырьевой комплекс России, созданный до начала 90-х годов и обладающий высокой устойчивостью в условиях реформирования, оказался в критическом состоянии. Нынешнее сокращение минерально-сырьевой базы – это результат развала государственной геологической службы, повлёкшего за собой снижение объёмов геологоразведочных работ и объёмов финансирования.

В целом, оценка минерально-сырьевой базы ископаемых вызывает тревогу по следующим причинам:

1. Для России, как и СССР, важную роль играет общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период перестройки геологоразведочные работы сократились в три раза, в результате чего прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых.

В СССР была создана мощная система исследования недр и обеспечения прироста запасов: она включала 50 научно-исследовательских институтов, 60 научно-производственных (в том числе территориальных) организаций, 30 заводов по выпуску геофизического, бурового и др. оборудования. Это обеспечило опережающее исследование недр и чёткую ориентацию организации на открытие необходимых полезных ископаемых.

2. Одной из главных причин тяжёлого состояния отрасли является то, что в период перестройки произошло резкое снижение научного уровня обеспечения поиска, материальная база геологии подорвана, распались многие региональные геологические организации, потерян уровень кадровой подготовки, многие организации непродуманно переориентированы и, как результат, снизился уровень кадровой квалификации. Именно это привело к тому, что в последние 20 с лишним лет воспроизводство запасов резко отстаёт от уровней добычи. Но, главное, - снизилось обеспечение перспективы!

3. Из-за резкого снижения объёмов геологоразведочных работ уровни добычи полезных ископаемых не компенсируются приростом запа­сов, обострилась проблема восполнения запасов на добывающих предприятиях в основных горнопромышленных районах страны. А это, как известно, не может не повлиять на базовые отрасли экономики страны и её экономическую безопасность. Минерально-сырьевая база по большинству полезных ископаемых за последние десятилетия уменьшилась, особенно это касается олова и свинца, запасы которых снизились соответственно на 50 и 30%. При этом уменьшение сырьевой базы произошло, несмотря на то, что объёмы добычи по сравнению с 1990 г. снизились по всем полезным ископаемым значительно (по олову – почти на 90%, вольфраму – на 80%, по свинцу – на 60%). Эти факты свидетельствуют о том, что поисковые и разведочные работы проводятся крайне низкими темпами, что в итоге может привести к полному истощению разведанных запасов действующих предприятий.

4. Приватизация предприятий в геологии в последние годы шла непродуманно и в ущерб государственным интересам. По оценкам, из 650 полевых предприятий приватизировано 300, при этом многие из них были акционированы по частям и изменили профиль своей деятельности.

Следует иметь в виду, что, во-первых, акционирование и приватизация как переход форм собственности соответственно к коллективной или к частной, так же как и национализация (переход от частной к государственной собственности) в экономической теории и практике капиталистических стран решались в зависимости от эффективности для экономики различных форм собственности и особенностей объектов собственности. Геология имеет достаточно выраженную научную фундаментальность и государственную значимость, её результатами пользуются совместно многие отрасли. Геологоразведочные работы, в свою очередь, имеют научно-производственный характер. Поэтому для организаций, выполняющих исследования стратегического характера, целесообразно иметь государственную форму собственности или акционерную с контрольным пакетом у государства.



Во-вторых, правительство должно с вниманием отнестись к создававшейся в течение 300 лет системе исследования недр. Она выстрадана в ряде непродуманных реформации. В советское время, не глядя на громоздкость системы Министерства геологии СССР, она была строго целенаправленна на открытие месторождений и обеспечивала перспективу развития всего горно-промышленного комплекса.

В-третьих, преобразования, акционирование, приватизация должны вестись при ясности цели и компетентно. Этого, к сожалению, нет! Действия Росимущества не поддаются объяснению! По какому принципу идет акционирование и приватизация геологических организаций? Почему первоначально не была рассмотрена принципиальная схема управления исследованиями недр, обеспечивающая перспективу развития экономики и безопасность страны?

5. Всё это привело к тому, что объёмы добычи полезных ископаемых в России за этот же период существенно снизились: газа, никеля, цинка, железных руд — на 7-17%, нефти, угля, урана, меди, бокситов, платиноидов, калийных солей — на 20-35%, хромовых руд, свинца, олова, молибдена, сурьмы, ниобия, золота, серебра, апатитов - на 40-60%, вольфрама, титана, фосфоритов, плавикового шпата - в 3 и более раза.

6. Особо следует отметить роль экспорта в экономике страны. За рубежи России вывозится 45% и 33% добываемых в стране нефти и газа, 34% нефтепродуктов, 90% меди, до 97% никеля, до 99% алюминия от общего объёма производимых в стране этих важнейших видов минерально-сырьевой продукции. Значительная часть продукции экспортируется в сыром виде (товарная руда, концентраты) без высокой переработки её внутри страны. Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в последние годы, негативно влияет на развитие экономики России, в частности, возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, всё более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа.

7. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей до и после


2010 г.
, катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 гг. произойдёт серьёзное снижение уровня разведанных запасов нефти, газа и свинца, почти трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова и т.д.

8. Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за последние годы геологоразведочные работы сократились в три раза.

При разработке стратегии развития минерально-сырьевой базы следует учитывать временной фактор, как определяющий. Опыт освоения территорий России показывает, что для подготовки ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требует 10-15 лет при условии концентрации значительных средств. Современная ресурсная база даже в освоенных районах характеризуется сложной структурой, и при действующей налоговой системе не менее 50% подготовленных запасов оказываются нерентабельными для промышленного освоения.

Суммируя изложенное, следует констатировать:

- минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов, используется неэффективно;

- сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе производство-потребление-экспорт добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада;

- низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможное использование имеющейся минерально-сырьевой базы и требует дальнейшего реформирования;

- отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой национальной безопасности страны и ведёт к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.

IV. В целом, анализируя возможности экономического развития страны, необходимо особо отметить:

1. Как нам представляется, следует более глубоко оценивать внешнеполитические угрозы и тот «нажим», который проявляют страны Запада, лишенные стратегических запасов полезных ископаемых и не могущие обойтись без поставок, в частности, энергоресурсов из России. Отсюда и идея заключения многостороннего инвестиционно-торгового соглашения, в соответствии с которым России обещаны серьёзные инвестиции, а Запад получил бы широкий доступ к нашим энергетически ресурсам.

2. Идет концентрация мощностей, 500 транснациональных корпораций контролируют 3/4 торговли сырьевыми ресурсами и 4/5 торговли новейшими технологиями. Так называемые развитые страны (10—15 стран) стремятся закрепить существование двух основных типов экономик — постиндустриальной и сырьевой. Обстановка постоянно подогревается!

3. Для России актуальной проблемой остается: уточнение стратегии национальной безопасности России, создание комплексной программы развития производительных сил страны на длительную перспективу, в том числе и топливно-энергетического комплекса. Особое значение в этих условиях приобретает отношение к Энергетической хартии, в частности, учет геополитических, военно-стратегических, демографических и социально-экономических факторов и особенно наших проблем на Дальнем Востоке.

4. Следует помнить, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования, в связи с чем:


  •  для обеспечения эффективной, качественной и оперативной деятельности по исследованию недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны необходимо восстановление системы исследования недр, основанной на создании опорных баз по исследованию недр в минерально-сырьевых регионах, использованию существующих геологических организаций для выработки научно-обоснованных направлений геологоразведочных работ и выполнения конкретных целевых задач;

- одной из главных организационных задач должна являться реструктуризация и укрепление геологических организаций, формирование эффективного и конкурентно способного научно-производственного сектора отрасли. Стратегия формирования научно-производственного сектора должна предусматривать последовательное укрепление путем слияния и диверсификации деятельности существующих организаций.

5. Следует признать, что проведённая реформа управления народным хозяйством себя не оправдала. Она создала систему надуманных органов управления, которые не отвечают за конечный результат деятельности, породила тяжёлую форму бюрократизма и нижайшего уровня профессионализма.



V. Исходя из изложенного выше, мы предлагаем:

1. Реорганизовать деятельность геологической службы страны, перестроив систему управления процессом исследования недр. Следует понять, что нынешняя система управления исследованиями, когда «Роснедра» входят в состав Министерства природных ресурсов РФ, себя не оправдала. Она привела к снижению научно-практического потенциала геологии, потере серьёзного научного задела, развалу территориальных геологических организаций и производственно-технического обеспечения, потере квалифицированных кадров.

2. Чрезвычайно необходимо поднять уровень исследования недр, образовав «Государственный Комитет по геологии и недропользованию» (Министерство геологии и недропользования) на базе АО «Росгеологии» «Роснедр», частично МПР РФ, и других организаций геологического профиля, возложив на него:

- восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;

научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу (20,30, 50 лет);

анализ и оценку перспектив потребления экспорта, импорта минерального сырья и разработку предложений по покрытию дефицита, включая исследование недр в других государствах, представляющих интерес с точки зрения наших интересов по дефицитным видам минерального сырья;

разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;

- разработку приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и материалам в других регионах и странах, выработку политических и экономических предложений для проведения в жизнь поставленных задач;

отработку стратегических и тактических лагов государства, исходя из главной задачи – поступления в страну минерального сырья, особенно стратегически важного;

анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов на соответствие их стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию;

контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса и т. д.;

обеспечение защиты геологических интересов России на мировом уровне и др.

3. Структурно-функциональная схема управления исследованием недр, воспроизводством минерально-сырьевой базы и недропользованием «Комитета (Министерства) по геологии и недропользованию» должна представлять вертикально интегрированную систему, включающую в себя отраслевые федеральные органы исполнительной власти (Комитет – региональный (территориальный) орган управления – производственные организации различных форм собственности) и научно-производственные предприятия и объединения, им подведомственные, в частности для:

- Создания научных программ по каждому виду полезного ископаемого с подробным научным обсуждением, обучением и кураторством - это один из важнейших шагов, оправдавших себя в «прошлой» жизни.

- Пересмотра концепции формирования федеральных программ, понимая, что новые подходы к их созданию требуют средства недропользователей, вкладываемые в воспроизводство минерально-сырьевой базы страны и изучение месторождений.

Одной из важнейших задач является повышение эффективности геологоразведочных и добычных работ, внедрение новых, современных технических средств и технологий, в том числе нанотехнологий. Следует помнить, что увеличение объёмов запасов нефти и газа на 1% за счёт повышения эффективности геофизических исследований сопоставим с годовым приростом добычи углеводородов. Это же касается и других.



Задача обеспечения устойчивого развития России в условиях глобализации требует незамедлительного осмысления места и роли минерально-сырьевой базы в этом процессе.

Следует иметь в виду, что по мере выработки месторождений полезных ископаемых в развитых государствах проблема явно будет обостряться. Страны, не обладающие природными ресурсами того или иного вида минерального сырья, не могут воспользоваться периодом благоприятной конъюнктуры мирового сырьевого рынка, в отличие от экспорта товаров глубокой переработки, где каждая стана имеет возможность наладить производство изделий, пользующихся постоянным спросом. Необходимо учитывать, что зарубежные запасы ряда высоколиквидных полезных ископаемых могут быть исчерпаны на 50% в ближайшей перспективе.

Естественно, и в первую очередь необходимо, скорректировать Концепцию безопасности России в соответствии с новыми условиями развития общества, исходя из последних политических событий, и выработать новые приоритеты национальной безопасности с учетом обеспечения страны стратегическим минеральным сырьем и продуктом их переработки; разработать современную систему принципов, приоритетных направлений по реализации социальных реформ, направленных на обеспечение качества жизни граждан России.

В этой связи необходимо определить, с одной стороны необходимые условия модернизации, т. е. те предпосылки, без которых перемены не осуществятся. С другой стороны, эти необходимые условия определяют параметры порядка процесса модернизации – те ключевые переменные, по которым можно судить о результате произошедших изменений. Об этом пишут многие системщики, выделяя качество законодательных основ.



Как представлялось, концепция нового «Закона о недрах» должна была бы включать следующее:

- закон обязан был определить исследование недр как предмет государственной политики с финансированием всего этого многогранного процесса;

- при подготовке проекта закона следовало бы исходить из главного – обеспечение экономической безопасности страны, в частности, научно-разработанных критериев, основу которых составляют: экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни; способность воспроизводить и обеспечивать своё население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоёв населения; способность сохранять стабильность экономики при различных дестабилизирующих воздействиях и т. п.;

- закон должен был вобрать в себя лучший отечественный и зарубежный опыт эксплуатации недр с учётом новейших технологий и экологической защиты. Он обязан был регламентировать такие экономические предпосылки, которые бы обеспечили государственную целесообразность изъятия минерального сырья и заинтересованность при этом организаций различных форм собственности;

- забота о будущих поколениях должна пройти через весь закон красной чертой.

Кроме этого, в законе следовало бы чётко определить отношение к вопросам, которые беспокоят предпринимателей и специалистов: законодательно гарантировать недропользователю право на разработку месторождений, открытых на условиях риска; ввести конкурсную форму выдачи лицензий на геологическое изучение недр; ввести дифференцированную плату за добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий и обеспечить правила передачи прав на недропользование, создав условия для развития вторичного рынка лицензий и др.

Очевидно, что многочисленные неудачные попытки разработать новую редакцию Федерального закона «О недрах», частая смена разработчиков новой редакции в лице федеральных органов исполнительной власти, десяток альтернативных версий законопроекта, неоднократные слушания в Федеральной палате связаны с отсутствием согласованной концепции.

Очевидно, что на фоне справедливых требований руководства страны по наведению порядка в сфере недропользования, принятие новой редакции закона «О недрах» воспринято разработчиками как некий политический заказ. Именно поэтому в качестве безусловного приоритета законопроект предусматривает формальный переход на гражданско-правовое регулирование отношений в недропользовании и практику широкого использования судебного регулирования конфликтов, возникающих между недропользователями и государством (федеральными органами исполнительной власти).

Только в связи со слабостью юридической конструкции законопроекта, его нормы изобилуют отсылками в судебные органы. Но из практики известно, что низкая эффективность действующего закона «О недрах» во многом обусловлена нормами отсылочного характера, предусматривающими выработку соответствующих механизмов на уровне подзаконных актов.

Возникает естественный вопрос: кому этот законопроект нужен и почему в течение ряда лет тратятся творческие силы на бездарный документ?! Не лучше ли начать с чистого листа, создав обстоятельную Концепцию законопроекта и открыть этим путь к Горному Кодексу – своду законов о горно-геологическом производстве по примеру наших предков. Если вчитаться в их текст, то возникает чувство, что мы стали мыслить плохо, не логично и не конструктивно. Можно было бы это простить, если бы не дело высокой государственной важности!

Прошло достаточно времени с начала «перестройки», а ясность по главным вопросам строительства государства так и не наступила.

Во-первых, какое Государство мы строим, какова его, политическая суть, чему мы посвящаем устремления народа, к чему мы его призываем?! К со­жалению, за последние годы мы не получили на этот вопрос ответа! Это тре­бует серьёзной философско-политической трактовки! И чем скорее это будет сделано, тем лучше! Последние экономические события в мире говорят о том, что эти вопросы следует решать быстро и основательно!

Во-вторых, разве можно серьёзно сегодня говорить о развитии Государства и общества, не имея прогнозных параметров развития по таким важ­нейшим показателям, как валовой внутренний продукт, социальная ориента­ция, пропорции развития промышленности и сельского хозяйства, энерго­вооружённость валового внутреннего продукта? Нет, потому как отсутству­ют серьёзные проработки на перспективу по экономическим проблемам - стратегии развития народного хозяйства!

Как следует из прогнозных построений, по большинству основных полезных ископаемых Россия в будущем может столкнуться с масштабной проблемой дефицита рентабельных запасов, если в ближайшее время не будут реализованы радикальные меры в сфере отечественной системы стратегического исследования недр, недропользования и создания эффективных экономических механизмов.

Стало очевидным, что одним из определяющих требований к стратегическому планированию как народного хозяйства, так и предприятия на современном кризисном этапе развития является не только планирование технико-экономических показателей эффективности управления ресурсами, но и разработка критериев и параметров многогранной экономической безопасности и т.п.

И всё же, подводя итог, особенно беспокоит перспектива развития нашего государства. Россия – страна, имеющая огромные природные ресурсы, совершившая идеологический и промышленный переворот в результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, выстоявшая в жуткой Великой Отечественной войне, в течение двадцати с лишним лет «ищет» свой путь развития, совершая многочисленные ошибки и непростительные промахи. Возникает вопрос: почему? В дополнение к тому, что сказано, надо добавить: нужна компетентная власть глубоко профессионально озабоченная судьбой народа, нужна как воздух объединяющая идея, которая призовёт народ подняться с колен и понять, что Россия у нас одна на всех!

Мы считаем, что эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности требует учёта последствий глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определения роли нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении – это первейшая задача Государства!

С уважением,

Е.А. Козловский

д.т.н., профессор






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница