«О роли профессиональных объединений страховщиков в совершенствовании законодательства»




Скачать 98.75 Kb.
Дата07.05.2016
Размер98.75 Kb.
10.11.2004

Новосибирск, СМАС



«О роли профессиональных объединений страховщиков в совершенствовании законодательства»

Данная тема на конференциях стоит в повестке дня впервые, хотя вопросы в такой постановке формулируются практически всегда, но уже в ходе обсуждения, дискуссии.

Прежде чем определить роль объединений страховщиков в законодательном процессе, давайте определимся, что есть профессиональное объединение, есть ли непрофессиональные, т.е. уточним классификацию.

Классификатора нет.

По факту мы имеем:


  1. – региональные страховые союзы (объединения, ассоциации);

  2. – межрегиональные;

  3. – общероссийские;

  4. – специализированные (профессиональные).

Строго говоря, они все – профессиональные объединения, если говорить о профессии – состоят из страховщиков, если говорить о виде деятельности – все страховые.

Мне кажется, что более уместна следующая классификация:



  1. отраслевой(ые) союз(ы), ассоциация(ии) –союз(ы), представляющие страхование как отрасль, сферу экономики;

  2. региональные и межрегиональные – союзы в рамках одного или нескольких субъектов РФ;

  3. специализированный(ые) союз(ы) – страховщики, занимающиеся определенным , конкретным видом(ами) страхования.

К 1-ой категории на сегодняшний день можно отнести ВСС и АСР (исходя из названия российский).

И, пожалуй, все.

Ко 2-ой, самой многочисленной, – СМАС, МАС, Дальневосточный, Южно-российский, Союз страховщиков Татарстана, Союз страховщиков Якутии, Вологодский союз страховщиков и т.д.

К 3-ей: - МСМС – специализация: медицинское страхование;



  • АСТЭК – специализация: страхование рисков предприятий топливно-энергетического комплекса;

  • РААКС – специализация: страхование авиационно-космических рисков;

  • РСА – специализация: – страхование ответственности владельцев транспортных средств.

Причем РСА создано и действует в силу известного ФЗ, где оно (объединение) получило наименование профессиональное.

В соответствии с проектом ФЗ «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» предполагается создание еще одного профессионального объединения страховщиков, члены которого будут заниматься конкретным видом страхования.

Проект ФЗ «Об ОМС» в числе одного из субъектов с определенными целями и задачами называет объединение медицинских страховщиков, т.е. снова профессиональное объединение.

С дальнейшим развитием страхового законодательства и страховых отношений возможно появление других, опять же(!), профессиональных объединений.



Безусловно, все они профессиональные, но все разные, объединяемые своими специфическими целями, задачами и функциями. А посему будем называть их специализированными, что правильнее.

С классификацией определились. Теперь можем перейти к определению роли объединений страховщиков в совершенствовании законодательства, причем ограничимся только российским.

Весьма сложно говорить о роли всех страховых объединений, число которых, по нашим данным на начало 2004 года составило 73 единицы. Кстати говоря, нового государственного реестра страховых объединений, который должен быть в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» пока нет, но ВСС уже подал соответствующее заявление в ФССН.

Тем не менее, можно с большой долей вероятности предположить, что количество объединений страховщиков в новом реестре будет много меньше. Число страховых организаций на рынке уменьшается, в связи с отзывом лицензий за неисполнение требований по увеличению уставного капитала, появятся новые требования к объединениям страховщиков. Так что сокращения числа страховых союзов – процесс объективный, и это дело времени.

В этой связи, выступая по данной теме, я буду говорить о работе по совершенствованию законодательства только во взаимодействии с семнадцатью объединениями страховщиков, входящих в ВСС. И это логично.

О механизме: каков он есть и какой должен быть.

Необходимо дополнение: любое из 73 объединений страховщиков имеет возможность и вправе самостоятельно готовить законы, и продвигать их, и добиваться принятия. Все объединения абсолютно самостоятельны, независимы и никто никому не подчиняется.

Будет ли достигнут результат при такой постановке вопроса? Когда каждый движется самостоятельно?! Ответить утвердительно сложно.

А вообще, что в области страхового законодательства было сделано за всю историю коммерческого страхования, и что мы собираемся совершенствовать?!

Мы имеем:



  1. Глава 48 «Страхование» ГК РФ.

  2. ФЗ «Об организации страхового дела в РФ».

  3. ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ».

  4. ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств».

По всем пунктам в разное время определял все ВСС.

Глава 48 была незыблема, пока. Сегодня первые изменения готовятся.

Закон о страховом деле неоднократно подвергался изменениям, последние из которых, вступившие в действие с 17.01.04 г., потрясли и трясут до сих пор страховой рынок России.

Напомню, что законопроект об изменениях и дополнениях был внесен Правительством России. В его обсуждении и подготовке поправок участвовали все, кому это было интересно, в т.ч. и ваша ассоциация!

Работа строилась следующим образом. Текст закона, поправки размещались на сайте ВСС, поступившие материалы от союзов и компаний направлялись в рабочую группу ВСС, состоящую сначала из 35 (лучших!) законотворцев-страховщиков, затем из 17-ти.

В работе группы участвовали представители профильного Комитета Государственной Думы и ДСН. Количественно страховщики преобладали.

Свои замечания и предложения прислали как страховые объединения, так и отдельные страховые компании, специалисты-эксперты, представители страховой науки и даже студенты Вузов.

В качестве примера – одна из московских страховых компаний прислала свои замечания на 48 листах.

Материалы и поправки обсуждались, писался и исправлялся текст закона, давались рекомендации Комитету. Затем рассмотрение: Экспертный совет Комитета, подкомитет по страхованию, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам и пленарное заседание ГосДумы.

В итоге мы получили то, что сегодня имеем.

В январе, когда очнулись после рождественских каникул, пришлось срочно вносить изменения в п.3 ст.13, где речь шла о невозможности перестрахования имущественных рисков, если страховщик занимался страхованием жизни. Проблему решили.

С июля другая новость – массовый отзыв лицензий за несоответствие требованиям и уставному капиталу. И …

Приходится снова вносить изменения для забывчивых, проспавших… или некомпетентных?

Будут и другие новости для таких страховщиков, при более внимательном прочтении текста закона. Но ведь мы его вместе писали, читали, секретом закон не был ни для кого. А может это как раз издержки коллективного творчества?!

Что-то не так в этом механизме. И в роли профессиональных объединений страховщиков в процессе законотворчества.

Другой пример, положительный: подготовка и принятие «автогражданки». От идеи до принятия – 10 лет. Наиболее активная фаза – 1,5 года.

Как удалось принять? Твердое решение и поддержка Президиума ВСС, в т.ч. финансовая, энергичный координатор от Президиума ВСС, высококвалифицированные специалисты по подготовке текста закона, заинтересованные депутаты в Государственной Думе. И результат есть. Пока единственный, к сожалению.

Кстати, в ситуации с изменениями и дополнениями в закон о страховом деле предлагался вариант работы с «узким» кругом высокопрофессиональных и признанных специалистов, но не нашлось средств. В итоге – скупой платит дважды. Что и наблюдаем.

Над чем работает ВСС сегодня? На сентябрьском Президиуме ВСС мы утвердили приоритеты законопроектной работы и приняли решение направить этот план в профильный комитет Государственной Думы, где он уже был в целом одобрен и рекомендован к рассмотрению экспертным советом Госдумы по страховому законодательству (Текст плана).

Как мы сейчас работаем?

Проект ФЗ «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».

Ответственным от Президиума ВСС определен Зернов А.А. («Энергогарант»), президент АСТЭКа. Определен бюджет, работают закрепленные специалисты от компаний – членов АСТЭКа, руководитель правового управления ВСС и известный страховой юрист, всего 5 человек.

Они работают в режиме постоянного общения и консультаций, без афиширования деятельности и излишнего внимания прессы.

Окончательный вариант будет готов к внесению и внесен в ноябре текущего года.

Тогда будем обсуждать коллективно.

Но я уверен, что обработать все поступившие замечания силами специалистов ВВС будет невозможно. Нет в нашем союзе таких финансовых средств для привлечения на постоянной или временной основе квалифицированных и опытных спецов.

Они известны и известна их цена.

Но напряжемся и попытаемся обеспечить продвижение и принятие этого закона.

Допустим, приняли, закон начал действовать и соответствии с его положениями создается специализированное объединение страховщиков и может оно вступит в ВСС в качестве ассоциированного члена.

И… будет платить членский взнос в размере 1 тыс. долларов в год. Как это происходит сейчас с действующим в соответствии с ФЗ союзом РСА.

У нас прекрасные отношения с Президентом РСА, Правлением, Президиумом, но – табачок врозь. Среди членов РСА – половина не члены ВСС.

Странная ситуация. ВСС обеспечил принятие данного закона, работает над другими законами и никакой поддержки на эти цели не получает.

А стоит ли напрягаться тем специалистам, которые у нас и с нами работают. Они мне такой вопрос задают.

Сегодня РСА абсолютно самостоятельная и автономная структура, обладающая всеми признаками саморегулируемой организации и имеющая значительные финансовые средства, превосходящие в разы средства ВСС. РСА способен, теоретически, решать и законодательные вопросы.

Нужен ли РСА ВСС? Объективно – не очень.

Нужен ли ВСС РСА? Объективно – также не очень.

Взносы в ВСС от РСА точно такие же как и от других объединений, а проблем намного больше.

Но никуда мы друг от друга не денемся, как и другие союзы. Мы обречены быть вместе, координировать свою деятельность, согласовывать планы, тактические и стратегические цели и задачи и двигаться к другой, более совершенной форме организации.

Я веду речь о преобразовании ВСС в саморегулируемую организацию общероссийского уровня (или статуса).

Рамочный закон о СРО пока не принят во втором чтении, которое уже почти год переносится и переносится. Но не по вине депутатов, а по рекомендации отдельных чиновников Правительства и Администрации Президента РФ.

Тем не менее, я с рядом специалистов подготовил проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Речь идет о новой IV главе «Саморегулирование страховой деятельности».

Законопроект может быть внесен в самое ближайшее время.

При написании закона использовался как наш российский опыт, так и зарубежный, в первую очередь, немецкий, в меньшей степени, английский.

По нашему мнению такие изменения в организационно-структурном качестве страхового рынка позволит решить те проблемы, которые мы с Вами обсуждаем.

К примеру, Немецкий союз страховщиков (GDV) выполняет функции политической надстройки над другими, входящими в него, специализированными союзами страховщиков, решая проблемы развития и функционирования страховой отрасли в целом на федеральном уровне.

Рационально распределены функции между союзами.

Более того, союзы территориально размещены в одном здании и имеют общие подразделения: секретариат, отдел входящей и исходящей корреспонденции, юридическую службу и т.д.

И это понятно – рациональное расходование средств страховщиков, необходимо тем более, что в разных союзах страховщики то одни и те же.

У нас такая же картина. Посмотрите списки ВСС, РСА, АСТЭК, МСМС, РААКС, других союзов.

Мы пытаемся сделать первые шаги в этом направлении с РСА:

- у нас совместные представительства в ФО;

- аппараты PR – служб координируют свою деятельность;

- координируют свою работу правовые управления и т.д.

Процесс не форсируется, но вектор определен. Есть полное понимание видения перспектив и с Президентом РСА Кигимом А.С. Есть понимание необходимости координации действий в этом направлении и с МСМС.

Кстати сегодня перед автостраховщиками стоят две острейшие законодательные проблемы:



  1. Внесение изменений в НК в целях исключения из под налогообложения средств направляемых в фонд резерва и компенсаций и в фонд ЧАДЭ.

  2. Внесение поправок в «автогражданку».

Понятно, что эти задачи, исходя из имеющегося опыта, и на данном этапе может решить только ВСС. И мы это делаем, при взаимодействии с РСА, понимая, что это проблемы наших страховых компаний.

И в заключении: движение к саморегулированию на страховом рынке уже идет.

Это может нравиться или не нравиться, но это факт.

Важно сделать как можно меньше ошибок на этом пути при ограниченном времени на принятие решения.






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница