О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования




Скачать 415.89 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2016
Размер415.89 Kb.
  1   2   3
О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования

Министерство образования и науки Российской Федерации


ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
 В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО


от 25 марта 2009 года N 06-296
О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования

          


     Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей направляет для использования в практической работе Рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.
 
     

Директор
Департамента государственной


политики в сфере воспитания,
дополнительного образования
и социальной защиты детей
А.Левитская

     


 
Приложение. Рекомендации по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей*

Приложение


к письму Минобрнауки России
от 25 марта 2009 года N 06-296

________________


     * Рекомендации подготовлены в рамках реализации проекта "Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих устойчивое развитие дополнительного образования детей в современных социально-экономических условиях" Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
     
     
     Идея реформирования системы оплаты труда связана с тем, что особенности труда работников каждой отрасли, каждой профессиональной группы требуют дифференцированного подхода к принципам формирования оплаты труда. Исходя из этого предполагалось установить оплату труда бюджетникам не по Единой тарифной сетке (ЕТС), "уравнивающей" работающих во всех отраслях, а на основе так называемых "отраслевых систем".
     
     Единая тарифная сетка была введена постановлением Правительства РФ от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и состояла из 18 разрядов с соотношением крайних тарифных коэффициентов 1:10,07. На основании постановления Правительства РФ от 06.01.2001 N 775 соотношение крайних коэффициентов было установлено 1:4,5. Одним из главных недостатков ЕТС является низкий уровень тарифной ставки первого разряда, так как большинство ставок по разрядам ЕТС было ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. Для повышения эффективности оплаты труда по ЕТС необходимо было существенно увеличить тарифную ставку 1-го разряда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.
________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 06.11.2001". - Примечание изготовителя базы данных.

     


     
     В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 14.10.92 N 785 Министерство труда Российской Федерации постановлением от 11.11.92 N 32 утвердило Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда, направленные на упорядочение тарифных условий оплаты труда по отраслям и установление обоснованных соотношений в уровнях заработной платы различных профессиональных квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации на основе применения ЕТС.
     
     Разряды оплаты ЕТС отражали, как правило, только сложность выполняемых работ (функций) без учета условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей), других факторов.
     
     Тарификация рабочих проводилась по восьми разрядам (с 1-го по 8-й), что соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицировались со 2-го по 18-й разряд, что обусловлено повышенной сложностью работ, выполняемых ими, и соответственно большим количеством разрядов оплаты. Квалификационные требования по разрядам оплаты специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонентов - образования (от общего до высшего образования соответствующего профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необходимого для занятия соответствующей должности. Применительно к должностям специалистов, большинство из которых являются категорируемыми, второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступал в качестве регулятора нарастания требований по квалификационным категориям, которые, в свою очередь, учитывались при установлении разряда оплаты.
     
     Нарастание требований к квалификации по разрядам оплаты труда можно проследить на примере должности педагога дополнительного образования.
     
     Требования к квалификации по разрядам оплаты труда педагогов дополнительного образования:
     
     - 6-7-й разряды - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
     
     - 8-й разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
     
     - 9-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет пли среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;
     
     - 10-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
     
     - 11-й разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;
     
     - 12-й разряд - II квалификационная категория;
     
     - 13-й разряд - I квалификационная категория;
     
     - 14-й разряд - высшая квалификационная категория.
     
     Из этого следует, что оплата труда педагогов дополнительного образования, оплачиваемых на основе ЕТС, осуществляется в диапазоне 6-14-го разрядов Единой тарифной сетки. При этом 6-11-й разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы, а 12-14-й разряды - в зависимости от квалификационной категории (второй, первой, высшей), присвоенной по результатам аттестации.
     
     Средняя ставка заработной платы педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей федерального уровня, оплачиваемых на основе ЕТС (в которой ставка первого разряда равна 1221 руб.), составляет 2958 рублей в месяц (12-й разряд ЕТС).
     
     Аттестация педагогических работников, в том числе педагогов дополнительного образования, проводится в соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", которым определен единый порядок проведения аттестации для педагогических и руководящих работников.
________________
      См. Официальные документы в образовании. - 2000. - N 16. - С.69-77.
     
     
     Квалификационная категория педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений присваивается на срок не более пяти лет.
     
     Оплата груда руководителя учреждения устанавливается в диапазоне 12-16-го разрядов ЕТС в зависимости от группы, к которой отнесено образовательное учреждение по объемным показателям (четвертой, третьей, второй, первой), и от квалификационной категории (первой, высшей), присвоенной по результатам аттестации.
     
     Основными целями введения новой системы оплаты труда являются:
     
     - повышение мотивирования педагогических работников учреждений, реализующих образовательные программы, к качественному труду;
     
     - создание условии для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников.
     
     Задачи, которые предполагается решить посредством введения новой системы оплаты труда:
     
     - повысить эффективность и качество педагогического труда;
     
     - обеспечить взаимосвязь между качеством педагогического труда и доходом педагога;
     
     - значительно повысить заработную плату педагогических работников образовательных учреждений;
     
     - стимулировать педагогических работников к повышению профессионального уровня и внедрению инновационных технологий в образовательный процесс;
     
     - привлечь в образовательные учреждения молодые кадры.
     
     Новая система оплаты труда как в регионах, так и на федеральном уровне должна базироваться на следующих основных принципах:
     
     - обязательное соблюдение норм трудового законодательства Российской Федерации, включая продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, установленных (в целях реализации статьи 333 ТК РФ) постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191;
________________
      См. Официальные документы в образовании. - 2003. - N 12. - С.67-71; 2007. - N 19. - С.63.
     
     
     - обеспечение самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений в пределах их полномочий;
     
     - обеспечение основных государственных гарантий по оплате труда работников образовательных учреждений;
     
     - обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ (особенностей содержания и условий труда), количества и качества затраченного труда;
     
     - материальное стимулирование повышения качества работы;
     
     - стимулирование внедрения инновационных образовательных технологий.
     
     

 
1. Принципы новой системы оплаты труда

      Конституция Российской Федерации (ст.72) относит трудовое законодательство и общие вопросы образования к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. Данное положение Конституции Российской Федерации означает, что субъект РФ вправе регулировать трудовые отношения и общие вопросы образования лишь в части, не урегулированной федеральным законодательством, и в строгом соответствии с ним.
     
     Вопросы обеспечения самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений в пределах их полномочий установлены соответственно федеральными законами от 04.07.2003 N 95-ФЗ (п.2 ст.26.3 и п.2 ст.26.14) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ (п.2 ст.53).
     
     Вопросы обеспечения основных государственных гарантий по оплате труда работников образовательных учреждений установлены статьей 130 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) .
________________
      См. Официальные документы в образовании. - 2005. - N 29. - С.65-66; 2006. - N 27. - С.61.
     
     
     Вопросы обеспечения зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда установлены статьей 132 ТК РФ.
     
     Федеральный закон N 95-ФЗ вступил в силу с 1 января 2005 года, а Федеральный закон N 131-ФЗ в части полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений - с 1 января 2006 года.
     
     В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 года.
     
     Правовым основанием для введения вместо ЕТС по оплате труда новых систем оплаты труда (НСОТ) в субъектах РФ явилась статья 144 ТК РФ, в соответствии с которой системы оплаты труда должны устанавливаться с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.3 ст.135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов.
     

     ЕТКС содержит:


     
     - тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды;
     
     - требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;
     
     - примеры работ.
     
     ЕКС содержит:
     
     - квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), определяющие содержание труда работников;
     
     - должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации.
     
     Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
     
     До утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, утвержденные (согласованные) федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
     
     Новая система оплаты труда (НСОТ) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и предусматривает переход от межотраслевого к отраслевому принципу организации заработной платы работников бюджетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей.
     
     Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
________________
      См. Официальные документы в образовании. - 2008. - N 23. - С.3-13.
     
     
     Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также вышеуказанным Положением. В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ должностной оклад руководителя учреждения может быть установлен до пяти средних заработных плат основных категорий работников.
     
     На основании Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений предусмотрено, что Федеральное агентство по образованию утвердило по согласованию с Минздравсоцразвития России (приказ от 05.09.2008 N 1169) Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности "Образование" (далее - Положение). В соответствии с Положением федеральные образовательные учреждения системы Рособразования в пределах имеющихся у них средств на оплату труда работников самостоятельно определяют размеры окладов (ставок заработной платы), а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования сотрудников без ограничения их максимальными размерами.
     
     Кроме того, образовательные учреждения Рособразования самостоятельно определяют минимальные размеры окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации.
     
     Размеры окладов (ставок заработной платы) устанавливаются руководителем учреждения по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, путем умножения минимального размера оклада по соответствующей профессиональной квалификационной группе на величину повышающего коэффициента по соответствующему уровню ПКГ.
     
     Руководитель учреждения на основе расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, самостоятельно устанавливает размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) для соответствующих квалификационных уровней.
     
     Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням ПКГ в процентах или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.
     
     К компенсационным относятся следующие выплаты:
     
     - за работу на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда;
     
     - за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
     
     - за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий, должностей, сверхурочная работа, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни и др.).
     
     Выплаты стимулирующего характера могут определяться как в процентах к окладу (ставке заработной платы) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер этих выплат не ограничен.
     
     Конкретные размеры компенсационных выплат не должны быть ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
     
     Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных и внебюджетных средств. В учреждении могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера:
     
     - за интенсивность и высокие результаты работы;
     
     - за качество выполняемых работ;
     
     - за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
     
     - премии по итогам работы.
     
     Заработная плата работников учреждений (без учета премий и стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных учреждений на 1 декабря 2008 года (при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации).
     
     Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
     
     Согласно статье 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, предусмотренный для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета.
     
     Так, в настоящее время в ряде субъектов РФ приняты региональные соглашения о минимальной заработной плате в следующих размерах: в Калужской области - 3760 рублей, в Волгоградской области - 3300 рублей, в Чувашской Республике - 3295 рублей, в Свердловской области - 2900 рублей, в Республике Саха (Якутия) - 3500 рублей, в Магаданской области - 3500 рублей, в Республике Хакасия - 2500 рублей, в Республике Карелия - 4300 рублей (в северной части), 3200 рублей - в других частях республики.
     
     В 22 субъектах РФ разработаны проекты региональных соглашений о минимальной заработной плате (Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Республика Саха (Якутия), Краснодарский, Пермский и Хабаровский края, Амурская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Курганская, Мурманская, Нижегородская, Омская, Самарская, Тюменская, Читинская и Ульяновская области, Агинский Бурятский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа).
     
     Для исключения противоречий между региональными системами оплаты труда и федеральным законодательством Российская трехсторонняя комиссия (РТК) ежегодно утверждает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Согласно пункту 3.6 Единых рекомендаций тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам учреждений бюджетной сферы производятся с учетом ЕТКС и ЕКС. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
________________
      См. Образование в Документах. - 2009. - N 2. - С.37-49.
     
     
     В то же время необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3.4 Единых рекомендаций к предмету ведения Российской Федерации отнесено определение профессиональных квалификационных групп (групп профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации), которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
     
     Реализация принципов организации оплаты труда, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, предполагает создание необходимых условий для наиболее последовательного выполнения требований согласно статье 37 Конституции РФ.
     
     При этом очень важно отрегулировать соотношение тарифной и надтарифной частей заработной платы, поскольку специфика труда педагогов по реализации дополнительных образовательных программ различна и отдельные доплаты не могут быть отражены в полном объеме в тарифной части заработной платы. Каждая из этих частей заработной платы имеет свое целевое назначение применительно к конкретному виду труда.
     
     Применительно к работникам системы дополнительного образования детей в состав тарифной части заработной платы включаются: оплата по тарифным ставкам в соответствии с квалификационными разрядами тарифной сетки с учетом их повышения за условия труда (за работу в сельской местности, за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, и т.п.; оплата за превышение нормо-часов); доплаты за вредные условия труда и особый режим работы, а также другие выплаты постоянно действующего характера.
     
     Надтарифная часть заработной платы выполняет стимулирующую функцию, в ее состав включаются различные поощрительные и стимулирующие доплаты и надбавки за результаты труда, а также компенсирующие повышенные затраты труда работника. Доплаты и надбавки устанавливаются в процентах (или в абсолютных размерах) к ставкам заработной платы (должностным окладам) работников.
     
     Соотношение тарифной и надтарифной частей заработной платы складывается исходя из характера и содержания труда, направленности программ. Чем сложнее и разнообразнее условия труда, тем больше должна быть надтарифная часть заработной платы для его стимулирования.
     
     При расчете нормативов бюджетного финансирования учреждений дополнительного образования детей можно использовать модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 19.10.2006 N 06-1616). Указанная модель позволяет образовательному учреждению, основываясь на нормативах финансирования реализации образовательных программ дополнительного образования детей, разрабатывать обоснованную программу развития учреждения дополнительного образования детей на долгосрочный период, содержащую подробный финансовый план как неотъемлемую часть этой программы.
     
     

 

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница