О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования




Скачать 148.12 Kb.
Дата29.04.2016
Размер148.12 Kb.
Документ предоставлен КонсультантПлюс

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 15 апреля 2013 г. N 69-Т
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ОПЕРАТИВНОГО НАДЗОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
1. В целях оперативного предотвращения ситуаций быстрого ухудшения финансового положения кредитных организаций, особенно банков - участников системы страхования вкладов, территориальным учреждениям Банка России необходимо выявлять ситуации (обстоятельства), которые указаны в приложении 1 и приложении 2 к настоящему письму.

2. Территориальному учреждению Банка России при выявлении ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 1 к настоящему письму, рекомендуется:

направить в кредитную организацию в соответствии с Указанием Банка России от 12 ноября 2009 года N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" письмо, содержащее требование о представлении в срок, установленный территориальным учреждением Банка России, отчетности на ежедневной основе по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" (далее - форма 0409101) (пункт 8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409101), по форме 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" (далее - форма 0409134) (пункт 3 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409134), по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации" (далее - форма 0409135) (пункт 9 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409135);

направить в кредитную организацию также требование о формировании и представлении в территориальное учреждение Банка России реестра обязательств банка перед вкладчиками (далее - реестр) при наличии оснований, предусмотренных Указанием Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств перед вкладчиками" (пункт 1.4).

3. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется осуществлять оперативный анализ представляемой кредитными организациями отчетности по формам 0409101, 0409134 и 0409135 в целях установления экономического содержания проводимых операций и оценки достоверности представленных форм отчетности, выявления нарушений федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России, оценки характера допущенных нарушений, причин их возникновения и влияния на экономическое положение кредитной организации. Для проведения такого анализа территориальному учреждению Банка России рекомендуется использовать все имеющиеся в его распоряжении информационные ресурсы.

Если территориальное учреждение Банка России располагает информацией о причинах возникновения ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 1 к настоящему письму (например, уже имеет пояснения кредитной организации по отчетности, информацию уполномоченного представителя Банка России и (или) куратора кредитной организации), и полагает нецелесообразным направление требований, указанных в пункте 2 настоящего письма, то соответствующее сообщение с изложением оценки ситуации в кредитной организации направляется территориальным учреждением Банка России в Банк России (Департамент банковского надзора и Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций).

4. В случае непредставления кредитной организацией отчетности и реестра, представления неполной или недостоверной отчетности и реестра, указанных в пункте 2 настоящего письма, территориальному учреждению Банка России рекомендуется согласно части 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" применять принудительные меры воздействия, в том числе направлять предписания с требованием об устранении нарушений.

5. При наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе в случае неустранения в установленный предписанием срок нарушений, указанных в пункте 4 настоящего письма, территориальному учреждению Банка России рекомендуется применять принудительные меры воздействия, предусмотренные частью 2 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе направлять предписания о введении запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.

6. В случае непредставления кредитными организациями, которым направлены требования, указанные в пункте 2 настоящего письма, отчетности и (или) реестра обязательств банка перед вкладчиками и при наличии оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", территориальному учреждению Банка России рекомендуется направлять ходатайство об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

7. Отменять примененные принудительные меры воздействия, а также требование о представлении отчетности по формам 0409101, 0409134 и 0409135 на ежедневной основе территориальному учреждению Банка России рекомендуется не ранее проведения территориальным учреждением Банка России анализа экономического содержания операций кредитной организации и получения документов, подтверждающих достоверность значений показателей отчетности кредитных организаций.

8. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется инициировать проведение проверки кредитной организации (ее филиала) при наличии оснований, предусмотренных Инструкцией Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".

9. При выявлении ситуаций (обстоятельств), указанных в приложении 2 к настоящему письму, территориальному учреждению Банка России рекомендуется оценить степень их существенности для деятельности кредитной организации и на предмет наличия в ее деятельности угрозы интересам кредиторов и вкладчиков. Одновременно следует уделять особое внимание анализу отчетности кредитной организации на предмет ее достоверности.

В случае если по результатам проведенной работы будет установлено, что предоставляемая кредитной организацией отчетность недостоверна или выявленные в деятельности кредитной организации ситуации (обстоятельства), указанные в приложении 2 к настоящему письму, оказывают существенное влияние на ее деятельность и (или) указывают на наличие угрозы интересам ее кредиторов и вкладчиков, территориальному учреждению Банка России рекомендуется осуществлять действия, предусмотренные пунктами 2 - 8 настоящего письма.

10. Рекомендовать кредитным организациям при трудоустройстве на должности, не подлежащие согласованию в Банке России (включая должности руководителей внутренних структурных подразделений, руководителей подразделений, связанных с осуществлением банковских операций, и др.), лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, а также при предоставлении им права подписи распоряжений на перевод денежных средств, возложении временного исполнения обязанностей руководителя, учитывать их работу в таких кредитных организациях и направлять в территориальное учреждение Банка России, осуществлявшее надзор за кредитной организацией (филиалом), у которой была отозвана лицензия, запрос, содержащий согласие лица на обработку территориальным учреждением Банка России его персональных данных (включая согласие на их распространение), о наличии сведений о данных лицах в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России от 9 июня 2005 года N 271-П "О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям" (далее - Положение Банка России N 271-П).

Территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса или филиала кредитной организации по запросу кредитной организации (филиала), содержащему согласие лица, в отношении которого кредитной организацией (филиалом) запрашивается информация в связи с его назначением на не требующие согласования Банком России должности в кредитной организации (филиале), на обработку территориальным учреждением Банка России его персональных данных (включая согласие на их распространение), рекомендуется направлять ответ о наличии (отсутствии) в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России N 271-П, сведений о таком лице.

В целях минимизации рисков в деятельности кредитных организаций рекомендуем территориальным учреждениям Банка России при поступлении от кредитных организаций сведений об избрании в состав совета директоров и (или) приеме на работу в качестве руководителей внутренних структурных подразделений лиц, ранее работавших в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, а также при самостоятельном выявлении данных фактов информировать кредитные организации о репутационных рисках в связи с их работой в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии.

11. Территориальному учреждению Банка России рекомендуется выявлять ситуации, свидетельствующие о том, что акционеры (участники) кредитной организации, лица, оказывающие существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, информация о которых раскрывается Банку России, действуют в интересах третьих лиц (примерный перечень признаков ситуаций указан в приложении 3). При вхождении в состав органов управления кредитной организации, в состав ее акционеров (участников), в состав лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, лиц, сведения о которых содержатся в базе данных, ведущейся в соответствии с требованиями главы 4 Положения Банка России N 271-П, территориальному учреждению Банка России рекомендуется использовать данную информацию при оценке ситуации, указанной в пункте 9 приложения 1 к настоящему письму, а также информировать Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".


Председатель Центрального банка

Российской Федерации

С.М.ИГНАТЬЕВ
Приложение 1

к письму Банка России

от 15.04.2013 N 69-Т

"О неотложных мерах оперативного

надзорного реагирования"






Содержание ситуации (обстоятельства)

Пороговые значения

1.

Существенный рост вложений в инструменты, оцениваемые по справедливой стоимости и котируемые на активном рынке, при условии если участниками биржевых торгов данными финансовыми активами является ограниченный круг лиц и объем таких вложений составляет существенный объем собственных средств (капитала) кредитной организации

более 10% за месяц при объеме вложений более 20% собственных средств (капитала)

2.

Поступление информации о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов за счет существенного роста доходов, в т.ч. полученных в качестве финансовой помощи от ее акционера (участника) (в виде денежных средств и (или) безвозмездно переданного кредитной организации имущества), при условии что доходы получены от сделок, носящих нерыночный характер, или информация об источниках формирования средств у акционера (участника), оказавшего помощь, отсутствует (стоимость имущества отличается от рыночной)

рост доходов за счет указанных источников

более 20%

за месяц

3.

Существенное увеличение остатков на счетах и во вкладах физических лиц в целом по кредитной организации

более 20%

за месяц


4.

Отношение дебетовых оборотов по корсчету в Банке России к кредитовым оборотам по вкладам физических лиц

менее 100%

за месяц


5.

Остатки в кассе составляют существенный удельный вес в активах кредитной организации

более 25%

6.

Существенное изменение структуры баланса (увеличение или сокращение удельного веса за отчетный месяц хотя бы одной статьи балансового отчета, определенной в соответствии с "Разработочной таблицей для составления бухгалтерского баланса (публикуемая форма)" Порядка составления и представления отчетности по форме 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)", установленной приложением 1 к Указанию Банка России N 2332-У, удельный вес которой на начало отчетного месяца составлял 30% и более, за исключением статей "Средства акционеров (участников)" и "Эмиссионный доход", "Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации"

более 100%

за месяц


7.

Существенный объем операций по продаже (приобретению) учтенных векселей (отношение дебетовых (кредитовых) оборотов за месяц по счетам по учету векселей к активам)

более 30%

8.

Существенный рост остатков на счетах по учету выпущенных кредитной организацией векселей и банковских акцептов при удельном весе остатков на счетах по учету выпущенных кредитной организацией векселей и акцептов в пассивах 10% и более

более 50%

за месяц


9.

Изменение состава лиц, оказывающих существенное влияние на деятельность кредитной организации (учредителей (участников) кредитных организаций), не связанное с установлением контроля над банком лицами, в отношении которых отсутствуют сведения в базе данных, ведущейся в соответствии с главой 4 Положения Банка России N 271-П



Приложение 2

к письму Банка России

от 15.04.2013 N 69-Т

"О неотложных мерах оперативного

надзорного реагирования"







Содержание ситуации (обстоятельства)

Пороговые значения

1.

Поступление информации из депозитария (ФСФР России), ведущего учет прав кредитной организации на ценные бумаги, о наличии существенных расхождений о количестве ценных бумаг, принадлежащих кредитной организации, с данными депозитария




2.

Прекращение исполнения трудовых обязанностей руководителями кредитной организации, не сопровождающееся замещением должностей лиц, осуществляющих функции руководителя и (или) главного бухгалтера кредитной организации




3.

Привлечение средств (в т.ч. во вклады, в виде межбанковских кредитов и т.п.) на условиях, существенно отличающихся от рыночных




4.

Количественное значение хотя бы одной

ситуации (одного обстоятельства), содержание которого определено пунктами 1 - 8 приложения 1 к настоящему письму, составляет не менее 70% от порогового значения, установленного соответствующими пунктами указанного выше приложения






5.

Соотношение суммарных оборотов за месяц по кассе (счет 20202) и по счетам по учету денежных средств в пути (счет 20209) к сумме оборотов по счетам, которые превышают величину активов-нетто

более 10%

6.

Соотношение общего объема дебетовых оборотов по счетам выданных кредитов (учтенных векселей) за месяц к общему объему денежных средств, списанных с корреспондентских счетов кредитной организации (кредитовые обороты за месяц по счетам НОСТРО)

более 25%

7.

Соотношение общего объема кредитовых оборотов за месяц по счетам погашенных кредитов (учтенных векселей) к общему объему денежных средств, поступивших на корреспондентские счета кредитной организации (дебетовые обороты за месяц по счетам НОСТРО)

более 25%

8.

Обороты за месяц по выпуску векселей и банковских акцептов в процентах от общего объема пассивов

более 10%

9.

Существенное увеличение остатков на счетах и во вкладах физических лиц отдельно по головному офису или филиалу кредитной организации

более 50% за месяц

10.

Существенный рост объема ссудной задолженности по кредитной организации в целом

более 10% за месяц

11.

Существенное изменение по данным отчетности по форме 0409117 "Данные о крупных ссудах" и по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" состава крупных заемщиков, а также такое изменение состава заемщиков, при котором произошло существенное изменение объема крупных ссуд кредитной организации

новые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные заемщики в общем количестве крупных заемщиков на отчетную дату составляют более 30% и (или) более 50% остатка на отчетную дату ссудной задолженности составляют новые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные заемщики

12.

Существенное изменение по данным отчетности по форме 0409157 "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации" состава крупных кредиторов (вкладчиков), а также такое изменение состава крупных кредиторов (вкладчиков), при котором произошло изменение объема средств крупных кредиторов (вкладчиков) кредитной организации

новые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные

кредиторы (вкладчики)

в общем количестве крупных кредиторов (вкладчиков) на отчетную дату составляют более 30%

и (или) более 50% остатка на отчетную дату составляют новые (не отраженные в отчетности на предыдущую отчетную дату) крупные

кредиторы (вкладчики)


Приложение 3

к письму Банка России

от 15.04.2013 N 69-Т

"О неотложных мерах оперативного

надзорного реагирования"


К признакам ситуаций, свидетельствующих о том, что акционеры (участники), реальные (бенефициарные) собственники кредитной организации, информация о которых раскрывается Банку России, действуют в интересах третьих лиц, в том числе можно отнести:

- наличие информации в СМИ о собственниках кредитной организации, не соответствующей информации, официально раскрываемой кредитной организацией;

- представление интересов кредитной организации, ее акционеров (участников), в т.ч. на совещаниях в территориальном учреждении Банка России, лицом (лицами), не являющимся ее руководителем или акционером (участником);

- представление интересов акционеров (участников) кредитной организации, в т.ч. не оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации и формально не связанных между собой, одним лицом;

- одновременное приобретение на вторичном рынке акций (долей) кредитной организации несколькими лицами в размерах, не требующих предварительного согласия Банка России, при условии что в случае объединения лиц в группу они будут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

- представление физическим лицом (группой лиц), приобретающим акции (доли) кредитной организации, в т.ч. на вторичном рынке, информации о достаточности доходов, которые могут рассматриваться как источник средств для приобретения акций (долей) кредитной организации, формирование которых преимущественно произошло в результате операций (сделок), носящих необычный (нерыночный) характер (в т.ч. дарения, возврата долга, реализации предметов искусства и старины и т.п.), а также если эти доходы представлены средствами, конечные источники формирования которых непрозрачны (например, реализация имущества офшорным компаниям);

- назначение в коллегиальные органы управления лиц, представляющих интересы основных кредиторов кредитной организации и (или) компаний (групп компаний), в отношении которых кредитной организацией приняты повышенные риски, при условии отсутствия информации о наличии у них прямых или косвенных связей с собственниками кредитной организации;

- проводимые в кредитной организации проверки ее финансово-хозяйственной деятельности в целях формирования представления о ней как об объекте инвестирования, в т.ч. осуществляемые представителями других кредитных организаций;



- изменение места регистрации кредитной организации (начало осуществления соответствующих процедур) в условиях отсутствия достаточных оснований такого перемещения бизнеса;

- изменение структуры собственности компаний - акционеров (участников) кредитной организации, в т.ч. усложняющее доступ к информации о ее реальных владельцах.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница