О некоторых аспектах создания межгосударственного информационно-маркетингового центра сети информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ семилетов С. И., Славин О. А




Скачать 290.78 Kb.
Дата05.05.2016
Размер290.78 Kb.
О некоторых аспектах создания межгосударственного информационно-маркетингового центра сети информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ
Семилетов С.И., Славин О.А.
Создание сети информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ (ИМЦ СНГ) предусмотрено межгосударственной программой создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года. Ход реализации программы создания СИМЦ СНГ отслеживается выпусками информации исполнительных органов СНГ. В РФ программа создания сети ИМЦ СНГ реализуется в том числе в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». В статье рассказано о принципах организации сети ИМЦ СНГ, задачах межгосударственного информационно-маркетингового центра (МИМЦ) и его задачах, структуре МИМЦ, а также о нормативно-правовой основе его создания.


    Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (далее Программа) направлена на решение нескольких основных задач: увеличение взаимной торговли, развитие структуры товарооборота, восстановление и развитие производственных и научно-технических связей, углубление экономической интеграции государств–участников СНГ. Принципами организации сети СНГ являются добровольность интеграции национальных сетей ИМЦ в государствах-участниках СНГ и базирование на принятии и использовании функциональных, технологических и информационных стандартов. Программными документами предполагается создание межгосударственного информационно-маркетингового центра (МИМЦ) для осуществления координационных функций и технологического взаимодействия национальных информационно-маркетинговых центров (НИМЦ), каждый из которых представляет национальную сеть ИМЦ одного государства.


1. Информационно-маркетинговые системы и НИМЦ государств-участников СНГ
В качестве НИМЦ Республики Беларусь выступает информационная система «Тендеры» www.icetrade.by, разработанная национальным центром маркетинга. Система функционирует круглосуточно, реализуя принцип «все о тендерах на одном сайте». Благодаря использованию возможностей системы белорусские предприятия, получив своевременно извещение о зарубежных тендерах и условиях их проведения, могут принять в них участие на равных с национальными поставщиками. Планируется усовершенствование системы «Тендеры», включающее электронное проведения тендеров и госзакупок на основе консолидированного заказа, реализацию электронных торговых площадок и электронных выставок, формирование аналитической информации, относящейся к сфере государственных закупок, учета изменений в нормативно-правовой базе, взаимодействие с зарубежными маркетинговыми сетями.

С целью оперативного и более полного получения информации о проводимых тендерах и конкурсных торгах установлены партнерские отношения с аналогичными центрами в государствах СНГ.


Информационно-маркетинговая система электронной коммерции (ИМС ЭК) Украины охватывает следующие направления деятельности:

  • формирование технологической среды, обеспечивающей единые стандарты и правила функционирования участников;

  • предоставление электронных сервисов для осуществления взаимодействия участников;

  • реализация электронного документооборота, в т.ч. средств защиты документов;

  • ведение архива документов и электронных общений;

  • организация торговых операций;

  • проведение автоматизации сделок;

  • поддержка транзакционной системы расчетно-клирингового обслуживания.

ИМС ЭК Украины ориентируется на соответствие международным законам (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД) и стандартам (стандарты интернет, XML, XBRK, классификаторы внешней экономической деятельности). Информационные и маркетинговые ресурсы системы ИМС ЭК интегрированы в портале www.e-center.com.ua .
В Республике Армения национальным государственным заказчиком Программы определено Министерство торговли и экономического развития. Создано ОАО "Информационно-маркетинговый центр", которое стремится способствовать отечественным субъектам хозяйствования к продвижению товаров на международный рынок вообще и на рынки государств — участников СНГ, в частности, основываясь на современных информационных технологиях.

Одновременно с созданием центра предполагается решить основные задачи для всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса. Намечается создание регионального ИМЦ.

ОАО «Информационно-маркетинговый центр» создало сеть ИМЦ во всех областях Республики Армения. Создан сайт www.imc.am –«Торговый путеводитель Армении».
В РФ разработка СИМЦ РФ ведется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» www.e-rus.ru/. Верхним уровнем сети ИМЦ РФ [1] является межрегиональный ИМЦ, отвечающий за организационное и правовое обеспечение и координацию деятельности ИМЦ субъектов РФ и муниципальных ИМЦ.

Кроме того, на межрегиональный центр ИМЦ возложено выполнение следующих функций:



  • проверки сертификации и аккредитации ИМЦ;

  • ведения реестра ИМЦ;

  • заключения индивидуальных контрактов с ИМЦ, определяющих взаимные права и обязанности;

  • оказания методической, организационной и технической помощи в создании ИМЦ субъектов РФ;

  • проведения аналитических исследований рынков товаров и услуг в общероссийском, отраслевом и региональном разрезах;

  • разработки методических рекомендаций и оказания методических услуг членам ассоциации по различным аспектам их деятельности;

  • информационно-маркетингового и консалтингового обеспечения деятельности федеральных министерств и ведомств по планированию и организации закупок товаров и услуг для государственных нужд на федеральном уровне;

  • проведения, по поручению ведомств с привлечением членов ассоциации, полного цикла торгов по закупкам товаров и услуг для государственных нужд на федеральном уровне;

  • организации и координации деятельности отраслевых и ведомственных ИМЦ, в том числе по участию в торгах по закупкам товаров и услуг для государственных нужд на федеральном уровне;

  • информационно-маркетингового обеспечения деятельности потенциальных инвесторов и информационно-маркетинговое сопровождение инвестиционных проектов Федерального уровня;

  • осуществления организации и координации международного сотрудничества по всем сферам деятельности ассоциации, оказания помощи ИМЦ РФ в налаживании деловых контактов с зарубежными партнерами;

  • оказания ИМЦ РФ технической поддержки по внедрению и эксплуатации технических и программных средств и процедур информационного обмена, соответствующих стандартам, действующим в сети ИМЦ;

  • решения вопросов обеспечения безопасности сети ИМЦ РФ.

Межрегиональный ИМЦ содержит в своем составе аппаратно-программный комплекс, который служит для внедрения и адаптации стандартных технологий решения функциональных задач ИМЦ РФ, совершенствования самого комплекса и его технологических функций, а так же для практического выполнения всех функций национального ИМЦ.


Таким образом, национальные сети ИМЦ и национальные маркетинговые системы выходят на уровень активного использования, что делает актуальной задачу построения межгосударственного ИМЦ государств-участников СНГ (МИМЦ). МИМЦ необходим для оптимизации процессов взаимодействия клиентов национальных сетей ИМЦ различных государств-участников СНГ.
2. Основные цели и задачи Межгосударственного информационно-маркетингового центра
Для координации действий национальных и межрегиональных ИМЦ необходимо создать Межгосударственный информационно-маркетинговый центр (МИМЦ) государств - участников СНГ как головной элемент информационной инфраструктуры в сфере межгосударственной торговли на пространстве государств - участников СНГ.

Основными целями деятельности МИМЦ являются:



  • создание благоприятных условий для продвижения на рынки государств - участников СНГ и приоритетности на нем товаров, вырабатываемых предприятиями государств - участников СНГ, развитие торгово-экономических связей и укрепление доверия между партнерами;

  • формирование и развитие инфраструктуры рынка товаров государств - участников СНГ, обеспечивающей равный и с минимальным количеством посредников доступ на него товаропроизводителей и покупателей;

  • разработка предложений по координации действий государств - участников СНГ, направленных на развитие межгосударственной торговли.

МИМЦ должен функционировать под эгидой Содружества Независимых Государств и в своей деятельности осуществлять тесное взаимодействие с Исполнительным комитетом СНГ.

МИМЦ в своей деятельности должен руководствоваться документами Содружества Независимых Государств, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета.

Основными задачами, которые возлагаются на МИМЦ, являются:


  • продвижение на рынки товаров и продукции, произведенной промышленностью государств - участников СНГ;

  • координация деятельности республиканских и межрегиональных информационно-маркетинговых центров, как связующих звеньев между производителями и потребителями товаров;

  • устранение информационных барьеров между производителями и потребителями товаров, формирование и оперативное предоставление объективной информации о конъюнктуре рынков, потенциальных возможностях производства;

  • обеспечение всем поставщикам и потребителям продукции равных возможностей для выхода на рынок, содействие развитию кооперационных связей между предприятиями СНГ;

  • установление единых требований и правил в части организации электронного документооборота в сети ИМЦ СНГ;

  • регулярное и достоверное информационное обеспечение товаропроизводителей, потребителей и других участников торгов о конъюнктуре рынка в республике, регионах по отдельным группам товаров;

  • обмен информацией между республиканскими и межрегиональными маркетинговыми центрами и информационная поддержка участников рынка;

  • внедрение высоких прогрессивных информационных и маркетинговых технологий, разработка и внедрение программных продуктов и услуг, призванных повысить эффективность торговли.


3. Технологические основы организации МИМЦ сети ИМЦ СНГ
Сеть ИМЦ является межгосударственной технологической средой, обеспечивающей единые стандарты, форматы и правила взаимодействия участников. В сети ИМЦ действуют информационно-маркетинговые центры, осуществляющие хозяйственную деятельность в рамках юрисдикции государств участников СНГ.

Главной функцией Межгосударственного информационно-маркетингового центра должно быть технологическое обеспечение общих форматов и правил взаимодействия участников в сети ИМЦ, охватывающей национальные сети ИМЦ и отдельные организации (банки, страховые компании, расчетно-клиринговые центры, центры сертификации ключей и т.п.), включая проведение регистрации, сертификации, поддержание качества, обеспечение арбитража и т.п.

МИМЦ обеспечивает решения следующих функциональных задач:


  • учет поставщиков по всему перечню продукции и услуг в соответствии с принятыми в сети ИМЦ СНГ классификаторами (для каждой продукции и услуги приводится перечень организаций, которые их производят, адреса производителей, их банковские реквизиты, средняя цена продукции, минимальные объемы поставки и другие характеристики);

  • учет предприятий и организаций, занимающимся производством товаров и услуг, финансовой, торговой, транспортной и посреднической деятельностью, правовым обеспечением коммерческих сделок (по каждому субъекту рынка приводится его официальный адрес, банковские реквизиты, перечень производимой продукции и услуг, номера государственных сертификатов на заявленную деятельность, время работы на рынке, параметры производства, финансовое состояние и другие характеристики, связанные со спецификой данной организации);

  • анализ информации о состоянии рынков товаров и услуг, маркетинговые и конъюнктурные исследования, консалтинговая деятельность;

  • ведение баз данных нормативно-правовых актов государств участников СНГ, регулирующим финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе по закупкам для государственных нужд;

  • организационное и методическое обеспечение ведения хозяйственно-торговой деятельности и организации документооборота (принципы, правила и процедуры ведения бизнеса, в том числе электронного, в различных сферах хозяйственной деятельности, организация электронных торгов, методики проведения конкурсов, правила и процедуры ведения переговоров и заключения сделок, правила и процедуры оформления и ведения контрактов), а также других вопросов хозяйственной деятельности;

  • обеспечение безопасности ведения электронного бизнеса, в том числе информационной безопасности (требования к системам обеспечения безопасности, методы и средства обеспечения безопасности, организации, предоставляющие услуги по обеспечению безопасности).




Схема взаимодействия национальных сетей ИМЦ представлена на рисунке 1. Она предполагает наличие межгосударственного ИМЦ (МИМЦ), призванного координировать и согласовывать функционирование национальных ИМЦ.


Для реализации своих задач использует несколько функциональных подсистем, таких как электронный документооборот [2, 3], информационный фонд [4], аналитическая подсистема, интерфейсная подсистема. МИМЦ содержит в своем составе несколько обеспечивающих подсистем, главными из которых являются подсистема обеспечения информационной безопасности и подсистема архивного хранения данных.

Средства электронного документооборота предназначены для поддержки полного жизненного цикла документов: создание, хранение, возможность безбумажного согласования, поддержка безбумажного исполнения документа, управление правами доступа к документам, контроль за исполнением документа, организация автоматизированной регистрации и учета.

Схемы электронного документооборота включают в себя описания типовых сценариев, типовых документов, маршруты движения типовых документов. В каждом из состояний сценария генерируются пакеты типовых документов для участников, обладающих своими ролями и правами доступа. Заполнение типовых документов может осуществляться как на машине пользователя, так и в тонком клиенте. Созданные документы посылаются контрагенту после заверения с помощью ЭЦП.

В системе будет реализована единая система регистрации и идентификации документов, позволяющая хранить сохраняемые документы в архиве, что обеспечит возможность анализа предыстории какого-либо события, например, заключения сделки.

Также предлагается использование механизма извещений, состоящего в автоматической отправке сообщений о наступлении некоторых событий. Устанавливается срок, по истечению которого получатель должен отправить ответное сообщение, этот срок также отслеживается. События, связанные с извещениями, протоколируются в системных журналах, вся предыстория может быть извлечена из архива.

Настройка электронного документооборота позволяет создавать сценарии работы, удобные различным группам пользователей в различных видах электронной торговли.

Документооборот подразделяется на:


  • внешний документооборот (взаимодействие с внешними клиентами и участниками сети ИМЦ);

  • внешний документооборот с другими ИМЦ СНГ и предприятиями.

  • внутренний документооборот (внутренние бизнес - процессы ИМЦ СНГ).

Внешний документооборот предполагает управление услугами, то есть документальное сопровождение услуг, оказываемых в сети ИМЦ СНГ. Вид услуги определяется основной и дополнительные сценарии и документы, которыми обмениваются стороны, а также регламент и маршруты движения документов.

Прием заказов, рассылка предложений и прайс - листов – также осуществляются в рамках сценариев внешнего документооборота в сети ИМЦ СНГ.

Главной функцией внешнего документооборота сети ИМЦ СНГ является поддержка всех документарных процессов в объявлении, проведении и подведении результатов конкурсов всех видов, прежде всего, государственных закупок.

Процессу проведения конкурсов сопутствуют следующие дополнительные функции:



  • ведение каталогов и баз данных;

  • регистрация участника электронной торговли;

  • подписка на периодическую отчетность, построенную на данных СИМЦ СНГ, которые также поддерживаются внешним документооборотом.

    Внутренний документооборот МИМЦ СНГ обеспечивает коммуникации между сотрудниками МИМЦ и его подразделениями и является корпоративной системой документооборота. Важной частью внутреннего документооборота является информационное взаимодействие с системами документооборота других предприятий, прежде всего, с другими ИМЦ СНГ.

Подсистема информационного фонда (ИФ) МИМЦ предназначена для одновременной поддержки сведений о товаропроизводителях, товарных рынках, товарно-денежном обороте, классификаторах товаров и услуг с различной структурой хранения и возможностью описания свойств позиций классификатора и его характеристик.

При решении задач организации хранения данных ИФ обеспечивает выполнение следующих функций:


  • поддержание системы классификаторов;

  • поддержание взаимосвязей между классификаторами;

  • размещение хранящейся информации по классификаторам;

  • поддержание системы свойств для хранимых объектов;

  • поддержание взаимосвязей между классификаторами и свойствами:

  • возможность гибкой настройки системы классификаторов и свойств;

  • хранение информации об организациях и персоналиях;

  • хранение информации о товарах;

  • хранение информации о предложениях/запросах с указанием цен;

  • хранение неструктурированной информации;

  • возможность расширения для хранения информации другого типа.

При решении задач приема и ввода данных ИФ обеспечивает выполнение следующих функций:



  • выбор и настройку гибкого набора конвертеров из существующих форматов;

  • формирование удобного пользовательского интерфейса ручного ввода информации (толстый клиент);

  • формирование собственных классификаторов на основе свойств товаров;

  • ввод неструктурированной или плохо структурированной информации.

При решении задач экспорта данных ИФ обеспечивает выполнение следующих функций:



  • настройки гибкого набора конвертеров на различные внешние форматы;

  • формирования пользовательского интерфейса построения и сохранения запросов с возможностью персонифицированного получения произвольных выборок;

  • разграничения области доступа к данным;

  • формирование программного интерфейса построения запросов на выборку данных

При решении задач поиска и отображения данных ИФ обеспечивает выполнение следующих функций:



  • гибкой настройки отображения хранимой информации путем задания видимых и невидимых свойств товаров;

  • просмотра данных на основе главного и пользовательских классификаторов;

  • поиск данных на основе общего классификатор и личных классификаторов;

  • поиск данных по свойствам свойства товаров;

  • полнотекстовый поиск в неструктурированных данных;

  • формирования отчетов на основе отобранных данных;

  • построения графиков на основе отобранных данных.

При решении задач архивирования, протоколирования и администрирования данных ИФ обеспечивает выполнение следующих функций:



  • сохранение всех устаревших (неактуальных) данных;

  • отслеживание версий хранящихся объектов;

  • выборку данных при помощи подсистемы поиска и отображения;

  • восстановление состояния ПИФ на любой заданный момент времени;

  • сохранение всех изменения данных, произошедших в ПИФ;

  • просмотр журнала с фильтрацией по различным критериям;

  • ведение учетных записей пользователей системы

  • ведение группировки пользователей;

  • назначение прав пользователей и групп пользователей;

  • проверку аутентичности данных, присланных пользователями.

Аналитическая подсистема МИМЦ решает следующие задачи мониторинга информации:



  • оперативный мониторинг СМИ;

  • обеспечение автоматической систематизации и рубрикации поступающей информации;

  • снабжение экспертов эффективным инструментарием для анализа накопленной информации и разработки рекомендаций для руководства;

  • создание полнотекстового архива документов, с возможностью их быстрого поиска по тексту и реквизитам, обеспечение простоты доступа экспертов ко всем хранимым информационным материалам;

  • обеспечение преемственности экспертной деятельности путем максимально возможной формализации экспертных знаний.

Подсистема предоставляет возможности автоматического определения тематики документа, т.е. автоматическое соотнесение документа тем или иным рубрикам, введенного в нее рубрикатора. Также в аналитической подсистеме должна быть реализована система многомерного анализа, предназначенная для оперативного обеспечения пользователей информацией, используемой ими в процессе принятия решений. Подсистема должна обеспечивать формирование многомерных структуры данных по произвольным запросам пользователя.
Учитывая сложность и масштабность решения задачи организации информационного взаимодействия МИМЦ как внутри сети ИМЦ СНГ, так и с внешними организациями, функции подсистемы «Интерфейс» основывается на методологии открытых систем, сущность которой заключается в обосновании гармонизированной совокупности стандартов информационных технологий в пределах одной системы или нескольких систем между собой.

Ф
ункционирование компонент программно-аппаратного комплекса МИМЦ, представленного на рисунке 2, базируется на обеспечивающих подсистемах: коммуникационная подсистема, техническом обеспечении, подсистема обеспечения информационной безопасности, подсистема хранения и архивирования документов.


Подсистема обеспечения информационной безопасности (ПОИБ) реализует следующие требования к обеспечению информационной безопасности МИМЦ:

  • требования по защите информации от НСД;

  • требования по защите от утечки информации в каналах связи;

  • требования по обеспечению контроля целостности и подлинности электронных документов;

  • требования по обеспечению защиты программно-технической среды от поражения компьютерными вирусами;

  • требования по безопасности межсетевого информационного взаимодействия;

  • требования по защите информации от утечки по техническим каналам.

Эти требования реализуются отдельными компонентами защиты, объединяемыми в подсистему обеспечения информационной безопасности, на базе положений политики информационной безопасности ИМЦ.

В число этих компонент входят:



  • компонента защиты информации от НСД;

  • компонента криптографической защиты данных в каналах связи;

  • компонента формирования и контроля электронной цифровой подписи (ЭЦП) электронных документов, включая проблемы кросс-сертификации;

  • компонента безопасности межсетевого взаимодействия;

  • компонента антивирусной защиты;

  • компонента защиты от утечки информации по техническим каналам.

Компоненты подсистемы обеспечения информационной безопасности формируются на базе программно-технических средств защиты, встраиваемых в программно-техническую среду ИМЦ в объеме, необходимом для обеспечения безопасности реализуемых комплексом средств автоматизации (КСА). Компонента защиты от утечки информации по техническим каналам, реализуется путем проведения специальных проверок на отсутствие в них закладных элементов и специальных исследований уровня электромагнитных излучений, несущих информативную составляющую.
Подсистема хранения и архивирования документов (ПАХД) должна выполнять следующие функции:

  • сохранение полной работоспособности при частичном отказе и восстановление работоспособности при частичном отказе оборудования;

  • восстановление работоспособности при полном отказе серверного оборудования;

  • наличие оперативного разграниченного доступа к документам различной давности.

Описанная структура МИМЦ была реализована в макетном образце (лабораторно-имитационном стенде) в виде следующих программных компонент:



  • информационный фонд субъекта РФ;

  • информационный фонд НИМЦ РФ;

  • информационный фонд МИМЦ;

  • электронный документооборот МИМЦ;

  • компонента мониторинга электронных СМИ;

  • компонента динамического анализа данных OLAP.

Аппаратная часть была представлена серверами баз данных, серверами приложений, почтовым сервером и автоматизированными рабочими местами сотрудников ИМЦ.

4. Правовые основания организации и функционирования МИМЦ СНГ и сети ИМЦ

4.1. Правовая форма организации МИМЦ
Для решения функциональных задач по управлению и координации функционирования национальных ИМЦ, необходимо сформировать МИМЦ как субъект хозяйственной деятельности в структуре органов управления СНГ, решающий поставленные задачи и эксплуатирующий информационную систему головного центра.

В качестве основания для создания МИМЦ необходимо принять соответствующее Решение Экономического совета СНГ, в котором должны быть определены юридическая форма и статус МИМЦ, его место и местонахождение в структуре органов СНГ, установлены основные задачи, компетенция и полномочия, установлены сроки создания и необходимые источники финансирования, а также определены ответственное за создание МИМЦ организация и должностное лицо.

МИМЦ можно сформировать либо как особое структурное подразделение либо в самой структуре Исполнительного комитета СНГ, либо как филиал какой-либо неправительственной организации, учрежденной Исполнительным комитетом СНГ и входящей в его структуру, с правом ведения самостоятельного баланса (например, как филиал Делового центра экономического развития СНГ), либо как самостоятельное юридическое лицо.

В случае организации МИМЦ как особое структурное подразделение в самой структуре Исполнительного комитета СНГ необходимо будет разработать и утвердить Решением Экономического совета СНГ «Положение о Межгосударственном информационно-маркетинговом центре государств - участников СНГ». В Положении должны быть сформулированы цели и задачи МИМЦ, его компетенция, изложены место МИМЦ в структуре Экономического совета СНГ, структура самого МИМЦ как подразделения, права и обязанности руководителя МИМЦ, выделить площади и фонды, утвердить штатное расписание МИМЦ.

В случае формирования МИМЦ как филиал какой-либо неправительственной организации, учрежденной Исполнительным комитетом СНГ, в Уставе такой организации должна быть запись о том, что организация вправе открывать филиалы и представительства, как в стране регистрации так и в зарубежных странах.

В этом случае, в соответствии с Уставом, уполномоченным органом управления неправительственной организации необходимо:



  • принять решение о создании филиала;

  • разработать и утвердить «Положение о Межгосударственном информационно-маркетинговом центре государств - участников СНГ» как филиале организации. В Положении необходимо определить цели, задачи и виды деятельности МИМЦ, его структуру управления, наделить МИМЦ правом открытия самостоятельного счета и ведения самостоятельного баланса и установить порядок его утверждения на балансовой комиссии головной организации, определить полномочия исполнительных органов МИМЦ и его должностных лиц;

  • разработать и утвердить приказом руководителя организации штатное расписание.

В случае формирования МИМЦ как самостоятельное учреждение, необходимо будет определиться с правовой формой организуемого юридического лица. Как нам представляется, наиболее оптимальной формой МИМЦ с точки зрения достижения целей и решения поставленных задач, а также оптимизации организационных затрат и времени согласования учредительных процедур будет учреждение МИМЦ в форме автономного некоммерческого партнерства, как организации не имеющей членства.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг [5].

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

В случае формирования МИМЦ в форме автономного некоммерческого партнерства необходимо принять соответствующее Решение Исполкома СНГ или Экономического совета СНГ, в котором должны быть определены страна и место регистрации, перечень организаций-учредителей МИМЦ и организация, ответственная за подготовку учредительных документов и их регистрацию.

Ответственная организация должна разработать и согласовать с учредителями проект Устава МИМЦ, в котором должны быть определены цели, задачи и виды деятельности МИМЦ, его место расположения, порядок отчетности перед Экономическим советом СНГ, порядок применения нормативных правовых актов, принимаемых в рамках Содружества, структура исполнительных и коллегиальных органов управления МИМЦ, их полномочия, порядок наделения собственностью, финансирования и формирования бюджета МИМЦ, порядок введения (подключения) национальных и межрегиональных ИМЦ, другие положения.

В этом случае МИМЦ создается решением учредительного собрания участников-учредителей МИМЦ. На учредительном собрании должен также быть утвержден Устав МИМЦ. МИМЦ будет иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления его деятельности в рамках действующего законодательства страны-места регистрации.

Представляется, что для ускорения процедуры учреждения МИМЦ в форме автономного некоммерческого партнерства целесообразно ограничится тремя странами, как наиболее подготовленными для развертывания национальных информационно-маркетинговых центров. Это Российская Федерация, Республика Украина, Республика Беларусь, представители которых в Экономическом совете СНГ должны определить организации-учредители МИМЦ и наделить их соответствующими полномочиями, определить порядок финансирования и наделения МИМЦ имуществом. Остальные организации-представители стран СНГ по мере их готовности будут входить в автономное некоммерческое партнерство в порядке, установленном в Уставе партнерства, и будут подключены к информационной системе МИМЦ.

МИМЦ приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации автономного некоммерческого партнерства.

МИМЦ будет иметь самостоятельный баланс и действовать на основе полного хозяйственного расчета, самостоятельного планирования своей деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Содружества.

МИМЦ будет вправе в установленном порядке открывать необходимые банковские (в т.ч. валютные) счета в банковских учреждениях на территории страны-места регистрации и других государствах-участников СНГ, осуществлять самостоятельно внешнеэкономическую деятельность, выполнять экспортно-импортные операции, участвовать в инвестициях за границей и в иностранных обществах в соответствии с документами, принимаемыми в рамках Содружества независимых государств.

Источником формирования собственности МИМЦ могут быть собственные и заемные средства. Собственные средства Центра могут состоять из фондов, создаваемых самим МИМЦ, государственных средств государств-участников СНГ, средств, полученных за счет различных взносов, включая благотворительные, прибыли от хозяйственной деятельности, иных поступлений, не запрещенных законодательством государства - местонахождения центра.

Заемные средства образуются за счет кредитов банков и других организаций, средств, переданных во временное пользование, иных поступлений, не запрещенных законодательством государства - местонахождения центра.

МИМЦ может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, складские помещения, оборудование, инвентарь, транспортные и денежные средства, иное имущество, необходимое для выполнения задач.

Имущественные права МИМЦ и их защита осуществляются в соответствии с действующим законодательством государства - его местонахождения.
4.2. Правовое обеспечение электронных процедур при организации документооборота в сети ИМЦ СНГ
Для достижения целей и решения задач МИМЦ, а также организации его эффективной работы необходимо будет разработать и утвердить ряд нормативных правовых документов, которые составят основу правового обеспечения функциональной деятельности ИМЦ любого уровня.

Организация МИМЦ как информационной системы помимо разработки аппаратных решений, программного обеспечения и отладки информационных технологий требует регламентации процедур электронного взаимодействия участников и пользователей сети ИМЦ.

Из функциональных задач МИМЦ, решаемых с помощью информационных технологий и сети ИМЦ можно выделить ряд задач, реализуемых с помощью электронных процедур, которые требуют соответствующей правовой регламентации. Здесь можно выделить две основные комплексные задачи:


Электронные процедуры реализуются посредством использования аппаратно-программных средств (персональных компьютеров) и сети Интернет, а также посредством использования любых иных электронных средств, способов связи, открытых или корпоративных сетей.

Порядок документационного обеспечения управления МИМЦ и других ИМЦ устанавливается в правилах (регламентах, инструкциях) и включает в себя порядок общей организации электронного документирования деятельности ИМЦ. Порядок документационного обеспечения управления МИМЦ и других ИМЦ должен регламентировать общий порядок организации электронного документирования деятельности ИМЦ, формы представления, оборота, употребления и хранения электронных документов, процедуры формирования, передачи и хранения электронных документов, организацию электронного внутреннего делопроизводства и внешнего документооборота.

Регламентация порядка электронного документирования по видам документов и формам представления содержания документов не должна противоречить установленным требованиям и стандартам по соответствующим видам типовых традиционных документов, используемых в торговой деятельности и деятельности ИМЦ.

Поскольку ИМЦ представляют распределенную территориально по регионам и территории государств-участников СНГ сеть информационно-маркетинговых центров, то необходимо выработать и установить единые межгосударственные правила организации электронного взаимодействия ИМЦ и пользователей сети ИМЦ и, соответственно, правила организации обмена электронными документами между ИМЦ, а также между пользователями и участниками сети ИМЦ. Правила должны быть увязаны с требованиями международных актов и, для их легитимизации в качестве международных нормативных правовых актов СНГ, должны быть утверждены и рекомендованы к применению Экономическим советом СНГ.

Помимо установления общего порядка организации электронного документирования деятельности МИМЦ и сети ИМЦ необходимо регламентировать ряд отдельных специфических электронных процедур, применяемых при формировании и обмене электронных документов, которые могут устанавливать:


  • формы и форматы представления, обмена и употребления электронных документов (сообщений);

  • порядок применения электронной цифровой подписи и/или других видов электронной подписи в качестве аналогов собственноручной подписи в электронных документах;

  • способы защиты электронных документов, обеспечивающих достоверность документированной информации;

  • порядок проведения проверки достоверности электронной подписи и электронного документа в целом;

  • порядок проведения электронных торгов, конкурсов и/или аукционов;

  • порядок организации электронного конвертования и их вскрытия;

  • порядок ведения реестров и/или регистрационно-учетных баз данных;

  • порядок передачи на хранение электронных документов, ведения архивных баз данных и их записей;

  • порядок заверения или проведение экспертизы электронных документов;

  • фиксацию времени совершения электронных операций, а также определение времени и сроков поступления документов;

  • иные действия, связанные с документированием или учетом или регистрацией электронных документов, сообщений и иных записей.

При оформлении электронных документов, в случаях, когда закон или нормативный правовой акт или соглашение сторон требует собственноручно подписать документ, то электронный документ (сообщение) считается подписанным, если подписывающее документ лицо выполнит процедуру установления электронной подписи. В качестве электронной подписи в электронном документе (сообщении) может признаваться любой способ фиксации и отображения выражения воли лица, который:

  • установлен законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон и признается сторонами;

  • позволяет идентифицировать лицо, подписавшее документ (сообщение);

  • содержит указание на то, что эта сторона подтверждает (одобряет) информацию, содержащуюся в электронном документе (сообщении);

  • оправдан характером сделки, обеспечен ответственностью сторон сделки, а также соответствует цели, для которой электронный документ (сообщение) был подготовлен и/или передан.

Процедура подписывания и/или установления (вписывания) электронной подписи в документ может функционально совмещаться с процедурами защиты электронного документа, обеспечивающие целостность, достоверность и неизменность его документированной информации перед другой стороной или третьими лицами. Такое совмещение реализовано в электронной цифровой подписи, реализуемой в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом РФ «Об электронной цифровой подписи» [6].

Есть еще один аспект в деятельности МИМЦ и сети ИМЦ, связанный с применением электронных процедур и требующий их регламентации в виде отдельного нормативного правового документа. Это порядок оформления и совершения электронных сделок, заключения договоров между пользователями сети на электронных торговых площадках того или иного ИМЦ в сети ИМЦ.

Стороны электронной сделки, пользователи сети ИМЦ и пользующиеся услугами электронной торговой площадки какого-либо ИМЦ, могут оформить сделку и заключить договор посредством совершения электронных процедур по правилам, установленным на электронной торговой площадке ИМЦ.

Электронные процедуры сторон по оформлению сделки могут охватывать обмен электронными документами (сообщениями) по согласованию договора в целом или его отдельных условий, по отдельным элементам заключения и исполнения сделки (переписка), при этом должны соблюдаться установленные законом, иными нормативными правовыми актами правила и требования по оформлению содержания конкретных видов договоров и иных документов.

Правила (регламент) оформления и совершения электронных сделок должны устанавливать:


  • формы и форматы представления, обмена и употребления электронных документов (сообщений);

  • порядок обмена электронными документами (сообщениями);

  • порядок совершения действий по заключению договора;

  • порядок заключения договора;

  • способ установления и порядок использования электронной подписи;

  • порядок размещения оферты в сети, направленной неопределенному кругу лиц, и ее принятия;

  • порядок направления акцепта и отзыва акцепта;

  • порядок проверки достоверности информации;

  • порядок использования программного обеспечения информационных систем сторон;

  • порядок досудебного разрешения споров, связанных с оформлением и совершением электронных сделок.

Электронные процедуры сторон по обмену электронными документами (сообщениями) в сделке могут охватывать оформление договора, представляемого продавцом в порядке оферты и принимаемого покупателем (заказчиком) без поправок и дополнительных условий, если установлена форма акцепта и процедура его отсылки. При этом должны соблюдаться все требования гражданского законодательства по видам договоров.

Пользователи сети ИМЦ при их регистрации в ИМЦ прежде, чем стать полноправными участниками коммерческой деятельности в сети ИМЦ, должны ознакомиться с установленными правилами ведения коммерческой деятельности в сети ИМЦ, договором присоединения и подписать его в предложенном порядке и, тем самым, взять на себя определенные обязательства по отношению к ИМЦ и другим участникам в сети ИМЦ.



Выводы
МИМЦ государств-участников СНГ был реализован в макетном образце (лабораторно-имитационном стенде) в рамках ФЦП «Электронная Россия». Исполнителями разработки МИМЦ являлись ИСА РАН и Cognitive Technologies.

Представляется целесообразным дальнейшая разработка сети ИМЦ СНГ, в частности, создание эскизного и технического проектов межгосударственного ИМЦ.



Следует отметить, что в рамках Исполнительного комитета СНГ необходимо разработать и принять Модельный закон СНГ «Об электронной коммерции», положения которого должны быть правовым основанием для разработки соответствующих норм национального законодательства государств-участников СНГ, разработки нормативных правовых документов МИМЦ и, соответственно, упорядочить взаимодействие национальных ИМЦ и всех пользователей сети ИМЦ.
Литература


  1. Романов А.Н., Славин О.А. Техническое проектирование общероссийской системы информационно-маркетинговых центров. Сб. трудов ИСА РАН "Документооборот. Прикладные аспекты. "М.: Эдиториал УРСС, 2004, стр. 108-125

  2. Акимова Г.П., Пашкин М.А., Славин О.А. Специфика документооборота электронной торговли. Сб. трудов ИСА РАН "Документооборот. Прикладные аспекты.", М.: Эдиториал УРСС, 2004, стр. 12-20

  3. Даниленко А.Ю., Подрабинович А.А., Сургучев В.А., Хлюстов К.В. Распространение электронных документов в глобальных и локальных сетях с использованием клиент-серверной архитектуры. Сб. трудов ИСА РАН "Управление информационными потоками", М.: Эдиториал УРСС, 2002, стр. 137-162

  4. Боженов А.Ю. Концепция построения системы «Информационный фонд». Сб. трудов ИСА РАН "Документооборот. Прикладные аспекты.", М.: Эдиториал УРСС, 2004, стр. 20-49

  5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003) "О некоммерческих организациях" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) // СЗ РФ от 15.01.1996, N 3, ст. 145

  6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (принят ГД ФС РФ 13.12.2001) // СЗ РФ от 14.01.2002, № 2, ст. 127








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница