О направлении информации




Скачать 479.88 Kb.
страница1/4
Дата07.05.2016
Размер479.88 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 3 августа 2015 г. N 08-1189
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В рамках выполнения научно-исследовательской работы "Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов" ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)" (далее - МГЮА им. О.Е. Кутафина) разработало методические рекомендации о формировании антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов (далее - методические рекомендации).

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России просит довести до сведения руководителей общеобразовательных организаций информацию о методических рекомендациях для их использования при разработке основной образовательной программы общеобразовательной организации.

Методические рекомендации размещены в свободном доступе на официальном сайте МГЮА им. О.Е. Кутафина, в разделе "Новости" (http://msal.ru/primary-activity/education/add_educational_program/idpo/).
Заместитель директора

Департамента

государственной политики

в сфере общего образования

П.А.СЕРГОМАНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОСПИТАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Введение
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" элементом системы образования выступают образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности. Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [1].

____________________

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"//СЗ РФ. 31.12.2012, N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Помимо приобретения знаний, умений и навыков в ходе реализации образовательных программ любого уровня происходит формирование ценностных установок, определяющих характер интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития человека. Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования в сфере образования выступает идея гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ является комплексной задачей, основанной на требованиях федерального закона и образовательных стандартов различного уровня образования.

Коррупция как социальное явление, государственная антикоррупционная политика, методы противодействия коррупции, общественные механизмы борьбы с коррупцией, вред, причиняемый общественным отношениям в связи с различными формами коррупционного поведения, законодательство о противодействии коррупции и ответственность за коррупционные правонарушения становятся предметом образовательной деятельности независимо от направленности и уровня образовательной программы. Являясь одной из острейших социальных проблем на современном этапе развития российского государства, коррупция становится предметом нравственной и правовой оценки: происходит осмысление личного опыта и информационного фона, соответствующее преломление приобретают изучение истории, литературы, вопросов устройства общества и государства, развития правовой системы и т.д.

Формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости ко всем формам коррупционной деятельности, формирование навыков противодействия соответствующим правонарушениям с привлечением институтов гражданского общества и государства признается одной из приоритетных задач нашего общества. Ее значимость определила принятие комплексных программных документов, затрагивающих все сферы общественных отношений и определяющих конкретные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных организаций. Особая роль отведена и системе образования как институту, оказывающему наиболее сильное влияние на формирование человеческой личности, утверждение ценностей и жизненных принципов, выбор профессиональной и общекультурной модели.

Целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение комплексной поддержки решения задачи формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ различного уровня. В этой связи осуществлена систематизация требований к содержанию воспитательной работы, выявление ее основных направлений (основываясь на приоритетных задачах государства и общества).

Программы и мероприятия антикоррупционного воспитания успешно интегрируются в содержание дисциплин (модулей) основных образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики, общества, государства и права. Кроме того, антикоррупционное просвещение обучающихся реализуется в рамках работы научных секций и кружков, а также тематических внеучебных мероприятий. Содержание основных образовательных программ анализируется на предмет наличия дидактических единиц, наиболее подходящих для развития знаний о противодействии коррупции, формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства.


I. Антикоррупционное воспитание в системе

российского образования


Содержание учебной и воспитательной работы, осуществляемой в рамках системы российского образования, определяется при установлении обязательных требований к образованию определенного уровня в федеральном государственном образовательном стандарте. Развитие правовой культуры и правосознания обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения осуществляется в рамках реализации основных образовательных программ:


Образовательная программа

Требования к образовательной программе, связанные с антикоррупционным воспитанием

Образовательная программа дошкольного образования

1) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

2) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

3) социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

4) содержание программы отображает систему отношений ребенка к другим людям и себе самому.



Образовательная программа начального общего образования

1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;

2) становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

3) духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.



Образовательная программа основного общего образования

1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности.



Образовательная программа среднего общего образования

1) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

2) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

3) формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

4) овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

5) формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав.


Образовательная программа среднего профессионального образования

1) получение знаний о формировании личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

2) формирование способности проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

3) формирование умения выявлять обстоятельства, способствующие преступности, в том числе коррупции.


Образовательные программы высшего образования

1) формирование способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

2) формирование способности использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;

3) формирование в образовательной организации социокультурной среды и создание условий, необходимых для всестороннего развития личности;

4) воспитание нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону.


II. Формирование антикоррупционного мировоззрения

у обучающихся по программам основного общего

и среднего общего образования


Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего и среднего общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика, право и др.

На протяжении исторического развития практически во все периоды времени имели место коррупционные действия различных должностных лиц. Так, древляне восстали против князя Игоря, когда он, пользуясь должностным положением, дополнительно потребовал с них дань; Екатерина Великая наделяла своих фаворитов дополнительными полномочиями и материальными ресурсами, а наиболее активные участники революционных событий, в том числе и бывшие преступники, занимали высокие посты в Советском государстве.

Подобные примеры в процессе изучения истории школьниками и студентами образовательных организаций среднего профессионального образования должны преподноситься с точки зрения причиненного вреда государству и обществу коррупционными действиями. Это должно делаться для того, чтобы, основываясь на опыте прошлого, не допускать противоправных деяний в настоящем и будущем.

Антикоррупционным элементом в программе "История России" являются следующие дидактические единицы:




Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Древнерусское государство

Причины появления коррупции в России.

Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства.



- способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;

- осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления.



Складывание предпосылок образования Российского государства

Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.

Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства.



- уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;

- осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов.



Завершение образования Российского государства

Брачные связи как коррупционное средство.

- формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории.

Историческое развитие Российской империи в XVI - XVIII вв.

Превышение должностных полномочий.

Авторитаризм.

Формирование государственного механизма противодействия коррупции.

Создание государственных органов по борьбе с коррупцией.

Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей.

Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.



- способность определить значение использования должностного положения в личных целях;

- понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;

- общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления.


Россия в XIX в.

Сословная система как причина социального неравенства.

Государственные реформы социальной системы общества.

Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу.


- приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.;

- формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;

- обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества.


Советский период

Партийная коррупция как самостоятельное направление коррупционного поведения.

- уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;

- способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;

- понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии.

Учебный предмет "Обществознание" в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:




Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Политика и право

Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

- способность выявлять признаки коррупционного поведения;

- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);

- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).


Общество

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.

Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.

Коррупция - социально опасное явление.


- способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;

- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;

- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;

- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях.



Человек;

Человек в системе общественных отношений



Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности.

Мотивы коррупционного поведения.


- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;

- понимание значимости правовых явлений для личности;

- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;

- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;

- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенных факторов.


Экономика

Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.

- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;

- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений.



Право

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

- приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;

- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;

- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;

- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;

- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества.


Политика как общественное явление

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.

- способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.

В рамках учебного предмета "Экономика" обеспечивается понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности. Антикоррупционным элементом в программе данной дисциплины являются следующие дидактические единицы:




Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Основные проблемы экономики России

Коррупция - фактор, препятствующий экономическому росту.

Потери экономики от коррупции.



- способность оценить влияние коррупции на распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

- способность оценить коррупцию как фактор снижения экономического роста, инвестиций, предпринимательской активности, общего благосостояния граждан.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница