О деятельности фнс россии и её территориальных органов Официальный Интернет-сайт фнс россии




Скачать 359.85 Kb.
Дата24.04.2016
Размер359.85 Kb.


24.10.2012

1. О деятельности ФНС России и её территориальных органов

Официальный Интернет-сайт ФНС России

ФНС России приняла участие в семинаре, организованном Советом молодых специалистов Минфина России

Дата публикации: 22.10.2012

С 19 по 21 октября молодые специалисты Федеральной налоговой службы приняли участие в выездном семинаре «Развитие государственной гражданской службы в Российской Федерации в рамках формирования в России системы «Открытое Правительство», организованном Советом молодых специалистов Минфина России в ФГБУ ЛОК «Елочки» Минфина России.

На семинаре были рассмотрены вопросы формирования в России системы «Открытое Правительство». Участниками были высказаны мнения и идеи в данной области, были озвучены проблемы, положительные и отрицательные стороны создания системы «Открытое Правительство».

В ходе дебатов начальник отдела Управления досудебного аудита С.И. Токарев рассказал участникам семинара о ключевых аспектах работы с молодыми специалистами в Федеральной налоговой службе и ее территориальных органах.

По результатам обсуждений участниками были выработаны предложения по функционированию Открытого Правительства.


Налоговые органы Москвы подвели итоги работы за январь - сентябрь 2012 года

Дата публикации: 22.10.2012

В УФНС России по Москве подвели итоги налоговых поступлений за январь-сентябрь 2012 года. За этот период в консолидированный бюджет РФ поступило 1 290,7 млрд. рублей доходов, администрируемых УФНС России по г. Москве.

Наибольшую долю в общей сумме поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ – 514,5 млрд. рублей, или 39,9%, обеспечил налог на добавленную стоимость.

Вторым по объему в структуре доходов в отчетном периоде является налог на доходы физических лиц, сумма поступления которого составила 331,4 млрд. рублей, или 25,7% в сумме общих поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Сумма поступлений налога на прибыль организаций составила 308,4 млрд. рублей, или 23,9%, в том числе в федеральный бюджет – 62,5 млрд. рублей, в консолидированный бюджет города Москвы – 246 млрд. рублей.

В федеральный бюджет платежи по налогам и сборам поступили в сумме 610,6 млрд. рублей.

В консолидированный бюджет города от организаций, состоящих на налоговом учете в налоговых органах Москвы, поступило 680,1 млрд. рублей.

В консолидированный бюджет города Москвы с учетом налогов и сборов, перечисленных от налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в январе-сентябре 2012 года поступило 922,9 млрд. рублей.
На форуме ФНС России опубликован проект новой формы налоговой декларации по УСН

Дата публикации: 22.10.2012

На форуме сайта ФНС России для широкого обсуждения представлен проект новой формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

При разработке новой формы декларации специалисты ФНС России учли недостатки действующей декларации. В частности, в ней предусмотрена возможность самостоятельного расчета авансовых платежей по налогу.

Кроме того, в декларацию внесены изменения, учитывающие ситуацию, когда налогоплательщики меняют в течение налогового периода место постановки на учет.

Появилась возможность при определении подлежащей к уплате суммы минимального налога учесть авансовые платежи по налогу, уплаченные в отчетном периоде. Тем самым налогоплательщик избавляется от необходимости дополнительно уплачивать минимальный налог, либо направлять в налоговый орган заявление о зачете в счет такой уплаты сумм авансовых платежей, уплаченных им в течение налогового периода.

Также в декларацию добавлен раздел, содержащий отчет о целевом использовании имущества (денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования. В настоящее время получатели указанных средств, помимо декларации по УСН представляют лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Структура декларации стала более понятной, что, по мнению специалистов Налоговой службы, облегчит процесс ее заполнения и при этом позволит избежать многих ошибок.

ФНС России предлагает налогоплательщикам принять участие в обсуждении данного проекта на форуме.
Налогоплательщики могут представить банковскую гарантию на часть суммы НДС, заявленной к возмещению

Дата публикации: 22.10.2012

В соответствии с пунктом 2 статьи 176.1 Налогового кодекса право на применение заявительного порядка возмещения НДС имеют, в том числе налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией на возмещение налога действующую банковскую гарантию.

Одним из требований к банковской гарантии является то, что сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать при необходимости возврат в бюджет заявляемой к возмещению суммы налога в полном объеме.

Минфин России разъясняет, что представление в налоговые органы банковской гарантии на часть суммы налога, заявленной к возмещению в декларации и указанной в заявлении о применении заявительного порядка возмещения НДС, представляемой с декларацией, не противоречит действующим нормам Налогового кодекса о применении заявительного порядка возмещения НДС.
Эксперты уверены, что Федеральная налоговая служба сделала гигантский рывок в своей деятельности

Дата публикации: 23.10.2012

«Налоговая служба сделала гигантский рывок в своей деятельности. То, что за год ей  удалось подвинуться во  Всемирном рейтинге Doing Business на 40 позиций в части  упрощения налогового администрирования, это конечно очень серьезный показатель», - заявил Председатель экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» А.В. Данилов-Данильян.

По мнению А.В. Данилова-Данильяна, тут сыграли свою роль два основных фактора:

«Во-первых, усилия по автоматизации процессов взаимодействия  Налоговой службы и налогоплательщиков, возможность использования  электронных ключей, электронной подписи документов - все это приводит к сокращению сроков заполнения  налоговых деклараций, отчетности и других документов.

Во-вторых,  постепенно стабилизируется налоговое законодательство. А это значит, что бухгалтерам не нужно тратить так много времени на привыкание к новым требованиям, методам расчета, льготам и условиям».

Также А.В. Данилов-Данильян выразил уверенность, что налоговая система будет стабилизироваться и дальше.
Эксперты признают, что высокий уровень автоматизации процессов расчета налогов стал возможен благодаря открытому подходу ФНС России в работе с бизнес-сообществом

Дата публикации: 23.10.2012

Всемирный банк и Международная финансовая корпорация оценили усилия ФНС России по улучшению инвестиционного климата в стране. В частности, согласно Всемирному рейтингу Doing Business, в разделе «Налоговое администрирование» Россия переместилась со 105-й позиции на 64-ю.

Столь существенного улучшения рейтинга по разделу «Налоговое администрирование», уверен член Общественного совета при ФНС России, Генеральный директор фирмы «1С» Борис  Нуралиев, России удалось достичь в значительной степени за счет хорошей автоматизации процессов расчета налогов, формирования налоговых деклараций, их передачи в электронном виде в ФНС России и оплаты налогов с помощью сервисов клиент-банка.

«В свою очередь, высокий уровень автоматизации стал возможен благодаря вдумчивому и в то же время открытому подходу Налоговой службы к созданию и публикации современных форматов электронной отчетности, унификации программного обеспечения ФНС России на федеральном уровне и четкого взаимодействия со спецоператорами, обеспечивающими сбор информации с предприятий», - подчеркнул Борис Нуралиев.

Он также выразил уверенность в том, что, несмотря на высокий показатель, ФНС России необходимо и дальше продолжать работу по совершенствованию налогового администрирования. 


Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов: ФНС России стала гибкой, современной и продвинутой структурой

Дата публикации: 23.10.201

Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, комментируя опубликованные 23 октября данные Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации, согласно которым Россия поднялась на 8 позиций - со 120-го места на 112-е место во Всемирном рейтинге Doing Business, положительно отозвался о работе Федеральной налоговой службы.

«Я удовлетворен тем, что Россия поднялась на 8 позиций в рейтинге вверх. Во-первых, это перелом сложившейся тенденции. Все-таки мы существенно опустились в рейтингах после кризиса, и двинуться вверх на 8 пунктов - это довольно большое достижение. И второе, что меня еще больше удовлетворяет - это то, что по отдельным показателям мы скакнули сразу на 40 позиций», - заявил в частности Андрей Белоусов в интервью ИА «Интерфакс».

Наибольший прорыв, по словам Министра экономического развития РФ, сейчас отмечен в тех сферах, которые связаны с деятельностью ФНС России: «Это регистрация предприятий, где мы со 111-го места переместились на 101-е место, и особенно это налогообложение, где мы со 105-го переместились на 64-е место, обогнав по этому показателю США».

По словам Андрея Белоусова, «за последние годы ФНС России среди наиболее третируемых органов, с очень отсталым администрированием, которая постоянно находилась в зоне критики со стороны нашего бизнеса, стала гибкой и современной, достаточно продвинутой структурой, прежде всего за счет информатизации и улучшения деятельности инспекций, которые непосредственно работают с предприятиями».



Андрей Белоусов отметил, что время на оформления налогов сократилось в 2012 г. с 290 до 177 часов. «При этом рывок в рейтинге налогообложения произошел, даже, несмотря на то, что налоговая ставка в процентах к прибыли в прошлом рейтинге была 46,9%, а сейчас стала 54,1% за счет увеличения страховых платежей. И, несмотря на это, все, что связано с налоговым администрированием, было улучшено настолько, что мы достигли такого результата», - похвалил Министр деятельность ФНС России.

Министр также выразил уверенность в том, что Россия совершит качественный скачок в рейтинге Doing Business уже в 2013 году, когда начнут в полной мере реализовываться «дорожные карты» в сфере строительства, таможенных процедур и подключения к электросетям.


Позиция России в рейтинге Всемирного банка Doing business поднялась благодаря улучшению налогового администрирования в стране

Дата публикации: 23.10.2012

23 октября Всемирный банк опубликовал очередной рейтинг Doing business, в соответствии с которым Россия поднялась на 8 позиций. Наиболее заметные успехи отмечены в разделе «Налоговое администрирование». Здесь Российская Федерация переместилась со 105-й позиции, которую занимала в прошлом году, на 64-ю.

По мнению Всемирного банка, ФНС России удалось существенно снизить административные барьеры, упростить многие процедуры, эффективно внедрить специальное программное обеспечение и электронные сервисы.

Достичь таких результатов в рейтинге ФНС России удалось благодаря целенаправленной работе по нескольким ключевым направлениям.

1. Развитие бесконтактных способов взаимодействия с налоговыми органами. В последнее время официальный сайт www.nalog.ru стал самым посещаемым Интернет-ресурсом органов власти страны (свыше 6 млн. посещений в месяц). Сегодня на сайте представлено 32 интерактивных электронных сервиса, и это число постоянно растет.

Огромная работа ведется в сфере нормативного регулирования, организации и «электронизации» государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Свыше 20 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зарегистрированы Налоговой службой по поданным в электронном виде пакетам документов с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию». Свидетельства о государственной регистрации и выписке из реестров получены ими также в электронном виде.

Сервис электронной регистрации ФНС России в 2012 году получил диплом Министерства связи и массовых коммуникаций в номинации «Лучшая государственная услуга, предоставляемая бизнесу с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия».

По поручению Премьер-министра Д.А. Медведева, создан веб-сервис для формирования заявки для регистрации индивидуальных предпринимателей без электронной подписи. Данный сервис предназначен для пользователей мобильных устройств, в том числе iPad.

Сегодня активно используется возможность онлайн оплаты налоговых задолженностей и начислений. С помощью сервиса «Узнай свою задолженность» проведено свыше 600 тысяч платежей на сумму почти 400 млн. рублей.

Действительно знаковым событием стало внедрение сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Теперь налогоплательщики могут, не выходя из дома, получать всю информацию о начислениях, задолженности, переплате, объектах налогообложения (недвижимом имуществе, земельных участках и транспортных средствах), которые числятся за ним по данным налоговых органов и по которым начисляются налоги.

Растет число организаций, сдающих налоговую отчетность по ТКС. В третьем квартале 2012 года 75,8% организаций предоставили налоговые декларации (расчеты) по ТКС. Среди индивидуальных предпринимателей этот показатель составил 69,4%.

2. Реформы в области досудебного урегулирования налоговых споров.

Внедрение процедур досудебного урегулирования позволило значительно сократить количество жалоб налогоплательщиков и налоговых споров в судах, что в значительной степени оздоровило деловой климат и положительно сказалось на отношении налогоплательщиков к Налоговой службе.

3. Упрощение процедур, связанных со взиманием НДС.

Введены электронные счета-фактуры, что стало альтернативой бумажному документообороту, снизив расходы налогоплательщиков и повысив эффективность бизнес-процессов. Установлен порядок корректировки налоговых обязательств при изменении цены, в том числе, при предоставлении скидок. Сокращен перечень документов для применения нулевой ставки НДС: теперь выписка банка не нужна. Определен точный перечень услуг облагаемых по нулевой ставке.

4. Еще одно важное направление в деятельности Федеральной налоговой службы – это повышение качества работы с налогоплательщиками. Клиентоориентированный подход к налогоплательщикам стал одним из приоритетов в работе Службы. В рамках этого направления деятельности Службой разработана и активно реализуется Концепция по работе с налогоплательщиками.

В начале 2012 года было проведено комплексное социологическое исследование по оценке качества работы налоговых органов с налогоплательщиками. Согласно полученным данным интегральный индекс удовлетворенности качеством обслуживания налогоплательщиков составил 75,4%, увеличившись с 2008 года (67,6%) на 11,5 процентных пункта.

Руководитель ФНС России М.В. Мишустин подчеркнул, что именно совокупный результат развития по всем этим направлениям нашел свое отражение в рейтинге.
Вопросы трансфертного ценообразования обсуждают на семинаре ОЭСР

Дата публикации: 23.10.2012

В ФНС России начал свою работу трехдневный семинар ОЭСР «Трансфертное ценообразование: углубленный курс». На открытии мероприятия с речью выступил заместитель руководителя ФНС России А.Л. Оверчук.

В работе семинара принимают участие налоговые эксперты из стран-членов ОЭСР - Вольфганг Бюттнер, Карлос Альфонсо Эррера Альварез, Нильс Кристиан Рисгаард Якобсен, Норберт Роллер, а также представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов Республики Молдова, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан.

В первый день участники обсудили следующие вопросы:


  1. Обновленная информация о принципе «вытянутой руки» и анализ сопоставимости;

  2. Корректировки на сопоставимость, включая корректировку на географическое месторасположение рынков;

  3. Обновленная информация о методах определения цен для целей налогообложения – традиционные методы;

  4. Обновленная информация о методах трансфертного ценообразования – методы, основанные на анализе прибыльности сделок.

Семинар организован в форме лекций-презентаций с демонстрацией примеров, практических занятий с разбором конкретных ситуаций и дискуссий по темам трансфертного ценообразования и контроля цен для целей налогообложения.
Представитель ФНС России принял участие в заседании 8-й сессии Комитета ООН

Дата публикации: 23.10.2012

В Женеве (Швейцария) состоялось ежегодное заседание Комитета экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения. Среди участников сессии были представители 31 страны, а также представители ОЭСР; руководители министерств, ведомств и департаментов по налогам и сборам Кореи, Бельгии, Мексики, Германии, Болгарии и других стран; специалисты Международного Бюро Налоговой Документации, профессорский состав европейских университетов, представители частных юридических фирм, консалтинговых компаний, торгово-промышленных палат и бизнеса.

Главным вопросом на повестке дня работы Комитета было принятие Практического руководства по трансфертному ценообразованию. Документ содержит описание практического опыта, применяемого странами БРИКС, а именно Бразилией, Россией, Китаем, Индией и ЮАР. В результате совместной работы членов Комитета Практическое руководство по трансфертному ценообразованию было принято, что имеет большое значение для Организации Объединенных Наций. Данный документ будет полезен, в первую очередь, для развивающихся стран, сталкивающихся с вопросами трансфертного ценообразования. Одобренный Комитетом текст Руководства в течение двух месяцев будет опубликован на сайте Комитета.

Участники сессии высказали пожелание дальнейшего сотрудничества с налоговыми органами России в области обмена опытом и информацией, учитывая растущий интерес к ведению бизнеса в России со стороны иностранных компаний.
В Новониколаевском открылся 20-ый в Волгоградской области МФЦ

Дата публикации: 23.10.2012

В поселке городского типа Новониколаевский открылся новый многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг для жителей Новониколаевского муниципального района.

В торжественном открытии МФЦ приняли участие губернатор Волгоградской области С.А. Боженов, начальник отдела административной реформы Министерства экономики и внешнеэкономических связей, инвестиций Волгоградской области И.Ю. Зубкова, глава администрации Новониколаевского муниципального района С.С. Чулков, заместитель главы администрации Новониколаевского муниципального района Р.В. Баубель, начальник Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области Т.И. Стрепетова, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Волгоградской области Г.В. Пчелинцева.

Новониколаевский МФЦ стал 20-м по счету в регионе. Создание МФЦ в Новониколаевском продолжило реализацию программы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области.

Деятельность МФЦ построена по принципу «одного окна» — единого места приема, регистрации и выдачи документов, что значительно облегчает получение населением государственных и муниципальных услуг.

Для удобства жителей МФЦ расположен в центре поселка, рядом с вокзалом, что удобно не только жителям районного центра, но и сельским жителям, приезжающим из ближайших населённых пунктов.

Благодаря сотрудничеству МФЦ с налоговыми органами, налогоплательщики смогут также получить информацию об электронных сервисах, размещенных на сайтах ФНС России и УФНС России по Волгоградской области. Кроме того, в Многофункциональном центре размещены стенды, содержащие справочную информацию для налогоплательщиков.


В УФНС России по Санкт-Петербургу состоялась встреча с представителями малого и среднего бизнеса

Дата публикации: 23.10.2012

Руководитель Управления ФНС России по Санкт-Петербургу В.А. Корязина встретилась с представителями Санкт-Петербургского Союза Предпринимателей.

Санкт-Петербургский Союз предпринимателей - одна из первых и наиболее массовых организаций бизнесменов в городе. Союз объединяет представителей малого и среднего бизнеса различных отраслей производства, торговли, строительства, транспорта, народных промыслов, образования, медицины, культуры и искусства, досуга, сферы бытовых услуг.



В.А. Корязина рассказала предпринимателям, что в своей работе налоговые органы уделяют большое внимание созданию комфортных условий для исполнения налогоплательщиками своих обязательств. Существенная роль в этой работе, отметила руководитель Управления, отведена онлайн сервисам ФНС России, которые помогают предпринимателям минимизировать риски при ведении бизнеса и заключении договоров с контрагентами.

Для предпринимателей были подготовлены брошюры по использованию электронных сервисов Федеральной налоговой службы, памятка о порядке и сроках процедуры досудебного урегулирования споров.

По итогам встречи стороны договорились о расширении просветительской работы среди представителей малого и среднего бизнеса для качественного информирования о налоговом законодательстве.
Официальный Интернет-сайт УФНС России по Амурской области

В УФНС России по Амурской области прошел семинар по вопросам государственной регистрации и учета налогоплательщиков

Дата публикации: 22.10.2012



В УФНС России по Амурской области провели семинар по вопросам государственной регистрации и учета юридических и физических лиц.

В работе семинара приняли участие заместитель руководителя Управления Т.И. Павлова, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления Е.Г. Середенко, начальник отдела работы с налогоплательщиками Т.В. Приезжих, начальник отдела досудебного аудита Е.О.Пырина, специалисты Управления и Межрайонных ИФНС России по Амурской области (далее - Инспекции).

В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы о результатах работы по государственной регистрации юридических и физических лиц за 2012 год, перспективы развития государственной услуги по госрегистрации на 2013 год, а также итоги работы по учету юридических и физических лиц за прошедший год и тенденции в организации работы налоговых органов Амурской области в этой сфере.

Участники семинара обсудили вопросы организации системы контроля в Инспекциях за соблюдением норм законодательства в части государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также вступление в силу Административного регламента по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Семинар завершился проведением на базе учебного класса тестирования сотрудников Инспекций, принявших участие в работе семинара-совещания.
В амурском налоговом управлении обсуждали вопросы организации работы с налогоплательщиками

Дата публикации: 23.10.2012



В УФНС России по Амурской области состоялся семинар-совещание по вопросам организации работы с налогоплательщиками.

В работе семинара приняли участие заместитель руководителя Управления А.Г. Трошин, начальник отдела работы с налогоплательщиками Т.В. Приезжих, начальник налогообложения № 2 Н.Г. Лезина, исполняющий обязанности начальника правового отдела Е.С. Астайкина, специалисты Управления и Межрайонных ИФНС России по Амурской области.

В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы об итогах работы за 9 месяцев 2012 года, перспективы и направления развития работы с налогоплательщиками на 2013 год, а также итоги проведения акции Дни открытых дверей.

Участники семинара обсудили перспективы развития Интернет-сайтов ФНС России и УФНС России по Амурской области, вопросы повышения профессиональных навыков и умений сотрудников налоговых органов в области клиентоориентированного взаимодействия с налогоплательщиками, а также вступление в силу нового Административного регламента по информированию налогоплательщиков.

Кроме того, на семинаре было проведено тестирование на знание возможностей и преимуществ электронных сервисов налоговой службы.

Семинар завершился круглым столом с обсуждением проблемных вопросов, обменом практическим опытом, а также награждением инспекций - активных участников ярмарки успешных проектов Федеральной налоговой службы в области работы с налогоплательщиками с пожеланиями им дальнейших творческих успехов в повышении налоговой грамотности населения Амурской области. 


Система налогообложения на основе патента

Дата публикации: 23.10.2012

С 1 января 2013 года перечень специальных налоговых режимов будет дополнен патентной системой налогообложения, применение которой установлено главой 26.5 Налогового Кодекса РФ.

Патентная система налогообложения предназначена для индивидуальных предпринимателей, переход на нее является добровольным, и она может совмещаться с иными режимами налогообложения.

Право на применение патентной системы налогообложения удостоверяет патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности. Патент выдается налоговым органом и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

Заявление на получение патента индивидуальный предприниматель подает не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения в налоговый орган по месту жительства. Те, кто желает применять данную систему налогообложения с 1 января 2013 года должны подать заявление на получение патента не позднее 20 декабря 2012 года.

Налоговый орган обязан в течение 5 дней со дня получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента.

Основаниями для отказа в выдаче патента могут быть, в частности, следующие:

- несоответствие в заявлении на получение патента вида предпринимательской деятельности перечню видов, в отношении которых на территории субъекта РФ введена патентная система налогообложения;
- указание срока действия патента не соответствует срокам, на которые он может быть выдан (например, менее 1 месяца);

- наличие недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

По выбору индивидуального предпринимателя патент может быть выдан на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года.

Постановку на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения осуществляет налоговый орган, в который было подано заявление, в течение 5 дней со дня его получения. Датой постановки на учет в налоговом органе в этом случае считается дата начала действия патента.


2. Другое

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5918 (245) от 24.10.2012

Омбудсмен берет банк

Финансисты заплатят за каждую жалобу клиента


Текст: Елена Мишина

К ноябрю Минфин внесет в правительство проект закона о финансовом омбудсмене. Люди смогут бесплатно обратиться к правозащитникам, чтобы в досудебном порядке решить споры с банками, страховщиками, брокерами и даже ломбардами…



"Российская Бизнес-газета" - Налоговое обозрение №869 (40) от 23.10.2012

Ставка на акцизы

Новые законопроекты направлены на обеспечение устойчивости бюджета


Текст: Ирина Колодина

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов тесно взаимосвязаны с формированием проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период и предопределяют бюджетную устойчивость и стабильность в обществе. Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев рассказал "РБГ" о новых налоговых законопроектах, поступивших в Бюджетный комитет…


Банки дадут гарантию

Кредитные организации готовы поручиться за компании


Текст: Елена Березина

Госдума приняла в первом чтении проект закона об использовании института банковской гарантии в налоговой сфере. Законопроектом предлагается использовать банковскую гарантию при уплате налогов и сборов в случае подачи заявления об отсрочке или рассрочке.

Сейчас исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика…

Должник под контролем

Фискальная служба заставит вернуть деньги в казну


Текст: Елена Шмелева

Институту банкротства исполнилось двадцать лет. Как поступают с несостоятельными должниками в России, "РБГ" рассказал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Денис Наумчев.



- Денис Валерьевич, какова роль института банкротства в экономических отношениях в государстве?

- Посредством института банкротства, регулирующего правоотношения между несостоятельным должником и его кредиторами, экономика очищается от неэффективных хозяйствующих субъектов. При этом в некоторых случаях, которые, к сожалению, достаточно малочисленны, в ходе процедур банкротства несостоятельный должник восстанавливает платежеспособность и повышает свою финансовую устойчивость, в результате чего сохраняются имеющиеся и создаются новые рабочие места, развиваются производства, а для бюджета сохраняется налогоплательщик, уплачивающий обязательные платежи, которые могут пойти на развитие социальной инфраструктуры. В делах о банкротстве кредиторами являются не только контрагенты и займодатели должника, но и государство при наличии у должника задолженности по обязательным платежам или неисполнения им обязательств по соответствующим гражданско-правовым договорам….



ФНС - один из крупнейших кредиторов должников, находящихся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. На 1 октября 2012 года ФНС России представляет интересы страны как кредитора в делах о банкротстве более 24 тысяч должников.

Данное решение вполне закономерно с позиции налогового администрирования. Сбор налогов можно представить как единый процесс, начинающийся декларированием и заканчивающийся либо зачислением налогов в бюджет, либо решением о списании задолженности. Подход, заключающийся в разрыве этого процесса передачей прав кредитора от одного органа исполнительной власти другому в случае начала или окончания процедур банкротства, является достаточно дискуссионным, тем более что передача таких полномочий может осуществляться неоднократно, поскольку дело о банкротстве может прекращаться и возбуждаться вновь, а задолженность перед бюджетной системой оставаться непогашенной. В настоящее время Федеральная налоговая служба является одним из крупнейших кредиторов должников, находящихся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. На 1 октября 2012 года ФНС России представляет интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве более 24 тысяч должников.



- Как уполномоченный орган вырабатывает позицию по основным вопросам, определяющим ход процедуры банкротства должника? Сотрудник налогового органа, принимающий участие в судебном заседании, в голосовании на собрании кредиторов, руководствуется своим собственным мнением относительно сложившейся на предприятии-банкроте ситуации?

- Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором. В частности, порядок голосования на собрании кредиторов установлен приказом минэкономразвития от 03.08.2004 N 219. Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности ФНС России утвержден порядок разграничения полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами службы. Таким образом, сотрудник налогового органа, принимающий участие в собраниях кредиторов, судебных заседаниях выражает позицию, сформированную в соответствии с требованиями нормативных актов, а не исходя из своего личного усмотрения.



- Как вы оцениваете эффективность работы ФНС при представлении интересов государства как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве?

- Эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, составила на 1 сентября 2012 года 6,8%, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации отсутствующих должников, находящихся в процедурах банкротства, которая на 1 июля 2012 года превысила 30 млрд. рублей. Начиная с 2009 года среднегодовая эффективность процедур банкротства должников, в которых участвует уполномоченный орган, устойчиво возрастает с 1,8% в 2009 году до 5,4% в 2011-м. При этом в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований, предъявленных к должникам-банкротам.



- Как эффективность работы налоговых органов сказывается на изменении совокупной задолженности перед бюджетом?

- Только за текущий год в результате завершения процедур банкротств должников в бюджетную систему России поступило более 4,7 млрд. рублей. При этом совокупная задолженность перед бюджетной системой России организаций, находящихся в процедурах банкротства, с 1 июля прошлого года по 1 июля 2012 года сократилась более чем на 30 млрд рублей. Это весомая цифра, так как требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков. В силу норм действующего законодательства и значительных объемов кредитования предприятий это оказывает негативное влияние на размер погашаемой в процедурах банкротства задолженности по обязательным платежам. Вместе с тем есть еще одна позитивная тенденция: на 1 октября 2012 г. учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника - унитарного предприятия и третьими лицами в соответствии со статьями 71.1, 85.1, 112.1, 125, 129.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" было погашено более 2 млрд. рублей задолженности по обязательным платежам…

На 1 октября задолженность отсутствующих организаций и должников, находящихся в процедурах банкротства, составляла почти 40% от совокупной задолженности перед бюджетной системой России. В большинстве своем отсутствующие должники - это фирмы-"однодневки", задолженность которых является проблемной. Ликвидировать такую задолженность можно двумя способами. Во-первых, путем списания незначительных сумм задолженности, взыскание которых экономически нецелесообразно, с последующим исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ и применением административных и иных мер в отношении учредителей "однодневок". Во-вторых, при помощи взыскания ее с контролирующих должника лиц в порядке субсидиарной ответственности в ходе процедуры банкротства. Однако данная проблема еще подлежит окончательному урегулированию законодателем.

- Вы упомянули о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за его банкротство. Что это за инструмент?

- В ходе процедур банкротства зачастую выясняется, что у должника недостаточно имущества, реализовав которое можно удовлетворить требования кредиторов. Вместе с тем привлечение к субсидиарной ответственности контролировавших должника лиц по его обязательствам является инструментом, с помощью которого возникает возможность минимизировать финансовые потери, связанные с банкротством должника. Субсидиарная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности, которая возникает в случаях, определенных законодательством или участниками договорных отношений. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений гражданского законодательства и законодательства о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Так, в результате привлечения контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности в бюджетную систему России на 1 июля 2012 г. уже поступило почти 230 млн. рублей.

Шопинг без сборов

Иностранцы смогут вернуть себе сумму НДС с купленных в России товаров


Текст: Юлия Воронина

Торгово-промышленная палата направила в Минфин проект по внесению изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, направленных на введение системы Tax Free на территории России. В случае принятия поправки необходимые системы для оборудования Tax Free будут внесены в проект "дорожных карт".

Благодаря такой системе гражданин другого государства сможет возвратить себе сумму налога на добавленную стоимость, включенную в розничную цену купленных им товаров, на всей территории Таможенного союза.

Законопроект предполагает определенный алгоритм возмещения налога. Стандартная ставка НДС при продаже товара составляет 18% или 10%. Продавец будет заполнять специальный бланк и предлагать его вместе с кассовым чеком иностранному покупателю. Чеки будут оформляться на основании паспорта покупателя. Затем таможенные органы ТС подтверждают вывоз товара иностранным покупателем, и компания-оператор возмещает ему сумму уплаченного налога за вычетом комиссии через специальные пункты возврата наличных в аэропортах и на пограничных переходах или перечисляет на банковскую карту. Чек будет действителен в течение 3 месяцев от даты покупки. Возврат НДС не будет распространяться на лекарства, алкогольные напитки, табачные изделия и услуги…


Экспедиторы несут убытки

Транспортно-логистические компании теряют деньги из-за отказов в возврате НДС


По мнению налоговиков, не все перевозки относятся к транспортно-экспедиционным услугам.

Текст: Юлия Воронина

Экспертный совет Торгово-промышленной палаты обратился в Минфин и Минэкономразвития с предложением выработать совместно с представителями бизнеса единый подход к трактовке нормы применения нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющих услуги по международной перевозке товаров. Это решение было принято в ходе заседания экспертного совета ТПП по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.

Федеральным законом от 27.11.2010 года N 309-ФЗ были внесены изменения в статью 164 НК РФ, в результате которых с 01.01.2011 нулевой ставкой НДС стали облагаться услуги по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В результате многим предприятиям, оказывающим услуги транспортной экспедиции, в том числе и предприятиям - резидентам Таможенного союза, налоговые органы отказывают в возмещении НДС начиная с первого квартала 2011 года. Раньше их услуги были приравнены к экспортным операциям, а значит, фирмы имели право на нулевую ставку НДС. Но после изменения законодательства экспедиторы, задействованные на промежуточных этапах международных перевозок, например, отвечающие за погрузку и разгрузку судна в порту, лишились прав на льготу…


Растяжимое понятие

ВАС продлил год до 511 дней


Текст: Александр Долгобородов (директор департамента налогового и правового консалтинга компании "Объединенные консультанты ФДП")

Высший арбитражный суд РФ своим определением от 7 августа 2012 г. N ВАС-7971/12 вызывал очередное беспокойство у профессионального сообщества. Предметом налогового спора между компанией, занимающейся выпуском минеральных удобрений, и межрайонной инспекцией ФНС России стал вопрос о правомерности применения налоговой ставки 0%, повлекшего неисчисление и неудержание налога на прибыль с дивидендов в сумме более 416 млн. руб., выплаченных в 2008-2009 гг. единственному участнику акционерного общества.

Налоговая ставка 0% в соответствии с пп.1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2008) применяется к доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, если на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности как минимум 50% в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации, а вклад в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации превышает 500 млн руб.

Налоговая инспекция при проверке соблюдения компанией этих условий неожиданно для самой себя выяснила, что если в данном случае применить п. 6 ст. 6.1 НК РФ, в соответствии с которым "срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях", то 365 дней - это вовсе не год, а примерно 1,4 года. Таким образом, правовая позиция инспекции в данном споре строилась на том, что именно этот срок законодатель и имел в виду, предусматривая налоговую льготу по дивидендам.

Решением суда первой инстанции требования компании были удовлетворены. Однако апелляционная инстанция это решение суда отменила, в удовлетворении требований отказав, кассационная инстанция оставила постановление без изменения. Не согласившись с принятыми судебными актами, организация обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре принятых судебных актов апелляционной и кассационной инстанций и просьбой оставить без изменения первое решение.

Но в передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано со следующим обоснованием: "Коллегия судей полагает, что суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно исходили из буквального толкования названной нормы кодекса". Таким образом, ВАС признал, что поддержанный им же подход к выработанной Конституционным судом РФ позиции о том, что арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, перестал вдруг применяться. Хотя практика арбитражных судов демонстрировала единообразие в вопросе недопустимости подобного формального подхода. Как указывал ФАС Московского округа, "в случае сомнений при применении норм законодательства о налогах и сборах арбитражные суды обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств"…


Азбука доброй совести

Постановление ВАС РФ о фирмах-однодневках улучшает положение бизнеса


Текст: Алексей Фалеев (партнер юридической фирмы "Рябинников & Партнеры")

По данным ФНС России, только в I полугодии 2012 года налоговыми органами проведено более 30 тысяч выездных налоговых проверок. По их результатам в бюджет дополнительно начислено более 195 млрд руб. Официальную статистику по видам налоговых правонарушений ФНС не публикует, но, зная специфику работы, можно предположить, что около 90% доначислений связаны с установлением взаимоотношений налогоплательщика с фирмами-однодневками.

Очередным этапом регулирования отношений, связанных с использованием фирм-однодневок, стало принятие ВАС РФ Постановления в июле 2012 года N 2341/12, в котором суд обязал налогоплательщиков доказывать применение рыночных цен при осуществлении взаимоотношений с такими контрагентами. Отдельные юристы считают это постановление "новой вехой в нормотворчестве ВАС РФ" и уверяют всех, что теперь налогоплательщикам станет еще сложнее доказывать свою добросовестность перед налоговыми органами и судом.

Судебная практика, которая сформировалась сегодня по связям налогоплательщиков с фирмами-однодневками, выделяет три основных документа, которые регулируют данные отношения. Это Определение Конституционного суда РФ N 329-О от 16.10.2003, Постановление Пленума ВАС РФ N 53 от 12.10.2006 и Постановление ВАС РФ N 18162/09 от 20.04.2010 года…


Придут по адресу

При проверке могут потребовать информацию о компьютерном IP-адресе


Текст: Ирина Колодина

ФНС продолжает придумывать новые способы проверки налогоплательщиков. В последнее время налоговики во время встречных проверок все чаще стали запрашивать информацию о компьютерном IP-адресе, а также сведения о провайдере, предоставляющем доступ в Интернет. Это предусмотрено внутренним регламентом организации работы налоговых органов по истребованию документов, который был разослан в московские налоговые инспекции вышестоящим налоговым органом. Раньше проверкам IP-адресов занималась только полиция, но сегодня этот метод взяли на вооружение и налоговики.

Сотрудники ФНС аргументируют необходимость истребования IP-адреса тем, что так они выявляют схемы обналички и фиктивные сделки. "В Налоговом кодексе не установлен исчерпывающий перечень документов и информации, запрашиваемой у контрагентов налогоплательщиков, поэтому ФНС считает, что компании не вправе игнорировать запросы на предоставление IP-адреса", - говорит руководитель отдела бухгалтерского аутсорсинга и налогового консультирования компании "Приоритет" Евгения Яковлева. За отказ предоставить эту информацию компании грозит штраф в размере 5 тысяч рублей, а за повторное нарушение он увеличится уже до 20 тысяч рублей…

Куда идет налог

Зависимость от федерального бюджета мешает развитию регионов


Текст: Евгения Носкова

Проблема низкой налоговой автономии местного самоуправления в России остается нерешенной, отмечается в обзоре, подготовленном Standard&Poor's. Как подчеркивают аналитики, несмотря на унификацию нормативов отчисления от налоговых доходов в местные бюджеты, муниципалитеты лишены сколько-нибудь значимых собственных доходных источников, включая налоги. Большинство муниципальных образований подвержены рискам, связанным с финансовой политикой региональных администраций. Исключение составляют лишь несколько крупных городов. Администрации регионов зависят от нестабильных поступлений от налога на прибыль, а также слабо предсказуемых федеральных трансфертов. Как считают в Standard&Poor's, правительство РФ осознает проблему и уже сделало ряд предложений по ее решению. В частности, речь идет о введении налога на недвижимость. Впрочем, перспективы этого налога неопределенны: сроки его введения уже несколько раз переносились…


Налоговая геометрия

Страховые взносы для индивидуальных предпринимателей могут вырасти


Текст: Ирина Колодина

В Госдуму внесен правительственный законопроект, который должен изменить систему обязательного пенсионного страхования. Авторы документа предлагают изменить формулу расчета фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц. В результате платежи для индивидуальных предпринимателей (ИП) существенно вырастут.

Законопроект подготовлен в целях обеспечения оптимизации расходов и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда, а также в целях реализации Основных направлений налоговой политики на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов, говорится в пояснительной записке к документу. Он предусматривает поэтапное (в течение трех лет) увеличение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц. Согласно финансово-экономическому обоснованию, сумма страховых взносов на страховую часть пенсии в результате этого повышения в 2013 году увеличится на 40,67 млрд. руб., в 2014-м - на 60,46 млрд. руб., а в 2015 - на 79,76 млрд. руб.

Сегодня предприниматели, а также адвокаты и нотариусы, занятые частной практикой (так называемые самозанятые лица), платят страховые взносы по тарифу 34%, установленному ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ. Этот тариф берется с одного МРОТ за каждый месяц, что составляет 17 285 рублей в год. Эту сумму и должны платить самозанятые граждане в ПФР. Если сегодня в расчете фиксированного платежа стоит 1 МРОТ, то в следующем году это будет уже 2 МРОТ, затем - 2,5 и с 2015 года - 3 МРОТ. То есть в 2013 году ожидается уплата вдвое большего взноса, а в 2015-м - втрое большего, чем вносили ИП и другие самозанятые лица в 2012 году…


По двойному тарифу

Эксперты отвечают на вопросы читателей


Несмотря на множество разъяснений и комментариев специалистов, каждый день у бухгалтеров и предпринимателей рождаются все новые вопросы, касающиеся взимания налогов. Сегодня на некоторые из них ответит член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, к.э.н. Елена Воробьева.

- Организации, применяющие вахтовый метод, в соответствии со ст. 302 Трудового кодекса РФ обязаны выплачивать работникам дневную тарифную ставку (дневную часть оклада) за каждый день нахождения в пути от пункта сбора к месту работы и обратно, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или по вине транспортных организаций. Облагается ли данная выплата НДФЛ?

- Несколько лет подряд Минфин дает разъяснения, согласно которым рассматриваемые выплаты освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, поскольку являются компенсационными (письма от 06.08.2012 N 03-03-06/6-219, , от 08.05.2009 N 03-04-06-01/112, от 13.02.2009 N 03-04-06-02/10, от 10.12.2008 N 03-04-06-02/126, от 20.11.2008 N 03-04-06-02/123, от 22.02.2008 N 03-04-06-02/22). К сожалению, это ошибка. Статья 302 ТК РФ называется "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом". Следовательно, в указанной статье упоминаются не только компенсации, но и гарантии. Кроме того, законодатель включил в нее также районные коэффициенты и процентные надбавки в заработной плате, являющиеся частью оплаты труда (еще больше "запутав" рассматриваемый вопрос).

В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты в возмещение работнику затрат, понесенных при исполнении трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ). Из комплексного анализа различных компенсаций можно сделать вывод, что речь идет о возмещении материальных затрат. Очевидно, что материальных затрат во время нахождения в пути работник не несет, соответственно компенсировать (возмещать) ему нечего. Кроме того, период нахождения в пути к месту выполнения работ и обратно не входит в период "исполнения трудовых обязанностей"…

Рассматриваемые выплаты являются разновидностью гарантий: работникам возмещается неполученный заработок за дни, когда они уже не дома (согласно графику они должны следовать к месту работы), но еще и не на рабочем месте. Больше всего эти выплаты напоминают средний заработок, который сохраняется за работниками, направленными в командировку, за дни нахождения в пути к месту командирования и обратно.

Единственной особенностью рассматриваемой гарантии является то, что ее размер определен не как средний заработок, а как тарифная ставка (дневная часть оклада). Это легко объяснить: как правило, средний заработок включает в себя доплаты, премии, вознаграждения и пр. и превышает размер тарифной ставки (оклада), а чтобы работодатель не слишком "пострадал" в связи с необходимостью оплаты дней проезда работников на вахту и тем более дней их задержки в пути, законодатель снизил размер гарантий до минимума. Аналогичный подход законодатель применяет и в случаях, когда работодатель оплачивает время простоя или неисполнения работником трудовых обязанностей по причинам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя: согласно статьям 155 и 157 ТК РФ, работникам начисляется 2/3 тарифной ставки (а не средний заработок).

Отнесение рассматриваемых выплат к гарантиям косвенно подтверждается и тем, что суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям, в целях налогообложения прибыли признаются расходами на оплату труда (п. 17 ст. 255 НК РФ). В то время как компенсационные выплаты, как правило, признаются прочими расходами (ст. 264 НК РФ).

Более того, дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха. При этом каждый день междувахтового отдыха (день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором (ст. 301 ТК РФ).

Анализ порядка определения количества дней междувахтового отдыха (путем деления положительной разности между фактическим количеством отработанных в соответствии с графиком часов в период вахты и нормой рабочего времени на соответствующий календарный период на 8 - продолжительность рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе) позволяет утверждать, что в размере дневной тарифной ставки (дневной части оклада) производится доплата за сверхурочное время. Тогда рассматриваемые выплаты (при условии, что дни нахождения в пути включены в число дней междувахтового отдыха) являются частью оплаты труда и тем более должны облагаться НДФЛ.

Таким образом, выплаты в размере дневной тарифной ставки (дневной части оклада) за дни в пути не носят компенсационного характера и подлежат обложению НДФЛ (они не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ).

В то же время работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы (первый абзац ст. 302 ТК РФ). Указанные надбавки аналогичны суточным, выплачиваемым работникам, направленным в командировку, являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Итак, за дни нахождения в пути к месту работы и обратно лицам, работающим вахтовым методом, в соответствии со ст. 302 ТК РФ производится две выплаты:

- дневная тарифная ставка, часть оклада за день работы (дневная ставка), являющаяся гарантией, если указанные дни не входят в число дней междувахтового отдыха, или часть оплаты труда, если дни в пути включены в число дней междувахтового отдыха. Данные выплаты облагаются НДФЛ;

- надбавка за вахтовый метод работы (взамен суточных), являющаяся компенсацией, освобожденной от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

- Работник отработал полный день, а вечером выехал к месту командирования. Можно ли не выплачивать работнику суточные за этот день или выплатить суточные в меньшем размере?

- Суточные выплачиваются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути (п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

Согласно п. 4 указанного Положения днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства на место постоянной работы.

При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с нуля часов и позднее - последующие сутки. Аналогично определяется день приезда работника на место постоянной работы.

Вопрос о явке работника на работу в день выезда в командировку и в день приезда из командировки решается по договоренности с работодателем.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ суточные выплачиваются в целях возмещения работнику дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. Следовательно, выплата суточных обусловлена не фактом работы или отсутствием на рабочем месте в день выезда в командировку, а тем, что в свободное от исполнения трудовых обязанностей (служебного задания) время работник лишен возможности вернуться домой.



Размер суточных устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это позволяет работодателю оговорить особый размер суточных, приходящихся на дни отъезда в командировку и возвращения обратно (то есть на "неполные" сутки, приходящиеся на период командировки). Но если соответствующие условия не включены в коллективный договор или локальный нормативный акт организации, то суточные должны выплачиваться в полном размере.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница