Николаев Андрей Сергеевич




Скачать 59.65 Kb.
Дата09.05.2016
Размер59.65 Kb.
Николаев Андрей Сергеевич

Университет ИТМО, Российская Федерация

Руководитель: к.э.н., доцент, Агапова Анна Вячеславовна
«Особенности применения тарифных преференций в Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза»
Секция 1: Международная торговля и таможенная политика

ЕАЭС как пример регионального таможенного союза и его роль в мировой торговле товарами

Тарифные преференции являются одним из способов ведения таможенно-тарифной политики государства. Сегодня в связи с усложнением международных связей и политическими противоречиями, тарифные преференции становятся инструментом, находящимся в сильной зависимости от политических, а не экономических факторов.




EXAMPLE
Традиционно преференции предоставлялись определенным странам на определенные виды товаров. Сегодня Российская Федерация как член ЕАЭС устанавливает особый льготный порядок расчета и уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов для ряда стран по отдельным категориям товаров - тарифные преференции. Существуют условия предоставления тарифной преференции в отношении товаров, происходящих из государств, образующих с Российской Федерацией зону свободной торговли: это наличие сертификата происхождения товара для подтверждения страны происхождения товара (для СНГ – форма сертификата «СТ-1»), ввоз товара на основании договора между резидентами государств-участников зоны свободной торговли. Преференция распространяется на все товары, кроме тех, что указаны в приложении 1 к Договору о зоне свободной торговли (Перечень изъятий). Если товар попадает в этот перечень, то к нему не применяются тарифные преференции. Также Российская Федерация имеет режим свободной торговли с Сербией в рамках Соглашения между правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия от 28.08.2000.1

Также Российская Федерация как участница ЕАЭС предоставляет тарифные преференции для развивающихся и наименее развитых стран. Ставки ввозной таможенной пошлины: в отношении товаров из развивающихся стран – 75% от ставок пошлин ЕТТ ТС, для наименее развитых стран – нулевые ставки пошлин. Перечни развивающихся и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза установлены Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 №18. Данное решение представляет собой некую компиляцию существующих списков развивающихся стран, подготовленных ООН и Всемирным банком с учетом национальных коррективов. Помимо того, что страна должна входить в перечни стран-бенефициаров, существует еще ряд условий, неисполнение которых лишает участника ВЭД право на преференцию.

Эффективность тарифных преференций оценивается в двух видах: экономическая и политическая. Экономическая эффективность выражается в увеличении товаропотока и положительной реакции участников ВЭД на либерализацию в международной торговле. Однако есть и второй аспект тарифных преференций. Они зачастую носят политически мотивированный характер, то есть используются для получения не экономической а политической выгоды. Наибольшее благоприятствование в торговле всегда считалось важной формой демонстрации политики открытости и дружественности. Российская Федерация как никто другой знает и использует экономические рычаги для принятия политических решений своих зарубежных партнеров.


EXAMPLE
На сегодняшний момент льгота в размере 75% от ставки ввозной таможенной пошлины предоставлена 100 развивающимся странам, среди которых реально пользуются преференциями около 12 государств. Говорить об эффективности преференций в данном контексте уже проблематично. Тем не менее 75% льготу по данному перечню стран получает ведущий торговый партнер России - Китай. Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая  уверенно занимает 9 место.

Таким образом, тарифные преференции работают лишь в рамках существующих товаропотоков и в отношении лишь ряда товаров из преференциального списка: мяса и мясных продуктов из Аргентины и Бразилии, картофеля из Египта, овощей из Македонии, чая из Шри-Ланки, лекарственных средств из Индии. Причем товары ввозятся без ежегодного прироста по объемам, что объясняется переизбытком данных товаров на рынке и конечностью существующего спроса.2

Политический характер носит список получателей тарифной льготы в размере 0% от ставок ввозных таможенных пошлин. Среди 49 государств -бенефициаров нет ни одного, которое бы вело хоть какую-то торговлю с Россией. Справедливо возникает вопрос в целесообразности данных мер, так как они призваны стимулировать то, чего нет, они не работают. При этом, рассматривая список стран-получателей льготы, можно заметить ряд государств, между которыми и Российской Федерацией не только не существует, но и не может быть реального товаропотока. Так карликовое государство Науру может беспошлинно ввозить в Россию свои товары. Однако государство ничего не производит, получая доходы от транспортных услуг для трансконтинентальных перевозок, которые используют маленький остров в Тихом океане как перевалочный пункт. Дипломатические отношения России и Науру вступили в стадию взаимного потепления как раз в период формирования списка стран-бенефициаров. Одновременно с попаданием Науру в список бенефициаров страна признала независимость Южной Осетии и Абхазии, отменила визовый режим с Россией. Полученные льготы стали приятным дополнением для Науру к безвозмездному траншу от России в размере 90 миллионов долларов.


EXAMPLE
Несмотря на существующую систему льгот во внешней торговле российский импорт из стран СНГ снизился за 2014 год на 17,7%, а из стран дальнего зарубежья на 3,5%. 3

Практически каждое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года после долгих лет переговоров. Вступив в ВТО, Россия вместо доступа к международным кредитам получила ряд обязанностей. ВТО провозглашает пять общих принципов международной торговли. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения, однако Россия вступила в ВТО на условиях невозможности применения данных уступок в отношении России. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений. Принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила, что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена);

Существующая в рамках ЕЭС система тарифных преференций идет вразрез с правилами ВТО. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. Члены ВТО либо имеют преференции в сфере защиты своих производителей (например, Канада на рынке молочной продукции). Россия же лишена таких возможностей почти во всех областях, кроме системы государственных закупок. Среди получателей тарифных льгот от Российской Федерации половина стран – члены ВТО, а значит, Россия нарушает правила организации, делая исключения для более 150 стран.


EXAMPLE
Таким образом, Российская Федерация как член ВТО должна пересмотреть существующую систему тарифных преференций с целью повышения ее эффективности. Необходимо создать единую систему тарифных преференций на уровне только что созданной новой формы интеграционного объединения - Евразийского экономического союза. При этом преференции должны быть экономически мотивированными, политический фактор необходимо свести к нулю, так как непродуманные политические решения в экономике приводят к катастрофическим последствиям.

Сегодня руководство страны должно выработать единую последовательную экономическую политику, тогда вступление России во Всемирную торговую организацию не будет идти в разрез необходимости протекционизма на фоне зависимости от экспорта сырья. Без четкой политики России сложно будет выжить в условиях того, что наша страна, составляющая 3% мирового ВВП, ведет торговую войну со странами, на долю которых приходится 40% мирового ВВП.




1 А.А. Иванов «Проблемы тарифных преференций», Журнал «Таможня», выпуск 1 (23), 2012.

  1. 2Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 №18.




  1. 3Российский статистический ежегодник, М.: Издательство РОССТАТа, 2014.






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница