Независимость фискальной и монетарной политики и дезинфляция в открытой экономике




Скачать 47.91 Kb.
Дата30.04.2016
Размер47.91 Kb.

Государственный университет – Высшая школа экономики


Е.Н. Лозгачева1, А.В. Дементьев2, А.Г. Шульгин3

НЕЗАВИСИМОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ И МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ДЕЗИНФЛЯЦИЯ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

В работе исследуется проблема независимости монетарных властей при проведении политики дезинфляции в открытой экономике. В разработанной теоретико-игровой модели взаимодействия правительства и Центрального банка монетарные власти стабилизируют инфляцию и обменный курс, а фискальные – инфляцию, ВВП и объем государственных расходов. При этом правительство способно воздействовать на «меру консервативности» Центрального банка, которая определяется в модели эндогенно. Рассматриваются варианты одновременного принятия решения игроками, а также случаи фискального и монетарного лидерства при различных комбинациях целевых значений инфляции и валютного курса. Анализ модели показывает, что при определенном соотношении целевых темпов дезинфляции и скорости укрепления национальной валюты, оптимальным оказывается один из двух вариантов: (1) полностью независимый центральный банк концентрируется исключительно на валютной политике, или (2) частично независимый и «в меру» консервативный центральный банк одновременно заботится и об инфляции, и о валютном курсе, оптимальные значения которых найдены в модели. Применительно к проводимой в России политике дезинфляции повышение консервативности и предоставление большей независимости Банку России будет способствовать снижению инфляции.



Классификация JEL: E58, E61, E63

Ключевые слова: взаимодействие фискальной и монетарной политики, независимость Центрального банка, консерватизм Центрального банка

Содержание

На протяжении всей новейшей истории российской экономики (за исключением предвыборного 2004 года) показатель инфляции хронически превышал официальные прогнозы. Общая картина, тем не менее, выглядела достаточно благоприятной: средний уровень фактической инфляции продолжал снижаться на фоне приемлемых темпов укрепления рубля и достаточно высоких темпов роста.

Ситуация резко ухудшилась в 2007 году. Заявленные в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» темпы дезинфляции по-прежнему укладывались в общую тенденцию последних лет, однако фактический рост уровня цен превысил не только прогнозные значения, но и аналогичный показатель двухлетней давности. Такое «безответственное» отношение к проблеме борьбы с инфляцией носит, очевидно, системный характер и не может быть объяснено только внешними шоками, будь то всплески цен на плодоовощную продукцию или тарифы ЖКХ.

Именно степень ответственности за проводимую политику отличает прогнозы, пусть и официальные, от целей. В России за снижение инфляции в разной мере отвечают Центральный банк (ЦБ) и Правительство (в лице, прежде всего Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли). De facto ни одно из ведомств не несёт полной ответственности за невыполнение целей по инфляции, как, например, в странах, перешедших к политике таргетирования инфляции, за которую целиком «отвечает головой» единственны орган - центральный банк.

Существующая в России практика взаимодействия фискальной и монетарной власти характеризуется наличием общей цели – стабилизации инфляции, а также набора «ведомственных» целей – управление валютным курсом, как в случае ЦБ, и стимулирование экономического роста, как в случае Правительства. Кроме того, особенностью взаимодействия двух властей в России является возможность фискальной власти оказывать воздействие (например, через заседания Правительства) на монетарную власть, определяя «степень первоочередности» задачи борьбы с инфляцией по отношению к прочим целям монетарной и фискальной политики.

Целью нашего исследования является выработка рекомендаций в области политики дезинфляции в российской экономике, которая является крайне чувствительной к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры. Конкретные меры в области валютной и монетарной политик формулируются на основе разработанной теоретической модели, учитывающей данные особенности, а также несимметричный характер взаимодействия между Правительством и ЦБ в России.

Среди научных публикаций, посвященных исследованию проблемы взаимодействия монетарной и фискальной политик, относительно мало внимания уделяется вопросам открытой экономики. Изучение современной литературы позволило нам выделить класс моделей, основанных на теоретико-игровом подходе, в качестве наиболее подходящего для анализа поведения Правительства и ЦБ в России как взаимодействия двух экономических агентов, а также учесть полученные в данной области теоретические и практические результаты.

В настоящей работе построена теоретико-игровая модель взаимодействия фискальных и монетарных властей, в которой предпочтения центрального банка и правительства отличаются не только параметрами соответствующих целевых функций, как это предполагается в большинстве моделей, но и составом включаемых в них целевых переменных. При такой постановке задачи, применение ставшего уже традиционным понятия «степени консервативности» фискальных и монетарных властей становится невозможным. Вместо него, авторы вводят термин «мера консервативности», которая показывает степень предпочтительности достижения цели инфляции, относительно остальных целей фискальных или монетарных властей. Мера консервативности монетарных властей напрямую связано с понятием независимости центрального банка. Кроме того, предполагается, что правительство имеет возможность формировать предпочтения монетарных властей через определение параметров целевой функции центрального банка, что является особенно важным, с точки зрения описания российской действительности.

Работа состоит из трех частей.

В первой части представлен обзор современной литературы в области исследования фискальной и монетарной политики. Выделяются и последовательно рассматриваются три подхода к изучению данной проблемы. Наиболее подробно авторы освещают работы, основанные на анализе теоретико-игровых моделей. В этом же разделе представлена постановка задачи и отмечены особенности настоящего исследования.

Вторая часть посвящена теоретическому анализу модели, при разных вариантах соотношения целевых значений переменных инфляции, валютного курса и госрасходов. Рассматриваются различные механизмы организации взаимодействия правительства и центрального банка: по Нэшу, фискальное лидерство и монетарное лидерство.

В третьей части в свете предпосылок модели проводится описание предпочтений Правительства РФ и Банка России, а также характера их взаимодействия. С учетом соотношения целевых и фактических значений валютного курса и инфляции в российской экономике, определяется оптимальное решение, и рассматриваются возможные пути его достижения.




1 Е.Н. Лозгачёва (EkaterinaL1@yandex.ru) - НУЛ Макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ

2 А.В. Дементьев (dementiev@hse.ru, dementiev@icer.ru) – НУЛ Макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ

3 А.Г. Шульгин (shuan@mail.ru) – НУЛ Макроэкономического анализа ГУ-ВШЭ


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница