Нэп золотое




Скачать 246.68 Kb.
Дата11.05.2016
Размер246.68 Kb.
Забайкина Т.И. учитель исто рии и обществознания МОУ гимназия №2 г. Нелидова

Урок на тему: «Нэп - «золотое» время развития Советского государства.»
Пояснительная записка.


Технология «Дебаты» представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества.

Технология «Дебаты» предполагает:

- активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых;

- обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группах позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учетом поставленных целей и задач. Очень важно в данной технологии грамотно сформулировать тему. Тема дебатов всегда формулируется в форме утвердительного предложения.

Разработанный мною урок может быть использован при изучении темы «Советская Россия в годы новой экономической политики» в 11 классе, так как дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, в формированию собственной позиции.

Цели урока: Показать различные точки зрения на содержание новой
экономическойполитики.
Продолжить совершенствовать умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа фактов.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Нэп представлял собой прежде всего политику Советского государства по выходу из военно-мобилизационной модели экономики периода гражданской войны и восстановлению народного хозяйства страны, которое сопровождалось идеологическими постулатами о построении социализма экономическими методами.

Разрешил ли Нэп главные проблемы, созданные «военным коммунизмом»? Восстановил ли в правах экономические стимулы?

Воссоздал ли рынок и нормальную систему денежного обращения?

Удалось ли преодолеть разруху? Поднять из руин промышленность, сельское хозяйство, транспорт, повысить жизненный уровень?
На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.


Распределение ролей

3 спикера утверждающей команды.

3 спикера отрицающей команды.

Судьи- 7 человек

Таймкипер

1 Раунд

Тезис утверждающей команды.

«В условиях новой экономической политки произошло восстановление сельского хозяйства»
Аргументы утверждающей команды:

  1. В марте 1921г. на 10 съезде РКП (б) В.Н.Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу), первым шагом которой стала отмена ненавистной крестьянам продразверстки, вместо нее вводился продналог. Документ «О замене разверстки натуральным налогом»

«Разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом.

Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения…Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота в нем».

С 1 декабря 1922г. был введен в действие Земельный кодекс РСФСР. Крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования: подворная , общинная, хуторская, артельная. Кодекс разрешал трудовую аренду земли, т.е. такого количества земли, которое арендатор мог обработать силами своего хозяйства. В крестьянских хозяйствах допускалось применение наемного труда в рамках строгого соблюдения законов об его охране и нормировании.

В деревне пошло на убыль число насаждавшихся властями колхозов и совхозов. Крестьяне- единоличники давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства.

17 марта 1922г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР все существовавшие ранее налоги в деревне были ликвидированы и введен единый сельскохозяйственный налог. Полностью от налога освободились около 20% всех хозяйств - безлошадных и малоземельных. В 1923-1924гг. натуральные выплаты были вообще отменены.

2. В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся в хозяйствах сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хозяйствах. В ходе проведения данных преобразований заметно увеличилось сельскохозяйственное производство. В 1925г. общие посевы площади страны почти достигли довоенного уровня, увеличилось производство продукции земледелия и животноводства.

Восстановление сельского хозяйства привело к росту доходов крестьянства. Если в 1913г. доход на душу населения России в сельском хозяйстве составлял в бедняцких хозяйствах 41,6 руб., середняцких- 71 руб., то в 1925/26г. соответственно 79,1 и 115,5 руб.

Со стороны государства поощрялось развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой. Особенно большое распространение на селе получили простейшие кооперативы: посевные (зерновые) товарищества, связанные не только с производством , но и сбытом зерна, хлопка, льна.

К концу 1928г. непроизводственной кооперацией различных видов было охвачено уже 28 млн. чел, или в13 раз больше, чем в 1913г.

  1. Развивалось и производственное кооперирование в форме сельскохозяйственных коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли, куда входили, в основном, бедняки и середняки: около84% всех членов кооперативов составляли однолошадные и безлошадные крестьяне. В эти кооперативы государство направляло сельскохозяйственные орудия, удобрения, племенной скот, семена, денежные средства. Государственная поддержка малоимущих привела к осереднячиванию деревни.

Многие крестьянские хозяйства быстро шли в гору. К 1923г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор наиболее благоприятного для России пятилетия 1909-1913гг.. К 1927г. довоенный уровень был в целом достигнут в животноводстве.

Таким образом, в середине 20-х годов общее состояние сельского хозяйства настолько окрепло, что большинство крестьян высказывалось в поддержку советской власти и признавало её защитницей интересов основной части рабочих и крестьян. Перемене в настроениях деревни во многом способствовали снижение налогового бремени и размеров ставки по сельхозкредиту, допущение найма рабочей силы и аренды земли, осереднячивание сельского общества.

Аргументы отрицающей команды:

  1. Крестьяне с радостью встретили введение НЭПА, однако тяжесть налога, ценовое давление на деревню вызвали их недовольства, которое постепенно усиливалось. Оно выражалось в самых различных формах- неучастия в выборах в сельские советы до отказа продавать хлеб по низким ценам. Многие крестьяне стремились добиться расширения прав по использованию аренды земли и наёмного труда для полного развития производственных сил своих хозяйств.

Налоговая система нуждалась в совершенствовании. В отношении экономически крепких хозяйств устанавливалось повышенное обложение. Для крупных хозяйств в 1923 году налог соответствовал 35-40% их дохода. За неуплату налогов применялись строгие меры административного воздействия.

Чётко выраженный приоритет промышленности над сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней грозили власти конфликтами с крестьянством.

Осенью 1923 года разразился «кризис сбыта». Сельскому населению, едва оправившемуся от небывалой засухи и голода 1921-1922 годов, оказалось не по карману покупать остро необходимые промтовары, которые быстро заполняли все склады и магазины.

Деревня забурлила и начала в ответ задерживать отсылку в госхранилища зерна по продналогу. В ряде мест вспыхнули восстания: декабрь 1923 года в Амурской области, август 1924 года- центральный район и западные районы Грузии.

  1. Правительство осуществляло чёткую социально ориентированную политику в аграрном секторе, поддерживая экономически беспомощные бедняцко-середняцкие хозяйства (34% и 62% всех крестьянских дворов), создавая так называемый «культ бедноты». Так, беднякам предоставлялись льготные кредиты, отменялись или снижались налоги, их снабжали семенами, рабочим скотом, сельскохозяйственным инвентарём, но, как правило, всё это мало помогало таким хозяйствам. Зачастую и семенное зерно, и скот использовались ими в качестве дополнительного продовольствия.

В то же время, правительство всемерно сдерживало развитие хозяйств зажиточных крестьян- кулаков, чей удельный вес составлял примерно 4% всего сельского поселения. По отношению к этим хозяйствам постоянно проводились уравнительные переделы земли, изъятие земельных излишков, что влекло за собой дробление крестьянских дворов, снижение их мощности и урожайности.

Слабеющие крестьянские хозяйства не могли эффективно использовать появляющуюся новую технику. В 1926 году 40% пахотных орудий по- прежнему составляли деревянные сохи, а треть хозяйств не имело даже лошадей, поэтому урожайность была одной из самых низких в Европе.

Аренда земли, на которую зажиточные крестьяне возлагали определённые надежды, была сопряжена с большими ограничениями. Фактически запрещались образования хуторских хозяйств. «Наше сельское хозяйство,- отмечал экономист Н. Кондратьев в 1926 г.- в общем ещё настолько примитивно и бедно, настолько исчерпывается сплошной однородной необъятной массой распыленных и слабосильных хозяйств, что на основе этой ошибки легко находить кулаков там, где имеет место здоровый, энергичный слой крестьянских хозяйств с наиболее высокой производительностью труда и наиболее быстрым накоплением». Единоличное крестьянское хозяйство во второй половине 20-х годов оставалось относительно слабым и неразвитым, полунатурально- потребительским. В 1927г. из 24-25 млн. крестьянских дворов на каждый приходилось: примерно 5-6 едоков, из которых двое-трое были работниками.

Сельхозинвентарь был не богат: плуг, а то и соха, деревянная борона, серп и коса. Жнейки и другие сельхозмашины имели лишь 15% единоличников, а набор сельхозмашин имелся всего лишь у 1-2% крестьянских хозяйств. Урожайность обычно не превышала 20%. Каждый занятый в сельском хозяйстве, кроме себя, мог прокормить только одного человека.

  1. Следствием провозглашённой политики «ограничения кулачества как класса» стало снижение во второй половине 1920-х годов товарности крестьянских хозяйств, их рыночной ориентации. Так, почти в два раза, по сравнению с довоенным уровнем, сократилась доля продукции, направленной крестьянами на продажу. В 1926/1927 годах они потребляли 85% своей продукции, что означало фактически возврат к натуральному хозяйству. Постепенно снижался объём сдачи зерна в государственные фонды.

Таким образом, крестьянское хозяйство медленно подтягивалось к показателям 1913г. Десятилетие Октябрьского переворота российское сельское хозяйство встречало с измельченными крестьянскими владениями, низким валовым доходом и ограниченной товарностью. Треть крестьянских хозяйств не имела достаточных средств производства- 28% дворов хозяйствовали без рабочего скота, а 31,6%- без пахотного инвентаря. Ежегодные приросты посевного клина с 1924г. неуклонно сокращались, общий размер посевных площадей в 1927г. (105,5 млн. дес.) был меньше дореволюционного (109 млн. дес. в 1913г.). С 1928г. рост посевов прекратился и началось сжатие площади засеваемых участков. Угодья использовались хуже, чем до войны: удельный вес земли под арендой снизился в 2,7 раза, доля хозяйств-арендаторов земли уменьшилась в 4,6 раза. Ограничение найма рабочей силы привело к умножению объемов неиспользованного труда. В целом по оснащенности инвентарем, постройками, наличию рабочего скота среднее крестьянское хозяйство РСФСР находилось на уровне 60-80% от показателей 1913г.

Судьи оценивают 1 раунд.

2 Раунд

Тезис утверждающей команды.

«В условиях новой экономической политики произошло возвращение рыночных элементов в экономику страны»

Аргументы утверждающей команды:

  1. Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. 17 мая 1921 года СНК РСФСР приостановил национализацию мелкой и средней промышленности, а декретом от 7 июля разрешил создание частных предприятий. Однако важнейшей проблемой НЭПа стал вопрос о приспособлении государственных предприятий к работе в условиях рынка.

Это было сделано путем образования различных форм хозяйствования и организации управления производством, таких, как аренда, концессия, трест, государственное акционерное общество, паевые товарищества.

В первую очередь в аренду передавались мелкие и средние плохо работающие предприятия с устаревшим оборудованием. К 1925 году на арендованных предприятиях производилось до 25-30% продукции всей мелкой промышленности. Арендные предприятия играли заметную роль в снабжении крестьян промышленными товарами и в переработке сельскохозяйственной продукции.

Одним из новшеств новой экономической политики стало разрешение концессий - договоров с зарубежными фирмами об использовании наших российских предприятий, земель, рудников и т.п. Концессии были задуманы как средство привлечения иностранных инвестиций в экономику. С помощью иностранных предпринимателей Советская Россия рассчитывала завязать необходимые международные связи на мировом рынке, утраченные после революции. Декрет о концессиях был принят 23 ноября 1920 г. и являлся прямым заимствованием опыта русского капитала. Предусматривалось возобновление части старых концессий, акционирование северной лесодобычи по проекту министерства земледелия дореволюционной России, широкое привлечение иностранного капитала к финансированию энергостроительства. На концессии возлагались задачи предотвращения военных столкновений с капиталистическими государствами, возрождение индустриальной базы страны, улучшение положения рабочих и крестьян, организации контроля за капиталистами. «Каждая концессия,- говорил Ленин в апреле 1921г.,- будет новой своего рода войной, войной в смысле войны экономической, перенесением войны в другую плоскость».

После заключения Рапалльского договора более 2 тыс. немецких инженеров и техников прибыли в Россию для участия в восстановлении промышленности. Зарубежные фирмы ожесточенно конкурировали между собой, предлагая свои услуги Советскому Союзу. Они приобретали концессии, поставляли новую технику, оборудование, принимали у себя советских инженеров-стажеров.

1925-1926гг – 320 инженеров из СССР

1927-1928гг- 400 человек

1928-1929- более 500 человек

СССР умело использовал конкуренцию между западными фирмами. В середине 1929г. были заключены соглашения с 27 германскими и 15 американскими фирмами, а в 1929г. -40 американских фирм сотрудничали с СССР.

Имеются данные о том, что 95% советских промышленных предприятий получали в 1920е годы западную техническую помощь, которая помогла достаточно быстро восстановить многие отрасли экономики.

  1. Важным документом стал «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новый экономической политики» от 9 августа 1921г., предусматривавший изменения в управлении крупной промышленностью на основе хозяйственного расчета и товарно-денежного оборота.

Основной формой управления производства в государственном секторе стали тресты, т.е. объединения однородных и взаимосвязанных между собой предприятий. Уже к 1922г. около 90% промышленных предприятий объединились в 421 трест, из них 49% были центрального, а 60%-местного подчинения.

В связи с этими преобразованиями ВСНХ, потерявший большинство своих полномочий, и прежде всего право вмешиваться в оперативную деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр, при этом был резко сокращен его огромный аппарат.

Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, нести материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения, переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название «хозяйственный расчет», в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов. После обязательных финансированных платежей в государственный бюджет предприятия распоряжались доходами от реализации продукции, самостоятельно используя прибыль и покрывая убытки.

Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, т.е. добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке. К 1928г. – в стране насчитывалось 23 синдиката, действовавших почти во всех отраслях промышленности и сосредоточивших в своих руках, в основном, оптовую торговлю.

Именно в 20-е годы активно развивалась полноценная оптовая торговля. В стране функционировала широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых фирм, при помощи которых реализовывалась готовая продукция, сырье, оборудование и др.

3. В промышленности и других отраслях экономики была восстановлена денежная оплата труда, введена тарифная система, по которой заработная плата выплачивалась в зависимости от квалификации рабочих и от количества произведенной продукции, были сняты ограничения на увеличение заработков при росте выработки и, т.о., отменялась уравниловка в оплате труда, распространяемая в годы «военного коммунизма».

Рост занятости шел быстрыми темпами.

В период новой экономической политики В.И.Ленин называл торговлю основным звеном хозяйственной политики, «за которое надо всеми силами ухватиться», чтобы построить фундамент социализма.

В свете этого был взят курс на всемерное развитие торговли, перестройку хозяйственных органов, ведающих вопросами внутренней торговли. В 1924г. был создан Наркомат внутренней торговли. В сферу торговли был допущен частный капитал в соответствии с полученным разрешением от государственных учреждений на производство торговых операций. Особенно заметным было присутствие частного капитала в розничной торговле, удельный вес в общем обороте достигал 83%.

Частная торговля вернула в оборот деньги и реанимировала крупные центры реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции. Весной 1922 г. вновь открылась Ирбитская ярмарка, ближе к осени возобновила работу Нижегородская. В Москве состоялась всероссийская контрактовая ярмарка, также способствовавшая установлению торговых связей центра с местами, выявлению спроса и предложения, заключению торговых сделок.

Тогда же в социальной структуре общества появился слой оптовиков и коммивояжеров. Крупные частные торговцы объединяли разрознённые торговые легальные и подпольные капиталы, посредничали между производителями, взяли под свою крышу лоточников, разносчиков, палаточников и, в конечном счёте, налаживали оборот между промышленностью и земледелием.

Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа стал рост национального дохода. В 1925/26 г. (по данным официальной статистики) он превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза. Рост национального дохода создал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. В 1925/26 г. средняя продолжительность рабочего дня для промышленных рабочих составила 7,4 часа. Удельный вес работавших сверхурочно постепенно сокращался с 23,1% в 1923 г. до 18% в 1926 г. Все рабочие и служащие имели право на ежегодный отпуск не менее двух недель.

Таким образом, НЭП представляет собой, прежде всего политику Советского государства по выходу из военно-мобилизационной модели экономики периода гражданской войны и восстановлению народного хозяйства страны. НЭП восстановил в правах экономические стимулы, воссоздал рынок. Обеспечена была общая база для функционирования многоукладной экономики. Благодаря этому в течение короткого периода удалось преодолеть разруху, поднять из руин промышленность, сельское хозяйство, транспорт, повысить жизненный уровень.

Аргументы отрицающей команды:

  1. Да, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. Фактически же эти предприятия принадлежали государству, программа их работ утверждалась в учреждениях государственной власти на местах. Государство сохраняло «командные высоты» в экономике, т.е. над крупной промышленностью и банками, постоянно стремилось диктовать свои условия и в других отраслях экономики. В этом одна из важных причин кризисов НЭПа в 1923г,1925,1927гг., которые в конце концов привели к его свертыванию и утверждению командно-административной системы, «военно-коммунистической» по своему содержанию.


Концессии. В целом роль концессий была невелика: в1926-1927гг насчитывалось всего 117 действующих соглашений, они охватывали предприятия, на которых работало всего 18 млн. чел. и выпускалось чуть больше 1% промышленной продукции. Это объяснялось тем, что иностранные предприниматели надеялись на стабильность как советской власти в целом, так и на продолжительность НЭПа. К тому же они не забывали об аннулировании государственных домов по конфискации имущества иностранцев после Октябрьской революции. И многие отечественные руководители промышленных предприятий опасались, что они не выдержат конкуренции с концессионными, поэтому постоянно требовали от государства всяческих ограничений притока иностранного капитала, что неизбежно вело к идеологии « опоры на собственные силы», к экономической замкнутости страны

Неразвитость концессионного законодательства, ущемление прав соискателей высокими обязательствами, политическая подозрительность, ограниченные ресурсы квалифицированных кадров, сырья и полуфабрикатов затормозили привлечение иностранного капитала в Советскую Россию. Большое сопротивление концессии встретили со стороны крайне монополизированной государственной промышленности и торговли – трестов, синдикатов. Из-за быстрых темпов восстановления промышленного производства собственными силами (около 150 % ежегодно в 1921-1924 гг.) и золотовалютных поступлений периода денежной реформы, интерес советских учреждений к концессиям заметно упал.

Участие государства определялось стратегическим значением отрасли. Принципиально концессионный капитал не допускался в нефтедобычу, металлургию, железнодорожный транспорт, судостроение, радиотехнику и т.д. (исключение – японская нефтяная концессия на Сахалине).

Что касается помощи западных партнеров, то следует сказать, что как только зарубежное оборудование и технологии осваивались нашими специалистами, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и других формах сотрудничества с иностранными партнерами.

2. В оптовой торговле основные позиции занимало государство: до 77% товарооборота принадлежало государственным торговым организациям, 8% - кооперациям, 15% - частному капиталу.

При этом частный капитал совершенно не допускался в сферу внешней торговли, которая осуществлялась исключительно на основе государственной монополии. Международные торговые соглашения заключались только с органами Наркомвнешторга.

Были учреждены Биржи труда, где проходила регистрация безработных, численность которых увеличилась с 1.2 млн. человек в 1924 году до 1.7 млн. человек в 1929 году.

3. Между тем, среди членов бирж, по распоряжению ВЦИК и СНК, широкое представительство имели государственные промышленные и торговые организации, кооперативные учреждения.

Даже внебиржевые сделки должны были фиксироваться на биржах. Наиболее крупные договоры передавались на утверждение правительственных органов. Биржи пользовались ограниченными правами на выбор покупателя и согласования с ним цены продажи. В 20-е годы советские товарные биржи проделали путь от аппарата содействия сбыту до придатка административного механизма по регламентации сбыта и контролю производства.

В 1920-е годы наблюдается неуклонная экспансия государственного и кооперативного секторов, вытеснение частного капитала из промышленности и торговли. Частная и концессионная промышленность дала в 1923/24г. валовой продукции на 1467 млн. рублей и довела выпуск валовой продукции в 1925/26 г. до 2478 млн. рублей, но с 1926/27г. начинает сокращать производство и к 1928/29 гг. доводит его 1975 млн. рублей. Удельный вес частной промышленности (включая мелкую и кустарную) в1924/25 гг. составил 27,3% в 1925/26г. – 23,9%, в 1928 году доля капиталистического и мелкого частного производства упала до 17,6%.

Органами управления и ревизии треста являлись ВСНХ, правление треста, ревизионная комиссия. Плановое управление трестом осуществлял ВСНХ, к «непременному ведению» которого относились: выдача разрешений на приобретение основных средств и на расширение предприятий, на взятие и сдачу в аренду предприятий, на отчуждение, залог и аренду основных средств и другие вопросы.

На правление треста возлагались функции непосредственного оперативного управления, а ревизионная комиссия контролировала деятельность треста, отчитываясь исключительно перед ВСНХ.

Таким образом, хозрасчет в государственной промышленности так и не был доведен до конца. Сыграла свою роль и монополизация рынка синдикатами. Тресты, не желая делиться хозяйственными рычагами власти, тормозили движение хозрасчета вглубь, на предприятия. Закон о трестах прямо предписывал перевод фабрик и заводов на хозрасчет, замену директивных заданий нарядами-заказами, взаимную ответственность предприятий и органов управления. Но фактически, несмотря на давление со стороны партийных органов, этот закон не выполнялся.

Идеологическая и политическая обстановка лишь способствовала этому. Во внутрипартийных дискуссиях и спорах экономистов постоянно присутствовало идеологическое обоснование «главкизма», жесткой централизации управления, пренебрежительное и даже враждебное отношение к идеям хозрасчетной самостоятельности предприятий.

Вышло постановление о реорганизации товарных бирж; участие в них государственных предприятий стало необязательным, большую часть торговых операций можно было осуществлять без них; число бирж было сокращено до 14. Изменились и принципы построения кредитной системы: Госбанку было поручено руководство всеми банками, каждому из них четко определили функции.

Судьи оценивают 2 раунд.

3 Раунд

Тезис утверждающей команды.

«В условиях новой экономической политики произошли изменения в денежной и кредитно- финансовой системе»

Аргументы утверждающей команды:

1. Немаловажное значение для проведения НЭПа имело создание устойчивой денежной системы и стабилизации рубля. У истоков этой системы и огромной работы стоял нарком финансов Г. Я. Сокольников. Под его руководством заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники (Н. Н. Кутлер). К концу 1922 г. Было решено проводить реформу на основе золотого стандарта.

Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков. Одновременно с выпуском новых совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта – «червонец», приравниваемый к 7.74 г чистого золота, или к дореволюционной золотой десятирублевой монете. Новые «золотые банкноты» на 25 % обеспечивались золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой, на 75 % - легкореализуемыми товарами, векселями и прочими обязательствами. Выпуск червонцев означает перелом в развитии финансовой системы России.

Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу. В результате этого в течение 1923 года курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира.

Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков. В марте 1924 года был определен фиксированный курс из расчета 50 тыс. рублей совзнаками 1923 года за 1 рубль золотом казначейскими билетами.

Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств.

  1. Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возобновил свою работу Госбанк. Началось кредитование предприятий промышленности и торговли на коммерческой основе. До тех пор, пока не произошла стабилизация рубля, Госбанк выдавал ссуды под 8 – 12 %, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране возникли специализированные банки: Торгово-промышленный банк, Электробанк, Российский коммерческий банк, центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный и учетный процент и процент по вкладам.

Летом 1922 года был предпринят еще один шаг к стабилизации финансовой системы: была открыта подписка на первый государственный хлебный заем на общую сумму в 10 млн. пудов ржи в зерне. Это проводилось с целью подготовки условий денежной реформы, поскольку облигации служили в качестве внутреннего кредита, а также средством выкупа обесцененных бумажных денег.

Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности.

В 1926 году в стране был 61 банк. Широкое распространение получил коммерческий кредит, т.е. кредитование друг друга различными предприятиями и организациями. Примерно половина краткосрочного банковского кредита осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал единый денежный рынок со всеми его атрибутами.

  1. Сокольников настойчиво выступал за организацию совместных торговых обществ с участием иностранного капитала, за расширение прав трестов и предоставление им возможности выхода на мировой рынок под контролем Наркомвнешторга. На восстановление промышленности нужно было все больше закупать за рубежом сырья и оборудования.

Таким образом, в стране происходило возрождение рыночной экономики, освобождение её от оков «военного коммунизма», что способствовало достижению высоких показателей. С 1921 по 1926 год объем промышленного производства возрос более чем в три раза и практически приблизился к уровню 1913 года. В 1927 и 1928 гг. прирост промышленного производства составил соответственно 13 и 19%. Среднегодовой темп прироста национального дохода в целом за 1921 – 1928 года составил 18 %. К 1928 году национальный доход на душу населения возрос на 10 % по сравнению с 1913г. В 1922 г. в основном произошла отмена карточной системы.

Аргументы отрицающей команды:

1. .И. Ленин твердо настаивал на государственной монополии внешней торговли, Сокольников же выступал за некоторую ее либерализацию, поскольку это не только позволило бы пополнить золотой запас страны, но и обеспечило бы поступления в бюджет от таможенных пошлин, а также увеличило бы емкость внутреннего рынка. Монополия внешней торговли не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, поскольку крестьяне и кустари за свои продукты получили только обесцененные советские знаки, а не валюту.

2. На восстановление промышленности нужно было все больше закупать за рубежом сырья и оборудования. Расширять же импорт можно было только за счет роста экспорта. Но закупочный аппарат Наркомвнешторга был неповоротливым и неопытным, да и денег на закупки у крестьян продуктов государство выделяло немного. Ленин выступал резко против ослабления монополии внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. На самом же деле правительство опасалось того, что производители, получив право свободного выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против этой власти. Исходя из этого, руководство страны всеми силами старалась не допустить демонополизации внешней торговли. «Красные директора» по-прежнему требовали продолжать практику льготного финансирования промышленности за счет крестьянства, чтобы подхлестнуть развитие «социалистического звена» в государственной промышленности по сравнению с мелкобуржуазным звеном крестьянского хозяйства. Для этого они настаивали на неограниченном расширении банковской эмиссии. Уже в «Контрольных цифрах народного хозяйства на 1925-1925г хозяйственный год», разработанных Госпланом, открыто утверждалась идея о «подчинении денежного обращения возрастающей эмиссии».

Таким образом, четырехлетняя борьба с инфляцией была проиграна. Под нажимом Госплана и ВСНХ с июля по декабрь 1925г денежная масса увеличилась по сравнению с 1924 годом на 4 млн. рублей, или в полтора раза, что привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и находившейся в обращении денежной массы. Возникла реальная угроза инфляции, признаком чего стал уже 1 сентября 1925 года рост товарных цен и все более ощущавшийся дефицит промышленных товаров первой необходимости. Крестьянство очень быстро отреагировало соответственным образом на эту ситуацию, что привело к срыву плана хлебозаготовок. Это, в свою очередь, повлекло за собой невыполнение экспортно-импортной программы и сокращение доходов от продажи хлеба за границей. Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рынке госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приводили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов.

3. Так, собственно, был ликвидирован единственный паритетный курс червонца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов. Червонец превратился в сугубо внутреннюю валюту СССР.

Г. Сокольников с 1926 года не участвовал в финансовых мероприятиях, так как его освободили от обязанностей наркома финансов.

Судьи оценивают 3 раунд.

Подведение итогов урока

По окончанию дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает.


Литература для учителя.
1.Ленин В.И. «О значении золота теперь и после полной победы социализма». Полн. собр. соч. т.44,с 225.

2.Ленин В.И. «Письмо Р.Я. Сокольникову. 1 февраля 1922г.» Полн.собр.соч. т.54,с.150-151.

3.Ленин.В.И. «О продовольственном налоге» Полн.собр.соч. т.44,с.428.

4.Ленин.В.И. «Письмо Л.Б.Каменеву. 3 марта 1922. Полн.собр.соч. т.44,с.428.

5.Сокольников Г.Я. «Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте» 1995г.

6.Шмелев Н.П., Попов В.В. « На переломе. Экономическая перестройка в СССР». М. 1989.

7.Экономическая история СССР и зарубежных стран. Под. ред.

И.Н. Шемякина. М.1978.

8.История России 20 века. под. ред. А. О. Чубарьяна. М., 2003г.

9.Данилов А.А. История России. 1900-1945гг. Методическое пособие. 11класс. М. «Просвещение» 2008.

10.Горинов М.М. НЭП: поиски путей развития. М.,1990.

11.Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России. 18- н.21века. М., 2005.

12.Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-30х годов. М.,1990

Литература для учащихся.

1.Ленин В.И. «О значении золота теперь и после полной победы социализма». Полн. собр. соч. т.44,с 225.

2.Ленин В.И. «Письмо Р.Я. Сокольникову. 1 февраля 1922г.» Полн.собр.соч. т.54,с.150-151.

3.Ленин.В.И. «О продовольственном налоге» Полн.собр.соч. т.44,с.428.

4.Ленин.В.И. «Письмо Л.Б.Каменеву. 3 марта 1922. Полн.собр.соч. т.44,с.428.

5.Сокольников Г.Я. «Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте»

1995г

6.Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия. (1917-1928гг).- СП б.,1997.

7.История России, 1900-1945гг,11класс: учебник для общеобразовательных учреждений под. ред. А.А. Данилова, А.В.Филиппова.- М.: Просвещение,2009г.

8.Левандовский А.А, Щетинов Ю,А., Мироненко С.В.11класс. История России. 20-начало 21века. М Просвещение 2009.

9.Алексашкина Л.Н, Данилов А.А.Косулина Л.Г. 11класс. Россия и мир в 20-начале 21 века. М: Просвещение 2008.

10.М.Н.Зуев Отечественная история .Россия в 20- в начале 21 века.

М.,2005 год


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница