Негосударственного образовательного учреждения




страница1/14
Дата09.05.2016
Размер2.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
филиал

НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский институт Государственного управления и права»

В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Утверждаю

Директор Филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области

____________профессор Л.А. Соловьев

«_____»________________201_г.


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Очная и заочная форма обучения

Прудникова Т.В.- кандидат педагогических наук, заведующий филиалом кафедры ЮНЕСКО




Утверждено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, международного и философского права

Протокол № от « » 2013 года

Составитель: (Т.В. Прудникова)

Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, (В.М. Борецкий)

международного и философского права

кандидат биологических наук, доцент

Смоленск 2013

2. Пояснительная записка

2.1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Юридическая психология» включена в раздел учебного плана специальности 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») по очной и заочной формам обучения в Филиале НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области и входит в профессиональный цикл дисциплин по выбору.

Изучение учебной дисциплины «Юридическая психология» предлагает научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Юридическая психология в деятельности юриста имеет комплексный, междисциплинарный характер, интегративные связи с науками уголовного процесса, уголовного, гражданского, семейного, трудового права (законодательства), криминалистикой и криминологией, судебно-психологической и психиатрической экспертизой и т. д.

Изучение каждой темы курса имеет практическую направленность и предполагает приобретение студентами конкретных профессиональных умений и навыков. Практические занятия по курсу целесообразно проводить в форме специальных социально-психологических тренингов, ролевых и деловых игр.

2.2.Цель и задачи дисциплины 

Цель освоения дисциплины - подготовить квалифицированного специалиста, разбирающегося в психологических проблемах юридической деятельности и умеющего использовать психологические закономерности, методики психодиагностики, методы психологического воздействия в различных видах профессиональной деятельности.

Задачи курса:
– формирование мотивации овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности юриста;
– овладение необходимыми знаниями по общей и юридической психологии;
– овладение знаниями, необходимыми для понимания взаимоотношений между субъектами и объектами юридической деятельности и управления группами и коллективами;
– обучение будущих юристов использованию в своей работе психологических закономерностей для повышения эффективности деятельности;
– обучение студентов основным методам психодиагностики и способам практического применения этих методов в юридической деятельности;
– развитие профессионально важных качеств и свойств личности будущего юриста;
– ознакомление студентов с основными методами управления психическими состояниями объектов юридической деятельности и навыками дифференцированного использования методов психологического воздействия в различных ситуациях.

2.3. Общая трудоемкость дисциплины

Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий

а) Форма обучения: очная



Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность

за семестр



Всего

часов

Аудитор- ных

Самопод-готовка

Лекции

Семинары

Контр.

работы

Курсов.

работы




3-й

семестр


108

48

60

14

34

-

-

зачёт

Итого

108

48

60

14

34

-

-

зачёт

б) Форма обучения: заочная (3,5 года)

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность

за семестр



Всего

часов

Аудитор- ных

Самопод-готовка

Лекции

Семинары

Контр.

работы

Курсов.

работы




3-й

семестр


108

8

100

2

6

-

-

зачёт

Итого

108

8

100

2

6

-

-

зачёт

в) Форма обучения: заочная (5 лет)

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность

за семестр



Всего

часов

Аудитор- ных

Самопод-готовка

Лекции

Семинары

Контр.

работы

Курсов.

работы




3-й

семестр


108

12

96

4

8

-

-

зачёт

Итого

108

12

96

4

8

-

-

зачёт

2.4. Общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), формируемые у студента:

общекультурные компетенции (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1), способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2), способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4), обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5), владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессиональные компетенции (ПК):

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2), способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4), способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6), способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9), способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).
2.5. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

- основные психологические категории в применении их к профессиональной деятельности;

- базовые принципы юридической психологии;

- ведущие достижений в сфере юридической психологии;

- передовые идеи и концепции основных научных школ в области юридической психологии;
Уметь:

- использовать терминологию юридической психологии;

- устанавливать и поддерживать в рамках решения профессиональных задач психологически грамотный контакт с гражданами, нуждающимися в юридической помощи;

- проводить психологический анализ юридически релевантных ситуаций;

- обобщать юридические факты и выведение на их основе психологических закономерностей;

- строить психологический прогноз действий конкретного субъекта права с точки зрения правомерности или неправомерности его поведения.


Владеть:

 - навыками делового (профессионального) общения; визуальной и акустической психодиагностики личности; саморегуляции (оптимизации) психического состояния;

самооценки личностных свойств и качеств; самоконтроля и самооценки учебных достижений по данной учебной дисциплине;
- представлениями  о юридической психологии как научной и учебной дисциплине, психологической структуре личности и деятельности юриста, методах психодиагностики личности.
Изучение дисциплины завершается дифференцированным зачетом.
2.6. Содержание курса
Последовательность изложения тем в программе курса отражает логику восприятия нового для студентов круга проблем.
Дисциплина «Юридическая психология» предусматривает изучение следующих разделов:
Раздел I. Введение в юридическую психологию -

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности –

Раздел III. Криминальная психология –

Раздел IV. Психология юридического труда и личности юриста –


2.7. Организационно-методическое построение курса
Курс «Юридическая психология» построен на изучении тематических блоков, которые разбиты на два модуля. К первому тематическому блоку относятся такие вопросы как:

- предмет, система и содержание юридической психологии;

- психология личности в правоохранительной деятельности;

- психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности;

-индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности;

- предмет, общие основания, порядок назначения судебно-психологической экспертизы, ее подготовка и назначение, порядок проведения;

- психология преступного поведения (психология преступления);

- психология личности преступника. Психология преступной группы.

Ко второму тематическому блоку относятся следующие вопросы:

- психология юридического труда;

- психология личности юриста;

- общение в профессиональной деятельности;

- психология допроса; нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений;

-познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста;

-организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста;

- исправительно-трудовая психология.



2.8. Условия и критерии оценивания уровня освоения дисциплины

2.8.1 Балльно - рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине «Юридическая психология» разработана в соответствие с Положением о балльно - рейтинговой системе оценивания учебных достижений студентов НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права», утверждённым 27 августа 2012 года президентом Института Ю.П. Пузановым.



Основные принципы реализации балльно - рейтинговой системы
оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине «Юридическая психология»:

Модульность образовательной программы и учебной дисциплины.

Систематичность, регулярность и объективность оценки результатов учебной работы студентов путем начисления рейтинговых баллов.

Кумулятивность результатов учебной работы студентов.

Обратная связь, предполагающая своевременную коррекцию содержания и методики преподавания учебной дисциплины.

Гласность и открытость результатов оценивания учебных достижений студентов.



  • Неизменность требований, предъявляемых к правилам и критериям оценивания учебных достижений студентов.

2.8.2. Дисциплинарные модули

- Учебная дисциплина «Юридическая психология» включает 34 часа семинарских занятий и 14 лекционных часов, состоит из 2 модулей (модули 1-2) (по очной форме обучения); 6 часов семинарских занятий и 2 лекционных часа (по заочной форме обучения).

Каждый модуль заканчивается проведением рубежного контроля по заданиям и выведением рейтинга студента по модулю. По окончании семестра по дисциплине проводится зачет.

- После окончания предыдущего модуля студент имеет право, при проведении преподавателем текущих консультаций, на добор баллов путём отработки пропущенных тем семинарских занятий, вошедших в предыдущий модуль, а так же путём выполнения заданий по пропущенным рубежным контролям и т.п. В связи с этим, текущая рейтинговая оценка по предыдущему модулю может изменяться, и преподаватель вправе вносить в журнал текущей успеваемости соответствующие исправления с указанием даты и балла.



2.8.3. Алгоритм определения рейтинга студента по дисциплине в семестре

В рамках рейтинговой системы успеваемость студентов по дисциплине в семестре оценивается по следующим параметрам:

• устный опрос по теме занятия,


  • текущий тестовый контроль знаний,

• рубежное контрольное тестирование,

•практические умения и навыки (семинарские и практические занятия),

•выполнение заданий по самостоятельной работе студентов,

•посещение лекций, семинаров.

Обязательным условием выполнения учебной программы студентом является набор баллов

по каждому параметру.



ФОРМИРОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ПО 1 И 2 МОДУЛЮ

Порядковый номер модуля

Дидактические единицы модуля

Количество баллов

Модуль 1.


Дидактическая единица 1. Предмет, система и содержание юридической психологии (2 часа лекции)






Дидактическая единица 2. Психология личности в правоохранительной деятельности (2 часа лекции, 2 часа семинара)






Дидактическая единица 3. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности (2 часа лекции, 2 часа семинара)






Дидактическая единица 4. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности (2 часа семинара)






Дидактическая единица 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе (2 часа лекции, 4 часа семинара)







Дидактическая единица 6. Психология преступного поведения (2 часа лекции, 2 часа семинара)




Средний балл по модулю

0-2

Средний балл за практические умения и навыки по модулю (семинары, практикумы)

0-25

Самостоятельная работа студентов

0- 3

Рубежное тестирование по модулю

0-10

Баллы за посещение лекций

0-5

Баллы за посещение семинаров

0-5

Рейтинг студента по модулю 1

0- 50

Модуль 2.


Дидактическая единица 1. Психология юридического труда (2 часа лекции)






Дидактическая единица 2. Психология личности юриста (2 часа лекции)






Дидактическая единица 3. Общение в профессиональной деятельности юриста (4 часа семинара)







Дидактическая единица 4. Психология допроса (8 часов семинара)







Дидактическая единица 5. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста (2 часа семинара)







Дидактическая единица 6. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста (2 часа семинара)







Дидактическая единица 7. Психологические особенности судопроизводства (2 часа семинара)




Средний балл по модулю

0-2

Средний балл за практические умения и навыки по модулю (семинары, практикумы)

0-25

Самостоятельная работа студентов

0-3

Рубежное контрольное тестирование по модулю

0-10

Баллы за посещение лекций

0-5

Баллы за посещение семинаров

0-5

Рейтинг студента по модулю 2

0 - 50

Рейтинг студента по учебной работе в течение семестра

0 - 100

Зачет




Для получения зачета студенту необходимо набрать минимальную сумму в 50 рейтинговых баллов. Для этого существует процедура добора рейтинговых баллов.
2.8.4. Порядок и сроки добора баллов

4.1.После подведения итогов текущего контроля знаний студентов и


выставления рейтинга студенту по дисциплине в семестре данная
информация доводится до сведения студентов на последнем занятии.

4.2. Пропуск практического и семинарского занятия автоматически приравнивается к балльной оценке «0». После отработки студентом пропуска преподаватель выставляет в журнал учета занятий вместо «0» оценку, полученную при доборе баллов, которая учитывается в дальнейшем при определении среднего балла по модулю. Отработка практического и семинарского занятия осуществляется на основании оправдательного документа.

4.3. При посещении менее 20% лекций автоматически ставится балл «0». Отработка пропущенных лекций осуществляется в виде собеседования по теме лекции с обязательным предоставлением конспекта.

4.4.Пропуск рубежного тестового контроля автоматически приравнивается к балльной оценке «0». Отработка рубежного контроля осуществляется на основании оправдательного документа. После отработки студентом пропуска преподаватель выставляет в журнал учета занятий вместо «0» оценку, полученную при доборе баллов с понижающим коэффициентом 0,8, которая учитывается в дальнейшем при определении среднего балла по модулю.

4.5. Добор баллов может быть осуществлен путем выполнения самостоятельной работы.

4.6. Если студенту не удалось в ходе процедуры добора рейтинговых баллов по дисциплине достигнуть установленного минимума, т.е. студент не набрал 20 баллов, он не получает зачет и не допускается до зачета.



2.8.5. Премиальные баллы.

С целью поощрения студентов в рейтинговой системе оценки знаний студентов присутствуют премиальные баллы - бонусы. Они назначаются студентам, активно принимающим участие в воспитательной работе и в учебно-исследовательской деятельности. Премиальные баллы и их количество утверждаются на кафедральном совещании.


2.8.5.1. РЕЙТИНГ ВЫПОЛНЕННОЙ СТУДЕНТОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ КАФЕДРЫ

№п.п

Вид работы

Количество рейтинговых баллов

1.

Участие в научно-исследовательской деятельности кафедры




1.1

Активное участие во всех заседаниях

2

1.2

Эпизодическое участие

1

2

Выполненная студентом работа




2.1

Подготовлена мультимедийная презентация

3

2.2

Выступление на конференции

3




Всего

1-5

Все полученные баллы по модулям и премиальные баллы суммируются и учитываются при расчете рейтинга студента по дисциплине в семестре. Максимальное количество баллов (рейтинг), которое может получить студент по дисциплине в семестре 60 баллов, с учетом премиальных баллов - 75 баллов. Минимальное количество баллов, при котором дисциплина должна быть зачтена - 50 баллов. Студент, набравший от 20 до 49 баллов, включительно, должен сдать зачет по данной дисциплине.

2.8.5.2. Формирование балльно-рейтинговой оценки студентов по дисциплине

«Юридическая психология»

Контрольные точки

Баллы за работу в семестрах


Количество баллов

Минимальное


Максимальное



Модуль 1

10

50

Итого балл за модуль

10

50

Модуль 2

10

50

Итого балл за модуль

10

50

Итого балл за семестр

20

100

Премиальные баллы

-

15

Зачет

30 - 80





Критерии оценки посещаемости лекций, семинаров


Количество посещенных лекций, семинаров, в %

Рейтинговая оценка (баллы)

20%

1

21-40%

2

41-60%

3

61-80%

4

81-100%

5



Критерии оценки практических умений и навыков студентов на семинарских и практических занятиях



Оценивание студентов

Рейтинговая оценка (баллы)

Студент показал совершенное владение учебным материалом, проявляет уровень творческой активности.

10

Студент показал отличное владение учебным материалом, проявляет уровень творческой активности.

9

Студент показал хорошее владение учебным материалом, проявляет уровень поисково-исполнительской активности.

8

Студент показал хорошее владение учебным материалом, проявляет уровень репродуктивно-подражательной активности.

7

Студент показал удовлетворительное владение учебным материалом, проявляет уровень репродуктивно-подражательной активности.

6 -1

Студент показал неудовлетворительное владение учебным материалом.

0


Критерии оценки устного ответа студента



Характеристика ответа студенты

Рейтинговая оценка (баллы)

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Доказательно раскрыты основные положения. Ответ имеет четкую структуру, изложение последовательно, полностью отражает сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком с использованием современной психолого- педагогической терминологии. Могут быть допущены 1-2 недочета или неточности, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.

3

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. Показано умение мыслить логически, определять причинно-следственные связи. Ответ имеет четкую структуру, изложен литературным языком с использованием современной психолого- педагогической терминологии. Могут быть допущены 2-3 недочета или неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя.

2

Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Нарушены логичность и последовательность изложения материала. Допущены ошибки в употреблении терминов, определений понятий. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

1

Ответ на вопрос отсутствует

0

Критерии оценки сАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ студента

% Характеристика работы студента

Рейтинговая оценка (баллы)

выполнены все задания

2

выполнено 25% -50% задания

1

выполнено меньше 25 %

0

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

% выполнения задания


Рейтинговая оценка (баллы)

91 -100

10

81 - 90

9

71 - 80

8

61 -70

7

51 - 60

6

41 - 50

5

31 -40

4

21-30

3

11- 20

2

1 - 10

1

0

0


КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ НА ЗАЧЕТЕ

Степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины

Рейтинговая оценка (баллы)

Оценка

выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться (студент должен уметь решать задачи, соответствующие этапу его обучения, указанному в рабочей программе дисциплины, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии

50 баллов -100 баллов

зачтено

выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности


50 баллов

зачтено

выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре материала


20 баллов - 49 баллов

зачтено



2.9. Образовательные технологии

При преподавании учебной дисциплины «Юридическая психология» используются активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции –исследование, лекции с ошибками, видео лекции, комбинированная слайд-медиа лекция, коллективные дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор практических, логических и проблемных задач, презентации.



2.10. Формы текущего и итогового контроля

1 групповая дискуссия. Цель: прояснение мнений, позиций и установок в процессе непосредственного общения, обмен знаниями по теме/вопросу, активизация коллективных интеллектуальных ресурсов для подготовке к зачету. Критерии оценки: теоретическая подготовка, ссылки на авторов, логичность и доказательность в изложении собственных позиций, активность, вежливость/этикетность в аргументировании.
2 доклады и рефераты по темам. Цель: углубленное изучение вопроса или темы. Критерии оценки: наличие плана, списка изученной литературы, точность ссылок, логичность и последовательность изложения, обоснованность выводов, предъявление собственной точки зрения по изученному вопросу.
3 реферирование источников. Цель: подробное изучение монографий. Критерии оценок: точность в цитировании, логичность, последовательность, полнота анализа точки зрения автора, структура изложения, наличие выводов и формулирование собственного отношения к прочитанному.
4 выполнение логических и проблемных заданий. Цель: закрепление изученного вопроса. Критерии оценок: логичность, использование знаний теоретического материала.
6 тестирование. Цель: проверить и оценить знания студентов.
5 зачет. Цель: проверить и оценить знания студентов; обобщить и структурировать изученный материал.
3. Рабочая учебная программа

3.1. Содержание учебной дисциплины

Разделы и темы, изучаемые в I модуле
Раздел I. Введение в юридическую психологию
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница