Научно-исследовательская работа: «Любовь в произведениях А. И. Куприна и Л. Петрушевской»




Скачать 365.16 Kb.
Дата04.05.2016
Размер365.16 Kb.
МОУ «Калайкасинская СОШ им.А.Г.Николаева»

Научно-исследовательская работа:



«Любовь в произведениях А.И.Куприна и Л.Петрушевской»





Руководитель: Кондратьева С.Н.




Выполнила: Кошкина О,

ученица 10 класса



2008 год

Содержание
Введение

Глава I. Любовь в прозе А.И. Куприна

Глава II. Тема любви в творчестве Л.С.Петрушевской

2.1 Особенности стиля и жанра

2.2 «Человек вне социума» в прозе Л.С. Петрушевской

2.3 Галерея женских образов

2.4 «Настоящая», «сегодняшняя», мрачная любовь в прозе Л.С. Петрушевской

Заключение

Список литературы

Введение

Трудно найти писателя или поэта, который обошел бы в своем творчестве тему любви. Любовь – благодатная почва для художника, ибо без преувеличения можно сказать, что она творит чудеса в человеческой душе: она способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогает ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но любовь, увы, нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства…

Тема любви и дружбы, проблема взаимоотношений и влияния на судьбу как одного человека, так и всего человечества в целом не переставала интересовать писателей на протяжении всего развития литературы. Эти темы мучают писателей и поэтов. К теме любви и дружбы в своем творчестве обращались классики русской литературы, такие как А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, И.Бунин, А. Куприн и многие другие.

Любовь, какая бы она ни была, запоминается на всю жизнь. 16 – 17 лет – это возраст первых увлечений и разочарований, романтических чувств и мечтаний, поэтому тема любви для нас, шестнадцатилетних, является на данный момент очень актуальной.

Любовь понимается людьми по-разному. По-разному раскрывается тема любви и в творчестве писателей, и каждый ищет свой способ понять и объяснить что такое любовь.

Словарь Ожегова дает следующее определение этого понятия: «Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения».

Мне близко понимание любви А.И.Куприным. Его идеал – беззаветная, всепоглощающая, «великодушная» любовь. К.Паустовский писал: «Куприн повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье». Любовь была в представлении писателя именно такой силой, несмотря на ее хрупкость, незащищенность, подчас даже обреченность.

Время течет и изменяется; за отрицанием старых форм жизни следует отрицание старых ценностей и утверждение новых. Но есть категория вечных ценностей, к которым, на наш взгляд, можно отнести любовь.

А.И. Куприн писал в начале XX века. А что же наши современники? Какой предстает любовь в творчестве писателей в 80-90-е годы XX века, время политической и социальной нестабильности?

Из множества современных писателей мы выбрали Л.С. Петрушевскую, изображение любви которой буквально потрясло меня. Исследователи также отмечают «необычность» Л.С.Петрушевской. «Кажется, она просто фокусирует реальность; ведь если кричать – никто не остановится: некогда останавливаться. Получается, что она обращается в никуда, но она пишет в надежде: а вдруг кто-то оглянется, вспомнит о «бессмертной любви» в себе…» - отзывается о творчестве Л.С.Петрушевской доцент кафедры русской литературы XX столетия ТГУ Татьяна Рыбальченко.

С темой любви в произведениях тесно связан образ женщины. В ходе работы было интересно выяснить, как авторы изображают женщин, какая женщина любима, любит и счастлива.

Целью работы стало выявление общего и различий в понимании любви такими разными писателями, как А. Куприн и Л. Петрушевская.

Задачей стало решение следующих вопросов:


  1. Проанализировать и систематизировать материал по теме «Любовь в прозе А.И.Куприна».

  2. Изучив произведения Л.С.Петрушевской, понять ее отношение к любви в современном мире.

  3. Рассмотреть и сравнить образы главных героев в произведениях А.И.Куприна и Л.С.Петрушевской.

Для сравнительного анализа были выбраны произведения Куприна: «Чары», «Виктория», «Allez!», «Первый встречный», «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Яма» и сборники рассказов и повестей Петрушевской: «По дороге Бога Эроса», «Бал последнего человека».

Полученные в процессе работы сведения могут иметь практическое применение в процессе углубленного изучения литературы на уроках, факультативах и часах по выбору в старшей школе.


Глава I. Любовь в прозе А.И. Куприна
Любовь... Этим чувством пронизано все творчество А. И. Куприна. Оно звучит во всем: в описании природы, в его отношении к своим героям, особенно к женщине. Многие его герои яснее всего раскрываются, освещенные любовным чувством. В его повестях любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано – «сильна как смерть», любовь для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь в произведениях Куприна всегда трагична, она заведомо обречена на страдания.

По всей видимости, в жизни Куприн не нашел ту любовь, о которой он мечтал, “ту истинную любовь, в которой заключено все: целомудрие, поэзия, красота и молодость”. Особенно это видно на страницах “Гранатового браслета”. В уста своего героя он вкладывает такие слова: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения”. Куприн осознает, что в повседневности больше нет места его любви. В этом он винит мужчин, которые не способны на большую любовь. А может, в этом виноваты женщины? Взять, например, рассказ Аносова о его женитьбе: “Вижу, сидит около меня свежая девчонка. Дышит - грудь так и ходит под кофточкой. Опустит ресницы, длинные-длинные такие, и вся вдруг вспыхнет. И кожа на щеках нежная, шейка белая такая, невинная, и руки мягонькие, тепленькие. Ах ты, черт. И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрепанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках, с денщиками собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает. Мотовка, актриса, неряха, жадная”. Или, например, история жены полкового командира, которая влюбила в себя “новоиспеченного прапорщика” и играла его чувством как хотела. Ради нее он бросился под поезд — только потому, что она так сказала. А ведь он ее любил именно той высокой, чистой любовью, о которой, по словам Куприна, “грезят женщины”. Да и сама Вера Павловна, хотя она и верная, пусть нелюбящая, но уважающая мужа жена, не смогла увидеть ту “настоящую, самоотверженную истинную любовь”. Куприн подсознательно винит ее в этом.

Таким образом, большинство произведений писателя на эту тему — грезы: “... моя любовь — не любовь, а сентиментальная и смешная игра воображения”.

Его женский идеал — женщина добрая, нежная, прекрасная как ангел. “Прямо на него, посредине аллеи, медленно движется, точно плывет в воздухе, не касаясь земли ногами - женщина. Она вся в белом и среди густой, темной зелени подобна оживленному чудом мраморному изваянию, сошедшему с пьедестала. Она все ближе и ближе, точно надвигающееся сладкое и грозное чудо. Она высока, легка и стройна, и ее цветущее тело прекрасно. Ее руки со свободной грацией опущены вдоль бедер. Как царская корона лежат вокруг ее головы тяжелые сияющие золотые косы, и кто-то невидимый осыпает сверху ее белую фигуру золотыми скользящими лепестками... Каждая черта ее молодого лица чиста, благородна и проста, как гениальная мелодия. Взгляд ее широких глаз необычайно добр, ясен и радостен”. Создав такой идеал, конечно, трудно было найти его в реальной жизни. И в его произведениях чувствуется эта неудовлетворенность, ведь в большинстве его произведений у любви трагический исход.

Любовь... Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера А. Куприна выходили особые рассказы и повести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовь трагическая... Со сколькими перипетиями любви встречаемся мы в его произведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого волшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватает порой нам, современным молодым людям, доброго советчика, мудрого помощника, который помог бы разобраться в истинности того чувства, которое мы иногда принимаем за любовь, а потом испытываем глубокое разочарование. Возможно, и поэтому многие юные современники принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновенно писал А. И. Куприн.

Сюжет «Виктории» построен на тривиальнейшем факте измены, которая не состоялась в силу случайных обстоятельств. Но в рассказе есть какой-то особый романтический колорит и, главное, есть особый поворот сюжета, полностью снимающий опасность банального решения темы.

Образ немой женщины, Виктории Ивановны, овеян тайной невысказанных чувств и мечтаний. Весь ее облик необычен. «…Я невольно остановился перед ней, пораженный ее странной красотой: такими рисуют художники – символисты ангелов. Представьте себе высокую и тонкую – именно воздушную фигуру, необыкновенно белое, почти без теней и длинные, египетского очерка, глаза, полные молчаливой грусти и в тоже время загадочные, как у сфинкса».

С тоскливым равнодушием принимает она заботы нежно любящего ее мужа, пожилого, толстого Матвея Кузьмича. Студент, герой рассказа, попадает во власть ее странного очарования. Она играет для него на фортепиано и постепенно, без слов, между молодыми людьми возникает какая-то «неесте6ственная» и «жуткая» духовная связь.

Вторая часть, рассказа по своей тональности резко отлична от первой, она написана гораздо проще, в обычном для Куприна стиле. И это более сильная часть рассказа.

Муж узнает о предстоящем любовном свидании. Происходит объяснение между ним и студентом. Счастье Виктории Ивановны муж ставит выше всего, он готов все принести в жертву он не собирается становиться между нею и человеком, который ей понравился. Но он уверен, что студенту скоро станет в тягость близость с немой, болезненной женщиной, и Матвей Кузьмич умоляет студента все взвесить, прежде чем решиться на ответственный шаг. Студент понимает, какое место в жизни Матвея Кузьмича занимает его немая жена.

Простодушный Матвей Кузьмич – подлинный герой этого рассказа, ибо его любовь – самая прочная, самоотверженная и благородная, хотя и неразделенная.

Драматизм, ощущаемый в рассказе «Виктория», достигает еще большего накала в рассказе «Allez!», посвященном жизни артистов цирка, которую писатель очень хорошо знал. Тупая чувственность противопоставлена в рассказе цельному, искреннему чувству. Прекрасное воплощено в образе молоденькой наездницы Норы, а грубое и зверино-жестокое в образе клоуна-гастролера Менотти. Сюжет построен на любовном «треугольнике». Клоун Менотти – знаменитость, и ему не стоит труда соблазнить робкую и одинокую девочку, сироту, не знающую счастья. Но он быстро пресыщается и сходится с другой цирковой актрисой, Нора же кончает самоубийством.

Однако рассказ «Allez!» является ярким доказательством того, что одна и та же сюжетная схема может стать основой, как заурядной мелодрамы, так и реалистического произведения. В рассказе Куприна о первой любви о первой любви девушки-подростка все просто и трагично.

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке - колдунье. Главные герои повести — Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость, деликатность, душевная щедрость. Олеся , принесла себя в жертву своего чувства к Ивану Тимофеевичу, она не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого". Олеся кажется мудрее и взрослее Ивана: нагадав себе горе и позор от этой любви, она решает расстаться с героем, но разлука во время его болезни решила все за влюбленных – она показала силу их чувства и невозможность расставания. Но Иван Тимофеевич в отличие от своей самоотверженно любящей Олеси, слаб и нерешителен. От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви.

В повести "Олеся" развивается тема купринского творчества — любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Повесть "Олеся" построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеся — "дитя природы", человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" — художественное открытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже после трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн показывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для писателя она — дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит повесть "Гранатовый браслет". Герой этого повествования, бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое "преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини. Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна "поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но навеки". Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью". Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. "Молчать и гибнуть"... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него "волшебные оковы" оказались милей жизни. "Маленький" человек оказался выше и благороднее представителей высшей ступени социальной лестницы.

Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда привлекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожденного дара. Такая трагедия показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жива, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на пути судьбы. Так в "Олесе", так в "Гранатовом браслете", так в "Суламифи", так в "Поединке". Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения. Многие события проходят перед нами на страницах повести "Поединок". Но эмоциональной кульминацией повести стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно- то и передается читателю. Повесть "Гранатовый браслет" позволяет нам подумать о великой силе неразделенной любви. И скромный неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами сильным, великим!

Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: "Да святится имя Твое!"

Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга". Мир ликующей природы сливается в повести с прекрасным разливом человеческих чувств. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, "легко и радостно".

Тема любви в произведениях А. И. Куприна раскрывается своеобразно, но везде это вдохновенный гимн высокому чувству взаимной или неразделенной любви. А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образ женщин и их идеальной любви в повестях "Гранатовый браслет", "Олеся" и "Суламифь". В своем окружении А.И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть "Суламифь". Она была написана по мотивам библейской "Песни песней" царя Соломона. Богатый и мудрый царь Соломон испытал истинную, страстную любовь только тогда, когда встретил юную и красивую девушку Суламифь. Любовь между ними зародилась при их первой встрече. Эта любовь изменила жизнь царя, его мировоззрение и мироощущение. Но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня". Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. Повесть «Суламифь» показывает нам, что искренняя любовь способна изменить жизнь человека и его внутренний мир. В повести писатель показал чистое и нежное чувство: "Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!"

У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинное, прекрасное чувство. Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красоте, заключенной в женщине.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемы человечества — проблемы любви.

Глава II. Тема любви в творчестве Л.С. Петрушевской
2.1 Особенности стиля и жанра
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. Ее рассказы долго не публиковали, находя различные предлоги для многочисленных отказов. Но подлинный художник все равно рано или поздно найдет дорогу к сердцам и умам своих читателей. Именно поэтому сейчас рассказы Петрушевской не сходят со страниц журналов. Уже вышли отдельные издания ее произведений. Все больше и больше появляется поклонников творчества Петрушевской. Современная критика называет ее рассказы “прозой новой волны”, так как в них есть композиционная и стилистическая необычность, переосмысление известных произведений классики. Вечным темам писательница дает оригинальную трактовку.

Петрушевская пишет небольшие по объему рассказы, занимающие две-три странички. Они столь необычны, что после первого прочтения могут вызвать недоумение: о чем же все-таки идет речь? Не развертывая, а сворачивая событие, Петрушевская выделяет в нем как бы несущественный эпизод, но детали, дорисовывающие ситуацию, создают ощущение полноты жизни.

По жанру рассказы писательницы напоминают миниатюры, этюды, зарисовки, но сама Петрушевская настаивает на том, что это рассказы, которые нельзя назвать короткими, если задуматься над глубиной их проблематики и объемом жизненного материала. Свернутость сюжета, на мой взгляд, говорит об огромном напряжении душевных сил автора. Да и как можно оставаться спокойными, когда речь идет об одиночестве среди людей, о бесприютности, неустроенности человеческих судеб, о драматических стечениях обстоятельств, ломающих устоявшийся порядок жизни. Л.Петрушевская, как и ее великий предшественник А.Чехов, видит и изображает трагизм мелочей, угнетающую власть повседневности, непросветленную надеждой, искажающую сознание человека.

Говоря о несчастье героев, писательница как бы сдерживает свои чувства. В этом легко убедиться, проанализировав стилистику ее рассказов. В прозе Петрушевской пересекаются два языка — протокольно-канцелярский и разговорно-бытовой. Они образуют устную речь, немного угловатую, иногда алогичную, но точно воспроизводящую абсурд, ставший законом жизни. Автор говорит путано и странно, с одной стороны, прикрываясь канцеляризмами (“трудности финансового и жилищного характера”, “с разрешения руководства”, “очередной приход”), с другой — впадая в смешные нелепости разговорной речи (“никто в мире не взялся бы за это дело, говорит, что все это плохо кончится”).

Язык рассказов Петрушевской позволяет точно передать “больное” сознание героев, иногда не замечающих, что срывается с их уст. Сталкиваясь с враждебными обстоятельствами, пытаясь противостоять официозу, они “заговаривают ему зубы” его же языком, путаясь, теряясь, “корчась в корявых оборотах”.

В своих рассказах писательница на каждом шагу пренебрегает литературной нормой, и если у Зощенко, например, автор выступает от имени внелитературного рассказчика, а Платонов создал собственный язык на основе общенародного, то тут мы имеем дело с вариантом той же задачи. Петрушевская при отсутствии рассказчика пользуется языковыми нарушениями, встречающимися в разговорной речи. Они не принадлежат ни рассказчику, ни персонажу. У них своя роль. Они воссоздают ту ситуацию, при которой возникают в разговоре. На таком необычном построении и звучании и держится ее проза.

Сюжет в рассказах Петрушевской возникает из неупорядоченных частей фабулы, события и факты предстают в разрозненном виде, непоследовательно; как будто разбит на мелкие черепки сосуд, и, собирая разбросанные осколки, мы не сразу, с усилием восстанавливаем его форму. Смысл складывается из разрозненных элементов, из обмолвок и повторов, топтания на месте, проходных сценок и отступлений, сплошного, можно сказать, отступления, ибо отсутствует диктуемая фабулой сюжетная линейность.

Особый синтез поэзии и прозы создает новое качество письма Петрушевской, ее необычную манеру, которая, если в ней не разобраться, способна оставить читателя равнодушным. Ее рассказы можно пробежать глазами, ничего в них не заметив, и даже вовсе не понять. В том то и дело, что неожиданная лирическая проза, или, лучше сказать, прозаическая лирика, Петрушевской требует от читателя встречного движения мыслью, усилием добытого понимания. Но, открывшись, она широко вознаграждает за труд.

Независимо от содержания рассказа автор с помощью грамматических средств разворачивает перед нами печальную тяжбу героя с судьбой. Например, так происходит и в рассказе “Удар грома”. В одном абзаце шесть раз появляется вводное слово “может быть”. В нем и неопределенность ситуации, и неуверенность в себе, и стремление уйти от решения проблем.
2.2 «Человек вне социума» в прозе Л.С. Петрушевской
Запутавшийся в себе самом и в мире человек — один из драматических символов нашей эпохи. Это следствие страха перед жизнью, желания спрятаться в “футляр” из штампованных фраз, избитых слов, тусклых мыслей, ненужных дел. По мнению Петрушевской, от самого человека зависит, сумеет он преодолеть враждебность и холодность судьбы или согнется под ее ударами. Писательница оставляет за своими героями право на “прозрение”, мечтает о “распрямлении” их душ; о возрождении гордости и достоинства.

Пессимистическая и неопределенная развязка рассказов продиктована желанием “разбудить” человека, заставить его бороться за свое счастье, сопротивляться обстоятельствам, не бояться “ударов грома”.

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах, она описывает современную жизнь, далекую от благополучных квартир и официальных приемных. Ее герои — незаметные, замученные бытом люди, тихо страдающие в своих неприглядных дворах и коммунальных квартирах. Автор приглашает нас в ничем непримечательные служебные конторы и на лестничные клетки, знакомит с разнообразными несчастиями, с безнравственностью и отсутствием смыла существования. Писательница показывает нескладную жизнь, в которой отсутствует какой-либо смысл. Привычные для каждого читателя картины не мешают автору поднимать и решать серьезные нравственные проблемы. Скандалы, истерики, измены, разводы, рукоприкладство, ложь, обман и вранье, доводящие людей до умопомрачения и смерти, - главный мотив и предмет творчества писательницы.

Современная литературная критика связывает Петрушевскую с "другой литературой", осваивающей прежде "табуированные" для советской литературы жизненные реалии - тюрьму, "дно" общества и т.п., что характерно для новой "натуральной школы". Как и у экзистенциалистов, у нее истинная сущность героев получает проверку в пограничных ситуациях измены, болезни, ухода в небытие. Герои Петрушевской нередко вынуждены совершить свой выбор, обнаруживающий их истинную суть. Между тем, основная тема Петрушевской - именно погибшая жизнь. Герои и героини произведений писателя часто внезапно умирают от горя или выбирают самоубийство как ответ недостойному бытию. Петрушевская склонна воссоздавать преимущественно темные стороны жизни. "Серая" будничная жизнь изображена в прозе Петрушевской в ритмах и речи сегодняшнего дня "Сильно. Кратко. Жестко". Писательница подчеркивала: "...Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже, на людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы... А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль - моя боль".

В центре рассказов Л. Петрушевской - "человек вне социума". Герои ее рассказов - это люди, выброшенные на периферию жизни, ненужные обществу, так как они не несут социальной пользы. Можно сказать, что это рассказы-ситуации, так как берется какой-либо случай из жизни женщины, о котором чаще всего повествует сама героиня. Тем не менее, в рассказе всегда присутствует авторский объективный взгляд на ситуацию. Л. Петрушевская никогда не осуждает своих героинь, но нередко ее взгляд на ситуацию расходится с точкой зрения героев. В основе каждого рассказа лежит житейский случай, бытовая ситуация, из которой всегда находится выход, разрешение проблемы. Причем выход из обычной бытовой ситуации несет в себе общечеловеческий смысл, истину, которые лишь нужно суметь разглядеть за обыденностью каждого житейского случая.

Итак, можно сказать, что свою тему, в которой Петрушевская открыла новые грани в изображении жизни семьи разных социальных слоев, писательница изучила основательно и показала семью преимущественно как сферу распада общественных, социальных связей: связей между разными поколениями, между супругами. Если же такие связи порой и возникают ("Гимн семье"), то, как правило, под давлением со стороны и в результате появления на свет ребенка. Страстное разбирательство — вот что такое жизнь в рассказах Петрушевской. Она — лирик, и, как во многих лирических стихах, в ее прозе нет лирического героя и не важен сюжет. Ее речь, как речь поэта, сразу о многом. Конечно, не всегда сюжет ее рассказа непредсказуем и незначителен, но главное в ее прозе — всепоглощающее чувство, создаваемое потоком авторской речи. Подробно анализируя рассказы Л. Петрушевской, можно заметить, что ее герои чаще всего находятся в пороговой ситуации: перед смертью, перед жертвой, перед обретением счастья, перед его потерей. В результате разрешения этой ситуации герои приходят к постижению каких-либо закономерных правил жизни, истинных ценностей, к пониманию непреодолимости судьбы. Л. Петрушевская подчеркивает, что в решении любой ситуации есть нечто экзистенциальное: логика жизни трагична, но человек волен сам выбирать, как он будет жить - должным или не должным образом, то есть истинным принятием жизни или самообманом. Экзистенциальный характер носит и проблема отчуждения человека от социума, очень часто он оказывается несправедливо выкинут за борт жизни, и, в силу своего одиночества, может опереться лишь на самого себя.


2.3 Галерея женских образов
Обратимся лицом к героиням Петрушевской. Прекрасная галерея женских образов западает в душу так глубоко, что после чтения и в зеркало страшно смотреть – кажется, у всех женщин хищные глазки с узким волчьим зрачком, окровавленные зубки вампира и улыбочка шакала, убедившегося, что давешняя падаль никуда не убежала, вот она – угощайтесь.

«Она во главе своей стаи, и вот вам вид: коротковато острижена, какие-то парикмахерские пружинки, дешевая завивка, мертвые волосы после свежесделанной химии, далее: выщипанные и выкрашенные сине-черной краской бровки, рот намазанный, разумеется, но тоже как-то дешево. Вся красота, как говорится, из аптеки рупь двадцать баночка». Это женщина из простых.

Дамы из интеллигенции: «А тут редакционные бабы, волосы грязные, это раз. Помада вечно слезает и остается только по краям, дешевенькая губная помада. Зубы не сказать какие, после обеда в ход идут спички, погружаемые в дупла, три». Любящий материнский взгляд на слишком повзрослевшего ребеночка: «… а у дочери морда была как комковатая подушка». Об очень-очень дорогой (редкий, скажем прямо, случай) героине: «Облезлая была баба Оля, кроткий выпученный взгляд из - под очков, перья на головке, тучный стан, широкая нога».

Под стать внешним прелестям русских женщин и их внутренняя красота. Героини Петрушевской: берут с собой детей, дабы застукать мужа в объятиях любовницы («Майя из племени майя»); выгоняют из дома беременных жен своих сыновей («Маленькая Грозная»); читают чужие дневники («Время ночь»), ненавидят близких («… дочь ненавидела мать, которую ненавидела и ее, в свою очередь, мать, с двух концов ненавидели» - «Гимн семье»); столь же приязненно относятся к подругам («…сын их правильно называл «твои подлюги», не выговаривая букву «р», - «Лайла и Мара»).

Героиня Петрушевской ни на кого не полагается и не рассчитывает ни на чью помощь, поддержку, сочувствие. Она заранее уверена, что в любой ее просьбе ей откажут, что ее не любят, что если она чего-то и сможет добиться от окружающих ее людей, так только хитростью, только обходным маневром, основанным на ее знании слабостей этих людей. Можно сказать, что она самостоятельна и независима. Можно сказать, что она одинока. Из-за своей убежденности в том, что ее никто не любит, она не упускает случая сказать в глаза какую-нибудь противную и неприятную правду, из-за которой ее, конечно, тут же невзлюбят еще сильнее. Она считает, что очень умна и язвительна и что именно поэтому ее и не любят: “Я человек жесткий, — начинает она рассказ, — жестокий, всегда с улыбкой на полных, румяных губах всегда ко всем с насмешкой». Для нее характерно пронизывающее, “жесткое” зрение, заранее лишающее человека возможности высоких чувств, искренности и истинности. Сознательно или бессознательно, но она как бы провоцирует унижающие человека импульсы: унижающие и того, в ком, как предполагает героиня, они возникают, и того, на кого направлены, и того, кто их замечает. Чувство, граничащее с отвращением, которое она внушает всем членам “своего круга”, она пытается внушить читателям своим отношением к каждому из героев рассказа. Ее уверенность в несуществовании или неискренности высоких чувств тем страннее, что именно на этих чувствах решает она, в конце концов “сыграть”, дабы обеспечить счастливое существование своего сына Алеши после своей смерти.

Героиня поставлена автором в ситуацию экстремальную, когда все человеческие качества должны проявиться в своем истинном виде. Она обнаруживает у себя симптомы болезни, от которой недавно скончалась ее мать, причем симптомы эти быстро прогрессируют. Муж, как это часто случается, ушел к другой женщине, ее подруге, а значит, и маленький сын должен после ее смерти остаться одиноким и беспомощным. И вот здесь проявляется такое самоотвержение, какому могут позавидовать герои древних трагедий. Они, умирая, надеялись на добрую память потомков. Наша героиня жертвует доброй памятью о себе, даже в глазах собственного сына (хотя и надеется, что когда-нибудь он поймет ее), чтобы обеспечить для Алеши жизнь в семье, его будущее». Она не надеется на жалость своего бывшего мужа и своей подруги к ребенку. Но может быть, она все же вызовет жалость к своему сыну за счет ненависти против себя? Вот почему собирает она в опустошенной смертью и семейным неблагополучием квартире в пасхальную ночь “свой круг” — общих, еще со студенческой молодости, друзей своих и своего мужа.

«Свой круг», уже в общем-то распавшийся, чтобы вновь соединить его в ненависти против себя. Избив до крови на глазах у всех Алешу, она покупает этой ценой ему вечное сочувствие и поддержку. Заявлением о том, что отдает Алешу в детский дом, она отводит от него опасность попасть туда немедленно после ее смерти. Она знает, что эти люди никогда не повторят поступка, совершенного ею, злодейкой, знает, что теперь ее муж не ударит Алешу, которого раньше награждал пощечинами. Она создает “свой круг” для Алеши ценой отторжения от себя единственного оставшегося родного человека. Как бы ни относиться к этой героине Петрушевской, вряд ли можно сказать, что женские характеры в современной литературе мелки и незанимательны. "Темная судьба" - это рассказ о "незамужней женщине тридцати с гаком лет". Начинается он с того, что уставшая от одиночества женщина хочет привести домой мужчину, которого она не любит, но который нужен ей для определенной цели - завести ребенка. С первых же строк рассказа можно выделить несколько позиций, присутствующих в нем. Первая - это голос рассказчика, позиция которого может солидаризироваться с одной из позиций, либо ни с кем. Вторая - это стереотипное, обыденное мышление - "привела, что называется, домой мужика", - которое выражает бытовую точку зрения на банальную ситуацию. Третья позиция - матери, которую пришлось "умолять", "уговаривать", чтобы совершилась задуманная героиней ситуация. Не удивительно, что согласие матери досталось дочери нелегким путем, ведь любая мать была бы против такого поступка. Но тут сложились особые обстоятельства, и мать не может не понимать этого. Ее дочери уже "тридцать с гаком лет", она "незамужняя", бездетная, одинокая и несчастная женщина. А любая мать желает дочери, прежде всего, счастья, пусть и таким путем, какой избрала героиня. Четвертая позиция - это позиция самой героини. Для героини данная ситуация чрезвычайно важна, так как для нее - это мост в будущее, которое она решила изменить сама, не полагаясь на судьбу. Это начало принципиально новой жизни для нее. И героиня притворяется влюбленной в своего избранника, хотя в душе у нее "черное отчаянье", но она понимает, что только таким образом может достичь цели. Вместе с тем в ее избраннике нет ничего особенного, наоборот, это "конченый человек", "старый", "полный" и "плешивый", страдающий сахарным диабетом и зацикленный на своей неудачной карьере. Надо отметить, что в оценке мужчины не соединяются взгляды героини и рассказчика, то есть это объективный взгляд на человека.

Его позиция - пятая в рассказе и очень узкая, так как предел его мечтаний - это продвижение по службе, которого никогда не произойдет. Его состояние в данной ситуации спокойное и даже деловитое. Для него это обычное свидание, очередное приключение, не имеющее такой важности, как для героини. Однако все это внешняя оболочка, истинное лицо его открывается, когда отметается все лишнее, когда героиня "неожиданно" для себя увидела его в "чистом белом белье". Вот тогда ее отношение к нему резко меняется, пока еще на подсознательном уровне, но она понимает, что влюбилась в этого человека. Сознательная любовь придет к ней позже. Сейчас же, выпроваживая его из дома, она видит в нем взрослого человека с "детским разумом", так как ей удалось обмануть, провести его, а он и не заметил этой ее уловки. И это - ее взгляд на мужчину.

После этого она избегает встреч с ним, и вновь начинается ее "настоящая" жизнь. И здесь мы можем наблюдать парадоксальную ситуацию: абсурдная, не дающая счастья жизнь воспринимается героиней как настоящая, а день счастья, истинной любви как абсурдный, нереальный, нелепый, о котором надо быстрее забыть. Это точка зрения рассказчика. Но внезапно наступает прозрение, героиня понимает, что наконец-то нашла свою любовь. Неожиданно для себя самой она угодила в те сети, которые расставила сама. Судьба вновь распорядилась по-своему, вмешалась в жизнь героини, и из банальной истории, из мелочей, из быта родилось настоящее чувство. Таким образом, Л. Петрушевская говорит о том, что человек может быть счастлив, надо только вовремя суметь распознать и не упустить свое счастье. И героиню ожидает "темная судьба", так как неизвестно, в какие еще ситуации поставит она ее, какие сюрпризы преподнесет.

"Темная судьба" ожидает и героиню рассказа "Страна", оказавшуюся в ситуации как бы пожизненного одиночества, которая уже отчаялась верить и надеяться на судьбу. Всю жизнь героини можно разделить на прошлую и настоящую, но так как прошлая и настоящая жизнь слишком контрастны, то героиня совмещает в себе как бы два "Я". "Я"-прошлое - это живая, общительная, красивая женщина, имеющая много друзей. "Я"-настоящее - это пьющая, одинокая женщина "со следами былой красоты на лице". Это человек, выкинутый за борт жизни из-за своей неспособности реализовать себя, находящийся вне социума, вне общества, следовательно, вне человеческих связей и общения. Эта женщина потеряла уверенность в жизни, у нее нет ни друзей, ни знакомых.

На основе анализа предыдущего рассказа встает вопрос: если у женщины есть ребенок, может ли она быть одинока и несчастлива? Но суть в том, что ребенок героини нежизнеспособен, в рассказе нет его голоса. Ее дочь - порождение "Я" - настоящего, то есть существо, воспитанное равнодушием общества, следовательно, она сама ко всему равнодушна, в ней отсутствует жизнерадостность.

Но есть в рассказе и третье "Я" - в божественных снах, которые видят как мать, так и дочка. Трагичность их судьбы заставляет их искать счастья в мире грез, так как в жизни реальной они уже потеряли способность мечтать. Третья жизнь чрезвычайно важна для героини, так как из нее она черпает силы, не для борьбы (для борьбы этого мало), а для существования. Она смирилась с обстоятельствами, так как понимает, что не в состоянии их преодолеть. Но она должна жить ради дочери, чтобы своим хрупким существованием продлить ее жизнь. Пьянство помогает ей не сойти с ума, но оно не дает выхода. А выход один - в стране снов и фантазий. Эта страна дает героине некоторую передышку, отдушину перед новыми испытаниями судьбы, ведь никто не знает, как еще может повернуться ее жизнь.

Ради своего единственного ребенка, ради продолжения его жизни жертвует собой героиня рассказа "Свой круг". Это рассказ-воспоминание, анализ ситуации с целью еще раз убедиться в собственной правоте: "Мой расчет был верным". Героиня - очень умная, здравомыслящая женщина, которую ожидает неизбежная смерть, и она понимает, что должна каким-либо образом обеспечить будущее своего сына, определить его в жизни. Она разыгрывает дешевую драму, спектакль с "избиением младенцев", так как знает, что после этого у нее отнимут ребенка, но заберут его свои люди, так называемый, "свой круг". Описывая "свой круг", своих "друзей", героиня сама подчеркивает, что она здесь чужая, лишняя, "сбоку припека". Героиня - честная женщина, правдивый человек, а в "своем кругу" было не принято выражать свои взгляды, говорить правду. Вообще люди из этого круга живут мнимыми ценностями либо заимствуют их друг у друга. Так, Серж изобретает давно изобретенный велосипед, Андрей-стукач способен предать любого из них, но на это закрывают глаза и сидят с ним за одним столом, не понимая, что тем самым они обманывают сами себя, Жорж - наполовину еврей, но сам он и его круг считают это пороком, Коля, муж героини, как и все остальные, любит Маришу и завидует Сержу, потому что у того растет гениальная дочь, а у него лишь гнилозубый Алешка.

Между этими людьми нет подлинных человеческих отношений, да они и не могут появиться в ходе еженедельных пьянок по пятницам. Героиня же не может жить ложными ценностями, поэтому она здесь "сбоку припека". Но есть нечто, что объединяет этих людей - это любовь к детям, героиня знает это, так как довольно хорошо успела изучить этих людей. И она просчитывает свои действия до мелочей, заглядывает в будущее своего сына и понимает, что с этими людьми ему будет хорошо, так как они "будут блюсти его интересы". Не случайно, что вся ситуация с "избиением младенцев" происходит на Пасху, что символизирует воскрешение, начало новой жизни для Алешки и очищение совести для героини. Надо сказать, что название рассказа на бытийном уровне приобретает новый смысл. На бытовом уровне "свой круг" - это компания друзей. На бытийном же уровне - это свой круг бытия, который проходят как героиня, так и остальные герои рассказа. И здесь автор подчеркивает, что жизнь этих людей проходит в замкнутом, тесном мирке, они не задумываются о бытийных проблемах, следовательно, до конца своей жизни могут так и не познать истины, либо осознать ее лишь в конце жизненного пути. Героиня же сумела постичь истину бытия, вырваться из тесного мирка своих друзей. Именно потому, что она была на это способна, в отличие от остальных, она и была среди них "сбоку припека".

Таким образом, героиня смогла вернуть на круги своя своего сына, определить его место в жизни. Вместе с тем она принесла очищение не только себе, но всем людям из "своего круга", так как Алешка будет напоминать им об истинных ценностях жизни, о способности к сочувствию и помощи ближнему, тем самым, очищая их души. Так, жертвуя собой, героиня помогла этим людям выбраться из абсурда, алогизма жизни, обрести жизнь нормальную, все повернуть на круги своя.

«Бал последнего человека» - новелла, в основе которой лежит любовь, но не та возвышенная, о которой человечество узнало более трех тысяч лет назад в «Песни песней», а «настоящая», «сегодняшняя», мрачная, унизительная и безнадежная. Людмила Петрушевская пишет о том, как Иван выпивает примерно ведро в гостях у своей сестры, где сидит в углу дивана безнадежно любящая его женщина, сидит и молча страдает, так как все понимает, все знает, но поделать ничего не может. Этот рассказ помещен писательницей в рубрику «Бессмертная любовь».

В рассказе «Рассказчица» выведена юная героиня, которая всем желающим рассказывает о себе всю подноготную, не стыдясь никаких подробностей… Она тоже со своей историей попала в рубрику «Вечная любовь».
2.4 «Настоящая», «сегодняшняя», мрачная любовь в прозе Л.С. Петрушевской
Основная тема большей части рассказов и повестей Петрушевской - изображение женской любви - к мужчине, детям, внукам, родителям. Скромная библиотекарь Пульхерия, героиня рассказа "По дороге бога Эроса", увидела в своем возлюбленном не седого и немолодого человека, сумасшедшего гения, а мальчика, "ушедшее в высокие миры существо, прикрывшееся для виду седой гривой и красной кожей". Пульхерия отдала всю себя этому чувству. В великолепном рассказе "По дороге бога Эроса" показан и феномен мужской любви. Но за редкими исключениями эта любовь рисуется как родственная - к родителям, обычно к матери (данная тема как нельзя лучше разработана в рассказе "Младший брат"). Центральное положение у Петрушевской чаще всего занимают Мать и Дитя. Другая архетипическая пара: Он и Она. Причем мужчина и женщина интересуют ее опять таки в сугубо родовом, извечном и мучительно неизбывном значении. По сути, Петрушевскую все время занимает лишь одно – перипетии изначальных природных зависимостей сегодняшней жизни людей. И в ее прозе вполне нормально звучат мотивировки, допустим, такого рода: «Собственно говоря, это была у Лены и Иванова та самая бессмертная любовь, которая, будучи неутоленной, на самом деле является просто неутоленным, несбывшимся желанием продолжения рода…» И то, что повествование у Петрушевской всегда идет от лица женщины, на мой взгляд, отнюдь не родовая примета «женской прозы» с ее кругом семейных тем, а лишь воплощение постоянного в такой поэтике отчета от природы в сугубо мифологическом понимании этой категории.

Изображение жизни семьи и диктует писателю обращение к жанру семейного рассказа или семейной повести, однако под пером Петрушевской эти жанры чуть ли не соединяются с жанром готического романа. И неудивительно, ведь в семье она чаще всего видит распад: неверность одного или обоих супругов, ад ссор и склок, обжигающие потоки ненависти, борьбу за жилплощадь, вытеснение кого-то из членов семьи с этой жилплощади, приводящее его к нравственной деградации (в повести "Маленькая Грозная" к пьянству) либо мешающее герою обрести место в социуме (повесть "Время ночь").

Героини обоих произведений, сотрудница библиотеки Оля и жена высокопоставленного партийного деятеля и впоследствии преподаватель научного коммунизма в вузе, держат круговую оборону своих больших квартир от родственников и сыновей. "- Сколько можно! Эта его девушка, я имею в виду сына, опять она его подсылает разменять квартиру! Настропалила сына подавать в суд! Ему же говорят языком: она получит квартиру, которую мы тебе дадим, сами останемся на бобах с психически больным отцом, и она тебя погонит. Отдай сыну квартиру, не будет ни сына, ни квартиры!" . Неизвестно, удастся ли все же Оле противостоять натиску ее мужа и сына, желающих разменять квартиру, чтобы освободиться от Олиной тирании, так как героиня показана в самый разгар борьбы за "неразменность" своих хором. Финал рассказа оставлен открытым. Главное здесь не развязка сюжета, а обрисовка контрастных женских характеров - агрессивной и деспотичной жены и кроткой, мягкой возлюбленной. Впрочем, дальнейшее развитие судьбы Оли показано на примере судьбы героини "Маленькой Грозной". Ей удается отстоять неприкосновенность стопятидесятиметрового жилища, но сама она умирает в психбольнице на руках отнюдь не своей любимицы-дочери, а ненавидимого сына.

Как видим, тема любви в рассказах Петрушевской неотделима от бытописаний. Персонажи прозы Петрушевской, за редким исключением, не живут, а выживают. Естественно, что подобный взгляд на человеческое существование потребовал плотного бытописания, подчас натуралистического. Вещные, бытовые детали отобраны точно и наполнены психологическим содержанием. Правда, иногда Петрушевская рисует сцены счастливой любви ("Как ангел", "Элегия"), но и такая любовь все же с червоточинкой, что типично для художественного мира этого писателя. Любовно-семейное общение двоих тяжело само по себе либо становится таковым в силу неблагоприятных условий. Поэтому оно все-таки несет беду. "Я не могу понять одного: почему он бросил Надю, ведь он знал, что ее это доконает, и она действительно умерла через год после его смерти", - таково начало рассказа "Сережа". У немолодых любящих друг друга супругов в рассказе "Как ангел" рождается дочь - даун по имени Ангелина. Название рассказа иронично, даже святотатственно. Павел из "Элегии" не выдерживает гнета любви своей жены и уходит в мир иной. "И то, которое нежнее в сем поединке двух сердец...". В изображении любви Петрушевская сродни иногда романтику Тютчеву. Только любовь к ребенку ("Еврейка Верочка", "Свой круг", "Время ночь") открывает лучшее в человеке, и это чувство Петрушевская живописует как никто иной. Она достигает истинной поэтичности и лиризма в повести "Время ночь" и в сказке "Две сестры", рассказывая в повести о привязанности своей героини к внуку и любуясь в обоих произведениях прелестью детей.

Героини Л. Петрушевской осознают трагизм жизни, но всегда что-то или кто-то помогает им жить: ребенок, любимый, божественные сны, то есть всегда есть, ради чего жить. Особенностью рассказов Л. Петрушевской является их универсальность, так как в них отражена вечная судьба человечества, так как каждая история, в конечном итоге, дает модель верного и вечного поведения в ней. Сострадание к человеку, в каких бы ситуациях он ни оказывался, внимание к "вечным" и болевым проблемам нашего времени, тонкий языковой слух, умение снять напряжение с помощью смеха, богатство фантазии - все это грани того литературного чуда, имя которому Людмила Петрушевская. "Петрушевская вовсе не бытописатель. В своих рассказах она показывает, как жизнь только в сфере «стяжения земных сокровищ» закрывает для человека самую возможность движения к духовному, оставляет его в безвоздушном пространстве быта", - справедливо замечает И.К Сушилина.

Итак, можно сказать, что в своих произведениях Петрушевская открыла новые грани любви, любовь в семьях разных социальных слоев, изображение женской любви - к мужчине, детям, внукам, родителям, это и феномен мужской любви. Но за редкими исключениями эта любовь рисуется как родственная - к родителям, обычно к матери. Иногда Петрушевская рисует сцены счастливой любви, но и такая любовь все же с червоточинкой, что типично для художественного мира этого писателя.



Заключение
Любовь понимается людьми по-разному. По-разному раскрывается тема любви и в творчестве писателей, и каждый ищет свой способ понять и объяснить что такое любовь.

Главной темой произведений Куприна является тема любви. Он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. Александр Иванович Куприн – идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. В своих произведениях он протестует против продажных чувств, цинизма, пошлости. И показывает нам бескорыстную, самоотверженную любовь, не ждущую награды. Любовь, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучения вовсе не труд, а радость. Женским идеалом для Куприна является женщина добрая, нежная, прекрасная как ангел.

Любовь у Куприна – это вдохновенный гимн высокому чувству взаимной или неразделенной любви. У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже, несмотря на трагическую развязку, герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это подлинное, прекрасное чувство.

По-иному тема любви освещена в творчестве Людмилы Стефановны Петрушевской. Любовь, которая проходит через ее творчество, сильно отличается от любви в произведениях Куприна. В большей части рассказов, повестей Людмила Стефановна показывает женскую любовь - к мужчине, детям, внукам, родителям. Есть у нее и феномен мужской любви.

Ее герои – незаметные, замученные жизнью люди, тихо или скандально страдающие в своих коммунальных квартирах и неприглядных дворах. Они за редким исключением, не живут, а выживают. Естественно, что подобный взгляд на человеческое существование потребовал плотного бытописания, подчас натуралистического. Вещные, бытовые детали отобраны точно и наполнены психологическим содержанием. И любовь в рассказах Л.С. Петрушевской неотделима от бытописаний. А мужчина и женщина интересуют ее опять таки в сугубо родовом, извечном и мучительно неизбывном значении.

А.И. Куприн тоже описывает быт, но в отличие от Л.С. Петрушевской, он ищет доброе, хорошее, не примиряется с действительностью. Куприн не смешивает быт и любовь.

Герои рассказов Куприна – самоотверженные, благородные, готовые на все ради своей любимой.

Героиня Петрушевской ни на кого не полагается и не рассчитывает ни на чью помощь, поддержку, сочувствие. Она заранее уверена, что в любой ее просьбе ей откажут, что ее не любят, что если она чего-то и сможет добиться от окружающих ее людей, так только хитростью, только обходным маневром, основанным на ее знании слабостей этих людей. Можно сказать, что она самостоятельна и независима, и одинока. Из-за своей убежденности в том, что ее никто не любит, она не упускает случая сказать в глаза какую-нибудь противную и неприятную правду, из-за которой ее, конечно, тут же невзлюбят еще сильнее. Она считает, что очень умна и язвительна и что именно поэтому ее и не любят. Героиня Петрушевской может представиться влюбленной, если ей это нужно для достижения цели.

Героини Л. Петрушевской осознают трагизм жизни, но всегда что-то или кто-то помогает им жить: ребенок, любимый, божественные сны, то есть всегда есть, ради чего выживать. Любовь к ребенку, по мнению Петрушевской, открывает лучшее в человеке.

Герои рассказов Петрушевской не ценят женскую любовь, зачастую мы видим их погрязшими в пьянстве, мелких бытовых склоках. Это люди, заставляющие женщину страдать.



Иногда Петрушевская рисует сцены счастливой любви, но и такая любовь все же с червоточинкой, что типично для художественного мира этого писателя. И все-таки, по мнению Петрушевской, человек может быть счастлив, надо только вовремя распознать и не упустить свое счастье.

Список литературы


  1. Волков А. Творчество А.И.Куприна. – М., 1981

  2. Вирен Г. Такая любовь // Октябрь. – 1989. - № 3.

  3. Куприн А.И. Повести и рассказы. – М., издательство «Советская Россия», 1987.

  4. Куприн А.И. Собрание сочинений в пяти томах. - М., издательство «Правда», 1982.

  5. Куприн А.И. О любви: Повести. – М.: издательство Русанова, 1993.

  6. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. - № 10

  7. Морозова Т. Скелеты из соседнего подъезда // Лит. газ. – 1998. – 9 сент. № 36.

  8. Михайлов А. Ars Amatoria, или Наука любви по Петрушевской // Лит. газ. - 1993. - 15 дек. № 37.

  9. Невзглядова Е. Сюжет для небольшого рассказа // Новый мир. – 1998. № 4.

  10. Петрушевская Л.С. Сборник рассказов "По дороге бога Эроса". - М., 1993.

  11. Сотникова Т.А. Петрушевская Л. С. // Русские писатели 20 века: Биографический словарь. - М., 2000.

  12. Шкловский Е. Косая жизнь // Лит. газ. – 1992. – 1 апреля. - № 14


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница