Наши нововведения




Скачать 68.84 Kb.
Дата09.05.2016
Размер68.84 Kb.
Наши нововведения
С. Богданов, зам. директора по научно-методической работе СШ 15, ст. Владимирская Краснодарского края

В педагогической практике нашего района утвердился термин «нововведение». Под ним подразумеваются целенаправленные изменения в деятельности как целой школы, так и отдельного педагога или управленца. Воспринимаются они, конечно, по-разному. Расскажу о тех новшествах, которые уже прошли, можно сказать, «обкатку» и стали повседневной практикой.
Диагностические карты

Многие нововведения изменяют или модернизируют систему контроля и оценки деятельности учащихся и учителей. Так, в школах № 5 г. Лабинска и № 11 станции Вознесенской в течение двух лет педагоги разрабатывают, а затем внедряют диагностические карты предметной обученности по математике, русскому языку, физике, географии. Тематические диагностические карты используются и учителями начальных классов. Что это дает? Педагоги отказываются от традиционной системы оценок, выделяя в диагностических картах основные знания и умения учащихся по той или иной теме. После выполнения контрольной работы или тестирования педагог отмечает на карте, какие и по каким вопросам сформированы у школьников умения, по каким остаются пробелы. Карта дает полную информацию о том, что усвоено, а что еще надо изучить. Затем учитель проводит с одним учащимся коррекционную работу, с другими - углубляет учебный материал. Такая методика хорошо воспринимается школьниками.

В реальном училище

А вот в нашем Лабинском реальном училище классы комплектуются с учетом рекомендаций психолого-педагогической диагностики. Учащимся предлагаются классы профподготовки, где по минимуму изучаются общеобразовательные предметы, а основное время отдано преподаванию технологии и подготовке по одной из технических специальностей. Классы вечернего обучения предназначены для работающей молодежи, учащихся, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. В классах технического и химико-биологического профиля факультативные занятия и предметы по выбору используются для углубленного изучения профильных дисциплин.

Заметьте, содержание учебных программ остается традиционным, но меняются система организации и режим работы, структура управления. Реальное училище выполняет функции общеобразовательной школы, профтехучилища, учебно-производственного комбината, технического лицея и вечерней школы. В училище постоянно работает психолого-педагогическая группа, состоящая из психолога, социального педагога, врача, мастера производственного обучения, руководителей методических объединений.

Кого, для чего, и как учить?

Есть нововведения, которые начинаются с изменения содержания образовательных программ. Так, в школе № 2 Лабинска, в которой работают лицейские классы, большое внимание уделяется совершенствованию в переработке существующих программ, а по некоторым дисциплинам разрабатываются новые. Авторскими коллективами школы разработаны учебные программы и пособия для учащихся по экономике, праву, финансовой математике. Занятия по профильным дисциплинам проводятся в компьютерных классах, знакомство с которыми учащиеся начинают в начальных классах. 111 кола сотрудничает с учеными из высших учебных заведений

Адыгеи и Краснодарского края. Прием в лицейские классы проводится на конкурсной основе. В школе эффективно работают творческие группы учителей, методические объединения. Школа № 9 Лабинска стала гимназией. Специалистами разработаны новые курсы по философии, логике, психологии. В гуманитарных классах дети изучают по два иностранных языка. Здесь действует субботняя математическая школа, имеющая свой устав. Разработана и используется нетрадиционная технология, ведется индивидуальное обучение одаренных детей. Ежегодно более 25 выпускников гимназии поступают в высшие учебные заведения. Каждое нововведение должно дать ответ на три очень важных вопроса: «Для чего учить?», «Кого и чему учить?», «Как учить?». В школе № 15 станции Владимирской провели большое социологическое исследование интересов местных жителей, в том числе учителей и учащихся. Обобщили жизнедеятельность выпускников школы. Изучили культуру обрядов, традиции жителей Кубани. Мы выделили основные ценности, к которым стремится молодежь и которые принимаются взрослыми: физическое и психическое здоровье, общественное признание (уважение окружающими, коллективом, товарищами), счастливая семейная жизнь, материальная и финансовая обеспеченность, интересная работа, образованность (широта и системность знаний, высокая общая культура), духовная свобода. Затем были выявлены склонности и интересы учащихся 6-9 классов к разным видам деятельности по схеме «Человек-человек», «Человек-Я-концепция», «Человек-знаковый символ», «Человек-техника», «Человек-художественный образ» и разработаны профильные образовательные программы.

Наш проект новой сельской школы был представлен на фестивале «Авторская школа-96», где получил положительную экспертизу и рекомендательный статус школы-лаборатории.

Управляемый процесс

Основные участники нововведений - ученые, методисты, учредители, управленцы, учителя, ученики, родители, представители социально-производственных и иных структур. Содержание и план введения того или иного новшества обсуждается и формируется в каждой группе, и их мнение необходимо учитывать. Разумеется, уровень, глубина содержания и скорость нововведения зависят от интеллектуальных, финансовых, организационных и иных возможностей его участников, каждый из которых реализует в определенной форме свои интересы. Мы убеждены, что если поле общих интересов основных участников нововведения расширится, то оно станет необратимым. Если нет, может и не осуществиться. (См. схемы №№ 1,2) Нововведение - управляемый процесс. Вот как это осуществляется в школе № 15 станции Владимирская. Учащиеся выражают свои интересы и предложения через совет старшеклассников, родители - через родительский комитет, учителя -совет педагогический. Интересы государства и местных органов самоуправления представляют через научно-методический и попечительский советы заинтересованные социальные и общественные организации, учредители (директор школы назначается учредителем), ученые, методисты, учителя-экспериментаторы. Высшим органом управления является совет школы, в котором представлены члены всех указанных структур. Решение, принятое советом школы, обязательно для всех. Положения о функционировании и взаимодействии указанных выше управленческих органов были разработаны коллективом школы с привлечением всех заинтересованных в нововведении людей - родителей, спонсоров. Основные направления деятельности совета старшеклассников - сотрудничество с педагогическим коллективом школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, организация и проведение внеурочных познавательных и развлекательных мероприятий, участие в организации производственной деятельности и общественно-полезного труда школьников.

Попечительский совет способствует развитию школы, оказывая моральную и финансовую поддержку в учебе одаренным детям, создает условия для раскрытия склонностей и способностей учащихся и их дальнейшего развития. Научно-методический совет призван координировать всю экспериментальную и исследовательскую деятельность педагогического коллектива школы. Совместно с учеными и методистами он выходит с предложениями в совет школы по организации экспериментов и нововведений. Сама жизнь заставила нас по-новому подойти к работе методических объединений учителей-предметников. Вместо них возникли кафедры, занятые разработкой регионального и местных компонентов стандартов образования, соответствующих учебных программ, педагогических технологий, форм организации учебного процесса. На должность заведующего кафедрой выбирается педагог с большим опытом работы, имеющий исследовательские и организаторские способности. В положении о кафедре нашей школы указывается: «Заведующий кафедрой оказывает консультативную и методическую помощь учителям, обобщает их предложения и опыт работы, обеспечивает разработку и внедрение экспериментальных программ, технологий, принимает участие в формировании учебного плана и распределении учебной нагрузки между учителями кафедры, составляет научно-методическую копилку по профилю кафедры». Результатом тесного сотрудничества кафедры естественных дисциплин и математики (заведующий, учитель-методист, отличник народного просвещения Л. П. Котельникова) стал комплект программ и тематических разработок по курсам «Математика в сельском хозяйстве», «Экология Кубани», «Агрохимия». Курс математики начальной школы дополнен «Занимательной математикой». В 5-6 классах как школьный компонент преподается курс «Наглядная и практическая геометрия».


Общая оценка


Объектами нововведений могут быть ценности и содержание образования, технологии, организация учебно-воспитательного процесса, контрольно-оценочная система аттестации учащихся. Каждый раз нововведение переводит объект из одного качественного состояния в другое, поэтому должно получить экспертную оценку. Обычно принято оценивать деятельность школы, учителей, учащихся ЗУНами (знаниями, умениями и навыками). Но профильные школы имеют свои параметры оценки: в одной могут сопоставляться ЗУНы общеобразовательных предметов, в другой - коммерческой деятельности, в третьей - человеческого общения. При осуществлении нововведения важно выделить основополагающие профильные ЗУНы и приемы их замера (сравнения) и другие адекватные параметры. Нами используется общая количественная оценка, которая конкретно заполняется и выполняется по индивидуальной методике для каждого конкретного нововведения. Ее вы видите на схеме 3. Каждый параметр, характеризующий состояние объекта, имеет свою измерительную шкалу и соответствующую методику измерения. Если коэффициент нововведения К - положительное число, то нововведение прогрессирующее, если К - отрицательное число, то регрессирующее. И последнее. Я использую термин «нововведение» всего лишь потому, что он легко воспринимается учителями-практиками и понимается как практическое действие по изменению того или иного педагогического объекта. Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инноватика», как мне кажется, пока еще не конкретизированы педагогической наукой, их использование в педагогической практике нередко вводит в заблуждение школьных управленцев. Кроме того, нововведение имеет начало и конец во времени и не может быть бесконечным. Но в общем-то суть не в терминах.

© Журнал «Директор школы», №5, 1997


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница