Налоговая политика как инструмент управления социально экономическим развитием российской федерации




страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4



На правах рукописи


ЮРЗИНОВА Ирина Леонидовна

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Специальность: 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук



Москва — 2009

Работа выполнена на кафедре «Налоги и налогообложение» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации




Научный консультант:

доктор экономических наук, профессор АНОСОВА Людмила Александровна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор ЧЕРНИК Дмитрий Георгиевич




доктор экономических наук, профессор

ЧВАНОВ Роберт Александрович




доктор экономических наук, профессор

ГРИГОРЬЕВ Владимир Викторович


Ведущая организация:

Институт Экономики РАН

Защита диссертации состоится «17» ноября 2009 г. в 1200 на заседании диссертационного совета Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109436, Москва, 4-й Вешняковский пр., д. 4, тел. 371-06-11, 371-10-06.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.


Автореферат разослан

«_____» сентября 2009 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат экономических наук


В.М. Смирнов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В современных условиях существенно повышаются требования к качеству управления социально-экономическими процессами как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, так и, в гораздо большей степени, на уровне государственного управления экономикой. Проблема повышения качества управления не может обойти стороной и управление налоговыми отношениями, выражающееся посредством налоговой политики.

Следует отметить, что в настоящее время в России налоговая политика имеет в основном фискальную ориентацию – основу государственных решений, принимаемых в области налогообложения, составляет соблюдение фискальных интересов федерального центра и, в несколько меньшей степени, регионов. Подобная ориентация налоговой политики приводит к тому, что при разработке и принятии государственных решений в области налогообложения не уделяется должного внимания таким факторам, как оценка воздействия совокупности взимаемых налогов на экономическое положение хозяйствующих субъектов и перспективы их устойчивого развития, оценка возможной реакции налогоплательщиков на изменения, вводимые в налоговую систему, воздействие принимаемых решений на экономическое развитие как отдельных хозяйствующих субъектов, так и более сложных агрегатов - муниципального и регионального хозяйственных комплексов и хозяйственного комплекса страны в целом.

Видимым следствием этого являются часто встречаемые мнения по поводу низкой эффективности налоговой системы и чрезмерности налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Невысокая лояльность хозяйствующих субъектов к налоговой системе, объективно обусловленная отсутствием учета их хозяйственных интересов при разработке системы государственных мероприятий в области налогообложения, приводит к большим объемам занижения налоговой базы, увеличению недоимок, необходимости ужесточения налогового контроля. Таким образом, можно утверждать, что недостаточная реализация регулирующей функции налогов приводит к снижению эффективности реализации остальных функций (прежде всего - фискальной функции) и, как следствие, к общему снижению эффективности налоговой системы.

Вопросы управления экономическим и социально-экономическим развитием раскрыты в работах целого ряда отечественных и зарубежных ученых: Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Л.А. Аносовой, И.И. Бабленковой, О.Т. Богомолова, А.Г. Гранберга, Р.С. Гринберга, А.Г. Грязновой, В.В. Ивантера, Д.С. Львова, В.Н. Незамайкина, Н.Я. Петракова, Е.В. Рюминой, В.К.  Сенчагова, Д.Е. Сорокина, Н.П. Федоренко, K. Arrow, R. Coase, J.M. Keynes, W.W. Leontief, D. North, W. Sombart, J.E. Stiglitz, J. Tinbergen и других. Отметим, что в этих исследованиях в основном рассматривается национальная (или региональная) экономика в целом, без дезинтеграции ее до отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме того, при рассмотрении вопросов управления социально-экономическим развитием не выделяются отдельно конкретные инструменты этого управления, такие, как налоговая политика.

Исследованием частных вопросов и проблем налоговой политики занимается целый ряд отечественных и зарубежных экономистов и юристов, в числе которых можно отметить Ф.Х. Банхаеву, А.В. Брызгалина, И.В. Горского, В.А. Кашина, В.Г. Князева, Л.Н. Лыкову, Л.П. Павлову, А.Б. Паскачева, В.Г. Панскова, М.В. Романовского, Р.А. Чванова, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, M.P. Devereux и других. При этом в большинстве исследований основное внимание уделяется не вопросам управления социально-экономическим развитием посредством налогообложения, а проблемам совершенствования и развития налоговой системы.

Таким образом, разработанность теоретических, методологических и практических вопросов управления экономическими отношениями, с одной стороны, и теоретико-практических вопросов налоговой политики, с другой стороны, не дает оснований утверждать об отсутствии объективной необходимости эволюции научных взглядов на налоговую политику как механизм научно обоснованного управления социально-экономическим развитием.

В настоящее время в рамках совершенствования системы государственного управления представляется актуальной трансформация сложившейся системы взглядов на налоговую политику как на механизм управления социально-экономическим развитием, отвечающий современному состоянию социально-экономических отношений в Российской Федерации, что и обусловило выбор направления данного диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методологических положений налоговой политики, позволяющей обеспечить решение задач увеличения национального экономического потенциала и обеспечения социально-экономического развития, в том числе - в условиях экономического кризиса. В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1) исследовать современную роль налогов и налоговых отношений в системе экономических отношений с целью формирования базисных условий функционирования налоговой политики;

2) выявить специфические особенности и возможности компромисса в конфликте экономических интересов различных участников налоговых отношений в Российской Федерации;

3) разработать систему теоретических положений формирования налоговой политики, основывающуюся на приоритете учета экономических закономерностей развития общества;

4) разработать теоретические, методологические и методические положения формирования целевых функций налоговой политики для различных ее субъектов (федеральной власти, регионально-муниципальных властей, хозяйствующих субъектов);

5) предложить методологию оценки экономической эффективности мероприятий по реализации налоговой политики, осуществляемой на этапе подготовки их финансово-экономического обоснования;

6) разработать методические положения оценки экономической эффективности мероприятий по реализации налоговой политики для различных субъектов налоговой политики: федеральной власти, регионально-муниципальных властей, хозяйствующих субъектов;


    7) разработать методические основы комплексных мероприятий по реализации налоговой политики, обеспечивающих повышение экономического потенциала и социально-экономическое развитие на регионально-муниципальном уровне субъектов налоговой политики.

В качестве предмета исследования выбрана налоговая политика как элемент системы государственного регулирования экономики.

Объектом исследования является совокупность взаимосвязей и взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов, возникающих в налогообложении как одном из центральных звеньев финансовой системы Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили работы C. L. Montesquieu, A. Smith, D. Ricardo, W. Sombart, Н.И. Тургенева, С.Ю. Витте, И.И. Янжула, J.M. Keynes, W. Rostoy, J. Tinbergen, D. Bell, A.B. Laffer, И.И. Бабленковой, А.В. Брызгалина, И.В. Горского, В.А. Кашина, В.Г. Князева, Л.Н. Лыковой, Л.П. Павловой, А.Б. Паскачева, Д.Г. Черника, M.P. Devereux, и ряда других ученых. Помимо научных работ по различным вопросам экономики и налоговых отношений, в основу настоящей работы легли научно-практические достижения в области экономической теории, кибернетики и теории информации, экономического и финансового анализа, юриспруденции, управления финансами, менеджмента, теории государственного управления, ряда других научных областей и направлений. К важнейшим работам в этих областях, также послуживших методологической основой данного исследования, следует отнести работы N. Wiener, C.E. Shannon, George B. Dantzig, W.W. Leontief, А.Н. Колмогорова, M. Porter, В.В. Лидовского, и др.

В состав информационной базы исследования входят: научные публикации (статьи, материалы конференций, монографии и др.); статистические и информационные материалы (данные Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации), данные зарубежных источников; законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты налоговых и бюджетных взаимоотношений, а также национального, регионального и муниципального развития; электронные средства массовой информации, данные электронных справочных и справочно-правовых систем.

В работе применялись следующие методы исследования: системный анализ, диалектический подход, методы дедукции и индукции, метод сравнения и аналогий, метод обобщений, методы имитационного моделирования, метод экспертных оценок; математические, статистические методы и другие методы.

Научная новизна исследования. Разработана концепция налоговой политики как компромисса экономических интересов различных субъектов налоговых отношений, достигаемого посредством механизма согласования экономических интересов ключевых субъектов национальных экономических отношений, основанного на экономических закономерностях развития общества и направленного на обеспечение социально-экономического развития Российской Федерации (далее – механизм налоговой политики). В ходе исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

1) обоснована необходимость и целесообразность рассматривать налоговую политику в системе государственного регулирования экономики в качестве значимого фактора формирования экономических отношений, направленного на повышение социально-экономического потенциала экономики Российской Федерации;

2) определены основные экономически самостоятельные стороны конфликта экономических интересов, существующего в сфере налогообложения в Российской Федерации (федеральная власть, регионально-муниципальные власти и совокупность хозяйствующих субъектов1) и обоснована направленность их экономических интересов в данном конфликте; определены возможности обеспечения достижения компромисса экономических интересов различных субъектов налоговой политики;

3) разработаны теоретические положения концепции налоговой политики как компромисса экономических интересов различных субъектов налоговой политики, включающие в себя: цели и задачи налоговой политики; сущность, принципы разработки и функционирования, организационную структуру механизма налоговой политики, а также общие требования к информационному обеспечению его функционирования;

4) предложены и обоснованы целевая функция федеральной налоговой политики, структура которой сформирована на основе применения системно-целевого подхода, а также методические основы формирования системы управленческих решений по ее реализации;

5) на основе применения системно-целевого подхода разработаны целевая функция налоговой политики регионально-муниципального уровня с выделением различных типов налоговой политики (адаптационная и компенсационная политика) и принципы формирования системы мероприятий по реализации налоговой политики на регионально-муниципальном уровне;

6) разработаны теория налоговой политики хозяйствующего субъекта как целенаправленной адаптации к существующей налоговой системе (цель, задачи, принципы разработки и реализации налоговой политики хозяйствующего субъекта) и методические основы оценки степени адаптации хозяйствующего субъекта к существующей налоговой системе;


    7) предложена методология экономического обоснования эффективности мероприятий по реализации налоговой политики, в основу которой положены критерий экономической оценки и принципы формирования системы социально-экономических показателей, позволяющие производить комплексную оценку перспектив изменения экономического потенциала хозяйствующих субъектов, отрасли, отдельного региона, национальной экономики в целом;

8) разработаны методические основы формирования налоговой политики на регионально-муниципальном уровне, в том числе - налоговой политики адаптационного и компенсационного типов, позволяющих обеспечить сохранение или увеличение экономического потенциала региональной экономики, и механизм априорной оценки экономической эффективности их реализации (посредством применения коэффициентов налоговой лояльности и построения многомерных моделей налоговой лояльности).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. В современных экономических условиях Российской Федерации налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием должна представлять собой компромисс экономических интересов трех субъектов налоговой политики: федеральной власти, регионально-муниципальных властей и хозяйствующих субъектов. Необходимость в подобной трактовке налоговой политики вытекает: во-первых, из анализа той роли, которую играют налоги в системе экономических отношений; во-вторых, из анализа актуальных задач социально-экономического развития страны.

    2. Разработанные и выдвинутые автором теоретические положения концепции налоговой политики как компромисса экономических интересов различных субъектов налоговых отношений: цель и задачи налоговой политики, сущность, принципы разработки и функционирования, организационная структура механизма налоговой политики, а также общие требования к информационному обеспечению его функционирования.

3. Целевые функции федеральной налоговой политики и регионально-муниципальной налоговой политики, сформулированные на основе применения системно-целевого подхода исходя из необходимости достижения компромисса экономических интересов различных субъектов налоговой политики.

4. Теория налоговой политики хозяйствующих субъектов как их целенаправленной адаптации к существующей налоговой системе.

5. Методология экономического обоснования эффективности мероприятий по реализации налоговой политики, разрабатываемых на различных уровнях субъектов налоговой политики

6. Методические основы разработки мероприятий по реализации регионально-муниципальной налоговой политики (в том числе – комплексных мероприятий по реализации налоговой политики адаптационного и компенсационного типов) и механизм априорной оценки их экономической эффективности.



Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в диссертационной работе решена крупная научная проблема, имеющая важное экономическое значение - разработана целостная система теоретических, методологических и методических положений налоговой политики. Разработанный автором подход к управлению налоговыми отношениями посредством предложенного механизма налоговой политики может быть внедрен как элемент общей системы государственного управления социально-экономическим развитием, реализуемой органами государственной власти Российской Федерации, а также отдельных регионов. Научная обоснованность и логика построения предлагаемого подхода позволяет перейти от доминирующей в настоящее время идеи ситуационно-адаптивного формирования налоговой политики к управлению налоговыми отношениями на основе системно-стратегического анализа.

Важным практическим преимуществом данного подхода является обязательная априорная оценка экономической эффективности принимаемых управленческих решений, которая позволит существенно снизить трансакционные издержки государственного управления налоговыми отношениями, повысить экономическую эффективность принимаемых государственных решений, повысить лояльность хозяйствующих субъектов к налоговой системе.

Помимо этого разработанные методологические, методические и практические основы к адаптации хозяйствующих субъектов к существующей налоговой системе целесообразно применять в практике хозяйствования отдельных микроэкономических субъектов - с целью достижения максимальной эффективности экономической деятельности в условиях действия ограничений, накладываемых существующей системой налоговых отношений.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты проведенных исследований неоднократно докладывались на межвузовских научных и научно-практических конференциях:

- региональной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики на региональном уровне» (Рязань, Рязанская торгово-промышленная палата совместно с Всероссийской государственной налоговой академией (ВГНА МНС России), 2004 год);

- межвузовской конференции «Повышение конкурентоспособности экономики России» (Москва, ВГНА МНС России, 2004 год);

- межвузовской конференции «Повышение конкурентоспособности промышленности региона» (Москва, ВГНА Минфина России, 2005 год);

- межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики ХХI века: проблемы и перспективы» (Москва, ВГНА Минфина России, 2005 год);

- 10-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы модернизации экономики России в ХХI веке» (Москва, ВГНА Минфина России, 2008 год).

Часть научных предложений была использована при выполнении научно-исследовательской работы по заказу ФНС России «Разработка системы комплексной оценки налоговых рисков», выполненной кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (2007 г.).

Основные положения диссертационного исследования внедрены в практику работы отдельных субъектов Российской Федерации (Еврейская автономная область), налоговых органов (Управление ФНС по Московской области, Департамент по работе с крупнейшими налогоплательщиками УФНС по Московской области, ИФНС № 21 по г. Москве), ЦК профсоюза работников малого и среднего бизнеса, отдельных хозяйствующих субъектов (ФГУП ММПП «Салют», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Коломенский завод»).

Отдельные теоретические положения используются в учебной практике во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации и в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Помимо этого основные научные положения диссертации были опубликованы в 27 печатных работах, в том числе: 3 монографии и 12 статей в рецензируемых научных журналах по перечню, утвержденному ВАК Министерства образования Российской Федерации. Общий объем публикаций составляет более 125 печатных листов, из которых лично автором написано более 96 печатных листов.



Логика исследования и структура работы.

Логика исследования включает определение основных целевых экономических ориентиров налоговой политики, а также условий, факторов и ограничений ее функционирования; разработку методологии целенаправленного экономически эффективного формирования задач налоговой политики; разработку методологии финансово-экономического обоснования мероприятий налоговой политики на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях, что обусловило следующую структуру диссертации:

Введение

Глава 1. Роль и значение налоговой политики в современной системе экономических отношений

1.1. Налоги в экономической системе общества на современном этапе

1.2. Роль системы налогов и сборов в решении актуальных задач социально-экономического развития современной России

1.3. Система обобщающих показателей, характеризующих роль налогов в экономических процессах

Глава 2. Налоговая политика в системе управления экономическими отношениями

2.1. Современное состояние налоговой политики в Российской Федерации

2.2. Перспективные направления эволюции налоговой системы Российской Федерации

2.3. Налоговая политика как механизм согласования экономических интересов субъектов экономических отношений

Глава 3. Методологические основы формирования целевых ориентиров налоговой политики на различных уровнях экономической агрегации

3.1. Методология формирования системы целей и задач налоговой политики на федеральном уровне

3.2. Цели, задачи и виды регионально-муниципальной налоговой политики

3.3. Механизм адаптации хозяйствующих субъектов к налоговой системе

Глава 4. Методология финансово-экономического обоснования при разработке мероприятий налоговой политики

4.1. Финансово-экономическое обоснование решений, принимаемых в сфере налоговой политики

4.2. Система коэффициентов налоговой лояльности для оценки социально-экономического эффекта от мероприятий налоговой политики на различных уровнях экономической агрегации

Глава 5. Методология формирования и реализации налоговой политики

5.1. Методика оценки степени экономической адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения

5.2. Инструментарий реализации налоговой политики на регионально-муниципальном уровне

5.3. Методические основы оценки эффективности налоговой политики при выработке стратегии экономического развития регионов и страны в целом

Заключение

Библиографический список

Приложения
Работа содержит 391 страницу, 23 рисунка, 44 таблицы и шесть приложений.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница