Налоговая политика организации




Скачать 111.04 Kb.
Дата07.05.2016
Размер111.04 Kb.


НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность налогоплательщика начиная с 2002 г. вести налоговый учет. Под налоговым учетом понимается отражение в специальных документах - налоговых регистрах - подробной информации о состоянии и изменениях объекта налогообложения. Именно эти данные становятся впоследствии базой для исчисления налогов, что отражается в налоговых декларациях, представляемых в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика или его обособленных подразделений.

НК РФ предъявляет определенные требования к объектам обложения и условиям исчисления налогов. Например, организация вправе сделать выбор между обычной схемой налогообложения и налогообложением при упрощенной системе ведения учета. Количество объектов налогообложения и условия исчисления налогов могут быть разными, как и формы налоговой и бухгалтерской отчетности. При этом следует иметь в виду отраслевые особенности отдельных организаций. Так, строительные организации, выполняющие, как правило, подрядные работы, имеют значительный оборот. Большие суммы выручки от реализации предопределяются общей сметной стоимостью строительства и обычно значительно превышают пороговые значения оборотов, при которых допускается ведение учета по упрощенной схеме.

При исчислении конкретного налога, например налога на прибыль, имеется множество вариантов учета и исчисления затрат. Для строительных организаций особое значение будут иметь расходы, связанные с эксплуатацией строительной техники и оборудования, обустройством строительных площадок, порядок оплаты труда, включая все виды премирования, выбранный порядок исчисления износа и амортизации и многое другое. Для фондоемких предприятий принципиальное значение имеет порядок формирования расходов на ремонт и обслуживание основных средств. Для организации с высокой долей материальных расходов в структуре себестоимости важно точно фиксировать факты производственного расходования, формирования отходов, брака, расходов на приобретение и заготовление материальных ценностей.

Практически во всех случаях у налогоплательщика возникает необходимость выбора того или иного варианта налогообложения. Как следствие, возникает необходимость обосновать решение в пользу сделанного выбора и оформить его документально. Такое документальное закрепление выбранного варианта налогообложения фактически определяет налоговую политику организации и предопределяет существенную часть его учетной политики вообще.

Обычно разрабатывается только та часть учетной политики, которая отражает основные моменты применяемых правил бухгалтерского учета. Однако для оптимального использования всех предоставляемых законодательством возможностей следует подумать о формировании всех необходимых разделов.

Учетная политика организации должна включать правила ведения бухгалтерского учета, производственного учета, управленческого и налогового учета.

Налоговая политика, хотя и является существенной частью учетной политики организации, не охватывает всего многообразия и специфики учета и регистрации всех фактов, совершаемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Это приводится в других специальных разделах: политика в области производственного и управленческого учета. В этих двух самостоятельных разделах учетной политики описывается важная часть учетных процедур, а именно порядок формирования и признания расходов по их конкретным видам и статьям, а также процедуры формирования информации, необходимой руководству для принятия управленческих решений.

В то же время политика ведения производственного учета не только является источником информации для формирования налоговой политики, но и существенно влияет на нее. Для исчисления налогов важны отраженные в политике по ведению производственного учета правила учета запасов и расходов на их приобретение (включая доставку) и хранение; порядок документирования передачи материалов в производство; применение методов полуфабрикатного учета и методов нормативного учета затрат; выбранные правила и процедуры оценки незавершенного производства, а также списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи и порчи ценностей, прежде всего готовой продукции, и многое другое. Политика в области производственного учета также должна включать описание процедур и документов по учету вспомогательных производств всех видов, порядок распределения по видам производимой продукции, работ или услуг косвенных расходов, возможность применения различных методов учета (директ-кост и т.п.).

С другой стороны, политика в области управленческого учета предопределяет порядок планирования деятельности организации, принятия решений, формы и порядок документооборота и многое другое. Учетная политика в области управленческого учета должна содержать не только описание процедур принятия решений, но и компетенцию должностных лиц, а также документы, которые оформляют соответствующие решения. Эти правила будут существенны, например, при решении вопроса об отнесении к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, представительских расходов, расходов на рекламу, командировки и др. Немаловажен и порядок оформления документов при решении вопроса о списании недоамортизированных основных средств, оформлении затрат по текущему и капитальному ремонту, планировании и проведении строительно-монтажных работ, утверждении различных инвестиционных программ, привлечении заемных средств.

Таким образом, формирование полноценной налоговой политики невозможно без разработки разделов по производственному и управленческому учету.

Учетная политика, как это предписывается соответствующим ПБУ, в полном объеме должна быть сформирована до начала налогового периода. Другими словами, налоговые платежи как некоторая сумма финансового оттока средств из оборота предопределены задолго до начала года. В то же время налоговые выплаты, как правило, формируются по факту. Сумма подлежащих уплате налогов становится известна руководству организации обычно не просто по окончании отчетного периода, а только по завершении всех работ по подготовке отчетности. Хотя, если в результате предварительной проработки плана развития бизнеса хотя бы на предстоящий год подсчитать лишь основные цифры, станет понятно, как формируется налоговая база, какие суммы предстоит уплачивать и возникнет возможность использовать все предоставляемые законодательством льготы и варианты исчисления налогов.

Отсюда возникает задача организации работ по налоговому планированию. Планированием должны охватываться объект налогообложения; ставки и порядок исчисления налогов данного вида; налоговые выплаты.

Однако не следует забывать, что если налоговые выплаты - это следствие выбора объекта обложения и механизма исчисления налога, то объект обложения - следствие существующих масштабов бизнеса и его динамики на предстоящий период. Иными словами, невозможно принять правильное решение в части выбора схемы налогообложения без полного и ясного представления о том, как будет развиваться бизнес в предстоящий период.

Выбор схемы налогообложения зависит от разработанной программы развития организации:



  • на краткосрочный период (1 год), поскольку такая программа предопределяет динамику основных параметров - объема оборота, состава и структуры себестоимости, инвестиций в основные и оборотные средства и т.п.;

  • на среднесрочный период (2-3 года), поскольку динамика развития бизнеса может существенно изменяться по отношению к одному запланированному году, что приведет к существенному изменению и детализации схемы налогообложения. В будущем могут потребоваться дополнительные сведения для обоснования данных о доходах и расходах, база данных для исчисления нормативов отчислений в различные резервные фонды, уменьшающие налоговые отчисления, и т.п., и эта информация должна накапливаться постоянно;

  • на долгосрочный период (5 лет), поскольку такие данные необходимы для определения амортизационной политики, в том числе по объектам нематериальных активов, оценки динамики объектов обложения налогом на имущество, для расчета стоимости деловой репутации организации и т.п.

Специфика организаций строительной отрасли состоит в том, что цикл производства работ является длительным. Заключение договоров и подготовка к работам на новых (вновь начинаемых строительством) объектах также требуют затрат времени. Поэтому производственное и финансовое планирование на сроки, превышающие один год, не должно представлять серьезных трудностей. Организации торговли, казалось бы, не могут спрогнозировать структуру закупок и продаж на период более одного года. Тем не менее можно определить контрольные значения объемов продаж на предстоящий период, уровень применяемых торговых наценок, укрупненную динамику издержек обращения, объемы необходимых складских запасов и некоторые другие параметры. Предприятия промышленности вполне могут достаточно точно сформировать портфель заказов, оценить необходимые условия для их исполнения и график продаж.

Другое дело – специальные вопросы налогового планирования. Как правило, в структуре организаций просто отсутствуют специальные службы, на которые возлагались бы функции управления налогами и объектами налогообложения, вопросы разработки налоговой политики, выполнения работ по налоговому планированию и налоговому учету. Конечно, можно и не создавать специальные службы, поручив всю налоговую деятельность специализированной консультационной или аудиторской фирме.



Только в результате достаточно серьезной и трудоемкой работы у организации-налогоплательщика возникают возможности:

  • планирования вариантов применения основанных на законе схем налогообложения на каждый из указанных промежутков времени с учетом масштаба и характера деятельности;

  • обеспечения необходимой преемственности условий учетной и налоговой политики;

  • выбора вариантов использования льгот;

  • оптимизации моделей формирования и учета расходов на основе в том числе и сложившейся арбитражной практики и оценки условий ее применения.

Одна из задач разработки налоговой политики организации – формирование налоговой модели. Она должна разрабатываться в составе следующих основных элементов:

  • объекты налогообложения;

  • механизмы налогообложения по каждому из объектов модели;

  • субъекты налогообложения (подразделения и отделы организации, которые формируют, ведут учет и контролируют формирование объектов налогообложения);

  • графики налоговых выплат (по видам налогов, по периодам).

Как правило, представители оперативно-производственных подразделений организаций не представляют себе, что именно результаты их работы и принятых решений прямо сказываются на том, какие суммы налогов придется начислить и уплатить по итогам работы за отчетный квартал. Разработка налоговой модели и уточнение функций всех служб и подразделений организации позволяют устранить этот недостаток. В результате налогоплательщик получает полное представление не только о суммах предстоящих налоговых выплат, но и дополнительные возможности, а именно:

  • моделирование расходной части бюджета организации в связи с налогообложением;

  • оценка финансовых последствий выбора той или иной схемы учета и налогообложения;

  • уточнение функциональных обязанностей, прав и ответственности подразделений и отделов организации, которые формируют, ведут учет и контролируют формирование объектов налогообложения;

  • постановка задачи для последующего формирования учетной и налоговой политики;

  • проработка возможных "критических" сделок, договоров и ситуаций, а также объектов особого внимания со стороны фискальных и иных контролирующих органов.

Механизм налогообложения организации должен быть приведен в налоговой политике организации в составе следующих основных элементов:

  • момент и основания возникновения объекта налогообложения (по видам),

  • момент и основания изменения объекта налогообложения (по видам);

  • факторы увеличения/уменьшения объекта налогообложения (по видам);

  • факторы применения льгот в соответствии с действующим законодательством;

  • налоговые периоды по каждому объекту налогообложения;

  • сроки сдачи отчетности по каждому объекту налогообложения;

  • сроки уплаты налогов по каждому объекту налогообложения.

В результате наглядными становятся не только экономико-правовые основания формирования и изменения объектов налогообложения, но и существующие бизнес-процессы организации. После этого можно приступать к работе, которая также во многом предопределяет конкретные сроки и размеры налоговых выплат.

Именно правовая схема финансово-хозяйственных операций организации существенно влияет на формирование и/или изменение объектов налогообложения. Поэтому точное оформление юридической стороны любой совершаемой сделки становится делом не только юридических служб, но и специалистов по налоговому планированию. Можно разработать новые типовые формы документов, внести уточнения в уже применяемые документы. Все указанные документы должны быть приложены как утвержденные формы заключения основных видов сделок в организации. При этом пристальному изучению и корректировке должны быть подвергнуты все без исключения договоры. Например, коллективный договор во многом определит те виды затрат на оплату труда, которые будут признаны уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. Должно быть установлено прямое соответствие между коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами, в противном случае отдельные виды премирования или поощрений, предусмотренные в индивидуальных договорах, не будут признаны системными и соответственно уменьшающими базу для исчисления налога на прибыль. База исчисления налога на добавленную стоимость во многом определяется содержанием и правильностью оформления договоров, являющихся основанием для финансирования объектов и/или привлечения средств инвесторов. Существенными с точки зрения признания выручки и расходов являются условия договоров о переходе права собственности на готовую продукцию или закупаемые материально-производственные запасы.

Тщательная проработка позволит обеспечить максимальную корректность договоров и/или их отдельных условий с точки зрения формирования объектов налогообложения. Не менее важно разработать процедуры согласования и оформления договоров, привлекая к участию в этой работе налоговых специалистов.

Имея сформированную правовую базу и регламенты оформления наиболее существенных сделок, можно приступать к окончательному формированию налоговой политики. Следует подчеркнуть, что данный документ не может быть составлен формально, так как именно в учетной политике специалисты налоговой инспекции будут искать обоснование действий и методов формирования налоговой базы, учета расходов и т.п.

Таким образом, налоговая политика организации должна быть сформирована в составе следующих разделов:


  • по налоговому учету (в полном объеме);

  • по бухгалтерскому учету (в части порядка учета объектов обложения налогами);

  • по управленческому учету (в части документирования операций с объектами обложения налогами, а также порядка планирования и принятия управленческих решений по поводу формирования и/или изменения объектов налогообложения);

  • по производственному учету (в части объектов обложения налогами).

Такой подход при формировании налоговой политики позволяет осуществлять:

  • разработку внутренних (локальных) нормативных актов, регламентирующих деятельность персонала организаций и обеспечивающих исполнение ими определенных требований в процессе деятельности;

  • обеспечение взаимосвязи внутренних (локальных) нормативных актов, регламентирующих деятельность персонала организаций в рамках налоговых процессов, а также бухгалтерского, производственного и управленческого учета;

  • проработку типовых и специфических финансово-хозяйственных операций с точки зрения оформления бухгалтерских записей в соответствии с требованиями законодательства;

  • постановку задачи для персонала, обслуживающего компьютерную бухгалтерскую программу организации;

  • выполнение требований действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета и налогообложения.

В состав налоговой политики организации должны быть включены следующие документы:

  • учетная политика по налоговому учету (объем 40-50 листов и приложения – налоговые регистры и разработочные формы к ним);

  • разделы учетной политики по бухгалтерскому учету (объем 30-40 листов с приложениями – типовые акты, справки, первичные учетные документы, формы регистров сводного учета, отчетов);

  • разделы учетной политики по управленческому учету (объем 30-40 листов с приложениями - типовые договоры, формы и правила разработки документов по налоговому планированию, формы документов для оформления управленческих решений, касающихся формирования и/или изменения объектов обложения налогами, регистры управленческого учета и отчетов);

  • разделы учетной политики по производственному учету (объем 30-40 листов с приложениями – типовые акты, справки, иные первичные документы производственного учета, формы регистров производственного учета и отчетов);

  • формы и методы мониторинга объектов налогообложения, инструкции и методики их проведения.

Более подробно состав и структура информации, которая должна быть представлена в налоговой политике, могут быть описаны с учетом отраслевой специфики бизнеса, его масштаба и характера.


ООО «Трейнинг», по материалам АПР




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница