Налог на добавленную стоимость




страница1/5
Дата11.05.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к семинару на тему:


Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, т.е. включается в цену товара и оплачивается покупателем (контрагентом) и при правильном отражении в бухгалтерском учете не влияет на финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов. Налог не исчисляется нарастающим итогом, исчисление происходит отдельно за каждый налоговый период.

Вместе с тем, налог на добавленную стоимость сложен в исчислении для определении сумм, подлежащих перечислению в бюджет, т.е. в бюджет подлежит уплате сумма налога, исчисленная с реализации в соответствии с налоговой базой минус сумма налога, предъявленная за приобретенные товары (работы, услуги), носящие производственный характер. От правильности применения налоговых вычетов зависит сумма, подлежащая внесению в бюджет, а также определение прибыли по результатам хозяйственной деятельности и себестоимости произведенных товаров (работ, услуг).

Нормативными документами, которыми необходимо руководствоваться при исчислении налога на добавленную стоимость в 2007-2008 гг. являются следующие:

Налоговый Кодекс Российской Федерации часть вторая, глава 21 «Налог на добавленную стоимость» с учетом последующий изменений и дополнений.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая, статьи 38,39,40.

Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» с учетом последующих изменений и дополнений.

Закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

При постоянно меняющейся системе налогообложения очень сложно следить за изменениями, происходящими в законодательстве, но это необходимо т.к. при введении в действие новых нормативных актов существенно меняется порядок расчета налога.
Для правильного применения норм Налогового Кодекса Российской Федерации необходимо правильно толковать установленные нормы Кодекса.

Для этого следует рассмотреть постатейно 21 главу Налогового Кодекса Российской Федерации.


Статья 143.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций и лиц, признаваемых налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые Таможенным Кодексом РФ, являются индивидуальные предприниматели.

На практике немалая часть индивидуальных предпринимателей считает, что глава 21 Налогового Кодекса Российской Федерации к ним не относится, поэтому при покупке организацией у индивидуальных предпринимателей товаров (работ, услуг) представителям организации необходимо требовать у таких предпринимателей выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога.

Вместе с тем, следует отметить, что российским законодательством предусмотрены случаи, когда и индивидуальные предприниматели и организации могут не являться плательщиками налога на добавленную стоимость.

С 01 января 2003 года в Российской Федерации действует упрощенная система налогообложения. Согласно положениям главы 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Фактом подтверждения в применении такими лицами упрощенной системы налогообложения является уведомление, полученное из налоговых органов о разрешении применять данную систему конкретным лицом (организацией).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения не должны в договорах на реализацию товаров (работ, услуг), первичных учетных документах рассчитывать сумму налога на добавленную стоимость. Такие лица могут при составлении первичных документов ставить штамп «Без НДС». Также организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не ведут книгу покупок и книгу продаж.

Однако в каждой системе есть свои исключения. Данное исключение присутствует и при применении упрощенной системе налогообложения. Обязанность по выставлению счетов-фактур и ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур возникает в случае заключения организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, договора комиссии при условии , что комитентом по данному договору является организация, применяющая общий режим налогообложения.

Согласно статье 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом, комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение.

Таким образом, исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту определенные услуги, согласно установленному договору, тогда как комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) принадлежащих ему на правах собственности.

Следовательно, в случае реализации товаров через комиссионера, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, комитент обязан выполнить требования Налогового Кодекса установленные для плательщиков этого налога.

Пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» установлено, что при реализации посредником, выступающим от своего имени, товаров (работ, услуг) комитента, счет-фактура выставляется посредником в двух экземплярах от своего имени. Один экземпляр передается покупателю, второй – подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж.

Показатели счета-фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете-фактуре, выставляемом комитентом посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента.

Учитывая, что показатели счета-фактуры, выставляемого комиссионером покупателю, должны соответствовать показателям счета-фактуры, регистрируемого комитентом, для соблюдения им требований, установленных главой 21 НК РФ, комиссионер, в том числе и применяющий упрощенную систему налогообложения, должен оформлять на имя покупателя счет-фактуру в порядке и с учетом требований, установленных статьей 169 Налогового Кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2000 года № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Однако не следует забывать, что вышеуказанные обязанности возникают в отношении реализуемого товара. При оказании посреднических услуг для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, оснований для увеличения суммы вознаграждения на сумму налога на добавленную стоимость и выделение ее отдельной строкой не имеется, т.к. оказываемые комиссионером услуги не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.


Еще одна возможность отказаться от расчета и уплаты налога на добавленную стоимость - статья 145.

Итак, статьей 145 предусмотрен порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с данной статьей в случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей без учета налога на добавленную стоимость не превысила в совокупности два миллиона рублей организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость. Освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок равный двенадцати последовательным календарным месяцам.

При этом, в понятие «выручка от реализации товаров (работ, услуг)» включаются следующие компоненты:

выручка от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав);

выручка, которая получена как в денежной, так и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами;

выручка от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

Для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанности по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик применяет вышеуказанное освобождение, уведомление и документы, поименованные в пункте 6 статьи 145 Налогового Кодекса РФ, а именно:

выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписку из книги продаж;

выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

При применении освобождения следует учитывать, что если в течение периода, на который организация (индивидуальный предприниматель) получила освобождение, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, т.е. сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость превысит за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности два миллиона рублей, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения организация (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на освобождение и уплачивает налог на добавленную стоимость на общих основаниях.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.


Торговое предприятие, занимающиеся продажей женской и детской одежды и желающие применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС получило за 1 квартал 2007 году выручку от реализации продукции без учета НДС:

Январь – 610000 рублей

Февраль – 480000 рублей

Марта – 570000 рублей

В связи с тем, что выручка от реализации за 3 месяца не превысила в совокупности 2 млн.рублей, то предприятие представило полный комплект документов для подтверждения применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС с 1 апреля 2007 по 31 марта 2008 года.

После получения освобождения организации в дальнейшем необходимо ежемесячно контролировать показатели суммы выручки от реализации, т.е. основанием для освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика являлись показатели суммы выручки за январь, февраль, март, далее для применения освобождения необходим контроль за суммами выручки за февраль, март, апрель, затем за март, апрель, май и т.д.

Вместе с тем, в связи с распродажей зимней коллекции одежды и началом продаж новой весенне-летней коллекции произошло увеличение выручки от реализации продукции без учета НДС:

Апрель – 670000 рублей

Май – 690000 рублей

Предполагаемая выручка за июнь – 710000 рублей.

Таким образом, во избежание выставления налоговых санкций налоговым органом с июня 2007 году предприятию необходимо исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке, т.к. возможно получение выручки свыше 2 млн.рублей за 3 месяца (апрель, май, июнь), при этом с июня 2007 года организация при поступлении фактической выручки от реализации в размере 710000 рублей потеряет право на применение освобождения и возобновить данное освобождение сможет только после 31 марта 2008 года. В случае несвоевременного определения выручки от реализации либо неправильного расчета предполагаемой суммы выручки неуплаченные суммы налога на добавленную стоимость придется уплачивать за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, т.к. в связи с тем, что НДС – косвенный налог, то сумма налога включается в стоимость товаров (работ, услуг), а при реализации товаров (работ, услуг) без НДС добрать суммы налога на добавленную стоимость с покупателей представляется маловероятным.
В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 НК РФ как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
При реализации продукции в 1 квартале 2007 года торговое предприятие исчисляло и уплачивало НДС в общеустановленном порядке и счета-фактуры и другие платежно-расчетные документы выписывало с выделением отдельной строкой сумм НДС (выписаны счета-фактуры на сумму реализованных товаров 236000 рублей, НДС-36000 рублей).

Во 2 квартале 2007 года торговое предприятие получило освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС. Вместе с тем, при реализации продукции предприятие выставило еще один счет-фактуру на сумму 236 000 рублей, в том числе НДС 36000 рублей. Следовательно, сумма налога в размере 36000 рублей полностью подлежит перечислению в бюджет во 2 квартале без применения вычетов, т.к. при получении освобождение право на вычеты предприятие не имеет.


Следует учитывать, что освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога может быть предоставлено с 1 апреля 2007 года на основании данных предприятия (индивидуального предпринимателя) за январь-март 2007 года. В случае начала ведения деятельности с февраля 2007 года освобождение может быть представлено с мая 2007 на основании данных деятельности с февраля по апрель, т.е. право на освобождение появляется только после трех месяцев ведения деятельности.

Дополнительно следует разобраться в вопросе: кому выгодно освобождение, установленное статьей 145 НК РФ.

Например, основное различие между оптовой и розничной торговлей связано с экономическим аспектом ведения деятельности, т.е оптовая торговля имеет дело с розничными предприятиями либо предпринимателями и целью оптовой торговли является продажа товаров крупными партиями, тогда как розничные предприятия покупают товары у оптовиков с целью их дальнейшей перепродажи непосредственно населению. Также существует различие по структуре формирования цены, по величине разовых продаж, и преобладание в большей степени безналичного расчета в оптовой торговле и наличного в розничной, поэтому в большинстве своем только розничные предприятия и мелкооптовые организации смогут воспользоваться освобождением предусмотренным статьей 145 НК РФ. Связано это с последствиями, которые могут возникнуть у предприятий торговли, связанные с отказом от исполнения обязанностей налогоплательщика. Многие организации отказываются продолжать работу и осуществлять закупки у продавцов товаров (работ, услуг), применяющих освобождение, т.к. в случае реализации таких товаров в бюджет надо перечислять всю сумму налога, исчисленную при реализации данных товаров без применения зачетных механизмов. И в случаях отказа покупателями приобретать у данных продавцов товары возможность неприменения полученного на 12 месяцев освобождения не предусмотрено.
Организация закупила товары у предприятия, применяющего освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, т.е. реализующего товары без НДС.

Оптовая торговля Розничная торговля



  1. Закуплены товары

Д 41 К 60 236000 Д 41 К 50 2360

2. Оплачены закупленные товары

Д 60 К 51 236000


  1. Реализованы закупленные товары

Д 62 К 90 295000 Д 50 К 90 2950



  1. Начислен НДС

Д 90 К 68 45000 Д 90 К 68 450

6) получена оплата за реализованные товары


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница