Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист




Скачать 275.74 Kb.
Дата09.05.2016
Размер275.74 Kb.
Введение
Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист. Общество столкнулось с явлениями, которые не имели, да и не могли иметь место в Российской действительности.

Безработица, инфляция, приватизация, демонополизация, кризис финансово-бюджетной системы, изменение общественных ценностей – вот далеко не полный перечень новых атрибутов нашей жизни. Процесс познания, нахождения вариантов решения стоящих проблем, протекает мучительно и болезненно. Плачевное состояние экономики, огромные спады объемов производства, резкое обнищание населения, и, как следствие, адекватное снижение покупательской способности и доходов, а так же целый ряд других причин заставляют вновь и вновь возвращаться к мысли: а верный ли путь выбран? Не ошиблись ли мы в стратегии и тактике рыночных преобразований? Не слишком ли рано отказались от роли государства в регулировании и преобразовании экономических, социальных и политических вопросов.

Именно эти вопросы имеют огромное значение в деле создания полноценного цивилизованного рынка. Гигантские масштабы концентрации производства и монополизация значительной части производства, доставшейся нам в наследство, крайне отрицательно сказывается на развитии конкуренции, без чего нормальный рынок не возможен.

Для преодоления последствий этого в России создан специальный орган в структуре исполнительной власти – Правительстве РФ – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, имеющий на территориях свое управление. На протяжении девятилетней деятельности уже накоплен большой опыт.

Для мировой цивилизации антимонопольная деятельность и государственное регулирование различных секторов экономики и в первую очередь естественными монополиями и монопольными секторами рынка, давно является важнейшей составляющей управления социально-экономическими процессами.

Конституция Российской Федерации (статья 34) запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию. Для общества предпочтительней механизм совершенной конкуренции, который теоретически имеет наибольший потенциал с точки зрения эффективного функционирования экономики.

Однако производство и реализация некоторых товаров более эффективны, если на товарном рынке действует только один производитель. В этом случае механизм конкуренции не работает, и органы государственной власти, во избежание нарушения функционирования всей системы рыночного хозяйства, должны контролировать таких производителей, так как любая монополия потенциально способна злоупотреблять своей рыночной силой.

Прямое государственное регулирование деятельности предприятий в целом является альтернативой рыночному. В индустриально развитых странах оно вводится только в тех случаях, когда создание конкурентной среды и работа механизма рыночного регулирования деятельности предприятий невозможны. Начало широкомасштабного государственного регулирования естественных монополий в России положено в 1996 году с принятием Федерального Закона «О естественных монополиях».


Данная курсовая работа посвящена одной из ведущих тем в микроэкономике – монополиям и антимонопольному регулированию.
Предыстория появления монополии.
С одной стороны возникновение монополий – естественный процесс развития рынка, с другой – дальнейшее развитие рынка требует ограничения монополии. В последнее время в США бытует выражение: «Быть небольшим – прекрасно». Сравнительно небольшие фирмы более гибки, они в состоянии быстрее реагировать на любую новую тенденцию на рынке, в меньшей степени зависят от мировой экономики, их организационная структура более обозрима.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоисключающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.


Конкуренция (от латинского concurere – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров и услуг.

Конкуренция – это не просто соперничество за более прибыльное приложение капитала. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые технологии, новые потребности.

Кокуренция давит на предприятия «извне», заставляет их изыскивать новые метобы производства. Давлению «из вне» противостоит давление «из внутри» предприятия. Это давление оказывают работники на алминистрацию. Цель – увеличение их доходов, улучшение условий труда. Иначе конкурентное сокращение издержек может привести к снижению заработной платы.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым) бросовым ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот кто покупает больше или по цене более высокой по сравнению с рыночной, не смотря на естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, которые больше сплочены и имеет возможность навязывать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция – двигатель экономического процесса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции, и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связывается и образование монополий.

Во второй половине 19 века возникают крупные прдприятия и их объединения. В 1909 году в США крупнейших промышленных предприятий с объемом производства 1 млн. Долларов и свыше насчитывалось 1,1% от общего числа предприятий, на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны. В настоящее время доля крупных предприятий составляет в США 0,5% и они вырабатывают 35% объемов продукции. Конкуренция стала несовершенной, несвободной.

Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополий – один продавец, когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Далее я постараюсь более подробно рассказать об одной из моделей несовершенной конкуренции – монополии.

Монополия

Монополия (от греч. monos –один, poleo – продаю) – сключительное право государства, предприятия, организации (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц, государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия почти всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.


Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д.

В разных странах и в различные истрорические периоды в экономике возникает несколько видов монополий:


  • Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства;

  • Натуральная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Натуральная монополия бывает трех видов: случайная, устойчивая и всеобщая.
    Случайная
    форма возникает неожиданно, когда появляется исклюсительная возможность производить и продавать товар при лучших условияз производства и временном благопричтном соотношении спроса и предложения.

Устойчивая монополия формируется у крупнейших предпритий, захвативших рынки сбыта в конце 20 века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Это монополии возникают в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).

Особенно характерным было образование картелей и синдикатов в европейских странах. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты ( банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.



Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины 20 века концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.
Особый вид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран ( слияние де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Всеобщая форма монополий возникла во второй половине 20 века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами. Примеры таких монополий крайне редки. В США, например, это компания по производству алюминия АЛКОА.

------
Проявление монополий явилось результатом концентрации (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слиянием мелких и средних предприятий в единое крупное). Слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других – а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов, либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50 – 70 гг. Прошлого столетия. Монополии в то время только зарождались, были очень не прочны и быстро распадались. Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем означали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они не были типичным явлением, а были просто исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами – предприятиями не входящими в монополистические объединения, а так же внутри монополии. Монополии часто предпринимают значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой «расчистки» рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.

Монополист имеет возможность влиять на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок. Монополист расширяет свое производство до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход больший, чем затраты на ее производство. Монополия и монопсония это крайние случаи несовершенной конкуренции.


Антимонопольное регулирование


Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства ( концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. . Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:



  • обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и ругулируемых предприятий ( финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );

  • определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

  • стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

  • создания условий для развития конкуренции ( например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям ).


Государство давно борется с нечестной конкуренцией, стараясь обезопасить экономику от монополистических тен­денций. Эта политика обрела такие масштабы, что можно говорить о превращении демонополизации в регулярную функ­цию государства, одно из основных направлений его деятель­ности. Правительства консервативной ориентации, пришед­шие к власти в США, Англии и других развитых странах, дали политический импульс, подтолкнули объективно необходи­мый процесс демонополизации, верно уловив, что без повы­шения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе НТП, ни переход к новому качеству экономического роста. Анти­монопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками. Поскольку современная экономика устроена так, что неизбежно порождает монополизм, постольку противодействие ему превратилось в постоянную обязанность государства.

От позиции государства в значительной степени зависит, останется ли экономика высокомонополизированной или будет развиваться в направлении эффективного рыночного хозяйства. Поэтому борьба за влияние в эшелонах государственной власти, попытки поставить их на службу собственным интересам были и остаются ведущими элементами стратегических планов монополий. Что касается экономики бывшего Советского Союза, то невозможно перечислить все разнообразные формы взаимодействия монополий и государства. Упомянем хотя бы личную унию, когда низшие и средние звенья партийной номенклатуры были основными поставщиками директоров для предприятий-монополистов, а из руководителей последних отбирались кадры, перемещавшиеся в партийно-государственную элиту.

В настоящее время в период перехода к рынку отечественные монополистические структуры, не готовые к открытой и честной конкуренции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосударственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попытки государства ограничить их монополистическое поведение, формирующих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

Долгие годы монополии рассчитывали на поддержку государства. Хотя такое положение отчасти сохраняется, но в настоящее время преобладает все же иная линия. Современный крупный бизнес, интегрированный в мировую экономи­ку, заинтересован в конкуренции на мировых рынках.

В этом плане показательны события, развернувшиеся несколько лет назад в американской электронной промышленности после открытия эффекта высокотемпературной сверхпроводимости в одном из европейских филиалов ИБМ. Поскольку его коммерческое освоение обещало подлинную революцию в микроэлектронике и компьютерной техноло­ги, правительство США попыталось защитить американскую монополию на это открытие. Такая инициатива вызвала резкие возражения тех корпораций (ИБМ, «Вестингауз», «АТТ-Белл лэборэториз»), которым правительство собиралось оказать услугу. Корпорации справедливо опасались ответных мер со стороны японских фирм и вместе с тем считали себя достаточно сильными, чтобы самостоятельно выдержать наступление конкурентов.


Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль

Наличие монополий в отрасли свидетельствует, что до­ступ в нее конкурентов затруднен или невозможен. Нередко барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль, порождены объективными причинами, иногда создаются искусственно. Рассмотрим их.

Во-первых, барьером может стать технология. Примерами служат энергетика, металлургия, железнодорожный тран­спорт, городское коммунальное хозяйство (газо- и водоснаб­жение, канализация) и т.п., в которых сама технология допускает весьма ограниченное количество предприятий или даже одно. Действительно, трудно представить образование конкурентного рынка с участием десятков тысяч предпри­ятий черной металлургии или гидроэлектростанций, строи­тельство рядом с действующей железной дорогой нескольких других, конкурирующих с ней.

Расчеты по отраслям — автомобильной, черной и цветной металлургии, производству алюминия и другим — показыва­ют, что для возмещения средних издержек необходим массо­вый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на мас­штабе производства. Существующий на рынке спрос на дан­ную продукцию в состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных предприятий.



Таким образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает технологические олигополии.

Во-вторых, естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патен­ты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производите­лями. Государство с помощью лицензий (разрешений) огра­ничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследова­ний и технологических разработок.



В-третьих, естественным барьером служит монополия государства в ряде областей. Так, естественной является монополия государства на организацию и регулирование предложе­ния центральных денег . Она придает своеобразие денежному рынку, где государству-монополисту противостоят остальные субъекты экономической системы, предъяв­ляющие спрос на деньги.

Государство устанавливает монополию на рынках товаров неэластичного спроса, которые составляют неотъемлемые и незаменимые элементы любого потребительского, набора.

Вполне оправданно, когда государство, заменяя рынок, берет на себя всю полноту ответственности за снабжение населения общественными товарами. Поступая так, государство часто оказывается в роли монопольного потребителя (монопсониста) некоторых товаров и услуг, например военной техники и иных услуг стратегического назначения.

В-четвертых, искусственным барьером может стать значительное расширение производства корпорацией (концентрация) или слияние нескольких корпораций в одну (централизация), что позволяет им завладеть преобладающей долей рынка продукта и потеснить конкурентов. Монополия, осно­ванная на концентрации и централизации производства и капитала, представляет наибольшую угрозу для рыночной экономики и постоянно находится под контролем государства.

В-пятых, искусственным барьером, препятствующим производству продукта, может стать монопольное владение мес­торождениями исходного сырья, например бокситами для производства алюминия, алмазными рудниками и др.

Отмеченные выше барьеры и порождаемые ими монополии характерны для рыночной экономики. Однако существует монополия, превосходящая по силе и мощи все перечисленные. Это, в-шестых, тотальная монополия государства в экономике, характерная для бывших социалистических стран, в частности Советского Союза, и являвшаяся непреодоли­мым препятствием развития рынка в стране.

Государственному монополизму свойственна особая внутренняя структура. Если обратиться к истории нашего народного хозяйства, то можно разглядеть контуры трехступенча­того монолита. В его основании находился государственный сектор, далее располагались ведомственные гиганты, конт­ролировавшие отдельные сферы воспроизводства, затем пред­приятия и организации, монополизировавшие выпуск опре­деленных товаров и услуг.

Такое наблюдалось в производстве, распределении, обме­не. О масштабах монополизма в потреблении можно судить по доле госзаказа. Устанавливая ее, государство гарантирова­ло сбыт и присваивало себе функцию монопольного предста­вителя тысяч потребителей. Чем больше была доля госзаказа в производственной программе предприятия, тем явственнее проступали черты государственной монопсонии.

Таким образом, среди отмеченных выше монополий мож­но выделить по функциональному назначению зону естест­венной монополии, включающую технологические олигопо­лии, научно-техническую и государственную монополии. Гра­ницы зоны подвижны. Так, временный характер имеет науч­но-техническая монополия, не жестко фиксированы рамки технологических олигополий, поскольку технологические нововведения способны вызывать качественные изменения в экономической деятельности. Если на каком-то естествен­ном олигопольном рынке появились высокоэффективные технологии или принципиально новые материалы, сущест­венно уменьшающие затраты, то снижаются барьеры и воз­растает доступность этого рынка для потенциальных конку­рентов.

Так, до недавнего времени на рынке услуг спутниковой связи действовала международная организация ИНТЕЛСАТ, державшая под контролем подавляющую часть космических телекоммуникаций гражданского назначения. Такой рынок представлялся экономически оправданным, поскольку в то время космическая технология требовала значительной кон­центрации ресурсов и финансовых затрат. В этом смысле ИНТЕЛСАТ мало чем отличалась от технологических олиго­полии, действующих в металлургии, атомной энергетике и других отраслях. С течением времени на рынках, где прода­вались компоненты спутниковых технологий, под влиянием нововведений началось прогрессирующее падение цен, что вызвало заметное снижение порога доступности. Обнаружи­лось, что не только ИНТЕЛСАТ, но и другие корпорации в состоянии вести эффективную коммерческую эксплуатацию систем космической связи, сдавая в аренду спутниковые Малы. В результате естественная монополия ИНТЕЛСАТ Казалась утраченной, возник новый рынок с достаточно сильной конкуренцией.

Принципы антимонопольной политики
Демонополизация относится к постоянной функции государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации российской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики.

1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка южно использовать, например, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель превышает 60%, то рынок считается монополизированным; если меньше 20%, то рынок не монополизирован.

2. Дифференцированный подход к монопольным рынкам. Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.

3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. Везде, где действует монополия, рыночные механизмы функционируют слабо или не работают вообще. Не составляет исключения и зона естественного монополизма, требующая особых форм государственного регулирования.

В частности, для эффективного управления технологическими олигополиями нужны преимущественно админи­стративные методы, включая текущее и перспективное пла­нирование производства и инвестиций, контроль над ценами, качеством продукции и т.п. В нашей экономике, которая обязательно станет рыночной, министерствам транспорта, металлургии и энергетики пригодится многолетний опыт административного регулирования, чтобы обеспечить эффективную работу отраслей, относящихся к зоне естествен­ного монополизма.

Вмешательство государства в научно-техническую моно­полию должно быть минимальным и ограничиваться введе­нием правовых норм, благоприятствующих свободному обме­ну научно-технической информацией как внутри отдельных стран, так и между ними.

Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса, то государство национализи­рует их производства, устанавливает административный конт­роль над ценами, фиксированные ставки акцизного налого­обложения и пр.

В довольно сложные ситуации попадают предприятия, прежде всего оборонных отраслей, обслуживающие государ­ство как монопольного потребителя (монопсониста). Они в значительной степени лишены самостоятельности в опреде­лении объемов и структуры производства, потребительских свойств продукции, цен, выборе поставщиков. При этом предъявляемые им требования весьма изменчивы, зависят от поворотов военно-политической стратегии и прочих непред­сказуемых обстоятельств. Такие предприятия необходимо обеспечить материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объе­мов государственных заказов и т.д., чтобы компенсировать им потери, связанные с изоляцией от открытого рынка.

4. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государст­во стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации про­изводства и капитала, в монополию, нарушающую нормаль­ное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий в первую очередь направлено анти­монопольное законодательство.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя остав­лять без государственного, преимущественно административ­ного, контроля. Экономические регуляторы малоэффектив­ны, ибо на их применение монополия отреагирует дальней­шим повышением цен и свертыванием производства, решая свои проблемы за счет потребителей. Имея дело с монопо­лией, необходимо одновременно регулировать цену, количество и качество продукции. Контроль какого-то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата. Монополия все равно реализует свой экономический интерес, отыгравшись на потребителях. Го­сударство, защищая интересы граждан, вправе снимать адми­нистративный контроль лишь по мере демонополизации рынков.



Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Если в развитых странах такая триада действует давно, то у нас. она находится еще в стадии формирования, причем самым слабым звеном является организация выполнения. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является осуществление на практике антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима на контролируемых рынках.

При демонополизации экономики с тотальным огосудар­ствлением, т.е. государственного социализма, к отмеченным выше принципам следует добавить еще два.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий, которые смогут свободно назначать свои цены.

7. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям. Судя по опыту развитых стран, антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), улучшение ин­вестиционного климата для зарубежных вкладчиков капита­ла, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицен­зирования, стимулирование производств, продукция кото­рых может конкурировать с товарами монополий, и др. Указанные методы образуют как бы антимонопольную про­филактику.

Второе направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предот­вратить появление монополии не удалось. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, и т.д. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается пря­мому расформированию.

При демонополизации экономики государственного со­циализма к указанным направлениям надо добавить разгосу­дарствление и меры по искоренению ведомствен­ного монополизма.

В российской экономике начала 90-х годов разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечествен­ные монополии, освободившись от административного дик­тата государства, вплотную занялись реализацией своих ры­ночных преимуществ — поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осущест­вляемой экономической реформе необходимо ускорить де­монополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать эффективность экономических регуляторов.


Законодательство
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах :


  1. Закон Шермана ( 1890 год ). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

  2. Закон Клейтона ( 1914 год ) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию ( не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции ), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

  3. Закон Робинсона-Пэтмэна ( 1936 год ) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.




Выводы

  1. Монополизм порожден рынком. Вместе с тем рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Государство встало на защиту рыночной конкуренции, демонополизация стала одним из основных направлений его деятельности.

  2. В реальной экономике возможно получение экономической прибыли в течение длительного времени предприни­мателями, обладающими выдающимися способностями; фир­мами, использующими нововведения; в качестве платы за риск; вследствие нарушения свободной конкуренции. В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различают чистую монополию, олигополию и монополисти­ческую конкуренцию.

3. У монополиста линии спроса и предельного дохода не совпадают, причем последний может быть отрицательным. Условием равновесия фирмы как несовершенного конкурен­та является равенство предельного дохода предельным издержкам.

4. С позиции общества монополия неэффективно исполь­зует ресурсы, так как по сравнению с совершенным конку­рентом предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. По тем же причинам проигрывают и потреби­тели. Если монополия не может быть устранена, то государ­ство обязано регулировать монопольные цены. Компромис­сной будет цена на основе средних издержек, которая позво­лит монополисту работать без убытков и получать фактическую, но не монопольную (экономическую) прибыль.



5. Естественными барьерами, препятствующими проник­новению конкурентов в отрасль, могут быть технология (технологические олигополии); патенты и лицензии (науч­но-техническая монополия); монополия государства в некоторых областях экономики. Соответственно образуется зона естественной монополии. Искусственно созданными барье­рами служат монополия на основе концентрации и централи­зации производства и капитала; монополия на источники сырья; тотальная монополия государства в экономике.

6. Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. В отношении других монополий государство проводит жесткую антимонопольную политику, используя административный контроль монополистических рынков, антимонопольное законодательство и организационный механизм. Для стран, осуществляющих переход к рынку, решающее значение приобретает разгосударствление экономики и искоренение ведомственного монополизма.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница