Н. И. Кузьменко рабочая программа дисциплины «Экономическая история зарубежных стран»




Скачать 300.77 Kb.
Дата07.05.2016
Размер300.77 Kb.
Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ



(АНОО ВПО ВЭПИ)

Экономический факультет


Кафедра менеджмента
УТВЕРЖДЕНА

протоколом заседания кафедры

от 03 октября 2011 г. № 2

Заведующий кафедрой__________

Н. И. Кузьменко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Экономическая история зарубежных стран»

для подготовки студентов очной формы обучения

по специальности 080505«Управление персоналом»


Очная форма обучения

Трудоемкость 130 часов

Аудиторных 54 часов

Лекционных 36 часов

Практических 18 часов

СРС 76 часов

Заочная форма обучения Составитель:

Трудоемкость 130 часов к.э.н., доц. Курилович В.С..

Аудиторных 20 часов

Лекционных 14 часов

Практических 6 часов

СРС 110 часов
Форма отчетности: зачет

Воронеж


2011


  1. Пояснительная записка.

Курс ²Экономической история зарубежных стран² занимает существенное место в системе экономического обучения, подготовки экономистов, предпринимателей, менеджеров. Курс имеет познавательное и мировоззренческое значение, способствует лучшему усвоению экономической теории и конкретных экономических дисциплин. Задача курса - содействовать выработке современного экономического мышления, помочь в осмыслении многовековой экономической истории человечества и современной хозяйственной практики.

Современное общество приходит к пониманию необходимости тесного международного сотрудничества, совместного обустройства земного дома. Именно экономика является ведущим фактором, объединяющим страны и континенты. В курсе “Экономической истории зарубежных стран” дается попытка рассмотрения истории экономики с точки зрения формирования единого мирового экономического пространства. Проводится мысль, что только объединенными усилиями людей разных стран и народов можно построить на Земле жизнь, достойную человека.

Изучение исторического процесса развития общественного производства, производительных сил и производственных отношений в тех конкретных формах, которые этот процесс принимал в различных странах, вооружает студента знаниями, необходимыми для более глубокого усвоения экономической теории и конкретных экономических наук. В свою очередь дисциплина опирается на экономическую теорию, которая служит для нее теоретической базой.

Изучение рекомендуемой литературы следует начинать с работы над источниками и учебными пособиями. При этом необходимо помнить, что продуманное конспектирование литературы является необходимым условием усвоения учебного материала. Кроме того, студенту целесообразно использовать географические и исторические карты, которые облегчат понимание и запоминание исторических факторов. Большое значение имеет и усвоение хронологически важнейших исторических событий.

В результате изучения курса студенты должны иметь представление об основных этапах развития мировой экономики, об общем и особенном в хозяйстве различных стран, понимать значение экономической интеграции в современном мире и знать, что решение глобальных экономических проблем возможно только усилиями всех стран на основе сотрудничества.



2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (дневное отделение)


Наименование разделов и тем

Трудоемкость

Из них аудиторных




Лекции

Семинары

СРС

1.Ведение

16

2

2

12

2. Первобытно -общинное хозяйство

18

4

2

12

3. Экономическое развитие ранних цивилизаций

20

6

2

12

4. Эпоха феодализма

20

6

2

12

5. Становление рыночной экономики в 18-19 вв.

20

6

2

12

6. Экономика веущих стран конца 19в. -начала 20-в.

22

6

4

12

7. Развитие экономики в ХХ в.

20

6

4

10

Итого

136

36

18

82



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (заочное отделение)


Наименование разделов и тем

Трудоемкость

Из них аудиторных




Лекции

Семинары

СРС

1.Ведение

18

2




16

2. Первобытно -общинное хозяйство

18

2




16

3. Экономическое развитие ранних цивилизаций

18

2




16

4. Эпоха феодализма

20

2

2

16

5. Становление рыночной экономики в 18-19 вв.

20

2

2

16

6. Экономика веущих стран конца 19в. -начала 20-в.

20

2

2

16

7. Развитие экономики в ХХ в.

22

2




20

Итого

136

14

6

116

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет и методы дисциплины «Экономическая история зарубежных стран»

Предмет курса ²Экономическая история зарубежных стран². Методы и задачи курса. Источники и историография экономической истории. Экономическая политика и хозяйственная практика. Место курса в системе экономических дисциплин. Проблемы периодизации всемирной истории и структура курса.


Тема 2. Первобытно - общинное хозяйство

Основные этапы развития первобытного хозяйства. Развитие производительных сил в первобытном обществе. Первобытная родовая и соседская община. Разложение первобытного строя. Зарождение товарно-денежных отношений.


Тема 3. Экономическое развитие ранних цивилизаций

Экономика стран Древнего Востока. Особенности древне- восточного рабовладения. Хозяйство в различных странах. Роль естественного фактора. Основные формы хозяйств.

Экономика античных государств. Античный полис. Особенности античного рабовладения. Экономика Древней Греции. Торговля и колониализм. Экономика Древнего Рима. Генезис рабовладельческих отношений. Последствия завоеваний. Кризис рабовладельческого строя. Колонат.
Тема 4. Эпоха феодализма

Период раннего феодализма. Натуральное хозяйство. Роль городов. Ранняя феодальная экономика франков и других западноевропейских племен. Средневековое хозяйство на Востоке..

Экономическое развитие в период развитого феодализма. Экономика средневекового города. Ремесло. Цеховая организация. Средневековая торговля. Особенности феодального хозяйства в Византии, Франции и Италии.

Экономическое развитие в период позднего феодализма. Первоначальное накопление капитала. Великие географические открытия. Колониализм. Формирование мирового рыночного хозяйства. Революция цен. Становление мануфактур.

Особенности первоначального накопления капитала в Нидерландах (Голландии) и в Англии.
Тема 5. Становление рыночной экономики в 18-19 вв

Развитие производительных сил. Промышленные революции и утверждение капитализма.

Утверждение рыночной экономики в Англии.

Формирование рыночной экономики во Франции.

Формирование рыночной экономики США.

Формирование рыночной экономики в Германии.


Тема 6. Рыночная экономика конца 19 - начала 20 в

Развитие производительных сил. Изменения в экономических отношениях. Монополизация экономики. Экономическая экспансия.

Экономика ведущих стран Западной Европы: Англии, Франции, Германии, США. Экономическое развитие Японии в конце 19 - начале 20 в.

Колониальные и зависимые страны.


Тема 7. Рыночная экономика в ХХ в.

Экономические последствия 1-й мировой войны.

Экономика развитых стран в межвоенный период. США, Германия, Англия, Франция, Италия и Япония.

Экономическое развитие ведущих стран после 2-й мировой войны.

Трансформация рыночной экономики. НТП на современном этапе. Изменения в экономических отношениях. Гуманизация производства. Многообразие форм собственности. Социальное партнерство. Революция управляющих. Государственное регулирование экономики.

Геополитические изменения в современном мире. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны. Экономическая интеграция. Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. Международные экономические противоречия. Распад мировой системы социализма. Реформы в постсоциалистических странах.

Современное хозяйственное развитие в зарубежных странах.

4. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Предмет и методы дисциплины «Экономическая история зарубежных стран»


  1. Предмет, метод, функции курса ²Экономическая история зарубежных стран²

  2. Источники и историография

  3. Типы хозяйства. Производительные силы и производственные отношения

  4. Основные факторы экономического развития. Экономическая политика и хозяйственная практика

  5. Место курса в системе экономических дисциплин

  6. Проблемы периодизации всемирной истории


Темы рефератов


  1. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории

  2. Особенности методологии изучения экономической истории


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная

1. Конотопов М. В. История экономики зарубежных стран: учебник для вузов/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-5-е изд. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.

2. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: /Учебное пособие / Т.М. Тимошина – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2007. – 424 с.

Тема 2. Первобытно - общинное хозяйство


  1. Основные этапы развития первобытного хозяйства

  2. Развитие производительных сил в первобытном обществе

  3. Первобытная родовая и соседская община. Разложение первобытного строя. Зарождение товарно-денежных отношений


Темы рефератов

  1. Зарождение аграрного хозяйства и собственности

  2. Войны между общинами в экономической истории

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

3. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная
1. Толмачева Р. П. Практикум по экономической истории. – М.: Дашков и Ко, 2010

2. Вощанова Г. П. Экономическая история. Учебное пособие для ВУЗов / Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина. – М.: Инфра-М, 2007 – 254 с.


Тема 3. Экономическое развитие ранних цивилизаций


  1. Основные черты рабовладельческого хозяства. Формирование ранних цивилизаций

  2. Экономика стран Древнего Востока. Особенности древневосточного рабовладения. Особенности хозяйства в различных странах. Основные формы хозяйств

  3. Экономика античных государств. Античный полис. Особенности античного рабовладения. Экономика Древней Греции. Торговля и колонии

  4. Экономика Древнего Рима. Генезис рабовладельческих отношений. Последствия завоеваний. Кризис рабовладельческого строя. Колонат


Темы рефератов

1. Могущество Древнего Рима

2.Войны в экономической истории

3.Кризис рабовладельческой системы


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная

1. Гусейнов P.M. Экономическая история. История экономических учений.(изд:3) / P.M. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2008. – 383 с.

2. Конотопов М. В. Экономическая история мира. Европа. Т.4. Т:4(изд:2) / М.В. Конотопов. – М.: Дашков и К, 2008. – 648 с.
Тема 4. Эпоха феодализма


  1. Основные черты феодального хозяйства и этапы его развития

  1. Период раннего феодализма. Натуральное хозяйство. Ранняя феодальная экономика франков и других западноевропейских племен. Средневековое хозяйство на Востоке

  1. Экономическое развитие в период развитого феодализма. Экономика средневекового города. Ремесло. Цеховая организация. Средневековая торговля. Особенности средневекового хозяйства Византии, Франции и Италии

  2. Экономическое развитие в период позднего феодализма. Первоначальное накопление капитала. Великие географические открытия. Колониализм. Революция цен. Становление мануфактур.

  3. Особенности первоначального накопления капитала в Нидерландах и Англии

Темы рефератов

  1. Хозяйство «варварских королевств»

  2. Феодальная иерархия в разных странах


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная

1. Конотопов М. В. Экономическая история мира. Европа. Т.4. Т:4(изд:2) / М.В. Конотопов. – М.: Дашков и К, 2008. – 648 с.

2. Конотопов М. В. Экономическая история мира: Европа. Т:3 / М.В. Конотопов. – М.: Дашков и К, 2007. – 350 с.
Тема 5. Становление рыночной экономики в 18-19 вв


  1. Развитие производительных сил. Промышленные революции и утверждение капитализма. Развитие производительных сил. Утверждение рыночной экономики в Англии

  2. Формирование рыночной экономики во Франции

  3. Формирование рыночной экономики в США

  4. Формирование рыночной экономики в Германии

Темы рефератов

  1. Зарождение капиталистической экономики

  2. Политика протекционизма во внешней торговле разных стран

  3. Роль «меркантилизма» в борьбе за лидирующие позиции в мировой торговле

  4. Сущность, источники и факторы первоначального накопления капитала


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная

1. Конотопов М. В. Экономическая история мира: Комплект в 6 томах/ М.В. Конотопов. – М.: КНОРУС, 2008. – 496 с.

2. Кузьмичев А. Д. Экономическая история: хрестоматия. (изд:2) / А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 552 с.

Тема 6. Рыночная экономика конца 19 - начала 20 в
1. Развитие производительных сил. Изменения в экономических отношениях. Концентрация и централизация капитала. Монополизация экономики. Экономическая экспансия


  1. Превращение США и Германии в ведущие индустриальные страны

  2. Экономическое отставание Англии и Франции

  1. Экономическое развитие Японии конца 19- начала 20 вв

  2. Колониальные и зависимые страны

Темы рефератов

  1. Реформы и революции в экономической истории

  2. Факторы экономического развития стран (исторические аспекты)

  3. Цикличность экономического развития стран и последствия экономических кризисов


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная

1. Поляк Г. Б. История мировой экономики: учебник для вузов / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова 2-е изд.- М.: ЮНИТИ, 2007 – 670 с.

2. Толмачева Р. П. Экономическая история. Учебник для ВУЗов (изд:4) / Р.П. Толмачева. – М.: Дашков и К, 2007. – 462 с.
Тема 7. Рыночная экономика в 20 в
Экономические последствия второй мировой войны и экономика ведущих стран в межвоенный период (США, Германия, Англия, Франция, Италия и Япония). Экономический кризис 1929-1933 гг. и особенности его преодоления в различных странах


  1. Экономическое развитие ведущих стран после второй мировой войны (40 - 60 годы)

  2. Трансформация рыночной экономики. Усиление государственного регулирования

  3. НТП на современном этапе

  4. Геополитические изменения в современном мире. Распад колониальной системы и развивающиеся страны

  5. Современный этап хозяйственного развития в зарубежных странах (70 - 90-е годы)

  6. Распад мировой системы социализма. Экономические реформы в постсоциалистических странах

Темы рефератов

  1. Экономическое сотрудничество США и СССР в годы 2 мировой

  2. Международные экономические организации 1940-1980 гг

  3. Мировое автомобилестроение в XX в

  4. Реформа Л.Эрхарда в ФРГ и экономическая политика социального рыночного хозяйства

  5. Мировые источники и рынки сырья


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.

Дополнительная

Гусейнов P.M. Экономическая история. История экономических учений.(изд:3) / P.M. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2008. – 383 с.



Кузьмичев А. Д. Экономическая история: хрестоматия. (изд:2) / А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 552 с.

5.ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:


  1. Особенности первобытно-общинного хозяйства.

  2. Особенности древневосточного и античного рабства.

  3. Античные колонии. Значение древнегреческой колонизации.

  4. Античный полис.

  5. Экономика античных государств.

  6. Колонат в Древнем Риме.

  7. Экономика Древнего Рима.

  8. Экономика средневекового города.

  9. Средневековая торговля. Гильдии.

  10. Средневековое ремесло.

  11. Экономика средневекового Востока.

  12. Раннебуржуазные итальянские республики.

  13. Великие географические открытия и их экономические последствия

  14. Сущность, источники и факторы первоначального накопления капитала.

  15. Становление мануфактур.

  16. Особенности первоначального накопления капитала в Голландии.

  17. Промышленные революции и их особенности в различных странах

  18. Мировое экономическое лидерство Англии в 18-19 веках.

  19. Зарождение и развитие рыночной экономики во Франции.

  20. Превращение Германии в ведущую европейскую державу.

  21. Заселение Америки.

  22. Экономические причины и последствия Войны за независимость.

  23. Рабство в Америке. Гражданская война и ее последствия.

  24. Превращение США в первую индустриальную державу мира.

  25. Колониальная система: формирование, развитие и крушение.

  26. Особенности мировой экономики в конце 19 - начале 20 века.

  27. Особенности межвоенной экономики ведущих стран.

  28. Экономические причины и последствия первой мировой войны.

  29. Мировой экономический кризис 1929-1933 годолв и особенности выхода из него в разных странах.

  30. Вторая мировая война: экономические причины и последствия.

  31. Экономическое сотрудничество США и СССР в годы 2 мировой.

  32. Международные экономические организации 1940-1980 гг.

  33. Мировое автомобилестроение в XX в.

  34. Реформы Л. Эрхарда в ФРГ и экономическая политика социального рыночного хозяйства.

  35. Мировые источники и рынки сырья.

  36. Роль государства в экономике и ее изменение в современном мире.

  37. Факторы экономического развития стран (исторические аспекты).

  38. Неравномерность экономического развития стран в ХХ веке.

  39. Цикличность экономического развития стран и роль экономических кризисов.

  40. Проблема колониализма и неоколониализма в истории.

  41. Генезис и роль рыночной инфраструктуры (банки, биржи и др.).

  42. НТП - сущность и особенности в различных странах.

  43. Реформы и революции в экономической истории.

  44. Формационный и цивилизационный подход к периодизации истории.

  45. Шведская модель экономики.

  46. Японское “экономическое чудо”.

  47. Экономические реформы в Китае.

  48. Войны в экономической истории.

  49. Экономические реформы в послевоенный период.


6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Предмет, метод, функции курса ²Экономическая история зарубежных стран²

  2. Типы хозяйства. Производительные силы и производственные отношения

  3. Основные факторы экономического развития. Экономическая политика и хозяйственная практика

  4. Место курса в системе экономических дисциплин

  5. Проблемы периодизации всемирной истории

  6. Основные этапы развития первобытного хозяйства

  7. Развитие производительных сил в первобытном обществе

  8. Первобытная родовая и соседская община. Разложение первобытного строя. Зарождение товарно-денежных отношений. Основные черты рабовладельческого хозяйства. Формирование ранних цивилизаций

  9. Экономика стран Древнего Востока. Особенности древневосточного рабовладения. Особенности хозяйства в различных странах. Основные формы хозяйств

  10. Экономика античных государств. Античный полис. Особенности античного рабовладения. Экономика Древней Греции. Торговля и колонии

  11. Экономика Древнего Рима. Генезис рабовладельческих отношений. Последствия завоеваний. Кризис рабовладельческого строя. Колонат

  12. Основные черты феодального хозяйства и этапы его развития

  13. Период раннего феодализма. Натуральное хозяйство. Ранняя феодальная экономика франков и других западноевропейских племен. Средневековое хозяйство на Востоке

  14. Экономическое развитие в период развитого феодализма. Экономика средневекового города. Ремесло. Цеховая организация. Средневековая торговля. Особенности средневекового хозяйства Византии, Франции и Италии

  15. Экономическое развитие в период позднего феодализма. Первоначальное накопление капитала. Великие географические открытия. Колониализм. Революция цен. Становление мануфактур

  16. Особенности первоначального накопления капитала в Нидерландах и Англии. Развитие производительных сил. Промышленные революции и утверждение капитализма. Развитие производительных сил. Утверждение рыночной экономики в Англии

  17. Формирование рыночной экономики во Франции

  18. Формирование рыночной экономики в США

  19. Формирование рыночной экономики в Германии

  20. Развитие производительных сил. Изменения в экономических отношениях. Концентрация и централизация капитала. Монополизация экономики. Экономическая экспансия

  21. Превращение США и Германии в ведущие индустриальные страны

  22. Экономическое отставание Англии и Франции

  23. Экономическое развитие Японии конца 19 - начала 20 вв

  24. Колониальные и зависимые страны

  25. Экономические последствия второй мировой войны и экономика ведущих стран в межвоенный период (США, Германия, Англия, Франция, Италия и Япония). Экономический кризис 1929-1933 гг. и особенности его преодоления в различных странах

  26. Экономическое развитие ведущих стран после второй мировой войны (40 - 60 годы)

  27. Трансформация рыночной экономики в конце 20 века. Усиление системы государственного регулирования экономики

  28. НТП на современном этапе

  29. Геополитические изменения в современном мире. Распад колониальной системы и развивающиеся страны

  30. Современный этап хозяйственного развития в зарубежных странах (70 - 90-е годы)

  31. Распад мировой системы социализма. Экономические реформы в постсоциалистических странах


7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:

1. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 478 c.

2. Синельник Л. В. История экономических учений: учеб. пособие / Л. В. Синельник. - М.: КНОРУС, 2010. - 200 c.

3. Семенова И. И. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 199 c.

4. Барковская О. Л. Экономическая история зарубежных стран / О. Л. Барковская. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 124 c.
Дополнительная

1. Конотопов М. В. История экономики зарубежных стран: учебник для вузов/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-5-е изд. – М.: КНОРУС, 2007. – 320 с.

2. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: /Учебное пособие / Т.М. 3. Тимошина – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2007. – 424 с.

4. Толмачева Р. П. Практикум по экономической истории. – М.: Дашков и Ко, 2010

Вощанова Г. П. Экономическая история. Учебное пособие для ВУЗов / Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина. – М.: Инфра-М, 2007 – 254 с.

5. Гусейнов P.M. Экономическая история. История экономических учений.(изд:3) / P.M. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2008. – 383 с.

6. Конотопов М. В. Экономическая история мира. Европа. Т.4. Т:4(изд:2) / М.В. Конотопов. – М.: Дашков и К, 2008. – 648 с.

7. Конотопов М. В. Экономическая история мира: Европа. Т:3 / М.В. Конотопов. – М.: Дашков и К, 2007. – 350 с.

8. Конотопов М. В. Экономическая история мира: Комплект в 6 томах/ М.В. Конотопов. – М.: КНОРУС, 2008. – 496 с.

9. Кузьмичев А. Д. Экономическая история: хрестоматия. (изд:2) / А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. – 552 с.

10. Поляк Г. Б. История мировой экономики: учебник для вузов / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова 2-е изд.- М.: ЮНИТИ, 2007 – 670 с.

11. Толмачева Р. П. Экономическая история. Учебник для ВУЗов (изд:4) / Р.П. Толмачева. – М.: Дашков и К, 2007. – 462 с.

12. Экономическая история. Ежегодник. 2007. Российская политическая энциклопедия – М.: (РОССПЭН), 2008. – 639 с.
8.РЕКОМЕНДАЦИИ К СРС
По курсу предусмотрена самостоятельная работа студентов. Она проводится по всем разделам учебной дисциплины и дополняет аудиторную работу.

Цель СРС закрепление знаний теоретического материала, полученного на лекциях; отработка умений систематизации информации научной и справочно-аналитической литературы по конкретным проблемам; овладение определенной суммой знаний фактического материала; совершенствование практических навыков по работе с научной и учебно-справочной литературой.


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

  1. В чем состоял кризис ²восточной торговли² Европы в XV в.?

  2. Какими потребностями товарно-денежного обращения Европы диктовались плавания для открытия новых земель?

  3. Какие изменения внесли в европейскую торговлю Великие географические открытия конца XV - начала XVI вв.?

  4. Как повлияла ²революция цен² на экономическое положение основных классов позднефеодального общества?

  5. В чем выразилось разложение феодализма в Западной Европе в XV-XVI вв.?

  6. Насколько способствовала западноевропейская мануфактура расширению мировой торговли в XV-XVIII вв.?

  7. Каковы были основные принципы организации труда в мануфактуре?

  8. В чем преимущества капиталистической мануфактуры над средневековым ремеслом? В чем сходство между ними?

  9. Почему рассеянная мануфактура преобладала над ранней стадией мануфактурного производства?

  10. В каком смысле мануфактура подготовила переход к фабричной системе?

  11. Какую роль сыграл Навигационный акт Кромвеля в борьбе Англии с Голландией за господство в европейской торговле?

  12. Какими способами осуществлялось первоначальное накопление капитала в Англии?

  13. Назовите основные предпосылки промышленного переворота в Англии

  14. Почему хлопчатобумажная промышленность Англии стала первой областью применения машин?

  15. В чем состояла революционная перестройка английской металлургии в XVIII?

  16. Чем объясняется сдвиг железнодорожного строительства в Англии на конец промышленного переворота в отличие от континентальных стран?

  17. Чем объясняется переход Англии от протекционизма к свободной торговле в середине XIX в.?

  18. Показатели начала и завершения промышленного переворота в Англии

  19. Почему формирование двух основных классов капиталистического общества завершается с переходом к машинной индустрии?

  20. Что мешало индустриализации Франции в I половине XIX в.?

  21. Как был подготовлен в первой половине XIX в. последующий промышленный подъем Германии?

  22. Почему индустриализация США в XIX в. происходила ускоренными темпами?

23. Как начался экономический кризис и распространился на другие страны? В чем причина особенной глубины экономического кризиса в США?

25. В чем заключался “новый курс” Ф.Д.Рузвельта? Каково воздействие кризиса и политики по его преодолению на различные слои населения США?

26. В чем заключались антикризисные мероприятия правительства Великобритании?

27. В чем своеобразие экономической политики Народного фронта во Франции в 1930-е годы?



  1. Экономическая политика национал-социалистов с Германии. Каковы уроки этой экономической политики?

  2. Каковы причины усиления государственного регулирования экономики в 30-е годы?

30.Основные направления трансформации рыночной экономики в межвоенный период

31.В какой степени может быть полезен зарубежный опыт хозяйственных реформ для преодоления последствий кризиса в современной России?

32. Роль государства в экономике и ее изменение в современном мире

33. Проблема колониализма и неоколониализма.

34. Генезис и роль рыночной инфраструктуры (банки, биржи и др.)

35. НТП - сущность, формы и последствия

36. Шведская модель экономики

37.Японское “экономическое чудо”

38.Экономические реформы в Китае

39.Многообразие форм собственности

40.Гуманизация производства. Социальное партнерство

41.Революция управляющих

42.Экономическая интеграция и экономическое сотрудничество.

43. Международные экономические противоречия и пути их решения.


Вопросы для самопроверки
Основные черты феодального хозяйства и этапы его развития

Период раннего феодализма. Натуральное хозяйство

Ранняя феодальная экономика франков и других западноевропейских племен Средневековое хозяйство на Востоке

Экономическое развитие в период развитого феодализма

Экономика средневекового города. Ремесло

Цеховая организация. Средневековая торговля

Особенности средневекового хозяйства Византии, Франции и Италии

Экономическое развитие в период позднего феодализма

Первоначальное накопление капитала

Великие географические открытия

Колониализм

Революция цен

Становление мануфактур

Особенности первоначального накопления капитала в Нидерландах и Англии



Развитие производительных сил
Вопросы для повторения.

  1. Предмет и значение курса.

  2. Первобытно - общинное хозяйство.

  3. Рабовладельческое хозяйство. Особенности древневосточного и античного рабства.

  4. Феодальная экономика, ее особенности.

  5. Основные этапы экономического развития в эпоху феодализма.

  6. Формирование рыночной экономики. Первоначальное накопление капитала.

  7. Первоначальное накопление капитала в Голландии и Англии.

  8. Мировая промышленная и торговая гегемония Англии 18-19 вв.

  9. Начало индустриализации и формирование рыночной экономики во Франции.

  10. Формирование рыночной экономики в Германии.

  11. Колониальное хозяйство в Северной Америке и образование США.

  12. Становление рыночной экономики в США.

  13. Хозяйство колониальных и зависимых стран.

  14. Изменения в развитии производительных сил и экономических отношений в последней трети 19 века.

  15. Превращение США и Германии в крупнейшие индустриальные державы.

  16. Экономическое отставание Франции и Англии в конце 19 века.

  17. Формирование рыночной экономики Японии.

  18. Основные тенденции в социально - экономическом развитии в 20 веке.

  19. Формирование рыночной экономики Японии.

  20. Социально-экономические последствия первой мировой войны.

  21. “Великая депрессия” и особенности межвоенной экономики.

  22. “Новый курс” Ф.Д.Рузвельта в США.

  23. Межвоенная экономика в Германии. Экономическая политика национал-социалистов.

  24. Межвоенная экономика в Великобритании.

  25. Экономическая политика Народного фронта во Франции.

  26. Экономические последствия второй мировой войны.

  27. Основные тенденции в социально-экономическом развитиии в послевоенный период.

  28. Экономика ФРГ.

  29. Послевоенная экономика Франции.

  30. Британская экономика в послевоенный период.

  31. США в послевоенном мире.

  32. Современный этап развития экономики ведущих зарубежных стран (70-90-е годы).

  33. Экономические реформы в постсоциалистических странах.



Методические рекомендации для написания реферата
Важной формой самостоятельной работы студентов является подготовка рефератов. Реферат (от англ. refer - ссылаться) - это краткое изложение сути научной проблемы в письменном виде, ее раскрытие и анализ на основе обзора источников и специальной литературы. Подготовка и написание реферата являются первым опытом научно-исследовательской работы. Научная работа, в том числе над рефератом, имеет большое значение для интеллектуального развития студента, расширяет кругозор, углубляет специальные знания, позволяет овладеть предметом и методами данной науки. Во время работы над рефератом студенты приобретают навыки работы с научной литературой.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов: выбор темы и составление плана реферата, подбор и изучение литературы и собранных материалов, написание и оформление реферата, выступление с докладом на семинаре или научно-теоретической конференции.

Работа над рефератом начинается с определения темы. Студенты выбирают тему сами, исходя из личных интересов. В методическом пособии дается примерная тематика рефератов, приводится список литературы по темам. Студенты могут предложить тему сами, согласовав ее с преподавателем. Тема может разрабатываться индивидуально или коллективно (при этом она оформляется одним рефератом), одна и та же тема может разрабатываться самостоятельно несколькими студентами, но при этом повторения в тексте рефератов недопустимы.

Следующим этапом работы над рефератом является составление примерного плана реферата. План в процессе подготовки реферата может меняться, в зависимости от подобранного материала и появления новых аспектов исследования. Окончательный вариант плана выглядит как перечень вопросов содержания, расположенных в определенной последовательности. План может включать два-четыре основных вопроса, которые могут иметь подвопросы. В плане должно быть введение, заключение и список использованной литературы. Во введении необходимо обосновать выбор темы, ее актуальность, значимость, определить задачи и круг вопросов, которые будут раскрыты, степень изученности вопроса. В заключении рекомендуется подвести итоги, сформулировать выводы и сделать обобщения.

Следующим этапом работы является подбор литературы и материалов, необходимых для раскрытия темы реферата. Для этого необходимо просмотреть список литературы, приведенный в методическом пособии, более полные сведения о литературе по избранной теме можно получить в библиотеках и электронных базах данных. Список литературы по теме должен включать минимум 3-5 источника. После подбора литературы, необходимо ее изучение. Большую роль в научно-исследовательской работе над литературой играют выписки и конспекты. Выписка - это запись из текста книги, статьи или документа, имеющая важное значение и подтверждающая основные положения работы. Выписки точно повторяют источник, в конце каждой выписки необходимо указание источника ( автор книги или статьи, название источника, место и год издания, страница).

После того, как материал собран и систематизирован, начинается написание и оформление реферата. При написании реферата необходимо учитывать некоторые требования, предъявляемые к научной работе:

- ясность и грамотность изложения,

- систематичность и логичность изложения материала,

- точность и обоснованность высказанных положений,

- разбивка текста на абзацы, начинающиеся с красной строки, каждый абзац должен включать самостоятельную законченную мысль,

- недопустимы повторения,

- нежелательно перегружать работу цифрами, цитатами и таблицами (таблицы можно дать в виде приложения в конце реферата),

- цитаты и цифровые данные должны иметь точные указания в виде ссылок (автор, название книги или статьи, место и год издания, страница), ссылки размещают внизу страницы под порядковым номером,

- изложение материала должно завершаться соответствующими выводами, которые кратко даются в заключении как итоговые или в конце каждого раздела,

- необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов в соответствии со стандартами.

Научная работа станет интересней и содержательней, если материал будет дополнен ранее неизвестными фактами и примерами, будет использован новый материал. Реферат предполагает анализ уже изданных научных работ, но этот анализ должен быть дополнен собственными выводами студента, определена его позиция по рассматриваемому вопросу, даны его собственные выводы и рекомендации.

Реферат необходимо правильно оформить. На титульном листе указываются полные названия института, кафедры, тема реферата и изучаемый предмет, фамилия и должность научного руководителя, место и год написания (Приложение). На следующем листе помещается содержание (план) работы. Текст пишется или печатается на одной стороне листа. В конце реферата приводится список использованных документов и литературы с указанием выходных данных. Сначала указываются правительственные документы, затем сборники документов и материалов, остальные книги и статьи по алфавиту. Завершенная работа представляется в рукописном, отпечатанном или набранном на компьютере виде (стандартные страницы А4), страницы должны быть пронумерованы и сброшюрованы.

Важной составной часть научной работы является выступление с рефератом на семинаре. Реферат излагается кратко, своими словами (при этом можно пользоваться рефератом, но не читать его полностью). После изложения реферата он обсуждается в учебной группе. Реферат, заслушанный на семинаре, помогает студентам учебной группы лучше усвоить ту или иную проблему, расширить свои знания. Выступление с рефератом воспитывает умение свободно излагать свои мысли, держаться в аудитории, вести научную дискуссию. Подготовка и успешное выступление с ним на семинаре могут являться основанием для получения зачета по изучаемой дисциплине. Лучшие рефераты можно заслушивать в качестве докладов на научной студенческой конференции института.







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница