Мотивация инновационной деятельности




Скачать 62.09 Kb.
Дата11.05.2016
Размер62.09 Kb.
Мотивация инновационной деятельности
Основной проблемой сегодняшней инновационной политики государства является низкая мотивация ее субъектов. Под субъектами инновационной деятельности принято понимать лиц, создающих и реализующих инновации. При этом, лица, создающие инновации, как правило, не требуют какой-то дополнительной мотивации, кроме финансовой поддержки их деятельности, чаще всего, довольно незначительной. В первую очередь это ученые и сотрудники научно-исследовательских организаций, занимающиеся прикладными исследованиями в различных отраслях и направлениях. Значительно хуже обстоит дело с реализацией результатов этой деятельности. Не секрет, что без участия представителей бизнеса или промышленности инновации практически не имеют шанса пробиться в «большой мир». Поэтому мотивация деятельности представителей именно этой сферы является одной из важнейших функций инновационного менеджмента. Эффективный менеджмент в инновационной сфере также невозможен без знания, понимания и использования мотивов, подталкивающих как отдельных работников, так и отдельные предприятия к повышению инновационной активности и интенсивности инновационных преобразований. Все это говорит о необходимости исследования проблем мотивации инновационной деятельности, тем более что обеспечение вхождения страны в список наиболее конкурентоспособных невозможно без интенсификации инновационной деятельности, повышения инновационной активности предприятий и бизнес структур.

Инновационная деятельность является сложным, нацеленным в будущее и затратным видом деятельности с непредсказуемым результатом для любого промышленного предприятия. При этом появляются дополнительные предпринимательские риски, что само по себе служит дополнительным препятствием для активизации инновационной деятельности. Поэтому большинство отечественных предприятий предпочитают жить сегодняшним днем, обеспечивая свои предпринимательские потребности в основном за счет текущей операционной деятельности. Для того чтобы переломить эту позицию, необходим мощный мотив, который позволит руководителям предприятий самостоятельно прийти к пониманию необходимости развития инновационного потенциала и его эффективного использования. Но первую скрипку в мотивировании, в любом случае, должно играть государство. Необходимость регулирования инновационных процессов государством вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов обусловлена не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в рыночной экономике инновации – основное средство увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях действия классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов и их внедрение в хозяйственную практику существенно затрудняются. Опыт зарубежных стран с рыночной экономикой показывает, что в вопросах научно-технического развития нельзя полностью полагаться на автоматизм рынка. Использование нововведений не может быть лишь частной проблемой того или иного предприятия или региона, оно во все большей степени приобретает общественный характер, поскольку социально-экономические перспективы развития той или иной страны все сильнее зависят от того, насколько органично протекают там инновационные процессы.

В 2006 году Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев объявил об амбициозной задаче государства по вхождению в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Думается, именно этот период является отсчетом, так называемой «точкой старта», с которой начинается курс на реализацию у нас в стране инновационной политики. Так как, чтобы конкурировать с наиболее сильными в экономическом отношении государствами, необходимо, как минимум, соответствовать развитым странам по уровню инновационных технологий, применение которых обеспечит, в свою очередь, форсированное индустриальное развитие государства. В частности, именно с такой целью была приняты Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на период до 2015 года и Государственная программа форсированного индустриально – инновационного развития на 2010-2014 годы.

Одним из первых документов, связанных с рассматриваемой проблемой, стал Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором используется понятие инновационной деятельности. В этом законе инновационная деятельность рассматривается как деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на использование научных знаний и новых технологий с целью производства нового или улучшения качества и снижения издержек производимого продукта, способов его производства. Указывается, что местные представительные и исполнительные органы, совместно с комиссиями по развитию малого предпринимательства, должны разрабатывать мероприятия по созданию сети технопарков, лизинговых центров, центров малой инновационной деятельности, венчурных фирм и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Далее последовало принятие Закона Республики Казахстан от 9 июля 2001 года № 225-II «О науке», в котором зашла речь о государственной поддержке инновационной деятельности в области науки и техники.

Государство гарантирует поддержку всем организациям, осуществляющим инновационную деятельность в области науки и техники, путем создания для них равных условий.

«Государственная поддержка инновационной деятельности реализуется в следующих направлениях:

- определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработка инновационных программ;

- участие государства в финансировании приоритетных инновационных проектов, в том числе, конверсионных;

- содействие развитию инновационной структуры - технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, банков данных по инновациям;

- организация обучения инновационных менеджеров;

- содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защиты интеллектуальной собственности;

- приоритетная поддержка инновационной деятельности, направленной на конечную научно-техническую продукцию», - говорится в статье 24 Закона.

Знаковым событием стало принятие Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года № 333-II «Об инновационной деятельности», в котором отражена необходимость регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, определены основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики.

Принятие стратегии развития Казахстана до 2030 года обусловило появление целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение ее реализации. В числе таких документов можно назвать Послание президента Народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год», Указ президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года N 1165 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года».

Подведя промежуточные итоги реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года и первой пятилетки Программы форсированного индустриально – инновационного развития на 2010-2014 годы Президентом страны были сформулированы новые ориентиры, изложенные в Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана в январе 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Разработана Государственная программа ФИИР на 2015-2019 годы.

Указанные документы направлены на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовку условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике, на производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, а также внедрение международных стандартов качества на производимую продукцию.

Это далеко не полный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность в нашей Республике, но он позволяет достичь целей исследования по воссозданию казахстанской модели государственного управления инновациями.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что казахстанское Правительство четко видит перед собой цели индустриально-инновационной политики и не намерено отступать от намеченного пути. Не дожидаясь получения результатов от принимаемых программ, оно принимает новые, более прогрессивные документы в рамках очерченного курса. Такая бескомпромиссность правительства Республики Казахстан оправдана в условиях глобальной конкуренции, но ему стоит задуматься над эффективностью предпринимаемых мер и необходимостью исполнения других своих функций. Ведь государственное управление инновационной деятельностью подразумевает не только стратегическое планирование и формирование необходимой нормативно-правовой базы.

Правительство Казахстана должно осознавать, что отечественный бизнес не готов взять на себя ответственность за освоение и распространение инноваций, определяющих конкурентоспособность общества, что отечественная наука не готова предлагать «прорывные» технологии, и отечественное образование не готово формировать необходимый для «прорыва» кадровый потенциал. Во всех этих направлениях государство должно создать необходимые стартовые позиции. В противном случае, казахстанская инновационная политика рискует оказаться политикой на бумаге.


1 Усенова А.С. Совершенствование нормативно- правовой базы индустриально- инновационного развития экономики Казахстана.

2 Андреева Л.Н. Проблемы мотивации инновационной деятельности



3 Васюхин О.В., Павлова Е.А. Основы мотивации инновационной деятельности промышленного предприятия // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4;


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница