«Мониторинг реализации Стратегических планов социально-экономического развития российских городов»




страница1/21
Дата05.05.2016
Размер1.88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра экономики города и муниципального управления


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На тему «Мониторинг реализации Стратегических планов социально-экономического развития российских городов»


Студент группы № 761

Илли Д.А.

Научный руководитель:

доцент, к.э.н. Ветров Г.Ю.
Рецензент:

Доцент, к.г.н, Попов Р.А.


Москва, 2013

Оглавление


«Задача построения плана неотделима от задачи его совершенствования, его углубления и уточнения. Только при таком условии выдвигаемый план будет не мертвым, а живым и творческим делом»

Н. Д. Кондратьев

[46, с. 62].




Введение


Актуальность

Стратегическое планирование в современных условиях глобализации, урбанизации, роста конкуренции среди городов за привлечение инвестиций, интеллектуальных ресурсов, туристов, событий, является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем социально-экономического характера.

Сегодня в России в государственном и муниципальном управлении отмечается усиленный интерес к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития. В 2011 году была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, в результате принятия которой городские округа столкнулись с необходимостью разработки собственных стратегических планов. Тем самым, количество разрабатываемых муниципальных стратегий увеличилось.

Однако до сих пор система стратегического планирования, как в сфере государственного управления, так и на муниципальном уровне не сформирована. Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» принят в первом чтении ГД ФС РФ. Данный законопроект, выстраивая общую систему стратегического планирования, определяет лишь место муниципальных образований в системе. Не разработаны методические основы формирования стратегии развития, реализации и оценки эффективности стратегий для муниципального уровня, что приводит к тому, что многие города разрабатывают нереализуемые стратегии, которые нередко носят лишь декларативный, а не прикладной характер.

По мнению экспертов, эффект от реализации Стратегий невысок. Причин этому много, начиная от того, что стратегии не имеют официального статуса, и, заканчивая отсутствием работающих механизмов реализации, среди которых одним из важнейших является мониторинг.

Следовательно, успех реализации стратегического плана зависит не только от качества его разработки, но и во многом от применения механизмов реализации, в частности от грамотного формирования системы мониторинга. Именно мониторинг в условиях постоянных изменений, происходящих во внешней среде, позволяет следить за ходом реализации стратегического плана и при возникновении необходимости вносить своевременные соответствующие корректировки, тем самым, обеспечивая жизнеспособность и гибкость стратегического плана.

Таким образом, ключевая проблема исследования заключается в отсутствии теоретико-методического подхода к организации мониторинга реализации стратегических планов развития муниципальных образований.

Степень разработанности темы

Исследованиями различных вопросов стратегического планирования и стратегического управления территориальными образованиями занимаются зарубежные и отечественные ученые, в работах которых заложены теоретические и методологические основы данной проблемы в области:



  • определения мониторинга в рамках общей теории управления и стратегического менеджмента: Д. Аакер, И. Ансофф, В.Р. Веснин, А.Л. Гапоненко, П. Друкер, А.Т. Зуб, Д.Кэмпбэл, В.Д. Маркова, Г. Минцберг, Д., М. Портер, А.Дж.Стрикленд, А. Томпсон, Р.А. Фатхудинов;

  • системным аспектам социального управления, где заложены теоретико-методологические основы мониторинга: А.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, М. Вебера, Э. Квейда, Г. Кунца, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др.;

  • процессно-ориентированного управления и сбалансированной системы показателей: Р. Каплан, В.Ф. Кравченко, П.Р.Нивен, Д. Нортон, Т. Геблер, Д.Осборн, Ж. Рой, С. Рой, Э.А. Уткин, Г.П. Харти и др.;

  • разработки инструментов стратегического планирования и управления: Г.Ю. Ветров, В. А. Гневко Б.М. Гринчель, Б.С. Жихаревич, К.Н. Знаменская, В.Е. Рохчин;

  • проблем развития муниципальных образований в контексте рыночных преобразований: Г.Ю. Ветров, А.Г. Дружинин, Б.С. Жихаревич, Н. В. Зубаревич, A.Е. Когут, В.А. Колосов, Л.Э. Лимонов, В.И. Ресин.

  • проблем применения мониторинга в социально-экономической сфере: А.Е. Когут, В.Е. Рохчин, Б.С. Жихаревич, Г.Ю. Ветров,
    Ю.С. Зайцева, Т.Д. Белкина, О.И. Радина, Н.П. Кетова.

Несмотря на большое количество трудов в сфере мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития городов и смежных областях знаний, их анализ свидетельствует о недостаточной разработанности общих методических подходов к мониторингу, особенно в части практического применения. Более того, применительно к развивающейся системе местного самоуправления необходима постоянная их модернизация.

Таким образом, целью магистерского диссертации является развитие системы мониторинга как одного из важнейших инструментов стратегического планирования в российских муниципальных образованиях.

Поставленная цель определяет ряд задач, которые необходимо решить в рамках данной работы:


  • изучить теоретические основы организации системы мониторинга;

  • проанализировать зарубежный опыт организации системы мониторинга стратегических планов развития городов;

  • проанализировать условия и особенности стратегического управления в России;

  • провести оценку современного состояния стратегического планирования российских городов и мониторинга реализации стратегических планов на основе разработанной методики;

  • разработать пакет документов, обеспечивающий проведение мониторинга реализации Стратегических планов;

  • проверить разработанный пакет документов на Стратегии развития Нижнего Новгорода до 2030г.

Объект исследования – система мониторинга как неотъемлемый механизм реализации стратегических планов социально-экономического развития городов.

Предметом исследования являются подходы, методы и инструменты организации мониторинга стратегических планов социально-экономического развития российских городов.

Гипотеза: в Российских городах, применяющих инструменты стратегического планирования в муниципальном управлении, сформированы и работают системы мониторинга реализации Стратегии.

Г1: Мониторинг реализации стратегических планов социально-экономического развития городов проводится регулярно

Г2: Каждый город разрабатывает систему индикаторов

Г3: По проведению мониторинга принимается управленческое решение

Г4: Системы мониторинга позволяют сравнить и сопоставить социально-экономическое развитие городских округов между собой.

Методологическую основу диссертационного исследования составили такие методы как: анализ документов (анализ нормативно-правовых актов, отчетов о проведении мониторинга), общенаучные методы – метод сравнения и обобщения (для исследования системы мониторинга реализации стратегических планов российских и зарубежных городов).

Информационную базу исследования составили стратегические планы социально-экономического развития российских и зарубежных городов, отчеты об их реализации, материалы исследований по вопросам разработки и реализации стратегических планов, статистические данные Федеральной службы государственной статистики (формы статистической отчетности), нормативно-правовые акты МО, федеральные и региональные нормативно-правовые акты в сфере стратегического планирования.

Работа базируется также на материалах, собранных диссертантом в ходе прохождения практики в «Фонде Институт экономики города»: при участии в формировании системы показателей (определение источников информации, формул расчета показателей, обоснование целевых значений) реализации Стратегии развития города Нижнего Новгорода до 2030 г. Также был осуществлен сбор информации о реализации стратегических планов городов Дзержинский Московской области, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, других городских округов, представленной на сайтах МО, научно-исследовательских и экспертных организаций таких как: АНО «Фонд Институт экономики города», АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и др.

Научная новизна работы заключается в разработке системы индикаторов реализации стратегии, а также в выделении типов мониторинга в зависимости от ресурсообеспеченности городских округов.

Работа обладает практической значимостью:



  • проведена оценка современного состояния систем мониторинга реализации Стратегических планов российских городов на основе разработанной методики;

  • разработан пакет документов по организации системы мониторинга реализации стратегических планов социально-экономического развития российских городов.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В первой главе изложены теоретико-методические аспекты мониторинга в системе городского стратегического планирования; рассмотрен зарубежный опыт организации мониторинга; проанализированы условия и особенности стратегического управления в России.

В рамках второй главы производится оценка современного состояния стратегического планирования российских городов и мониторинга реализации стратегических планов на основе разработанной методики.

В третьей главе разработан пакет документов по организации системы мониторинга реализации стратегических планов, и произведена проверка данного пакета документов на конкретном примере.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница