Мировой опыт успешного функционирования специальных экономических зон




Скачать 67.57 Kb.
Дата10.05.2016
Размер67.57 Kb.
Карандеева Ксения Игоревна

Старший эксперт-экономист

Управления экспертизы по отраслям

Центра научной экономической экспертизы

АО «Институт экономических исследований»

Мировой опыт успешного функционирования специальных экономических зон
Стабильное развитие экономики любой страны зависит от множества факторов, таких как привлечение инвестиций, инновационных технологий и знаний, создание конкурентоспособных производств. Одним из наиболее важных факторов является привлечение инвестиций, которые определяют экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики, а также способствуют ее интеграции в мировые производственные процессы. Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны может ускорить развитие субъектов экономики, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их внедрение в отрасли экономики. В последнее время наблюдается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед государством задачу по разработке и проведению мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для инвестиций. В этой связи огромное значение приобретает деятельность специальных экономических зон (далее – СЭЗ).

В мировой практике управление СЭЗ осуществляется исходя из особенностей развития каждой отдельно взятой страны. Кроме того, следует отметить, что специальные экономические зоны в разных странах могут также называться как свободные и особые. Так, на основе изучения развития СЭЗ в промышленно развитых странах, можно констатировать тот факт, что в основе их успешного функционирования лежит как правильное планирование основ развития СЭЗ, так и последующая гибкость в управлении при изменении экономической ситуации в мире.

Так, в свободных экономических зонах США, Великобритании, Франции с предоставлением большой свободы предпринимательской деятельности и значительных финансовых льгот достигнуты такие социально-экономические результаты, как создание большого числа рабочих мест, оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также развитие научно-производственного потенциала и внешнеэкономических связей страны.

В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны, имеющие следующие общие черты, связанные с:


  • потребностью экономики в развитии индустрии, промышленного производства, создании продукции, ориентированной на экспорт, привлечении инвестиций и современных технологий;

  • созданием для иностранных предпринимателей льготного режима инвестирования;

  • торгово-промышленным изменением характера их деятельности с целью дальнейшего развития 1.

В Китае быстрое развитие СЭЗ связано с привлечением в экономику страны иностранных инвестиций и выхода продукции на мировой торговый рынок.

В настоящее время в Китае действует 5 СЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай). Помимо них существует 90 зон технико-экономического развития государственного уровня, 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, Шанхайская зона свободной торговли.

Для СЭЗ Китая установлены следующие условия и механизмы функционирования:


  • размер иностранных инвестиций в объекты СЭЗ составляет не менее 50 млн. долл. США;

  • инвестиции иностранного резидента в создаваемом объекте должны составлять не менее 25% уставного капитала;

  • для резидентов СЭЗ действует льготная ставка налога на прибыль, а также полное или частичное освобождение от уплаты данного налога на 5 лет (2 года – не взимается, следующие 3 года – 50% от действующей ставки);

  • для резидентов СЭЗ в области торговли, переработки, ремонта, и осуществления импортно-экспортных операций, установлена ставка НДС в 17%, как и на всей территории страны. Исключение составляет импорт производственного оборудования, ввозимого иностранным резидентом в счет своей доли в объекте СЭЗ, при котором НДС и таможенные платежи не взимаются;

  • для экономически важных компаний предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты платежей за использование земельных, водных ресурсов, электричества, газа и др.;

  • в зависимости от целей создания объектов на территории СЭЗ для резидентов установлены максимальные сроки аренды от 40 до 70 лет, по истечении сроков которых договор аренды может быть продлен на ежегодной основе за дополнительную плату;

  • право приобретения резидентами СЭЗ недвижимости в свою собственность, налог на которую составляет 1,2% от ее стоимости, при аренде – 12% от стоимости аренды.

В целом, предоставляемые налоговые, неналоговые, таможенные льготы для участников СЭЗ Китая, а также значительная самостоятельность при производстве и реализации продукции, позволили вывести экономику Китая на достаточно высокий уровень, который по общей стоимости ВВП занимает второе место в мире 2.

На сегодняшний день в Объединенных Арабских Эмиратах (далее – ОАЭ) существует более 30 свободных экономических зон, среди которых к наиболее известным относятся: Dubai Technology and Media Free Zone (Dubai Internet City, Dubai Media City and Knowledge Village) - самая известная СЭЗ, находится в эмирате Дубай; Dubai Airport Free Zone Authority (DAFZA) - эмират Дубай; Ajman Free Zone - находится в эмирате Аджман; Ahmed Bin Rashid Freе Zone - расположена в эмирате Умм Аль Кувейн; Fujairah Free Zone - эмират Фуджейра; Hamriyah Free Zone - эмират Шарджа и др.

Каждая из свободных экономических зон имеет свою направленную специфику, на территории которых успешно работают десятки тысяч иностранных компаний практически из всех стран мира.

Быстрому развитию свободных экономических зон в ОАЭ способствовало: отсутствие налогов на большинство видов деятельности; стабильная законодательная база; политическая и экономическая стабильность; выгодное географическое положение; развитая инфраструктура.

Так, для резидентов свободных экономических зон ОАЭ предусмотрены следующие льготы:


  • возможная 100% собственность на компании СЭЗ для иностранных граждан и инвесторов;

  • акционерами и инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица;

  • упрощенный режим получения резидентской визы;

  • отсутствие необходимости в местном агенте;

  • отсутствие подоходного налога, НДС и налога на импорт и экспорт товаров и услуг;

  • отсутствие ограничений в переводе капиталов и прибыли;

  • недорогие энергоресурсы и др.

Кроме того, важным моментом привлечения инвесторов в свободные экономические зоны ОАЭ является заключение страной договоров об избежание двойного налогообложения более чем с 50 странами мира 3.

В России функционируют особые экономические зоны, которые согласно законодательству страны представляют собой часть территории, определяемые Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Особые экономические зоны способствуют развитию обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производству экспортно-ориентированной продукции, транспортной инфраструктуры, туризма и др.

В 2014 году в России действовало 29 особых экономических зон под единым управлением ОАО «Особые экономические зоны» (далее – АО «ОЭЗ»), из которых 14 – туристско-рекреационные, 7 – промышленно-производственные, 5 – технико-внедренческие и 3 – портовые.

Для резидентов данных зон действуют значительные налоговые и неналоговые льготы, таможенные преференции, государственные гарантии на изменения законодательства. Следует отметить, что льготы на имущественный налог предоставляются на то имущество, которое создано и используется на их территории.

В настоящее время на территории особых экономических зон зафиксировано 379 резидентов, наибольшая часть которых сосредоточена в промышленных зонах. По оценке аналитиков Intesco Research Group, инвесторы уже вложили порядка четверти всех заявленных инвестиций. Также следует отметить, что особые экономические зоны создаются на 49 лет, что способствует их качественному развитию4.

Таким образом, на основе изучения мировой практики развития СЭЗ, можно сделать следующий вывод, что для успешного и эффективного функционирования СЭЗ правительства различных стран не только обеспечивают участников СЭЗ необходимыми льготами и преференциями, но также создают единые четкие условия для организации их деятельности, учитывая при этом как географическое положение страны, так и особенности ее развития и потребности экономики.


Литература:


  1. Свободные экономические зоны // http://mammadov.az/books/MEO/chapter%206.pdf;

  2. Информация о специальных экономических зонах КНР // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации // http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/laws_ved_cn/special_area_cn/;

  3. Alliance Business Advisors Оншорные компании, Свободная Экономическая Зона, Дубай, ОАЭ // http://alliance-dubai.net;

  4. Инвестирование в особые экономические зоны в России // РБК – Исследования рынков // http://marketing.rbc.ru/articles/27/08/2014/562949992235619.shtml



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница