Мы живем в непростое время. Коренные изменения произошли и происходят во всех сферах жизни современного общества. Реформы следуют за реформами




Скачать 380.54 Kb.
Дата29.04.2016
Размер380.54 Kb.
Программа кандидата на должность ректора ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Бунтова Семёна Демьяновича

Удмуртский госуниверситет: на пути развития

Мы живем в непростое время. Коренные изменения произошли и происходят во всех сферах жизни современного общества. Реформы следуют за реформами. В последние годы они были осложнены мировым финансово-экономическим кризисом, последствия которого стали катализатором реформ в сфере высшего образования. Политика государства направлена на оптимизацию сферы образования и науки. Разрабатываются и реализуются планы разделения вузов на категории, сокращения количества образовательных учреждений и их филиалов.

На все это наслаиваются последствия демографических процессов, ведущие к сокращению количества абитуриентов и обусловленному им сокращению бюджетного финансирования вузов.

Серьезными последствиями финансового кризиса является снижение общей деловой активности в экономике, сокращение платежеспособного спроса населения. Мы вынуждены считаться с требованиями современного рынка, которые диктуют нам необходимость конкурировать за финансовые ресурсы, за потребителей научно-образовательных услуг. Меняются требования абитуриентов и работодателей к конечному результату деятельности университета, новые требования предъявляет сегодня и инновационная экономика.

Названные внешние факторы требуют изменений и внутри университета, в том числе, в части улучшения условий труда преподавателей и сотрудников.

Цели развития университета.



  1. Укрепление позиций классического исследовательского университета как базового федерального вуза Удмуртской Республики.

  2. Обеспечение достаточности ресурсов для текущей деятельности и для поступательного развития.

  3. Создание достойных условий труда работникам университета.

Реализация указанных целей потребует качественного обновления всех сфер деятельности университета. Решая проблемы текущей деятельности, необходимо одновременно подготовить университет для работы в новых условиях в качестве классического исследовательского вуза. Необходимо значительно усилить научную и инновационную составляющие деятельности университета, а также направления, связанные с дополнительным образованием. При выборе направлений деятельности университета должны учитываться потребности рынка, региональные и федеральные приоритеты. Объем и качество услуг по выбранным направлениям должны быть на уровне лидера.

Все эти три цели тесно взаимосвязаны. Тем не менее, понимая, что основной ценностью университета являются его люди, основным приоритетом в деятельности руководства университета будет создание достойных условий для преподавателей и сотрудников, для их самореализации и обеспечения уверенности в завтрашнем дне.



  1. Развитие образовательной деятельности

В настоящее время стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина1. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

обеспечение инновационного характера базового образования;

модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Основными задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы являются приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Образовательный процесс является основным процессом в вузе. Правильная организация и оптимизация образовательного процесса позволяет повысить конкурентоспособность оказываемых образовательных услуг. Высоким качеством правильно организованного процесса является его гибкость и возможность легко реагировать на изменение потребностей общества.

В образовательной сфере предполагается достижение высокого уровня подготовки конкурентоспособных специалистов, способных работать в условиях быстро меняющейся действительности, соответствующих стандартам и требованиям, предъявляемым к компетенциям выпускников как на региональном, так и на российском и международном рынке труда.



Направления развития образовательной деятельности:

Создание эффективной системы многоуровневого профессионального образования

  • Совершенствование модели непрерывного профессионального образования в УдГУ

  • Переход вуза на уровневую систему

  • Формирование номенклатуры направлений подготовки среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования в соответствии с маркетинговыми исследованиями рынка труда, с учетом потенциала вуза. Открытие новых направлений подготовки, формирование предложений по контрольным цифрам приема на основе маркетинговых исследований

  • Создание оптимальной учебной структуры вуза и факультетов(институтов) с учетом укрупненных групп направлений подготовки

Развитие системы качества учебного процесса и подготовки выпускников

  • Совершенствование системы управления качеством обучения, гарантирующей высокий уровень подготовки выпускников по всем формам обучения. Внедрение системы показателей качества обучения

  • Развитие кредитно-модульной системы организации учебного процесса, составление соответствующих ООП

  • Осуществление перехода от информационно-сообщающей к моделирующей методологии обучения. Внедрение новых информационных технологий, в том числе дистанционного обучения.

  • Разработка и апробация пилотного проекта нелинейной организации учебного процесса. Создание службы академических консультантов.

  • Создание системы объективной оценки освоенных студентами компетенций. (Единая документационная система управления эффективностью технологий обучения и контроля знаний. Система дистанционного обучения и тестирования, представляющую собой единую информационно-образовательную среду. (Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Положение об ИГА. Методические рекомендации по созданию фонда оценочных средств))

  • Совершенствование методической работы учебных структур университета по созданию документации, регламентирующей различные аспекты учебной деятельности в связи с переходом на ФГОС (Нормативные документы по учебной деятельности. Внедрение общего порядка разработки, согласования и утверждения учебных планов и рабочих программ дисциплин, сформированных на основе модели компетентности выпускника, учитывающей требования рынка труда.)

Интеграция учебной и исследовательской деятельности

  • Развитие магистратуры с учетом научных школ вуза и потребностей рынка труда, (разработка магистерских программ, отвечающих запросам работодателей).

  • Обеспечение интеграции учебной и исследовательской деятельности на уровне организации учебного процесса. (Положение о практике. Положение о НИР бакалавров и магистров. Положение о ВКР и т.п.)

  • Формирование заказа на исследование проблем образовательной деятельности в вузе. (Внедрение результатов исследований в образовательный процесс)

Разработка и реализация совместных образовательных программ, повышение академической мобильности

  • Развитие нормативной базы по созданию совместных образовательных программ.

  • Развитие практики обмена студентами и преподавателями с вузами-партнерами. (Увеличение количества прямых договоров и приглашения российских и зарубежных ученых для чтения лекций и курсов на каждом факультете)

  • Увеличение количества учебных дисциплин, преподаваемых на иностранных языках. Совершенствование языковой подготовки на неязыковых факультетах. (Повышение академической мобильности, расширение практики изучения профессиональных дисциплин и защиты ВКР на иностранном языке)

Совершенствование материально-технического и информационного обеспечения учебного процесса

  • Создание единого учебно-методического информационного пространства в системе университета на базе современной информационно-образовательной среды. Создание информационно-аналитического банка данных по вопросам учебно-методического сопровождения образовательной деятельности (обеспечение широкого доступа для студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников структурных подразделений к интеллектуальным ресурсам. Развитие системы ИИАС, создание дополнительных подсистем.)

  • Организационное сопровождение внедрения образовательных Интернет-технологий в учебный процесс (Обеспечение электронными учебными материалами, мультимедийными ресурсами дисциплин учебных программ ВПО, СПО)

  • Обеспечение организационно-методических условий взаимодействия структурных подразделений по выполнению требований ФГОС в части материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса (Ресурсное обеспечение ООП)

  1. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности

Для классического университета исследовательского типа наука должна стоять в одном ряду с образованием. Основной задачей является повышение вклада университета в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации и Удмуртской Республики через развитие его научно-исследовательской и инновационной деятельности. Университет должен стать активным игроком не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность.

Для этого в университете будут решаться следующие задачи:



  • Осуществление среднесрочного планирования развития научно-исследовательской и инновационной деятельности с учётом приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России, приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, критических технологий Российской Федерации, региональных приоритетов и интересов инновационного развития отраслей и предприятий реальной экономики.

  • Формирование партнёрств с производственными предприятиями, создание механизмов трансфера знаний и технологий между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

  • Создание на базе университета центров коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем; оказание консультационных услуг и консалтинговая поддержка широкого круга организаций и предприятий.

  • Формирование долгосрочных программ взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием (акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), а также в рамках формировании технологических платформ.

  • Осуществление перехода от линейной модели «от фундаментального исследования до прикладной разработки» в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики.

  • Развитие междисциплинарных исследований и разработок.

  • Развитие малого инновационного предпринимательства, формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий, создание механизмов «инновационного лифта».

  • Формирование центров исследования технологических рынков; развитие исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

  • Интернационализация научной деятельности и подключение к передовой науке в рамках междисциплинарного научно-технического сотрудничества, выражающиеся в формировании интернациональных исследовательских коллективов, проведении стажировок в зарубежных научных и международных центрах, публикации результатов научных исследований в ведущих зарубежных журналах.

  • Подготовка управленческих команд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности.

  • Включение в формируемую сеть вузов – партнеров инновационного центра Сколково, в которых будет создаваться инфраструктура для выращивания малых высокотехнологических компаний.

  • Осуществление активного взаимодействия с Департаментом стратегического развития Минобрнауки РФ.

Развитие современных исследований и инновационной деятельности университета должно стать необходимой составляющей качественного образовательного процесса, а также возможностью увеличения объемов выполнения заказных НИОКР, привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств.

Решение обозначенных задач возможно при условии значительного наращивания в короткое время прикладных исследовательских компетенций и исследовательских мощностей, что позволит университету занять позицию ведущей площадки для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевой площадки для развития инновационного предпринимательства, источника наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления.



Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности будет осуществляться по следующим основным направлениям:

Организация научных исследований и система управления.

  • формирование инновационной инфраструктуры, усиление блоков, отвечающих за исследования и разработки, защиту интеллектуальной собственности;

  • укрупнение организационных единиц и дефрагментация университета, что должно способствовать развитию междисциплинарных исследований и разработок;

  • организация внешней (в том числе международной) экспертизы научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления;

Взаимодействие с реальным сектором и академической наукой.

  • построение взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватных рыночной экономике;

  • усиление в системе «университет – предприятие» акцента на инновационный компонент по сравнению с кадровым обеспечением этих предприятий;

  • развитие сотрудничества с предприятиями в рамках образовательного процесса: создание базовых кафедр в университете и исследовательских лабораторий на предприятиях, организация мест практики и проектных учебных лабораторий, привлечение ведущих специалистов производства к ведению спецкурсов и стажировок на производстве для университетских преподавателей, совместная разработка образовательных программ как для студентов, так и для работников предприятий;

  • существенный рост сектора дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации работников предприятий;

  • реализация совместных исследовательских проектов, в процессе прогнозирования развития науки и технологий и коммерциализации результатов исследований, создание групп, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, являются ресурсными центрами для предприятий и организаций отраслей экономики, осуществляют консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность и пр.;

  • развитие исследовательской инфраструктуры совместно с промышленными компаниями и академическими институтами.

Модернизация образовательного процесса.

  • реальная интеграция образования, исследований, разработок, внедрений. Для этого потребуется существенная реорганизация учебных программ, усиление проектных форм обучения, внедрение новых форм практики.

  • более активное привлечение к преподаванию и руководству исследовательской работой студентов как представителей академической науки, так и специалистов производственного сектора;

  • нацеливание образовательных программ, построенных на новых образовательных стандартах, на формирование базовых исследовательских компетенций, на формирование предпринимательского видения технологий;

  • создание и оснащение современной научной библиотеки общего пользования, создание электронных библиотечных ресурсов, концентрирующих отечественные и зарубежные научные, в том числе периодические издания;

  • развитие аспирантуры: интеграция с европейскими университетами, создание современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формирование нового поколения ученых, передача лучших академических традиций и поддержание научной этики;

  • развитие партнерства с системой общего образования, как на уровне учреждений, так и на уровне образовательных программ, налаживание связей по обеспечению «сквозных» исследовательских компетенций, которыми должны овладеть учащиеся вне зависимости от уровня получаемого образования, организация профильного дистанционного обучения школьников, в том числе с учетом использования практики организации сезонных школ, олимпиад и научно-практических конференций учащихся, формирование интереса к исследовательской работе и передовой науке со школьной скамьи.

  1. Развитие международной деятельности

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка.

Интернационализация в сфере высшего образования - это процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, научные исследования и общественную деятельность высших учебных заведений.

Международная деятельность является одним из стратегических приоритетов развития университета и будет осуществляться по следующим направлениям:

- международное сотрудничество в области образовательной деятельности;

- международное сотрудничество в области научно-исследовательской деятельности;

- повышение эффективности управления международной деятельностью.



Направления развития международной деятельности

1. Международное сотрудничество в области образовательной деятельности

Совершенствование условий для развития исходящей международной академической мобильности

  • Анализ существующих и поиск новых программ международной академической мобильности для оптимизации направлений ее развития с учетом региональной специфики вуза

  • Мониторинг существующих и заключение новых международных договоров с целью эффективной реализации международных программ академической мобильности

  • Организация участия студентов, аспирантов и преподавателей УдГУ в международных образовательных грантах (индивидуальных и коллективных)

  • Реализация программ академической мобильности (в рамках двусторонних соглашений и в составе международных консорциумов)

  • Диссеминация и внедрение опыта участия в международных программах среди студентов и преподавателей УдГУ

  • Совершенствование механизма признания результатов обучения в зарубежном вузе

  • Разработка системы взаимодействия с выпускниками программ академической мобильности

  • Создание комплекса мероприятий, направленных на повышение межкультурной и языковой компетенции студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников УдГУ

Совершенствование условий для развития входящей международной академической мобильности.

  • Активное сотрудничество с российскими и зарубежными грантообразующими фондами и организациями для привлечения иностранных студентов, преподавателей, стажеров

  • Реализация действующих программ академической мобильности (в рамках двусторонних соглашений и в составе международных консорциумов)

  • Совершенствование условий социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов

Создание условий для разработки и реализации совместных образовательных программ разного уровня с зарубежными партнерами.

  • Определение приоритетных направлений для разработки СОП

  • Разработка и реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами

  • Подготовка к проведению международной аккредитации образовательных программ

  • Разработка и реализация основных образовательных программ на иностранных языках

Расширение экспорта образовательных услуг

  • Реализация комплекса мер, направленных на увеличение числа магистрантов, осваивающих соответствующие образовательные программы на базе УдГУ

  • Выполнение обучающимися исследовательских работ, направленных на изучение современных тенденций формирования единого образовательного пространства

  • Проведение комплекса маркетинговых исследований международного рынка образовательных услуг и спроса на нем

  • Разработка и реализация образовательных программ, востребованных на международном рынке образовательных услуг

  • Создание условий для улучшения жилищного фонда, его расширения и разработка новых форм размещения иностранных граждан, приезжающих на учебу в УдГУ

  • Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию контингента иностранных граждан за счет различных ресурсов

  • Создание отделения довузовской подготовки иностранных граждан

  • Создание аудиторного фонда, оснащенного оборудованием, необходимым для реализации международной образовательной деятельности

  • Совершенствование материально-технической базы для обеспечения разработки образовательной продукции и осуществления учебного процесса с применением инновационных образовательных технологий, включая дистанционные технологии;

  • Создание и улучшение социально-бытовых условий для успешной реализации экспорта образовательных услуг в УдГУ

  • Разработка и реализация мероприятий по мониторингу академической успеваемости ИС

  • Разработка и реализация образовательных программ для иностранных граждан с применением дистанционных образовательных технологий

2. Международное сотрудничество в области научно-исследовательской деятельности

Совершенствование условий для развития международного сотрудничества в научно-исследовательской области в соответствии с приоритетными научными направлениями УдГУ

  • Анализ и мониторинг существующих международных связей для повышения эффективности и интенсификации совместных исследований в рамках двусторонних соглашений

  • Реализация международных договоров, соглашений и протоколов с зарубежными партнерами о сотрудничестве в научно-исследовательской области, предусматривающих взаимный обмен исследователями

  • Заключение договоров с зарубежными партнерами о проведении совместных научно-исследовательских работ

  • Внедрение механизмов научного маркетинга и коммерциализации научно-исследовательской продукции университета на мировом рынке

  • Вхождение в систему международного научно-информационного и коммуникационного пространства (членство в международных научных организациях и ассоциациях)

  • Мониторинг актуальных международных исследовательских программ и проводимых за рубежом научных конференций и семинаров с последующим информированием университетской общественности

  • Реализация комплекса мер, направленных на увеличение числа аспирантов и докторантов из зарубежных стран, осваивающих соответствующие образовательные программы на базе УдГУ

  • Разработка и регулярное издание рекламно-информационной продукции на иностранных языках о научно-исследовательской деятельности университета

  • Подключение к международной поисково-реферативной базе Scopus

Расширение международной грантовой поддержки научных исследований с учетом особенностей текущей конъюнктуры.

  • Мониторинг актуальных международных исследовательских программ, финансируемых международными грантообразующими фондами и организациями и информирование структурных подразделений УдГУ

  • Участие в конкурсах международных грантообразующих фондов и организаций для реализации научно-исследовательских проектов (индивидуальных и коллективных)

  • Участие в конкурсах международных грантообразующих фондов и организаций, нацеленных на привлечение в УдГУ зарубежных специалистов и исследователей для работы или прохождения стажировок в научных подразделениях УдГУ

  • Поиск дополнительных источников финансирования, в том числе грантовой поддержки, на проведение в УдГУ международных научных форумов

Внедрение достижений зарубежных научных школ и обмен передовым научно-методическим опытом

  • Изучение зарубежного опыта по работе техно-парков и бизнес-инкубаторов

  • Развитие инфраструктуры трансфер технологий по результатам встреч с зарубежными партнерами и стажировок за рубежом

  • Обмен научно-методической и научной литературой с зарубежными вузами

  • Организация и проведение международных научных форумов на базе УдГУ

  • Участие студентов, аспирантов, преподавателей УдГУ в международных научных конференциях, симпозиумах и др.

  • Содействие публикациям научных работ ученых УдГУ в международных научных журналах

3. Повышение эффективности управления международной деятельностью

Совершенствование системы координации, мониторинга и анализа развития международного сотрудничества

  • Внедрение единой процедуры планирования международной деятельности с целью обеспечения взаимодействия со структурными подразделениями, факультетами/институтами, студенческими общественными организациями по вопросам развития международного сотрудничества

  • Разработка и внедрение системы мониторинга качества проводимых мероприятий по всем направлениям деятельности и анализа внедрения результатов стажировок ППС и сотрудников в зарубежном университете

  • Координация работы по исполнению международных обязательств УдГУ в рамках двусторонних договоров и иных соглашений с зарубежными партнерами

  • Включение международных индикаторов в обязательную оценку деятельности факультетов, кафедр и преподавателей

  • Совершенствование разработанных и реализуемых мероприятий, направленных на своевременное и качественное формирование всех видов статистических отчетов

  • Обеспечение всех направлений международной деятельности актуальными нормативно-правовыми документами

  • Участие в деятельности международных ассоциаций, членом которых является УдГУ, с целью изучения и внедрения передового опыта развития российских и зарубежных вузов

  • Создание механизмов взаимодействия со структурами УдГУ, ответственными за внеучебную деятельность студентов, органами студенческого самоуправления, общественными студенческими организациями по эффективному участию студентов в международной деятельности

Создание механизмов финансирования международной деятельности университета

  • Разработка и принятие Положения о финансировании международной деятельности университета на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств

  • Создание фонда развития международной деятельности на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств

Создание условий для повышения мотивации ППС, сотрудников к развитию международного сотрудничества

  • Выработка критериев по стимулированию активного участия в международной деятельности факультетов, институтов, кафедр и преподавателей

  • Содействие повышению квалификации сотрудников, административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава университета в области международной деятельности

  • Внедрение системы внутриуниверситетских грантов

Формирование и осуществление активной PR-политики на разных уровнях в сфере международной деятельности с целью продвижения университета за рубежом

  • Совершенствование рекламно-информационного сопровождения международной деятельности, в том числе через повышение привлекательности англоязычной версии сайта УдГУ

  • Участие в выставках-ярмарках, рекламных кампаниях и работе форумов, ассоциаций в России и за рубежом, посвященных международной деятельности вузов

  • Регулярное освещение международной деятельности УдГУ в СМИ

  • Расширение представленности университета в мировом информационном пространстве

  1. Развитие внеучебной и воспитательной деятельности

Внеучебная и воспитательная деятельность по-прежнему будет являться одним из приоритетных направлений развития университета.

Целями внеучебной и воспитательной деятельности являются

  • Создание условий для формирования мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития студентов, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих облегчению адаптации в социокультурной среде российского и международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности.

  • Гуманизация межличностных отношений преподавателей и студентов.

Задачи внеучебной и воспитательной деятельности:

  • Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, в том числе через использование университетских традиций, потенциала учебных занятий.

  • Организация правовой и социальной защиты, психологической поддержки студентов. Профилактика асоциальных и негативных форм поведения.

  • Поддержка Центра содействия занятости студентов УдГУ. Организация процесса профессиональной адаптации выпускников ВУЗа и закрепление механизмов взаимодействия с работодателями.

  • Совершенствование системы студенческого самоуправления, формирования основ корпоративной культуры. Развитие инфраструктуры студенческих клубов.

  • Пропаганда здорового образа жизни, создание условий для развития физической культуры студенчества.

  • Укрепление позиций университета как центра культуры республики и региона, развитие творческих коллективов, проведение творческих мероприятий.

Направления развития внеучебной и воспитательной деятельности:

  • Организация работы в общежитиях УдГУ

  • Организация правовой и социальной защиты студентов

  • Развитие инфраструктуры клубов

  • Развитие творческих коллективов

  • Проведение творческих мероприятий

  • Формирование гражданско-патриотического воспитания студентов

  1. Развитие управленческой деятельности.

Целью развития управленческой деятельности является разработка и внедрение новой системы управления классическим исследовательским университетом инновационного типа, который будет: 1) обеспечивать достойные условия труда для своих работников; 2) обеспечивать доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Удмуртской Республики и Российской Федерации; 3) осуществлять значительный вклад в технологическую модернизацию реального сектора экономики.

Задачи развития управленческой деятельности:

  • Модернизация системы управления деятельностью университета на основе принципов децентрализации и диверсификации бюджета на бюджет функционирования и бюджет развития.

  • Адаптация организационной системы ФГБОУВПО «УдГУ» под стратегию ведущего классического исследовательского университета инновационного типа.

Для решения задачи «Модернизация системы управления деятельностью университета на основе принципов децентрализации и диверсификации бюджета на бюджет функционирования и бюджет развития» будут реализованы следующие мероприятия:

  • Создание единой системы планирования университета.

Система планирования университета будет разработана с использованием методики построения системы сбалансированных показателей (ССП) – Balanced Scorecard (BSC), а также включать в себя систему финансового планирования (бюджетирования) и систему планирования изменений.

В рамках мероприятия предусмотрены меры по повышению роли и эффективности Службы маркетинга в планировании; регламентация планирования лицензирования; привлечение потенциальных работодателей к разработке образовательных программ, направленных на формирование необходимых им профессиональных компетенций.



  • Повышение эффективности деятельности управленческого персонала.

В рамках мероприятия предусмотрено введение в практику управленческой деятельности методики «Управление по целям». Будет разработана на базе KPI (Key Performance Indicator, ключевые показатели эффективности) новая система материальной мотивации проректоров на достижение общеуниверситетских целей, то есть учитывающая степень соответствия полученных результатов целям деятельности и развития университета. Предусмотрена разработка на базе KPI системы мотивации для АУП. Разработка системы мотивации для руководителей структурных подразделений – центров финансовой ответственности, направленной на увеличение доходов и сокращение расходов ЦФО (на повышение эффективности использования ресурсов).

  • Децентрализация системы управления

В рамках мероприятия предусмотрено:

      • формирование Центров финансовой ответственности (ЦФО), что обусловит перераспределение полномочий между ректором и проректорами, между проректорами, между проректорами (ректором) и руководителями структурных подразделений – ЦФО;

      • разработка локальных документов, содержащих принципы и правила взаимодействия между университетом и ЦФО, разработка обязательных для ЦФО общеуниверситетских политик (кадровая, финансовая, маркетинговая, информационная, организационная).

  • Создание системы бюджетирования.

В рамках мероприятия предусмотрено:

      • создание нормативной базы процесса бюджетирования, включающей перечень центров финансовой ответственности, перечень фондов и соответствующая расширенная классификация расходов, определяющая степень детализации расходов при ведении бухгалтерского учета, схему формирования централизованного бюджета УдГУ и контроля исполнения его разделов, положение о формировании и использовании сводного бюджета, список ответственных лиц, курирующих вопросы формирования и контроля исполнения разделов централизованного бюджета УдГУ, изменения в учетной политике УдГУ, отражающие реализацию принципа бюджетирования по каждому центру финансовой ответственности и механизмы четкого контроля использования средств в строгом соответствии с утвержденными бюджетами каждого ЦФО.

      • составление смет (бюджетов) ЦФО, содержащих утвержденные в определенном порядке финансовые и другие количественные показатели.

      • составление централизованного бюджета УдГУ;

      • организация контроля исполнения бюджета ответственными по разделам централизованного бюджета УдГУ;

      • проведение анализа результатов деятельности (эффективности) ЦФО.

  • Повышение эффективности использования ресурсов университета.

В рамках мероприятия будут разработаны и реализованы проекты повышения эффективности использования оборотных средств, основных фондов, текущих затрат, персонала.

  • Оптимизация организационной структуры университета в части служб АУП и вспомогательных (обеспечивающих) подразделений.

В рамках мероприятия предусмотрено:

      • Проведение функционального анализа системы управления, разработка и реализация проектов оптимизации. Выявление функций (процессов) для последующей передачи их в аутсорсинг.

      • Повышение эффективности и качества деятельности АУП, вспомогательных (обеспечивающих) подразделений.

      • Проведение анализа эффективности деятельности структурных подразделений университета. Закрытие избыточных, бесперспективных структурных подразделений и служб. Разработка регламента принятия инвестиционных решений по созданию новых направлений (структурных подразделений) с учетом целесообразности и степени соответствия стратегии университета (исключение субъективизма в принятии подобных решений).

      • Поиск и освоение резервов повышения эффективности использования текущих затрат, оптимизация расходов (анализ структуры издержек и их оптимизация, устранение непроизводительных издержек, выявление и освоение резервов).

  • Планирование изменений (разработка бюджета развития)

В рамках мероприятия предусмотрена разработка нормативной базы по формированию бюджета развития; создание лаборатории развития вуза (аналитического центра) на базе УКО; внедрение системы планирования изменений с участием руководителей всех уровней, предусматривающей механизмы сбора и обработки информации; разработка критериев отбора мероприятий и проектов по осуществлению изменений, реализуемых за счет средств фонда развития.

  • Формирование фонда развития университета.

В рамках мероприятия предусмотрено:

      • создание системы управленческого учета;

      • формирование фонда развития из средств в текущем бюджете вуза, полученных в т.ч. за счет повышения эффективности системы управления университетом;

      • создание механизмов формирования фонда развития за счет привлечения внешних ресурсов – средства господдержки и целевые программы, инвестиции и фондрайзинг, введение в управленческую деятельность функции по организации проектного финансирования;

      • установление принципов формирования и использования фонда развития: минимальный размер фонда должен соответствовать стоимости планируемых изменений (бюджет развития); размер фонда должен стать одним из основных финансовых показателей для руководства университета; целевое использование средств фонда – только на осуществление установленных в определенном порядке изменений; регламентация принятия инвестиционных решений за счет средств фонда развития; возвратность средств фонда (нацеленность на получение измеримого результата); наличие механизмов управления программами и проектами, финансируемыми за счет средств фонда развития.

  • Повышение эффективности принятия управленческих решений.

В рамках мероприятия предусмотрено:

      • разработка регламента принятия управленческого решения, предусматривающего классификацию управленческих решений по текущей деятельности и по осуществлению изменений, механизмы принятия решений, процедуры экспертизы определенных решений;

      • создание системы информационно-аналитического обеспечения процессов принятия управленческих решений, создание единой информационной системы;

      • создание системы мониторинга результативности деятельности, разработка методики оценки эффективности принимаемых решений;

      • создание системы контроля, развитие аналитических средств для получения оценки результатов деятельности.

      • организация системной работы с проблемами (протоколирование проблем, их ранжирование, регламентация принятия решений).

  • Внедрение системы управления проектами

  • Формирование компетентной команды управленцев, создание системы аттестации и непрерывного повышения квалификации управленческого персонала, формирование резерва управленческих кадров.

Для решения задачи «Адаптация организационной системы ФГБОУВПО «УдГУ» под стратегию ведущего классического исследовательского университета инновационного типа» будут проведены следующие мероприятия:

  • Приведение организационной структуры университета в соответствие со стратегией при одновременном решении задачи оптимизации затрат. Реорганизация факультетов/институтов. Исключение «дублирования» по одноименным направлениям подготовки на разных факультетах/институтах.

  • Создание системы информирования коллектива о деятельности в сфере развития университета, создание страницы «Развитие университета» на сайте УдГУ.

  • Создание системы сбора и анализа стратегической информации.

  • Разработка и реализация программы по формированию новой организационной культуры и стиля стратегического руководства, соответствующих принятой стратегии.

  • Создание системы постоянного совершенствования (регулирования) деятельности на основе полученной информации для достижения стратегических целей (бенчмаркинг).

  • Создание системы управления изменениями (стратегическое планирование, реализация стратегии и стратегический контроль)

  • Создание системы мониторинга процессов, развитие аналитических средств и подготовка аналитических отчетов. Совершенствование инструментов системы менеджмента качества: самооценка, социологические исследования, анкетирование, рейтинги факультетов/институтов и ППС, внутренний аудит.

Сроки и этапы реализации мероприятий по развития управленческой деятельности

Перечисленные мероприятия будут реализованы в 2012 – 2014 годах в 3 этапа.

На первом этапе (2012 год) будут реализованы мероприятия и проекты по оптимизации системы управления, направленные на повышение эффективности текущей деятельности университета по соотношению «Результаты/Затраты».

В результате реализации первого этапа в университете будут созданы управленческие механизмы, которые позволят сформировать в течение 2012 - 2013 года ресурсную базу, достаточную для создания достойных условий труда работников и полноценного решения проблем текущей деятельности университета, а также для подготовки университета к переходу на качественно новый уровень развития (формирование бюджета развития); будет разработана модель управления классическим университетом инновационного типа и соответствующая стратегия.

На втором этапе (2012 – 2013 годы) будут реализованы мероприятия и проекты по построению организации, способной осуществить переход на качественно новый уровень развития классического исследовательского университета (способной осуществить стратегию).

В результате реализации второго этапа будет формироваться новая система управления классическим исследовательским университетом, будет окончательно сформирована команда управления; будут приводиться в соответствие со стратегией (или создаваться новые) организационная структура университета, системы и процессы, в т.ч. система управления персоналом, информационная система, система постоянного совершенствования.

На третьем этапе (2013 – 2014 годы) будут завершены мероприятия и проекты, начатые на предыдущем этапе.

В результате реализации третьего этапа будет создана система управления изменениями (система стратегического управления), которая будет учитывать факторы внешней среды, а также цели организаций и групп людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность университета. Система управления будет полноценно организовывать эффективное и устойчивое функционирование и воспроизводство классического исследовательского университета инновационного типа, способного: 1) обеспечивать достойные условия труда для своих работников; 2) обеспечивать доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Удмуртской Республики и Российской Федерации; 3) осуществлять значительный вклад в технологическую модернизация реального сектора экономики.

Также будут определены основные позиции по целям и задачам программы развития управленческой деятельности на следующий период


  1. Совершенствование работы с персоналом

Основные принципы по организации работы с персоналом в университете определены в принятой в этом году Концепции кадровой политики. Системная работа по развитию данного направления будет строиться в рамках реализации данной концепции.

В этом году мы уже приступили к переходу от руководства кадрами к управлению человеческими ресурсами. Работа с персоналом будет направлена на решение следующих основных задач:



  • формирование высокого уровня заинтересованности персонала в реализации миссии и целей развития университета, в активном участии в преобразовании окружающего мира через производство и передачу нового знания;

  • обеспечение высокого качества подготовки выпускников в соответствии с потребностями инновационной экономики;

  • обеспечение сплоченности коллектива, формирование единства взглядов и действий;

  • обеспечение работы вуза в статусе классического исследовательского университета, в котором приоритетное значение приобретает научная составляющая.

  • направление интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава на решение задач, связанных не только с основным образовательным процессом, но и с развитием таких видов деятельности как дополнительное образование, участие в научных и консультационных проектах, международных программах, а также в проектах по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

  • формирование интеллектуального потенциала университета, способного производить и передавать качественно новые, конкурентоспособные знания, интегрированного в реальный сектор экономики, а также в российское и мировое интеллектуальное сообщество;

  • обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала университета, непрерывности в наполнении базы знаний и обновлении технологий их производства, преемственности в научных школах

  • улучшение условий труда работников университета;

Основной проблемой российских вузов остается сегодня недостаточный уровень оплаты труда преподавателей, и как следствие – возникновение вынужденной вторичной занятости.

Прогнозируя проблемы с набором абитуриентов в 2011 году, в начале текущего года мы ставили задачу минимум – сохранить размер заработной платы не ниже уровня 2010 года. Увеличив прием по бюджету и не допустив существенного сокращения приема на платную форму, мы тем самым обеспечили возможность сохранения надбавок до 31 декабря и выполнили эту задачу, а теперь приступаем к решению следующей – увеличение заработной платы.

Для этого имеются серьезные предпосылки: проблема невысоких зарплат в сфере образования поднята на уровне Правительства РФ. Премьер-министр России В.В.Путин отметил, что «в течение ближайшего года мы должны добиться, чтобы зарплата ППС вузов сравнялась, а затем превысила средний размер оплаты труда по экономике в каждом регионе».

Помимо ожидаемых мер господдержки, в университете будут системно создаваться механизмы и возможности для увеличения доходов работников. С одной стороны, это создание возможностей для наиболее полной реализации потенциала работников – на это направлены практически все рассматриваемые в Программе меры. С другой стороны, будет завершен переход на новую систему оплаты труда, которая установит более четкий порядок установления и назначения стимулирующих выплат и будет наиболее полно учитывать все виды деятельности ППС: участие в учебном процессе и в научных проектах, издание монографий, учебных пособий, и т.д. В результате этого процедура определения надбавок преподавателям и сотрудникам будет более прозрачной и объективной, а размер заработной платы – более высоким и прогнозируемым.

Приоритетными остаются задачи по улучшению условий труда работников университета и по сохранению кадрового состава ППС в период сокращения количества абитуриентов и соответствующего бюджетного финансирования вузов.

Для омоложения и обновления кадров будет предусмотрена специальная программа поддержки научной активности молодых исследователей и преподавателей.

Для обеспечения развития научной деятельности мы будем создавать условия для того, чтобы все преподаватели имели возможность заниматься исследовательской работой, получать опыт в решении реальных социально-экономических и производственных проблем. При этом будут предусмотрены механизмы снижения учебной нагрузки, будет вводиться более значительная дифференциация заработных плат в зависимости от конкретных исследовательских результатов, осуществляться целевая поддержка наиболее продуктивно работающих ученых.


  1. Финансирование развития университета

Привлечение внешних источников финансирования развития университета:

  • Создание механизмов ресурсной поддержки бизнесом.

  • Создание фонда целевого капитала.

  • Привлечение средств грантов в рамках Постановлений Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства) и № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых).

  • Привлечение средств конкурсной поддержки программ развития (как комплексной программы развития университета как исследовательского, так и программ развития отдельных аспектов деятельности: инновационной инфраструктуры, взаимодействия с бизнесом, кадрового обновления).

  • Привлечение средств конкурсной поддержки отдельных проектов (ведущих научных лабораторий; совместных проектов с бизнесом, магистерских и аспирантских программ);

  • Привлечение государственного финансирования (в течение не менее пяти лет) выполняемых вузами приоритетных предпроектных исследований (современный аналог существовавших ранее «проблемных лабораторий»);

  • Привлечение государственной финансовой поддержки комплексной интеграции организаций образования, науки и наукоемкого производства, включающей целевую подготовку вузом студентов и аспирантов для наукоемких предприятий промышленности и научных учреждений, совместное проведение НИОКР, совместную реализацию инновационных проектов с обязательным установлением пропорционального соответствия базового финансирования научной деятельности вуза, предназначенного для выполнения опережающих фундаментальных исследований, и объёма НИОКР, выполняемого вузом по заказу и за счет средств российских наукоемких организаций.

  • Распространение долевой государственной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218, на ситуацию долгосрочного вовлечения вузов в программу инновационного развития предприятия реального сектора экономики страны.

Развитие Механизмов частно-государственного партнерства.

Цели развития механизмов частно-государственного партнёрства



  • расширение доходной и имущественной базы университета, повышения качества образовательных программ в соответствии с потребностями экономики Российской Федерации.

  • создание ресурсных и финансовых условий для повышения эффективности и конкурентоспособности университета с привлечением негосударственных организаций.

Механизмы частно-государственного партнерства, включая концессию, позволят вовлечь предприятия в схемы развития научно-исследовательской и инновационной деятельности университета по следующим направлениям:

  • Механизмы передачи имущества, поддержки и модернизации образовательной инфраструктуры в рамках согласованных с компанией проектов.

  • Механизмы в области экономической поддержки университета (передача имущества, поддержка и модернизация образовательной инфраструктуры; стипендиальная и грантовая поддержка студентов и научно-педагогических работников вузов; создание фонда целевого капитала).

  • Механизм совместных образовательных проектов (совместные образовательные программы, конференции, семинары); участие научно-педагогических работников университета в корпоративных образовательных программах; целевой заказ на подготовку специалистов; проекты в области издательской деятельности; создание образовательных центров или иных образовательных структур, направленных на осуществление программ в области подготовки или переподготовки кадров.

  • Механизмы в области научно-исследовательской и научно-практической деятельности университета: совместные исследовательские проекты; создание совместных научных лабораторий (кафедр) для осуществления научной и научно-технической деятельности; создание институциональных структур, содействующих развитию деятельности в области науки и инноваций (лабораторий, научно-исследовательских центров, технопарка и др.).




1 см. Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница