Мезоэкономический уровень рынка труда в современной экономике: институциональный подход




Скачать 200.42 Kb.
Дата05.05.2016
Размер200.42 Kb.
Низова Л.М. доцент, к.э.н.
Мезоэкономический уровень рынка труда в современной экономике: институциональный подход
Формирование российского рынка труда осложняется в связи с действием таких рыночных явлений как:

кризис экономической и политической системы, разрыв хозяйственных связей;

рост скрытой безработицы;

недостаточная взаимосвязь государственных и рыночных методов регулирования занятости – несовершенство законодательной базы;

неконтролируемая миграция рабочей силы между странами СНГ;

недостаточная информация о вакансиях за пределами места проживания.

То есть, в реальной экономической жизни на состояние и динами­ку рынка труда влияют целый комплекс причин.

Рынок труда как составная часть рыночного механизма представляет собой сложное явление. На его формирование воздействуют различные факторы:



политические: кризис политической системы, разрушение СССР, несовершенство законодательной базы, обострение межнациональных конфликтов, поток беженцев и переселенцев и т.д.;

экономические: кризис социально-экономической системы общества, распад хозяйственных связей, разгосударствление и трансформация государственного сектора, конверсия военно-промышленного комплекса, процедуры банкротства и финансового оздоровления предприятий, рост или падение объемов производства, инвестиций, недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости и т.д.;

социальные: состояние жизненного уровня, размеры неполной занятости, психологическое и моральное состояние общества, объемы маргинальных групп населения, доля заработной платы в ВВП, скрытая безработица и занятость, сокращение вооруженных сил и т.д.;

демографические: состояние естественного прироста (убыли) населения, показатели вступления граждан в трудоспособный возраст, средняя продолжительность жизни и т. д.

В условиях вышеперечисленных факторов необходимо государственное регулирование рынка труда. Механизм регулирования современного рынка труда — это совокупность нормативных актов, законодательных или кол­лективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле ме­ханизм регулирования включает экономические, юридичес­кие, социальные, психологические компоненты (рис.1).





Рис. 1. Влияние внешних и внутренних факторов на рынок труда
В условиях новой России региональный рынок труда каждого субъекта имеет свои особенности и проблемы. Главными индикаторами его оценки являются уровень безработицы и напряженность на рынке труда. Все субъекты России поделены на пять групп: первая группа с уровнем безработицы до 1%; вторая – от 1% до 2%; третья – от 2% до 3%; четвертая – от 3% до 5%; пятая – свыше 5%.

В целях объективной оценки ситуации на региональных рынках труда, в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации приняло постановление от 21 ноября 2000 г. №875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда», которым определяется порядок проведения этой работы.

Основными критериями оценки являются шесть показателей:

1) уровень занятости населения;

2) уровень общей безработицы;

3) уровень регистрируемой безработицы;

4)  доля длительно безработных;

5) доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям);

6) коэффициент напряженности на рынке труда.

За годы экономических реформ Республика Марий Эл дважды была отнесена к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в масштабах страны:

в 1994 году – в период максимального спада объемов производства, трансформации государственного сектора и конверсии военно-промышленного комплекса;

в 2004 году – в период банкротства и финансового оздоровления несостоятельных предприятий.

В 2009 году негативное воздействие на состояние рынка труда Республики Марий Эл оказал мировой финансово-экономический кризис:

- численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске работы, выросла на одну треть (рис. 2):



Рис. 2. Динамика обратившихся граждан в поиске работы

- поставлено на учет безработных на 18,9% больше, чем снято с учета;

- доля безработных, уволившихся по собственному желанию, увеличилась на 14,1%;

- число безработных, потерявших работу в результате увольнения в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников выросло с 1119 человек до 1845 человек, хотя и произошло снижение их относительной величины (с 32,1 до 27,3 %);

Динамика движения рабочей силы в Республике Марий Эл представлена в таблице 1: Динамика движения рабочей силы в РМЭ



Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Принято всего

61699

68681

61816

59442

59011

59902

60242

55208

Выбыло всего

67576

72675

68540

61933

62842

61928

64107

58249

в т. ч. – по сокращению

2502

2778

3617

2031

3352

3545

2394

2339

в т.ч. – по собственному желанию

51855

56282

53542

51055

49206

47690

52679

46490

Обратилось незанятых граждан

26549

23221

22824

24413

23761

23190

19932

16635

Трудоустроено незанятых граждан

10887

11247

9703

10271

10862

14444

12940

10067

Уд. вес трудоустр. от числа всех принятых

17,6

16,4

15,7

17,3

18,0

24,1

21,5

47,3

- численность зарегистрированных безработных к началу прошлого года увеличилась в целом по республике в 1,9 раз (рис. 3):

Рис. 3. Динамика численности безработных и вакантных рабочих мест


- уровень регистрируемой безработицы составил 1,8 %, что выше соответствующего периода прошлого года в 2 раза (0,9 %);

- уровень безработицы по методологии МОТ составил 11%, что в 5 раз выше зарегистрированной (рис. 4);




Рис. 4. Динамика уровня безработицы к экономически

активному населению

- потребность в работниках, заявленная в службу занятости республики сократилась с 2334 до 1695 человек (рис. 3);

- напряженность на рынке труда увеличилась почти в 3 раза (с 1,6 до 4,3 незанятых граждан, претендующих на одну заявленную вакансию (рис. 5):



Рис. 5. Динамика регистрируемой безработицы и напряженности

на рынке труда в 2009 году
- средняя продолжительность регистрируемой безработицы увеличилась с 4,2 месяца до 5,1 месяцев;

- доля безработных, состоящих на учете более 8 месяцев, выросла с 14,3 % до 23,9%.

- увеличился удельный вес безработных в возрасте 16-29 лет с 17,4 % до 22,7 %.

Учитывая вышесказанное, Правительством Республики Марий Эл были приняты меры по смягчению ситуации на рынке труда и обеспечению равновесия между спросом и предложением рабочей силы. В этих целях 30 марта 2009 года подписано Соглашение о реализации дополнительных мероприятий между Правительством Республики Марий Эл и Федеральной службой по труду и занятости стабилизации ситуации в сфере занятости населения и снижения напряженности на региональном рынке труда. Предметом данного Соглашения стала Программа дополнительных мероприятий, которая предусматривает:

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) для 393 человек;

организацию рабочих мест для общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных и ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения – не менее 4353 человек;

содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости для 488 безработных граждан.

Цель программы – не допускать рост регистрируемой безработицы выше уровня 1,75 процента в среднегодовом исчислении.

В 2009 г. государственная поддержка оказывалась семи предприятиям, реализующим 10 инвестиционных проектов. Предприятиям перечислено субсидий на сумму почти 40 млн. рублей. Всего с начала реализации механизма государственной поддержки (с 2001 г.) государственная поддержка оказана 35 предприятиям, реализующим 62 инвестиционных проекта на общую сумму 202,6 млн. рублей.

В настоящее время Правительством Республики Марий Эл осуществляется мониторинг 50 новых инвестиционных проектов, реализация которых предусмотрена в 2009-2012 г.г.

В 2009 г. реализовано три новых инвестиционных проекта на общую сумму более 1,5 млрд. рублей, в том числе по производству стеклотары, ликероводочной продукции и организации производства цельномолочной продукции. В ходе реализации инвестиционных проектов создано 161 новое рабочее место.

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие экономики и социальной сферы республики, оцениваются в 2009 году в объеме не менее 15 млрд. рублей.

В республике сформированы необходимые условия, обеспечивающие поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время действует республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009-2011 годы». На государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства республики из средств республиканского и федерального бюджетов в 2009 г. направлено 58,0 млн. рублей.

В 2010 г. в Республике Марий Эл планируется реализация 16 инвестиционных проектов, в том числе четыре - крупных проекта:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Акпарс» - производство лицевого кирпича на территории Горномарийского муниципального района;

закрытое акционерное общество «Ариада» - организация производства стеллажного оборудования;

общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Акашевская» - реконструкция и модернизация второй очереди птицеводческого комплекса;

общество с ограниченной ответственностью «Волжский завод строительных материалов» - строительство завода по производству изделий из ячеистого бетона автоклавного твердения.

Реализация указанных выше проектов позволит в 2010 г. дополнительно увеличить выпуск промышленной продукции, создать около 350 новых рабочих мест и увеличить налоговые поступления в бюджет Республики Марий Эл.

Реализация мер по повышению устойчивости развития экономики, созданию и сохранению рабочих мест на предприятиях и в организациях, а также реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения позволят обеспечить дальнейшее повышение уровня и качества жизни граждан Республики Марий Эл, улучшить ситуацию на рынке труда. По прогнозной оценке уровень регистрируемой безработицы в 2010 г. Будет находится в пределах 1,75%.

Все это способствовало добиться в 2009 году некоторого смягчения ситуации в сфере занятости:

- по данным выборочного обследования уровень экономической активности в республике составил 69,7 %, уровень занятости вырос по отношению к февралю с 57,7 % до 62,0 %;

- в структуре регистрируемой безработицы существенно сократилась доля женщин, с 69,0 % до 59,8 %;

- в сельской местности удельный вес безработных снизился с 30,0 % до 26,9 %;

- уменьшилась доля лиц предпенсионного возраста с 12,8 % до 8,5 %;

- доля безработных с высшим и средним специальным образованием сократилась с 45,6 % до 44,1 %;

- принято более 4 тыс. работников на дополнительно введенные рабочие места.



-подобрать работу 20762 гражданам;

-трудоустроить 3148 незанятых граждан до признания безработными (в течение 10 дней);

-организовать занятость на общественных работах 4536 безработных;

-создать условия для прохождения обучения 1976 безработных;

-охватить временной занятостью 6234 учащихся (с 14 до 18 лет);

-охватить временной занятостью 59 безработных в возрасте 18-20 лет, из них 20 - не получающие пособие по безработице;

-охватить временной занятостью 139 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-предоставить услуги по профессиональной ориентации более 28 тыс. гражданам.

В целом услугами органов службы занятости в 2009 г. было охвачено почти 80,0 тысяч граждан.

Все это позволило:

- сохранить дистанцию в уровне регистрируемой безработицы по отношению к общероссийскому показателю (рис. 6);

Рис. 6. Динамика уровня безработицы по России и Республике, в %.

Марий Эл в 2004 – 2010 гг.

- сохранить уровень сбалансированности спроса и предложения на рынке труда (рис. 7);



Обратилось в поисках работы за год

Признано безработными на дату



из них незанятые трудовой деятельностью

Потребность предприятий в работниках


Рис. 7. Динамика спроса и предложения на рынке труда Республики Марий Эл


- добиться повышения уровня занятости, снижения доли безработных и ищущих работу более 12 месяцев (табл. 2):

Таблица 2 Динамика основных показателей занятости и безработицы по Республике Марий Эл (в процентах)



Наименование показателей

2004

2005

2006

2007

2008

2009

1. Уровень занятости

60,2

62,4

60,2

61,8

57,8

62,2

2. Уровень общей безработицы

10,2

9,6

10,5

8,98

9,15

11,0

3. Уровень регистрируемой безработицы

2,37

1,67

1,37

1,03

0,9

1,8

4. Доля безработных, ищущих

работу 12 месяцев и более



25,9

22,9

25,9

23,4

24,6

23,9

5. Доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации, %

3,7

3,6

1,98

1,64

6,25

9,05

Однако, как показывает таблица, в сфере занятости республики сохраняются проблемы и трудности: растут уровень как регистрируемой, так и общей безработицы, доля работающих неполное рабочее время и численность граждан, находящихся в административных отпусках.

Эти проблемы определили направления действий органов службы занятости республики, главными из которых являются:

расширение доступа безработных и незанятых граждан к активным программам содействия занятости населения и их материальная поддержка в период активного поиска работы;

внедрение эффективных механизмов профилирования безработных и оказание адресной поддержки гражданам, испытывающим трудности в поиске работы;

повышение конкурентоспособности, качества и эффективности обучения и профориентации безработных и незанятых граждан.

Реализация политики занятости в полном объеме возможна лишь при условии институционального подхода на основе социального партнерства, совместных усилий и согласованных действий законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных организаций, работодателей всех форм собственности, службы занятости населения республики.

Механизм социального партнерства на рынке труда в Республике Марий Эл носит многоуровневый характер и строится по схеме, представленной в таблице 3.

Таблица 3

Механизм социального партнерства на рынке труда

в Республике Марий Эл

Уровни социального

партнерства



Формы и содержание социального

партнерства



1. Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации

↔ Правительство Республики Марий Эл



Рабочие встречи представителей заинтересованных сторон и двухстороннее соглашение

2. Департамент ГСЗН РМЭ ↔ министерства и ведомства РМЭ

В рамках соглашения о сотрудничестве (принимается ежегодно с 13-15 министерствами и ведомствами). Разработка отраслевых программ содействия занятости населения

3. Департамент ГСЗН РМЭ ↔ администрации муниципальных образований

В рамках соглашений о намерениях до 31 декабря 2005 г., их пролонгация.

Реализация программ содействия занятости населения муниципальных образований, их софинансирования.

Ежегодные совещания (круглые столы) по проблемам занятости с социальными партнерами городов и районов


4. Департамент ГСЗН по РМЭ ↔ ГУ РМЭ центры занятости населения городов и районов

В рамках договора о сотрудничестве и совместной работе по содействию занятости населения (постоянно действующий).

Реализация территориальных программ содействия занятости населения



5. ГУ РМЭ центры занятости населения городов и районов ↔ администрации муниципальных образований

В рамках договора о совместной деятельности: реализация программ содействия занятости населения муниципальных образований и организация работы координационного комитета содействия занятости населения



6. ГУ РМЭ центры занятости населения городов и районов ↔ органы местного самоуправления

В рамках договоров о совместной деятельности:

проведение общественных работ;

трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

реализация программ занятости населения;

организация работы общественных советов содействия занятости и проведение деловых встреч («Дней занятости») с работодателями и безработными по месту жительства


7. ГУ РМЭ центры занятости населения городов и районов ↔ работодатели всех форм собственности

В рамках договоров о совместной деятельности:

проведение общественных работ;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;

трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

реализация программ содействия занятости населения;

встречи с работодателями и безработными гражданами по месту жительства



8. ГУ РМЭ центры занятости населения городов и районов ↔ Учебно-методический центр «Лидер» Департамента ГСЗН Республики Марий Эл

В рамках договоров:

реализация социальной адаптации безработных граждан;

проведение профориентационной работы;

организация профессионального обучения безработных граждан



9. Органы службы занятости населения республики ↔ общественные неправительственные организации:

республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; республиканское объединение работодателей;

объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл;

женские, молодежные и ветеранские (инвалидные) организации и общества



В рамках трехстороннего соглашения между правительством Республики Марий Эл, республиканским объединением работодателей, объединением организаций профсоюзов Республики Марий Эл: рассмотрение на заседаниях наиболее сложных проблем занятости; формирование банка вакансий, квотирование рабочих мест, обеспечение социальных гарантий работников, коллективные договора.

В рамках договоров содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Деловые встречи и совещания по проблемам занятости и рынка труда


негосударственные (коммерческие службы занятости), кадровые агентства

Трудоустройство незанятых граждан

Социальное партнерство на рынке труда по вышепредложенной схеме говорит об институциональном подходе к формированию рынка труда и способствует содействию занятости населения, повышению конкурентоспособности личности, реализации национальных проектов Российской Федерации.

Для внедрения в практическую жизнь новых форм социальной защиты в условиях транзитивной экономики по-нашему мнению, предстоит решить следующие задачи:

1.Законодательство РФ в области социальной защиты безработных привести в соответствие с международными нормами, на основе ратифицированной Европейской социальной хартии (хартия основных социальных прав трудящихся).

2.Разработать механизм государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан с недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда.

3.Повысить качество рабочих мест, обеспечить сбалансированность профессионального образования и спроса на рабочую силу, в т ч для безработных граждан на основе процедуры их профилирования.



4.Учитывая современные условия экономического развития и влияние мирового финансового кризиса, а так же в целях самозащиты от безработицы целесообразно разработать порядок, периодичность и условия страхования в рамках ст. 37 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Литература


  1. Адамчук, В. В. Экономика труда / В. В. Адамчук, Ю. П. Кокин, Р. А. Яковлев. – М.: ЗАО Финстатинформ, 1999. – С. 66-78.

  2. Котляр, А. О понятии рынка труда / А. Котляр // Вопросы экономики. – 1998. – № 1. – С. 33-41.

  3. Низова, Л. М. Демографический фактор рынка труда. Региональный аспект на примере Республики Марий Эл / Л. М. Низова // Девятые Вавиловские чтения. Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен науки и практики: материалы постоянно действующей всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием. Ч. 1. – Москва – Йошкар-Ола, 2006. – С. 169-175.

  4. Низова, Л. М. Региональные проблемы на рынке труда и пути их решения / Л. М. Низова // Проблемы качества образования в негосударственном вузе: практика и анализ: сборник трудов по материалам Республиканской научно-практической конференции 22-23 апреля 2005 г. – Москва – Йошкар-Ола, 2005. – С. 188-200.

  5. Низова, Л. М. Особенности регионального рынка труда в условиях напряженной ситуации и пути его стабилизации (на примере Республики Марий Эл) / Л. М. Низова // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2005 г.). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 69-80.

  6. Низова, Л. М. Социальные аспекты рынка труда и рынка образовательных услуг (на примере Республики Марий Эл) / Л. М. Низова, И. А. Соловьева // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов по материалам Четвертой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября – 1 ноября 2007 г.). Кн. 2. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – С. 188-195.

  7. Низова, Л. М. Республика Марий Эл: региональный рынок труда и демографические изменения / Л. М. Низова // Человек и труд. – 2007. – №3. – С. 22-24.

  8. Низова, Л. М. Рынок труда и занятость населения: учеб. пособие / Л. М. Низова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2006. – 81 с.

  9. Рынок труда: учебник / под ред. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен. 2000. – 248 с.

  10. Саруханов, Э. Р. Рынок труда и рынок занятости: противоречия, определения, трактовки / Э. Р. Саруханов // Человек и труд. – 1995. – № 2. – 49 с.

  11. Экономика труда и социально-трудовые отношения / под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 125-163.

  12. Эренберг Р, Смит Р. Современная экономика труда. Теория и госу­дарственная политика.

  13. Статистический материал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл.

  14. Статистический материал Департамента государственной службы занятости Республики Марий Эл.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница