Методология управления логистическими функциями в цепях поставок




страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4

На правах рукописи



МАЛЕВИЧ Юлия Валерьевна

МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:
логистика



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург

2010


Работа выполнена на кафедре логистики и организации перевозок ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»


Научный консультант доктор технических наук, профессор


Лукинский Валерий Сергеевич

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Горев Андрей Эдливич

доктор экономических наук, профессор


Дыбская Валентина Владимировна

доктор экономических наук, профессор

Уваров Сергей Алексеевич

Ведущая организация Государственный университет


управления (г. Москва)

Защита состоится «01» июля 2010 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.01 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д.27, ауд. 422.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д.103-а.
Автореферат разослан «_____» _______________ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, доцент Н.Г. Плетнева
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. За последние пятнадцать лет в нашей стране получило развитие новое научное направление – логистика. Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Одной из причин востребованности логистики и ее динамичного развития являются общеэкономические тенденции роста производства и международной торговли. Логистика отражает мировые экономические тенденции, характеризующиеся процессами глобализации и интеграции. Так, расходы в области мировой торговли и логистики в докризисный период постоянно возрастали примерно на 4% в год. В развитых странах логистические затраты составляют от 10 до 15% от ВВП. Для сравнения в нашей стране по экспертным оценкам затраты на логистику составляют от 17 до 25 %. Снижение этих издержек является важнейшей задачей, требующей комплексного подхода ученых и специалистов.

В условиях становления глобальной экономики отечественные рынки подвержены экономической экспансии со стороны высокоэффективных экономик мира, при этом наиболее актуальным становится создание условий для оказания конкурентоспособных логистических услуг, что в свою очередь требует формирования эффективной системы управления логистической деятельностью. Следует подчеркнуть, что проблемы снижения логистических затрат, уменьшения времени циклов заказа потребителей, повышения качества логистического сервиса и надежности цепей поставок являются важнейшими для предприятий разных отраслей.

Обобщение материалов многочисленных исследований в ряде зарубежных стран позволил экспертам оценить результаты применения логистического подхода при управлении материальными потоками: снижение уровня запасов на 30-50%; сокращение времени движения продукции на 25-45%; сокращение повторных складских перевозок в 1,5-2,0 раза; снижение расходов на автоперевозки на 7-20%, на железнодорожные – на 5-12%. Однако, в стороне остаются следующие вопросы: возможно ли повторение (внедрение) этих подходов в РФ; за счет чего удалось достичь таких выдающихся результатов; действительно ли эти успехи достигнуты за счет использования логистики, моделей и методов управления цепями поставок, а не других научных дисциплин, например, менеджмента или маркетинга; какие инновационные подходы необходимо разработать для эффективного управления логистическими функциями и снижения логистических издержек в дальнейшем?

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что вышеупомянутые результаты достигнуты, главным образом, за счет активного использования информационных технологий. В тоже время, судя по работам Балахонова И.В., Гаврилова Д.А., Питеркина С.В. и др., посвященных MRP, ERP и другим системам, аналитический инструментарий соответствует уровню прикладной логистики 60-х годов прошлого века и ограничивается применением простейших моделей и алгоритмов.



Степень разработанности проблемы исследования. В настоящее время сформированы основы теории и методологии, принципы, понятия и термины логистики, описаны логистические концепции. Существенный вклад в формирование и развитие теории и методологии логистики внесли представители ведущих отечественных и зарубежных научных школ логистики: Б.А. Аникин, Д.Дж.Бауэрсокс, В.Д. Герами, А.Э.Горев, А.П. Долгов, В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, К.В. Инютина, Д. Дж. Клосс, М. Кристофер, Д.М. Ламберт, В.С. Лукинский, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, О.А. Новиков, А.В. Парфенов, Б.К. Плоткин, О.Д. Проценко, В.И. Сергеев, И.И. Сидоров, А.А. Смехов, В.И. Степанов, Дж Р. Сток, С.А. Уваров, Д. Уотерс, А.Д. Чудаков, Дж.Ф. Шапиро, В.В. Щербаков и другие.

Вместе с тем, несмотря на появление большого количества работ по логистике некоторые принципиальные вопросы их анализа и синтеза остаются мало исследованными. Анализ разработанного и активно используемого аналитического аппарата при управлении логистическими функциями в цепях поставок, показал, что ряд моделей и методов «морально» устарели, в то время как сложные многофакторные бизнес-процессы в цепях поставок требуют разработки нового подхода к решению проблем оптимизации управленческих решений за счет модернизации существующих и разработки новых моделей и методов. Помимо этого в логистике существуют проблемы координации и интеграции ключевых и поддерживающих функций.

Для решения задачи минимизации логистических издержек в цепях поставок на современном этапе развития когнитивной экономики особенно актуальными остаются вопросы формирования интеллектуальной составляющей: разработка аналитического аппарата, подготовка квалифицированного персонала, информатизация и координация логистических функций.

Необходимость решения и значимость вышеуказанных проблем определяет актуальность проведения исследований в данном направлении.



Целью диссертационного исследования является развитие методологии управления логистическими функциями и операциями в цепях поставок.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:

- исследование состояния и тенденций развития логистики в развитых странах и в Российской Федерации;

- формирование концептуального подхода к интегрированному управлению логистическими функциями в цепях поставок;

- выявление границ областей применения моделей и методов решения прикладных задач маркетинга, менеджмента и логистики и их структуризация;

- разработка методологического подхода к формированию обобщенной модели совокупных затрат в цепях поставок с учетом основных логистических функций;

- разработка методологии расчета затрат в цепях поставок при условии независимости звеньев цепи и с учетом их координации;

- разработка и совершенствование комплекса моделей для расчета оптимальной партии заказа с учетом модификаций и ограничений для однономенклатурных и многономенклатурных поставок;

- развитие моделей учета различного вида скидок в цепях поставок;

- анализ и выявление специфики учета издержек на транспортировку и терминальные операции в модели EOQ;

- обоснование возможности применения и реализации логистической концепции «точно вовремя» при управлении таможенными процедурами в цепях поставок внешнеторговых грузов;

- разработка методологического подхода к управлению логистичесческой деятельностью в регионе;

- апробация моделей и методов управления логистическими функциями в цепях поставок.

Предметом исследования является теория и методология управления ключевыми и поддерживающими логистическими функциями в цепях поставок и, в частности, методы и модели оценки и оптимизации логистических издержек при управлении многономенклатурными поставками, цепями поставок внешнеторговых грузов на региональном уровне.

Объектом исследования являются цепи поставок предприятий, организаций и региона, управление которыми направлено на оптимизацию ресурсов.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили положения экономической теории, теории управления, маркетинга, теории логистики, фундаментальные и прикладные разработки зарубежных и отечественных ученых в области логистики, управления цепями поставок, экономико-математические модели и методы, методические подходы к управлению отдельными видами логистической деятельности, интегрированной оценке эффективности логистики.

В процессе диссертационного исследования были использованы методы системного, логического и экономического анализа, исследования операций.



Информационную основу исследований составили статистические данные о развитии отраслей народного хозяйства (транспорта, торговли и др.); результаты исследования логистической среды, выполненные международными организациями и ведущими университетами мира.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- выявлены тенденции и проблемы развития логистики в разных странах и показано, что одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности цепей поставок является разработка и совершенствование моделей и методов управления логистическими функциями (транспортировкой, складированием, управлением запасами и др.);

- сформирован концептуальный подход к интегрированному управлению логистическими функциями в цепях поставок, включающий разработку и совершенствование аналитического инструментария, моделей и методов управления бизнес-процессами;

- структурированы модели, методы и алгоритмы прикладных теорий менеджмента, маркетинга и логистики, что позволило определить границы областей принятия решений, выделив три класса задач: первый класс- эксклюзивные задачи, относящиеся только к одной дисциплине, второй – совместные задачи на стыке каждой из дисциплин, третий – общие задачи для трех научных дисциплин;

- на основе системного подхода разработана структура обобщенной модели логистических издержек, позволяющая формировать различные варианты частных моделей, включающие от двух до максимально возможного количества логистических функций;

- разработаны модели расчета затрат с учетом добавленной стоимости от выполнения логистических функций в многоуровневых цепях поставок при независимых звеньях и при учете их координации;

- разработан комплекс расчетных моделей и алгоритм оптимизации (минимизации) логистических издержек для различных вариантов однономенклатурных и многономенклатурных заказов с учетом модификаций и ограничений;

- систематизированы и уточнены расчетные модели, позволяющие учесть затраты на транспортировку и терминальную обработку грузов при расчете оптимальной величины заказа, выявлена специфика учета транспортных издержек для различных видов перевозок в модели EOQ;

- сформирован комплекс расчетных моделей, позволяющий учесть оптовые, интегральные и дифференциальные скидки при расчете оптимальной величины заказа при однономенклатурных и многономенклатурных поставках, выполнена классификация скидок в системе управления запасами;

- обоснована возможность применения и реализации концепции «точно вовремя» при управлении транспортировкой и таможенными процедурами, что позволит повысить эффективность выполнения логистических функций в цепях поставок внешнеторговых грузов, разработан алгоритм применения технологии тайм-слотирования при обработке грузов на таможенных терминалах;

- разработан методологический подход к управлению логистической деятельностью в регионе, включающий концептуальную модель создания регионального логистического центра на основе частно-государственного партнерства и формирование принципов регулирования логистической деятельности на уровне региона, что позволит повысить эффективность управления логистическими функциями в цепях поставок.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенные в работе методологические подходы, модели и методы способствуют принятию обоснованных решений при управлении и координации логистических функций в цепях поставок. Следование предложенным рекомендациям позволит оптимизировать логистические издержки за счет применения аналитического аппарата.

Методологические положения диссертации могут использоваться в системе высшей школы Российской Федерации для профессиональной подготовки по специальности «Логистика и управление цепями поставок» и направлению «Менеджмент» в рамках магистерских программ, а также в системе переподготовки и повышения квалификации кадров в области логистики.



Апробация работы. Результаты работы докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях «Логистика: современные тенденции развития» (г. Санкт-Петербург, 17-18 апреля 2008 года, 16-17 апреля 2009 года); на германо-российском семинаре по логистике «Логистика, управление логистическими цепями и информационные технологии» (г. Санкт-Петербург, 20 апреля 2006 г.); на научно – практической конференции с международным участием «Логистика и экономика регионов» (Красноярск, 8-9 февраля 2008 г., 5-6 февраля 2009 г.); на V Южно – Российском логистическом форуме (г. Ростов – на – Дону, 27-28 ноября 2008 г.); на III Всероссийской научно – практической конференции (г. Челябинск, 3 декабря 2009 г.), на Петербургском экономическом форуме в 2008-2009 гг.; на форуме «Кадры в логистике: центры прибыли и расходов для компаний» (г. Санкт-Петербург, 25 ноября 2008 г.).

Ряд положений диссертации нашли практическое применение в учебном процессе в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» при подготовке дисциплин «Управление запасами в цепях поставок», «Управление транспортными системами», «Логистика», «Таможенное дело», а также в деятельности предприятий ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс»», ООО «Миларин».



Публикации. Основные положения и выводы диссертационной работы опубликованы в 34 научных и учебно-методических работах, в том числе в двух монографиях и трех учебных пособиях, общим объемом 37 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявлены тенденции и проблемы развития логистики в разных странах и показано, что одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности цепей поставок является разработка и совершенствование моделей и методов управления логистическими функциями (транспортировкой, складированием, управлением запасами и др.).

В результате глобализации усложняется управление как отдельными логистическими функциями, так и цепями поставок в целом. Стремительное развитие логистики в мире, тенденция роста мирового торгового оборота и, как следствие, рост затрат на логистику, явились основной причиной проведения различных исследований, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа – оценка затрат на логистику - количественные модели, к основным из которых можно отнести: экономическую модель Родригеса, Бауэрсокса и Калантона; исследования американской ассоциации - Совета профессионалов в области управления цепями поставок; Статистической службы Швеции и ряд других исследований.

Вторая группа – качественные или экспертные модели, включающие комбинированные оценки логистических операций и функций по различным сферам: транспорт, таможня, производство, дистрибьюция и другим: например, исследование Всемирного Банка по определению Индекса логистической эффективности (LPI) в различных странах мира, кроме того, аналогичные исследования проводились в рамках Европейского проекта LogOnBaltic и т.п.

В диссертации на примере ряда стран сделана попытка выявить зависимость между уровнем затрат на логистику и общим состоянием развития логистики страны (табл. 1, рис.1).

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

- между количественными (затраты на логистику) и качественными (LPI) показателями не наблюдается тесной корреляции;

- Российская Федерация находится в числе стран, где наблюдается высокий уровень затрат логистику и, при этом, у России низкая позиция в рейтинге (99 место) по уровню развития логистики в основных функциональных областях. График, представленный на рис.1, позволяет наметить вектор движения и развития РФ: снижение логистических издержек при условии повышения качества логистических услуг.

Таблица 1

Доля затрат на логистику и Индекс логистической эффективности (LPI) (фрагмент)


Страна

LPI

Доля затрат на логистику (в % от ВВП)

Сингапур

4.09

20

Китай

4

14.5

Австралия

3.79

11.2

Япония

4.02

10.1

Финляндия

3.82

11.5

США

3.84

11.6

Россия

2.37

20 (среднее значение)

Бразилия

2.75

12.6

ЮАР

3.53

14.7

Рис. 1. Соотношение между LPI и затратами на логистику в % от ВВП (фрагмент)


Основными причинами создавшейся в РФ ситуации являются: географическое положение, территориальные масштабы, субъективность в оценке экспертов, отсутствие корректных методик определения затрат на логистику, неудовлетворительное развитие транспортной и складской инфраструктуры, отсутствие современного аналитического инструментария - моделей, методов, алгоритмов, разработка которых должна явиться платформой для обеспечения и информационной поддержки логистической деятельности в цепях поставок.

Сформирован концептуальный подход к интегрированному управлению логистическими функциями в цепях поставок, включающий разработку и совершенствование аналитического инструментария, моделей и методов управления бизнес-процессами.

В условиях финансового кризиса особую актуальность приобретают вопросы оптимизации издержек на выполнение логистических функций и операций в цепях поставок. В работах отечественных и зарубежных ученых отмечается, что задачи реализации системных и управленческих функций в логистике требуют адаптации к условиям организации бизнеса, для которых характерны тенденции глобализации, интеграции и инновации.

Суть предлагаемого подхода состоит в том, что без углубленного изучения логистических функций и реформирования их аналитического описания невозможно, на наш взгляд, перейти к следующему этапу интеграции звеньев логистических систем. Реализация данной концепции предполагает решение следующих задач:

- пересмотр всех функциональных областей логистики: поддержки производства, снабжения и распределения; ключевых и поддерживающих логистических функций: складирования, транспортировки и др. с целью определения минимально необходимого набора современных моделей и методов, отражающих интегральный характер процессов;

- модернизация принципов расчета логистических издержек и норм рентабельности, что позволит перейти к формированию цены на услуги логистических операторов, отражающей реальные экономические процессы;

- разработка структуры обобщенной модели логистических издержек, ядром которой должна являться модель EOQ;

- интеграция цепей поставок, предусматривающая формирование эффективной структуры дистрибьютивной сети: терминально-логистических комплексов, таможенных терминалов, построение эффективных транспортно – технологических систем доставки и т.п.;

- разработка новых программ обучения и переподготовки логистов – аналитиков для компаний и консалтинговых фирм, а также – разработчиков IT – технологий.



Структурированы модели, методы и алгоритмы прикладных теорий менеджмента, маркетинга и логистики, что позволило определить границы областей принятия решений, выделив три класса задач: первый класс- эксклюзивные задачи, относящиеся только к одной дисциплине, второй – совместные задачи на стыке каждой из дисциплин, третий – общие задачи для трех научных дисциплин.

В течение двух десятилетий не утихает дискуссия о месте, сфере и значимости трех научных направлений - менеджмента, маркетинга и логистики. В настоящее время в науке развиваются две противоположные тенденции: одна заключается в специализации и автономности научных дисциплин, что приводит к их самодостаточности и изолированности; другая тенденция базируется на полидисциплинарности и формировании системного подхода к изучению явлений и объектов. Так, вслед за «менеджментом логистики» появились «логистический менеджмент», «маркетинговая логистика», «менеджмент снабжения», «маркетинг в логистике», «логистика в маркетинге», «логистика в менеджменте» и т.п. По-существу, различные сочетания и появление новых разновидностей нацелены на разграничение круга задач, решаемых в каждой из дисциплин. Однако, не умоляя теоретической значимости данной дискуссии, считаем, что для концентрации усилий на углублении и расширении понимания сути бизнес-процессов и их адекватном описании, целесообразно рассмотреть модели и методы прикладных теорий вышеуказанных научных направлений, что позволит выявить общие и специфические модели каждой из них и, тем самым, перевести общие дискуссии о приоритете той или другой научной дисциплин в практическую плоскость реально решаемых задач и принимаемых управленческих решений.

Для формирования нового подхода нами был выполнен аналитический обзор основных моделей и методов, представленных в работах Аникина Б.А., Голикова Е.В., Голубкова Е.П., Глухова В.В., Долгова А.П., Дыбской В.В., Козлова В.К., Кузина Б.И., Миротина Л.Б, Окрепилова В.В., Первозванского А.А., Подлесных В.И., Рыжикова Ю.И., Сергеева В.И., Степанова В.И., Уварова С.А., Фомина Г.П., Шикина Е.В., Чхарташвилли А.Г., Шимко П.Д., Шишкина Е.В., Щербакова В.В., Дж. Мура, Котлера Ф., Стенсфилда Р., Эддоуса М., Таха Х. и других. Выполненный анализ показал, что в рамках каждого научного направления решаются следующие основные задачи:

- в маркетинге можно выделить восемь типов задач: от исследования рынков до принятия решений;

- в менеджменте диапазон моделей и методов значительно шире– от выбора месторасположения и производственной структуры компании до задач планирования (потребностей, производственной программы, финансового планирования и др.) и управления персоналом;

- в логистике – от простых задач, охватывающих отдельные функции и операции, до моделей анализа и синтеза, которые охватывают всю цепь поставок, материальные, финансовые, информационные и другие потоки.

Проведенные исследования позволили структурировать модели и методы решения задач указанных научных дисциплин (рис.2) и сделать следующие выводы.

Во первых, маркетинг, менеджмент и логистика как научные направления в большей степени ориентированы на автономное развитие. В каждом из направлений присутствуют задачи (рис.2, I), присущие только данному направлению, которые могут быть отнесены к первому классу.

Во - вторых, по мере развития экономики имеет место «размывание» границ между моделями и методами каждого направления: специалисты «вторгаются» в смежные области, опираясь на единую научную базу для изучения экономических процессов и объектов. Следовательно, появляется второй класс задач «на стыке» научных направлений (рис.2, II), например, в маркетинге и логистике решаются задачи определения длины и ширины каналов в распределительных сетях.

В-третьих, анализ показал, что в прикладной теории маркетинга, менеджмента и логистики часть задач посвящено решению аналогичных проблем. Следовательно, у трех научных направлений есть третий класс задач (рис.2, III) общий для всех, например, принятия решений, прогнозирования, определения координат (месторасположения) предприятия, производства, распределительного центра и т.п. Таким образом, выполненная структуризация моделей и методов прикладных теорий менеджмента, маркетинга и логистики позволяет определить границы областей принятия решений и специалистам каждой из дисциплин сконцентрироваться в большей степени на задачах своего класса.



Рис.2. Структуризация моделей и методов решения задач

маркетинга, менеджмента и логистики

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница