Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития




страница1/4
Дата09.05.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4






Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития:


Краткое пособие для общественных организаций и муниципалитетов

Как конструктивно взаимодействовать с экспертами

Содержание

Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития: 1

Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития: 4

Краткое пособие для общественных организаций и муниципалитетов 4

Как конструктивно взаимодействовать с экспертами 4

Что такое Методика 4

Участие НПО и местного самоуправления в оценке гидроэнергетических проектов в соответствии с Методикой 4

I 5

Введение 5



Подготовка и проведение оценки согласно Методике 6

II 8


Стадия Инициация = Стратегическая оценка 8

СО-1: Наличие потребностей 8

СО-2: Оценка альтернативных вариантов 9

СО-3: Политические меры и намеченные мероприятия 9

СО-6: Технические вопросы и риски 9

СО-7: Социальные вопросы и риски 9

СО-8: Экологические вопросы и риски 10

СО-9: Экономические и финансовые вопросы и риски 10

III 11

Стадия Проектирование 11



П-1: Обмен информацией и консультирование 11

П-2: Общие основы управления 12

П-3: Наличие потребностей и стратегические соответствия 12

П-4: Место расположения Проекта и основные проектные решения 12

П-5: Оценка воздействия Проекта на окружающую среду, социальную сферу и управление воздействиями 13

П-7: Водные ресурсы 13

П-8: Безопасность инфраструктуры 14

П-9: Финансовая устойчивость 14

П-10: Дополнительные выгоды (эффекты) Проекта 14

П-11: Экономическая целесообразность 15

П-13: Затронутые Проектом сообщества и средства к существованию* 15

П-14: Переселение* 16

П-15: Коренное население* 16

П-17: Культурное наследие 17

П-18: Здоровье населения 17

П-19: Биоразнообразие и инвазивные виды 17

П-20: Эрозия и заиление 18

П-21: Качество воды 18

П-22: Подготовка ложа водохранилища 19

П-23: Водный режим в нижнем бьефе 19

IV 19

Стадия Реализации 19



V 20

Стадия Эксплуатации 20

Э-1: Обмен информацией и консультирование 20

Э-2: Общие основы управления 20

Э-3: Управление экологическими и социальными вопросами 20

Э-6: Безопасность инфраструктуры 21

Э-7: Финансовая устойчивость 21

Э-9: Затронутые Проектом сообщества и средства к существованию 22

Э-11: Коренное население* 22

Э-14: Здоровье населения 23

Э-15: Биоразнообразие и инвазивные виды 23

Э-16: Эрозия и седиментация 23

Э-17: Качество воды 24

Э-18: Управление водохранилищем 24

Э-19: Водный режим в нижнем бьефе 24


Пособие подготовлено при поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF России)

http://wwf.ru/
Контакт для получения информации:

Никитина Оксана Игоревна

Координатор проектов по сохранению пресноводных экосистем и устойчивой гидроэнергетике

Тел.: +7 (495) 727-09-39

e-mail: onikitina@wwf.ru

Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития:


Краткое пособие для общественных организаций и муниципалитетов

Как конструктивно взаимодействовать с экспертами

Что такое Методика

Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития (Hydropower Sustainability Assessment Protocol – HSAP) – это инструмент комплексной оценки проектов гидроэлектростанций на четырех стадиях их жизненного цикла (оценки целесообразности проекта, технического проектирования, строительства и эксплуатации), учитывающий технические, экономические, социальные и экологические аспекты планирования, управления и функционирования гидроэнергетических комплексов. Инициированный и разработанный под эгидой Международной Ассоциации Гидроэнергетиков (IHA), HSAP фактически является ее внутренним документом, применение которого позволяет сравнивать отдельные проекты с базовым отраслевым уровнем и наилучшими отраслевыми практиками.

Результаты оценки, осуществляемой независимыми экспертами, аттестованными Управляющим Советом процесса, рассматриваются гидроэнергетиками в качестве аргументации для ведения переговоров о привлечении финансирования и организации конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами и их официальными представителями, а также с населением, попадающим в зону влияния Проекта.

Последняя версия документа (2010 г.) является результатом многолетней работы Форума по оценке устойчивости в гидроэнергетике, в работе которого приняли участие представители экспертного сообщества, органов государственной власти развивающихся и развитых стран, инвестиционных банков, неправительственных организаций и собственно гидроэнергетической отрасли, что позволяет рассматривать его как международно признанную платформу для описания и обсуждения важнейших аспектов развития гидроэнергетики в контексте проблематики устойчивого развития.

Утвержденную Советом Управляющих в марте 2013 года версию Методики на русском языке можно найти на главной странице сайта http://www.hydrosustainability.org

Участие НПО и местного самоуправления в оценке гидроэнергетических проектов в соответствии с Методикой

Процедура оценки гидроэнергетического проекта или объекта в соответствии с Методикой предполагает взаимодействие команды экспертов-оценщиков с представителями всех затрагиваемых или уже затронутых им сторон, включая общественные организации и органы местного самоуправления.

На наш взгляд, участие в оценке, т.е. взаимодействие с ее инициаторами в лице менеджмента ОАО «РусГидро» или конкретной ГЭС, и диалог с экспертами могут – при должной подготовке к такому участию – позволить:



  • получить дополнительную или ранее недоступную информацию о проекте или объекте;

  • предотвратить или минимизировать возможности односторонней оценки проекта или функционирования объекта с отраслевых позиций;

  • предотвратить или минимизировать обвинения в неконструктивности, некомпетентности и т.п.;

  • использовать факт проведения оценки для формирования и/или продвижения позиции НПО, населения и местного самоуправления по отношению к рассматриваемому проекту или объекту в средствах массовой информации, в том числе с использованием сайта Международной Ассоциации Гидроэнергетиков (http://www.hydrosustainability.org/Protocol-Assessments.aspx)

Задача данного пособия – пояснить возможности конструктивного участия в выявлении и оценке неизбежных при проектировании, а также эксплуатации гидросооружений, конфликтов и несоответствий имеющейся документации или практики критериям устойчивого развития. А также подготовить НПО, органы местного самоуправления и представителей областных органов государственной власти к взаимодействию с экспертами инициаторов оценки гидроэнергетических проектов и/или с экспертами организаций, эксплуатирующих объекты гидроэнергетики.

Для лучшего восприятия рассматриваются только те разделы весьма объемной Методики, на результаты рассмотрения которых представители населения, попадающего в зону влияния Проекта, могут оказать существенное влияние. Цитируются только существенные для понимания процесса и подготовки к эффективному участию в нем фрагменты Методики, помещенные в рамки.

Текстовое форматирование (жирный, курсив) сделаны составителями Пособия.

Важно еще раз подчеркнуть, что Оценка осуществляется в интересах и по заказу Девелопера, т.е. заказчика Проекта или эксплуатирующей ГЭС организации. В российской действительности основанием для получения объективного результата может служить, в основном, деловая репутация эксперта или команды экспертов, осуществляющих оценку.

I

Введение

Ключевое основание оценки – любые конфликты есть риски. В диапазоне от рисков существенного увеличения стоимости Проекта до риска его «внезапного» прекращения по политическим и сходным с ними мотивам без всякой компенсации затраченных средств.

Следствие:

Инициаторы оценки объективно заинтересованы в минимизации рисков и, значит, конфликтов. Поэтому иные заинтересованные стороны, в первую очередь те, кто что-то теряет в результате реализации Проекта, в соответствии с Методикой должны иметь возможность конструктивного (основанного на заблаговременно представленной проектной документации) диалога с экспертами, осуществляющими оценку.



Наличие конструктивного диалога с заинтересованными сторонами – обязательный пункт на всех стадиях Оценки. А конструктивный диалог может и должен предусматривать максимально полное информирование представителей этих сторон о существенных аспектах Проекта. Поэтому предоставление необходимой документации для детального ознакомления есть признак добросовестного взаимодействия, наличие которого есть условие соответствия проекта базовому по отрасли уровню.

Во Введении Методики указано, что:



Методика оценки на стадии Инициация (далее – Стратегическая оценка) посредством сопоставления вводных данных и ожидаемых результатов позволяет оценить риски и выстроить диалог с заинтересованными сторонами на стадии инициации Проекта (до начала разработки проектной документации). Методики для последующих стадий жизненного цикла: Проектирование, Реализация и Эксплуатация позволяют провести ранжирование по баллам для каждой из предметных областей оценки устойчивости в соответствии со шкалами для оценки деятельности, градуированными на соответствие базовому отраслевому уровню (средний балл) и лучшим отраслевым практикам (высший балл).

Поэтому, в переводе на русский «практический» язык, необходимо с самого начала настойчиво требовать документацию по вопросам, обсуждение которых будет происходить в ходе проводимых в процессе оценки интервью. Документацию нужно требовать заблаговременно, чтобы иметь время обсудить ее с компетентными экспертами НПО, органов самоуправления и государственной власти. По умолчанию: эксперт (эксперты) и заинтересованные лица обсуждают одну и ту же документацию.

Альтернатива – информирование эксперта: мы вынуждены работать с непроверенными данными, так как Девелопер Проекта скрывает от нас существенную информацию.

Неизбежной спецификой проведения оценки в России будет взаимодействие с иноязычными (как правило, англоязычными) экспертами, которое может привести ко всевозможным искажениям вопросов и ответов в процессе перевода, что следует иметь в виду при подготовке.

За месяц до начала процедуры оценки заказчик должен назначить официальное лицо, ответственное за организацию работы экспертов и подготовку их взаимодействия с представителями заинтересованных сторон.

От данного лица целесообразно заблаговременно потребовать:

- четкого и официального определения стадии Проекта, оценка которой будет осуществляться международными экспертами;

- заблаговременного предоставления общественным объединениям и органам местной власти базовых документов Проекта, оценку которых и будет осуществлять эксперт (или эксперты) – в целях обеспечения конструктивности интервью эксперта с ними;

- списки вопросов, которые будут рассматриваться в ходе каждого запланированного интервью, на английском и русском языках.

В случае возникновения затруднений эти затруднения следует сделать достоянием общественности.

Организатор оценки – лицо публичное. У организации-заказчика оценки можно выяснить, кто именно является ответственным за проведение оценки лицом, должность и квалификацию данного лица, и опубликовать полученную информацию.



Эксперт – также публичное лицо. У организатора оценки можно узнать, кто это, какова квалификация и опыт оценки объектов гидроэнергетики данного эксперта, и опубликовать информацию.

Подготовка и проведение оценки согласно Методике

Основная ответственность за предоставление документального подтверждения для оценки и присуждения баллов лежит на главном уполномоченном лице по Проекту. В его обязанности также входит организация интервью с основными заинтересованными группами лиц, которые не являются ответственными по Проекту. Эксперт, проводящий оценку, осознает в полной мере, что результаты оценки должны заслуживать доверия. С этой целью эксперт проводит с главным уполномоченным лицом по Проекту предварительную работу для установления цели оценки, последующего использования ее результатов, списка соответствующей документации, которая должна быть представлена, а также для согласования самой оптимальной структуры оценки, которая позволила бы достичь максимальной степени ее достоверности в условиях существующих временных и логистических ограничений.

В случае необходимости высокого уровня информационной открытости или партнерства в проведении оценки, ее можно проводить совместно со сторонней организацией или же под ее наблюдением (например, с представителем неправительственной организации, общественной организации, банка развития, коммерческого банка, организации, предоставляющей поддержку на двусторонней основе, или правительственной организации, то есть организации, не входящей в круг лиц, проходящих интервью по Проекту в рамках оценки).

Значительный объем работ приходится на подготовительный период, за один месяц до начала оценки с участием большого количества ответственных лиц по Проекту. Масштаб таких подготовительных мероприятий будет уменьшаться по мере ознакомления пользователей с Методикой. Организация или партнерство, ответственные за Проект на данном конкретном этапе его реализации, назначают главное ответственное лицо по Проекту, которое становится основным координационным центром при проведении оценки. Назначенное главное ответственное лицо по Проекту должно быть все время доступно для связи с командой экспертов, чтобы оперативно получать информацию о пробелах в данных для оценки и потребностях экспертов и оптимально организовать их работу.

До прибытия экспертов на площадку главное ответственное лицо по Проекту решает следующие вопросы:

  • проясняет цель оценки и ожидания от процесса оценки (время, глубина, охват, перечень участников интервью и т.д.) и ее результатов (каким образом будут представлены результаты, степень их интерпретации, предоставление рекомендаций и т.д.);

  • назначает представителей из персонала компании и приглашает сторонних лиц, которые могут предоставить информацию, необходимую для проведения оценки по определенным аспектам, а также проводит предварительные собеседования с отобранными участниками;

  • организует обзор участниками интервью применяемых в Методике инструмента(-ов) оценки;

  • составляет перечень объективных подтверждающих данных, которые можно использовать на интервью в поддержку присуждаемого по каждому аспекту балла;

  • подготавливает материалы, содержащие историческую справку по Проекту, для предоставления экспертам;

  • подготавливает повестки и график интервью, которые предоставляются на согласование экспертам;

  • подготавливает общую презентацию Проекта.

Во время проведения оценки главное ответственное лицо по Проекту обеспечивает:

  • постоянную доступность главного ответственного лица по Проекту;

  • присутствие переводчика, при необходимости;

  • присутствие на совещаниях и интервью соответствующих представителей компании и других заинтересованных групп;

  • посещение площадки, включая все те места, которые относятся к процедуре присуждения баллов, с организацией встреч с затронутыми Проектом группами лиц и с предоставлением объективного документального подтверждения;

  • предоставление на рассмотрение материалов, относящихся к оценке; и

  • предоставление помещений для проведения совещаний (стартового и заключительного) и интервью, а также для изучения документации.

На каждой странице с описанием определенного фактора приводится примерный перечень возможных участников интервью, а также примеры документального подтверждения для изучения. Эти подтверждающие данные будут варьироваться в зависимости от контекста. В процессе оценки перечень участников интервью будет отличаться в зависимости от фактора и может включать соответствующих ответственных лиц по Проекту, представителей правительства и общественности, а также экспертов с определенным уровнем ответственности, знаний и понимания в отношении рассматриваемого аспекта. Если основные решения привязаны к результатам оценки согласно Методике, и важно установить высокий уровень информационной открытости и доверия к результатам, то в этом может помочь такой график интервью, при котором во внимание берутся различные заинтересованные группы, представляющие свою точку зрения на Проект.

Последующие дни – Интервью с экспертом по всем аспектам, предусмотренным Методикой. Интервью проводятся с ответственными по Проекту лицами и другими заинтересованными группами (например, представителями правительства, неправительственных и общественных организаций, а также сообществ, затронутых реализацией Проекта), имеющими отношение к различным аспектам Методики. В добавление к этому эксперт изучает представленные в форме отчетов и других документов подтверждающие данные по Проекту. Количество времени, которое необходимо затратить на эту работу, зависит от масштаба и сложности Проекта, уровня формальности оценки, охвата и глубины проводимых интервью, а также времени, затраченного на перемещения.

Целесообразные действия

От НПО к Девелоперу – запрос на график проведения оценок соответствия гидроэнергетических объектов критериям устойчивого развития.

От НПО к региональным общественным организациям – информация о датах проведения оценок, информирование и обучение (с учетом предыдущего опыта) участников оценок со стороны НПО, органов местного самоуправления, областных органов государственной власти.

НПО, органы местного самоуправления и соответствующие подразделения областных органов государственной власти (основываясь на положениях Методики, посвященных подготовке и проведению оценки) должны затребовать у главного ответственного лица по Проекту, в виде, пригодном для массового ознакомления, тиражировать и обеспечить изучение всеми компетентными и заинтересованными лицами – документацию, представляемую эксперту (экспертам) для оценки соответствия рассматриваемого гидроэнергетического объекта критериям устойчивого развития, план интервью и списки участников, а также списки вопросов, которые эксперты будут задавать и обсуждать в ходе каждого интервью.



НПО, органы местного самоуправления и соответствующие подразделения областных органов государственной власти – вместе или по отдельности должны сформировать свою позицию в отношении оцениваемого объекта, а также в отношении документации, представленной заинтересованным сторонам главным ответственным лицом по Проекту. В диапазоне от «да-нет» до списка компенсационных мероприятий. И подготовиться к полноценному представлению своих позиций на встрече с экспертом, в том числе, подготовить пакет документов, отражающих эти позиции (обращения, решения, публикации в СМИ и т.п.), для передачи эксперту. Ввиду иноязычности большинства аккредитованных экспертов целесообразно подготовить краткие ответы на вопросы интервью на русском и английском языках (по одному предложению на каждый) и передать их экспертам и главному ответственному лицу заказчика.

Не исключено, что эксперт или эксперты в процессе интервью будут ориентироваться не столько на содержательную или смысловую сторону того или иного аспекта оценки, сколько на формальности, позволяющие определить соответствие рассматриваемого проекта (объекта) по этому аспекту базовой или лучшей отраслевой практике и выставить тот или иной балл. В этой ситуации участникам интервью надо с особым вниманием формулировать ответы. Например, если формально общественные слушания были организованы, но были признаны или рассматриваются участниками как несостоявшиеся, то следует настаивать на отрицательной оценке коммуникации с заинтересованными представителями общественности.

Авторы Пособия выражают надежду, что выделенные и процитированные ниже ключевые разделы Методики помогут обеспечить полноту позиции и адекватную ожиданиям экспертов структуру вашей презентации.

Представляется, что в случае наличия позиции и отражающей ее презентации не следует ориентироваться на используемый в Методике термин «интервью» (эксперт будет составлять краткий итог по результатам услышанного), а брать инициативу на себя и начинать встречу с презентации.

II

Стадия Инициация = Стратегическая оценка



Смысл оценки на данной стадии – понять, насколько целесообразна и выгодна реализация предлагаемого Проекта.

Стратегическая оценка осуществляется по ключевым аспектам, относящимся к предПроектной стадии; в первую очередь производится обзор потребностей, альтернатив и стратегий, затем изучение политической обстановки и институционального потенциала и, наконец, оценка технических, социальных, экологических и экономических рисков. Следует признать, что результаты такой оценки могут относиться к высокому уровню конфиденциальности.

Свои результаты оценки эксперты могут относить к любому уровню конфиденциальности, но оценки НПО, органов местного самоуправления и представителей областных властей должны становиться предметом общественного обсуждения – через различные СМИ – по результатам встречи с экспертом.

СО-1: Наличие потребностей

В этом разделе рассматривается, насколько потребности, которые оправдывают вложения в управление и инфраструктуру в области водо- и энергоснабжения, определены, исходя из целевых задач развития на местном, региональном и национальном уровнях, и содержатся в стратегиях и планах. Задача – оценить, насколько Девелопером подтверждены возможности конкретного Проекта внести свой вклад в удовлетворение обозначенных потребностей.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница