Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальностей «Экономика и управление на предприятии машиностроения и металлообработки»




Скачать 407.44 Kb.
страница1/3
Дата07.05.2016
Размер407.44 Kb.
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет




ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов всех форм обучения

специальностей «Экономика и управление на предприятии машиностроения


и металлообработки»,

«Национальная экономика (Экономика фирмы)»,

направления «Экономика» подготовки бакалавров
«Утверждаю»,

Первый проректор УрГЭУ

Марамыгин М.С.

_________________

Екатеринбург

2007


Составитель: Е.В. Мифтахова, С.В. Орехова

Рецензент:




  1. Общие положения

Курсовая работа по дисциплине "Планирование на предприятии" является важнейшим видом учебного процесса и выполняется студентами специальности «Экономика и управление на предприятии машиностроение (специализация «Организация производства») всех форм обучения в соответствии с учебным планом.

Целью написания данной курсовой работы является закрепление профессиональных знаний и навыков в области решения производственных задач.

Данная цель достигается за счет:

* углубленного изучения и изложения студентом одного или нескольких проблемных тео­ретических вопросов, взаимосвязанных с темой исследования;

* самостоятельного составления плана исследовательской работы, раз­работки методики, выбора методов сбора и обработки аналитической информации для обоснования выводов, имеющих значение для постановки конкретной задачи;

представления обоснованных предложений (в форме планов, прогнозов, проектов и т.д.) как решений конкретной практической задачи.

Выполнение курсовой работы предполагает наличие у студентов знаний, полученных студентами в ходе предшествующего освоения курсов «Экономика предприятия», «Управление маркетингом», «Статистика», «Математика», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности», «Экономическая теория», «Математическое моделирование в экономике», «Организация производства», «Теория вероятности».

Курсовая работа должна быть выполнена в соответствии с настоящи­ми методическими указаниями.
Тематика курсовых работ по учебной дисциплине (см. раздел 6) предоставляет студенту право выбора конкретной темы. Вместе с тем, студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её использования.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, где они работают; студенты дневного отделения используют материалы, собранные на предприятиях в период практики.

При определении объекта и предмета курсовой работы необходимо учесть, что объект исследования — проблемы, процессы или явления, существующие в реальной деятельности предприятия; предмет исследования — выбор альтернативы по обоснованию перспек­тивы их развития.

Основными трудностями, возникающими при написании работы, явля­ются: невозможность получить необходимый для исследований объём аналитической информации; отсутствие компетентных консультантов и профессиональных экспертов и т.д. На эти моменты студентам следует обратить внимание до начала проведения курсового исследования.

При написании работы необходимо помнить, что экономическое исследование должно быть основано на критическом подходе к существу­ющей практике хозяйствования; в обосновании видов и решений целесообразно применять методы сравнения, количественные и качественные методы, методы технико-экономического, статистического, структурно-логического анализа.

Умение квалифицировано проводить исследование, наряду с актуальностью темы, самостоятельностью, оригинальностью выводов и предложений, выступает важнейшим критерием её оценки.




  1. Структура курсовой работы и требования к ее содержанию

Основное содержание курсовой работы может быть построено на реализации двух подходов. Первый подход предполагает, что исследование стоится на базе источников вторичной информации. Работы данного направления должны содержать обширный статистический материал, анализ конкретных фактов и современных рыночных тенденций, проводимый на основе имеющихся публикаций в периодической печати, сборниках, каталогах, проспектах и т.д.

Второй подход основан на источниках первич­ной информации (отчётной документации предприятия, различных исследований, проводимых студентом в период написания курсовой работы).

Структура курсовой работы

Как правило, курсовая работа должна включать:

содержание,

введение,

три главы (количество глав определяется особенностями работы),

заключение,

список литературы

Содержание включает перечень всех разделов, глав, параграфов работы с указанием номера страницы начала каждой позиции.

Введение к курсовой работе должно содержать:

1. Обоснование актуальности темы работы на основе выявления (постановки) проблемы исследования.

2. Описание проблемы, т.е. раскрытие ее сути, значимости, общего контекста, в рамках которого лежит данная проблема, разработанности в литературе и на практике.

3. Определение цели курсовой работы.

4. Выявление конкретных задач курсовой работы, направленных на достижение поставленной цели и выдвижение возможных гипотез;

5. Обоснование методов исследования, применяемых для решения задач.

6. Описание общей структуры работы.

Глава 1. Данная глава носит общетеоретический характер. Назначение данной главы - оценка суммы знаний по рассматриваемой проблеме. В содержании главы: обсуждаются экономические категории; уточня­ются определения; рассматривается место и роль планирования в процессе управле­ния. Дается развернутый анализ изложенных в экономической литературе теоретических концепций, их отдельных положений. Важное место занимает рассмотрение различных подходов к решению исследуемой проблемы, даётся их оценка в аспекте возможности их практического использования в практике планирования.

Теоретическое исследование создаст основу для выполнения аналитической части работы.



Глава 2. Данная глава может носить либо аналитический, либо методиче­ский характер (в зависимости от цели и задач, поставленных автором при выполнении работы).

В первом случае - осуществляется анализ фактического состояния изучаемого вопроса. Для этого приводится методика анализа (схема, процедура, система показателей и т.д.), осуществляется сбор материала (по результатам обзоров рынка, исследований экспер­тов, анализа документов предприятий, первичных данных и т. д.), его статистико-математическая обработка, делаются за­ключения аналитического характера (о состоянии, структуре, динамике и т.д.).

Во втором случае - осуществляется изложение (обобщение, выбор, описание, сравнение) методов или методик проведения исследования по изучаемой проблеме. Цель: на основе критического анализа имеющихся методических разработок предложить свой подход к решению основной задачи исследования.

Здесь должны быть охарактеризованы используемые методы планирования, набор которых определяется спецификой кур­сового исследования. Приводимые факты, концепции, подходы, методики должны носить систематизированный характер. Анализ их совокупности доводится до тео­ретических выводов и обобщений. Необходима четкая аргументация в обосновании ключевых тезисов, объединение всего материала в целост­ную стройную концепцию единой идеей, одной общей мыслью. Положи­тельно, если автору удалось критически проанализировать и сопоста­вить теоретические положения и практику разработки плана предприятия.



Глава 3. Данная глава может носить рекомендательный или оце­ночный характер. В работах аналитической направленности разрабатываются пути решения рассматриваемой проблемы на практике, предлагаются кон­кретные мероприятия по совершенствованию какого-либо процесса, делаются прогнозы по развитию какой-либо ситуации и т.д.

В работах методической направленности приводятся результаты апробации методики, расчеты, подтверждающие выдвинутые гипотезы и т.д.



В заключении формулируются выводы по проделанной работе, харак­теризующие степень решения тех задач, которые ставились при написа­нии курсовой работы. Осуществляется оценка полученных результатов.

Список литературы должен содержать библиографическое описание источников, которые были использованы в работе (по тексту ссылки).
3. Рекомендации по выполнению теоретической части курсовой

работы
Теоретическая часть является обязательной при написании курсовой работы любого и направления. Изучение литературы по выбранной теме должно позволить студенту определиться с понятийным аппаратом проблемы, выявить связи в рассматриваемых явлениях, сопоставить имеющиеся подходы к решению конкретных задач. При обработке литературных источников могут быть использованы методы: логического анализа, аналогий, морфологического, структурного анализа и т.д.

Основная часть курсовой работы должна строго соответствовать теме, а содержание разделов и подразделов — их наименованиям. Все главы должны быть взаимосвязаны, обязательно должна прослеживаться логика достижения поставленной цели.

Содержание каждого из разделов, имеющих самостоятельный заголо­вок, должно раскрывать отдельную проблему или одну из ее сторон, а изло­жение материала — логически переходить из одного раздела в другой. Желательно, чтобы разделы имели приблизительно одинаковый объем страниц и одинаковое число параграфов (подразделов). Каждый раздел должен заканчиваться краткими выводами.

При написании исследовательской работы необходимо использовать качественные (экспертные, неформализованные) и количественные (формализованные) методы анализа. Количественные методы: статистические и математические (группировок, сравнений, регрессионного, корреляционного и факторного анализа, экстраполяции и т.д.). Использование этих методов позволяет сделать значимые качественные выводы и фактах и явлениях. Могут быть использованы и многие другие методы, рассматриваемые в лекционном курсе и в литературе. Выбор осуществляется студентом и руководителем.




  1. Этапы выполнения курсовой работы

Этапы:


1. Выбор темы курсовой работы и согласование с преподавателем курса и руководителем.

2. Подбор литературы по теме.

3. Написание постановки проблемы и согласование ее с преподавателем курса.

4. Подготовка плана работы.

5. Разработка методики исследования.

6. Сбор вторичных и первичных данных.

7. Обработка информации и анализ результатов.

8. Написание работы и ее оформление.

9. Представление работы на проверку руководителю.

10. Доработка по замечаниям.

11. Защита курсовой работы.


  1. Требования к оформлению курсовой работы

Содержание последовательно включает наименование всех разделов и частей курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается изложение каждой главы. Заголовки глав, параграфов и других частей работы в содержании и в тексте должны быть сформулированы оди­наково. Сокращать или давать их в другой формулировке, последователь­ности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допу­скается.

Заголовки разделов и подразделов, а также структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать про­писными буквами, не подчеркивая. При составлении оглавления необходи­мо знать, что первой страницей работы является титульный лист (номер на нем не ставится).

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками структурных элементов и текстом не должны быть менее двух интервалов.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами. Разде­лы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой, напри­мер, 1., 2., 3. и т.д. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номера раздела и подраздела, разделенные точкой, например, 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3 и т.д.

На страницах текста основной части курсовой работы указываются ссылки на источники. Нумерация ссылок дается арабскими цифрами (При­ложение 2).

При оформлении списка использованной литературы следует помнить, что все литературные источники сопровождаются библиографическим описанием по ГОСТу.1

В работе должна применяться стандартизованная терминология, при­нятая в научной и технической литературе.

Термины и словосочетания, многократно применяемые в работе, после первого употребления допускается заменять аббревиатурой и текстовыми сокращениями, указанными в круглых скобках.

В основных разделах приводятся те таблицы и рисунки (т.е. диаграм­мы, графики, схемы), которые отражают основное содержание работы или сокращают текст.

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появле­ния на них ссылок в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напеча­тано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если приложений в отчете более одного, то их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.

В приложениях приводятся иллюстративные материалы вспомогатель­ного характера (статистические данные, результаты промежуточных рас­четов, громоздкие графические схемы и рисунки).

На включаемый в курсовую работу графический материал должны быть ссылки в текстовой части. Все таблицы и рисунки должны иметь сквозную нумерацию и свое название. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. Рисунками считаются: схемы, диаграммы, графики и т.д., при этом необходимо соблюдать следу­ющие правила:

- слово «таблица», порядковый номер и название помещаются в ее левом верхнем углу (Таблица 1 – Название);

- рисунки обозначаются словом «рис.», которое помещается рядом с порядковым номером и заголовком под иллюстрацией.

Каждая таблица, схема, график должны иметь заголовок, отражающий основное содержание и раскрывающий их смысл. Заголовок к таблице помещается над ней посередине строки.

Применение рисунков является незаменимым средством формализа­ции характеристик объекта и самого процесса исследования. Схемы техно­логических и информационных потоков, организационных структур спо­собствуют повышению наглядности и убедительности материала, более глубокому раскрытию сущности явлений. Они повышают культуру изложе­ния, позволяют в лаконичной форме отразить полноту знаний студента в исследуемых вопросах.

Формулы в курсовой работе следует нумеровать порядковой нумера­цией в пределах всей курсовой работы арабскими цифрами в круглых скоб­ках в крайнем правом положении по строке. Если в курсовой работе толь­ко одна формула или уравнение, то ее не нумеруют.

Экспликация формул: пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную стро­ку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки.



6. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Планирование на предприятии»2
1.Прогнозирование экономической конъюнктуры, спроса и конкуренции в отрасли промышленности (машиностроения и металлообработки).

2.Прогнозирование долгосрочных тенденций научно-технического развития в отрасли машиностроение.

3.Обоснование важнейших показателей стратегического плана развития предприятия.

4.Планирование найма, подготовки и переподготовки кадров.

5.Планирование и регулирование средств на оплату труда персонала.

6.Планирование производства продукции на предприятии.

7.Планирование сбыта продукции производственно-технического назначения.

8.Планирование производственной программы вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия.

9.Планирование и управление программами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

10.Разработка финансового плана предприятия.

11.Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия.

12.Налоговое планирование на предприятии.

13.Планирование качества продукции на предприятии.

14.Планирование социального развития персонала предприятия.

15.Система бюджетов как инструмент планирования и контроля деятельности предприятия.

16.Сравнительная оценка эффективности источников финансирования инвестиционных решений.

17.Имитационное моделирование как метод обоснования плановых решений на предприятии

18.Разработка проекта организации системы планирования на предприятии.

19.Использование сценарного подхода как метода обоснования управленческих решений.

20.Использование теории игр в обосновании управленческих решений.

21.Использование экспертных методов в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

22.Оценка риска и неопределённости в инвестиционных решениях.

23. Построение «дерева» целей как метода обоснования плановых решений.

24.Применение «дерева» решений в обоснования планов предприятия.

25.Решение проблемы многокритериального выбора управленческих альтернатив в планировании.

26. Планирование маркетинговой деятельности предприятия.

27. Использование теории управления запасами в организации планирования и контроля на предприятии.

28. Использование методов анализа иерархий в практике планирования.

29. Использование методов математического программирования в практике планирования.

30. Применение платежной матрицы в практике планирования.

31.Организация системы оперативного планирования производства.

32.Обоснование плановых решений, направленных на повышение эффективности производства (снижение себестоимости продукции, повышении производительности труда, рентабельности производства)

33. Использование метода «Дельфи» в практике планирования.

34. Использование теории массового обслуживания в практике планирования.



7. Содержание основных тем курсовых работ по дисциплине «Планирование на предприятии»
Использование сценарного подхода как метод обоснования управленческих решений.

При планировании деятельности предприятия широкое распространение находит метод сценариев, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и воз­можные последствия принимаемых решений. С помощью этого метода руководитель может систематизировать имеющуюся информацию, сделать выводы и выбрать наиболее верное решение. Метод сценариев предпо­лагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму.

В первой части необходимо определить содержание процесса приня­тия решений, ситуационного анализа при планировании деятельности предприятия. Здесь же можно описать метод сценариев.

Во второй части можно привести методологию составления сценари­ев развития ситуаций, рассмотреть такие методы, как дерево целей, «Пат­терн», методы анализа иерархий (МАИ), матричный метод. Также можно выделить способы опре­деления и оценки желаемых сценариев.

Примером проблемы, решенной в третьей части, может быть, выбор сценария будущего состояния отрасли машиностроения в Уральском регио­не. При этом необходимо выявить факторы, влияющие на машиностроение, разработа­ть несколько контрастных сценариев развития данной отрасли, определить последствия принятия наиболее вероятных сценариев. Литература

Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.

Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник. М.: Логос, 2000.

Лопухин ММ. ПАТТЕРН — метод планирования и прогнозирования научных работ. М.: Советское радио, 1971.

Шибалкин О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития. М.: Наука, 1992.

Использование теории игр в обосновании управленческого решения

Планируя принятие какого-либо управленческого решения, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет теория игр. Теория игр является очень сложной областью знания. При обращении к ней надо соблюдать известную осторожность и четко знать границы применения. Анализ и консультации на основе теории игр из-за их сложности рекомен­дуются лишь для особо важных проблемных областей.

В теоретической части рекомендуется осветить сущность процесса планирования, рассмотреть этапы разработки плана и на основе его принятия управленческих решений.

Во второй части курсового исследования следует раскрыть основные понятия теории игр (игрок, стратегия, ситуация), а также охарактеризо­вать основные положения теории игр и анализа на основе этой модели.

В практической части нужно проанализировать конкретную проблему организации на основе теории игр, сделать выводы из проведенного ана­лиза, на основе его результатов разработать план дальнейшего развития деятельности предприятия.

Литература

Вертакова Ю.В., Козъева И.А. Управленческие решения/Науч. ред. Э.Н. Кузьбожев. 2-е изд., перераб. и доп. Курск, 2001.

Князевская И.В., Князевский В.С. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. М.: Контур, 1998.

Фелъкер Р. Использование теории игр в практике управления/Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5.

Хазанова Л.Э. Математическое моделирование в экономике: Учебное пособие. М.: БЕК, 1998.

Использование экспертных методов в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Основной целью организации и проведения экспертиз является обоснование принимаемых плановых решений за счет исполь­зования специально разработанных и проверенных на практике техноло­гий экспертного оценивания. В курсовой работе необходимо дать понятие экспертному оцениванию, охарактеризовать различные методы эксперт­ных оценок, возможности их применения для решения разнообразных проблем.

В первой главе необходимо охарактеризовать процесс, основные этапы и методы планирования, можно дать понятие экспертного оценивания при принятии решений.

Во второй главе излагаются методы экспертных оценок. В их число обязательно включаются методы прямых оценок и с обратной связью (мето­ды «Дельфи» и мозговой штурм), рассматриваются методы получения каче­ственных и количественных оценок. В работе необходимо рассмотреть методы разработки анкет, подбор экспертов, особенности и условия при­менения методов с обратной связью.

В третьей главе приводятся результаты экспертных оценок, прове­денных автором исследования. В работу можно включить краткую харак­теристику предприятия и его конкурентной среды, описание ассортимент­ного перечня товаров организации. Желательно организовать две-три экспертные оценки различными методами, полученные результаты срав­нить и проанализировать. На основе полученных результатов необходимо разработать прогноз сбыта продукции для выбранной организации в целом по общему объему продукции в стоимостном выражении и по ассортимент­ным группам. Примером проблемы может быть выбор приоритетного меро­приятия по формированию спроса, повышению рентабельности организации.

Материалы экспертных оценок (заполненные анкеты, стенографиче­ский отчет «мозгового штурма») можно включить в приложение к работе.

Литература

Бешелев С.Д., Гурович Ф.П. Экспертные оценки. М.: Наука, 1982.

ЕвлановЛ.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Эконо­мика, 1978.

Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982.

Литвак ВТ. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1998.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница