Методические указания по самостоятельной работе 39 IV учебно-методические материалы по дисциплин




страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)


Кафедра экономики

Кулешова Е.В.

Макроэкономическое планирование и прогнозирование
Методические указания к практическим занятиям

и самостоятельной работе

для студентов направления специальности 080105 – Финансы и кредит

Томск 2012


Содержание


I Общие положения 3

II Методические указания к практическим занятиям 4

1. Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования макроэкономических процессов 4

III Методические указания по самостоятельной работе 39

IV Учебно-методические материалы по дисциплине. 46




I Общие положения


Методические указания практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предназначены для студентов специальности 080105 – Финансы и кредит.

Целью изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области методологии и организации научных прогнозов, планов экономического и социального развития различных сфер народного хозяйства страны. Целью практических занятий и самостоятельной работы является приобретение студеном навыков использования современных методов прогнозирования при расчете и оценке ряда макроэкономических показателей на перспективу. Подготовка к каждому практическому занятию, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольным работам, зачету и экзамену представляется собой самостоятельную работу студентов.

Задачи практического и самостоятельного изучения дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

общекультурных

ОК-1 — владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК- 4 — способность анализировать социально — значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать их возможное развитие в будущем.

профессиональных

ПК-6 — способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

ПК- 8 — способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально — экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально — экономических показателей.

II Методические указания к практическим занятиям


Таблица 1. Этапы практической работы, формирование и контроль компетенций.

Этап работы

Показатели достижения результата

Контроль

Практические занятия.

Студент демонстрирует умение рассчитывать и оценивать макроэкономические показатели; применять изученные в теоретическом курсе методы планирования и прогнозирования процессов в экономике.

Обсуждение методов в процессе занятия.

1. Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования макроэкономических процессов


1.1. Методы прогнозирования и планирования

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно основанных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и о сроках их осуществления. Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их реализации. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое, тактическое планирование.



Директивное планирование (обязательное, жесткое, подлежащее исполнению) предполагает доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, от центра до всех звеньев экономики. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов, утверждаются и принимают силу закона. Директивное планирование используется в государствах с рыночной экономикой в чрезвычайных ситуациях: для осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий.

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Предусматривает регулирование экономики на основе выбора индикаторов в виде макроэкономических показателей (ВВП, розничный товарооборот, уровень занятости населения, реальная заработная плата и др.). Составным элементом индикативного планирования является консенсусный механизм, включающий процедуру согласования выбранных приоритетов экономического развития с финансовыми и промышленными группами, профсоюзами, союзами предпринимателей и другими представителями общественных интересов.

Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития страны. Оно предполагает учет факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических. Основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегических планах, является директивное, индикативное и тактическое планирование.

Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности на один-два года, в котором определяются задания по основным функциональным направлениям производственной программы, материально-технического обеспечения производства, оплаты труда и персонала, объема продаж, издержек, финансов, социального планирования. Тактический план – это система количественных показателей всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение заданий стратегического плана при наиболее рациональном использовании ресурсов.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование.

Методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов базируется на важнейших положениях кейнсианской, монетарной и марксистской теорий.



Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение:

,

где C – внутреннее потребление в частном секторе; G – государственные расходы; I – инвестиции; E – экспорт товаров и услуг; M – импорт товаров и услуг; Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления. В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране).

На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.

Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, объем денежного предложения, то есть монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена М. Фридмена:



,

где Md – предложение денег; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – физический объем производства товаров и услуг.

Монетарная политика – один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Среди важнейших положений марксистской теории следует выделить: положение о делении общественного производства на две сферы (сферу материального производства и непроизводственную сферу), а также положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства.

К. Маркс утверждал, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства рабочая сила является товаром особого рода. Рабочий продает работодателю свою способность к труду. В процессе производства создается новая стоимость, которая больше стоимости рабочей силы. Таким образом, оплачивая рабочему полную стоимость его рабочей силы, работодатель получает взамен стоимость продукта, содержащую стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость. В марксистской теории стоимость товар определяется как:

,

где с – постоянный капитал, затраченный на средства и предметы труда в процессе производства (не меняет своей величины); v – переменный капитал, авансированный на покупку рабочей силы; m – прибавочная стоимость.

Эти положения имеют важное значение при установлении общеэкономических пропорций на плановый период. С использованием положений марксистской теории обосновывают соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.

По степени формализации, способу получения информации все методы экономического прогнозирования подразделяются на две большие группы: интуитивные (основаны на интуитивно-логическом мышлении человека) и формализованные (базируются на математической теории).


Цель проведения занятия – закрепить теоретический материал об основных методах планирования и прогнозирования, развить способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально — экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально — экономических показателей (ПК-8).
Задачи для проверки освоения компетенций

  1. Проанализируйте направления, обеспечивающие улучшение уровня жизни населения в Республике Беларусь. Постройте «дерево целей» по реализации одного из отмеченных направлений. Количество уровней «дерева» должно быть не менее трех. Назначьте каждой из подцелей коэффициент весомости.


Методические указания к решению задач

При решении задачи 1 необходимо изучить и использовать индивидуальные экспертные оценки. По одному из социально-экономических направлений развития Республики Беларусь построить «дерево целей» – подробный многоступенчатый план-прогноз достижения поставленной цели. «Дерево целей» можно представить как в графическом виде, так и в табличной форме.


Вопросы для проверки освоения компетенций

  1. В чем заключается сущность прогнозирования?

  2. Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.

  3. Чем отличается план от прогноза?

  4. Каковы основные формы планирования и их сущность?

  5. Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.

  6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.

  7. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.

  8. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.

  9. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.

  10. Охарактеризуйте тактическое планирование.

  11. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?

  12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?

  13. Выберите правильный ответ. На положениях каких экономических теорий базируется методология прогнозирования и планирования: а) кейнсианской; б) монетарной; в) марксистской; г) все ответы верны.

  14. Приведите основополагающее уравнение Кейнса, поясните его сущность и значение.

  15. Отразится ли на объеме ВНП сокращение государственных расходов и инвестиций? Если да, то каким образом?

  16. Объясните, как влияет каждый из перечисленных факторов на темпы роста ВВП: а) снижение издержек производства; б) рост спроса на товары народного потребления; в) рост инвестиций; г) снижение уровня налогообложения; д) рост заработной платы и других доходов населения.

  17. Охарактеризуйте уравнение обмена Фридмена, поясните его сущность и значение.

  18. Прокомментируйте возможные ситуации, когда нарушается уравнение обмена MV=PQ: а) слева; б) справа.

  19. Назовите важнейшие положения марксистской теории.

  20. Простое или расширенное воспроизводство будет обеспечиваться при увеличении прибавочного продукта?



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница