Методические рекомендации студентам специальности 1-24 01 02 «Правоведение»




Скачать 393.28 Kb.
Дата04.05.2016
Размер393.28 Kb.


Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Кафедра теории и истории государства и права



ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1-24 01 02 01

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ»

Методические рекомендации студентам специальности 1-24 01 02 «Правоведение» дневной и заочной форм обучения

Брест 2009


УДК347.4

ББК 67.404+67.410




Авторы-составители

Кандидат юридических наук



Д.С. Береговцова

Кандидат юридических наук, доцент



О.В. Бреский

Рецензент

Кандидат философских наук, доцент



Г.И. Займист

Печатается по решению редакционно-издательского совета

БрГУ им. А.С. Пушкина


Подготовка к государственному экзамену по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов»: метод, рекомендации / Сост. Д.С. Береговцова, О.В. Бреский. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. — 30 с.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь», утверждённого приказом министра образования Республики Беларусь от 27 июня 1997г. № 356. В основу рекомендаций положены типовые, базовые и рабочие учебные программы по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, вынесенным на государственный экзамен, а также базовая учебная программа государственного экзамена по специализации «Организация и деятельность государственных органов» (рег. № ТД–1064/баз. от 31.01.2007 г.), разработанные на кафедре теории и истории государства и права.



СОДЕРЖАНИЕ

1 Методические рекомендации…………………………………………….…4

2 Пояснительная записка к программе государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов» для студентов специальности «Правоведение» дневной и заочной форм обучения..…………………………………………………………….…..…..6

3 Программа государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов» для студентов специальности «Правоведение» дневной и заочной форм обучения……………………………………………………………………………..9




1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данные методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам специальности «Правоведение» в их подготовке к сдаче государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов».

В ходе подготовки к государственному экзамену студенты посещают обзорные лекции и консультации, на которых, как правило, освещаются наиболее проблемные вопросы дисциплин, выносимых на экзамен, раскрываются суть и содержание появившихся в конституционном и административном законодательстве изменений и дополнений. Однако главной формой подготовки к государственному экзамену остается самостоятельная работа выпускников.

Для подготовки к государственному экзамену необходимо изучить следующие источники:

1. Программу государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов».

Программа включает в себя основные темы, изучаемые в учебных курсах специальных дисциплин: «Административное право», «Конституционное право», а также дисциплин специализации: «Конституционное правосудие», «Избирательное право», «Местное управление и самоуправление», «Административный процесс».

2. Нормативные правовые акты по включенным в программу темам.

Перечень нормативных правовых актов содержится в заключительном разделе программы государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов». В программе также указаны точные названия нормативных правовых актов, источники их официального опубликования, даты внесения в них последних изменений и дополнений.

3. Теоретические источники (учебники, конспекты, монографии, статьи в периодических юридических изданиях и др.).

В списке литературы к программе государственного экзамена указана рекомендуемая для подготовки литература. Студент может использовать и иные источники. При этом предпочтение следует отдавать учебникам белорусских авторов, изданным в последние годы. Вместе с тем для более глубокого усвоения учебного материала рекомендуется использовать издания зарубежных авторов.
Этапы подготовки


  1. Ознакомление с учебной программой государственного экзамена по специализации.

  2. Повторение пройденного и изучение нового теоретического материала по темам, включенным в программу.

  3. Изучение конституционного и административного законодательства с последними изменениями и дополнениями. В рамках этой работы студент должён:

  • запомнить названия нормативных правовых актов;

  • изучить тексты нормативных правовых актов;

  • уяснить смысл норм права;

  • при необходимости обратиться к комментариям Конституции Республики Беларусь и нормативных правовых актов.

  1. Составление перечня вопросов, которые необходимо уточнить на консультации перед государственным экзаменом.


Сдача государственного экзамена
Сдача государственных экзаменов проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Государственные экзамены проводятся по билетам, которые составляются в соответствии с типовыми, базовыми и рабочими учебными программами по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации, вынесенными на государственный экзамен, а также базовой учебной программой государственного экзамена по специализации «Организация и деятельность государственных органов» (рег. № ТД–1064/баз. от 30.12.2008 г.), разработанными на кафедре теории и истории государства и права.

Члены государственной экзаменационной комиссии могут задавать студенту дополнительные вопросы в объеме требований учебной программы.

Результаты экзамена оцениваются коллегиально на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Объявление студентам результатов итогового экзамена по специализации проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии после ответа всех студентов.

Критериями оценки знаний студентов на экзамене являются:



  1. ширина и глубина знаний в объеме учебной программы;

  2. аргументированность ответов студента на экзамене;

  3. использование при ответе ссылок на Конституцию Республики Беларусь, иные законодательные и подзаконные акты Республики Беларусь, учебную и специальную юридическую литературу;

  4. умение системно изложить свои знания;

  5. мастерство устной речи.

Высокой положительной оценки заслуживает ответ, удовлетворяющий всем указанным требованиям.

Положительные результаты государственных экзаменов по специализации и специальности, а также успешная защита дипломной работы являются основанием для присвоения выпускнику квалификации специалиста с высшим образованием в области правоведения – юрист. Подтвержденные Государственной экзаменационной комиссией знания, умения и навыки позволяют будущим специалистам успешно решать профессиональные и социальные задачи, соответствующие потребностям белорусского общества и государства.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов» для студентов специальности «Правоведение» дневной и заочной форм обучения


Данная программа составлена с учетом новейших изменений в белорусском законодательстве и предназначена для подготовки студентов к сдаче государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов».

Государственный экзамен по данной специализации является формой, завершающей аттестацию студентов-выпускников. Целью государственного экзамена по специализации является проверка научно-теоретических знаний и практических навыков выпускаемых специалистов в области государственно-правовых дисциплин.

Государственный экзамен по специализации проводится по дисциплинам, определенным кафедрой, перечень которых утвержден на Совете юридического факультета (Протокол № 1 от 30.09.2008 г.). С учетом учебного плана по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов» в программу государственного экзамена включены темы по следующим дисциплинам: конституционное право, административное право, административный процесс, конституционное правосудие, избирательное право, местное управление и самоуправление. В совокупности они позволяют проверить теоретическую базу знаний и практические навыки выпускников по специализации.

Цель государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов» заключается не только в том, чтобы проверить полученные студентами теоретические и практические знания, но и в том, чтобы способствовать формированию у студентов комплексного представления о системе государственных органов Республики Беларусь, их структуре, функциях, задачах, организации и деятельности.

Для достижения поставленной цели в рамках подготовки и сдачи государственного экзамена решаются следующие задачи:


  1. Проверить теоретический и практический уровень усвоения студентами основополагающих принципов, важнейших институтов, базовых понятий выносимых на государственный экзамен дисциплин.

  2. Выявить умение студентов логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам изученных дисциплин, свободно оперировать юридической терминологией, знание основных тенденций и подходов к сущности современной государственно-правовой политики.

  3. Выяснить, насколько профессионально студент подготовлен для практической работы, его умение грамотно толковать и использовать нормативные правовые акты применительно к конкретным практическим ситуациям.

Таким образом, субординирующей задачей государственного экзамена является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами за весь период обучения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта:

- о сущности и содержании основанные категорий, составляющих понятийно-категориальный аппарат выносимых на государственный экзамен дисциплин;

- о месте и роли конституционного и административного права в системе белорусского права;

- о предмете и методе правового регулирования названных отраслей права;

- о системе источников правового регулирования конституционных, административных и административно-процессуальных отношений;

- об особенностях белорусского законодательства, закрепляющего основы конституционного строя Республики Беларусь, конституционный статус человека и гражданина, административно-территориальное деление Республики Беларусь, систему и виды государственных органов в Республике Беларусь, организацию и проведение выборов и референдумов в Республике Беларусь, местное управление и самоуправление в Республике Беларусь;

- об особенностях белорусского законодательства об административных правонарушениях, административно-процессуального законодательства.

Программа является документом, который направляет познавательную активность студентов-выпускников, делает процесс подготовки к государственному экзамену по специализации «Организация и деятельность государственных органов» наиболее эффективным.




Программа государственного экзамена по специализации 1-24 01 02 01 «Организация и деятельность государственных органов» для студентов специальности «Правоведение» дневной и заочной форм обучения
Раздел I СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ТЕМА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Общее понятие управления. Социальное управление и его виды.

Понятие государственного управления. Государственное управление как объект административного права и вид социального управления.

Сущность государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности: законодательной, судебной, прокурорского надзора.

Государственное управление и исполнительная власть.


ТЕМА 2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие и признаки субъекта административного права. Административная правосубъектность как особое юридическое свойство субъекта административного права.

Виды субъектов административного права. Индивидуальные и коллективные субъекты административного права.


ТЕМА 3 ГРАЖДАНЕ, ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, ЛИЦА

БЕЗ ГРАЖДАНСТВА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Граждане как индивидуальные субъекты административного права.

Административно-правовой статус граждан и его элементы. Административная правоспособность граждан и административная дееспособность. Их соотношение.

Специальный административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Права, обязанности и ответственность граждан в сфере административного права.

Административно-правовые гарантии прав граждан.
ТЕМА 4 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Право граждан на объединение. Понятие и организационно-правовые формы (виды) общественных объединений. Порядок учреждения и государственная регистрация общественных объединений

Объём административной правосубъектности общественных объединений, надзор и контроль за выполнением ими существующих норм и правил. Устав общественных объединений.


ТЕМА 5 ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие, сущность и основные признаки органа исполнительной власти. Отличие органов исполнительной власти исполнительной власти от других органов государственной власти.

Организация деятельности органов исполнительной власти и её принципы: разделение властей, законность, гласность, соблюдение прав и свобод граждан и др. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Виды органов государственного управления. Подразделение органов исполнительной власти в зависимости от масштабов их деятельности (общегосударственные, местные), характера компетенции (общей, специальной, отраслевой, межотраслевой компетенции), порядка разрешения подведомственных вопросов (коллегиальные, единоначальные).
ТЕМА 6 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Полномочия Президента Республики Беларусь в области государственного управления. Виды полномочий Президента в сфере государственного управления. Понятие, сущность и виды актов Президента Республики Беларусь.

Аппарат Президента: понятие, структура. Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь как важнейшего звена аппарата Президента. Управление делами Президента Республики Беларусь. Правовой статус Комитета государственного контроля.


ТЕМА 7 СОВЕТ МИНИСТРОВ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Понятие и назначение Совета Министров Республики Беларусь. Структура Совета Министров. Президиум Совета Министров.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь. Полномочия Совета Министров в области экономики, социально-культурной, административно-политической сферах. Полномочия по отношению к подчиненным органам государственного управления. Полномочия по отношению к местным исполнительным и распорядительным органам.

Акты Совета Министров Республики Беларусь. Постановления Правительства как акты общего характера.
ТЕМА 8 РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ОТРАСЛЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления.

Система республиканских органов государственного управления.

Понятие и назначение министерств, государственных комитетов как республиканских органов государственного управления функциональной и отраслевой компетенции. Структура республиканских органов государственного управления функциональной и отраслевой компетенции.

Многообразие видов актов республиканских органов государственного управления функциональной и отраслевой компетенции (постановления, инструкции, правила, положения и др.).


ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Право граждан на равный доступ к государственной службе. Сущность государственной службы и её отличие от других видов трудовой деятельности. Понятие государственной службы в широком и узком смыслах. Поступление на государственную службу. Прохождение государственной службы.

Основы административно-правового статуса государственных служащих в Республике Беларусь: права, обязанности, ответственность, ограничения их деятельности. Виды государственных служащих. Квалификационные разряды государственных служащих.


ТЕМА 10 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и классификация административно-правовых форм. Признаки актов государственного управления. Подзаконность как важнейший признак актов государственного управления.

Понятие и значение правового акта управления как разновидности административно-правовых форм.

Виды правовых актов государственного управления. Классификация актов в зависимости от их юридических свойств, срока действия, территории действия, характера компетенции. Акты управления с административной санкцией.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Порядок издания актов государственного управления.

ТЕМА 11 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и содержание административно-правовых методов. Классификация методов государственного управления (административные, экономические, социально-психологические; убеждение и принуждение).

Понятие, общая характеристика, свойства и отличительные признаки административных (прямых) и экономических (косвенных) методов.

Убеждение и стимулирование в государственном управлении. Понятие и сущность принуждения в административном праве. Проблемы реализации методов управления.
ТЕМА 12 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
Административное принуждение как метод государственного управления. Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения. Цели и основания применения мер административного принуждения. Виды мер административного принуждения.

Общая характеристика административно-предупредительных, административно-пресекательных мер, а также мер административной ответственности.


ТЕМА 13 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Понятие и отличительные признаки административной ответственности. Законодательные основы административной ответственности. Субъекты административной ответственности: понятии и виды. Ответственность несовершеннолетних. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Освобождение от административной ответственности. Органы (должностные лица), правомочные освобождать от административной ответственности. Ограничение административной ответственности.


ТЕМА 14 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Понятие и признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.

Состав административного правонарушения. Объективные признаки правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения.

Множественность административных правонарушений. Отграничение множественности административных правонарушений от единичных правонарушений.

ТЕМА 15 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ


Понятие и система административных взысканий. Виды административных взысканий.

Общие правила наложения административных взысканий. Основные и дополнительные взыскания, условия их применения. Сроки давности наложения административных взысканий.


ТЕМА 16 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Понятие, основные черты, принципы и стадии административного процесса. Органы исполнительной власти как субъекты административного процесса.

Понятие и виды административных производств, их сущность.

Производство по делам о дисциплинарных проступках и меры, обеспечивающие это производство.

Производства по обращениям граждан.

Производство по делам о поощрениях.

Производство по делам об административных правонарушениях.


ТЕМА 17 СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Соотношение законности и целесообразности.

Государственный контроль в управлении, его разновидности. Контроль органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Контроль Президента в области государственного управления.

Прокурорский и административный надзор в управлении, определение каждого из видов, их различие. Органы, осуществляющие прокурорский и административный надзор.

Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц как третий способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.


ТЕМА 18 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
Понятие и правовые основы управления экономикой.

Управление отраслями экономики. Управление промышленностью. Особенности управления сельским хозяйством. Управление торговлей и в области защиты прав потребителей. Управление транспортом и коммуникациями. Управление архитектурой и строительством. Управление в области охраны и защиты окружающей природной среды.

Органы управления отраслями экономики. Президент как высший орган управления отраслями и сферами управления в Республике Беларусь. Полномочия Правительства по управлению экономикой.
ТЕМА 19 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ
Понятие и правовые основы управления социально-культурной сферой. Отрасли социально-культурной сферы.

Управление образованием. Органы государственного управления здравоохранением. Управление наукой и культурой. Управление в области социальной защиты населения.

Органы управления отраслями социально-культурной сферы. Президент как высший орган управления отраслями и сферами управления в Республике Беларусь. Полномочия Правительства по управлению социально-культурной сферой.
ТЕМА 20 УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Понятие и организационно-правовые основы управления административно-политической сферой. Управление обороной. Органы государственного управления безопасностью. Управление внутренними делами. Управление в области иностранных дел. Культурные связи Республики Беларусь с зарубежными странами.

Органы управления отраслями административно-политической сферы. Президент как высший орган управления отраслями и сферами управления в Республике Беларусь. Полномочия Правительства по управлению административно-политической сферой.


1.2 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
ТЕМА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Конституционно-правовое регулирование. Конституционное право – отрасль публичного права. Власть и право. «Конституционное» и «государственное» право: различие в подходах к понятиям и определению содержания.

Источники конституционного права. Иерархическая система и юридическая сила источников конституционного права. Соотношение конституционного и международного права. Место конституционного права в системе права.

Институты конституционного права.

Конституционно-правовые нормы, особенности их содержания и структуры. Конституционно-правовые санкции. Нормативно-правовые акты местного самоуправления в системе источников конституционного права. Значение решений конституционных судов и других органов судебной власти для конституционного права. Правовые обычаи, прецеденты и доктрины как источники конституционного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и конституционное право Беларуси.


ТЕМА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Зарождение правовой науки. Сущность юридического образования. Мета-право. Основные категории и система науки конституционного права. Факторы, обуславливающие общие начала в устройстве и правовом регулировании демократических государств. Традиция конституционного права в Беларуси. Метод юридического анализа, компаративистский метод, метод применения общих принципов права.
ТЕМА 3 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Конституция как историческая, политико-социальная и правовая категория. Юридическая и фактическая конституция. Легальность и легитимность конституции. Концепция правового государства. Конституционное государство. Конституционные реформы. Содержание конституции. Предмет конституционного регулирования. Форма и структура конституции. Основные структурные части конституции, их логическая и юридическая связь. Конституционное законодательство. Юридические свойства конституции.

Гарантии стабильности конституции. Учредительная власть. Способы и порядок принятия конституции. Внесение изменений и дополнений в конституцию.

Реализация конституции. Прямое и опосредованное действие конституции. Охрана конституции: понятие, формы, субъекты. Роль конституционного контроля и надзора в обеспечении конституционной законности и верховенства конституции. Ответственность за нарушение конституции.
ТЕМА 4 КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Декларация о суверенитете 1991 года. Содержание и структура Конституции 1994 года. Сущность конституционной реформы 1996 года.

Анализ Преамбулы Конституции Республики Беларусь 1994 г. Факторы, обусловившие содержание белорусской Конституции. Принципы, лежащие в основании Конституции. Тенденции развития белорусского конституциализма.

ТЕМА 5 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Содержание и структура Конституции 1994 года. Сущность конституционной реформы 1996 года.

Форма правления и форма государства по конституционной модели 1996 года. Закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции Республики Беларусь. Статус Конституционного суда. Модель разделения властей.

Принцип государственного суверенитета. Институт государственной власти. Теории государства, воспринятые конституционным правом. Форма государства, форма правления, форма государственного устройства. Институт политической системы.
ТЕМА 6 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Закрепление в Конституции прав человека. Институт гражданства. Физические лица и юридическое лицо. Принцип суверенитета народа. Территориальные общности. Государственная власть и общественное самоуправ­ление. Статус избирателей и депутатов. Политические партии. Профсоюзы. Церковь и религиозные организации. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Концепции роли государства в обеспечении основных прав и свобод. Защита основных прав и свобод, судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина.
ТЕМА 7 МОДЕЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Принцип ограничения абсолютизации власти. Принцип разделения властей. Органы, репрезентирующие различные ветви власти. Система сдержек и противовесов в Конституции Республике Беларусь.
ТЕМА 8 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социально-политическое назначение и правовая природа правительства, его место в системе государственных органов. Структура правительства: совет министров, кабинет министров. Взаимоотношения правительства с главой государства, высшим органом на­родного представительства. Порядок формирования правительства. Основные направления деятельности, компетенция и акты. Ответс­твенность правительства. Конституционно-правовой статус главы правительства. Аппарат правительства.

ТЕМА 9 МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


Социальное назначение, политическая роль и правовая природа института главы государства. Место главы государства в системе органов государственной власти. Порядок замещения должности главы государства. Срок полномочий. Причины и условия досрочного прекращения полномочий главы государства. Ответственность (безответственность) главы государства. Основания привлечения к ответственности. Процедура привлечения к ответственности главы государства.

Полномочия главы государства. Взаимоотношение главы государства с высшим представительным органом народного представительства и правительством. Аппарат главы государства. Конституционно-правовой статус высшего органа народного представительства. Виды и уровни органов народного представительства. Принцип парламентаризма. Порядок формирования высшего представительного органа и срок его полномочий. Досрочное прекращение полномочий, причины и способы. Роспуск парламента, условия допущения и процедурные правила осуществления.


ТЕМА 10 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный статус члена высшего органа народного представительства. Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Структура высших органов народного представительства. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности палат. Согласительные процедуры. Основные направления деятельности и компетенция высшего органа народного представительства. Законодательные функции. Законодательный процесс, его основные стадии. Финансовые полномочия. Значение принятия бюджета. Бюджетный процесс. Контрольные полномочия, процедуры и органы. Внутренняя организация высшего органа народного представительства и его палат. Формирование и функции руководящих органов. Комитеты и комиссии. Депутатские объединения (фракции, клубы, группы и т.п.). Формы работы высшего органа народного представительства и процедуры. Правовая регламентация. Парламентские слушания. Судебные процедуры.


ТЕМА 11 ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основные направления деятельности и компетенция высшего органа народного представительства. Законодательные функции. Законодательный процесс, его основные стадии. Право законодательной инициативы. Значение принятия бюджета. Бюджетный процесс. Делегированное законодательство.
ТЕМА 12 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Принципы организации и деятельности суда. Независимость судей, их подчинение только закону. Принцип несменяемости судей. Пределы срока полномочий судей. Обеспечение демократической процедуры судебного разбирательства. Сфера конституционной юрисдикции. Место конституционного суда в системе государственных органов. Его роль в системе "сдержек и противовесов". Порядок формирования и состав конституционного суда. Статус судей Конституционного суда. Функции конституционного суда. Правовое регулирование процедуры конституционного суда. Решения конституционного суда, их юридическая сила и способы реализации. Толкование конституции конституционным судом.
ТЕМА 13 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Понятие и сущность ответственности по конституционному праву. Конституционная ответственность как разновидность юридической позитивной ответственности.

Источники конституционной ответственности. Основание конституционной ответственности. Меры конституционной ответственности.


ТЕМА 14 ПОНЯТИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА
Народный суверенитет. Преамбула Конституции Республики Беларусь. Принцип государственного суверенитета. Институт государственной власти. Проблема легитимации государственной власти. Формы реализации народного и государственного суверенитета.

Понятие и значение национального суверенитета.

Значение Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь.
ТЕМА 15 МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Белорусская модель системы местного самоуправления и управления. Органы общественного самоуправления. Органы регионального самоуправления и управления. Разграничение компетенции между центральными органами государственной власти и органами местного самоуправления и управления. Государственный контроль в отношении местного самоуправления и управления.

ТЕМА 16 СТАТУС ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

И ЧЛЕНОВ СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
Конституционный статус члена высшего органа народного представительства. Мандат депутата Палаты Представителей и членов Совета Республики. Депутатский иммунитет и принцип индемнитета. Полномочия члена высшего органа народного представительства. Контрольные полномочия члена парламента.
ТЕМА 17 ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Источники конституционного права. Иерархическая система и юридическая сила источников конституционного права. Соотношение конституционного и международного права. Место конституционного права в системе права. Нормативно-правовые акты местного самоуправления в системе источников конституционного права. Значение решений конституционных судов и других органов судебной власти для конституционного права. Правовые обычаи, прецеденты и доктрины как источники конституционного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и конституционное право Беларуси.
ТЕМА 18 ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Гражданство как основа правового статуса личности. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их юридические свойства и система. Способы приобретения гражданства Республики Беларусь. Выход из гражданства Республики Беларусь.

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Концепции роли государства в обеспечении основных прав и свобод. Защита основных прав и свобод, судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина. Институт парламентского уполномоченного по правам человека. Международно-правовые форм защиты прав и свобод человека.


ТЕМА 19 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Концепции роли государст­ва в обеспечении основных прав и свобод. Защита основных прав и свобод, судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина. Институт парламентского уполномоченного по правам человека. Международно-правовые форм защиты прав и свобод человека. Правовой статус беженца.

ТЕМА 20 СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО


Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Концепции роли государства в обеспечении основных прав и свобод. Участие государства в экономической сфере. Особенности налоговой системы в социальном государстве.
ТЕМА 21 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Территория как объект конституционно-правовых отношений. Территориальная целостность государства. Территориальная организация власти.

Региональное и административно-территориальное деление как институт конституционного права.

Унитарное государство. Организация власти в унитарном государстве. Децентрализация управления в унитарном государстве. Тенденции современного унитаризма. Автономия: понятие и институт конституционного права.
ТЕМА 22 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА, ПАРЛАМЕНТА

И ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Место главы государства в системе органов государственной власти и орган, выполняющий его функции. Ответственность (безответственность) главы государства. Основания привлечения к ответственности. Процедура привлечения к ответственности главы государства.

Полномочия главы государства. Взаимоотношение главы государства с высшим представительным органом народного представительства и правительством.

Конституционно-правовой статус высшего органа народного представительства. Досрочное прекращение полномочий, причины и способы. Роспуск парламента, условия допущения и процедурные правила осуществления.

Социально-политическое назначение и правовая природа правительства, его место в системе государственных органов. Взаимоотношения правительства с главой государства, высшим органом народного представительства. Порядок формирования. Ответственность правительства.


ТЕМА 23 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Социально-политическое назначение и конституционно-правовой статус судебных органов при различных моделях организации власти. Суд в системе судебной власти. Виды судебных органов. Принципы организации и деятельности суда. Независимость судей, их подчинение только закону. Принцип несменяемости судей. Пределы срока полномочий судей. Обеспечение демократической процедуры судебного разбирательства. Сфера конституционной юрисдикции. Место конституционного суда в системе государственных органов. Его роль в системе "сдержек и противовесов". Основные модели судебного конституционного контроля; Порядок формирования и состав конституционного суда. Статус судей конституционного суда. Функции конституционного суда.
ТЕМА 24 АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституционная концепция делегированного законодательства. Закон "О нормативных правовых актах в Республике Беларусь". Экстраординарные декреты Президента. Порядок принятия декретов и указов Президента. Формы контроля за конституционностью актов Президента.
ТЕМА 25 ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Виды гарантий прав и свобод человека и гражданина. Юридические, экономические, материально-финансовые, организационные, судебные гарантии. Концепции роли государства в обеспечении основных прав и свобод. Защита основных прав и свобод, судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые форм защиты прав и свобод человека.

Раздел II ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
2.1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ
ТЕМА 1 МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. СФЕРА КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Система государственных органов Республики Беларусь. Модель разделения властей в Республике Беларусь. Судебная власть. Решение вопроса конституционного контроля в Республике Беларусь.

Правовые основы статуса Конституционного суда. Регламент Конституционного суда. Конституционный Суд и его задачи. Вопросы, отнесенные к ведению Конституционного суда. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Гарантии деятельности Конституционного Суда.


ТЕМА 2 РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА,

ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ


Правовое регулирование процедуры конституционного суда. Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда. Последствия признания нормативного акта не соответствующим Конституции. Обязательность исполнения решений Конституционного Суда. Пределы разрешения вопросов Конституционным судом. Сроки исполнения решения. Последствия неисполнения решения. Заключение Конституционного суда. Послание Конституционного суда. Требование Конституционного Суда.

ТЕМА 3 СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Состав Конституционного Суда. Порядок формирования Конституционного Суда. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда. Срок полномочий судей Конституционного Суда. Деятельность, несовместимая с должностью судью Конституционного Суда. Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда. Отставка судьи Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда. Полномочия судей Конституционного Суда. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда. Особое мнение судьи Конституционного Суда.

ТЕМА 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ


Понятие и сущность конституционного контроля в Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь о процедуре конституционного контроля.

Закон «О Конституционном Суде» и регламент Конституционного Суда о порядке признания актов не соответствующими Конституции Республики Беларусь.
ТЕМА 5 ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ СУДОВ
Заключения Конституционного суда как источники права Республики Беларусь.

Понятие и виды решений Конституционного Суда.

Особая роль решений Конституционного Суда в виде заключений. Вопросы, по которым выносятся решения в виде заключений. Порядок вынесения заключений Конституционного Суда.
2.2 ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ТЕМА 1 ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - ИНСТИТУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле.

Избирательное право – важнейший институт конституционного права Республики Беларусь.

Принципы избирательного права. Принцип всеобщности избирательного права. Принцип равного избирательного права. Принцип свободного участия в выборах. Принцип тайного голосования.
ТЕМА 2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Понятие избирательной системы. Избирательная система в широком и узком смыслах.

Виды избирательных систем.

Особенности мажоритарной избирательной системы. Мажоритарная система абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. Достоинства и недостатки мажоритарной избирательной системы.

Пропорциональная избирательная система. Понятие избирательной квоты (избирательного метра). Виды избирательных квот (естественная квота, квота Хохенбах-Бишофа, квота д,Онта, квота Империалли, квота Сент-Лагюэ). Распределение мандатов внутри списков (система гибких, жестких и полужестких списков). Понятие заградительного пункта (заградительного барьера).

Смешанная избирательная система. Варианты смешанной избирательной системы.
ТЕМА 3 ПОНЯТИЕ И СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Понятие избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь. Назначение выборов. Составление списка избирателей. Образование избирательных комиссий. Образование избирательных округов. Образование избирательных участков. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Голосование. Подсчёт голосов и установление результатов выборов.


ТЕМА 4 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЫБОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Понятие и значение выборов в жизни государства и общества.

Виды выборов в республике Беларусь. Общенациональные (республиканские) и местные выборы. Прямые и непрямые выборы. Очередные и внеочередные выборы. Дополнительные выборы.


ТЕМА 5 РЕФЕРЕНДУМ КАК ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Референдум – важнейший институт непосредственной демократии. Правовое регулирование народных голосований в Республике Беларусь. Виды референдумов в Республике Беларусь.

Республиканские референдумы. Субъекты, уполномоченные назначать и инициировать республиканские референдумы. Формула референдума. Вопросы, которые не могут быть предметом рассмотрения на республиканском референдуме. Референдум 17 марта 1991 года. Референдум 14 мая 1995 года. Референдум 24 ноября 1996 года. Референдум 17 октября 2004 года.

Местные референдумы. Субъекты, уполномоченные назначать и инициировать местные референдумы. Формула местного референдума. Вопросы, которые не могут быть предметом рассмотрения на местном референдуме.
2.3 МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА 1 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Понятие местного самоуправления в Республике Беларусь.

Признаки местного самоуправления в Республике Беларусь

Система органов местного самоуправления в Республике Беларусь. Уровни местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления в Республике Беларусь.

Формы деятельности Местных Советов депутатов.
ТЕМА 2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Понятие назначение и виды органов местного управления.

Основные функции органов местного управления.

Формирование органов местного управления в Республики Беларусь.

Правовой статус отделов, управлений и иных подразделений исполнительных комитетов (местных администраций).


ТЕМА 3 ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Понятие общественного территориального самоуправления. Правовой статус и формы общественного самоуправления.

Положение органов территориального общественного самоуправления (ОТСО).

Регистрация ОТОС как некоммерческой организации. Документы, подаваемые на регистрацию.

Приостановка деятельности ОТОС, досрочное прекращение полномочий и ликвидация.


ТЕМА 4 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Понятие финансово-экономических основ самоуправления. Местный бюджет.

Коммунальная собственность. Местное хозяйство и его состав.

Бюджетные и внебюджетные средства и фонды местного самоуправления. Доходы и расходы местных бюджетов, местные налоги и сборы.

Прерогатива местных Советов по утверждению местных бюджетов и программ социально-экономического развития.

Планирование социально-экономического развития территории. Участие во внешнеэкономической деятельности, программы поддержки и развития предпринимательства.

2.4 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
ТЕМА 1 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Сущность подведомственности рассмотрения дел.

Родовая подведомственность. Предметная подведомственность. Двойная подведомственность. Территориальная подведомственность. Альтернативная территориальная подведомственность. Рассмотрение дел по месту совершения правонарушения. Рассмотрение дел по месту жительства правонарушителя. Рассмотрение дел в иных местах.


ТЕМА 2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
Понятие доказательства. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Источники доказательств. Отличие доказательств от их источников.

Классификация доказательств: доказательства первоначальные и производные, доказательства прямые и косвенные, доказательства личные, вещественные и смешанные.

Собирание доказательств. Проверка доказательств. Оценка доказательств.
ТЕМА 3 СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Понятие стадии производства по делам об административных правонарушениях. Факультативные и обязательные стадии. Возбуждение дела, протокол об административном правонарушении и административно-правовые меры, применяемые на этой стадии. Порядок рассмотрения дела и обстоятельства, подлежащие выяснению. Вынесение постановления по данному делу, виды и содержание постановлений.

Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. Последствия обжалования и опротестования. Сроки исполнения постановлений о наложении административных взысканий.


ТЕМА 4 УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ВИДЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Понятие и виды участников производства.

Участники, наделенные властными полномочиями, их виды.

Участники, имеющие личный интерес в деле, их виды. Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности. Правовой статус потерпевшего и его законных представителей. Правовой статус адвоката.

Участники, содействующие осуществлению производства, их виды. Правовой статус свидетелей. Правовой статус экспертов и специалистов. Правовой статус переводчика. Правовой статус понятых.

Иные участники производства.
ТЕМА 5 ПРОИЗВОДСТВО ПО ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН
Порядок подачи обращений граждан.

Рассмотрение обращений граждан. Сроки рассмотрения обращений граждан. Расследование обращений граждан. Принятие решения по обращениям граждан. Порядок работы с повторными обращениями.



Права граждан при рассмотрении обращений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Основные нормативные правовые акты


  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноября 1996 г., на референдуме 17 октября 2004 г. – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.

  2. Избирательный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобр. Советом Республики 31 января 2000 г. : текст Кодекса по состоянию на 15 сентября 2004 г. – Минск : Амалфея, 2008. – 192 с.

  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. : текст Кодекса по сост. на 4 января 2007 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  4. Процессуально-исполнительный кодекс республики Беларусь об административных правонарушениях : принят Палатой представителей 9 ноября 2006 года : одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 года // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

  5. О внутренних войсках МВД Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2341-XII : в ред. Закона от 21 июля 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  6. О гражданстве Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 1 авг. 2002 г. № 136-З : : в ред. Закона от 22 июня 2006 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  7. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369-З : в ред. Закона от 8 июля 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. № 617-XII : в ред. Закона от 5 января 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  9. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З : в ред. Закона от 16 июл 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  10. О политических партиях : Закон Республики Беларусь от 5 окт. 1994 г. : в ред. Закона от 21 июля 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  11. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-XII : в ред. Закона от 26 декабря 2007 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  12. О Президенте Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 21 февр. 1995 г. № 3602-XII : в ред. Закона от 06 окт. 2006 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  13. О профессиональных союзах : Закон Республики Беларусь от 22 апр. 1992 г. № 1605-XII : : в ред. Закона от 10 мая 2007 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  14. О санитарно-эпидемическом благополучии населения : Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2583-XII : в ред. Закона от 16 мая 2006 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  15. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З : в ред. Закона от 5 января 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  16. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З : в ред. Закона от 15 июля 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  17. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  18. Об общественных объединениях : Закон Республики Беларусь от 4 окт. 1994 г. № 3254-XII : : в ред. Закона от 8 мая 2007 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  19. О создании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.95 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  20. Об утверждении Положения о Министре Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 21.11.2001 № 692: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 12 января 2007 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  21. О составе Совета Безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь о 23 янв. 2004 г. № 4 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  22. Об утверждении Положения об Управлении делами Президента Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 29.02.2000 № 97 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 28 февр. 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

  23. О регламенте Совета Министров: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2000 г. № 355 : в ред. Постановления Совета Министров от 21 янв. 2008 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпект», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.


Учебная литература


  1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г.А. Василевич. – Минск : Книжный Дом, 2003. – 832 с.

  2. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус / Г.А. Василевич. – Минск : Амалфея, 1998. – 256 с.

  3. Гавриленко, Д.А. Административное право : учебное пособие. / Д.А.Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2002. – 416 с.

  4. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2007. – 528 с.

  5. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск : Амалфея, 2001.- 234 с.

  6. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2002. – 608 с.

  7. Круглов, А.В. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. –Минск : Амалфея, 2006. – 328 с.

  8. Чиркин, В.Е. Государственное управление. Элементарный курс / В.Е.Чиркин. – М. : Юристъ, 2003. – 203 с.

  9. Чудаков, М.Ф. Избирательный процесс: понятие и основные стадии / М.Ф. Чудаков. – Минск : Амалфея, 2001. – 182 с.

  10. Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. – Минск : Новое знание, 2001. – 576 с.

Учебное издание



ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1-24 01 02 01

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ»

Методические рекомендации для студентов специальности «Правоведение» юридического факультета дневной и заочной форм обучения



Авторы-составители:

Кандидат юридических наук Береговцова Д.С., кандидат юридических наук, доцент Бреский О.В.



Редактор Д.С. Береговцова




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница