Методические рекомендации по разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования




страница1/15
Дата05.05.2016
Размер2.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ


1. Общие положения………………………………………………………………...2


2. Бюджетные средства как источник финансирования реализации программ развития муниципальных образований…………………………………………...13


3. Внебюджетные источники финансирования реализации программ развития муниципальных образований………………………………………………………22


4. Приложения……………………………………………………………………..70

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Задачи органов муниципального управления по разработке и реализации местной финансовой политики

1.1.1. Реализация программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований связана со значительными затратами финансовых ресурсов, что актуализирует проблемы организации многоканального финансирования намечаемых расходов и поиска соответствующих источников финансирования.

Среди таких источников следует рассмотреть, в первую очередь, муниципальные финансовые ресурсы. Традиционно под такими ресурсами принято понимать совокупность денежных средств, которыми располагает бюджет муниципального образования для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. По существу речь идет о финансировании затрат на решение вопросов местного значения, определенных статьями 14, 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также полномочий органов местного самоуправления, определенных статьей 17 этого закона.

1.1.2. Приходится констатировать, что ситуация, сложившаяся в настоящее время в сфере регулирования доходов местных бюджетов, делает муниципальные образования в значительной мере зависимыми от администраций регионов – субъектов РФ и не позволяет обеспечить в полной мере финансирование реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований в необходимых объемах, и, по существу, отодвигает на неопределенную перспективу решение главной задачи органов муниципального управления – существенное повышение качества жизни населения.

1.1.3. Между тем использование инновационных финансовых технологий в ряде пилотных муниципальных образований убедительно показало, что существует механизм муниципального менеджмента, направленный на кардинальное улучшение дел в сфере финансового обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Речь идет, в первую очередь, об использовании всей совокупности финансовых ресурсов, привлекаемых для решения вопросов местного значения и комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

В частности, в качестве возможных источников финансирования могут рассматриваться:



  • местный бюджет;

  • бюджеты других муниципальных образований;

  • региональный бюджет;

  • федеральный бюджет;

  • инвестиционные ресурсы предприятий, внешних и отечественных инвесторов:

  • банковские кредиты;

  • средства фондов и грантовой поддержки некоммерческих организаций;

  • прочие источники финансирования.

Это обуславливает, в свою очередь, необходимость использования качественно иных подходов к управлению финансовыми ресурсами муниципального образования, актуализирует вопросы разработки местной финансовой политики, предполагающей многоканальное финансирование расходов муниципального образования.

1.1.4. Сущность местной финансовой политики состоит в определении совокупности целей, приоритетов, условий, ограничений, направлений деятельности, реализуемых в рамках управления финансовыми потоками на территории муниципального образования.



В рамках разработки и реализации муниципальной финансовой политики органы местного самоуправления должны обеспечить решение целого комплекса задач:

Аналитический этап включает следующие задачи:

  • анализ и оценка величины социально-экономического потенциала муниципального образования, эффективности его использования с позиции укрепления финансовой базы местного самоуправления;

  • анализ и оценка существующей налогового потенциала, эффективности реализации принятых мер, направленных на его увеличение и эффективное использование;

  • анализ и оценка выполнения местного бюджета;

  • анализ существующих финансовых потоков в сфере обеспечения социально-экономического развития муниципального образования;

  • анализ условий инвестиционной деятельности на территории.

Этап прогнозных работ предполагает:

  • прогноз возможностей использования социально-экономического потенциала муниципального образования в интересах наращивания финансовой базы местного самоуправления;

  • определение приоритетных с позиции местного сообщества проблем социально-экономического развития муниципального образования для первоочередного финансирования их решения;

  • выбор и обоснование количественно определенных целей привлечения финансовых средств для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

Этап реализации стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования включает:

  • инициирование и организация разработки инвестиционных проектов;

  • стимулирование привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов для реализации приоритетных с позиции местного самоуправления программ и проектов;

  • организация общественной экспертизы значимых для территории инвестиционных проектов и предложений;

  • организация разработки и контроль хода реализации программы укрепления финансовой базы местного самоуправления;

  • организация обучения сотрудников аппарата местной администрации решению комплекса проблем, связанных с разработкой и реализацией муниципальной финансовой политики;

  • организация совместной работы с экономическими подразделениями местной администрации, администрацией «своего» субъекта РФ, с территориальными звеньями государственных финансовых и экономических структур (налоговая служба, казначейство, антимонопольные структуры и т.п.), с другими субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы в социально-экономическом развитии муниципального образования, с целью привлечения и эффективного использования финансовых средств для решения местных проблем.

В современных условиях обеспечение многоканального финансирования можно назвать непременным требованием, предъявляемым к местной финансовой политике. Удовлетворение этого требования предполагает изучение и согласование интересов, обеспечение гласности и участия граждан в выработке и реализации местной финансовой политики.

1.1.5. Анализ практики современного муниципального менеджмента показывает, что подавляющее большинство из перечисленных выше задач разработки и реализации местной финансовой политики, как правило, даже не ставится, решение их не обеспечено методически и организационно. Между тем существенное расширение традиционных источников финансирования реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, эффективная работа с вновь выявленными источниками, предполагает в обязательном порядке решение перечисленных выше основных задач, связанных с разработкой и реализацией местной финансовой политики, методическим, информационным, организационным и кадровым обеспечением их решения.

1.1.6. Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования является динамичным документом, в котором должны постоянно вносится корректировки, направленные на его рационализацию.

Основные целевые ориентиры рационализации стратегического баланса финансовых ресурсов муниципального образования:



  • уменьшение расходной части баланса при условии непременного решения вопросов местного значения и совокупности основных проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования в рассматриваемой перспективе;

  • обеспечение доходной части баланса в объемах, достаточных для реализации принятых концепции и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

  • совершенствование качества структуры баланса финансовых ресурсов муниципального образования – речь идет, например, об уменьшении зависимости местного самоуправления от средств государственного бюджета, о выраженной социальной направленности баланса, расходы которого направлены на решение наиболее актуальных проблем повышения качества жизни населения и т.п.

1.1.7. Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования есть пусть и весьма важный, но лишь один из финансовых документов, разрабатываемый его администрацией в рамках проведения местной финансовой политики. Понятно, что формирование и реализация такой политики требует соответствующего организационного обеспечения, уточнения, в первую очередь, субъекта такой политики на уровне муниципального образования.

Существующая практика свидетельствует, например, что в настоящее время в структуре местных администраций, как правило, нет организационных звеньев, несущих всю полноту ответственности за разработку и реализацию муниципальной финансовой политики. Истоки такого положения следует искать еще в дореформенном периоде, когда в условиях административных методов управления вопросы финансового обеспечения реализации принятых программ и планов решали районные финансовые управления. Являясь органами двойного подчинения, они в качестве представителя Министерства финансов формировали местные бюджеты, осуществляли контроль за использованием средств, не неся, по существу, ответственности за выполнение принятых программ и планов.

Такое положение сохраняется в значительной мере и сегодня, что входит в противоречие с действующим механиз­мом территориального хозяйствования. Поэтому весьма актуальным является уточнение задач организационных структур аппарата местного самоуправления, призванных осуществлять разработку и реализацию муниципальной финансовой политики, в рамках которой и формируется стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования как инструмент финансового обеспечения программы его комплексного социально-экономического развития.
1.2. Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования как инструмент местной финансовой политики
1.2.1. В настоящее время обострились противоречия между инновационными технологиями стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и традиционными технологиями его финансового обеспечения, реализации, в частности, принятых программ их развития, ориентированных, во-первых, преимущественно на средства муниципального и государственного бюджета; во-вторых, на краткосрочную перспективу.

В связи с этим практике муниципального управления необходимы новые технологии планирования финансового обеспечения комплексного развития муниципальных образований на стратегическую перспективу, увязанные с технологиями планирования их стратегического комплексного социально-экономического развития.

Таким технологиям должны быть присущи следующие основные черты:


  • органическая увязка намеченных целей стратегического комплексного социально-экономического развития муниципального образования с объемом и структурой финансовых ресурсов, необходимых для их достижения;

  • адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды муниципального образования и с учетом этого обеспечить финансирование реализации программ его социально-экономического развития;

  • понимание под финансовыми ресурсами развития муниципального образования совокупности финансовых средств, формируемых и используемых для решения вопросов комплексного социально-экономического развития муниципального образования, что позволяет отнести к ним не только доходы бюджета муниципального образования, но и иные средства, привлекаемые для реализации полномочий органов местного самоуправления.

Одна из инновационных технологий перспективного финансового планирования обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования связана с использованием стратегического баланса его финансовых ресурсов как инструмента местной финансовой политики.

1.2.2. Под стратегическим балансом финансовых ресурсов муниципального образования в общем случае понимается баланс всех расходов и доходов, связанных с обеспечением его комплексного социально-экономического развития, независимо от используемых источников финансирования. По сути предлагается использовать в практике стратегического муниципального комплексного социально-экономического планирования новый документ – стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования, не нарушая при этом требований Бюджетного кодекса РФ, что находится в полном соответствии с п.3. ст.182 Кодекса. Собственно «стратегичность» баланса финансовых ресурсов муниципального образования определяется, в первую очередь, адаптивным характером документа, призванного учесть влияние факторов внутреннего и внешнего для муниципального образования порядка на финансовое обеспечение реализации его комплексного социально-экономического развития.

1.2.3. Примерная структура стратегического баланса финансовых ресурсов муниципального образования представлена в форме 1 приложения 1.

Как следует из содержания формы 1, стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования позволяет учесть, по возможности, все финансовые потоки, протекающие в его границах. В нем отражаются общие объемы расходов муниципального образования, имеющих как текущий, так и инвестиционный характер, а также бюджетные и внебюджетные средства для их финансирования.

1.2.4. Методологический подход, связанный с разработкой стратегического баланса финансовых ресурсов, может быть использован в процессе работ по реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.

Понятно, что в этом случае речь идет о стратегическом балансе финансовых ресурсов муниципального образования в его «узком» смысле – о реализации целей, приоритетов и мероприятий по развитию муниципального образования, содержащихся в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

1.2.5. На рис. 2 представлена принципиальная схема увязки основных документов, характеризующих стратегическое комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и финансовое обеспечение его реализации.

Базовым документом, характеризующим комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования на стратегическую перспективу, является концепция, под которой понимается прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах комплексного социально-экономического развития муниципального образования и способах их достижения.

В свою очередь, под программой социально-экономического развития муниципального образования принято понимать реализующий концепцию документ, содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения мероприятий, направленных на достижение намеченных целей и приоритетов стратегического развития территории.


Концепция стратегического комплексного социально-экономического развития муниципального образования на перспективу до 10 лет




Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования на перспективу до 10 лет, необходимых для реализации концепции








Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на перспективу 3-4 года




Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования на перспективу 3-4 года, необходимых для реализации программы




Перспективный финансовый план муниципального образования на 3 года










Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на 1 год




Стратегический годовой баланс финансовых ресурсов муниципального образования




Годовой бюджет муниципального образования


Рис .2. Принципиальная схема увязки основных документов,

характеризующих стратегическое комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его финансовое обеспечение

Как видно из схемы, приведенной на рис. 2, концепции и программе стратегического комплексного социально-экономического развития муниципального образования ставятся в соответствие стратегические балансы финансовых ресурсов, отражающие расходы по их реализации с учетом использования многоканального финансирования их покрытия.

2.6. В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ в обязательном порядке следует разрабатывать перспективный финансовый план муниципального образования на 3 года. Однако, следуя вышеприведенным соображениям, полный учет всех финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегических целей его комплексного социально-экономического развития, рекомендуется осуществить в рамках соответствующего муниципального стратегического баланса финансовых ресурсов, разработанного на перспективу 3-4 года.

Аналогично вопросы финансового обеспечения реализации годовой программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования предлагается рассматривать в рамках стратегического годового баланса муниципальных финансовых ресурсов, в состав которого входит и годовой бюджет муниципального образования, что находится в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в части организации бюджетного процесса на муниципальном уровне.

1.2.7. Формы для разработки стратегических балансов финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального района и его поселений, краткие рекомендации по их заполнению представлены в приложении 2. В свою очередь, в приложении 3 приведены формы для разработки стратегических балансов финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ комплексного социально-экономического развития городского округа, а также краткие комментарии по их заполнению.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница