Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости




страница1/6
Дата04.05.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6


ОДМ 218.6.001-2010





Методические рекомендации

по проведению оценки уязвимости

объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта


Москва 2011

Содержание

Стр.


1.

Общие положения

3

2.

Нормативные ссылки

5

3.

Определения и принятые сокращения

7

4.

Общий методический подход к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

10


4.1

Проведение оценки уязвимости ОТИ/ТС

10

5.

Сбор исходных данных

11

6.

Требования к организациям и составу исполнителей работ по проведению оценки уязвимости

13


7.

Виды объектов Росморречфлота

14

8.

Рекомендации по проведению работ по оценке уязвимости ОТИ/ТС

14

8.1

Изучение технических и технологических характеристик ОТИ/ТС, организации эксплуатации (порядка функционирования)

15

8.2

Изучение системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ

17

8.3

Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС с использованием «модели нарушителя»

28

8.4

Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС

42

8.5

Разработка приложений к отчету об оценке уязвимости

43

9.

Приложения

44

9.1

Оформление отчетов об оценке уязвимости ОТИ/ТС

44

9.2

Структура отчета об оценке уязвимости

46

9.3

Образец титульного листа отчета об оценке уязвимости

48

9.4

Образец подписного листа отчета об оценке уязвимости

49











1. Общие положения

1. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее – оценка уязвимости) осуществляется в соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

2. Оценка уязвимости проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) или транспортного средства (далее – ТС) от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ/ТС.

3. Предметом оценки уязвимости является исследование возможных способов (путей) реализации потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства в отношении ОТИ/ТС.

4. Порядок проведения оценки уязвимости установлен приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

5. Оценка уязвимости проводится организациями, определенными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - организации), с учетом настоящих методических рекомендаций.

6. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

7. Результаты оценки уязвимости используются для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ/ТС.

8. При изменении нормативных правовых документов регламентирующих процесс оценки уязвимости, накоплении соответствующего опыта проведения, рассмотрения и утверждения оценок уязвимости методические рекомендации могут изменяться и дополняться.

9. При подготовке настоящих Методических рекомендаций использованы рекомендованный Минтрансом России отчет о НИР «Разработка модели антитеррористической защищенности объектов транспорта», а также отчеты о проведенных Росморречфлотом работах на темы: «Разработка методик категорирования и проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», «Разработка типовых научно обоснованных отчета с результатами проведенной оценки уязвимости и плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта на основе утвержденных Минтрансом России «Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» и «Разработка научного обоснования повышения эффективности и оптимизации физической защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта с учетом их оснащения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности и охраны на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».



2. Нормативные ссылки
1. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

2. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 261 – ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Постановление Совета Министров СССР от 02.11.1979 г. № 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 г. № 690 «Об утверждении Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. № 746 «О реализации положений главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 1653-р «Об утверждении Перечня работ, непосредственной связанных с обеспечением транспортной безопасности».

9. Распоряжение Минтранса России от 10.06.2005 г. № ИЛ-62-р «О мерах по обеспечению защищенности опасных и критически важных для национальной безопасности объектов транспортного комплекса России от террористических проявлений и угроз техногенного характера».

10. Распоряжение Росморречфлота от 06.07.2005 г. № ВР-187-р «О мерах по организации антитеррористической защищенности судоходных гидротехнических сооружений».

11. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 27 «О Порядке ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

12. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

13. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

14. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».



15. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта».

3. Определения и принятые сокращения
Акт незаконного вмешательства (АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Группа быстрого реагирования подразделения транспортной безопасности (ГБР) - заранее сформированная из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенная группа людей, круглосуточно выполняющая свои обязанности по реагированию на несанкционированное проникновение в зону безопасности или на/в критический объект, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) - совокупность инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (КЭ) - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Модель нарушителя - совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.
Обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) - реализация определяемой государс­твом системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - технологический комплекс, включающий в себя внутренние водные пути, морские и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (для целей настоящих методических рекомендаций).
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Подразделения транспортной безопасности (ПТБ) - подразделения субъектов транспортной инфраструктуры (служба авиационной, морской безопасности), а так же подразделения государственных и/или коммерческих предприятий, привлеченные на законном основании для осуществления функций по охране объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от акта незаконного вмешательства.
Силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности.
Специализированные организации в области обеспечения транспортной
безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства – специально оборудованное помещение (место), из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Транспортные средства (ТС) - суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

4. Общий методический подход к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта
4.1 Проведение оценки уязвимости ОТИ/ТС:
Этап № 1 Изучение технических и технологических характеристик ОТИ/ТС, организации эксплуатации (порядка функционирования)


  1. Общая характеристика ОТИ/ТС

  2. Описание ОТИ/ТС

  3. Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ/ТС

  4. Определение границ ОТИ/ТС, на которые должна распространяться система мер по обеспечению транспортной безопасности (зона свободного доступа, зона транспортной безопасности, перевозочный сектор зоны транспортной безопасности, технологический сектор зоны транспортной безопасности), и перечня критических элементов

Этап № 2 Изучение системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ




  1. Организационная система

  1. Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности

  2. Силы обеспечения транспортной безопасности

  1. Определение соответствия системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Этап № 3 Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС с использованием «модели нарушителя»




  1. Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

  2. Анализ угроз по степени опасности;

  3. Разработка модели нарушителя;

  4. Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ/ТС (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);

  5. Выводы по оценке уязвимости ОТИ/ТС при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ/ТС.

Этап №4 Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС




  1. Определение рекомендаций по организационной системе

  2. Определение рекомендаций по ИТСОТБ

  3. Определение рекомендаций по силам обеспечения транспортной безопасности

В процессе проведения оценки уязвимости определяются способы достижения нарушителями наиболее опасных для функционирования ОТИ/ТС целей и рассчитывается вероятность пресечения акта незаконного вмешательства нарушителей действиями сил обеспечения транспортной безопасности и/или подразделений специальных служб и правоохранительных органов.

Формируемая модель нарушителя является исходным данным для оценки уязвимости ОТИ/ТС и оценки эффективности ИТСОТБ.

5. Сбор исходных данных
Рабочей группе представляются следующие документы:
1. Внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ/ТС, в том числе:


  • положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ/ТС субъекта транспортной инфраструктуры (при наличии таких подразделений);

  • организационно-штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры;

  • номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее — персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ/ТС;

  • номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС;

  • номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ/ТС;

  • положение (инструкция) о внутриобъектовом режиме на ОТИ/ТС;

  • порядок выявления и распознавания физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ/ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для свободного перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ/ТС.

  • порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС;

  • порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ/ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку совершения или совершения АНВ в отношении ОТИ/ТС;

  • порядок информирования Росморречфлота и уполномоченных подразделений ФСБ России, МВД России, а также территориальных управлений Ространснадзора о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС;

  • порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней угрозы и уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;

  • порядок функционирования ИТСОТБ, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям ФСБ России, МВД России, а также в территориальные управления Ространснадзора (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем);

2. Техническая документация:



  • схема генерального плана с подробной спецификацией объектов в печатном или электронном виде;

  • копии технических паспортов ОТИ/ТС, его объектов и сооружений, их балансовой стоимости;

  • копии проектной и рабочей документации отдельных элементов, документации инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, коммуникаций, энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, кондиционирования, вентиляции, газообеспечения, других систем жизнеобеспечения;

  • документация систем электроснабжения, связи и оповещения;

  • документы, определяющие порядок и состав технологических операций;

  • копии документов, определяющих функциональные особенности элементов ОТИ/ТС (назначение зданий, сооружений, внутренних помещений, оборудования, а также технологических и технических характеристик, режимов работы и эксплуатации);

  • отчеты об оценке охраны и планы охраны (при наличии);

  • договор аренды земельного участка - свидетельство на право собственности со всеми приложениями (кадастровым планом);

  • штатное расписание персонала ОТИ/ТС;

  • копии лицензий на виды деятельности;

  • копии свидетельств об обучении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;

  • копии лицензий юридических лиц, осуществляющих обеспечение охранных услуг;

  • образцы действующих на ОТИ/ТС пропусков;

  • должностные инструкции сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности;

  • табели постов охраны.

Рабочая группа, проводящая оценку уязвимости, собирает необходимую информацию по следующим направлениям:



  • географические, топологические, этнические характеристики района расположения ОТИ, стоянки и плавания ТС;

  • климатические условия в регионе, опасные природные явления;

  • инфраструктура ОТИ/ТС, перечень зданий, сооружений ОТИ, технологического оборудования, их балансовая стоимость;

  • основные характеристики ОТИ/ТС; особенности технологического процесса и эксплуатации;

  • расположение наиболее значимых объектов вблизи ОТИ/ТС;

  • характеристика существующей организационной системы мер по обеспечению транспортной безопасности и ИТСОТБ;

  • состав, оснащение и временные показатели прибытия представителей ФОИВ, задействованных в ОТБ ОТИ/ТС.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница