Методические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»




Скачать 138.53 Kb.
Дата07.05.2016
Размер138.53 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Рассмотрено и одобрено

на заседании районного

методического объединения ПДО

Протокол №2 от 20.12.2012 г.


Методические рекомендации

«Памятка для тех, кто пишет проекты»
(алгоритм составления проекта, классификация проектов,

словарь основных понятий, порядок проведения социологического опроса)


Алгоритм составления проекта

  • Паспорт проекта:

  1. Полное название проекта.

  2. Автор/авторы/авторский коллектив/соавторы.

  3. Руководитель проекта; консультант проекта.

  4. Территория, представившая проект.

  5. Название, адрес, телефон, факс организации, реализующей проект.

  6. Тип (классификация) проекта.

  7. Цель, задачи проекта.

  8. Ожидаемый результат.

  9. Срок (этапы) реализации проекта.

  10. Место реализации проекта.

  11. Кадровое обеспечение.

  12. География участников (общее количество участников).

  13. Условия участия в проекте.

  14. Краткое содержание проекта.

  15. История проекта.

  • Содержание проекта (перечень основных разделов проекта с указанием страниц).

  • Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников проекта); условия участия в проекте).



  1. Пояснительная записка (введение, актуальность, обоснование проекта, концептуальные положения и пр.. Объем не более 1-2 страниц машинописного текста).

  • Постановка проблемы: трудности, социально-значимые противоречия, разрешение которых является целью проекта (проблемой может быть: противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения; недостаток информации, о чем либо, или противоречивый характер информации; отсутствие единого мнения о событии, явлении и пр.).

  • Сущность излагаемого вопроса, его история, актуальность, инновационность проектной идеи, объяснения, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, либо решать

!!! Как правило, обоснование проекта опирается на результаты изучения общественного мнения по проблеме, имеющиеся статистические данные и / либо на результаты анализа имеющихся источников по проблеме (анализ изучения общественного мнения и анализ имеющихся источников представляется в приложении).

  • Миссия (Цель высшего порядка, достижению которой будет способствовать проект).

  • Гипотеза (Научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке (обычно формулируется в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями (Если….., то….).



  1. Цель, задачи, ожидаемые результаты (объем не более 1 страницы):

  • Цель - общая стратегия действий, ориентированная на решение реально существующей проблемы (это заранее прогнозируемый результат, поэтому цель должна согласовываться с предполагаемым результатом). Цель всегда одна, формируется с учетом терминологии (напр.: формирование системы, определенных качеств…, создание команды для реализации…посредством…, удовлетворение потребностей и интересов детей…, включение подростков и молодежи….).

  • Задачи - это тактика деятельности, пошаговые действия по достижению цели проекта. Задач может быть несколько, желательно не более пяти. Формулировка задач должна быть четкой, конкретной, отвечать на вопрос «Что сделать?» (Напр.: разработать план…, создать рабочую группу, привлечь…, расширить.., включить.... – это средства, с помощью которых достигается цель).

  • Ожидаемые результаты – это «Продукт» деятельности субъектов по реализации цели. (РЕЗУЛЬАТЫ - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ЗАДАЧ).




  1. Механизм реализации (этапы, мероприятия, проводимые в ходе проекта)



    1. Этапы реализации проекта (основные периоды работы):

    1. Диагностический (указать срок реализации этапа. Напр.: сентябрь 2012 г. - октябрь 2012 г.): изучение литературы по проблеме, анализ затруднений, анализ состояния работы по проблеме, выявление противоречий.

    2. Прогностический (указать срок реализации этапа): определение целей, задач, формулировка гипотезы, прогнозирование результатов.

    3. Организационный (указать срок реализации этапа): составление программы проекта (эксперимента), методическое обеспечение, подготовка материальной базы.

    4. Практический /внедренческий (указать срок реализации этапа): проведение основных мероприятий; реализация новой технологии, методики, системы мер, изготовление изделия).

    5. Корректировочный (указать срок реализации этапа): отслеживание процесса, промежуточных текущих результатов.

    6. Обобщающий / заключительный (указать срок реализации этапа): соотнесение результатов с поставленными целями, оформление результатов, представление результатов (возможно в виде реферата, доклада, выступления, проведения мероприятия, оформления методической разработки, статьи в СМИ), информирование общественности о результатах работы).

    7. Этап последействия.

    1. План основных мероприятий по реализации проекта:



Мероприятие

Срок реализации

Ответственные


























    1. Теоретические, методологические, технологические основы проекта:

  • Основные термины; перечень нормативно-правовых документов (если проект носит информационный, исследовательский, социально-ориентированный характер).

  • Основные технологии, техники изготовления предмета/изделия; конструкторская документация, графическая разработка; экономическое, экологическое обоснование изделия/проекта; реклама изделия/проекта (если проект носит практико-ориентированный, технический/технологический характер).

  • Сценарий, положение, план мероприятий по реализации дела, фестиваля и пр.. (если проект носит творческий, игровой, ролевой, социально-ориентированный характер).



  1. Ресурсы, необходимые для выполнения проекта (условия для реализации проекта; ресурсное обоснование проекта; обеспечение проекта):

  • Кадровые.

  • Информационные.

  • Материальные.

  • Экономические.

  • Экологические.



  1. Управление проектом (Субъекты /участники) взаимодействия; функции и полномочия всех участников проекта; схема взаимодействия, средства связи, управленческие решения).



  1. Возможные риски проекта, компенсаторные меры/пути преодоления рисков, негативных явлений (учет степени риска реализации проекта (возможные негативные последствия), мероприятия по преодолению негативных последствий).




  • Список использованной литературы Список литературы оформляется в алфавитном порядке (по имени, фамилии автора, либо по названию книги/использованного материала, с указанием года выпуска и количества страниц). Напр.:

  • Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 202. – 160 с. – (Б-ка руководителя образовательного учреждения).



  • Приложения (желательно составить список приложений, если их более 3-х). В приложении формируется следующий материал:

  • Краткая историческая справка по проблеме проекта.

  • Словарь используемых терминов.

  • Социальный опрос (статистические данные) и пр..

  • Информация о социальных партнерах и др.



Классификация (типология) проектов


  1. Доминирующая деятельность: исследовательские, творческие, игровые, ролевые, информационные, практико/социально-ориентированные, технические/технологические.

  2. Предметно-содержательная деятельность: монопроект (в рамках одной области), межпредметный проект.

  3. Характер контактов: внутренние, региональные, международные.

  4. Количество участников: личностные, парные, групповые.

  5. Продолжительность выполнения: краткосрочные (в течение 3-6 занятий, месяца); средней продолжительности (месяц – год); долгосрочные (более года).



Словарь основных понятий в проектировании

  1. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования.

  2. Проект - самостоятельная, творческая завершенная работа ученика, выполненная под руководством руководителя (это специально организованный и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при решении и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта).

  3. Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

  4. Информационный проект – проект, в структуре которого акцент поставлен на презентации.

  5. Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

  6. Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера

  7. Ролевой проект – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

  8. Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

  9. Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос - ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

  10. Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на нее продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие этапы.

  11. Метод проектов – личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата разработки каким-либо образом.

  12. Модель – схематическое, знаковое изображение или упрощенное описание какого-либо явления или процесса как системы, раскрывающее самые существенные его свойства.

  13. Моделирование – процесс создания модели (создание идеальной модели, ранее не существующей - это и есть процесс проектирования).

  14. Проектирование – 1. Процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме (основные этапы проектирования: основной выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта, и технологи; защита проекта). 2. Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения (как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технологии»).

  15. Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы либо индивидуального исполнителя.


Порядок проведения социологического опроса


  • С чего начинается конкретное социальное исследование?

  • Со сбора фактов, наблюдений, анализа имеющейся статистики?

Нет! Социологическое исследование начинается с постановки проблемы - то есть с осмысления некой проблемной ситуации, и ее концептуального оформления в виде четко сформулированной проблемы.




  • "Если вообще можно говорить о каком-то начале науки или познания, то познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, оно начинается с проблем. Без проблемы нет и знания - но и без знания нет проблемы..." (Карл Поппер. Логика социальных наук//Вопросы философии. 1992. № 10).

Проблема - есть некое противоречие, затруднение, препятствие, нуждающееся в разрешении. При выборе проблемы, изучению которой вы собираетесь посвятить свое исследование, необходимо задуматься над той проблемной ситуацией, которая лежит в основании данной проблемы.

Проблемная ситуация есть некий исходный комплекс реальных, жизненных противоречий. Проблема есть результат осмысления, осознания проблемной ситуации. Разрабатывая проблему, следует иметь в виду, что наверняка до вас кто-то уже думал над этим вопросом. Сможете ли вы внести что-то новое в осмысление, решение его? Возможно, на все ваши вопросы уже есть готовые ответы, и ваш первоначальный проект окажется ненужным. В этом случае вам придется сменить тему исследования. Но, скорее всего, далеко не все аспекты интересующей вас проблемы нашли отражение в новейших исследованиях, или же предлагаемые научные решения покажутся вам спорными, заслуживающими дальнейшего изучения. Если вы нашли ваш оригинальный авторский подход к изучению темы, акцентировав дискуссионные, нерешенные, неисследованные аспекты проблемы, то следует изучить состояние данной проблемы в социуме посредством проведения социологического исследования.


Этапы проведения социологического исследования:

  1. Выбор единиц наблюдения.

  2. Отбор методов и инструментов сбора информации.

  3. Анализ результатов.




    1. Выбор единиц наблюдения

На данном этапе следует ответить на ряд вопросов: Какие параметры вы выбрали для исследования? Сколько параметров вы будете анализировать? Достаточно ли данное количество параметров для вашего исследования?


    1. Методы и инструменты сбора данных

В этом разделе вы должны описать, какой метод сбора первичной информации вы выбираете и почему. Что предпочтительнее в случае вашего исследования - анкетирование или интервьюирование? Может быть, вы сочтете целесообразным на различных этапах вашего исследования использовать дополнительные источники информации: экспертный опрос и наблюдение, документальные данные, данные свободного интервью.

  • Инструментарием для проведения социологического исследования может быть анкета, вопросник:

Разрабатывая анкету (вопросник для проведения интервью), не забывайте обращать внимание на два обстоятельства: 1. Анкета должна быть интересна не сама по себе - она должна быть инструментальна с точки зрения намеченной программы исследования. Вы должны четко представлять себе, на какую задачу и гипотезу работает каждый вопрос вашей анкеты. 2. Анкета - это конечный результат интерпретации понятий и категорий, с которыми работает исследователь, это уровень операциональных определений. На этом уровне большое значение имеют как содержание операции измерения, так и ее форма. Конструкция вопроса, его язык, стиль, логика и даже внешний вид вопросника - все это важно, от этого в конечном счете зависит успех вашего исследования. Небрежность здесь недопустима. Тщательно проверьте:

  • Нет ли грамматических ошибок в тексте?

  • Все ли термины будут понятны даже не очень образованному респонденту?

  • Все ли вопросы содержат доступные инструкции по их заполнению?

  • Все ли вопросы допускают их однозначное истолкование?

  • Не превышают ли ваши вопросы уровня компетенции, способности к самоанализу респондента, учитывают ли возможности его памяти?

  • Нет ли в них моментов, задевающих самолюбие респондента?

  • Не содержат ли скрытое внушение формулировки вопросов и сама композиция анкеты?

  • Удастся ли вам избежать гало-эффекта при опросе?

  • Нет ли явных ошибок в конструкции вопросов (смешения основания, смещения шкалы)?

  • Достаточно ли конкретно сформулированы открытые вопросы?

  • Все ли возможные варианты ответа даны в поливариантном вопросе?

  • Носят ли взаимоисключающий характер ответы на альтернативный вопрос?

  • Все ли вопросы одинаково уместны для всех категорий респондентов? Может быть, следует подумать о вопросах-фильтрах?

  • Хорошо ли вы продумали блок необходимых социально-демографических показателей (паспортички)?


Основные типы вопросов, которые используются в социологических исследованиях:

  • Открытый - не содержит готовых вариантов ответа.

  • Закрытый - предлагает исчерпывающий ("закрытый") перечень вариантов ответа.

  • Полузакрытый - предлагает готовый перечень вариантов ответа, но допускает возможность ответа в свободной форме.

  • Поливариантный - варианты ответа не являются взаимоисключающими; возможно любое сочетание вариантов ответа (вопрос по типу "меню").

  • Альтернативный - ответы на вопросы этой группы носят взаимоисключающий характер.

Разновидности альтернативного вопроса: дихотомический - вопрос типа "да - нет"; "вопрос - шкала" - вопрос с использованием в качестве вариантов ответа порядковой шкалы"; собственно альтернативный" вопрос - представляет собой номинальную шкалу с единственно возможным выбором.

  • Содержательный - направлены на получение информации об объекте. Разновидности содержательных вопросов: вопросы о фактах - направлены на получение социально-демографической и событийной информации; сведений о поведении человека в прошлом и настоящем, о наличии или отсутствии чего-либо в распоряжении респондента; вопросы о знаниях - могут выступать в виде тестовых заданий. вопросов на самооценку, а также вопросов-"ловушек"; вопросы о мнениях, оценках, мотивах и установках поведения - направлены на получение социально-психологической информации об объекте; вопросы о планах - содержат прожективные ситуации ("Если бы...").

  • Функциональные - предназначены для оптимизации хода опроса. Разновидности функциональных вопросов: функционально-психологические - предназначены для создания благоприятной психологической атмосферы опроса; вопросы-фильтры - дают; возможность выделить часть респондентов по определенному признаку; вопросы-глушители - используются для нейтрализации предыдущего вопроса (для снятия определенной установки, появившейся в результате ответа на вопрос)

  • Прямые - обращены непосредственно к личности респондента и предполагают оценку его собственных взглядов, мотивов, причин поведения.

  • Косвенные - формулируются как суждения о других людях (как правило, для того, чтобы уловить истинные взгляды, мотивы, причины поведения самого респондента)




  1. Анализ результатов

Статистические формы:

- непосредственные, "сырые" данные статистической обработки. Это могут быть таблицы, графики и даже распечатки. Подобные материалы, как правило, сопровождаются минимальным комментарием, но могут быть представлены и в "голом" статистическом виде, без текстуального сопровождения. В таком виде подаются, как правило, результаты сугубо прикладных исследований маркетингового или политологического характера, предназначенные для компетентного заказчика.

Научные формы:

Полный отчет, документирующий содержательную и методическую части исследования. Он имеет четкую структуру, форма изложения текста – научная.



Методические рекомендации разработаны: Плотниковой Л.А., заместителем директора; Мамаевой С.В., заведующим методическим отделом Центра «Созвездие»; 10.12.12 г.
Список использованной литературы:

  1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы./М.: Сентябрь, 2002.-160 с.

  2. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: ВитаПресс. 1999.-88 с.

  3. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М,: Народное образование, 2002. 176 с.

  4. «Школьные технологии» 1999, №6.

  5. «Школьные технологии»2002 год № 5,6.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница