Методические рекомендации к лекциям по дисциплине «История и философия экономики» направление подготовки 38. 04. 01 Экономика




Скачать 217.46 Kb.
Дата29.04.2016
Размер217.46 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра экономики и социальной работы

«Утверждаю»

заведующий кафедрой, д.э.н., профессор

Н.П. Иванов

____________________

«___» ________200__г.


Методические рекомендации к лекциям

по дисциплине «История и философия экономики»

направление подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)

форма обучения очная

Ставрополь

2015
ЛЕКЦИЯ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИКИ


Цели лекции:

  1. обучающая – изучение основных проблем философии экономики;

  2. развивающая – расширение представлений студентов о роли государства в экономике и формах государственного регулирования экономической деятельности;

  3. воспитательная – формирование знаний об экономической справедливости и справедливости распределения.


Задачи лекции:

- рассмотреть основные проблемы философии экономики;

- познакомиться с субъектами экономической деятельности;

- изучить природу собственности как экономической категории;

- рассмотреть сущность экономической справедливости и справедливости распределения;

- овладеть навыками применения понятийно-категориального аппарата, основных форм государственного регулирования экономической деятельности.


Формируемые компетенции:

- способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

- готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовности руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

- способности применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования (ПК-13);

- способности разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования (ПК-14).


Учебные вопросы лекции:




Введение

1.

Субъекты экономической деятельности

2.

Собственность как экономическая категория

3.

Экономическая справедливость и справедливость распределения

4.

Роль государства в экономике. Формы государственного регулирования экономической деятельности




Заключение


Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Борисов, Е. Ф. Экономика[Текст]: учеб. пособие для вузов /Е. Ф. Борисов - М.: ИНФРА-М, 2012. -256 с. – 1экз.

  2. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям [Электронный ресурс] / под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 471с. - Режим доступа:

http://www.studentlibrary.ru/documents/ISBN9785238015699.html

  1. Миропольский, Д. Ю. Основы теоретической экономики. Теория альтернативных хозяйственных систем [Текст] : учеб. для вузов / Д.Ю. Миропольский, И. А. Максимцев, Л. С. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2014. - 512 с. – 1 экз.

  2. Павленко, Н.И. История России [Электронный ресурс]: Учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Абрис, 2012. - 661 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785437200636.html


Дополнительная:

  1. Квасов, А.С. История экономических учений [Текст] - учеб. /под ред. А.С. Квасова, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 495 с. – 5 экз.

  2. Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В. Новые подходы в экономике [Электронный ресурс] / В.Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 160 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/documents/ISBN9785279035328.html

  3. Рузавин, Г.И. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 182 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/173273


Вид лекции – вводная информационная.

Продолжительность лекции – 2 часа.




Введение

- 5 мин.

1.

Субъекты экономической деятельности

- 20 мин.

2.

Собственность как экономическая категория

- 20 мин.

3.

Экономическая справедливость и справедливость распределения

- 20 мин.

4.

Роль государства в экономике. Формы государственного регулирования экономической деятельности

- 20 мин.




Заключение

- 5 мин.



Оснащение лекции: мультимедийная презентация

Аннотация лекции

Введение

Основными проблемами философии называют высшие существенные важнейшие вопросы человека в мире и о самом себе.

В разное время сущность и способы постановки вопросов варьировались. Все эти вопросы назывались вечными, т.е. философия рассматривает время со всеми ее особенностями и противоречиями от древности до современности.

В современное время к актуальным вопросам относят проблемы которые обсуждают на международных конференциях.

Философия политики и права обсуждает международное право, право человека, международный порядок, войну и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, демократию, глобальные проблемы.

Философия языка и литературы рассматривает проблемы – язык науки, понимание текста, смысл, выражение истины, и искусственные языки.

Прикладные этико-философские вопросы – проблемы аборта, эвтаназии, клонирование человека, генная инженерия, смертная казнь, права животных, ценность природы, ответственность ученого за свои открытия.

Философия виртуальности – интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект.

Философия феминизма – права женщин, эмоции, чувства, критика, логика.

История философии – применение традиционных теорий к современности.

Традиционно, существуют вопросы которые называют вечными. Например: что первично – материя или сознание? Яйцо или курица?

Ученые философы чтобы ответить на эти вопросы делятся на:

-материалистов

-идеалистов

-дуалистов (натуропатов)

Материалисты утверждают что первична материя и она существует независимо от сознания. Идеалисты считают, что первично сознание. В этих спорах рождается истина и, конечно, развивается философия.


1. Субъекты экономической деятельности

Экономическая деятельность — это прежде всего деятельность отдельных индивидов, групп, социальных слоев, народа страны, человечества в целом. При этом подобная деятельность осуществляется определенными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Экономические субъекты (экономические агенты) активны; действуют преднамеренно; принимают решения, обеспечивающие выполнение разработанных ими планов; несут юридическую и экономическую ответственность за результаты своей деятельности.

Экономический субъект не всегда является физическим лицом: с одной стороны, существуют физические лица (например, маленькие дети), которые не имеют права распоряжаться материальными благами; с другой стороны, существуют юридические лица, обладающие такими правами и осуществляющие их через физических лиц, которые являются их «органами» (например, менеджеры).

В качестве экономических субъектов могут выступать группы (ассоциации). Тенденция к созданию сплоченных и могущественных групп имеет истоки в экономических, технических и психологических факторах. Ассоциация превращается в способ сопротивления решениям, которые навязываются функционированием рынка. Ассоциация — это способ освоения сложных технологий, основанных на использовании комплексов рабочих машин и вспомогательных, обслуживающих процессов. Ассоциация — это способ вовлечения отдельного человека в группу, дающую ему ощущение принадлежности к общему делу.

Иногда группы становятся «блоками политико-экономической мощи», которые не только воздействуют на экономические отношения в рамках институциональной системы страны, но и стараются изменить эту систему. Возникают лоббирующие группы в законодательной и исполнительной ветвях власти, претворяющие в жизнь интересы этих блоков политико-экономической мощи.

Экономические агенты могут быть распределены по двум группам:

1) простые экономические единицы, или микросубъекты (элементарные единицы в сфере производства и потребления: семейные хозяйства, фирмы);

2) комплексные экономические единицы, или макросубъекты (национальные и транснациональные концерны, интегрированные бизнес-группы и т. и.).

Параллельно с развитием групп государство выдвинулось в экономической жизни на передний плац, осуществляя следующие действия:

1) устанавливает экономические «правила игры», форіМируя институциональную среду: издавая соответствующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие поведение субъектов экономической деятельности в самых разнообразных областях;

2) косвенно воздействует на уровень экономической активности через налогообложение и государственные расходы, контроль денежной эмиссии и распределение кредитов и другими решениями;

3) координирует и частично финансирует капитальные вложения;

4) создает государственный сектор производства (государственные предприятия);

5) через систему государственных заказов приобретает у внутренних и внешних экономических субъектов общественные блага, необходимые для обеспечения высокого уровня национальной безопасности и качества жизни населения;

6) косвенно или прямо контролирует обменные курсы валют (например, установление валютного коридора);

7) обеспечивает перераспределение национального дохода (через бюджетную политику) и т. д.

Следовательно, государство представляет собой активно действующего экономического агента, функционирующего во взаимодействии с индивидуальными экономическими субъектами и группами (ассоциациями). При этом оно занимает видное место в экономической деятельности. Так, например, доля активов правительства США в национальном капитале за период с 1900 по 1950 г. выросла с 7 до 20%, а число лиц, занятых в системе обороны страны, за тот же период увеличилось в 14 раз.

Различные экономические единицы (как простые, так и сложные) строят планы-намерения, которые могут не совмещаться между собой. Они принимают решения, которые могут даже противостоять друг другу. Именно поэтому определяющей является роль государства в регулировании экономической деятельности, с тем чтобы обеспечить заинтересованность различных экономических субъектов в принятии и реализации таких решений, которые соответствовали бы стратегическим целям национальной экономики.
2. Собственность как экономическая категория

Представления о собственности формировались в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью.

В свою очередь первичные отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные Субъектно-объектные взаимосвязи субъекта с другими субъектами. 

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие – как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность – это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. Наиболее функциональным является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи.

Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.
3. Экономическая справедливость и справедливость распределения

Социальное равенство (неравенство) в положении населения, его различных социальных групп объективно обусловлено уровнем экономического и духовного развития общества.

Источники повешения активности человека, его гражданственности нельзя искать только в производстве. Они присутствуют во всей системе экономических, политических и идеологических отношений, в развитии самоуправления, в полном использовании всего богатства общественных отношений. Важно и то, как личность воспринимает социально-экономические и политические условия, как использует их, что стремится изменить, какими целями руководствуется. Всё большее значение приобретает изменение самой личности, её нравственное самосовершенствование, правильное формирование потребностей и интересов, мировоззрения и ценностных ориентаций.

Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. В настоящее время понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.

Нечестные доходы, обогащение за счёт ограбления других, использование своего общественного положения становится источником социальной напряжённости.

На настроение людей отрицательно воздействует сохранившаяся в организации труда и формах его оплаты инерция старых, изживших себя методов хозяйствования. Это порождает негативные явления двоякого рода. В одних случаях оплата по-прежнему растёт быстрее, чем производительность труда; в других, наоборот, производственные успехи, даже по-настоящему выдающиеся достижения трудовых коллективов, отдельных работников не дают им весомого материального вознаграждения. Это ведёт к тому, что люди начинают относиться к своей работе формально, их трудовой энтузиазм падает.

Соблюдение принципа социальной справедливости предполагает преодоление отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне.

Социальная справедливость предполагает также персональную ответственность каждого за свою работу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не только материального, но и морального прощения.

Кроме того, необходимо проявлять постоянную заботу о том, чтобы людям труда обеспечивались условия для раскрытия и приложения их способностей к труду, повышения заинтересованности трудящихся в росте квалифицированного, образовательного и профессионального уровней.

В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определённых социальных групп населения, перераспреде-лять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый и средний бизнес, создавать условия для индивидуальной торговой деятельности и т.д. Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективных договоров, заклю-чаемых работниками с предпринимателями, развития коллективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельности предприятий и фирм.

Справедливость – понятие не только нравственное, но и экономическое. Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней мере двух принципиальных условий:

1) Оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;

2) Производитель должен быть активным потребителем произведённого.

Первое условие обеспечивает устойчивый и весомый доход населения, второе - динамичное развитие экономики.

Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимися в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.

Оплата труда должна как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, так как незачем эффективно работать ни «бедному» (всё равно общество поддержит), ни «богатому» (всё равно общество отменит). В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибо продолжает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов. Характерно то, что равенство доходов, по признанию многих экономистов, приводит к социальной справедливости, а неравенство - к социальной несправедливости в виде значительной дифференциации общества. Рыночное распределение доходов компенсирует эту несправедливость экономической эффективностью производства. Оно обеспечивает совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.

Равенство доходов означает их справедливое распределение. Естественно, без обеспечения равенства в ряде сфер общественной жизни распределение не может считаться справедливым. Каждый должен иметь право и возможность получить долю экономических, духовных и других благ. Однако последнее подрывает стимулы к эффективной работе, в связи с чем количество распределяемых благ уменьшается.

Рыночная система основывается на принципе достижения максимального результата при минимальных затратах. Высокая эффективность производства, создаваемая рынком, обусловлена всеобщностью конкуренции, которая углубляет полярность между отстающими и преуспевающими, приводит к дифференциации доходов. Больший доход получает тот, кто вовремя применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства. Высокая эффективность производства, насыщенность рынка товарами сочетаются с нарушением принципов равенства, социальной справедливости, что ставит задачу их поддержания с помощью контроля над доходами и прогрессивного налогообложения крупных доходов.

Справедливость в распределении выступает как мощное средство гармонизации интересов разных групп. Обеспечить баланс интересов, соразмерить несовпадающие побуждения, подвести ясную и понятную основу под приоритеты – в этом её важнейшая задача.

Общество, коллектив, личность – субъект, реально участвующие в процессе общественной жизни. Они действуют по-разному, но в рамках общенародных интересов. Защита мира, укрепление обороны страны, направленность развития экономики на повышение материального благосостояния и духовного уровня - фундаментальная база интересов всех трудящихся.

В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.


4. Роль государства в экономике. Формы государственного регулирования экономической деятельности

Существуют различные теории о роли государства в экономике. Я охарактеризую кратко основные из них. Первая – теория меркантилизма – была создана в начале 16 века, выражала интересы торговой буржуазии и обосновывала экономическую политику протекционизма. Основоположниками данной теории были английский экономист Т. Мэн и французский министр финансов Ж.Б. Кольбер. Международная торговля должна была подчиняться лозунгу меркантилистов «много продавать – мало покупать». Государство считалось основным средством приумножения национального богатства, именно оно должно было ограничивать импорт путем введения высоких таможенных пошлин и поддерживать производство внутри страны. Таким образом, первая экономическая теория предусматривала активную роль государства в экономике страны.

Следующая теория получила название классической политической экономии. Она возникла в 17 веке и объединила многих представителей экономической науки, наиболее яркими из которых явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство. А. Смит назвал такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Эта идея стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено.

Классики полагали, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь восстанавливают в экономике уровень производства при полной занятости автоматически. Кейнсианская теория, названная по имени ее основателя – английского экономиста Дж. Кейнса, сформировалась в 30е гг. 20 века в условиях обострения мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. и Великой депрессии. Эта новая теория опровергала взгляды экономистов на роль государства. Основной ее вывод состоял в том, что капитализм не является саморегулирующейся системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия.

Дж. Кейнс изложил свою теорию государственно-монополистического регулирования экономики в своем главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1963 г.). Он считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджетно-финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Использование данной теории на практике помогло развитым странам выйти из кризиса и обеспечить устойчивый экономический рост и выйти из кризиса. Однако в дальнейшем условия воспроизводства стали ухудшиться, кейнсианская теория при дальнейшем ее применении раскручивала инфляцию. Поэтому эта модель была признана пригодной только для выхода из кризиса.

Следующая теория, неоклассическая, получила свое наиболее полное отражение в работах английского экономиста А. Маршалла, хотя сама по себе не представляет единой концепции и объединяет представителей нескольких школ. Неоклассики сформулировали закономерности хозяйствования в условиях свободной конкуренции и рыночного механизма, определили принципы экономического равновесия этой системы. Из неоклассической теории следовало, что в условиях свободной конкуренции автоматическое движение цен государством вызывает нарушение равновесия. Таким образом, теория провозглашает принцип невмешательства государства в экономическую жизнь.

Разновидностью неоклассической явилась монетаристская теория, лидером которой был американский экономист М. Фридмен. По мнению монетаристов, особое значение необходимо придать сфере денежного обращения. Экономическая функция государства состоит в поддержании стабильного денежного обращения, контроле над денежной массой. Основное внимание должно уделяться борьбе с инфляцией. На этом я закончу краткий исторический очерк, посвященный развитию экономических теорий. Помимо рассмотренных, есть еще много разновидностей данных и других теорий о роли государства в экономике и методах ее регулирования. Несложно заметить, что каждая из известных теоретических школ отражала инструментарии регулирования экономики. Однако до сих пор не сформировался универсальный критерий оптимальности государственного участия в рыночной экономике.

Государственное регулирование, по его мнению, включает следующие функции :

1. Регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

2. Формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

3. Выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации – собственно регулирование социально-экономических процессов.

В условиях рыночной экономики «эффективное государство» должно обеспечивать формирование отношений частной собственности, которая должна быть господствующей и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Также государство призвано создавать условия для предпринимательства, конкуренции, системы рынков и открытой экономики. Это означает, что государство должно создать и совершенствовать правовую базу хозяйства с целью 1) повышения роли законов в деятельности всех субъектов рыночной экономики; 2) стимулирования и поддержки реальных секторов экономики, которые способны обеспечить быстрый экономический рост.



Заключение

Собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.



В условиях рыночной экономики «эффективное государство» должно обеспечивать формирование отношений частной собственности, которая должна быть господствующей и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Также государство призвано создавать условия для предпринимательства, конкуренции, системы рынков и открытой экономики. Это означает, что государство должно создать и совершенствовать правовую базу хозяйства с целью 1) повышения роли законов в деятельности всех субъектов рыночной экономики; 2) стимулирования и поддержки реальных секторов экономики, которые способны обеспечить быстрый экономический рост.

Следовательно, государство представляет собой активно действующего экономического агента, функционирующего во взаимодействии с индивидуальными экономическими субъектами и группами (ассоциациями). При этом оно занимает видное место в экономической деятельности.

В лекции обобщен обширный теоретический материал по основным проблемам философии экономики.



В результате изучения материала лекции получено представление об экономической справедливости и справедливости распределения и роли государства в экономике.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница