Методические и методологические вопросы исследования конкуренции и уровня монополизма на финансово-кредитных рынках региона




Скачать 219.17 Kb.
Дата11.05.2016
Размер219.17 Kb.
Методические и методологические вопросы исследования конкуренции и уровня монополизма на финансово-кредитных рынках региона
Подмастерьева А.К.,

аспирант,

Орловский государственный

технический университет,

г. Орел, Россия
В условиях глобализации роль рынков финансов и кредитов значительно возрастает, и отсутствие в России качественной системы регулирования данных рынков, обеспечения конкуренции на них, высокий уровень монополизма и наличие недобросовестной конкуренции делают рынки финансов и кредитов страны и экономику России в целом менее привлекательными для зарубежных инвесторов.

В настоящее время в Российской Федерации существует множество проблем в области финансово-кредитных рынков. Одна из них связана с тем, что в России не сформировался категориально-понятийный аппарат в области финансово-кредитного рынка. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо ввести ряд определений: «финансово-кредитный рынок (рынок финансово-кредитных услуг)», «финансово-кредитная услуга», «конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг»

Можно ввести ряд определений для категории «финансово-кредитный рынок». Следует отметить, что понятия «финансово-кредитный рынок» и «рынок финансово-кредитных услуг» эквивалентны.

Формально-логическое определение понятия «финансово-кредитный рынок» можно сформулировать следующим образом: финансово-кредитный рынок (или рынок финансово-кредитных услуг) – это один из видов рынков, где объектом купли-продажи выступают финансово-кредитные услуги на основе спроса и предложения на них. Данное определение не является качественным, а лишь отражает понятие «финансово-кредитный рынок» через род и видовое отличие.

С точки зрения качественного анализ (т.е. содержания и сущности явления) рынок финансово-кредитных услуг – это система экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи финансово- кредитных услуг в процессе удовлетворения общественных потребностей в получении или предоставлении специфических финансово-кредитных продуктов (либо фондов денежных средств), на основе создания обществом и государством соответствующих условий для приоритетного обеспечения интересов граждан и повышения качества их жизни.

Наиболее точным и содержательным является определение категории «финансово-кредитный рынок» с позиции системного подхода: финансово-кредитный рынок – это система организации купли-продажи в интересах каждого из субъектов денежных (и иных оцениваемых в денежном исчислении) средств между субъектами экономических отношений, содержащая в своей структуре подсистемы денежного рынка, рынка капиталов, страхового рынка, валютного рынка. Кроме того, необходимо особо отметить, что общество и государство должны создавать условия при функционировании и развитии финансово-кредитного рынка для приоритетного обеспечения интересов граждан и повышения качества их жизни [2, с. 92].

Таким образом, генеральная функция (миссия) финансово- кредитного рынка в экономике страны состоит не просто в стихийном перераспределении финансовых и кредитных ресурсов, а в формировании и задействовании финансово-кредитных ресурсов на основе выявления государством закономерностей и приоритетных направлений их использования для стимулирования «переливов» финансово-кредитных потоков в этих направлениях, обеспечивая расширенное воспроизводство экономики и повышение качества жизни граждан. Таким образом, «финансовый рынок» является составной частью понятия «финансово-кредитный рынок» [4].

Еще одним ключевым понятием в области финансово-кредитного рынка является понятие «финансово-кредитная услуга».

Под «услугой» в общем случае понимается «целесообразные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей человека и общества в целом, в процессе выполнения которых не создается материально-вещественный продукт» [5].

Финансово-кредитная услуга представляет собой вид услуг, оказываемых финансово-кредитными организациями юридическим и физическим лицам по поводу купли-продажи финансово-кредитных ресурсов (финансово-кредитных продуктов).

Финансово-кредитная услуга – это целесообразная деятельность аппарата финансово-кредитных организаций по предоставлению финансово-кредитных продуктов, направленная на создание фондов денежных средств на различные цели, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем интересы потребителей финансово-кредитных услуг и осуществляющаяся, как на возмездной и возвратной основе, так и на безвозмездной и безвозвратной.

Финансово-кредитная услуга – это специфический товар, вращающийся на финансово-кредитном рынке, где продавцами данного товара выступают финансово-кредитные организации, а покупателями – физические и юридические лица, который может быть представлен на основе договора или закона, при приоритетном обеспечении интересов граждан и повышении качества их жизни, в форме банковской услуги, страховой услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга и др. видов финансово-кредитных услуг.

В Федеральном законе № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» определен перечень услуг, относящихся к финансово-кредитным услугам [1]:


  • банковская услуга;

  • страховая услуга;

  • услуга на рынке ценных бумаг;

  • услуга по договору лизинга;

  • услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Под конкуренцией на рынке финансово-кредитных услуг (или конкуренцией на финансово-кредитном рынке) необходимо понимать процесс цивилизованной борьбы участников рынка финансово-кредитных услуг за наиболее выгодные условия присутствия на данном рынке, наиболее полное удовлетворение своих потребностей, получение наибольшего экономического эффекта от участия на данном рынке при обеспечении равных возможностей для участников рынка финансово-кредитных услуг.

Конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг представляет собой систему состязательности участников рынка финансово-кредитных услуг (функционирующих и взаимодействующих в рамках данного рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения специфического товара – финансово-кредитной услуги, на уровень рыночных цен, с целью повышения качества услуг, прозрачности рынка, привлекательности рынков для инвесторов, наиболее полного и эффективного удовлетворения потребностей конечного потребителя данного вида услуг и, как следствие, повышения качества жизни населения.

Еще одна не менее важная проблема финансово-кредитного рынка, как Российской Федерации в целом, так и ее регионов, связана с несовершенством законодательной базы в области финансово-кредитных рынков, в том числе, и в области регулирования конкуренции на них. Необходимость эффективного решения данной проблемы во многом обосновывается наметившимися тенденциями монополизации во всех сегментах финансово-кредитного рынка Российской Федерации.

Существующая модель определения состояния конкуренции на региональных финансово-кредитных рынках и уровня монополизма на них, основанная на определении доминирующего положения финансово-кредитной организации на соответствующем рынке финансово-кредитных услуг, а также таких показателей, как Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации и т.д. Данная модель не учитывает динамику цен на соответствующие финансово-кредитные услуги, а также качественную составляющую предоставляемых финансово-кредитных услуг.

Для повышения качества антимонопольного регулирования предлагается существенно модернизировать существующую методику исследования конкуренции и уровня монополизма на финансово-кредитных рынках региона.

Для этого предлагается два принципиальных направления: оценка динамики цен на финансово-кредитные услуги и оценка доминирующего положения финансово-кредитной организации по цене, с учетом качества предоставляемых услуг.

Для более эффективного определения уровня монополизации того или иного сегмента финансово-кредитного рынка применяется следующая экономико-математическая модель – комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках (HHSPI), позволяющий охарактеризовать уровень монополизации рынка финансово-кредитных услуг в зависимости от числа финансово-кредитных организаций, осуществляющих деятельность в границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг, от степени неравенства между ними, а также с учетом роста цен на соответствующие финансово-кредитные услуги, скорректированные на уровень инфляции.

Экономико-математическая модель выявления монополизма на финансово-кредитных рынках региона представлена в Приложении А.

Комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках (HHSPI) предлагается рассчитывать как произведение индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI) и интегрального индекса изменения цен на финансово-кредитные услуги (ИИЦ) (формула 1):
(1)

где HHSPI – комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитном рынке;

ИИЦ – интегральный индекс изменения цен;

HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой показатель интенсивности конкуренции, который рассчитывается по формуле 2, как сумма квадратов долей финансово-кредитных организаций и (или) их филиалов в суммарном обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг. Для удобства при определении комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках индекс HHI должен принимать значения в пределах [0;1].


(2)

где HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана;



Di – доля i-той финансово-кредитной организации и (или) ее филиалов в суммарном обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;

n – число организаций, для которых высчитывается индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Для удобства при определении комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках индекс HHI должен принимать значения в пределах [0;1].

В свою очередь, доля i-той финансово-кредитной организации и (или) ее филиалов в суммарном обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и/или их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг, определяется по формуле 3:
(3)

где Di – доля финансово-кредитной организации и (или) ее филиалов в суммарном обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;



Vi – оборот финансово-кредитных услуг, предоставленных финансово-кредитной организацией и (или) ее филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;

Vi – суммарный оборот финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;

n – количество финансово-кредитных организаций, предоставляющих финансово-кредитные услуги в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг.

При этом сумма всех долей должна составлять 100% (Di = 100%).

Из формулы 1 видно, что комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках прямо пропорционален индексу HHI. Следовательно, значение комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках HHSPI будет снижаться с увеличением числа финансово-кредитных организаций и увеличиваться с усилением неравенства между финансово-кредитными организациями при любом их количестве.

В то же время довольно часто имеют место ситуации, когда при отсутствии явного монополизма цены постоянно растут (и не только за счет объективно обусловленной инфляции). В том числе могут иметь место негласные межкорпоративные соглашения. Такое изменение цен позволяет учесть интегральный индекс изменения цен, рассчитываемый по формуле 4:


(4)

где ИИЦ – интегральный индекс изменения цен;



dj – доля j-той финансово-кредитной услуги в общем обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;

Σdj = 1;

ΔIцj – изменение индекса цен на j-тую финансово-кредитную услугу;

m – количество финансово-кредитных услуг, предоставляемых финансово-кредитными организациями в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг.

В данной формуле ΔIцj может принимать и положительные, и отрицательные значения.

При расчете комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках (HHSPI) важно определить не только количественные значения изменений индекса цен на j-тую финансово-кредитную услугу, но и направления этих изменений, чтобы оценить, как меняются цены на финансово-кредитные услуги в соответствии с удельными весами этих видов услуг во всей совокупности финансово-кредитных услуг на рынке, рассчитываемых по формуле 5:
(5)

где dj – доля j-той финансово-кредитной услуги в общем обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг (Σdj = 1);



Vj – оборот j-той финансово-кредитной услуги, предоставленной всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;

Vj – суммарный оборот всех финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг;

m – количество финансово-кредитных услуг, предоставляемых финансово-кредитными организациями в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг.

Доля j-той финансово-кредитной услуги в общем обороте финансово-кредитных услуг, предоставленных всеми финансово-кредитными организациями и (или) их филиалами в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг, определяется в долях единицы, в сумме доли m-услуг должны составлять единицу. Рассчитав dj для m-услуг, можно оценить структуру финансово-кредитного рынка по видам финансово-кредитных услуг.


(6)

где ΔIцj – изменение индекса цен на j-тую финансово-кредитную услугу;



, – индекс цен на j-тую финансово-кредитную услугу в отчетном периоде в сравнении с сопоставимым периодом и в периоде, предшествующем отчетному, в сравнении с сопоставимым периодом;

, , – цена j-той финансово-кредитной услуги, предоставленной i-той финансово-кредитной организацией в сопоставимом периоде, в отчетном периоде и в периоде, предшествующем отчетному;

, – объем j-той финансово-кредитной услуги, предоставленной i-той финансово-кредитной организацией в отчетном периоде и в периоде, предшествующем отчетному;

n – количество финансово-кредитных организаций, предоставляющих финансово-кредитные услуги в установленных границах соответствующего рынка финансово-кредитных услуг.

В формуле 6 величины и – это цены j-той финансово-кредитной услуги, предоставленной i-той финансово-кредитной организацией в отчетном периоде и периоде, предшествующем отчетному, соответственно, выраженные в ценах сопоставимого периода (с учетом инфляции). То есть они представляют собой цены, скорректированные на величину инфляции.

Тогда величина ΔIцj, рассчитываемая как разница и , покажет, вызвано ли изменение цен на j-тую финансово-кредитную услугу только инфляцией или другими, не зависящими от инфляции факторами. Это связано с тем, что ΔIцj – это величина, на которую изменится индекс цен на j-тую финансово-кредитную услугу в отчетном периоде в сравнении с предшествующим ему периодом по причинам, не связанным с инфляцией.

Если ΔIцj = 0, то изменение цен на j-тую финансово-кредитную услугу связано только с инфляционными процессами и не может быть причиной ограничения конкуренции. Если же ΔIцj > 0, то существуют не только инфляционные причины изменения цен, а следовательно, это изменение может быть вызвано установлением необоснованно высоких (низких) цен, согласованными действиями группы лиц, вследствие ограничения конкуренции.

Изменение цен на рынке финансово-кредитных услуг может представлять собой не только рост цен, но и их снижение, следовательно, возможны случаи, когда суммарное значение снижения цен на рынке финансово-кредитных услуг будет больше суммарного значения роста цен на соответствующем рынке, тогда ИИЦ может принимать отрицательные значения. В настоящее время вероятность такой ситуации, конечно, мала.

Монополизация финансово-кредитного рынка возрастает со снижением уровня конкуренции на рынке, при этом с ростом монополизации увеличивается индекс HHI и возрастает ИИЦ. Так как ИИЦ и индекс HHI изменяются в одном направлении, то, следовательно, и комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках будет меняться в том же направлении. Для определения границ данного критерия необходимо рассмотреть предельные значения, которые может принимать функция HHSPI:

– если HHI = 0 (т. е. имеет место ситуация совершенной конкуренции), то HHSPI = 0 при любом значении ИИЦ;

– если HHI = 1, (т. е. имеет место ситуация полной монополизации рынка), то HHSPI = ИИЦ при любом значении ИИЦ;

– если HHI будет изменяться в границах (0;ИИЦ), то HHSPI будет принимать значения, равные произведению индекса Херфиндаля-Хиршмана и интегрального индекса изменения цен (HHI*ИИЦ), больше нуля, но меньше величины ИИЦ.

Таким образом, комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках HHSPI находится в границах [0;ИИЦ]. То есть HHSPI будет тем больше HHI, чем выше будет величина интегрального индекса изменения цен на соответствующие финансово-кредитные услуги в границах соответствующих рынков финансово-кредитных услуг.

В существующей на сегодняшний день практике возможны случаи, когда при относительно небольшой величине индекса HHI данный рынок считается низкоконцентрированным и исключается из дальнейшего анализа, при этом не учитывается динамика цен на нем. При расчете комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках (HHSPI) рынок, для которого характерна относительно небольшая величина индекса HHI, исследуется также и на динамику цен. Поэтому в случае, если для финансово-кредитного рынка будут характерны относительно низкий уровень HHI и относительно высокий уровень ИИЦ, то критерий HHSPI отразит реальный, более точный уровень монополизации рынка.

Комплексный критерий выявления монополизма на финансово-кредитных рынках HHSPI следует рассчитывать не только ежегодно, но и поквартально. Отношение величины комплексного критерия выявления монополизма на финансово-кредитных рынках (HHSPI) в отчетном периоде к величине данного критерия в периоде, предшествующем отчетному, показывает, имеет ли место ухудшение ситуации на рынке в части создания конкурентной рыночной среды или же наоборот.

Могут иметь место ситуации, когда явного доминирования финансово-кредитной организации на рынке финансово-кредитных услуг нет, их доли существенно ниже установленных пределов, а цены у всех у них растут, причем, часто, значительно быстрее темпов инфляции. Могут иметь место (часто так и есть) негласные межкорпоративные сговоры поставщиков тех или иных финансово-кредитных услуг. Отсюда следует вывод, что необходимо законодательно более четко раскрыть содержание понятия «согласованные действия» (ст.8 Закона №135-ФЗ), и, как частный случай, раскрыть содержание понятия «сговор». И, наоборот, могут иметь место ситуации, когда при наличии явного, по установленным критериям, доминирования финансово-кредитной организации – цены на ее услуги не растут или даже снижаются, а качество услуг, например, повышается. Очевидно, что для потребителей такая ситуация весьма привлекательна, и применять меры антимонопольного регулирования к такому хозяйствующему субъекту – финансово-кредитной организации – вовсе не обязательно.

Таким образом, для более объективного определения тенденций монополизма на определенном рынке финансово-кредитных услуг необходимо ввести иные критерии.

Введем следующие показатели:

1. Обобщенный индекс прироста (изменения) цен по финансово-кредитной услуге «p» (ΔICp), рассчитываемый по формуле 7:



(7)

где i – индекс финансово-кредитной организации, предоставляющей финансово-кредитную услугу «p»;



N – количество финансово-кредитных организаций, предоставляющих финансово-кредитную услугу «p»;

ΔCip – прирост (изменение) цены финансово-кредитной услуги «p» по финансово-кредитной организации «i» (в долях единицы).


2. Обобщенный индекс повышения, прироста (изменения) качества финансово-кредитной услуги «p» (ΔПКp) (формула 8):

(8)

где i – индекс финансово-кредитной организации, предоставляющей финансово-кредитную услугу «p»;



N – количество финансово-кредитных организаций, предоставляющих финансово-кредитную услугу «p»;

ΔКip – повышение (изменение) качества финансово-кредитной услуги «p» по финансово-кредитной организации «i» » (в долях единицы).

Критериями определения наличия или отсутствия конкуренции и выявления негативного доминирования финансово-кредитной организации (или нескольких финансово-кредитных организаций) является совокупность следующих соотношений.

1. Безусловная (абсолютная) конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг:



(9)

где LI – предельный, устанавливаемый Правительством и ЦБ РФ на текущий год, индекс инфляции. Его диапазон: 5-10%, в среднем – 7,5%.

В случае выполнения указанных соотношений имеет место гарантированная конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг.

2. Относительная позитивная конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг:



(10)

где ПК/С – интегрированный критерий «качество-цены» финансово-кредитной услуги.

В данном случае, несмотря на возможный рост цен – темп прироста качества финансово-кредитной услуги превышает темп прироста цен, что для потребителей является позитивом. Поэтому, можно считать, что конкуренция на рынке финансово-кредитной услуги «p», несмотря на рост цен – все-таки имеет место.

3. Безусловное (гарантированное) отсутствие конкуренции на рынке финансово-кредитных услуг:

ухудшился за отчетный период

(11)

где LI – предельный, устанавливаемый Правительством и ЦБ РФ на текущий год, индекс инфляции. Его диапазон, как правило: 5-10%, в среднем – 7,5%.

В данном случае, таким образом, в обязательном порядке должен готовиться комплекс мер по демонополизации рынка соответствующей финансово-кредитной услуги в рамках, как правило, комплексной программы демонополизации. Одновременно следует разрабатывать и комплекс мер по повышению качества.

4. Недостаточная, неэффективная конкуренция на рынке финансово-кредитных услуг:



(12)

В данном случае темпы прироста цен превосходят темпы прироста потребительских качеств финансово-кредитной услуги, что требует и разработки комплекса мер программы демонополизации и, одновременно, комплекса мер по повышению качества финансово-кредитных услуг. Четвертый критерий, как видно, менее «жесткий», чем третий критерий, однако уровень конкуренции в данном случае все-таки недостаточен. Кроме того, при нулевом и отрицательном обобщенном индексе повышения, прироста (изменения) качества финансово-кредитной услуги «p» (ΔПКp), имеет место ситуация безусловного (гарантированного) отсутствия конкуренции.

Таким образом, помимо существующих критериев доминирования хозяйствующих субъектов на рынке, необходимо учитывать доминирование по цене финансово-кредитной организации на рынке финансово-кредитных услуг:

1. Доминирующим положением финансово-кредитной организации (группы лиц) или нескольких финансово-кредитных организаций (групп лиц) по ценам на рынке определенной финансово-кредитной услуги, приводящим к безусловному отсутствию конкуренции, признается положение, которое характеризуется следующими соотношениями обобщенных индексов прироста цен и качества финансово-кредитных услуг:

=

где ΔICp – обобщенный прирост (изменение) цен по финансово-кредитной услуге «p» по всем финансово-кредитным организациям;

ΔПКp – обобщенный прирост (изменение) качества финансово-кредитной услуги «p» по всем финансово-кредитным организациям;

i – индекс финансово-кредитных организаций, предоставляющих финансово-кредитную услугу «p»;

N – количество финансово-кредитных организаций, предоставляющих финансово-кредитную услугу «p»;

ΔCip – прирост (изменение) цены финансово-кредитной услуги «p» по финансово-кредитной организации «i» (в долях единицы);

ΔКip – прирост (изменение) качества финансово-кредитной услуги «p» по по финансово-кредитной организации «i» (в долях единицы);

LI – предельный, устанавливаемый Правительством и ЦБ РФ на текущий год, индекс инфляции.

2. Неабсолютное доминирующее положение финансово-кредитной организации по ценам и недостаточная, неэффективная конкуренция характеризуется следующими соотношениями индексов прироста цен и качества финансово-кредитной услуги:



где ПК/С – интегрированный критерий «качество-цены» финансово-кредитной услуги.


3. Безусловно (гарантированно) не может быть признано доминирующим положением финансово-кредитной организации (организаций) по ценам, обеспечивающим безусловную (гарантированную) конкуренцию на финансово-кредитном рынке, положение, характеризующееся следующими соотношениями обобщенных индексов прироста цен и качества финансово-кредитной услуги:


4. Нецелесообразно признание доминирующим положением финансово-кредитной организации (организаций) по ценам положение, характеризующееся следующими соотношениями обобщенных индексов прироста цен и качества товара, соответствующее наличию относительной позитивной конкуренции:

где ПК/С – интегрированный критерий «качество-цены» финансово-кредитной организации.

Таков, с нашей точки зрения, необходимый и достаточный спектр критериев оценки наличия или отсутствия конкуренции на рынках финансово-кредитных услуг. Далее, определив конкретную ситуацию на рынке в соответствии с представленными критериями, органы федеральной антимонопольной службы и, при необходимости, совместно с иными федеральными и региональными органами должны разработать и реализовать необходимый и достаточный пакет мер антимонопольного регулирования, включая действительно действенные санкции, установление предельных уровней рентабельности товаров после тщательного внешнего аудита издержек товаропроизводителя, развития малого бизнеса и т.д.

Таким образом, повышение эффективности развития экономики, формирование полноценных рынков финансово-кредитных услуг и, в конечном счете, повышение качества жизни граждан России настоятельно требует совершенствования действующего антимонопольного законодательства, в основу чего в том числе могут быть заложены представленные положения.


ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. (с изм. от 8 ноября 2008 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Подмастерьева, А.К. Теоретические и методологические подходы к определению категории «финансово-кредитный рынок» / А.К. Подмастерьева // Проблемы и перспективы развития финансовых рынков и инструментов в регионах России: Материалы международной научно-практической интернет-конференции 20-22 октября 2008 года. – Орел: ОрелГТУ, 2009. – С. 88-94.

3. Садков В.Г. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования / В.Г. Садков, А.К. Подмастерьева // Финансы и кредит. – 2008. - №6 (294). – С.2-11.

4. Садков В.Г., Подмастерьева А.К. Проблемы и перспективы антимонопольного регулирования финансово-кредитных рынков // Управление общественными и экономическими системами [Электронный ресурс]: Многопредметный научный журнал. № гос. регистрации 0420300014 – Орел: ОрелГТУ, 2008. - №1. – режим доступа к журналу: http://bali.ostu.ru/umc/.



5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница