Место человека в экономике Страчкова Ксения Алексеевна




Скачать 44.93 Kb.
Дата11.05.2016
Размер44.93 Kb.
Место человека в экономике

Страчкова Ксения Алексеевна

Студент

Тюменский государственный университет, 
экономический факультет, Тюмень, Россия
E–mail: k.a.s.4991@gmail.com

Человек за всю историю своего существования в экономике выполнял определенные функции, за исключением начального этапа (эпоха собирательства):

1) воспроизводящую функцию, означающую, что активность человека в экономике направлена на восстановление себя, своих жизненных сил и условий жизни;

2) производительную, проявляющуюся в направленности человека на преобразования средств природы в целях создания полезных материальных благ;

3) защитную (охранительную), заключающуюся в направленности человека на сохранение устойчивости экономики, а также защиту от рисков внутренних и внешних угроз (безработицы, банкротства, голода, травм и болезней, войн и т. п.).

Все эти функции связаны и взаимосвязаны, поэтому всегда важна комплексность их реализации.

Чтобы реализовать такие функции в экономике, человек должен обладать определенными свойствами, т. е. характеристиками, которые обуславливают его возможности и особенности жизнедеятельности в экономике.

Свойств у человека, как известно, много, но не все они важны для его функционирования в экономике. Поэтому следует различать среди них те, которые соответствуют и способствуют реализации функций человека в экономике [10].

Свойство человека иметь потребности является начальной точкой. Именно потребности, требующие благ для своего удовлетворения, заставляют «работать» экономику, а развитие, расширение потребностей — одна из движущих сил развития экономики.

Но потребности еще не создают активности человека в экономике, в действие их включает интерес. Определяя направленность деятельности и степень ее активности, экономический интерес становится главной движущей силой в экономике.

Однако и интересов явно недостаточно для человека в экономике. Нужны его способности, т. е. особый комплекс свойств, которые делают человека пригодным (способным) к осуществлению конкретного, исторически сложившегося вида экономической деятельности. Способности — решающий фактор уровня и возможностей развития экономики, да и общества в целом. Мера способностей определяет потенциал развития экономики.

Современное состояние экономики ставит перед экономической наукой новые цели и задачи [12]. Решение данных задач требует не только расширения уже имеющейся базы информации, но и непосредственной ориентированности на человека. Так как человеческая личность многообразна и неповторима, то при научном анализе экономической жизни необходимо использование модели человека. В экономике модель – это некоторая абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется свойством объекта и целями исследования [11].

Как и любая другая научная модель, модель человека построена на различных упрощениях. Она включает в себя ключевые признаки, характеризующие индивида, мотивы того или иного экономического выбора, а также возможности человека, которые он использует для достижения тех или иных потребностей.

Изучение модели человека является актуальным, так как оно помогает понимать основы экономики, а в результате и понимать многие общественные процессы.



***

Модель человека является важнейшим компонентом в изучении экономики. Без нее невозможно было бы дать более детальную характеристику каждого из направлений моделирования человека. Кроме того рассмотренные в работе модели помогают проследить процесс развития человека и экономики в разное время.

Понимание экономических моделей дает возможность объяснить мировоззренческие установки людей, спрогнозировать их поведение. Фактически, любая теоретическая экономическая конструкция опирается на то или иное (явное или неявное) представление о поведении человека. При всем разнообразии имеющихся моделей человека, можно выделить главные компоненты, присутствующие в любой схеме: гипотеза о мотивации (целевой функции экономической деятельности человека); гипотеза о доступной информации; представление о физических и интеллектуальных возможностях человека.

Также, изучая классические модели в экономической науке, мы выделили новую модель человека, которая функционирует уже в новой экономической системе. Для такой новой, концептуальной модели характерно то, что главным звеном в экономическом процессе становится интеллект. Модель нового человека построена на его интеллектуальной составляющей.



Литература

  1. Автономов, В.С. Модель человека в экономической науке / В.С. Автономов. – СПб: Экономическая школа, 1998. – 230 с.

  2. Автономов, В.С. Очерки экономической антропологии / В.С. Автономов, А.Г. Гаджиев, Е.Н. Калмычкова. – М.: Наука, 1999. – 127 с., ил.

  3. Акимова, Т.А. Экономика природы и человека / Т.А. Акимова. – М.: Экономика, 2006. – 334 с.

  4. Афанасенко, И.Д. Экономика и духовная программа России / И.Д. Афанасенко. – СПб.: Третье тысячелетие, 2001. – 416 с.

  5. Белик, А.А. Культурная (социальная) антропология / А.А. Белик. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. – 613 с.

  6. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник / Е.Ф. Борисов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.

  7. Васильцова, В.М. Институциональная экономика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.М. Васильцова, С.А. Тертышный. – СПб.: Питер, 2013. – 256 с.: ил.

  8. Вечканов, Г.С. Экономическая теория / Г.С. Вечканов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 448 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

  9. Курс экономической теории / Под редакцией проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – Киров: «Вятка», 1994. – 624 с.

  10. Левада, Ю. А. Проблема человека / Ю. А. Левада. – М.: Издатель

Карпов Е. В., 2011. – 526 с.

  1. Лиман, И.А. Общая Экономическая теория: учебное пособие / И.А. Лиман, Е.М. Черкашов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. – 668 с.

  2. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 576 с.

  3. Симкина, Л.Г. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

  4. Шаститко, А.Е. Модели человека в экономической теории: Учеб. пособие / А.Е. Шаститко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 142 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).

  5. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. / Й. Шумпетер. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.

  6. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Высшее образование).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница