Местное самоуправление в Московской области на примере г. Химки




страница1/10
Дата03.05.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Местное самоуправление в Московской области на примере г. Химки.


Что такое власть? Что она такое на местном, муниципальном уровне? Что такое власть по отношению к рядовому гражданину? Каким образом простой человек может воздействовать на власть? Почему воздействовать на власть жизненно важно для людей?

На эти и многие другие актуальные и порой болезненные вопросы отвечает новая брошюра Дмитрия Мышкина. Он рассказывает о том, с чем знаком лично на примере отношений власти и граждан в своем родном городе Химки.

Брошюра полезна всем, кто неравнодушен к окружающему миру, или наоборот – тому, кто думает, что происходящее вокруг его не касается, живущему по принципу «моя хата с краю».

Мы уверены, что события, которыми наполнена жизнь современной России, не «пена», не политические провокации элит и тем более не «рука Запада». Это – преддверие эволюционного возвращения России «на круги своя», на путь, начавшийся в 1905-м году, путь логического развития страны в соответствии с историческими законами развития любого человеческого общества.

Мы живем в удивительное время, так будем же вершить его сами, мы, граждане России!
Сергей Макаров, гражданский активист, Химки, Левый берег.

Оглавление


Введение. 3

Общее о власти в целом (теоретическая часть) 8

Общее о муниципальном законодательстве (теоритическая часть). 9

Внешние субъекты 10

Местная элита. 12

Крупный внешний бизнес. 14

Внутренний мелкий бизнес. 15

Крупные внешние СМИ. 16

Местные СМИ. 16

Внутренняя элита 17

Общественные объединения, гражданские активисты, местные отделения политических партий. 18

Неактивные пенсионеры, которые не принадлежат ни к одной из групп общественности, но поддерживающие любую деятельность власти. 21

Общее об общественности и участии общественности в политическом процессе. 21

Непосредственное участие населения в управлении городом. 23

Публичные мероприятия (митинги, пикеты, шествия, собрания). 25

Избирательная комиссия города. 26

Муниципальные выборы и административный ресурс на них. 26

Заключение. 28

Выводы. 29

Приложение 1 30

Приложение 2 31

Приложение 3 31

Приложение 4 33



«Когда народ много знает, им трудно управлять»

ЛАО-ЦЗЫ, китайский мудрец.

Введение.


Брошюра писалась в то время, когда у власти в г. Химки еще был «оккупационный» режим В.В. Стрельченко, поэтому отдельные моменты общественной жизни города сейчас изменились.

Часто люди задают вопрос: что происходит в городе и почему у власти не всегда, получается, действовать в интересах жителей? Ведь все чиновники говорят правильные слова, а некоторым из них даже действительно хочется, чтобы люди жили хорошо и комфортно и в городе был порядок. Так что же происходит?

Будем объективны: при прошлой администрации и Стрельченко у руля г. Химки вышел на первые места и в лидеры Подмосковья по многим показателям. Бюджет увеличился в три раза. Почти в каждом дворе появились детские площадки, услуги ЖКХ оказывались значительно лучше, чем в других городах Подмосковья – это факт. А жители все равно оставались недовольны. Постоянно шли стычки с властью. Почему? Ответить на это: «потому что все, кто во власти – воры и подлецы» – ничего не сказать, да это и не совсем так. Нужен подробный анализ властных отношений. Лишь понимая ситуацию в целом, можно понять и то, какие интересы движут чиновниками, а также главой города. Что имеет приоритет при принятии решений – личный или общественный интерес? Кем руководство города видит жителей: послушным быдлом, которому необходимо время от времени подбрасывать пайку, чтобы гасить растущее недовольство, или гражданами, которым чиновники подконтрольны и состоят у граждан на службе?

Все вокруг пронизано политикой, и практически нет человека вне политики, пусть даже он об этом и не догадывается. Любое властное решение – это решение политическое. Понимая, как крутятся шестеренки власти, жители могут и должны активно влиять на властные решения. Но, только разговаривая на кухнях или стуча по клавиатуре, изменить власть в лучшую сторону НЕВОЗМОЖНО. Люди понимают это и выходят на улицу. Но всякий, проявляющий гражданскую активность уже участвует в политическом процессе, вполне возможно даже не подозревая об этом. И всегда его активность кем-то используется, о чем лучше знать заранее. Такое использование – политическая норма, лишь бы оно было направлено на улучшение ситуации, а не на ее ухудшение.

В политике нет ни друзей, ни врагов. Есть только интересы определенных групп- политических игроков, и принципы, по которым группы строят свои отношения. На начальном этапе группа – это несколько активистов, которые объединились для отстаивания своих прав. Потом приходит понимание, что все намного сложнее, и люди постепенно включаются в политический процесс. Часто активисты примыкают к уже оформившимся группам или политическим партиям.

Как пример можно привести инициативную группу 4-го микрорайона (Новые Химки), Комитет гражданского контроля в Сходне, инициативные группы в Старбеево и Новогорске, общественное движение «За гражданские права», которое объединило гражданских активистов во всем городе. Под понятие «группа» также подходит и местное отделение политической партии, и общественные организации, созданные «сверху» для обслуживания власти (в этом случае «карманная организация» обслуживает интересы власти). Группами также можно назвать бизнес, интересы которого переплетаются с интересами власти или, наоборот, интересы власти переплетаются с интересами бизнеса.

Многое зависит от компетентности группы или отдельных ее членов. Если в группе есть юридически или экономически грамотные люди, то эффективность действий группы повышается в разы. Ведь местные чиновники очень часто пользуются правовой и экономической безграмотностью граждан, и, что называется, «вешают им на уши лапшу», либо говорят полуправду. Чиновникам на слово верить нельзя и все их заявления необходимо проверять, а самое главное – сверять их высказывания с реальными делами. У нас в городе все чиновники на словах борются с коррупцией 24 часа в сутки, а она только увеличивается! По крайней мере, так было до недавнего времени. Но где же результат?

Власть – она не хорошая и не плохая. Власть состоит из людей, у которых намного больше возможностей, так называемого административного ресурса. Бывает, что интересы отдельных групп и власти (точнее, людей во власти!) совпадают и тогда они действуют в одном направлении. И в идеале власть должна добиваться именно этого совпадения интересов. На практике часто бывает совершенно иначе. Интересы жителей одни, а интересы чиновников совсем другие. Тогда начинается противостояние, которое в идеале разрешается путем переговоров и нахождения компромисса. Если переговоры заходят в тупик, каждая группа начинает включать механизмы понуждения, которые имеются в ее арсенале. Гражданские активисты пытаются привлечь общественное внимание к проблеме, проводят публичные акции, привлекают СМИ, пытаются влиять через суды, правоохранительные или вышестоящие органы. У власти рычагов значительно больше, но у нее нет главного – положительного общественного мнения о своих действиях, в случае, если таковые не находят понимания у жителей. Общественное мнение нужно либо формировать, а значит входить в диалог с обществом, либо «нагибать» и ломать общество «через колено». Именно этим администрация В. В. Стрельченко успешно занималась в течение 10 лет.

Методы, которыми политик или группа могут добиться поставленных перед собой задач весьма различны. Для одних это бейсбольная бита и проломленный затылок, для других подкуп или откровенный популизм, для третьих открытая и компетентная позиция перед обществом. Методы любой политической деятельности определяет конечная цель. Кто-то идет в политику, чтобы заработать деньги, кто-то желает изменить мир к лучшему и сделать его более справедливым, кто-то попадает туда в силу сложившихся обстоятельств, а кто-то просто одержим жаждой власти. Но каждый человек или группа формируют некий шлейф политических интересов, порой даже не подозревая об этом. Интересы эти созвучны интересам других групп, или конфликтуют. Если мы говорим о группах гражданских активистов, то ими на начальном этапе движет противостояние бездумной застройке своего района или урезание территории парка отдыха. Именно так возникли многие инициативные группы в городе. Но окунувшись в этот процесс, люди понимают, что все намного сложнее, чем казалось вначале. И в одиночку со своими проблемами справиться невозможно. На начальном этапе, составляя коллективные письма во властные инстанции, гражданские активисты наивно полагают, что после отправки писем все их проблемы решатся, и бывают крайне удивлены и даже озлоблены, когда этого не происходит. Хотя это, – не удивляйтесь! – вполне закономерный процесс.

К сожалению, фактически, чиновники у нас уже давно превратились в отдельную мощную политическую бизнес-силу, которая преследует свои интересы и активно влияет на политический процесс и задает нужную ей повестку дня. Формальное закрепление этого положения вещей произошло через партию «Единая Россия», которая так и называется «партия власти». Плохо это или хорошо? Плохо: и для власти в целом и для жителей. В отсутствие политической конкуренции решения принимаются очень узким кругом лиц и при этом обычно преследуются частные интересы в ущерб общественным. С целью формального соблюдения верности «демократическим ценностям» создается видимость политической конкуренции. И не важно, что в Химкинском Совете депутатов представлены 4 политические партии, это – фикция, имитация. И это проблема не Химок, а страны в целом. Нужно менять систему с самого низа, с муниципальных образований. Даже федеральная власть, по-моему, это понимает, и вниз, на муниципальный уровень идут сигналы, что пора меняться.

Проблемы, которые хотят решить активисты делятся на частные и общие. Мелкие частные проблемы, такие как ремонт дома или качество уборки территории, власть по мере сил решает, ведь это не затрагивает интересов чиновников во власти или затрагивает незначительно. Справедливости ради нужно сказать – не могут же чиновники совсем ничего не делать! Хоть что-то на благо общества они должны делать и делают. Им за это мы с вами платим зарплату из своих налогов. Но работают они лишь в тех необходимых объемах, чтобы не накапливалась социальная напряженность, способная вылиться в социальный взрыв.

А вот общие проблемы, такие как точечная застройка – чиновники не будут решать или будут решать крайне вяло до того момента, пока не увидят, что им противостоят серьезные, структурированные, компетентные и хорошо организованные группы или не поступит недвусмысленное предложение сверху от которого они будут не в силах отказаться.

Интерес группы активистов можно сформулировать как соблюдение разумного баланса между застройкой города и интересами простых жителей – обывателей. А интерес власти – сдача любого земельного участка под строительство. Так было до недавнего времени. Если позиция новой администрации – разумный баланс между застройкой города и интересами жителей, то проблемы и накал страстей будет постепенно спадать. Произойдет ли это – покажет время.

Интересы власти также подразделяются на общие и частные, которые постоянно переплетаются. Если группа или политик в первую очередь преследует общественные интересы, а потом уже частные – это нормально и политический процесс идет достаточно разумно и честно. Если частные интересы превалируют, то в политическом процессе идет перекос. Начинается принятие непонятных основной массе населения решений, интересы города и жителей предаются в угоду своим частным интересам, а чиновники берут «откаты» за принятие решений.

Это – политика, где никому нельзя верить на слово, а делать выводы о гражданах и чиновниках нужно исключительно по их поступкам. Нельзя никого делить на «красных» и «белых». Подлецы, как и порядочные люди, есть везде. И во власти, и в любых партиях, и среди простых жителей.

Чем большими властными полномочиями или влиянием обладает группа, тем эффективнее она может решать поставленные перед собой задачи.

Властные полномочия – это не обязательно занятие каких-то должностей в администрации, хотя значимость высокого положения тоже не отрицается. Это могут быть хорошие отношения с местными чиновниками со взглядами, схожими со взглядами группы, либо позиция группы совпадает с позицией вышестоящей власти, например региональной или федеральной. Противоречия в действиях или позициях органов различных этажей власти можно с большим успехом использовать в своих интересах. На первичном этапе очень важно добиться узнаваемости группы и поддержки широкими массами населения своей позиции, что даст возможность группе войти в различные общественные объединения, формируемые властью, такие как общественная палата или общественный совет. Необходимо донести свою позицию до общества и убедить широкие массы в необходимости обсуждения этой проблемы. С этого начинается ее решение.

Чтобы избежать невыгодного решения проблемы или даже просто ее широкого гласного обсуждения, власть старается допускать на общественное поле только «своих» проверенных людей или откровенную серость и бездарность. Так спокойнее. Если отбросить эмоции и принять, что мы говорим не о реальной боли конкретного человека, а о некой форме общественной игры, называемой политика – это нормально. Каждая группа борется за обладание властными полномочиями и использует для этого все доступные методы. И местные чиновники отлично понимают, что пропуская в политический процесс харизматичных лидеров, или хорошо организованные группы, они сами взращивают себе конкурентов, потому что эти субъекты рано или поздно станут претендовать на власть и потеснят их. Именно поэтому в России сейчас идет настоящий саботаж местного самоуправления самими же местными чиновниками. Химки здесь не исключение. Но саботаж этот с улыбками, с заверениями в преданности и полном согласии с позицией общества. Местное самоуправление развивается сейчас не благодаря, а исключительно вопреки усилиям местных чиновников!

Возможно, что ситуация с приходом нового главы изменится. По крайней мере, очень хочется в это верить. В любом случае мы не должны отчаиваться, а напротив, верить, что все проблемы могут быть решены, причем в достаточно короткие сроки. Пытаться перевоспитать местных чиновников не имеет смысла. Необходимо заявлять и проводить в жизнь свои требования по расширению местного самоуправления и перехода от «имитационного» местного самоуправления к реальному. Официально не один чиновник не признается, что он занимается саботажем местного самоуправления, а значит необходимо добиваться реального самоуправления. Это влечет за собой включение в процесс самоуправления широких масс. Да и среди чиновников уже все больше людей, которые придерживаются позиции на «реальное местное самоуправление». Их нужно искать и с ними работать.

Пример. В законе о местном самоуправлении есть такая форма управления, как ТОС (территориальное общественное самоуправление). Граждане могут создать ТОС и на своей территории автономно решать свои проблемы, конечно периодически отчитываясь перед администрацией. Вполне логично, ведь у нас развивается местное самоуправление! В конце 2010 года в Новогорске и Сходне жители захотели создать ТОСы, чтобы решать свои проблемы самостоятельно. Этих людей объединила проблема застройки территории их проживания, и они поняли, что отстаивать свои права с помощью ТОСа легче.

Реакция со стороны Совета депутатов была молниеносной! В положение о ТОС г. Химки были внесены «драконовские» поправки и теперь создать ТОС в Химках можно только теоретически. Практически же это НЕВОЗМОЖНО. Однако на словах Совет депутатов ратует за права граждан и постоянно выдает бойкие эссе в местные СМИ в духе: «в городе жизнь стала лучше, стала веселее». Надеюсь, что скоро будут внесены послабления в положение о ТОСах в Химках, облегчающие создание ТОСов. О подобном поведении Совета депутатов и отдельных депутатов нужно говорить и такое поведение необходимо обсуждать. Это саботаж местного самоуправления? Да саботаж, но с улыбками, с заверениями в вечной дружбе и т. д. Вот он – местный политический процесс! Все встает на свои места. Кто, какие и чьи интересы преследует!

Чем больше групп и граждан интересуются городской жизнью и влияют на политический процесс, тем политика интереснее, разнообразнее, справедливее и честнее. Но влиять на политический процесс необходимо качественно, иначе усилия многих групп рассеиваются, «уходят в пшик». Лидер, который говорит красивые слова на митингах, в большинстве случаев не может также хорошо разобраться в политическом процессе и правильно выстроить стратегию для достижения конечной цели. Подобные лидеры хороши, как народные трибуны, но избирать таких людей на государственные должности в современной России – неверно и вредно делу. Как пример можно привести избрание в 2004 году губернатором Амурской области популярного артиста Михаила Евдокимова. Уже через год он попал в автокатастрофу. Возможно это случайность, но до конца губернаторского срока Евдокимов точно бы не продержался. Он оказался полностью недоговороспособным и непредсказуемым. В политике это недопустимо. Точно также и Евгения Чирикова, просто по определению не могла быть избрана в 2012 году на пост главы, и она это отлично понимала.

Политика – это постоянное движение вперед. Необходимо постоянно выдвигать инициативы, быть в центре внимания, публично продвигать свои идеи. Безынициативность равна политической смерти, а активность – жизни. Именно поэтому все чиновники стараются держать при себе безынициативных людей. Они не представляют конкуренции. Но это личное дело чиновников – пусть они думают, как хотят. А у нас должно быть другое мнение. Наоборот, компетентных, харизматичных и инициативных людей нужно поддерживать и продвигать в органы власти всеми доступными способами.

Снаружи систему не изменишь, ее можно изменить только изнутри, постепенно проводя в нее людей с взглядами, ориентированными на развитие гражданского общества, на уважении власти к правам граждан, на партнерские отношения общества и власти, на постепенную замену верноподданнических, рабских настроений населения. Изменения пойдут, критическая масса уже почти созрела.

Однако ответственного гражданина необходимо воспитывать. Ведь мы – рабы, мы – наследники векового рабства! Рабами были наши предки, рабами рождались наши дети. Чтобы жить, мы должны освободиться, мы должны вырастить такого гражданина, который понимает, что он совместно с властью несет ответственность за все происходящее в городе, в стране, и не боится брать на себя эту ответственность. Это сложно, долго и трудно. Пожалуй, это наитруднейшая на сегодня задача – разбудить в человеке Гражданина!

Так не бывает, что сегодня в городе правовой беспредел и нигилизм, а завтра, проснувшись, мы вдруг станем жить в прекрасном правовом государстве. Но добиться результатов можно, и так или иначе, но жизнь меняется уже сейчас, прямо на наших глазах, и процесс этот необратим, как смена времен года.

Когда Вы решитесь участвовать в политическом процессе, необходимо быть готовым к тому, что на Ваши действия тут же найдутся критики. Будут укорять за мелкие компромиссы с властью (ВАЖНО: Если компромисс не противоречит внутренним убеждениям группы и может послужить ей на пользу, в компромиссе нет ничего страшного), и поэтому предаете идеалы гражданского общества и тому подобную дребедень. Критики, а правильнее – критиканы, лучше всех знают, как и что нужно сделать, но почему-то не делают. От них ничего не слышно, кроме нытья про «кровавый режим» и про то, как все плохо. Мол, вот падет «кровавый режим» и все сразу же станет хорошо и прекрасно! Такой критикан и вроде бы «оппозиционер» и борец за права граждан и вместе с тем ответственности никакой, знай себе поливай помоями власть, а также всех, кто с тобой не согласен. Очень выгодная и удобная позиция. А реальные дела подождут. Исключительно всем понравиться нельзя, поэтому лучше не обращать внимания на неаргументированную критику и откровенный популизм.

Следует знать, что власть говорит на равных только с сильными и организованными группами. На слабаков она просто плюет и поступает так, как считает нужным. С теми, кто заискивает перед властью , она тоже поступает соответствующее: использует их в своих интересах и, как только нужда в них отпадает, просто бросает. В рамках политики это правильно и нормально. Так устроено общество. Если ты сильный – с тобой договариваются, если ты слабый – тебя просто не замечают.

Зная, как принимаются решения во власти, можно повлиять на эти решения, чтобы они были приняты с учетом интересов общества, а не только узкой группы лиц.

Помимо формальных законов существуют неформально-личные отношения, о которых и пойдет речь. Главе муниципального образования каждый день приходится выстраивать неформальные отношения и заниматься политическим процессом. От понимания этого можно сделать вывод, сколько интересов переплетается при принятии того или иного решения.

Глава любого города Подмосковья по определению – политик, даже если раньше он никогда политикой не занимался. Быть политиком обязывает значительная финансовая независимость городов – это касается больших городов, серьезные денежные потоки, баснословно дорогая земля и близость к столице России. Также играет большую роль то, что в Подмосковье нет своей столицы. Москва – это отдельный субъект. Неверно думать, что вся власть – это монолитная структура. Во власти идет постоянная борьба кланов, плетутся интриги, определенные группы преследуют свои интересы, входят в соглашения или идут на конфликты, наконец, банально перекупаются друг другом. Но во власти работают командами, в которой все относительно друг другу доверяют. Именно поэтому со сменой главы города практически всегда сменяются все заместители.

Подмосковье сейчас можно сравнить с древней Англией во времена «Великой хартии вольностей» когда шла война непокорных и независимых баронов с королем Джоном. Есть непокорные и своенравные бароны – главы городов и есть губернатор – король Джон, который постоянно пытается все взять под свой контроль. А вверху федеральная власть, которая не вмешивается в процесс, но зорко следит за всем происходящим и в любую минуту готова крикнуть «брэк!», если ситуация грозит зайти слишком далеко.

Это скрытая, но настоящая и жестокая война с улыбками на лице, с заверениями о постоянной дружбе и любви, но, так или иначе, с продвижением своих частных интересов в ущерб общественным, то есть нашим с вами.

Основная цель любой группы или политика – это борьба за власть. То есть продвижение своих людей во властные структуры. Потому что, только обладая властными полномочиями, группа может продвигать свои интересы, и чем серьезнее полномочия, тем КПД группы больше. В большой политике все то же самое. Определенная группа ставит главу города и после этого продвигает свои интересы. Главный механизм – выборы, которые и определяют цель всей политической деятельности.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница