Механизм управления затратами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства




Скачать 230.29 Kb.
Дата23.04.2016
Размер230.29 Kb.
На правах рукописи


ЛУЖЕНКОВА Ольга Сергеевна


МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАССЕЙНОВЫХ УПРАВЛЕНИЙ

ВОДНЫХ ПУТЕЙ И СУДОХОДСТВА

Специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами - транспорт»

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Санкт-Петербург

2009


Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций».

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Селезнева Наталья Николаевна

Официальные оппоненты:


доктор экономических наук, профессор



Поваров Герман Васильевич
кандидат экономических наук, доцент

Григорян Мартын Грантович

Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта»


Защита диссертации состоится « 24 » ноября 2009 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 223.009.01 в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций в ауд. 235 (198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан « 19 » октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор Е. А. Королёва

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Эффективность работы водного транспорта и его роль в единой транспортной системе России существенно зависит от состояния, развития и функционирования водных путей. Россия располагает значительной сетью внутренних водных путей, целью эксплуатации которых является обеспечение безопасности судоходства, гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов с учетом возрастающих объемов перевозок грузов и пассажиров.

Современное состояние внутренних водных путей, являющихся объектом государственного регулирования, сдерживает эффективное использование транспортного флота, требует значительных инвестиций для развития инфраструктуры, изменения системы управления водными путями. Повышение результативности управления водными путями, во-многом, определяется рациональным использованием бюджетных средств; формированием эффективных внебюджетных источников финансирования; совершенствованием управления внебюджетными затратами.

Предполагаемая реформа системы управления внутренними водными путями расширит возможности учреждений путевого хозяйства по развитию предпринимательской деятельности, приведет к росту внебюджетных источников доходов и соответствующих затрат. Это обуславливает приоритетность задач по совершенствованию управления внебюджетными затратами в рамках менеджмента затрат учреждений путевого хозяйства.

В то же время ряд вопросов формирования внебюджетных затрат остаются в научном и прикладном плане не решенными. Не сформировано понятие механизма управления затратами учреждений путевого хозяйства; оперативные решения по формированию внебюджетных затрат практически не связаны со стратегическими целями государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС); основным методом формирования внебюджетных затрат в ГБУВПиС остается составление смет; практически отсутствует системный подход к внутрифирменному бюджетированию, устарела методика расчета нормативов по формированию внебюджетных затрат в путевом хозяйстве.

Необходимость разработки научно обоснованных методических положений и практических рекомендаций по формированию механизма управления внебюджетными затратами государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства определила актуальность диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методического обеспечения формирования механизма стратегического и оперативного управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства путем интеграции сбалансированной системы показателей с бюджетированием.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:



  • изучение особенностей формирования и классификация затрат учреждений путевого хозяйства на основе систематизации основных концепций управления затратами;

  • обоснование принципов, структуры, функций и инструментария механизма управления затратами на водном транспорте;

  • оценка возможности адаптации сбалансированной системы показателей в менеджмент учреждений водных путей и целесообразности ее внедрения в механизм управления затратами;

  • обоснование сбалансированной системы показателей управления затратами по центрам ответственности;

  • совершенствование внутрифирменного бюджетирования, включая обоснование методики нормирования внебюджетных затрат;

  • исследование интеграции сбалансированной системы показателей в процесс внутрифирменного бюджетирования учреждений водных путей;

  • апробация предлагаемых методических положений.

Объект исследования — государственные бассейновые управления водных путей и судоходства.

Предмет исследования — методические основы формирования механизма управления внебюджетными затратами учреждений путевого хозяйства.

Теоретическая и методологическая база исследования — фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления затратами, стратегического менеджмента, концепции сбалансированной системы показателей, бизнес - планирования и бюджетирования, экономики и управления на водном транспорте. В процессе работы использовались общенаучные методы и приемы: абстрагирование, моделирование, анализ и синтез, группировки, сравнение и др.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды ведущих российских и зарубежных ученых, которые внесли существенный вклад в создание теории затрат: П.С. Безруких, М.А. Вахрушиной, Н.Д. Врублевского, К. Друри, В.Б. Ивашкевича, С.А. Котлярова, И.Г. Кукукиной, С.А. Николаевой, В.Ф. Палия, В.П. Савчука, Ч.Т. Хорнгена, Дж. Фостера, Дж. К. Шанка, А.Д. Шеремета, Дж. К. Шима.

При выполнении работы использованы труды российских ученых по развитию экономической науки на водном транспорте: С.П. Бланка, А.А. Булова, А.С. Бутова, Л.Н. Буяновой, М.С. Вульфсона, А.П. Ирхина,Е.А. Королевой, В.И. Краева, Г.М. Курошевой, Е.А. Лаврентьевой, А.Н. Лазарева, В.А. Легостаева, Н.А. Лукьянова, А.А. Митаишвили, В.Г. Никифорова, Т.А. Пантиной, Г.В. Поварова, Н.Н. Селезневой, И.П. Скобелевой и др.

Информационная база исследования — законодательно-нормативные документы в бюджетной сфере, долгосрочные целевые программы развития транспорта РФ, Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями РФ, статистические данные Госкомстата РФ, справочные и аналитические данные сайта Минтранса РФ, Росморречфлота, данные отчетности и прогнозы развития Федерального государственного учреждения «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ГБУ «Волго-Балт»).



Научная новизна и наиболее значимые результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

  • расширена классификация внебюджетных затрат с учетом особенностей учреждений путевого хозяйства;

  • сформулировано понятие, обоснованы принципы, структура, функции и инструментарий механизма управления затратами путевого хозяйства;

  • обоснован концептуальный подход по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей и аргументирована целесообразность ее внедрения в механизм управления затратами;

  • разработана матричная модель формирования центров ответственности и обоснована методика каскадирования сбалансированной системы показателей управления затратами по центрам ответственности;

  • обоснован инструментарий внутрифирменного бюджетирования, включая расширение состава бюджетов и совершенствование методики нормирования внебюджетных затрат с применением АВС-метода;

  • разработана методика интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование и обоснована схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов учреждений путевого хозяйства.

Практическая значимость диссертационного исследования. Разработанная методика нормирования внебюджетных затрат позволит повысить их обоснованность при составлении бюджетов по видам деятельности, центрам ответственности учреждений путевого хозяйства. Рекомендации по интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование и схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов могут быть использованы в практике внутрифирменного бюджетирования. Основные научные результаты и методические положения диссертационного исследования внедрены в практику бюджетирования и механизм управления затратами ГБУ «Волго-Балт».

Апробация выводов и результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на межвузовских конференциях аспирантов и докторантов в СПБГИЭУ (2006 - 2007 гг.), на межвузовском научно – методическом семинаре аспирантов и соискателей в СПГУВК (2007 – 2008 гг.).

Публикации. Методические и практические результаты диссертационного исследования опубликованы в восьми печатных работах, в том числе одна публикация - в издательстве, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений общим объемом 166 страниц, включает 23 рисунка, 13 таблиц, библиографический список из 181 наименования.

Во введении обоснована актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, показана степень разработанности проблемы в научной литературе, сформулированы основные цели и задачи исследования.

В первой главе «Затраты государственных учреждений путевого хозяйства: формирование и проблемы управления» систематизированы концепции управления затратами, расширена классификация видов внебюджетных затрат и определены проблемы управления затратами.

Во второй главе «Методическое обеспечение механизма управления затратами на основе сбалансированной системы показателей государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства» исследован механизм управления затратами ГБУВПиС. Обоснован концептуальный подход по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей и аргументирована целесообразность ее внедрения в механизм управления затратами. Разработана матричная модель формирования центров ответственности, обоснована методика каскадирования стратегических целей управления затратами по центрам ответственности.

В третьей главе «Бюджетирование как инструмент механизма управления затратами ГБУ «Волго-Балт»» обосновано методическое обеспечение внутрифирменного бюджетирования путем расширения состава бюджетов, совершенствования методики составления бюджетов на основе нормирования внебюджетных затрат с применением АВС-метода, уточнения технологии бюджетирования. Обоснована методика интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование и разработана схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов учреждений путевого хозяйства.

В заключении обобщены основные выводы и практические рекомендации по результатам диссертационного исследования.

II. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ


1. Классификация внебюджетных затрат учреждений

путевого хозяйства

Эффективность менеджмента затрат определяет уровень интенсивного использования ресурсов производственной деятельности, инновационный характер ее направленности. Для повышения результативности принятия управленческих решений в хозяйствующих субъектах большое значение имеет обоснованная классификация затрат.

Исследование теории и практики классификации затрат на водном транспорте показало недостаточную изученность этих проблем в учреждениях водных путей, недооценку различия затрат, неодинаковых по источникам покрытия, явное несоответствие существующей классификации части затрат путевого хозяйства их экономическому содержанию.

ГБУВПиС относятся к федеральным государственным учреждениям. Бюджетные средства обеспечивают около 60% потребности в источниках покрытия затрат. Внебюджетные затраты покрываются за счет доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями путевого хозяйства.

В настоящее время, несмотря на различия в источниках покрытия названных видов затрат, их группировка осуществляется идентично в соответствии с Бюджетным кодексом России по статьям бюджетной классификации, что сдерживает эффективное управление внебюджетными затратами, роль которых возрастет в результате предполагаемого реформирования системы управления внутренними водными путями.

В диссертационном исследовании на основе систематизации основных концепций управления затратами, обобщения существующих видов классификации затрат, учета особенностей управления на внутренних водных путях расширена классификация видов внебюджетных затрат по сферам использования; признакам систематики; видам регламентируемых затрат. Обоснована детальная группировка внебюджетных затрат для формирования себестоимости работ (услуг), принятия управленческих решений и планирования, контроля и регулирования по элементам и статьям затрат, в соответствии с видами работ, местам возникновения затрат, экономической роли в процессе производства и другим признакам.



2. Организационно – экономический механизм управления

затратами государственных учреждений путевого хозяйства

Управление затратами – фундаментальная проблема, решение которой требует использования соответствующего организационно – экономического механизма. Несмотря на достаточно широкое применение в экономической литературе термина «механизм управления затратами», в практическом менеджменте учреждений путевого хозяйства не определены содержание и основные компоненты этой категории.

В исследовании сформулировано понятие, обоснованы принципы, структура, функции и инструментарий механизма управления затратами.

Автор определяет механизм управления затратами как совокупность методов регулирования процесса разработки и реализации управленческих решений в области формирования и контроля затрат, оценки их влияния на достижение экономических и общественных целей субъекта.

В качестве основных компонентов механизма управления затратами рассматриваются принципы регулирования, структура, функции и методический инструментарий механизма.

Принципы регулирования механизма управления затратами отражают основные правила и нормы формирования затрат, соблюдение которых способствует достижению целей и решению поставленных задач.

Применительно к ГБУВПиС сформулированы следующие принципы:

а) целевой совместимости, во-первых, государственного нормативно-правового регулирования и рыночных способов управления бюджетными и внебюджетными затратами, а, во-вторых, механизма управления затратами, как элемента общей системы управления, и внутреннего механизма, учитывающего отраслевую специфику водных путей;

б) адаптивности механизма управления затратами к меняющимся условиям функционирования хозяйствующего субъекта;


в) рационального распределения полномочий и ответственности за принятие решений на всех уровнях управления затратами;

г) сочетания стратегического и текущего управления затратами:

при управлении бюджетными затратами – синтез стратегических задач в рамках концепции "бюджетирования, ориентированного на результат" (БОР), и тактических задач путем составления бюджетных смет;

при управлении внебюджетными затратами – синтез сбалансированной системы показателей с внутрифирменным бюджетированием.



Структура механизма управления затратами представляет собой совокупность устойчивых связей между субъектом и объектом управления. В настоящее время субъектами управления бюджетными и внебюджетными затратами являются ГБУВПиС. В условиях реформирования системы управления внутренними водными путями РФ субъекты управления бюджетными затратами будут представлены администрациями речных бассейнов, подведомственными Росморречфлоту; субъекты управления внебюджетными затратами - ФГУП «Росводпуть» и его бассейновыми филиалами

Объектом управления являются затраты, места их возникновения и носители, методы определения и контроля.



Функциями механизма управления затратами автор считает процессы формирования и контроля затрат, которые характеризуются однородностью выполняемых работ, их целевой направленностью и осуществляются с использованием разработанного методического инструментария. Основными функциями являются планирование, организация, мотивация, контроль, обмен информацией, принятие решений по управлению затратами.

Методический инструментарий механизма рассматривается в исследовании как совокупность приемов и способов управления затратами с целью с целью достижения задач, поставленных перед ГБУВПиС.

Основными способами формирования бюджетных затрат являются целевые программы, в рамках которых ассигнования выделяются на достижение конечных результатов, а также сметы, сформированные по нормативам для определения необходимых объемов финансирования затрат.

Методическое обеспечение формирования внебюджетных затрат, по мнению автора диссертационного исследования, требует:

1.обоснования и внедрения сбалансированной системы показателей;

2.совершенствования внутрифирменного бюджетирования путем разработки методики нормирования внебюджетных затрат;

3.интеграции сбалансированной системы показателей в бюджетирование.



3. Концептуальный подход по адаптации сбалансированной системы показателей к учреждениям водных путей

Цели управления затратами на водном транспорте определены Транспортной стратегией РФ на период до 2030 г., Концепцией реформирования системы управления водными путями РФ и другими государственными программами развития отрасли. Однако стратегические цели ГБУВПиС по управлению затратами не установлены в научном и прикладном аспекте. Для реализации задачи стратегического управления затратами в исследовании рассмотрена возможность адаптации сбалансированной системы показателей в ГБУВПиС, и целесообразность ее внедрения в механизм управления затратами.

По мнению автора, первым этапом должно стать внедрение в учреждениях путевого хозяйства сбалансированной системы показателей (ССП). Данная концепция, обоснованная американскими учеными Р.Капланом и Д.Нортоном, позволяет одновременно координировать в процессе управления стратегические цели с тактическими; учитывать, наряду с финансовыми показателями, ряд нефинансовых индикаторов; своевременно реагировать на изменения в бизнес-процессах.

Возможности использования ССП для совершенствования управления затратами в государственных учреждениях отличаются от аналогичных процессов в коммерческих организациях. Для ГБУВПиС финансовая составляющая формирует ограничения, связанные с бюджетным финансированием, поскольку учреждения путевого хозяйства должны жестко соизмерять свои затраты с финансированием, выделенным из бюджета. Стратегический целевой показатель деятельности ГБУВПиС - эффективность выполнения государственной программы по содержанию, развитию ВВП и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений Цели в этом случае имеют реальный результат, тогда как финансовые индикаторы носят ограничительный характер.

Поскольку ГБУВПиС относится к государственным учреждениям, то, как доказано в исследовании, логика разработки ССП требует прямого учета нормативно – законодательных актов, перевода стратегии с позиции «что делать» на позицию «как делать», а также согласования социальных целей следующих заинтересованных групп - пользователей услугами инфраструктуры водных путей:

государства – в лице федеральных и региональных органов власти. Основная цель – создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения;

Минтранса РФ и Росморречфлота. Основная цель – содержание и развитие водных путей, обеспечение условий судоходства для безопасного плавания и эффективной эксплуатации транспортного флота;

отраслевых бизнес - субъектов. Основная цель – увеличение прибыли за счет использования услуг ГБУВПиС;

внеотраслевых бизнес – субъектов. Основная цель – повышение эффективности работы путем использования ресурсов ВВП, с одной стороны, и формирования портфеля заказов на выполнение работ для ГБУВПиС, с другой стороны.

Сказанное определило особенности формирования автором перспектив (проекций) ССП, группировки целей, их обоснования и представления в разработанной стратегической карте целей. Последняя отражает приоритеты ГБУВПиС по проекциям «Финансы», «Потребители», «Внутренние бизнес-процессы», «Внешние бизнес-процессы», «Обучение и развитие» (рис.1). Конечной задачей разработки стратегической карты является систематизация целей различных участников, заинтересованных в реализации стратегии, и установление логических связей между целями. Чтобы достичь целостности построения стратегической карты, автор систематизировал показатели ГБУВПиС по названным перспективам.

В результате исследований, выполненных по рассмотренному направлению, обоснованы концептуальный подход по адаптации ССП к учреждениям водных путей, и целесообразность ее внедрения в механизм управления затратами.

4. Методика каскадирования сбалансированной системы показателей управления затратами по центрам ответственности

Детализация и уточнение стратегических целей управления затратами ГБУВПиС предполагает формирование центров ответственности на различных уровнях организационной иерархии. Для этой цели в диссертационном исследовании используются два подхода:



    • выделение в качестве ЦО функциональных подразделений. Недостатком данного подхода является невозможность контролировать внебюджетные затраты по видам работ;

    • выделение в качестве ЦО видов выполняемых работ. Однако при этом часть общепроизводственных затрат, которые входят в стоимость работ, не может контролироваться руководителем центра.

Для решения проблемы автором диссертации предлагается использовать матричную модель, в которой выделяются оба вида ЦО - функциональные подразделения и отдельные виды работ. Матричная модель позволяет сформировать структуру управления внебюджетными затратами по ГБУВПиС в целом и ЦО, органично сочетающую функциональное и централизованное управление затратами с принципами децентрализации и самостоятельности организационных единиц на локальных направлениях, имеющих четко выраженные задачи. Состав ЦО представлен на рис. 2.

Рис. 1.Стратегическая карта целей ГБУВПиС



Рис. 2. Состав центров ответственности

Формирование ЦО позволяет осуществить каскадирование стратегических целей на нижестоящие уровни управления. Для целей диссертации каскадирование определяется как «построение ССП для структурных подразделений (центров ответственности) ГБУВПиС на различных уровнях организационной иерархии».

Каскадирование повышает качество управления внебюджетными затратами в организационных единицах, поскольку цели вышестоящих подразделений последовательно делегируются в ССП нижестоящих ЦО для достижения синтеза стратегических и тактических целей ГБУВПиС.

В диссертационном исследовании обоснованы этапы внедрения каскадирования внебюджетных затрат ГБУВПиС - определение структуры и метода каскадирования по подразделению, реализация каскадирования, согласование итоговых показателей между подразделениями, документирование результатов и их интеграция в механизм управления затратами.

5. Методическое обеспечение внутрифирменного бюджетирования

Основным инструментом механизма управления затратами является внутрифирменное бюджетирование. Проблема бюджетирования достаточно всесторонне рассмотрена в научной литературе, а процесс бюджетирования широко используется в практическом менеджменте российских компаний, в том числе в учреждениях путевого хозяйства.

В настоящее время формирование бюджетов в ГБУВПиС сводится к составлению сметы доходов и расходов по бюджетной классификации. При имеющихся ресурсных ограничениях действующая «сметная» методика не позволяет полностью использовать потенциал бюджетирования, объективно оценивать направления и результативность расходования средств. Среди нерешенных проблем внутрифирменного бюджетирования автор отмечает длительность периода разработки бюджетов, отсутствие взаимосвязи стратегических целей управления затрат с тактическими, ориентацию бюджетов преимущественно на решение краткосрочных задач.

Первоочередным этапом совершенствования внутрифирменного бюджетирования в учреждениях водных путей, по мнению автора, должно стать внедрение ССП, отражающей количественные и качественные показатели ГБУВПиС. Создание ССП неизбежно приведет к интеграции стратегического управления в процесс бюджетирования. При этом уровень внутрифирменного бюджетирования должен отвечать требованиям ССП.

В соответствии с этим в диссертационном исследовании разработано комплексное методическое обеспечение совершенствования внутрифирменного бюджетирования по следующим направлениям:

1. расширение структуры бюджетов;

2. уточнение технологии внутрифирменного бюджетирования, включая обоснование порядка мониторинга, контроля и анализа процедур составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения; разработка регламента последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов;

3. разработка методики нормирования внебюджетных затрат с применением АВС-метода.

Проанализировав существующую структуру бюджетов в ГБУВПиС, автор исследования детализирует ее, существенно дополняет и доводит основной бюджет учреждений и ЦО до составления проектного баланса по ГБУВПиС и филиалам (рис. 3).

Предложения автора по структуре внутрифирменного бюджетирования внедрены в ГБУ «Волго – Балт». Одновременно автором уточнен и доведен до практического использования регламент внутрифирменного бюджетирования и выполнена автоматизация соответствующих расчетов.

Формирование бюджета требует научно обоснованной нормативной базы. В настоящее время в ГБУВПиС отсутствуют нормативы для определения внебюджетных затрат по видам платных работ и заказам.

Ведущим направлением исследований в области внутрифирменного бюджетирования автору представляется разработка методики нормирования внебюджетных затрат. В диссертации обоснована следующая методика формирова-



Рис. 3. Структура бюджетов по ГБУВПиС

ния нормативов. Норматив по каждому виду работ и отдельному заказу (Нпij) состоит из норматива себестоимости содержания объектов прямых затрат (Нпрij), отражающего внебюджетные затраты ГБУВПиС непосредственно по выполнению определенного i-го вида работ и j-го типа заказа, и норматива себестоимости содержания объектов косвенных затрат (Нкосвij), отражающего внебюджетные затраты по обслуживанию и управлению в доле, приходящейся на i-ый вид работ и j-ый тип заказа:

Нпij = Нпрij + Нкосвij

Деление затрат на прямые и косвенные, отнесение их на выполняемые работы и заказы является базовым принципом расчета норматива.

Изучение автором различных способов нормирования затрат показало, что в связи с большим разнообразием работ, выполняемых в ГБУВПиС, наиболее сложным вопросом нормирования представляется распределение косвенных затрат по видам работ и заказам. Для этих целей в работе рассмотрен и предложен к внедрению алгоритм расчета норматива с распределением косвенных затрат по системе ABC - метод.

Метод АВС основан на том, что затраты образуются поэтапно в результате выполнения определенных операций. На первом этапе устанавливаются объекты затрат и прямые затраты по статьям расходов распределяются на содержание объектов. На втором этапе выявляются косвенные затраты, структура которых аналогична структуре прямых затрат. На третьем этапе определяется база распределения прямых и косвенных затрат (в форме матрицы). На четвертом этапе по каждой статье объекта прямых затрат рассчитываются коэффициенты, которые служат базой для распределения косвенных затрат. На пятом этапе происходит распределение косвенных затрат по каждому объекту в разрезе отдельных статей затрат. На последнем, шестом, этапе в соответствии с установленной базой распределения (этап третий) рассчитывается сводный норматив.

Реализации алгоритма требует специального математического аппарата и использования специфической терминологии, детально изложенных в составе диссертации. Для определения сводного норматива с учетом циклической взаимосвязи по АВС - методу нужно решить систему линейных уравнений:





где n — количество операций; m — количество ресурсов; Oi — полная себестоимость i-й операции; Ri — полная себестоимость i-го ресурса; Cm — себестоимость ресурса m, полученная на первом этапе; ai,n — доля себестоимости i-го ресурса, которая переносится на себестоимость операции n; bi,n — доля себестоимости i-й операции, которая переносится на себестоимость операции n; di,m — доля себестоимости i-й операции, которая переносится на себестоимость ресурса m.

Решить систему можно с помощью любого программного обеспечения, в том числе Excel.

На базе разработанной методики в исследовании в качестве примера обоснован сводный норматив себестоимости содержания земкаравана и обслуживающего его флота в сутки по пяти видам заказов. Расчетная величина норматива показана в табл. 1.

Таблица 1

Норматив себестоимости содержания одних суток земкаравана

и обслуживающего флота



№ п/п

Характеристика вида заказа

Себестоимость 1 сут. содержания, руб.

1

Заказ 1

159 860

2

Заказ 2

160 902

3

Заказ 3

161 914

4

Заказ 4

210 684

5

Заказ 5

211 696

Результаты апробации подтвердили адекватность и реализуемость обоснованной в работе методики нормирования внебюджетных затрат.

Применение нормативов для составления бюджетов, по мнению автора, позволит научно обосновать внебюджетные затраты на выполнение платных работ ГБУВПиС, создать условия для удовлетворения потребностей заказчиков, обеспечить прозрачность бюджетов при распределении ограниченных ресурсов.



6. Интеграция сбалансированной системы показателей в бюджетирование

В настоящее время отсутствие взаимосвязи стратегических целей управления затрат с тактическими задачами не позволяет учреждениям путевого хозяйства полностью использовать потенциал внутрифирменного бюджетирования даже при наличии его методического обеспечения. По мнению автора, одной из задач при внедрении ССП является интеграция сбалансированной системы показателей в бюджетирование.

Авторский подход к интеграции ССП в бюджетирование основан на идентификации взаимосвязей ключевых стратегических показателей с видами отдельных бюджетов. Предложенная в диссертационном исследовании методика интеграции ССП в процесс внутрифирменного бюджетирования предполагает три этапа работ. На первом этапе на основе ССП формируются стратегические цели ЦО по бюджетным и предпринимательским видам деятельности; на втором этапе - определяются параметры операционных и финансовых бюджетов, направленные на выполнение стратегических целей; на третьем этапе, согласно стратегическим целям, происходит распределение ограниченных ресурсов ГБУВПиС, осуществляется контроль и выполняется анализ реализации стратегии.

В рамках проекций ССП обоснована схема взаимосвязи показателей ССП с совокупностью бюджетов учреждений путевого хозяйства (рис. 4).

Разработанные автором ключевые показатели каждой проекции генерируют стратегические цели и являются базой для составления бюджетов. На основе сформированных бюджетов выявляются результативные индикаторы, которые характеризуют уровень достижения стратегических целей в оперативной деятельности.

В целом, интеграция ССП в систему бюджетирования представляет собой инструмент совершенствования механизма управления внебюджетными затратами. Она позволяет систематически оценивать степень реализации стратегии ГБУВПиС, повышать управляемость и адаптивность механизма управления затратами к изменениям во внутренней и внешней среде, обеспечивать действенную оценку результативности управления внебюджетными затратами.



Совершенствование механизма управления затратами позволяет усилить инновационную, социальную и экологическую направленность развития путевой составляющей на водном транспорте при сохранении федеральной и региональной роли государственного регулирования в содержании, развитии и техническом совершенствовании качества путевых работ.

III. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


Публикация в издательстве, рекомендуемом ВАК России:

  1. Луженкова О.С. Применение сбалансированной системы показателей в государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства // Транспортное дело России. – М., 2009. – № 5. с. 65-68 (0,66 п.л.)

Публикации в прочих издательствах:

  1. Свиридова О.С. Планирование затрат на внутреннем водном транспорте // Финансы и инвестиции: сб. науч. тр. / под ред. И.П. Скобелевой -СПб.:ФГОУВПО «СПГУВК», 2006. - Вып. 8. с. 97-104 (0,70 п.л.)

  2. Луженкова О.С. Центры финансовой ответственности как средство повышения эффективности работы Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства // Материалы межвуз.науч.-метод. сем. асп. / под ред. Л.Н. Буяновой. – СПб.: СПГУВК, 2007. с. 30-36 (0,45 п.л.)

  3. Луженкова О.С. Управление затратами по центрам ответственности // Современные аспекты экономики. – СПб., 2009. – № 4(141). с. 202-206 (0,31 п.л.)

  4. Луженкова О.С. Каскадирование как метод управления затратами // Современные аспекты экономики. – СПб., 2009. – № 5(142). с. 187-191 (0,35 п.л.)

  5. Луженкова О.С. Методика нормирования внебюджетных затрат государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Курск, 2009. № 9. с. 7 – 10 (0,29 п.л.)

  6. Луженкова О.С. Совершенствование внутрифирменного бюджетирования в ГБУ «Волго-Балт» // Экономика социология и право. – М.: 2009. № 9 с.26-32 (0,26 п.л.)

  7. Луженкова О.С. Классификация внебюджетных затрат государственных учреждений путевого хозяйства // Молодой ученый. – Чита, 2009. - № 10. с. 157-162 (0,52 п.л.)


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница