Материалы для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по дисциплинам предметной подготовки




страница1/7
Дата09.05.2016
Размер1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
БОУ СПО ВО «Сокольский педагогический колледж»

Методические материалы для подготовки к государственной (итоговой) аттестации

по дисциплинам предметной подготовки


Составители: Шарова Е.В., Барсова Е.А., Бахорина О.С., Варбанец Е.С.,

Неустроева О.А., Тихомирова Т.Л., Тюхова И.А.







Сокол

2012 г.

Методика математического развития
1-вопрос: Формирование количественных представлений в разных возрастных группах
Практически все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, переработанные в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) включают раздел «КОЛИЧЕСТВО» .

Анна Михайловна Леушина выделила этапы формирования количественных представлений: 1 и 2 младшие группы – это 1-й этап – дочисловой (знакомим детей с понятиями «один», «много», «ни одного», учим сравнивать множества по количеству способами наложения и приложения);

счетная деятельность – 2-й этап появляется лишь в средней группе (по программе Васильевой) и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, 3-й этап – вычислительная деятельность – подготовительная группа.

Счетная деятельность – это практическая деятельность людей с конкретными множествами. Называние числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Обучение количественному счету в разных возрастных группа отличается.

Во-первых, пределами сосчитывания предметов:

В разных программах по-разному.





Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста под ред. Васильевой М.А.

Программа

«Радуга»


(Т.Н.Доронова и др.)

Программа

«Детство»

(В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.)


Программа

«Развитие»

(Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.)


Программа

«Истоки»


(Т.А.Алиева, Т.В.Антонова и др.)

Ср.гр. – 5

Ст.гр. -10

Подг.гр. - 20


Ср.гр. – до 10

Ст. гр. – до 20





Ср.гр – 5-10

Ст.гр. – 20 и более



Ст.гр – до 10

Подг.гр – до 20



Мл.гр. – 5

Ср.гр.- 10

Ст.гр – 20

Подг.гр - 33 и более




Во-вторых, от развернутых действий при счете в ср. гр. Переходить к постепенному их свертыванию.

Если в ср.гр.: -Дети дотрагиваются до каждого предмета,

называют числительные по порядку;

-Начинают счет со слова один;

-Считают слева направо;

-В конце делают обобщающий жест и называют

общее число предметов.

Далее счетные действия детей сворачиваются и усложняются:

-Счет без обобщающего жеста;

- Дотрагиваются до предметов не рукой, а указкой;

- Счет на расстоянии;

-Счет про себя, счет группами.



В–третьих, от усвоения счета предметов переходим к сету изображений, символов, движений, звуков и т.д. ( Для этого используем различные дидактические материалы).

После обучения приемам счета, формируем понятие числа в процессе упражнений с предметами, картинками, ГФ. Показываем независимость числа сначала от размеров предметов, затем от расстояния между предметами, потом от конфигурации их расположения и обсуждаем это. Сначала рассматриваем равночисленные множества, затем неравночисленные. Работу начинать со средней группы. Усложнение: увеличиваем количество элементов в сравниваемых множествах от 1 до 10, даем сразу несколько отличий.

Когда сформирована счетная деятельность у детей развиваются представления о числе как абстрактном математическом понятии. Знакомим с составом натуральных чисел в пределах десяти из единиц. Используем карточки с изображением картинок на обобщающее слово. Задания: "Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи как сделал" ; " Составь число 5 из названий цветов". В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной - в пределах второго пятка.

Дидактические игры: "Я знаю 5 имен девочек..."( игра с мячом) и др.

После ознакомления детей с составом чисел из единиц формируем умение составлять числа из 2-х меньших чисел. Используем два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки); числовые и цифровые карточки. отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10. Задания: "Вере подарили 4 карандаша, как она могла их поделить с Мишей? Покажите 2 карточки, чтобы всего было 9"



Дидактические игры: "Лото", "Гаражи", "Назови сумму", "Назови разность".

Кроме счета с помощью различных анализаторов мы учим отсчитывать предметы из большего количества:

-По образцу («Посчитай, сколько бабочек, и отсчитай столько же кружков»);

-По заданному числу («Отложи пять кругов», «Отложи пять кругов и еще один» -По цифровому изображению («Отложи 7 квадратов. Покажи цифрой, сколько у меня грибов»)



Счет на слух (счет звуков)

Как наглядный материал используются музыкальные инструменты: барабан, метал­лофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.

Замечание: не дают четкого одинокого звука: бубен, погре­мушка, колокольчик, гармошка.

Методика обучения

Подготовительный этап:

Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и источник воспроизведение звука. Один звук соотносится с одним действием (например, появление игрушки).



I этап

Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят источник воспроизведения звука. Задания да­ются поэтапно по мере выполнения.



II этап

Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, ис­пользуем ширму). Инструкция дается целиком, но в последова­тельности выполнения заданий, с напоминанием действий.



III этап

Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свобод­ной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анали­зируют сами.



Схема:

— Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.

— Расскажите, что и как вы сделали.

Усложнения

1. Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.

2. Уменьшаем интервалы между звуками.

3. Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инстру­ментов.

4. Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с за­крытыми глазами, или используем магнитофонную запись).

5. Даем задания, связанные со знанием отношений между числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков услышишь».

Дидактические игры

«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картин­ках.) и др.

Счет на ощупь (по осязанию)

Особенности наглядного материала: объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди). Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются


Методика обучения

I этап

Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти), в муфте.



II этап

Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.

Последовательность обучения:

1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по кар­точке слева направо или сверху вниз, другой рукой придержи­вать карточку;

2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно с последующей проверкой зрением;

3) предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и проверить себя, сняв чехол.



III этап

Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желу­ди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спи­ной или на связке. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочка­ми диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани.

Усложнения

1. Увеличиваем количество от 1 до 10.

2. Уменьшаем размеры предметов.

3. Увеличиваем темп выполнения задания.

Дидактические игры

«Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый счи­тает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.



Счет движений. Методика обучения.

Мл.-ср. возраст - без пространственной ориентировки.

("Посчитай, сколько раз Маша присела").

В Ст. возрасте добавляется ориентировка в пространстве, задания по отсчитыванию на 1 больше, на 1 меньше, чем образец.

("Посчитай, сколько раз я махну флажком, отсчитай столько же").

Счет движений используется обычно в комбинированном счете, сочетаясь с другими видами счетной деятельности.



Дидактические игры

«Найди звездочку». (Дети делятся на две команды и дают друг другу задания на комбинированный счет. Контроль за правильностью выполнения осуществляется по звездочке, спря­танной под лепестком с соответствующей цифрой.);

«Угадай, какие часы идут правильно» (Дети — часы. Хлопают глазками столько раз, какое число показывают контрольные цифровые часы.) и др.

К старшей-подготовительной группе дети учатся считать предметы, которые занимают разное пространственное расположение.

От горизонтального положения переходим к вертикальному и наискосок, потом по кругу и виде числовой фигуры, а потом хаотично.



Таким образом, обучение количественному счету проходит на протяжении всего дошкольного возраста и на каждом возрастном этапе имеет свои характерные особенности.
2-вопрос: Формы организации работы по математической деятельности детей дошкольного возраста.

В дидактике «форма» рассматривается как способ организации учебной деятельности.

Вся работа по организации математической деятельности детей дошкольного возраста в детском саду проходит в рамках 4 блоков видов деятельности:

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) образовательная деятельность по математическому развитию детей дошкольного возраста проходит через образовательные области: Познание и Коммуникация, Физическая культура и Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

С детьми всех возрастных групп организуется ежедневно непосредственно образовательная деятельность. Формулировка "занятие" по ФГТ относится только к организации различных видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и специалистам, таким как учитель – логопед, учитель- дефектолог.

Решение образовательных задач строится с учетом принципа интеграции.



Формы образовательной деятельности по образовательным областям.


Формы работы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Игровая ситуация

Дидактическая игра

Ситуация общения

Ситуативный разговор

Беседа после чтения

Интегративная деятельность

Игра-драматизация

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающая игра

Экскурсия

Рассказ


Проблемная ситуация

Чтение

Беседа после чтения

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций

Разговор с детьми

Игра


Проектная деятельность

Создание коллекций

Интегративная деятельность

Исследовательская деятельность

Конструирование

Экспериментирование

Развивающая игра

Наблюдение

Проблемная ситуация

Рассказ


Беседа




  1. Значение НОД:

  1. Даются знания, самостоятельно приобрести которые ребенок не в состоянии.

  2. Решаются все программные требования.

  3. Осуществление обучающих, воспитательных, развивающих задач происходит в комплексе.

  4. Математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Количество и длительность в плане НОД, место в расписании НОД.

Образовательные занятия по математическому развитию в разных программах даются с разных возрастных групп.



Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста под ред. Васильевой М.А.:


Программа

«Радуга»


(Т.Н.Доронова и др.)

Программа

«Детство»

(В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.)


Программа

«Развитие»

(Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.)


Программа

«Истоки»


(Т.А.Алиева, Т.В.Антонова и др.)

Со 1 младшей группы

Со 2 младшей группы

С 1 младшей группы

Со средней группы

Со 2 младшей группы, но некоторые математические представления формируются у детей в раннем возрасте.

Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10(от 22 июля 2010 г.№91).

1 НОД в неделю в 2 младшей группе, 1 НОД в неделю в ср. гр., 1 НОД в неделюв ст.гр, 2 НОД в неделю – в подготовительной группе.

10 минут – 1 младшая группа,

15 мин. – 2 младшая группа,

20 мин. – средняя группа,

25 мин. – старшая группа,

30 мин. в подготовительной группе.

НОД по математике требует умственного напряжения от ребенка, ее рекомендуют проводить в 1 половине дня, но не в понедельник в сочетании с более подвижными: музыкальными, физкультурными, по изобразительному искусству.

Структура НОД по математическому развитию:

1.Организационная – это значит, что занятие состоит из определенных частей: организационная (вступительная часть, начало занятия, дается тема, игровая ситуация); основная часть – решение основных программных задач;

итог занятия – подводятся качественнее и количественные итоги, дается характеристика выполнения задания, оценка и самооценка детей.

2. Содержательная – на образовательных занятиях решаются определенные группы задач: обучающие, воспитательные, развивающие, речевые.


Виды НОД по математическому развитию.

НОД по программному содержанию:

НОД по изучению нового материала;

Смешанные (1 новая задача, 3 на повторение);

Повторного типа (до 6 задач)

Программные задачи берутся из разных разделов программы:

Мл.гр. – 1-2 программных задачи;

Ср.гр. – 2-3 программных задачи;

Ст.гр. – 3-4, Подгот. – 4-6.

Рекомендуется комплексное решение задач.

НОД по организации деятельности детей:

фронтальные;

групповые - дифференцированные (игры, игровые упражнения);

индивидуальные (игра, беседа, наблюдение, тесты).

Индивидуальная форма работы использовалась во все времена в семейном воспитании. Особое место индивидуальная форма обучения приобрела в системе М. Монтессори. Положительное: накопление детьми личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом. Отрицательное: экономически невыгодно, недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками.

Коллективная форма работы (фронтальная, групповая) возникла с развитием общественного дошкольного воспитания.

Положительное: экономически выгодная форма работы, взаимная помощь и взаимное обучение.

Отрицательное: недостаточно учитываются индивидуальные различия детей.

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) в младших группах преобладают индивидуальные, групповые формы работы, в старших – коллективные формы работы.

Деление на подгруппы (дифференцированное обучение) позволяет регулировать объем и сложность изучаемого материала, корректировать количество НОД в неделю (месяц).

В настоящее время вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграции разных видов деятельности детей. Особенно это характерно для обучения дошкольников математике. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественно приобретение знаний, умений в игровой деятельности. Поэтому рекомендуется 1-2 раза в месяц проводить интегрированные занятия: математика и рисование; математика и физкультура, конструирование и математика и т.д.

В НОД по познавательному развитию и организации познавательной деятельности ведущими задачами будут развивающие.

Они могут быть разных видов: задачи на развитие познавательных способностей (способность к произвольному восприятию, вниманию, памяти и т.д.); задачи на формирование познавательных способов действий (обследовать, сравнивать, обобщать и т.д.); задачи на развитие познавательных умений (умение ставить познавательную задачу, решать ее, отбирать способы действия для решения этой задачи и т.д.)

В блоке специально организованного обучения воспитатель всегда инициатор. Он ставит перед детьми задачи, создает необходимые условия, оценивает правильность решения.



  1. Совместная деятельность.

Роль воспитателя и детей в этой деятельности.

Активный субъект этой деятельности – ребенок. Этот блок исключает специально организованные занятия. Воспитатель может сам вызвать активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственное увлечение.

Совместная деятельность должна быть ненавязчивой, нежесткой. Здесь существует баланс между инициативой детей и воспитателя в отборе целей деятельности, конкретного материала для нее.

Этот блок включает разнообразные формы работы: дидактические игры (развивающие игры); сюжетно-дидактические игры; бессюжетные упражнения; чтение книг; конструирование, ручной труд, продуктивные виды деятельности.



3.Самостоятельная деятельность.

Этот блок обеспечивает развитие творческой активности детей, ребенок получает возможность самореализации, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. Ребенок самостоятельно выбирает деятельность, отвечающую его запросам и интересам. Показатели самостоятельной математической деятельности. Функция воспитателя – создание разнообразной предметно - развивающей среды, обеспечивающей активность ребенка.

Многие авторы, в том числе З.А.Михайлова предлагают создавать специальную среду внутри группы «Занимательной математики». Основное место в нем занимают дидактические игры математического содержания.

Требования к играм, вносимым в самостоятельную деятельность:



  1. правила игры должны предоставлять право ребенку выбора из тех ЗН и УМ, которыми он овладел в процессе предыдущего обучения;

  2. многовариативность каждой игры, в результате чего ребенок долгое время не теряет интереса к игре;

  3. все игры, вносимые в самостоятельную деятельность должны предполагать самоконтроль и самоанализ со стороны ребенка;

  4. знания и умения, необходимые для игры, даются на занятиях и в совместной деятельности.

Кроме игр, для организации самостоятельной математической деятельности детей должно быть представлено:

  1. дидактический материал по всем разделам программы;

  2. условные мерки и предметы для измерения;

  3. предметы для классификации по разным признакам (размеру, цвету, форме), для сериации;

  4. наборы геометрических фигур;

  5. материал для развития мелкой моторики на математическом содержании;

  6. логические головоломки, ребусы, лабиринты;

  7. модели;

  8. литература математического содержания и тетради на печатной основе.

4. Взаимодействие с семьей.

Формы совместной работы ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей:

доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;

выставки наглядных пособий с описанием их использования;

выставки детских работ и фотографий;

открытые занятия по математике;

групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей и др.



Вывод: Таким образом, работа по организации математической деятельности детей дошкольного возраста в детском саду проходит в рамках 4 блоков видов деятельности.
3-вопрос: Методика обучения решению арифметических задач детей дошкольного возраста.


  1. Понятие (задача, арифметическая задача).

Задача – это то, что требует исполнения и решения.

-это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления (сл. Ожегова).

Арифметическая задача – это простейшая сугубоматематическая форма отражения реальных ситуаций, которые близки и понятны детям.

Арифметическая задача - связный лаконичный рассказ, в который введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные величины, зависимые от данных и связанные с ними определенными отношениями (Свечников).



2.Значение ознакомления детей дошкольного возраста с арифметическими задачами.

Задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять глав­ное в вопросе задачи и отбрасывать несущественное, второстепен­ное.



3. Особенности понимания арифметических задач детьми дошкольного возраста. В работах известных педагогов (А. М. Леушина, Е.А. Тарханова и др.) было показано, что большинство детей воспринимают содержание задачи как обычный рассказ или загадку, не осознают структуру задачи (условие и вопрос). И поэтому не придают значения тем числовым данным, о которых говорится в условии задачи, не понимая и смысла вопроса.

Незнание детьми простейшей структуры задачи вызывает серьез­ные затруднения при составлении ее текста. Если первая часть задачи, т.е. условие с числовыми данными, осознается быстрее, то понимание постанов­ки вопроса, как правило, вызывает у ребенка серьезные трудности.

Типичные ошибки детей при составлении задачи:

1. Вместо задачи составляется рассказ: «На листе сидят две гусеницы, а на траве еще одна. Они все поедают».

2. В задаче правильно воспринимается вопрос, но отсутствует фиксация числовых данных: «Шла девочка и уронила флажок. Сколько стало флажков?»

3. Вопрос заменяется ответом-решением: «Девочка держала флажки в руках. В этой два и в этой два. Если сложить, полу­чится четыре».

Довольно часто дети отказываются составлять задачу по кар­тинке, т.к. «мы такие не решали».
4.Виды арифметических задач, которые используются в работе с дошкольниками.

В дошкольном возрасте при обучении детей используются простые задачи, которые решаются одним действием (сло­жением или вычитанием).

Задачи принято делить на следующие группы.

1. По арифметическим действиям.

1. Задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифме­тических действий, т. е. какое арифметическое действие соответ­ствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.(a+b=x; a-b=x)

("На ветке сидело 5 воробьев. К ним прилетел еще один воробей. Сколько птиц стало на ветке?" "Таня и Вова помогали маме. Таня почистила три картофелины, а Вова - одну морковку. Сколько овощей почистили дети.")

2. Задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:

а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и вто­рому слагаемому («Нина вылепила из пластилина несколько гриб­ков и 1 мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»); 8-1=7

б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и перво­му слагаемому («Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»); 7-1=6

в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и раз­ности («Дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?»); 1+3=4

г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности («Дети, сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколь­ко гирлянд повесили на елку?»); 8-1=7

3. Задачи, связанные с установлением разностных отношений. Задачи этого типа решаются только вычитанием:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну морковку больше. На сколько морковок больше вылепил Костя?»);

6-1=5

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. На сколько меньше чашек вымыла Таня?»).4-1=3


В зависимости от используемого для составления задач нагляд­ного материала они подразделяются на

  • задачи-драматизации

  • задачи-иллюстрации

  • устные задачи

Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают.

Особое место в обучении детей решению задач занимают задачи-иллюстрации, это задачи, содержание которых демонстрируется на игрушках, картинках, панно.

Особенность устных задач заключается в том, что они без наглядного материала. Данные задачи учат детей рассуждать, обосновывать свой ответ.


  1. В Программах воспитания и обучения в детском саду («Детство», «Развитие», «Истоки», Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой М.А.) в подготовительной группе выделены следующие задачи по ознакомлению с арифметическими задачами: учить детей на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение (когда к большему числу прибавляется меньшее) и на вычитание (когда вычитаемое меньше разности).

  2. Существует несколько методических подходов к вопросу обучения детей дошкольного возраста составлению и решению арифметических задач:

- Адам Аронович Столяр выделяет 4 этапа обучения решению арифметических задач;

Первый этап - подготовительный.

Цель – Выяснить знания детей о числе и действиях с множествами. Для этого воспитатель подбирает систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение, деление- выделение части, сравнение).



Второй этап – ознакомление со структурой задачи. Структура арифметической задачи: условие и вопрос, решение, ответ. Основная его цель - учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?». На этом этапе обучения широко используются задачи-драматизации, составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значе­ние и характер вопроса. Продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.

Подводим детей к обобщенному пониманию составных частей задачи. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. Детям надо объяснить, что решать задачу - это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ.

Выяснив структуру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос.

На третьем этапе дети должны научиться формулиро­вать арифметические действия (сложения, вычитания), различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.

Динамика вопросов воспитателя к детям для фор­мулировки арифметического действия:


  1. На первых занятиях зада­ется развернутый вопрос, содержание

которого близко к содер­жанию вопроса к задаче: «Что надо сделать, чтобы узнать, сколько птичек сидит на дереве?»

  1. Затем вопрос формулируется в более общем виде: «Что надо сделать, чтобы решить эту задачу?» или: «Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?»

Воспитатель не должен мириться с однословными ответами детей («отнять», «прибавить»). Выполненное арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно. Очень важно вовлекать всех детей к обдумыванию наиболее точного ответа.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, - , =, следует упражнять их в записи арифметического действия и чтении записи арифметических выражений (3+ 1).

Запись действий убеждает детей в том, что во всякой за­даче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье - сумму или разность.

Н.И. Непомнящая и Л.П. Клюева рекомендуют другой способ записи арифметического действия. Авторы предложили знакомить детей с моделью, помогающей усвоить обобщенное понятие ариф­метического действия (сложения и вычитания) как отношения целого и части. Дети уже знакомы со знаками плюс (+), минус (-), равня­ется (=), теперь их знакомят с моделью записи арифметического действия условными значками целое - круг, часть целого - полу­круг и учат составлять равенство.



На четвертом этапе работы над задачами детей учат при­емам вычисления - присчитывание и отсчитывание единицы при сложении и вычитании чисел больше единицы.

Если до сих пор вторым слагаемым или вычитаемым в решае­мых задачах было число 1, то теперь нужно показать, как следу­ет прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Это позволит разнооб­разить числовые данные задачи и углубить понимание отношений между ними, предупредит автоматизм в ответах детей. Однако здесь нужно соблюдать осторожность и постепенность. Снача­ла дети учатся прибавлять путем присчитывания по единице и вычитать путем отсчитывания по единице число 2, а затем число 3.

Присчитывание - это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно по 1: 6 + 3= 6 да 1 будет 7 да 1 будет 8 да 1 = 9.

Отсчитывание - это прием, когда от известной уже суммы вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8-3 = 8 без 1 будет 7 без1 будет 6 без 1 = 5.

На этом этапе работы используются все виды задач, в том числе и устные.

Основные этапы обучения детей решению арифметических задач.

Анна Витальевна Белошистая предложила проводить подготовительную работу по обучению решению арифметических задач в старшем дошкольном возрасте. Это более современный методический подход, так как в начальной школе по некоторым программам начинают знакомить детей с арифметическими задачами в конце 1-го полугодия первого класса (Школа 2000), или во втором классе (Школьные учебные пособия нового поколения И.И.Арчинская, Н.Б.Истомина, которые рассчитаны на 12 летнее школьное образование с 4-х летним начальным звеном).

Она выделила следующие этапы:

1 этап: Обучение ребенка моделированию различных ситуаций (объединение совокупностей, удаление частей, увеличение на несколько, сравнение и т.д.) на различной предметной наглядности символического характера (фигуры, палочки).

2 этап: Обучение ребенка выбору соответствующих арифметических действий и составлению математических выражений в соответствии с ситуацией заданной текстом.

3 этап: Следует убедиться, что ребенок достаточно уверенно пользуется прие-мом присчитывания и отсчитывания. Поскольку для получения результата арифметического действия следует это действие выполнить, а не получить ответ пересчетом.

Пересчет - это способ проверки.

Вывод: Итак, обучение детей решению арифметических задач не только обогащает детей но­выми знаниями, но и дает богатый материал для их умственного раз­вития.
4-вопрос: Методика ознакомления детей разного возраста с геометрическими фигурами.

1.Понятия (форма, геометрическая фигура). Виды.

Форма – существенный признак предмета, по которому люди отличают предметы друг от друга. Геометрическая фигура-это эталон, обобщенный образец формы реальных предметов.

Виды: плоскостные, объемные, выпуклые, не выпуклые. вписанные, описанные, пересекающиеся, смежные.

2. Особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста.

1.Воспринимают геометрическую фигуру как игрушку, сравнивают ее с предметами.

2. Движения рук и глаз при обследовании ГФ у детей хаотичны.

3. Незначительной разницы в конфигурации ГФ дети не замечают, поэтому путают: круг и овал, квадрат и прямоугольник.

4. Путают названия плоских и объемных фигур.

5. Не выделяют ГФ в сложных изображениях.



3. Задачи, которые ставятся в Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста под ред. Васильевой М.А., в других программах.


Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста под ред. Васильевой М.А.:


Программа

«Радуга»


(Т.Н.Доронова и др.)

Программа

«Детство»

(В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.)


1 мл.гр.

Учить различать предметы по форме (кубик,шар и т.д.)



2 мл.гр.

круг, квадрат, треугольник; обследовать форму фигур, используя осязание, зрение.

Ср.гр.

Шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Выделять особые признаки фигур. Соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Ст.гр.

Познакомить детей с овалом. Понятие четырехугольник. Развивать умение анализировать форму знакомых предметов.



Подг.гр.

Дать представления о многоугольниках. Учить моделировать геометрические формы. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное обозначение.




Со сред. гр. – различать круг, овал, виды многоугольника, прямую, кривую, ломаную линии. Различать некоторые геометрические тела.

Ст.гр.

Геометрические преобразования: сдвиг, поворот.



Выпуклые, вогнутые многоугольники

Подг.гр.

Чертежные навыки, представления о преобразованиях, геометрические представления.



С 1 младшей группы куб, шар, круг, квадрат.

2 мл.гр.

круг, квадрат, треугольник;

шар, куб.

Ср.гр.

Овал, прямоугольник

цилиндр.

Ст. гр.

Трапеция, четырехугольник

Подг.гр.

Свойства геометрических фигур, линия, отрезок, многоугольник, преобразование фигур.


4. Методика ознакомления для разных возрастных групп.

2 младшая группа (показать фигуры на магнитах).

Последовательность изучения геометрических фигур:

1. Визуальное узнавание и называние.

2. Обследование осязательно – двигательным путем (обведение по контуру, поглаживание, обведение фигуры в руках взрослого).

3. Взаимное наложение.

4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.

5. Словесное описание.

6. Разнообразная деятельность с фигурами.

(Пример: «Это квадрат. Повторите. Положите перед собой. Обведите пальчиком. У квадрата есть стороны. Покажите. У квадрата есть углы. Покажите»). Также точно - с кругом, треугольником. Фигуры даются попарно для сравнения;



Упражнения в младшей и средней группах: лепка фигур, вырезывание, аппликация, рисование, выкладывание на плоскости из палочек, сгибание из проволоки, «выпекание» кулича разной формы.

Дидактические игры: «Путешествие мышки», «Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку», «Гаражи», «Чего не стало», «Чудесный мешочек».

В средней группе знакомим детей с прямоугольником, в старшей группе – с овалом, повторив знакомые фигуры и обсудив их свойства. Так как дети умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются (Например, у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны)

Дидактические игры: «Найди пару», «Геометрическое лото», «Найди свое место в автобусе», «Сортировка».

В средней группе знакомим с объемными ГФ на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами.

Последовательность обучения:

1. рассматривание и называние;

2. обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры;

3. разнообразные действия с моделями (катать, ставить и т.д.) для выявления существенных свойств.

4. упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов.

(«Что это? Это шар. Повторите. Какой он? Что с ним можно делать? Покатайте. Можно построить башенку?) Также с кубом, цилиндром и др. фигурами.

Затем предлагаем картинки с изображением объемных моделей, учим узнавать объемные формы на рисунках.

Дидактические игры:

«Послушный – непослушный», « Чего не стало?», «Найди пару», «Магазин», «Чудесный мешочек».

В средней группе знакомим с разными видами треугольников и с обобщающим понятием: треугольник. В старшей группе - с разными видами четырехугольников – ромб, трапеция, параллелограмм. В подг. группе знакомим детей с понятием «многоугольник».

На протяжении всего времени обучения ведется работа по формированию у детей умения определять форму окружающих предметов.

Дидактические игры: «Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «Домино», «На что похоже?»

В подготовительной группе учим моделировать ГФ из бумаги, рисовать на бумаге, выкладывать из палочек. Формируем умение составлять ГФ из других фигур, например в процессе игр типа «Танграм» (Состоит из 7 фигур, полученных из квадрата. 2 вида образцов: элементные, силуэтные. Правила: для создания изображения используют все 7 фигур, они должны плотно подходить друг к другу и не находить друг на друга.) С игрой проводить ознакомление поэтапно:


  1. Учить из одних фигур составлять другие – из 2-х треугольников 1 квадрат или 1 треугольник;

  2. Работа с элементными образцами;

  3. Работа с силуэтными образцами;

  4. Самостоятельное придумывание силуэтов.

5. Раскрыть особенности использования дидактического пособия:

«Блоки Дьенеша»



Вывод: Таким образом, в младшей и средней группах дети воспринимают ГФ как сенсорный материал, выделяют его свойства. В старшей и подготовительной группах воспринимают ГФ как геометрический материал: выделяют элементы фигур, видоизменяют их, упражняются в установлении закономерностей. У детей совершенствуются логические операции: классификация и т.д. В старшем возрасте используются зрительные диктанты, зарисовка ГФ.
5-вопрос: Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
1.Понятие.

Время – это форма существования материи. Слово время в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение – «веремя». Время имеет свои особенности: текучесть (нельзя остановить); необратимость (нельзя повернуть назад); непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).

Временными характеристиками являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.

Промежутки времени измеряют. Единица времени – это регулярно повторяющийся процесс (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год - придуманы человеком). Все единицы времени представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.



2.Значение развития временных представлений у дошкольников.

Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:

-Планировать деятельность во времени (что сначала, потом);

-Менять темп, ритм своих действий в зависимости от наличия времени; - Правильно обозначать в речи временные отношения;

-Определять время по часам с точностью до получаса;

-Измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Об этом говорили такие авторы как Н.И. Красногорский, С.Л.Рубенштейн, Т.Д.Рихтерман, Н.И.Непомнящая. Они пришли к однозначному выводу: знакомство со временем – необходимое условие целостного развития ребенка дошкольника.

3.Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Психологи и педагоги обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Обусловлено это трудностью восприятия свойств времени.

Однако, дети ориентируются во времени с первых месяцев жизни, но на биологической основе (спать, вставать, кушать…).

Логическая или словесная система ориентировки во времени затруднена – дети чаще всего неточно (формально) употребляют термины, обозначающие временные промежутки (А у нас сегодня кошка, родила вчера котят…).

Ребенок отождествляет (объединяет) неидентичные понятия, отражающие ориентировку во времени (день – сутки).

Ребенок легче фиксирует начала момента, труднее его длительность.



4.Программные задачи.

Практически все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, переработанные в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г.) предлагают знакомить детей с временными отношениями в следующей последовательности:

II мл.гр.: учить различать и называть части суток, знать их последовательность.

Ср.гр.: Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».

Ст.гр.: Учить называть дни недели, их последовательность и количество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра. Познакомить с временами года. Программа «Радуга» (Т.Н.Доронова и др.) предлагает знакомить с временами года в средней группе.

Подгот.гр.: Учить называть месяцы и времена года, их последовательность и количество (познакомить с календарем).

Развивать «чувство времени». Познакомить с общепринятыми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
5.Методика формирования ориентировки во времени у детей четвертого года жизни (II мл.гр.).

Главная задача, которая решается в процессе работы с детьми этого возраста: учить различать и называть времена суток утро – вечер – день – ночь.

Методические рекомендации:

- работа ведется в повседневной жизни, систематически;

- легче детьми усваиваются парно – противоположные понятия;

- фактор времени необходимо связывать с деятельностью самих детей или окружающих их взрослых.

Наглядный материал: картинки с действиями людей или животных в разное время суток.

Приемы работы:

-Беседы с детьми, начинающиеся со слов: что? когда? (что нарисовано на картинке? Мальчик делает зарядку. Когда мы делаем зарядку? Утром. А что еще мы делаем утром? Умываемся, чистим зубы.

-Рассматривание иллюстраций с изображением детей в ситуациях близких их опыту.

-Художественное слово (стихи, загадки).

-Дидактические игры: «Покажи картинку, о которой я рассказываю», «Скажи наоборот», «Покажи картинку с изображением утра», «Дополни предложение», «Когда это бывает».

-Исправление ошибок в речи детей.
6.Методика формирования ориентировки во времени у детей пятого года жизни (ср.гр.).

Задача по ознакомлению детей с различными временами суток продолжает решаться и в средней группе. Здесь мы учим детей последовательно называть времена суток.

Приемы работы остаются такими же, как и во II мл. гр. Однако части суток детям даются последовательно. И внимание детей привлекается к изменениям, происходящим в течение суток в живой и неживой природе.

Здесь можно проследить последовательность использования иллюстраций:

Изображение действий ребенка – Изображение предметов природы и деятельности людей – Изображение только природных явлений.

В средней группе появляется новый прием - моделирование.

Модели используются 3 видов: предметная, символическая и цветовая (правильная последовательность – от простого к сложному).

Расширяется количество дидактических игр на определение не только частей суток, но и их последовательности: «Разложи картинки по - порядку», «Назови части суток по – порядку», «Найди ошибку», «Наоборотка».

Вторая задача, решаемая в средней группе, – это ознакомление с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», «сутки».

Приемы работы:

-Начинаем с беседы, можно включить сказку о птице (сутки, которые прошли вчера, летят сегодня, прилетят завтра). В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь. Вопросы детям: «Что делали сегодня (утром, днем, вечером, ночью), что будут делать завтра (Т.Д.Рихтерман).

-Используются игры «Дополни предложение».

- Используется художественное слово со словами «вчера, завтра» и с глаголами в настоящем, прошедшем, будущем времени.

-Игра «Мы путешествуем на транспорте» (сегодня - на машине, вчера – на пароходе, завтра – на самолете).

-Познакомить с понятиями «быстро-медленно» на конкретных примерах, на рисунках (с изображением транспорта, животных, птиц).
7. Методика формирования ориентировки во времени у детей шестого года жизни (в старшей группе).

Проводятся обобщающие беседы, где закрепляются знания детей о деятельности людей и изменениях в природе в разные части суток.

Используется художественное слово о частях суток.

Даем знания, что 7 дней составляют неделю, начинается неделя в понедельник, заканчивается воскресеньем. Сначала представления детей о днях недели связывают с порядковыми номерами.

Приемы:

-Ежедневно называть дни недели по порядку.



-Беседа: «Первый день недели – понедельник – обозначим синей фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим его зеленой фишкой. Почему этот день называется вторником? Среда – это который день по порядку? Обозначим среду желтой фишкой. Почему четверг так назвали? В какие дни мы проводим музыкальное (физкультурное) занятие? (Т.Д.Рихтерман).

-Художественное слово: «Лежебока» (С.Я. Маршак), «Веселая неделя» (С.Я. Маршак).

-Использование картинок-символов с изображением всех дней недели.

-Календарь неделька. Используется модель дней недели (Большой круг (диаметр 35 см), на котором по порядку размещены разноцветные круги (диаметр 8 см), а на них маленькие белые кружочки от одного до семи соответственно порядковому номеру дня недели. Разноцветные круги размещаются в последовательности цвеьов радуги.

- Используются объемные модели дней недели (спиральные).

-Дидактические игры «Дополни предложение», «Не зевай, дальше называй» (с мячом и без), «Неделька стройся», «Назови соседей».

В старшей и подготовительной группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. Даем знания, что каждое время года включает 3 месяца, что времена года сменяют друг друга. Для того, чтобы прошел 1 год, необходимо, чтобы минули все 4 времени года по порядку. Знакомим попарно: зима и лето, весна и осень.

Приемы:


-Используются картинки и словесный материал: рассказы, стихи, загадки, пословицы

-Беседа о временах года

- Художественное слово: «Веселый счет» (С.Я. Маршак).

-Используется модель времен года. Круг делится на 4 части, каждая часть разного цвета. Дети сравнивают части круга с определенным временем года. Дидактические игры: «Какое время года?» (дети рассматривают и описывают картинки с временами года).

Многие авторы предлагают знакомить с календарем как системой мер времени. Так, например Блехер Фаина Наумовна, Тамара Давыдовна Рихтерман предложили свое наглядное пособие – календарь, использование которого должно начаться в середине учебного года в старшей группе и продолжиться в подготовительной.

-Краткое описание внешнего вида календаря

-Методика работы с ним (4 обязательных занятия).

В подготовительной к школе группе происходит формирование у детей чувства времени и знакомство с часами. Подробную методику формирования чувства времени разработала Т.Д. Рихтерман. Она предложила знакомить детей с длительностью времени в 1, 2, 5 мин. Приемы: сначала дети наблюдали за длительностью минуты (2. 5), затем ориентировались при выполнении деятельности на песочные часы, потом заканчивали деятельность, когда считали, что минута прошла, далее определяли себе объем деятельности, который смогут выполнить в 1 мин.

В старшем дошкольном возрасте больше внимания при ориентировке во времени уделяется моделированию: используются плоскостные и объемные (спиральные) модели частей суток, дней недели, сезонов, модель часов.

Таким образом, формирование временных понятий - важная задача математического развития детей дошкольного возраста.


Методика развития детской речи
1-вопрос: Методика работы с загадками

«Загадка – это поэтическое, замысловатое описание какого- либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность» (Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор.- М.,1957)

Методику работы с загадками разработала Ю.Г. Илларионова. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй образной русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учёта характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря:

• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

• загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»);

• обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

• придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Е. Кудрявцева выделила 2 вида загадок:


  • Описательные загадки. Строятся на перечислении признаков предмета, явления. В числе признаков может быть величина, форма, цвет, материал, вкус, движение, назначение и т.д. Здесь же « отрицательные» загадки- основа – отрицательное сравнение.

  • Метафорические загадки – самый обширный тип загадок. Для их разгадывания следует расшифровать метафору.

Е. Кудрявцева также выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточных знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е.Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка "Красная девица сидит в темнице, коса на улице". Спрашиваем: « Что это?» Если ребенок догадался об ответе отвечает: "Морковка". Спрашиваем: «Почему?» "Потому что красная". «Но клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?» Нужно постараться обратить внимание  ребенка на остальные признаки, указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что "сидит в темнице" означает – "растет в земле", тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно "она", так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, "Желтая девица сидит в темнице" (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том,  что словосочетание "красная девица" имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета. Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

После того, как дети научились отгадывать загадки, со старшего возраста Ю.Г. Илларионова рекомендовала учить детей сочинять загадки.



Этапы работы по обучению детей сочинению загадок.

1 этап. Накопление знаний о качествах, свойствах предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении; особенностях роста, развития, питания, размножения, в процессе рассматривания объектов, наблюдений в природе, экскурсий, в ходе обследовательских действий, необходимых для самостоятельного выявления особенностей новых объектов.

На этом этапе дети учатся сравнивать объекты по тем признакам, по которым данные объекты сопоставимы. Дети учатся находить основания для сравнения в процессе д/игр и упражнений.



  • Наблюдения на прогулке.

  • Экологическая тропа.

  • Экскурсии.

  • Наблюдение за объектом.

  • Обследовательские действия.

  • Дидактические игры и упражнения: «Найди похожие растения», « Чем похожи?», «Найди на площадке все зелёное», « Найди все пушистое»,

  • Вопросы к детям: «Чем похожи эти предметы?» «Что в них общего?»

Усложнение – вводим дополнительное условие: «Назови те предметы, которые бывают только колючими (оранжевыми)», «Назови то, что может идти».

2 этап. Развитие у детей умения находить сходство предметов по нескольким признакам.

  • Дети самостоятельно находят основания для сравнения и по ним отыскивают сходные предметы. Закрепляют умения группировать предметы по сходству на основе разных оснований сравнения.

  • Игры «Подбери к предмету (объекту) ряд похожих на него». Объясни свой выбор. Задания детям: Отобрать предметы, похожие по цвету, форме (листьев, частей тела) – прилагается набор картинок. Объясни свои действия. Использование модели – карточки с изображением признаков: форма, цвет, размер.

  • Занятия с использованием игрового персонажа.

3 этап. Обучение умению включать сравнения в загадки.

  • Работа в книжном уголке и уголке художественно- речевой деятельности.

  • Внесение новых книг с загадками.

На этом этапе воспитатель совместно с детьми рассматривает книги, читает загадки со сравнениями. Предлагает отгадать загадку, обосновать ответ; найти сравнение в загадке и объяснить его. Вопросы к детям: « С чем сравнивается тот или иной предмет (объект) в загадке? Почему? Чем интересна эта загадка? Почему её трудно отгадать?

4 этап. Обучение самостоятельному коллективному составлению загадок.

  • Составление загадок при помощи карточек-схем;

  • Игры ( Например, Водящий выходит из комнаты. Дети выбирают объект и каждый подбирает сравнения. Ведущий возвращается, дети называют свои сравнения. По ним идёт узнавание объекта. Дети оценивают, какое сравнение больше всех поможет отгадать предмет (объект), какое наиболее трудное и интересное. Воспитатель читает придуманные детьми сравнения, получается загадка).

  • Показ способа составления загадок с отрицанием: назвать то, чем похож предмет – отгадка на «своего брата», а потом добавить, что это не сам «брат».

  • Составление обучающего альбома «Парочки» для развития и закрепления умения сравнивать. Пары подобраны так, что можно упражняться в определении основания для сравнения: берёза – девушка, река – лента, снежинка - звёздочка… Дети объясняют, чем похожи эти предметы, объединённые в пару. Игра «Домино» – принцип тот же.

  • Лучшие загадки поместить в уголок для родителей, составить книжку загадок.



2-вопрос: Методика организации уголка книги.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.



В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того, как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника книгой становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока. Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.


3-вопрос: Направления и организация образовательной деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Выделяются две её основные формы - диалог и монолог. Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких - либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание её, как правило, заранее определено говорящим и предварительно планируется.

Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников рекомендует следующие формы работы:

По развитию связной диалогической речи:


  1. Беседа

  2. Разговоры с детьми в повседневной жизни

По развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности по следующим направлениям:

    1. обучение рассказыванию по восприятию:

а) по игрушке, б) по набору игрушек, в) по картине, г) по серии последовательных сюжетных картин;

2. обучение пересказу:

а) целого текста, б) по частям, в) от лица героя, г) по показу диафильма, д) по иллюстрациям в книге, ж) пересказ – драматизация;



3. обучение по памяти:

а) на темы из коллективного опыта, б) на темы из личного опыта;



4. обучение творческому рассказыванию (по воображению):

а) придумывание сказок, б) придумывание небылиц, в) придумывание по опорным словам, г) придумывание конца сказки или рассказа по началу, предложенному воспитателем (и наоборот), д) придумывание по аналогии с литературным образцом.

Данные виды непосредственно образовательной деятельности распределены по возрастным группам с учетом возраста и сформированности психических процессов у детей. В основном, они вводятся со старшей группы, исключение составляет методика обучения пересказу, которая осуществляется со средней группы.
4- вопрос: Приемы воспитания интонационной выразительности речи

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница