Малому бизнесу большая поддержка




Скачать 253.45 Kb.
Дата09.05.2016
Размер253.45 Kb.




МАЛОМУ БИЗНЕСУ - БОЛЬШАЯ ПОДДЕРЖКА
Экономику современной России уже невозможно представить без вклада предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества этих сравнительно небольших в организационном плане структур очевидны: они динамичны и мобильны, способны быстро и гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынке и оперативно «перестраиваться на марше», но при этом достаточно успешно конкурируют с крупными предприятиями в данном отраслевом сегменте. Нормальное функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет успешно решать проблему занятости трудоспособного населения в экономическом процессе, а также приносить реальные доходы в бюджеты всех уровней.

Деятельность бизнес-структур в Республике Татарстан находится в зоне особого внимания органов власти республики. Без преувеличения, создание оптимальных условий для успешного развития предпринимательской деятельности, активное вовлечение субъектов малого и среднего бизнеса в решение экономических и социальных вопросов поставлены на уровень государственной политики. За последние несколько лет правительством республики предпринят целый ряд действенных мер, красноречиво свидетельствующих не только о четком владении ситуацией, которая сложилась в предпринимательском секторе экономики, но и о глубокой заинтересованности властных структур в поступательном развитии малого и среднего бизнеса в Татарстане.


В настоящее время в Республике Татарстан в малом и среднем бизнесе занято 450 тысяч человек, что составляет 25% от общего числа всех работающих. При этом за последние годы произошло значительное увеличение количества татарстанцев – в 2,3 раза, задействованных в сфере малого бизнеса: 89,8 тыс. человек в 2003 году и 204,2 тысячи человек в 2006 году. (3 СЛАЙД)
В 2006 году оборот предприятий всех видов деятельности, занятых в малом и среднем бизнесе, составил более 185 млрд. рублей, что на 26% больше, чем в 2005 году. Более половины этой суммы – около 53% – приходится на долю сферы оптовой и розничной торговли, 24% – на строительную сферу, 3% – на обрабатывающие производства. Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте за период с 2003 по 2005 годы увеличилась с 14,6% до 17,5%, а в 2006 году достигла 19,7%. (5 СЛАЙД)
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях увеличилась с 3 358 рублей в 2004 году до 9 089 рублей в 2006 году, что превышает общереспубликанский показатель. (2 СЛАЙД)
Налоговые поступления от малого бизнеса в бюджеты всех уровней увеличились в 2,3 раза и в 2006 году составили 13,7 миллиардов рублей, или более 14,3% от общей суммы уплаченных в казну налогов.

Поистине знаковым событием и важной точкой отсчета в дальнейшем развитии малого бизнеса в республике стало принятие в октябре 2005 года Государственным Советом РТ Закона РТ «Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства Республики Татарстан на 2005-2010 годы», в которой заложен механизм вложения средств в перспективные бизнес-проекты на государственном уровне. Причем, надо отметить, что ключевым моментом здесь является не прямое бюджетное финансирование субъектов малого бизнеса, а государственное инвестирование в инфраструктуру предпринимательства. Можно без преувеличения сказать, что с этого документа в истории татарстанского бизнеса началась качественно иная эпоха, призванная наполнить паруса предпринимательства свежим ветром новых возможностей.


В ходе выполнения мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства Республики Татарстан на 2005-2010 годы доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Республики Татарстан возрастет до 30%, а доля налоговых платежей от малого бизнеса в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета республики составит 18%. (4 СЛАЙД)

Инфраструктура поддержки и развития предпринимательства в Республике Татарстан построена на тесном сотрудничестве Агентства по развитию предпринимательства РТ с различными организациями, в частности, с Инвестиционно-венчурным фондом РТ, Торгово-Промышленной палатой РТ, Экспертным советом по вопросам развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства РТ, с более чем 30 ассоциациями, технопарками, бизнес-инкубаторами.
Широкое распространение в последние годы получили в Татарстане такие формы предпринимательских структур, как бизнес-инкубаторы, инновационные и индустриальные технопарки, где крупные промышленные предприятия республики оказывают всестороннюю поддержку малым предприятиям, работающим в сфере производства. Показательным примером положительного опыта в этом направлении являются Набережные Челны, где в июле 2004 года на бывших площадях ЗАО «Ремдизель» – дочерней организации ОАО «КАМАЗ» – был образован Камский индустриальный парк «Мастер». С появлением этого парка на его территории в кратчайший срок были развернуты, в частности, современные, экономически эффективные производства по выпуску автокомпонентов, которые невыгодно изготавливать в условиях крупного предприятия. Аналогичная структура была создана на базе зеленодольского объединения «Позис», где малые предприятия образовали вокруг крупного производства промышленный кластер «Бытовая техника». Еще одной яркой моделью эффективного взаимодействия малых и крупных производителей станет создание технополиса «Химград» на базе промышленной площадки холдинговой компании «Тасма». Он будет работать в тесной связи с крупными республиканскими нефтехимическими предприятиями и ведущими высшими учебными заведениями, способствуя формированию в республике эффективно работающего нефтехимического кластера. В состав технополиса «Химград» войдут индустриальный парк, парк высоких технологий, корпоративный университет, логистический центр, сырьевая биржа, объекты социально-бытовой инфраструктуры.

Технопарки и индустриальные парки в Республике Татарстан получают реальную поддержку со стороны правительства в виде установленной для них льготной налоговой ставки на имущество.

В рамках реализации Программы поддержки малого предпринимательства Республики Татарстан на 2005-2010 годы был разработан план мероприятий по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства. Было разработано несколько программ льготного кредитования.

C мая 2005 года реализуeтся программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства через уполномоченные банки. По этой программе кредиты получают мелкие предприятия и индивидуальные предприниматели, занятые как в сфере торговли, так и в реальном секторе экономики, в том числе и «под старт». В настоящее время кредиты выдаются за счет реинвестированных средств. Кредиты получили 1500 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 409,0 млн. рублей, средний процент составил 9,3% годовых, средний срок кредитования составил 1,5 года.

с марта 2006 года в республике действует Программа льготного среднесрочного кредитования субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в реальном секторе экономики. По этой программе кредиты получили 332 субъекта малого предпринимательства на общую сумму 711,3 млн. рублей; средняя процентная ставка по выданным кредитам составила 10,2% годовых; средняя сумма по выданным кредитам составила – 2142,4 тысяч рублей; средний срок кредитования – 2,5 года.

Фондом разработана и реализуется программа адресного стимулирования предпринимательства в депрессивных районах Республики Татарстан, на выполнение которой в 2006 году было направлено 100 млн. рублей. (6 СЛАЙД)

В октябре 2005 года начала работу Лизинговая компания малого бизнеса РТ, учредителями которой выступили: Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Агентство по развитию предпринимательства РТ и Торгово-Промышленная палата РТ. Услуга лизинга представляет собой достойную альтернативу банковскому кредитованию при потребностях в денежных средствах на приобретение оборудования. В этом случае она является для предпринимателей более доступной, так как не требует залогового обеспечения, поскольку залогом выступает сам предмет лизинга.


На 1 декабря 2006 года общая сумма лизинговых сделок составила более 260 миллионов рублей, заключено 127 договоров. Наибольшую активность в оформлении лизинговых договоров за пределами столицы республики проявляют субъекты малого бизнеса Зеленодольска и Набережных Челнов.
Всего за неполных два года с начала реализации программ льготного кредитования, лизинговых сделок, гарантийных механизмов, целью которых является оказание реальной материальной поддержки татарстанским предпринимателям, финансовую поддержку на становление и развитие бизнеса на общую сумму более 1 млрд. 400 тысяч рублей получили около 2 тысяч предпринимателей. Тем не менее, проблема недостатка залогового обеспечения по кредитам малого бизнеса остается по-прежнему актуальной. Для ее частичного решения в республике с 2006 г. реализуются гарантийный механизм, поручителем в котором перед банками выступает Инвестиционно-венчурный фонд РТ. При этом до 90 % затрат предпринимателей по оплате вознаграждения за поручительство компенсируется за счет средств федерального бюджета. К настоящему времени 165 субъектов малого предпринимательства, занятых в реальном секторе экономики получили по этой схеме кредиты, несмотря на отсутствие собственного залога в требуемом объеме.

Дальнейшим решением этой проблемы стало создание в республике в этом году Гарантийного фонда малого бизнеса, выделено 112,5 млн. рублей средств республиканского бюджета. Поручительство Гарантийного фонда также предоставляется предпринимателям сферы производства и услуг. (8 СЛАЙД)

Агентство по развитию предпринимательства республика с 2005 г. как уполномоченный орган готовит заявки от Республики Татарстан на участие в конкурсах, проводимых Минэкономразвития и торговли РФ, на предоставление средств федерального бюджета для финансирования мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах России. (9 СЛАЙД)

В результате победы республики в 2005-2006 г.г. по различным мероприятиям было привлечено 458 млн. рублей средств федерального бюджета, в том числе:

1. На создание и развитие бизнес-инкубаторов, 3 из которых уже введены в эксплуатацию (2 - г. Казани и 1 – г. Елабуге), и на бизнес-инкубатор в г. Набережные Челны, в котором ведутся работы по сдаче его в эксплуатацию;

2. На формирование 2-х фондов содействия малым предприятиям в научно-технической сфере, в том числе в сфере информационных технологий;

3. На поддержку экпортно-ориентированных субъектов малого бизнеса. Компенсацию части затрат, связанных с этой деятельностью уже получили 30 субъектов малого бизнеса;

4. На реализацию иных мер поддержки в рамках республиканской программы (по лизингу, кредитованию, компенсации % ставки по кредитам, подготовке участников инновационных конкурсов);

5. на развитие системы кредитования в виде компенсации процентной ставки по банковским кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитно-потребительскими кооперативами;

6. На развитие системы поручительств.

В 2007 году от республики подана заявка на участие в очередном федеральном конкурсе на общую сумму 253,8 млн. рублей.

Продолжая тему федеральных конкурсов, следует отметить, что с этого года стало уделяться внимание деятельности муниципальных образований по поддержке и развитию малого бизнеса. Это должно послужить хорошим стимулом для привлечения средств республиканского и федерального бюджетов на муниципальные проекты по созданию и развитию: бизнес-инкубаторов, гарантийных фондов и микрофинансовых организаций, на гранты начинающим предпринимателям и т.д. Все эти проекты и мероприятия необходимо утвердить в собственных муниципальных программах развития малого бизнеса.

Но, к сожалению, далеко не во всех муниципальных образованиях приняты такие программы. Попытка провести в Республике в 2006 г. конкурс на лучшее муниципальное образование Республики Татарстан, оказывающее поддержку развитию предпринимательства, показала, что из 43 районов республики, только 27 проявили инициативу по участию в конкурсе. Только в 18 районах существуют собственные программы, в 6 районах – программы на стадии разработки, в 3 районах – они являются лишь как подраздел программы социально-экономического развития района. Причем многие программы содержат мероприятия общего характера без указания сроков исполнения. Необходимо направить общие усилия на их доработку.

К механизмам развития и поддержки малого бизнеса на территории относится и установление величин коэффициентов, влияющих на увеличение или уменьшение земельного налога и единого налога на вмененный доход. Как положительный пример, можно привести решение Агрызского района по установлению льготного значения коэффициента К2 для предпринимателей, занимающихся бытовыми услугами, то есть сферы, нуждающейся в развитии.

Кроме того, муниципалитет должен способствовать обеспечению равной доступности предпринимателей к муниципальным заказам, предоставлению помещений в аренду по льготным ставкам. Должен быть максимально упрощен и прозрачен порядок оформления различной разрешительной документации, в том числе и прав на землю.

«В целом, - по словам руководителя Агентства по развитию предпринимательства РТ, Сергеевой Г.И., - в становлении и развитии малого бизнеса мы видим большую роль торгово-промышленных палат, саморегулируемых организаций – ассоциаций, которые в последнее время активизировали свою деятельность, завоевали определенный авторитет среди предпринимателей и со стороны власти, и именно они способствуют диалогу между бизнесом и властью».


СЪЕЗД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Главным по значимости событием прошлого года для предприятий малого и среднего бизнеса стал II съезд предпринимателей Республики Татарстан, который состоялся 20 декабря 2006 года в Казани по инициативе Агентства по развитию предпринимательства РТ при поддержке Правительства РТ.

Первый республиканский съезд предпринимателей, проходивший, как известно, в 2003 году в Набережных Челнах, носил, скорее, стратегический характер, поскольку в ходе его проведения были намечены приоритеты, определены место и роль в экономике республики предприятий малого и среднего бизнеса и, конечно же, подведены итоги их деятельности. Проведение второго по счету форума было направлено на выработку концепции создания благоприятных условий для дальнейшего развития предприятий малого и среднего бизнеса, формирования условий для эффективного взаимодействия власти и бизнеса в обеспечении экономической и социальной стабильности в Республике Татарстан, реализации инновационной политики государства, на повышение социальной ответственности бизнеса.

II съезд татарстанских предпринимателей проходил при расширенном составе участников – 679 делегатов и 520 приглашенных гостей, в числе которых: предприниматели, представители органов федеральной, республиканской и муниципальной власти, руководители банков, лидеры некоммерческих объединений предпринимателей, представители научных и учебных учреждений, средств массовой информации.

Участникам съезда представилась возможность ознакомиться с выставкой товаров производства предприятий малого и среднего бизнеса нефтегазохимической, энергетической, автомобильной, авиационной и агропромышленной отраслей. Президент РТ Минтимер Шаймиев, ознакомившийся с предложенными вниманию гостей экспозициями, отметил высокое качество продукции татарстанских бизнесменов, ее конкурентоспособность и пожелал предпринимателям активнее продвигать свои товары не только на внутренний, но и на внешний рынок.

В работе съезда приняли участие: заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, первый вице-спикер Госдумы РФ, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Олег Морозов, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, председатель Госсовета РТ Фарит Мухаметшин, первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, мэр Казани Ильсур Метшин, руководитель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев, генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ Гульнара Сергеева, председатель Экспертного совета по вопросам развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства при Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам, руководитель регионального отделения «ОПОРА России» Павел Сигал.

Отличительной особенностью данного форума от предыдущего явилось то, что в его регламент была включена работа шести секций:


  • Развитие инфраструктуры для бизнеса;

  • Партнерство бизнеса, науки и образования в подготовке квалифицированных кадров. Кластерная система подготовки кадров;

  • Развитие бизнеса. Механизмы финансирования;

  • Взаимодействие крупного и малого бизнеса. Кластерное развитие экономики;

  • Развитие саморегулируемых организаций. Административные барьеры. Борьба с коррупцией;

  • Развитие бизнеса в сфере услуг (ЖКХ, перевозки, медицина, торговля, туризм, реклама и др.).

Большое количество участников – представителей различных ассоциаций, союзов и гильдий предпринимателей, а также работников органов государственной власти – собрала секции «Развитие саморегулируемых организаций. Административные барьеры. Борьба с коррупцией», организаторами и ведущими которой выступили председатель Союза страховщиков РТ Виталий Федоренков и председатель Экспертного совета по вопросам развития частного бизнеса и поддержки предпринимательства при РМВК по экономическим и социальным реформам Павел Сигал. В ходе работы секции был затронут целый ряд вопросов, волнующих представителей малого и среднего бизнеса.

Большую заинтересованность участников форума вызвала тема кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, при обсуждении которой демонстрировались различные точки зрения, как представителей банковских структур, так и заинтересованной в получении кредитов стороны. Очень четко была сформулирована позиция по этому актуальному для предпринимателей вопросу генеральным директором Агентства по развитию предпринимательства РТ Гульнарой СЕРГЕЕВОЙ: «Эффективное развитие бизнеса невозможно без финансовых ресурсов». Далее Гульнара Ильдусовна отметила, что сегодня доступ малого бизнеса к кредитам банков по-прежнему затруднен в силу ряда причин. Более 50% предпринимателей республики, обращавшихся в банки за кредитом, отмечают проблему нехватки залога, сложности и длительности процедуры оформления кредита, высокие процентные ставки. Получить же деньги под «старт» практически невозможно.

- Сегодня имеется ряд механизмов финансирования малого бизнеса, которые могут использовать Правительство, крупный бизнес, банки и муниципальные образования для развития системы гарантий и создания совместных инвестиционно-венчурных фондов: государственно-частных, корпоративных или муниципально-корпоративных ,– отметила Г.И. Сергеева. – Все эти проблемы обсуждались на расширенном совещании с банками республики до проведения съезда и нашли понимание со стороны Правительства РТ и банкиров. Так, о намерении участвовать в создании венчурного фонда для финансирования под «старт» уже заявили Спуртбанк и Татфондбанк. Идея создания Гарантийного фонда для решения проблем недостатка залога по кредитам поддержана Правительством республики. В пользу создания таких фондов свидетельствует и тот факт, что с этого года региональные гарантийные фонды софинансируются федеральным бюджетом. Сегодня этот фонд уже создан.

Был отмечен положительный опыт финансовой поддержки малого бизнеса Фондом «Татнефть», которым выделены займы на общую сумму 19,4 миллиона рублей. Но даже независимо от размера выделенной суммы важен сам подход к финансовым проблемам предпринимателей. Хочется надеяться, что и другие крупные предприятия республики будут участвовать в создании фондов, целью которых является не извлечение прибыли, а реальное развитие малого бизнеса. Для снятия проблем по кредитованию предпринимателей необходимо шире использовать и механизмы страхования финансовых рисков. Такой регламент уже разработан и будет предложен к реализации в 2007 году.

Генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ остановилась в своем докладе на таких злободневных вопросах, как ограниченный доступ предпринимателей к продукции республиканских производителей; высокое желание субъектов малого и среднего бизнеса работать около крупных промышленных предприятий, которые обеспечат их заказами (об этом заявили 75,6% опрошенных предпринимателей); проблема взаимодействия с локальными монополистами, предоставляющими услуги водо-, тепло-, электро-, газоснабжения и телефонизации и других и обозначила пути их решения.

Остро назрел вопрос принятия республиканской Программы развития сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности, реализация которой позволит, с одной стороны, защитить местных товаропроизводителей, а, с другой, повысить их социальную ответственность. Проект вышеназванной программы уже разработан республиканским Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества.

На съезде была четко обозначена роль местных властей в успешном развитии предпринимательства. Муниципальные образования имеют немало властных полномочий для развития малого бизнеса на своих территориях.

Справедливости ради стоит отметить, что предприниматели Татарстана не одиноки в своих проблемах. Так, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов рассказал в своем докладе о постепенной ликвидации первых административных барьеров по основным направлениям – сокращение сроков регистрации, введение «одного окна», упрощение процедуры лицензирования, запрет внесудебных приостановлений деятельности, лицензий и проверок субъектов малого и среднего бизнеса. По данным заместителя министра, на установление контактов с чиновниками и преодоление всевозможных административных барьеров российские бизнесмены тратят до 10% своего оборота.

В своем заключительном слове Президент Республики Татарстан подчеркнул, что увеличение доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте республики с 19% в 2006 году до 30% в 2010 году потребует больших усилий от всех участников этого процесса. Президент отметил, что сегодня необходимо расширять сферы внедрения малого и среднего бизнеса.

Конструктивный диалог между бизнесом и властью возможен лишь при обоюдном выполнении взятых на себя обязательств – в этом мнении были единодушны все участники съезда.

По итогам II Cъезда предпринимателей Республики Татарстан была принята резолюция, в которую включены обсуждаемые проблемные вопросы в сфере развития предпринимательской деятельности в республике и обозначены пути их решения.

Резолюция II съезда предпринимателей Республики Татарстан

Участники Съезда предпринимателей Республики Татарстан, обсудив состояние и проблемы малого предпринимательства, отмечают наметившиеся за последние годы положительные тенденции в развитии малого предпринимательства как на федеральном уровне, так и в Республике Татарстан.

Несмотря на позитивное отношение региональной власти к бизнесу ряд проблем остается по-прежнему нерешенными.

Для решения указанных проблем Съезд предпринимателей Республики Татарстан просит Государственный Совет Республики Татарстан обратиться к Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, просит Кабинет Министров Республики Татарстан обратиться в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, просит Торгово-промышленную палату Республики Татарстан обратиться в Торгово-промышленную палату Российской Федерации с предложениями:

– ускорить принятие нового Федерального Закона «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

– ускорить принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях;

– изменить методику формирования статистических данных по малому и среднему бизнесу, регулярно проводить статистические исследования состояния и развития малого бизнеса и публиковать их в средствах массовой информации;

– регламентировать работу проверяющих и контролирующих органов, определить государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность и ответственный за сбор от всех контролирующих органов информации, касающейся проведения проверок субъектов частного предпринимательства;

– упростить порядок оформления экологической разрешительной документации, внести изменения в Федеральный закон №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

– внести изменения в Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказы Министерства финансов РФ, максимально упростив бухгалтерскую и статистическую отчетность для субъектов малого предпринимательства;

– уменьшить величину Единого социального налога (ЕСН) и налога на прибыль;

– внести изменения в ст.346.13 Налогового кодекса РФ в части увеличения размера дохода налогоплательщика по итогам отчетного периода для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения.

Обратиться к Кабинету Министров и Государственному Совету Республики Татарстан с предложениями:

– создать Гарантийный фонд малого бизнеса с привлечением бюджетных и внебюджетных источников для решения проблемы недостатка залогового обеспечения по кредитам;

– создать совместно с бизнес-сообществом сеть частно-государственных венчурных фондов для финансирования субъектов малого предпринимательства «под старт» предпринимательской деятельности и инжиниринговых компаний, в том числе с привлечением иностранного капитала и иностранных менеджеров;

– продолжить участие Республики Татарстан в федеральных конкурсах с целью привлечения в республику средств федерального бюджета для реализации программ финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и деятельности фондов;

– продолжить реализацию республиканских программ льготного кредитования субъектов малого предпринимательства и лизинга;

– продолжить работу по обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства к информации о действующих программах финансовой поддержки через СМИ и органы местного самоуправления, в том числе с использованием сети Интернет; разместить информационные стенды о программах льготного кредитования в филиалах и дополнительных офисах уполномоченных банков-участников программ;

– обеспечить организацию совместно с Всемирным банком конкурса инновационных проектов развития «Инновации для устойчивого развития Республики Татарстан» 2006-2007г.г. и проведение Ярмарки инновационных проектов в г. Казани.

Обратиться к Главам муниципальных районов Республики Татарстан с предложениями:

– разработать и утвердить программы поддержки и развития предпринимательства в муниципальных районах, создать инфраструктуру поддержки предпринимательства;

– рассмотреть возможность создания муниципальных или муниципально-корпоративных фондов для решения проблемы недостатка залогового обеспечения и для получения кредитов под «старт» предпринимательской деятельности.

К Правлению Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан:

– дифференцировать плату для малых предприятий за подключение новых мощностей ОАО «Татэнерго» до 10 кВт.

К Инновационно-производственному технопарку «Идея»:

– усилить работу с производственными компаниями, нуждающимися в поддержке инновационных технологий и производства;

– организовать процесс создания Регионального содружества бизнес-ангелов в Республике Татарстан;

К крупному бизнесу Республики Татарстан:

– обеспечить информационную прозрачность потребностей в сырье, комплектующих, товарах и услугах путем размещения информации на корпоративных электронных сайтах и через проведение тендеров;

– размещать заказы на малых предприятиях;

Шире использовать механизмы субконтрактации, аутсортинга, франчайзинга;

– участвовать в создании технопарков и индустриальных парков;

– участвовать в создании инвестиционно-венчурных фондов малого бизнеса.

Кроме того, Съезд предпринимателей Республики Татарстан обращается к предпринимательскому сообществу Татарстана с призывом:

– повышать социальную ответственность своего бизнеса;

–исключить заработную плату «в конвертах» и прекратить практику приема на работу сотрудников без оформления документов, что лишает их возможности социальной защиты и пенсионного обеспечения;

– не допускать задержки выплаты заработной платы;

– обеспечить своим сотрудникам заработную плату на уровне не менее минимального потребительского бюджета;

– своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы;

– принимать активное участие в обследовании субъектов малого предпринимательства.


ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕШАЮТСЯ

25 апреля состоялось заседание Кабинета министров Республики Татарстан, темой которого стали вопросы реализации в 2006 году республиканской Программы поддержки малого предпринимательства в РТ на 2005-2010 годы. В работе заседания приняли участие работники аппарата Президента РТ, ответственные работники Кабинета министров РТ, главы муниципальных образований республики, руководители предприятий и общественных организаций Татарстана.

Заседание открыл Премьер-министр Республики Татарстан Рустам Минниханов, который подчеркнул, что вопросы развития малого и среднего бизнеса находятся в числе приоритетных задач правительства республики. Рустам Нургалеевич напомнил присутствующим, что к 2010 году доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Татарстана должна составить не менее 30%, а значит, предприниматели должны вдвойне и даже втройне нарастить объем производства и услуг.

В связи с реформой местного самоуправления решение многих проблем в предпринимательской деятельности переместилось на муниципальный уровень, и, соответственно, развитие малого бизнеса зависит от подходов местных властей. Премьер-министр, обратившись к главам муниципальных образований, четко обозначил задачи, которые необходимо решить в самые кратчайшие сроки: обеспечить оптимальные условия для развития малого бизнеса в каждом административно-территориальном районе республики. От того, насколько добросовестно сработают власти на местах, во многом зависит дальнейшее успешное развитие малого татарстанского бизнеса.

В течение 2006 года в Татарстане было зафиксировано 353 случая нарушения прав субъектов малого предпринимательства и заведено 78 уголовных дел в отношении должностных лиц, нарушавших своими действиями права предпринимателей. В результате организованных действий прокуратуры и Министерства внутренних дел был выявлен ряд чиновников, намеревавшихся благоустроить территорию района или города за счет предпринимателей. Премьер-министр, обратившись лично к прокурору РТ К. Амирову, призвал органы юстиции и МВД еще жестче и решительнее бороться со всеми проявлениями недобросовестности и противоправности должностных лиц в отношении предпринимателей: взяточничеством, вымогательством в любых его формах.

Доклад генерального директора Агентства по развитию предпринимательства РТ Гульнары Сергеевой содержал в себе подробные итоги выполнения Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы в 2005-2006 г.г., а также обозначал задачи, поставленные на 2007-2008 г.г., и пути их решения.

Как отметила в своем выступлении Г. Сергеева, часть проблем предпринимательского сообщества, которые позволил определить II Съезд предпринимателей Республики Татарстан, на сегодняшний день уже решена. Во-первых, удалось достичь договоренности о снижении для предпринимателей до 90% предоплаты по договорам энергоснабжения. Во-вторых, по вопросу оплаты за недобор и штрафов за перебор электроэнергии Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в отношении ОАО «Татэнерго» вынесено предписание, в котором указано, что включение подобных пунктов в условия договора энергоснабжения нарушают антимонопольное законодательство. В-третьих, совместно с Управлением Ростехнадзора по РТ было реализовано несколько мероприятий по упорядочению и упрощению системы нормирования, направленных на установление точного перечня предоставляемых документов, сроков их рассмотрения, а также упрощенного порядка согласования.

В настоящее время ведется работа по подготовке типовых форм проектов для различных сфер предпринимательской деятельности, что позволит предпринимателям самим, без привлечения специализированных организаций, разрабатывать проекты и, соответственно сократить свои расходы.

Безусловно, имеются и не устраненные еще проблемы. Так, в связи с возражениями ОАО «Татэнерго» не решенным пока остается вопрос уменьшения платы для предпринимателей за присоединение к электрическим сетям мощностью до 30 кВт. Есть вопрос по развитию мелкорозничной сети, который касается, в основном, крупных городов республики. Требует решения и такой аспект, как поддержка местных товаропроизводителей. Руководитель Агентства по развитию предпринимательства РТ выступила с конкретным предложением: разработать Программу государственной поддержки местных товаропроизводителей, включающую такие меры, как компенсации части затрат на сертификацию продукции, стимулируя тем самым качество изделий; на выставочно-ярмарочную деятельность; на обучение и повышение квалификации предпринимателей.

В самой действенной, особой помощи нуждаются товаропроизводители сельхозпродукции, которые могут поставлять свою продукцию не только в торговые сети, но и в систему общественного питания.

В целом, подчеркнула Г. Сергеева, считаем целесообразным инициировать создание Ассоциации местных товаропроизводителей, которая взяла бы на себя функции по продвижению товаров местного производства, координировала бы поставки в крупные торговые сети, выпускала бы каталоги производимых в Татарстане товаров.

Докладчик напомнила, что на съезде была поднята и такая проблема, как несовершенство процедуры тендеров с участием малого бизнеса, которые проводят местные органы самоуправления, формируя лоты в расчете на крупный бизнес. На съезде было предложено привлекать к разработке конкурсной документации представителей Агентства, Торгово-промышленной палаты, ассоциаций, а в дальнейшем включать их в состав конкурсных комиссий. Такая же рекомендация была бы целесообразной и для размещения муниципальных заказов. К сожалению, сдвигов в этом направлении пока нет.

Затем Г. Сергеева остановилась на планируемых мерах государственной поддержки по таким приоритетным направлениям, как:


  • поддержка малого бизнеса в промышленной сфере, которая должна касаться не только участников промышленных кластеров, но и предприятий, заинтересованных в развитии кооперационных отношений с крупными предприятиями;

  • внедрение среди субъектов малого бизнеса системы контроля качества, сертифицированной по определенным стандартам (в частности, ISO 9000), которое предусматривало бы в качестве меры поддержки компенсацию части затрат предпринимателей, связанных с сертификацией;

  • принятие стандартов и финансовых подушевых норм предоставления качественных социальных услуг с целью развития механизмов частно-государственного партнерства в сфере социальных услуг, здравоохранения и образования;

  • развитие системы внутреннего туризма с привлечением в эту сферу малого предпринимательства, сделав при этом акцент на развитие инфраструктуры;

  • поддержка и развитие молодежного предпринимательства, в частности, из числа выпускников вузов и аспирантуры молодежного предпринимательства будет способствовать решению проблемы трудоустройства молодежи;

обучение предпринимателей и подготовка кадров для малого бизнеса.

Комментируя выступление руководителя Агентства, Премьер-министр РТ Р. Минниханов подчеркнул: для выполнения всех пунктов 5-летней Программы поддержки малого предпринимательства потребуется очень серьезная, наступательная работа. Тех, кто тормозит механизмы реализации государственной политики, необходимо выявлять и называть поименно.

Большой интерес у присутствующих вызвали доклады представителей районов республики. Так, в выступлении генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Завод им. Серго» Радика Хасанова, содержащего конкретные цифры и факты, дано вполне четкое представление о системе взаимоотношений этого крупного производственного объединения и малых предприятий – участников промышленного кластера «Бытовая техника». «В 2006 году наши обороты в денежном выражении составили 3 млрд. 400 млн. рублей, а за 2007-2010 годы мы планируем увеличить объемы нашего производства на 20%. Несомненно, мы рассчитываем и на эффективную работу участников промышленного кластера», – заявил Радик Шавкятович.

Руководитель исполнительного комитета муниципального образования «Город Набережные Челны Василь Шайхразиев сообщил: на сегодняшний день в городе действуют 18 тысяч индивидуальных предпринимателей. В 2006 году малыми предприятиями было произведено продукции на 17 миллиардов рублей, рост по сравнению с 2005 годом произошел в 1,3 раза. Василь Габтелгаязович поделился с присутствующими наработками городских властей в деле поддержки развития предпринимательства. За два последних года органами муниципального управления Набережных Челнов было разработано и принято 12 нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование механизмов взаимодействия между субъектами малого бизнеса и органами самоуправления. Опыт Набережных Челнов Премьер-министр РТ рекомендовал участникам заседания как положительный, достойный применения в других регионах республики.

В выступлении исполнительного комитета муниципального образования «Актанышский муниципальный район» Дильшата Анамова были озвучены проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям в депрессивных районах республики. Это и острая нехватка кадров, поскольку не многие из молодых остаются работать в своем районе; и низкий уровень заработной платы; и отсутствие крупных промышленных производств. Руководство района обратилось к руководителям крупных промышленных предприятий республики с просьбой о размещении на территории Актанышского района своих заказов. В частности, благодаря поддержке ОАО «КАМАЗ» удалось реализовать выгодный бизнес-проект. В целом же по-прежнему актуальной для актанышцев остается проблема финансирования бизнес-начинаний.

Рустам Минниханов поддержал выступающего, заявив, что при содействии АК БАРС БАНКа и Инвестиционно-венчурного фонда РТ вопрос предоставления кредитов актанышским предпринимателям найдет свое положительное решение. Но финансирование – это еще не гарантия успеха, необходимы квалифицированные кадры: управленцы, менеджеры проекта, подчеркнул Рустам Нургалеевич.

В завершение заседания Кабинета министров прозвучало выступление председателя правления Ассоциации рестораторов и отельеров г. Казани и Республики Татарстан Зуфара Гаязова. «Успех дела в нашей сфере во многом зависит от грамотной раскрутки продукта местных производителей, – сказал Зуфар Фадипович. – Мы охотно будем закупать продукты, произведенные в нашей республике, имеющие сертификаты качества».

В целом заседание Кабмина носило деловой, конструктивный характер и позволило выявить ряд наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов в сфере малого бизнеса.

* * *

По данным социологического опроса, проведенного в республике среди предпринимателей, 79% респондентов считают, что финансовое состояние их предприятий устойчивое, и в дальнейшем оно будет улучшаться; 62% уверены, что в ближайшей перспективе будет развиваться и их собственный бизнес, и в целом предпринимательство в Татарстане.



Слайд12 из доклада Сергеевой

Отчасти это подтверждается и результатами исследования, проведенного в июле 2006 года Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Целью исследования являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах Российской Федерации. По данным этого исследования Республика Татарстан входит в регионы устойчивого развития малого бизнеса, и, по мнению самих же татарстанских предпринимателей, условия и факторы развития предпринимательства в республике выше среднего.


Алла ОРЕХОВА.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница