Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»




страница1/2
Дата04.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

Ливанова Е.Ю.


«Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»

Учебно-методическая разработка

Н. Новгород

2012

Содержание

Введение 3





  1. Производственная практика как элемент формирования 6

профессиональных компетенций выпускника вуза

    1. Проблема повышения профессиональных 6

компетенций выпускника вуза

    1. Самостоятельная работа как фактор формирования 10

контрольно-оценочных умений у студентов вуза


  1. Порядок проведения практики студентов образовательных 13

учреждений высшего профессионального образования

    1. Сущность и виды практики. 13

    2. Порядок организации и финансирования практики 16




  1. Опыт кафедры мировой экономики и бизнеса экономического 21

факультета ННГУ в организации учебно-ознакомительной

и производственной практик студентов




  1. Актуальные задачи внутривузовской гарантии качества 27

учебных планов и содержания образовательных программ

    1. Обеспечение востребованности выпускников 27

    2. Организация анкетирования для оценки качества 29

программ и квалификаций

    1. Перспективы создания отдела маркетинга 30

в структуре центра качества образования

Литература 33
Приложения

Введение
Современную российскую высшую школу нельзя охарактеризовать однозначно: вузы имеют существенные различия не только в исторических и географических особенностях, в объемах и спектре подготовки студентов, но в качестве и востребованности самого получаемого образования. Безусловно, имеются и общие характеристики, главная из которых - практически все высшие учебные заведения России имеют государственную аккредитацию, а, значит, удовлетворяют минимальным требованиям государства.

В настоящее время множество вузов готовит специалистов по одним и тем же образовательным программам. При этом выпускники одних учебных заведений без труда находят работу и, благодаря высокому качеству подготовки, пользуются большим спросом со стороны работодателей, а выпускники других – с точно такими же, казалось бы, дипломами должны самостоятельно искать работу, зачастую не по специальности.

Несомненно, успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее отставание качества образования от предъявляемых к нему требований работодателя.

Основным признаком формирующегося мирового образовательного рынка является высокий уровень конкуренции. Утверждение страны на глобальном рынке труда и международном рынке инновационных технологий зависит от эффективности образовательной системы, а высшее образование постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государства.

Вхождение России в Болонский процесс предоставляет новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Демографический спад, который характерен не только для России, но и для Западной Европы, уже в ближайшей перспективе приведет к острой конкуренции за студентов высших учебных заведений и на международном, и на национальном уровне. А инструментами в этой борьбе будут: эффективность управления образовательным процессом, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для студента войти в международные сети непрерывного образования.

Большое значение для реализации большинства направлений модернизации образования имеет принятая Министерством образования и науки РФ в 2010 году «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2015 года». В этом документе обозначены основные проблемы развития системы образования в России, одной из которых является усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями. Всей инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями новой экономики. Для обеспечения эффективности механизмов предоставления качественного образования и его доступности необходима структурная перестройка системы российских вузов, направленная на более эффективное взаимодействие образования и рынка труда.

В ряду частных проблем обозначено отставание системы образования от требований социально-экономического развития, выраженное в отсутствии адекватной реакции профессионального образования на потребности рынка труда. Согласно данным Минобрнауки, более четверти выпускников высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности.

Вузы России действительно находятся в сложной ситуации, обусловленной формирование рыночной экономики и гражданского общества. Инновационные изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями и организациями различных форм собственности в вопросах подготовки специалистов. Ликвидация системы государственного распределения выпускников вузов привела к серьезным социальным проблемам, связанным с угрозой безработицы для молодых специалистов – выпускников вузов. В результате значительное число выпускников, в том числе, окончивших вуз по престижным сегодня экономическим и юридическим специальностям, остаются невостребованными, т.е. государственные вложения в образование используются нерационально.

Необходимы серьезные научные исследования проблем, связанных с «синтезом» высшего образования и рынка труда, как на уровне государства, так и на уровне регионов и отдельных вузов. Ведомства, занимаясь исследованиями рынка занятости в масштабах государства, должны определять приоритетные направления развития высшего образования, потребности в специалистах различных категорий, обосновывать необходимость введения новых учебных дисциплин в образовательные стандарты специальностей. В тоже время каждому конкретному вузу необходимо прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.

В настоящее время вузы работают на двух рынках одновременно: рынке образовательных услуг и труда. Особенностью образовательного рынка является то, что вуз (в отличие от любого другого субъекта рыночных отношений) получает денежные средства за оказываемые образовательные услуги от промежуточного потребителя – студентов (абитуриентов), в то время как конечные потребители - фирмы и предприятия – оказываются освобожденными от оплаты готового продукта – молодого специалиста. Деятельность вуза оказывается направленной на промежуточное звено в лице студентов (абитуриентов) и их родителей, у которых есть свои ожидания от системы образования, т.е. определенные образовательные потребности.

Чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов, и в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на предприятиях.

Что касается требований к подготовке специалиста, зафиксированных во ФГОС, то они имеют самый общий характер. Ни профессиональных запросов, реформирующегося российского производства, ни специфики предпочтений регионального рынка труда этот стандарт не отражает, да и не должен.

На сегодняшний день практически отсутствует обратная связь вуза с выпускниками и анализ их трудоустройства в связи с потерей вузами ранее сформированной клиентуры заказчиков. Вместе с тем, представители предприятий и организаций основным источником пополнения кадров считают вузы, а не биржи труда или кадровые агентства.

Создание департамента, выполняющего вышеозначенный мониторинг, восполнит этот пробел, что значительно ускорит маркетинговый анализ окружающей среды вуза, диагностику кадрового потенциала и его функций на предприятиях различных отраслей, а также оценку соответствия потенциала вуза требованиям регионального рынка и разработку рекомендаций по их трансформации в учебный процесс. В итоге реализации данных мероприятий можно разработать полноценную схему сделок «купли-продажи» специалистов.

Такое решение проблемы будет выгодным как для вуза и специалиста, так и для предприятия и государства. Вуз приобретет дополнительные источники финансирования на основе повышения качества подготовки специалиста. Студент получит качественное образование и базу для практики, гарантию трудоустройства. Предприятие будет обеспечено высококвалифицированными кадрами. Государство же обретет возможность повышения собственного статуса в глазах иностранных партнеров.


  1. Производственная практика как элемент

формирования профессиональных компетенций выпускника вуза



    1. Проблема повышения профессиональных

компетенций выпускника вуза

Оптимизация процесса управления образовательным учреждением предполагает формирование такой системы управления, которая способна сориентировать учебные заведения в своей работе на повышение качества обучения, доступность образования и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Одна из основных задач высшего профессионального образования (ВПО) – формирование у выпускника универсальных и предметно-ориентированных компетенций. Уточним природу самого явления.

Термином компетенция обозначают владение способами действий со специфическим объектом, обеспечивающим продуктивное выполнение конкретного вида деятельности.

Термин профессиональная компетентность понимается как интегративная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения комплекса обозначенных во ФГОС видов профессиональной деятельности и решения профессиональных задач. Т.е. компетенция предстает частным элементом по отношению к компетентности. Профессиональная компетентность (ПК) предстает как результат междисциплинарной системной интеграции всех составляющих ООП: целей, результатов, содержания и реализации образовательного процесса.

Структуру профессиональной компетентности (ПК) целесообразно представить тремя составляющими: образовательной, профессиональной, социально-личностной. Разделение компонентов ПК носит характер методологической условности, необходимой для удобства исследования каждого компонента, чтобы впоследствии, в ходе учебного процесса, разработать технологию взаимосвязанного формирования всех составляющих ПК как единого свойства личности.

Содержание образовательного компонента (ОК) профессиональной компетентности может быть оптимизировано на основе базовых методических положений: 1) знания по своей природе являются ориентировочной основой деятельности; 2) овладеть деятельностью можно лишь путем упражнений в выполнении именно этого вида деятельности в условиях, максимально приближенных к естественным параметрам его протекания. Соответственно, формирование ОК не может рассматриваться изолированно от профессионального компонента, поскольку приобретаемые студентами знания должны интегрироваться в ориентировочную основу становления навыков профессиональной деятельности с конкретными объектами – специфических профессиональных компетенций. Именно объекты и виды профессиональной деятельности (и, следовательно, детерминированные ими профессиональные компетенции) предопределяют логику организации ОК.

В связи с тем, что объектом нашего исследования является управление процессом повышения профессиональных компетенций, выделим стороны, заинтересованные в проведении данного процесса. В ряде публикаций в качестве таких заинтересованных сторон рассматриваются работодатели, непосредственно обучающийся, государство, образовательные учреждения.



Работодатель желает получить специалиста, который бы максимально безболезненно прошел период адаптации после окончания учебного заведения. Он хочет, чтобы выпускник высшего учебного заведения владел всеми необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками, а суть адаптации сводилась бы к «вливанию» в коллектив. Иногда к профессиональным компетенциям относят ряд знаний, умений и навыков, которые больше соответствуют личностным, коммуникативным компетенциям, умению работать в коллективе. Для реализации данной цели учебные заведения могут взаимодействовать с работодателем в самом образовательном процессе.

Обучающийся не сразу становится заинтересованной стороной. Те, кто пришли учиться, достаточно далеки от понимания сути профессии, которую они выбрали. Обучающийся может влиять на процесс формирования профессиональных компетенций, участвуя в научных исследованиях, организации учебного процесса, при выборе места прохождения практики, специализации, выборе тем дипломной работы и проектов. Роль студента также очевидна при выборе так называемой кредитной корзины, состоящей из двух видов дисциплин – обязательной (40%) и элективной, каждая из которых оценивается системой баллов или зачетных единиц. Грамотное формирование кредитной корзины, очевидно, влияет на процесс участия обучающегося в приобретении профессиональных компетенций.

Государство безусловно является заинтересованной стороной и влияет на процесс формирования профессиональной компетентности во всех отраслях народного хозяйства. В данном случае речь идет о разработанных стандартах, которым должен соответствовать уровень образования, полученный каждым обучающимся.

Главным субъектом управленческих отношений здесь выступает образовательное учреждение. Общеобразовательная школа в том виде, в котором она сейчас существует, в основном не содержит в себе элементов профессионализации; основная программа не ставит целью формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Более того, ни в одной программе четко не прописано, что общеобразовательная школа обязана готовить своих учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Выпускнику вручают аттестат о получении полного среднего образования, а не о возможности продолжить учебу в понравившемся вузе. Сегодня все большую ценность приобретают профильные классы, лицеи, гимназии, учеба в которых сориентирована не столько на конкретный вуз, сколько на определенную область знаний (гуманитарные, естественные, технические науки и т.д.).

Участие общеобразовательных школ в управлении формированием профессиональных компетенций видится в создании необходимых предпосылок.

Во всем мире профессиональные компетенции становятся в центре внимания всех без исключения образовательных учреждений независимо от их направленности и приверженности тем или иным формам получения образования (классическое, открытое, дистанционное и др.). Именно профессиональные компетенции и их формирование являются знаком качества, признаком классности и статусности учебного заведения.( ) В условиях острой конкуренции все университеты мира «сражаются» за своих студентов. Схема проста: студент должен выбрать данный конкретный вуз, получить диплом о его окончании, устроиться на работу, а работодатель должен признать диплом данного вуза.

Высшее образование во всем мире претерпевает значительные перемены. Налицо тенденция трансформации универсального образования в сторону профессионального. В странах, где представлена инициативная модель предпринимательства, например в США, акцент на профессионализации образования присутствует давно. В европейских университетах в связи с Болонским соглашением также осуществляется переход к более общей модели образования. Введение двухуровневой системы позволит добиться более верного сочетания универсальной составляющей высшего образования и профессионального элемента. На уровне бакалавриата обучающийся приобретает необходимые универсальные знания, умения и навыки в рамках выбранного направления. На уровне магистратуры доминирует профессиональный элемент.

Гарантия качества образования – это актуальная проблема как для России, так и для всего мирового сообщества, обусловленная в том числе быстрым ростом как государственных, так и частных затрат на него. Кроме того, стремление многих стран мира построить динамичную основанную на знаниях экономику вынуждает высшие учебные заведения все серьезнее относиться к качеству образовательных программ и присуждаемых квалификаций, поднимать гарантии качества на более высокий уровень.

Гарантии качества должны основываться на таких фундаментальных принципах как:


  • заинтересованность учащихся, студентов, преподавателей и общества в целом в высоком качестве образования;

  • признание важности организационной автономности учебных заведений, которая должна сопровождаться пониманием ответственности за независимость;

  • соответствие процедур внешней оценки качества учебного заведения заявленным целям.

В решении проблемы качества следует отказаться от узкого директивного, догматического подхода, использующего конкретные жесткие требования, и отдать предпочтение подходу, основанному на общих принципах. Это особенно актуально для России, поскольку социально-экономические условия могут значительно различаться как при переходе от одного региона к другому, так и в пределах одного и того же региона.

Разработка общих стандартов и процедур в области гарантии качества затрудняется тем, что два важных понятия – гарантия качества и стандарт – трактуются по-разному. Понятие гарантия качества в высшем образовании имеет множество интерпретаций и требует контекстуального уточнения в каждом конкретном случае.

Несмотря на все различия, можно выделить общие принципы внешней и внутренней оценки качества высшего образования, которые должны служить основой стандартов и руководств для гарантии качества. Так, например, созданное в 2004 году Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) руководствуется следующими базовыми положениями:


  • Основная ответственность за качество высшего образования и его гарантии должна лежать на вузах, которые являются его поставщиками;

  • Интересы общества, которые непосредственно связаны с качеством и стандартами высшего образования, должны быть защищены;

  • Необходимо совершенствовать и развивать академические программы для студентов и других участников системы высшего образования;

  • Должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, способные предоставлять и поддерживать академические программы;

  • Процесс внешней гарантии качества должен быть прозрачным, а применяемые процедуры точно и ясно определены;

  • Необходимо поощрять развитие культуры качества в вузах;

  • Должны быть разработаны процедуры, позволяющие вузам отчитываться за свою деятельность, в том числе за использование общественных и частных материальных и финансовых инвестиций;

  • Гарантия качества с целью отчетности полностью тождественна гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;

  • Учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;

  • Процедуры и процессы, используемые для внутренней и внешней оценки качества не должны препятствовать развитию разнообразных форм обучения и инновациям.

Стандарты и руководства разработаны АККОРК для двух уровней: стандарты первого уровня описывают внутреннюю гарантию качества (самооценку вузов), а стандарты второго уровня – внешнюю гарантию качества высшего образования.



    1. Самостоятельная работа как фактор формирования контрольно-оценочных умений у студентов вуза.

Изменения, происходящие в системе высшего образования России под воздействием Болонского процесса, в середине 2009 года привели к необратимым изменениям в программах и квалификациях, предлагаемых на образовательном рынке нашей страны. Изменения касаются двух основных сторон системы – это принципы мониторинга и оценки качества, а также структуры и требований к программам и квалификациям.

Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для гарантий качества деятельности высших учебных заведений, по мнению многих аналитиков, не дает большего результата, чем советская система требовании к знаниям. Однако следует признать, что модернизированной современной образовательной системе России мониторинг качества образования, основанный на европейской практике и адаптированный к традициям России, чрезвычайно необходим.

Система внутривузовской гарантии качества

программ и квалификаций.

Европейский стандарт качества предусматривает, что «образовательные учреждения должны иметь официальные механизмы по утверждению, периодическому оцениванию и мониторингу реализуемых программ и присваиваемых квалификаций».

В соответствии с требованиями стандарта гарантии качества программ и квалификаций «должны включать:



  • разработку и публикацию запланированных результатов обучения;

  • постоянный контроль над разработкой учебного плана, составлением и содержанием образовательных программ;

  • специфические требования, предъявляемые к различным видам обучения;

  • доступность соответствующих ресурсов обучения;

  • официальные процедуры по утверждению программ сторонними органами;

  • мониторинг успеваемости и достижений студентами; периодическая оценка программ;

  • постоянные взаимодействия с работодателями, представителями рынка труда и другими организациями;

  • участие студентов в процедурах гарантии качества».

Под воздействием процессов развития внутренней экспертизы в российских учебных заведениях к настоящему времени сформированы основные процедуры обеспечивающие выполнение условий стандарта.

Задачи стандартов и руководств состоят в том, чтобы:



  • поддерживать вузы, демонстрирующие выдающиеся интеллектуальные и образовательные результаты;

  • предоставлять помощь и оказывать поддержку вузам и аккредитационным агентствам в развитии их собственной культуры гарантии качества; информировать вузы, студентов, работодателей и другие заинтересованные стороны о том, как развивается высшее образование и каких результатов оно достигло;

  • накапливать информацию в базах данных и использовать ее в интересах высшего образования и гарантий качества на образовательном пространстве России и других стран.

Рассмотрим элементы процедуры внутренней гарантии качества программ и квалификаций используемые в вузе.

    1. Планирование результатов обучения, выражающихся в корректировании набора реализуемых программ по результатам оценки трудоустройства выпускников.

    2. Мониторинг успеваемости и достижений студентами, выражающийся в процедурах промежуточной и итоговой аттестации, рейтинговании студентов.

    3. Постоянные взаимодействия с работодателями, представителями рынка труда, выражающиеся в привлечении работодателей к образовательной деятельности в рамках спецкурсов или практических образовательных блоков.

    4. Мониторинг учебных планов, выражающийся в модернизации принципов их составления и контроля содержания образовательных программ.

    5. Периодическая оценка программ, выражающаяся в процедурах опроса мнения абитуриентов, студентов и работодателей.

    6. Участие студентов в процедурах гарантии качества, выражающихся в развитии системы студенческого самоуправления.

Очевидно, что первые три процедуры представляют собой модернизированные процедуры советской образовательной системы. Три следующей процедуры ярко демонстрируют изменения в вузовской системе и являются результатом внедрения европейского подхода.

Одним из условий формирования контрольно-оценочных умений у студентов вуза в процессе самостоятельной работы является организация взаимовыгодного сотрудничества. О привлечении работодателей и других специалистов к сотрудничеству в сфере профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка говорится в перечне основных задач государства в сфере образования (Национальная доктрина образования в РФ). Исследователи отмечают, что в современных условиях крайне важна организация социального диалога между высшими профессиональными образовательными учреждениями, работодателями, профсоюзами и службами занятости.

В рамках этого сотрудничества существенную роль играет организация практики в условиях предприятия. В рамках учебного процесса подготовки специалистов, например менеджеров, предусмотрено прохождение следующих практик: учебно-ознакомительной, экономической и практики по менеджменту (производственной). Учебно-ознакомительная практика позволяет углубить систематизировать, закрепить теоретические знания в условиях конкретной организации; экспериментально проверить основные научно-теоретические положения изучаемых дисциплин, сформировать контрольно-оценочные умения, приобрести необходимые навыки самостоятельной работы, выявить исследовательские и аналитические способности студентов.

За время учебно-ознакомительной и производственной практик студенты выполняют индивидуальное задание по более углубленному изучению отдельных функций работы организации, сбору материала для студенческих исследовательских работ, решению конкретных проблем в сфере экономической деятельности в интересах организации – базы практики. Индивидуальные задания разрабатываются совместно руководителями практики от университета и от организации (базы практики) и определяются спецификой деятельности организации, ее функциями, особенностями объекта прохождения практики.

В отчете по учебно-ознакомительной практике должно четко прослеживаться критическое отношение (с позиций возможного совершенствования и улучшения) к вопросам, изучаемым на практике. По материалам практики студентами выполняется научно-исследовательская работа.

В период практики студенты привлекаются к участию в научных разработках преподавателей кафедры, в научно-практических конференциях и семинарах. Они собирают материал для участия в конкурсах научно-исследовательских работ студентов. Тематика научно-исследовательских работ актуальна, прежде всего, с точки зрения интересов организации и профессиональных интересов будущего специалиста. В связи с этим, организации, предоставляющие места для прохождения практик, остаются заинтересованными в подготовке студентов как своих будущих специалистов. Около 70% выпускников по специальности «менеджмент» начинают карьеру менеджеров в организациях, где они проходили практику в период обучения в вузе (по инициативе вуза или собственной).

Руководители организаций отмечают, что молодые специалисты обладают аналитическим мышлением, инициативой, способны теоретически и практически реализовывать цели предприятия, творчески подходить к решению сложных производственных проблем, ориентированы на поиск позитивного разрешения кризисных ситуаций, возникающих в различные периоды деятельности предприятия.

Таким образом, самостоятельная работа в вузе – это деятельность, в которой студент может проявить свою активность, и от того, как она будет организована, зависит формирование контрольно-оценочных умений студентов и результат их профессиональной подготовки. Исследования в этой области позволили сделать вывод о необходимости использования познавательных задач и организации взаимовыгодного сотрудничества в качестве педагогических условий при построении модели формирования контрольно-оценочных умений у студентов университета.



  1. Порядок проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.




    1. Сущность и виды практики.

Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических умений и навыков по избранной специальности, направлению подготовки.

Практика студента является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, по которой он обучается. Нормативно-правовой базой для организации практики студентов является Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154 г, зарегистрированный в Минюсте РФ 2 июня 2003 г. № 4617 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положение о порядке проведения практики в ННГУ. Цели и задачи практики определяются соответствующими ФГОС ВПО и примерными программами практики, рекомендуемыми соответствующими УМО:




  • формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности;




  • закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;




  • овладение необходимыми методами, умениями и навыками по избранной специальности;




  • углубленное изучение отдельных дисциплин специальности и специализации;




  • использование результатов практики для подготовки дипломной  (выпускной квалификационной) работы.

Программа практики может предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ФГОС ВПО, уставом образовательного учреждения, а также настоящими Рекомендациями вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают положение (положения) о практике студентов с учетом специфики подготовки специалистов. Содержание, виды и сроки практики студентов определяются соответствующим Федеральным Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки или специальности высшего профессионального образования, учебным планом, программами и соответствующими приказами ректора.

Виды практики.

Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам, являются: учебная, производственная и преддипломная практики.



Практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

1. Учебная практика призвана дать первичные сведения и познакомить студентов со спецификой деятельности по избранной специальности, направлению. Она проводится, как правило, в начальный период обучения (1-2 год обучения). Задачей учебной практики является знакомство с основами будущей профессиональной деятельности, получение сведений о специфике избранного направления подготовки или специальности высшего профессионального образования, а также овладения первичными профессиональными умениями и навыками. Учебная практика может включать в себя несколько этапов. Например, ознакомительная практика в организациях различных организационно - правовых форм; учебно-производственная практика по получению первичных профессиональных умений в учебных мастерских, лабораториях, других структурных подразделениях вуза, а также в школах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Перечень учебных практик по основной образовательной программе ВПО определяется вузом.



  1. Задачами производственной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, приобретение необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки студентов, указанных во ФГОС ВПО.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю специальности (технологическая, исполнительская и т.п.), научно - исследовательская, научно - педагогическая практики. Задачами производственной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, приобретение необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки студентов, указанных во ФГОС ВПО.
         Производственная практика имеет следующие виды: производственно-ознакомительная, педагогическая, переводческая,  юридическая, специальная. 


Производственная практика студентов, осваивающих программу специализированной подготовки магистра, обязательно включает научно-исследовательскую или научно-педагогическую практики. Научно-исследовательская и научно-педагогическая практики регламентируются соответствующими положениями. 
Педагогическая практика – разновидность специальной производственной, в процессе которой студент овладевает основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы. Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях с целью получения студентами навыков преподавания. Она также проводится при получении студентом дополнительной квалификации «Преподаватель».

Специальная практика студентов юридического факультета (правовая клиника) является составной частью специальной подготовки юристов. Цель правовой клиники – овладение практическими навыками работы юриста.

 Задачами правовой клиники являются:

http://openedu.tversu.ru/_themes/network/netbul1.gif

  • формирование и закрепление навыков профессиональной деятельности юриста; 

http://openedu.tversu.ru/_themes/network/netbul1.gif

  • приобретение организационных навыков; 

http://openedu.tversu.ru/_themes/network/netbul1.gif

  • совершенствование деловых качеств студентов; 

http://openedu.tversu.ru/_themes/network/netbul1.gif

  • развитие коммуникативных навыков; 

http://openedu.tversu.ru/_themes/network/netbul1.gif




  1. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения.

Преддипломная (предквалификационная) практика студентов   направлена на подготовку к защите дипломной или выпускной квалификационной работы. Преддипломная практика организуется на завершающем этапе обучения и проводится, как правило, после освоения программ теоретического обучения, прохождения практик и сдачи студентами всех видов аттестации, предусмотренных учебным планом.

Преддипломная практика проводится на факультетах университета, в сторонних организациях, а также в полевых условиях.

 Учебная, производственная и преддипломная (предквалификационная)  практики могут проводиться в форме полевых практик.

Полевые практики связаны с выездом студентов на учебные базы, в стационары  сторонних организаций, в полевые лагеря, заповедники и на другие охраняемые территории в составе маршрутных (стационарных) экспедиций (геологических, экологических, биологических, географических, этнографических, фольклорных, археологических), как правило, за пределы Нижнего Новгорода.

Задачами полевой практики являются:

  • закрепление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях  и в полевых условиях;

  • приобретение практических навыков полевой работы (учебная, производственная практики);

  • сбор фактического материала, наблюдений за природными объектами и явлениями, их описание и документация (учебная и производственная практики);

  • приобретение и совершенствование профессиональных навыков планирования, организации и проведения полевых исследований;

  • обучение поведению в экстремальных условиях, развитие и совершенствование профессионально-прикладной подготовки (производственная практика);

  • сбор научного материала и его предварительная обработка для дальнейших исследований (предквалификационная и преддипломная практики). 


2.2. Порядок организации и финансирования практики
Организация практики.

Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Объемы и содержание всех этапов учебной и производственной практики определяются программой практики, которая утверждается вузом на основе примерных программ практик, рекомендуемых соответствующим УМО, и с учетом специфики баз практики. Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения, а также в организациях. Производственная и преддипломная практики студентов проводятся, как правило, в организациях.

Основным документом по организации и проведению практики является программа практики. Программа практики разрабатывается соответствующей кафедрой, обсуждается методической комиссией факультета, принимается ученым советом факультета и утверждается деканом.

Для руководства практикой студентов в структурных подразделениях вуза назначается руководитель (руководители) практики. Для руководства практикой студентов в организациях назначается руководитель (руководители) практики от высшего учебного заведения и от организации.



Ответственным за организацию практик студентов факультета является декан. Непосредственное руководство практикой осуществляет руководитель практики, назначаемый деканом факультета или заведующим кафедрой. Руководитель практики от факультета (кафедры):





  • отвечает за организацию практик студентов;




  • несет ответственность за обеспечение своевременного первичного инструктажа по технике безопасности;




  • участвует в разработке программы практики;




  • устанавливает связь с руководителем практики от организации и совместно с ним составляет программу проведения практики;




  • готовит проект приказа ректора о проведении практики с указанием списочного состава студентов и преподавателя-руководителя, а также сроков и места проведения практики, ее финансирования.

Администрация учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики и обеспечивает отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами.

Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Сроки устанавливаются с учетом теоретической подготовленности студентов и возможностей учебно-производственной базы учебного заведения, наличия рабочих мест в организациях по месту прохождения практики. Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие по профилю избранной специальности, все виды практики, за исключением преддипломной, могут проходить в индивидуальном порядке при согласовании с деканом (заведующим кафедрой).

Практика в организациях (предприятиях) осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентов вузов. В договоре вуз и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов. Договор должен предусматривать назначение двух руководителей практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также руководителей практики от высшего учебного заведения.



Практика может проводиться в составе курса,  одной или нескольких академических групп, временных рабочих коллективов, организуемых университетом и включающих группы преподавателей, научных сотрудников и студентов разных курсов, а также в порядке индивидуальной подготовки. Практика, проводимая в индивидуальном порядке, организуется по личному заявлению студента, согласовывается с соответствующей кафедрой и оформляется распоряжением декана.

При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии. Студенты, обучающиеся в рамках целевой контрактной подготовки и заключившие контракт с будущими работодателями, производственную и преддипломную практики, как правило, проходят в этих организациях. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена учебная и производственная практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю. Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов в неделю (ст.92 Трудового Кодекса Российской Федерации). При проведении полевых практик продолжительность рабочей недели составляет 6 дней. С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

На студентов, оформленных в период практики на вакантные штатные места принимающей организации, распространяются правила охраны труда и действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, с которыми студенты должны быть ознакомлены в установленном порядке. На студентов, зачисленных на штатные должности, распространяется трудовое законодательство, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

Студенты, направляемые на практику, обязаны:


  • явиться на установочное собрание (конференцию), проводимое руководителем практики;

  • детально ознакомиться с программой практики;

  • своевременно прибыть на место прохождения практики;

  • соблюдать режим работы, выполнять указания руководителя практики и программу практики;

  • изучить и выполнять правила техники безопасности;

  • своевременно подготовить отчет по практике.



Форма и порядок отчетности по практике.

Практика студентов оценивается по результатам отчетов, составляемых ими в соответствии с утвержденной программой, по отзывам руководителей. Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т.п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением с учетом требований ФГОС ВПО.

Форма промежуточного и (или) итогового контроля прохождения практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований ФГОС ВПО.

Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию в соответствующем семестре.

Оценка по учебной практике выставляется «зачет»/«незачет», по производственной и преддипломной практике – «зачет»/«незачет» или «дифференцированный зачет». Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.

Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

Руководителями учебной практики от высшего учебного заведения назначаются, как правило, преподаватели соответствующих выпускающих кафедр. В тех случаях, когда учебная практика является продолжением изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, определяется вузом.

Учебная нагрузка учебных мастеров и преподавателей по практике определяется, исходя из количества учебных педагогических (недель) часов, предусмотренных учебным планом в соответствии с Нормами времени нагрузки профессорско-преподавательского состава университета, но не более 40 часов в неделю.

Руководителями производственной и преддипломной практик от высшего учебного заведения назначаются преподаватели соответствующих выпускающих кафедр. Руководители практики от высших учебных заведений:



  • устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

  • разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

  • принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

  • несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

  • осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

  • оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к дипломному проекту (работе);

  • оценивают результаты выполнения практикантами программы практики.

Порядок  финансирования практик. 

Оплата расходов по проведению практики студентов, обучающихся за счет средств государственного бюджета, производится на основании приказа ректора о проведении практики,  согласно  утвержденной смете расходов.

Оплата расходов по проведению практики студентов, обучающихся на внебюджетной (договорной) основе, производится за счет средств соответствующих факультетов, согласно утвержденным сметам.

За период прохождения студентами практики, связанной с выездом из места нахождения учебного заведения, выплачиваются суточные в размере 50% от норм суточных, установленных действующим законодательством для сотрудников, включая дни нахождения в пути к месту практики и обратно. Возмещение расходов по найму жилого помещения студентам, как правило, не производится.

Проезд студентов, направляемых на практику железнодорожным, автомобильным (кроме такси) или водным транспортом к месту проведения практики и обратно, оплачивается в соответствии с утвержденными сметами.

Студентам, зачисленным на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится. Если учебная, производственная, в т.ч. научно-исследовательская, и другая практика проводится в структурных подразделениях университета или в других организациях, учреждениях, предприятиях, находящихся в Нижнем Новгороде, то суточные не выплачиваются.

Оплата преподавателям университета суточных за проезд к месту проведения практики вне места нахождения учебного заведения и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оплате служебных командировок.

Оплата расходов по проведению практики в сторонних организациях осуществляется университетом в соответствии с заключенными договорами. Оплата труда руководителей практики от других организаций устанавливается руководителем.


  1. Опыт кафедры мировой экономики и бизнеса экономического факультета ННГУ в организации учебно-ознакомительной и производственной практик студентов

Кафедра мировой экономики и бизнеса образована на основании решения Ученого совета ННГУ в апреле 1996 года. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области мировой экономики и международного бизнеса продиктовано: 1) нарастающими потребностями компаний и предприятий – участников внешнеэкономической деятельности в квалифицированных специалистах; 2) необходимостью совершенствования и диверсификации структуры экономического факультета. Образовательная программа по специальности «Мировая экономика» включает:

углубленное изучение двух иностранных языков (английский и немецкий) и полный спектр основных и специальных дисциплин:

организация и управление внешнеэкономической деятельностью;

• обеспечение внешнеэкономической деятельности на базе региональных информационных систем;

• принятие управленческих решений в международном бизнесе;

• международный менеджмент;

• международный маркетинг;

• международные валютные отношения (валютный дилинг);

• международная статистика;

• мировой рынок ценных бумаг;

• мировые банковские системы;

• право ВТО;

• экономическая дипломатия;

• экономика ЕС (на итальянском языке)

• отечественные и зарубежные методики оценки инвестиций;

• мировая политика и международные отношения;

• страны мира: история и этнография.

Первый Российский конкурс «Лучшая экономическая кафедра» организован и проведен в 2009 году Вольным экономическим обществом России совместно с Международной Академией менеджмента при поддержке Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Победителем конкурса «Лучшая экономическая кафедра» в номинации «внешнеэкономическая деятельность» стала кафедра Мировой экономики и бизнеса экономического факультета ННГУ.

Учебный процесс организован в соответствии с требованиями системы качества, разработкой критериев которой занимается Центр качества образования ННГУ.

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 080100 Экономика (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 г. № 747) образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" (раздел 7.15.) «является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом».

На протяжении 10 лет кафедра мировой экономики организует для студентов 3 курса специальности «Мировая экономика» обязательную учебно-ознакомительную практику в Дилинговом центре, являющуюся неотъемлемой частью курса «Международные валютно-кредитные отношения». Дилинговая практика предполагает двухнедельное получение практических навыков торговли на валютном рынке, а ее результаты оформляются студентом в курсовую работу (отчет о результатах торгов на валютном рынке, анализ прибылей и убытков по счету). Реальная возможность торговли на валютном рынке в процессе обучения зачастую в дальнейшем сочетается с применением приобретенных навыков в практической деятельности. По Результатам практических исследований студенты пишут курсовую работу, включающую анализ ошибок принятых финансовых решений.

Начиная с 1997 года, на кафедре действует система производственных практик для четверокурсников, обеспечивающая устойчивое взаимодействие между будущими дипломантами кафедры, руководителями дипломных работ, а, зачастую, и их будущими руководителями. На сегодняшний день в числе баз практики такие организации как: Торгово-Промышленная Палата Нижегородской области, Администрация г. Н. Новгорода и области, Нижегородский институт экономического развития (НИЭР), ГОУ ДПО Нижегородский научно-информационный центр (НИИЦ), ОАО Нижегородский машиностроительный завод, Приволжское таможенное управление ФТС России, Управление уполномоченного Министерство промышленности и торговли РФ по Волго-Вятскому району, ОАО Сбербанк России. Руководство и организацию учебно-ознакомительной (дилинговой) и производственной практик осуществляют доценты кафедры мировой экономики и бизнеса. В итоге научными руководителями многих дипломных работ являются руководители предприятий или структурных подразделений предприятий (организаций) – баз производственной практики.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Экономический факультет

Учебная программа

Дисциплины производственная практика

по специальности 080102 «Мировая экономика»



Нижний Новгород





1.Область применения

В соответствии с государственным образовательным стандартом образовательная программа по специальности «Мировая экономика» в учебную программу введена производственная практика.

2. Цели и задачи дисциплины

Содержание практики направлено на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности.

Практика проводится в организациях любых правовых форм. На период прохождения практики студент становится членом трудового коллектива организации.

Основными целями практики являются:


  • закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения путем ознакомления с работой отделов внешнеэкономических связей организаций;

  • ознакомление с нормативно-правовой базой и правовым обеспечением внешнеэкономической деятельности фирмы;

  • определение направления дипломного исследования;

  • получение знаний о работе предприятий и организаций Нижегородской области, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Задачи практики:

  • ознакомление с документацией непосредственно в организации;

  • ознакомление с организацией работы отделов внешнеэкономических связей;

  • определение направления дипломного исследования.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения студенты должны:



  1. иметь системное представление о работе отдела внешнеэкономических связей организации;

  2. понимать необходимость юридического сопровождения внешнеэкономической деятельности.

Знать:

  1. основные нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность организаций;

  2. принципы организации и осуществления внешнеэкономической деятельности организации.

Уметь:

  1. анализировать общую экономическую и внешнеэкономическую документацию организации;

  2. систематизировать и обобщать информацию для подготовки отчета по практике;

  3. уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для подготовки отчета по практике.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

По очной форме обучения



Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

2 недели

7

8








Организационное собрание по практике

2 часа




2 часа










Самостоятельная работа

2 нед.




2 нед.










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет




Зачет









  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница