Либертарианская система журналистики




Скачать 77.78 Kb.
Дата09.05.2016
Размер77.78 Kb.
Либертарианская система журналистики
Переходим к рассмотрению либертарианской прессы и прессы социальной ответственности. В этом случае говорить будем главным образом о США.

Обе эти модели журналистики близки, понять их можно, только сравнивая друг с другом, при том значение обеих переоценить невозможно. При всех своих недостатках и противоречиях, они представляют собой итог более чем трехсотлетнего практического применения принципа свободы слова. Наряду с вопросами, касающимися свободы печати, характеристики обеих моделей будут обязательными темами и для семинарских занятий 21 октября, и при подготовке вами рефератов, защита которых намечена на 28 октября. Тема важна, потому что объясняет логику и принципы работы ваших зарубежных коллег, а также дает возможность оценивать деятельность российских СМИ, понимать присущие нам особенности и специфику.

Либертарианская, значит основанная на свободе воли.


  1. Оформилась и принята в Англии (после 1688 г.) и в США; влиятельна и в других странах;

  2. Теория развивалась из трудов Джона Мильтона, Джона Локка, Джона Милля и из философии рационализма и естественных прав человека;

  3. Основные цели печати – информировать, развлекать, продавать, но главным образом помогать «открывать правду» и контролировать (check in) действия правительства;

  4. Печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономическими возможностями и средствами;

  5. Печать контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей» («процесс возвращения к истине»), а также судами;

  6. Запрещены клевета, непристойности, измена в военное время;

  7. Печать принадлежит главным образом частным лицам;

  8. Основное отличие от других концепций в том, что печать является инструментом контроля над правительством (checking on government) и удовлетворения других нужд общества.

Являясь продолжением либеральных философских принципов, либеральная доктрина заложила основы всей социально-политической структуры в принявших ее государствах.

Как мы уже выяснили, все философские концепции, обосновывающие либертарианскую доктрину – доктрину свободной воли, сводятся к тому, что человек есть разумное существо, рожденное свободным. Счастье и благосостояние личности являются целью общества. При этом человек сам способен организовывать мир вокруг себя, принимать решения, отвечающие его интересам. Вектор сложения различных интересов продвигает цивилизацию по пути прогресса. Таким образом, реализация интересов индивида является конечной целью и человека, и общества, и государства. Государство при этом существует как механизм обеспечения индивида средой, в которой он может реализовать свои возможности.

Однако даже ортодоксальные либералы понимали, что абсолютная свобода печати и самовыражения в печати чревата перегибами (ложь, клевета, оскорбления и т.д.), наносящими ущерб личности. Естественно, вставал вопрос об ограничении этой свободы, однако границы этих ограничений, их методы и степень участия государства в них до сих пор остаются для либертарианцев камнем преткновения.

Главная цель СМИ в разрешении политических и социальных проблем путем предоставления всех фактов и мнений как основы для нахождения их решения. Для этого пресса должна быть свободна от контроля и давления правительства. Более того, правительству нельзя предоставлять преимущественного доступа к общественности, то есть учреждать за счет налогоплательщиков правительственные СМИ. В обязанности прессы входит контроль за тем, чтобы правительство не переступало отведенных ему границ.

Третий президент США Томас Джефферсон, которого я уже цитировал, говорил, что человеком могут править разум и истина, «открыть двери правде и укрепить привычку проверять все разумом, значит создать самые эффективные оковы, в которые мы можем заковать руки наших преемников, чтобы не позволить им надеть оковы на народ с его собственного согласия».

Пресса, по мнению Джефферсона, должна обеспечить такой контроль над правительством, который ни один другой институт обеспечить не может. Пресса – это сторожевой пес демократии.

Здесь, думаю, мне необходимо дать вам справку о том, что такое Первая поправка к Конституции США, которая очень часто упоминается в связи с работой американской прессы.

Конституция США была принята в 1787 году. Тогда большинство делегатов Конституционного Конвента посчитали очевидным наличие у человека определенных прав и выступили за то, чтобы не включать упоминание об этом в Конституцию. Однако Виргиния и целый ряд других штатов все же сочли необходимым защитить права личности в Основном законе и предложили записать их в приложении к Конституции, которое получило название «Билля о правах».

«Билль о правах» включает в себя первые десять поправок к Конституции США, первая из которых гласит, что люди имеют право говорить и писать то, что они хотят, а также исповедовать любую религию, объединяться в союзы, подавать жалобы в правительство.

Вторая поправка узаконила право народа на хранение и ношение оружия.

В дальнейшем принимались другие важнейшие поправки, существовавшие уже отдельно от Билля. Например, тринадцатая поправка запретила рабство. Поправка 18 запрещала спиртные напитки, но в 1933 году она была заменена поправкой 21. Поправка 19 дала право голоса женщинам и так далее.

Первая поправка является тем многократно испытанным на прочность щитом, под прикрытием которого работает американская журналистика. Из наиболее известных судебных процессов последнего времени, в которых Верховный суд США в очередной раз рассматривал право печати выполнять свою миссию, какой бы одиозной эта миссия не казалась власть предержащим, можно назвать громкое дело "Нью-Йорк таймс" против США в 1971 году. Тогда газета начала публикацию строго засекреченных материалов Пентагона, касающихся войны во Вьетнаме. По требованию министра юстиции печатание было прекращено, поскольку, по мнению чиновников, это могло нанести "непоправимый ущерб интересам обороноспособности США", дело передали в суд. Круговорот слушаний и апелляций занял – вот это интересно! – две недели, а не два года, как у нас, после чего Верховный суд США постановил, что любое ограничение в данном случае "несет сильную презумпцию против конституционности". Газета немедленно возобновила скандальные публикации, за что в конце концов удостоилась премии Пулитцера.

Но продолжим об особенностях либертарианской прессы. К основным функциям СМИ в этой системе журналистики относятся информационная и развлекательная. Функция продажи и рекламы возникла в связи с необходимостью обеспечить себе экономическую основу с тем, чтобы пресса была независимой в экономическом отношении. Государственная поддержка СМИ отвергалась теоретиками либерализма, поскольку она связана с контролем над прессой.

Однако либертарианцы понимают, что и в демократическом обществе государство так или иначе принимает участие в коммуникационном процессе. Обычно в руках государства находится почтовая служба и другие средства связи, которые можно использовать для ограничения распространения СМИ. Ограничительными инструментами по отношению к прессе могут быть также контроль над импортом-экспортом и система налогов.

В большинстве демократических стран основными средствами контроля СМИ является судебная система. Именно суды определяют те границы, до которых может доходить государство в контроле за СМИ. Основной же функцией государств считается поддержание стабильной структуры, внутри которой существует пресса, то есть поддержание свободной конкуренции на рынке информации, мнений и развлечений.

Как уже отмечалось, в либертарианской доктрине существуют противоречия:



  • свобода мнений может привести к нарушению прав личности и требует определенных ограничений;

  • между тем как любые ограничения несовместимы с либертарианской концепцией свободы личности в самовыражении.

И хотя принципиально этот вопрос не разрешен, на практике существуют следующие ограничения:

1. Защита репутации личности. Не допускать, чтобы СМИ наносили ущерб членам общества посредством диффамации, то есть распространением порочащих сведений. Эта задача обеспечивается судом. Наиболее проблемными являются личности, занимающие видные должности. Практика такова, что руководитель должен быть защищен как личность, но как должностное лицо открыт для публичной критики;

2. Запрет на распространение непристойных и неприличных материалов относится к защите морали. При этом понятия «мораль», «непристойность» довольно аморфны. Законодателям пришлось биться над приемлемыми определениями несколько веков;

3. Право государства защищаться от распространения информации и мнений, порочащих или подрывающих доверие к нему. Спор об этом праве ведется свыше двух веков. В английском общем праве предусматривалось наказание за порицание правительства. При становлении своей государственности многие правительства американских штатов также приняли закон о клеветнических слухах в подрывных целях, а федеральное правительство в 1798 году приняло закон об иностранцах и призыве к мятежу, который давал правительству полномочия защищать себя от необоснованной критики. Однако вскоре эти законы были отменены, так как вступали в конфликт с демократическими принципами. Во время двух мировых войн вновь возникли яростные споры об ограничении мнений, способных нанести ущерб непосредственной задаче правительства – добиться победы в войне. Была признана необходимость определенного ограничения свободы слова и прессы при чрезвычайных обстоятельствах национального масштаба. Верховный суд США также одобрил законодательные предложения применять карательные санкции в случае дискуссий, призывающих к свержению демократической системы правления путем принуждения и насилия.

Среди провозглашенных либертарианцами принципов немаловажное место занимает право свободного доступа к информации, в том числе в правительственных структурах. СМИ настаивают на том, чтобы вся деятельность правительства была для них открыта. Однако проблема доступа к информации исполнительных органов власти, дипломатических и военно-технических ведомств, к документам под грифом «секретно», остается неразрешенной, каковой и останется, в чем нет сомнения.

Либертарианская теория прессы отражала мировоззрение эпохи Просвещения. В условиях промышленной и технологической революции на рубеже ХIХ—ХХ веков изменялись понятия государственности и условия деятельности самой прессы. В условиях, когда СМИ сосредоточены в руках группы медиамагнатов, причины недовольства были следующие:



  1. Пресса пользуется своей огромной властью в собственных интересах. Люди, владеющие прессой, проводят свои собственные взгляды в вопросах политики и экономики в ущерб мнению оппонентов;

  2. Пресса пресмыкается перед большим бизнесом и позволяет рекламодателям контролировать редакционную политику;

  3. Пресса сопротивляется социальным переменам;

  4. В освещении текущих событий пресса часто обращает внимание на поверхностное и сенсационное; развлекательным материалам недостает содержательности;

  5. Пресса является угрозой общественным нравам;

  6. Пресса без достаточных на то оснований вторгается в частную жизнь людей;

  7. Пресса контролируется одной социально-экономической группой, «классом предпринимателей», новым людям трудно пробиться в эту сферу, следовательно, ставится под угрозу свободный и открытый рынок идей.

В ХХ веке в США все меньше становилось городов, где были бы конкурирующие между собой газеты, поскольку большая часть тиражей приходилась на долю пяти крупнейших издательств, им же поступала львиная доля доходов от рекламы. Еще пять компаний производили почти все фильмы, которые смотрели американцы.. Две или три сети обслуживали практически все радио- и телевещательные станции в стране. Причем эти станции становились по сути лишь каналами реализации, поскольку программы составлялись рекламодателями и их агентами. Самая острая критика была направлена в адрес маргинальных периодических изданий, которые имели дело с порнографией и комиксами, за то, что способствовали разложению нравов и толкали молодежь к преступлениям.

Такой мощный критический заряд, направленный против либертарианской системы журналистики, нес в себе угрозу введения государственного контроля над СМИ. В этих условиях и родилась идея саморегулирования, которая оформилась в так называемую теорию социальной ответственности прессы.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница